О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФИМ / ГО и Социология / О Т Ч Ё Т по социологическому исследованию на тему: «Качество специализированного образования глазами студентов 3 и 4 курсов ФЭА»

(автор - student, добавлено - 11-05-2014, 13:56)

СКАЧАТЬ:  otchet-po-si.zip [155,49 Kb] (cкачиваний: 113)

 

 

О Т Ч Ё Т

по социологическому исследованию на тему:

«Качество специализированного образования глазами

студентов 3 и 4 курсов ФЭА»

 

 


Содержание

 

I.       Программа социологического исследования 3

1.      Методологический раздел 3

1.1.   Описание проблемной ситуации 3

1.2.   Цель социологического исследования 6

1.3.   Объект социологического исследования 6

1.4.   Предмет социологического исследования 6

1.5.   Задачи социологического исследования: 6

1.6.   Теоретическая интерпретация основных понятий 6

1.7.   Эмпирическая интерпретация основных понятий 7

1.8.   Гипотезы социологического исследования 8

2.      Методический раздел программы 9

2.1.   Обоснование выборки 9

2.2.   Обоснование методов сбора информации 9

2.3.   Календарный план: 9

2.4.   Метод обработки социологической информации 9

II.      Отчёт по социологическому исследованию 10

1.      Таблица результатов 10

2.      Описание, анализ и обобщение результатов 14

3.      Выводы по задачам 25

4.      Выводы по гипотезам 27

5.      Методические рекомендации 29

6.      Практические рекомендации 29

Список литературы 30

Приложение 31


I.   Программа социологического исследования

1.                Методологический раздел

1.1.        Описание проблемной ситуации 

В наше время проблема качества как универсальная проблема находится в центре внимания всего мира. Не является исключением в этом плане и образование. Ведутся многочисленные дискуссии о качестве образования (или об отсутствии такового), включая и высшее образование.

Проблема качества высшего образования, в сравнении с другими его видами и уровнями, находит более широкое отражение в обсуждении теоретиков и практиков, в первую очередь потому, что речь идет о непосредственной связи этого образования с будущей профессиональной деятельностью. В современных условиях беспрецедентного возрастания роли информации и информационных технологий темпы изменений научных и профессиональных знаний столь велики, что, по мнению специалистов, 30 % знаний устаревает во время обучения студентов в вузе, а последующие после выпуска пять лет получили название "периода полураспада профессиональной компетентности". Так что цена качества высшего образования многократно возрастает. Это цена успеха индивидуальной, профессиональной и социальной адаптации, восходящей мобильности. [3]

Роль и место образования в жизни общества и отдельного человека, его задачи и функции, проблемы и противоречия всегда были объектом пристального внимания социологической науки. Сутью социологического подхода являются три основных момента, отличающих его от остальных подходов (экономического, педагогического, философского ...):

1)               Образование рассматривается в контексте его места и роли в современном обществе, во всей совокупности системы общественных отношений как ее элемент, взаимодействующий с другими. В первую очередь, образование ориентированно на подготовку конкретных индивидов, на улучшение жизненных шансов каждого из них, при этом, как часть единой социальной системы, оно взаимосвязано со всеми подсистемами общества (экономической, политической, юридической, социальной, культурной, институтом семьи ...). Социология анализирует образование, прежде всего, как сферу, включенную в систему существующих общественных отношений и влияющую на ее развитие.

2)               Образование изучается как системная целостность, как структура, состоящая из множества взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, как определенная устойчивая, но, в тоже время, динамичная форма организации общественной жизни.

3)               Необходимо отметить, что обучение осуществляется в прямом контакте производителя (преподавателя) и потребителя (обучаемого, иногда их родителей), т.е. путем непосредственного взаимодействия социальных общностей. Характерен тот факт, что, несмотря на постоянную смену членов этих общностей, сами общности статичны и неизменны. Мы имеем в виду тот факт, что в систему образования всегда включены учащиеся (студенты) и педагоги (преподаватели, учителя), что и позволяет изучать феномен образования как статичную реальность, существующую в форме системы позиций и оценок различных социальных групп.

В рамках сферы образования выявляются и анализируются такие характеристики как деятельность, процесс и результаты взаимодействия социальных общностей, т.е. процесс передачи накопленного социального, культурного, научного опыта; качество этого процесса, опираясь на который становится возможным определить эффективность деятельности общностей, вовлеченных в образовательный процесс. При рассмотрении эффективности их деятельности сложным моментом является анализ ее результатов; он требует оценки уровня усвоения учащимися полученных знаний, причем этот процесс «отсрочен» во времени, поскольку лишь выпускники через определенное время смогут охарактеризовать качество полученных знаний. Помимо знаний, требует оценки и уровень реализации воспитательных функций образовательных учреждений.

Высшее профессиональное образование - структурный компонент образования в целом, в которое также входят начальное, среднее, дополнительное профессиональные образования. Высшее профессиональное образование можно рассматривать как уровень, вид, звено образования в целом. Однако в то же время высшее профессиональное образование представляет собой самостоятельную единицу, «клеточку», исследование которой требует специального социологического анализа. В рамках данного подхода качество образования - это те знания, умения и навыки специалиста, которые конкурентны на рынке труда. A.C. Запесоцкий отмечает, что качество образования можно рассматривать как «систему знаний, умений и навыков специалиста, которые находят выражение в его востребованности профессиональной средой и обществом в целом». Однако такой подход к образованию, к его качеству также сужает целостное представление об образовании как о феномене. Его следует отнести скорее к педагогическому, а не к социологическому аспекту анализа образования. В настоящее время в научной литературе большое внимание уделяется анализу образования как социокультурного феномена. Этот подход реализует, в частности, В.Я. Нечаев, предлагая рассматривать учение как вид социокультурной деятельности. Автор определяет образование как социальную сферу, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты, складывается определенная система взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной организацией6. В рамках данного подхода рассматривается понятие ценности, что, по мнению В.Я. Нечаева, выступает основной категорией социологии культуры и социологии образования. Социокульурный подход приобретает особую актуальность в современных процессах гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Высшая школа осуществляет передачу культурных норм, принятых в обществе, и таким образом ставит пределы, ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, не умещающиеся в нормативных рамках, тем самым, оказывая влияние на образ жизни человека.

Кроме трансляции норм, высшее образование - способ культурной регуляции человеческой деятельности, осуществляемый через систему ценностей. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее от плохого, правду от лжи, прекрасное от безобразного, значительное от несущественного и т.д. Таким образом, высшее профессиональное образование оказывает влияние на общество и личность не только как система взаимосвязанных элементов или особый вид деятельности, но и как социокультурный феномен. Еще одно направление теоретико-методологического анализа высшего профессионального образования - институциональный подход. Отметим, что данных подход к образованию в целом является наиболее часто реализуемым в социологической науке. Цель институционального подхода, охарактеризовать реализацию потребностей в обучении, воспитании, социализации, имеющих как индивидуальный, так и общественный характер, реализуемых в практической образовательной деятельности различных учебных заведений. Высшее образование осуществляется в открытой системе, на основе учета объективных законов экономики и производства, в проекции на пространственно-временную среду процесса подготовки развивающейся личности. В соответствии с современной парадигмой во главе угла всей системы образования стоит человек, с его потребностями и интересами. Институциональный подход делает акцент на рассмотрении образования и его элементов с точки зрения их места и роли во всей совокупности общественных отношений применительно к современному этапу развития общества. Институциональный подход к исследованию высшего профессионального образования дает возможность определить характер его связи с общественными и индивидуальными потребностями, раскрыть качественные характеристики функционирования института, выявить современные тенденции его развития.

В процессе институционализации высшего профессионального образования сформировались специфические социальные общности преподавателей, занимающиеся профессиональной подготовкой, студентов, заинтересованных в ее получении; оформились нормы и принципы, на базе которых строится взаимодействие социальных общностей, включенных в орбиту деятельности института; оформились специальные учреждения различного типа, (университеты, институты, академии), деятельность которых направлена на организацию всего процесса обучения. Этот набор характеристик позволяет утверждать, что высшее профессиональное образование соответствует критериям определения и изучения его как социального института. В целом, институциональный подход к анализу высшего образования нацеливает на изучение его как устойчивой формы организации общественной жизни, как элемент системы общественных отношений. В русле данного подхода качество образования - это скорее внешняя характеристика, отражающая эффективность реализации функционально-целевого назначения высшей школы в современном обществе. Для решения поставленных нами задач важным выступает скорее анализ качества образования как внутреннего свойства системы, ее элементов, при этом мы ничуть не снижаем необходимости и важности исследовательского анализа качества образования как одного из критериев успешного функционирования института высшей школы.

1.2.        Цель социологического исследования 

Целью социологического исследования выяснение и анализ мнения студентов о качестве специализированного образования в вузе, в котором они учатся.

1.3.        Объект социологического исследования 

Объектом социологического исследования являются студенты АГНИ всех специальностей факультета энергетики и автоматики 3-го и 4-го курсов.

1.4.        Предмет социологического исследования 

Предметом социологического исследования является качество высшего специализированного образования.

 

1.5.        Задачи социологического исследования: 

1)               Определить доминирующий фактор, влияющий на качество образования в вузе;

2)               Выяснить, как студенты оценивают квалификацию преподавателей своей выпускающей кафедры;

3)               Выяснить, уверены ли студенты в пригодности в дальнейшем на производстве знаний, полученных в АГНИ;

4)               Выяснить, как студенты оценивают учебно-методическую базу библиотеки и материально-техническую оснащённость лабораторий и аудиторий вуза, а также на каком уровне, по их мнению, в АГНИ реализован доступ к информационным ресурсам;

5)               Выяснить как, по мнению студентов, повлияло введение балльно-рейтинговой системы и компьютерному тестирования на качество специализированного образования в АГНИ.

1.6.        Теоретическая интерпретация основных понятий 

Понятийный анализ качества образования целесообразно начать с характеристики категории "качество". Ее принято рассматривать как философскую категорию, выражающую существенную определенность предмета, явления или процесса, благодаря которой эти предмет, явление или процесс являются именно такими, а не другими предметом, явлением или процессом. Помимо названного аспекта понятия качества, следует иметь в виду еще два:

1)               качество – это существенный признак, свойство, отличающее один предмет или одно лицо от другого; [4]

2)               качество – это степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т.п., соответствия тому, какими они должны быть. [4]

Отметим сразу, что нас понятие качества (применительно к образованию) будет интересовать, прежде всего, во втором, последнем смысле – как степень достоинства, ценности, пригодности образования. Для нас в данной работе не представляет специального интереса выявление качества образования как совокупности признаков или свойств, отличающих его от других явлении, процессов, видов деятельности, сфер жизни и др. Наиболее значимой становится характеристика качества образования, связанная с его особенностями, достижениями и проблемами.

Поэтому, рассматривая ключевую категорию работы "качество образования", остановимся на понятии образования, чтобы от него перейти к главной его характеристике – качеству. На "словарном" уровне образование трактуется в нескольких аспектах. Это – то, что образовалось, возникло в результате какого-либо процесса; это процесс усвоения знаний; обучение, просвещение; это – совокупность знаний, полученных в результате обучения. [4]

Образование будем определять следующим образом:

1)                Образование это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях... [1]

2)                Образование это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества. [1]

1.7.        Эмпирическая интерпретация основных понятий 

Качество высшего специализированного образования нами замеряется следующими показателями:

1)                Профессионализм преподавателей:

а)                знания в своей области;

б)               умение умело и доступно преподносить свой предмет;

в)                индивидуальный подход к студентам;

г)                объективность в выставлении оценок студентам.

2)                Материально-техническое оснащение лабораторий и аудиторий;

3)                Учебно-методическое обеспечение библиотеки;

4)                Рациональность составления расписания занятий и количество часов, отведённых на специализированные предметы;

5)                Доступ к информационным ресурсам;

6)                Введение балльно-рейтинговой системы и компьютерного тестирования.

1.8.        Гипотезы социологического исследования 

7)                В общем, студенты довольны качеством специализированного образования в институте, ввиду высокой квалификации преподавателей, большинство которых имеют огромный опыт работы со студентами; достаточной материально-технической оснащённости лабораторий и аудиторий необходимым оборудованием; достаточного количества специализированной литературы в библиотеке; доступа к информационным ресурсам, реализованного на высоком уровне.

8)                Доминирующим фактором, влияющим на качество специализированного образования в вузе, по мнению студентов, является профессионализм преподавателей;

9)                Большинство студентов против введения балльно-рейтинго­вой системы, так как она, несмотря на то, что позволяет наиболее объективно оце­нить не только знания, но и их активность, отнимает много времени на самостоятельную работу;

10)           Большинство студентов считают компьютерное тестирование необъективной оценкой их знаний, потому что этот вид проверки знаний, облегчая труд преподавателей, не позволяет оценить их знания и не развивает умение рационально их истолковать и творческое мышление.


2.                Методический раздел программы

2.1.        Обоснование выборки

Генеральная совокупность в нашем исследовании – студенты АГНИ 3-го и 4-го курсов факультета энергетики и автоматики. Так как данное исследование является пилотажным, то величину выборочной совокупности мы выбрали равной 102 человекам. Выборочная совокупность – стратифицированная. Стратификация реализована следующим образом:

 

Специальность

Курс обучения

140604

220301

140104

Всего

3

17

17

17

51

4

17

17

17

51

Всего

34

34

34

102

140604 – электропривод и автоматика промышленный установок и технологических комплексов;

220301 – автоматизация технологических процессов и производств;

140104 – промышленная теплоэнергетика.

2.2.        Обоснование методов сбора информации 

В качестве основного метода выбрано анкетирование, так как он наиболее удобен, прост и дешев. Дополнительным методом было случайное включённое полное наблюдение.

2.3.        Календарный план: 

февраль – выбор темы;

март – составление методологической части исследования (разработка задач, гипотез, анкеты);

апрель – проведение анкетирования, интервью, обработка и анализ результатов;

май – написание отчета.

2.4.        Метод обработки социологической информации

Метод обработки социологической информации механический, без использования специализированных программ.

 

 

                                             II.       Отчёт по социологическому исследованию

1.                Таблица результатов

Вариант ответа

140604

220301

140104

Всего

3 курс

4 курс

Всего

3 курс

4 курс

Всего

3 курс

4 курс

Всего

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

1) Какие оценки Вы получили по специализированным предметам за последний семестр?

все пятёрки

2

12

9

52

11

32

0

0

1

6

1

3

5

29

1

6

6

18

18

18

большинство пятёрки

0

0

3

18

3

10

9

53

5

29

14

41

3

18

3

18

6

18

23

22

большинство четвёрки

6

35

3

18

9

26

6

35

9

53

15

44

9

53

10

58

19

56

43

42

большинство тройки

9

53

2

12

11

32

2

12

2

12

4

12

0

0

3

18

3

8

18

18

2) Укажите, пожалуйста, цель вашего поступления в АГНИ.

получить знания

7

41

4

24

11

32

5

29

5

29

10

29

5

29

4

24

9

26

30

29

обеспечить себя высокооплачиваемой работой

8

47

12

71

20

59

11

65

9

53

20

59

7

41

10

58

17

50

57

56

удовлетворить запросы родителей

0

0

1

6

1

3

0

0

3

18

3

9

3

18

2

12

5

15

9

9

откосить от армии, выйти удачно замуж и т.п.

2

12

0

0

2

6

0

0

0

0

0

0

0

0

1

6

1

3

3

3

получить высшее образование

0

0

0

0

0

0

1

6

0

0

1

3

2

12

0

0

2

6

3

3

3) Как Вы, в общем, оцениваете качество специализированного образования в АГНИ?

отлично

1

6

1

6

2

6

1

6

1

6

2

6

0

0

4

24

4

12

8

8

хорошо

10

59

11

65

21

62

12

71

11

65

23

68

13

76

12

70

25

73

69

68

удовлетворительно

5

29

4

24

9

26

4

24

5

29

9

26

4

24

1

6

5

15

23

22

плохо

1

6

1

6

2

6

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

2

очень плохо

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4) Как Вы оцениваете уровень знаний преподавателей Вашей кафедры в своей области?

у большинства высокий

4

23

8

47

12

35

13

76

11

65

24

71

2

12

14

82

16

47

52

51

у большинства средний

12

71

8

47

20

59

4

24

5

29

9

26

15

88

3

18

18

53

47

46

у большинства низкий

0

0

1

6

1

3

0

0

1

6

1

3

0

0

0

0

0

0

2

2

затрудняюсь с ответом

1

6

0

0

1

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

5) Умеют ли преподаватели Вашей кафедры умело и доходчиво преподнести свой предмет?

большинство умеют

9

53

11

65

20

59

10

59

12

71

22

65

10

59

17

100

27

79

69

68

большинство не умеют

6

35

6

35

12

35

6

35

4

24

10

29

6

35

0

0

6

18

28

27

50/50

1

6

0

0

1

3

0

0

1

6

1

3

1

6

0

0

1

3

3

3

затрудняюсь с ответом

1

6

0

0

1

3

1

6

0

0

1

3

0

0

0

0

0

0

2

2

6) Имеют ли преподаватели Вашей кафедры индивидуальный подход к каждому студенту?

большинство имеют

1

6

5

29

6

18

6

35

5

29

11

32

4

24

11

65

15

44

32

31

большинство не имеют

14

82

12

71

26

76

9

53

12

71

21

62

13

76

6

35

19

56

66

65

затрудняюсь с ответом

2

12

0

0

2

6

2

12

0

0

2

6

0

0

0

0

0

0

4

4

7) Объективно ли Вам выставляют оценки преподаватели Вашей кафедры?

большинство объективно

13

76

12

71

25

73

14

82

13

76

27

79

13

76

13

76

26

76

78

76

большинство необъективно

4

24

5

29

9

27

3

18

3

18

6

18

3

18

4

24

7

21

22

22

50/50

0

0

0

0

0

0

0

0

1

6

1

3

1

6

0

0

1

3

2

2

8) Достаточно ли в библиотеке Вашего вуза литературы для изучения специализированных предметов?

вполне достаточно

7

41

3

18

10

29

10

59

3

18

13

38

8

47

5

29

13

38

36

35

достаточно лишь для изучения основ специализированных предметов

3

18

9

52

12

35

5

29

8

47

13

38

2

12

11

65

13

38

38

37

недостаточно и для изучения основ специализированных предметов

6

35

5

29

11

31

1

6

5

29

6

18

7

41

0

0

7

21

24

24

библиотекой не пользуюсь

1

6

0

0

1

3

1

6

1

6

2

6

0

0

1

6

1

3

4

4

9) Довольны ли Вы расписанием занятий в АГНИ?

вполне доволен(а)

4

24

5

29

9

26

3

18

3

18

6

18

4

24

2

12

6

18

21

21

скорее да, чем нет

7

41

9

53

16

47

8

46

8

47

16

47

9

52

11

65

20

58

52

51

скорее нет, чем да

4

24

3

18

7

21

4

24

5

29

9

26

4

24

4

23


Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!