О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФИМ / ГО и Социология / Контрольная работа по курсу: «Прикладная социология» на тему: «Выявление уровня самостоятельности студентов»

(автор - student, добавлено - 25-04-2014, 11:45)

СКАЧАТЬ:  socologiya-otchet.zip [738,98 Kb] (cкачиваний: 24)

 

 

Контрольная работа

по курсу: «Прикладная социология»

на тему: «Выявление уровня самостоятельности студентов»

 

Содержание:

І. Программа социологического исследования……………………………...................3

1. Методологический раздел программы..........................................................3

1.1  Обоснование проблемы социологического исследования……………….........6

1.2  Объект социологического исследования…………………………………………………..6

1.3 Цель социологического исследования……………………………………………………….6

1.4 Предмет социологического исследования…………………………………………………6

1.5 Задачи социологического исследования……………………………………………………6

1.6 Гипотеза социологического исследования………………………………………………..7

1.7 Интерпретация основных понятий…………………………………………………………….10

2. Методический раздел программы...............................................................11

2.1 Календарный план……………………………………………………………………………………..11

2.2 Обоснование методов сбора социологической информации………..……….12

2.3 Обоснование выборочной совокупности………………………………………………….12

2.4 Методы обработки полученных данных…………………………………………………..13

ІІ Отчет по социологическому исследованию

1.Результаты социологического исследования………………………………………………13

1.1 Выводы по задачам…………………………………………………………………………………...13

1.2. Выводы по гипотезам……………………………………………………………………………..…30

2. Практические рекомендации……………………………………………………………………...31

3. Методические рекомендации……………………………………………………………………..31

Список использованной литературы……………………………………………………………...33

Приложение №1: таблица данных………………………………………………………………….34

Приложение №2: анкета…………………………………………………………………………..…..…45


І. Программа социологического исследования 

 

1. Методологический раздел программы 

 

Обоснование проблемы социологического исследования

 

   В современной педагогике реализуется парадигма личностно-ориентированного образования, основу которой составляют принципы гуманизма. Предполагая отношение к человеку как основной ценности общественного развития, педагогика ВУЗов ставит в центр внимания личность молодого человека, максимальное раскрытие и развитие его индивидуального потенциала, становление субъектных качеств. В то же время, очевидным фактом становится потребность современного общества в людях с высоким уровнем личностной энергии, ответственности, способностью к активной творческой самореализации и продуктивному самодостраиванию для осуществления индивидуальных и общественных интересов.

Изучение такого феномена, как личностное становление в студенческом возрасте (взрослости), заняло свое место в современной науке сравнительно недавно. В своем исследовании мы опирались на те философские, психологические и педагогические идеи, принципы, концепции, которые так или иначе можно определить как общие для изучения и организации процесса становления личности студента[1].

Начиная работу над проблемой, суть которой заключается в противоречии между внутренним, индивидуальным характером процесса личностного становления студента и внешним влиянием среды вуза, предопределяющей смыслы, содержание, направленность, степень активности личности студента, необходимо прежде всего установить, что собой представляет личностное становление студента.

Осмысление научно-теоретических основ и подходов к изучению становления личности имеет долгую историю и осуществляется с позиций различных наук. Уже в силу своей многогранности проблема становления личности на протяжении длительного времени привлекала внимание многих ученых, в первую очередь философов. Еще Сократ утверждал: главная потребность человека - потребность в самосовершенствовании, указывая на зависимость судьбы человека от активности и продуктивности его работы над собой. Классик немецкой философии И.Кант, говоря о самоценности каждой личности, придавал особое значение ее нравственному становлению и совершенствованию как стержневому процессу общего саморазвития. Другой немецкий философ Гегель считал, что человек и его история - результат собственной деятельности на основе работы самосознания . Более того, к самосознанию Гегель сводил всю сущность человека. Право человека на авторство в самосозидании подчеркивал Ф.Ницше, который провозглашал самоценность человека как «однажды случившегося чуда», видел в нем силы для самоосвобождения, считая это необходимым и возможным средством утверждения собственной свободы, уникальности в мире. Анализируя с философских позиций развитие и становление человека, Н.А. Бердяев пришел к заключению, что внутреннее движение человека к своему совершенствованию есть утверждение им своей свободы. Становление личности Бердяев рассматривал как ее духовное восхождение.

Основная черта современной реальности в сфере высшего образования - требования полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, усиления его личной ответственности за социальную реализацию собственного предназначения, а также решение конкретных проблем.

В процессе обучения в ВУЗе продолжается формирование личности студента. Процесс социализации личности студента ВУЗа достаточно хорошо освещен в различной литературе. Проблемы социализации личности рассматривали в разное время З. Фрейд, который особое внимание уделял вопросу об этапах социализации и влиянии подсознательного на становление личности, Ж. Пиаже, Н. Смелзер , изучавший факторы влияния на социализацию подростков, польский социолог Я. Щепаньский . Эволюция теоретических взглядов на проблему социализации приобрела особую интенсивность в XX веке в трудах Т. Парсонса, Ч. Кули, Д. Мида, Д. Дьюи, Ю. Хабермаса и др.

В истории советской психологии усвоение студентом социального опыта, механизм его вхождения в цивилизацию изучался Л.С. Выготским, А.Л. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Р. Лурией.

У некоторых студентов на первый план выходит работа, учеба занимает чаще всего второстепенное место.

Меньше свободного времени остается для общения с друзьями, занятий спортом и развлечений.

 

Мы хотели выявить основные факторы, влияющие на социализацию личности студента, степень и особенности их влияния.

В ходе исследования были проанализированы теоретические подходы многих авторов на проблемы социализации, теории личности и становление индивида. Среди них теория З. Фрейда о социализации, как насильственном вовлечении человека в социальное взаимодействие и подчинение его социальным законам. Но, по мнению авторов, без участия человека, без его желания стать полноценным членом общества социализация не может проходить успешно. Также были рассмотрены концепции социальных институтов Г. Спенсера и Т. Парсонса, который считал что социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов:

v познавательных механизмов;

v защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты;

v   механизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами

Рассмотрев различные теоретические подходы при интерпретации основных понятий, мы привели  собственное определение социализации личности студента - это процесс формирования устойчивой системы социально-значимых черт члена специфической социальной группы, характеризующейся особыми условиями жизни, труда и быта , социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентации, результатом которого является адаптация индивидов к самостоятельной жизни в современном обществе.

 

Мы выделили четыре основных фактора влияющих на самостоятельность личности студента:

v Семья

v Трудовая деятельность

v Образование

v Фактор досуга

 

Все четыре выбранных фактора оказывают влияние на социализацию личности студента ВУЗа. Каждый из них влияет на определенную сторону данного процесса: семья и фактор досуга в первую очередь оказывают влияние на психологическое становление личности, образование ведет к получению новых знаний и усвоению новых навыков. Но наиболее сильное влияние на различные стороны социализации оказывает трудовая деятельность: она способствует становлению материальной независимости, приобретению трудовых навыков и опыта работы, формирует новый круг общения , оказывает определенное воздействие и на внутренний мир индивида.

Семья, образование и досуг оказывают существенное влияние на процесс социализации личности студента, а точнее на его отдельные стороны, а фактор трудовой деятельности оказывает наиболее сильное влияние, охватывая все стороны жизни студента.

 

1.2. Объект социологического  исследования – студенты  Альметьевского государственного нефтяного института третьего курса.

1.3. Цель социологического  исследования – определить уровень самостоятельности студентов. 

  1.4. Предмет  социологического исследования – факторы, влияющие на степень самостоятельности студентов.

  1.5. Задачи социологического исследования: 

1. Выявить степень самостоятельности студентов в следующих сферах:

а) образование ( влияние на выбор ВУЗа, специальности, на учебу)

б) досуге

в) выборе друзей

г) выборе спутника жизни

2. Выявить степень соответствия презентуемой самостоятельности желаемой

3. Определить влияет ли учеба в другом городе на самостоятельность студентов ( для иногородних студентов)

 

1.6. Гипотеза социологического исследования

1. Наиболее характерными факторами, влияющими на самостоятельность студентов являются:

- родители

- друзья, знакомые

- СМИ

- преподаватель  в ВУЗе

- учитель в школе

- знаменитости

2. Наиболее распространенным фактором, влияющим на становление личности являются родители.

 


1.7. Интерпретация основных понятий 

Теоретическая интерпретация

Самостоятельность[2] - волевое свойство личности как способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне.

Свободное время[3] — обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Активную деятельность, аналогичную работе, которую человек выбирает сам в такое время, называют хобби, оно выполняется ради самой деятельности, а не ради заработка.

Досуг[4] - часть свободного от участия в общественном разделении труда времени, которую индивид использует по собственному усмотрению и не на непреложные обязанности, а на реализацию индивидуальных интересов.

Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности. Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности: спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность); художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество); поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество); забота о животных; хобби (разнообразная деятельность по интересам); посещение музеев, театров, галерей, экскурсии, игры (настольные игры, компьютерные игры); развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач); общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).

Зависимость[5] - неосознаваемая эмоциональная тяга или, наоборот, отторжение. Эмоциональная реакция, которой вы не управляете, а которая сама вами управляет. Вы не понимаете, откуда она, и не можете ее прекратить. В основе зависимости - память тела о пережитой боли, давно забытой вами. Тело узнает признаки того, кто (что) причинил боль, или признаки того, кто (что) от нее спас (пожалел, посочувствовал). Отсюда антипатии и влюбленности.Семья - вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Трудовая деятельность[6] - целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества, - всеобщее условие обмена веществ в природе; главная предпосылка человеческого существования, общая всем формам общественной жизни.

Образование[7] - один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни обществ. Обучение позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений.

Финансовая независимость[8] (свобода) — это уровень жизни, при котором отсутствует необходимость в постоянной, целенаправленной, трудовой деятельности, направленной на обеспечение жизни и удовлетворения основных человеческих потребностей. Финансовая независимость подразумевает, что вышеуказанный уровень жизни может поддерживаться на протяжении любого, достаточного большого периода времени (в реальности, обычно подразумевается срок человеческой жизни).

Трудовая активность проявляется в сфере трудовых отношений и характеризует субъект со стороны выполнения им профессиональных социальных функций. Рассматривается в качестве основного, определяющего вида активности социальной. Ее формы: движение за экономию и бережливость, участие в научно-техническом творчестве, движение рационализаторов и изобретателей и пр.

Хара́ктер[9] (греч. charakter - отличительная черта) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Воспитание[10] — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

 

Эмпирическая интерпретация  основных понятий.

Среди факторов, влияющих  на степень  самостоятельности мы выделили следующие:

а) семья ( №17)

б) трудовая деятельность (№20)

в) образование (№19)

г) фактор досуга (№11,12,21,22)

Все четыре фактора влияют на степень самостоятельности студента. Каждый из них влияет на определенную сторону данного процесса:

- семья и фактор досуга оказывают влияние в первую очередь на психологическое становление личности;

- образование ведет к получению новых знаний и усвоению новых навыков;

- самое сильное влияние оказывает трудовая деятельность – способствует становлению материальной независимости, приобретению трудовых навыков и опыта работы, формирует новый круг общения, оказывает определенное воздействие и на внутренний мир студента.

Высокий уровень самостоятельности:

1)    денежная независимость (№6)

2)    независимость в принятии решений:

а) в выборе ВУЗа (№19)

б) друзей (№13,14)

в) проведении досуга (№11,12,21)

г) в выборе спутника жизни (№18,23)

3)независимость в бытовой сфере (29)

Средний уровень:

Частичная зависимость от родителей

Низкий уровень:

1)    полная зависимость от родителей (10,19)

2) отсутствие навыков принимать самостоятельное решения (8,9)

 

 

 

2. Методический раздел программы социологического

исследования 

2.1 Календарный план

февраль – выбор темы, постановка проблемы, целей, задач социологического исследования.

март  – разработка программы социологического исследования

апрель – проведение анкетного опроса.

май – анализ результатов, обобщение, формирование выводов и написание отчета

2.2 Обоснование методов сбора социологической информации 

В качестве основного метода сбора социологической информации наша группа выбрала метод анкетного опроса Анкетный опрос -  так как он обладает следующими преимуществами:

       - оперативность (позволяет в короткий срок опросить большое число респондентов);

       - повышение самостоятельности респондента при заполнении анкеты;

       - удобство при анализе и обработке полученных данных.

Кроме того, дополнительными методами является анализ документов традиционным методом и неконтролируемое включенное наблюдение,  стандартизованное интервью.

2.3 Обоснование выборочной совокупности 

Данное исследование пилотажное. Объем выборочной совокупности составляет 100 человек. Отбор респондентов осуществлялся по следующим критериям:

  1. Место жительства студента (местные, иногородние)

Всего планируется опросить 100 респондентов.

          Выборка стратифицируется по факультету:

50- местные

50- иногородние.

 

 

 

2.4 Методы обработки полученных данных.

Обработка полученных данных осуществлялась  вручную.

 

 

 

II. Отчет по социологическому исследованию

1. Результаты социологического исследования

Результаты социологического исследования представлены в сводной таблице (см. приложение 1).

1.1. Выводы по задачам

       Выявить количество студентов, живущих с родителями и отдельно от родителей мы задали вопрос № 1

Вы живете:

 

Как и следовало ожидать, большинство местных живут с родителями, а иногородние отдельно, в целом их количество примерно равное.

 

Чтобы выявить причину, по которой студенты живут с родителями, мы задали вопрос №2. «Если Вы живете с родителями, то почему?» (не более двух вариантов ответа)

 

Как видно из диаграммы, большинство студентов живут с родителями, так как им не позволяет их финансовое положение. Многие из иногородних не уверены в том, что они готовы жить самостоятельно. Местные студенты также отвечали, что им нравится жить с родителями, а родители некоторых нуждаются в их присмотре.

 

                Чтобы узнать, с кем бы студент хотел  жить, мы задали вопрос №3. «Если бы у Вас был выбор, Вы бы?»

 

  

 

Было выявлено, что большинство опрошенных хотели бы жить отдельно от родителей.

 

Вопрос №4. «Есть ли у Вас братья и сестры?»

 

 

У большинства опрошенных имеются родные братья и сестры.

 

Так как мы думаем, что младший ребенок в семье менее самостоятелен, мы задали вопрос №5.

 

 

39% опрошеннх оказались в семье старшими, 56% - младшими.

 

Для выявления точного значения самостоятельности для студентов, был задан вопрос №6. «Что для Вас прежде всего самостоятельность (один вариант ответа)?»

 

 

 

Большинство респондентов под самостоятельностью понимают финансовую независимость и возможность принимать самостоятельно решения примерно в равной степени. Что касается проживания отдельно от родителей, этот вариант оказался менее значимым, что достаточно удивительно.

 

 

Чтобы выявить, как посещение дошкольных учреждений повлияло на их самостоятельность, мы задали вопросы №7, 8, 9.

 

Вопрос №7. «Посещали ли Вы дошкольные учреждения?»

 

 

77% опрошенных посещали дошкольные учреждения.

 

Вопрос №8. «Как Вы считаете, повлияло ли это на склад Вашего характера?»

 

 

 

Для  40 % местных студентов и 68 % иногородних посещение дошкольных учреждений  было достаточно значимо.

 

 

 

Вопрос №9. «Если да, то как?»

 

Было выяснено, что в результате посещения дошкольных учреждений большинство стали принимать самостоятельно решения.

 

Вопрос № 10. «Кто для Вас был примером для подражания?»

 

Для многих респондентов родители оказались примером для подражания (Для местных- 48%, для иногодних- 68%)

Чтобы выяснить, как посещение различных секций повлияло на самостоятельность студента, мы задали вопрос №11. «Считаете ли Вы, что, занимаясь спортом, музыкой, хореографией и т.д. и т.п., ребенок становится более самостоятельным?»

 

И для иногородних, и для местных студентов посещение различных секций является необходимым для развития самостоятельности.

 

         Вопрос №12. «Как Вы считаете, оказывает ли  влияние наличие домашних животных на формирование чувства ответственности у ребенка и способствует ли это становлению личности и развитию его самостоятельности?»

 

Большая часть опрошенных студентов считают, что наличие домашних животных оказывает положительное влияние на развитие самостоятельности.

Для того, чтобы узнать как родители повлияли на самостоятельность респондентов, мы задали вопрос №13, 14, 15, 16.

Вопрос №13.  «Какое участие принимали Ваши родители в выборе Ваших друзей?»

 

Как видно из диаграммы, многие опрошенные самостоятельно делали выбор друзей и родители не препятствовали общению с ними.

 

Вопрос № 14. «Как Вы воспринимали советы родителей по поводу выбора друзей?»

 

72% местных студентов и 90% иногородних прислушивались к мнению родителей, но делали так как считали нужным.

Вопрос №15. «На Ваш взгляд, кто-то из родителей препятствует  становлению Вашей личности?»

 

28% местных и 10% иногородних студентам родители не препятствуют становлению их личности. 

 

 

 

Вопрос №16. «Если да, то кто?»

 

Оказалось что, для 71% местных студентов и 40% иногородних, препятствует становлению личности мама, а для  29% местных студентов и 60% иногородних- отец. 

 

Чтобы выяснить, как родители замужних(женатых) студентов повлияли на выбор их супруга(супруги), мы задали вопрос №17, 18.

Вопрос №17. «Замужем (женаты) ли Вы?»

 

         4% местных являются замужними(женатыми).

 

Вопрос №18. «Если да, то как повлияли родители на Ваш выбор?»

 

Всем замужним(женатым) респондентам (4%) родители оставили выбор супруга(супруги) за ними.

Чтобы выявить, кто или что в большей степени повлияло на выбор ВУЗа, мы задали вопрос №19.

 

Лишь 24% местных и 26% иногородних выбрали ВУЗ самостоятельно.

 

 

 

 

Вопрос №20. Представьте ситуацию: Вы закончили институт и Вам сделали выгодное предложение, устроиться на работу с хорошей перспективой, но в другом городе. Ваши  родители против. Ваши действия:

 

Принимают  предложение, несмотря на протест родителей 58% местных и 86% иногородних опрашиваемых.

 Чтобы выяснить, как зависит круг интересов от родителей и в чем проявляется эта зависимость, мы задали вопрос №21 и №22 соответственно.

Вопрос №21.

 

Как мы видим, круг интересов большинства местных студентов зависит от родителей, а иногородних- нет.

 

Вопрос №22.

 

Как и следовало ожидать, для местных студентов эта зависимость проявляется в ограничении времени отдыха, а для иногородних- в навязывании своих интересов.

Вопрос №23. «Если бы была ситуация: у Вас есть молодой человек (девушка). И Вы хотите связать с ним (ней) свою жизнь. Но Ваши родители против. Как Вы себя поведете?»

 

Практически все респонденты прислушались бы к мнению родителей, но решение приняли бы сами.

 

Вопрос №24. «Как Вы считаете, кто больше повлиял на становление Вашей личности? (один вариант ответа)».

 

         Задав этот вопрос, мы определили, что для большинства опрошенных оба родителя в равной степени повлияли на становление личности.

Вопрос №25. «Представьте, что Вы родитель. Как Вы будете действовать при воспитании своего ребенка: (не более двух вариантов)»

 

72% местных и 78% иногородних хотят воспитывать ребенка сами. 52% местных и 28% иногородних желают отдать ребенка в детский сад.

 

Вопрос №26. Какие методы воспитания Вы предпочитаете? (один вариант ответа).

 

Большинство опрошенных предпочли бы демократический метод воспитания.

         Вопрос №27. «А что именно из нижеперечисленного Вы предпочтете? (один вариант ответа)».

 

         44% местных и 40% иногородних считают, что при воспитании ребенка с ним нужно больше общаться, а 38% местных и 54%  иногородних предпочли бы давать ребенку советы, но никогда не навязывать свое мнение.

 

         Вопрос №28. «Как Вы считаете, готовы ли Вы уже стать родителем и воспитать полноценную самостоятельную личность?»

 

         Можно сделать вывод, что большинство студентов не готовы стать родителями, и воспитать полноценную самостоятельную личность.

         Чтобы узнать, считают ли студенты себя самостоятельными, мы задали вопрос №29: «Считаете ли Вы себя самостоятельным?»

 

         72% местных и 66% иногородних респондентов и 18% местных и 26% иногородних ответили на вопрос положительно.

 

         Вопрос №30. «Ваш пол: »

 

 

Вопрос №31. «На каком факультете вы учитесь?»

 

 

Вопрос №32. Вы являетесь:

 

 

1.2. Выводы по гипотезам

1. Наиболее характерным фактором, влияющим на самостоятельность студентов являются родители. Гипотеза подтвердилась (Вопросы №10,19,21-58%)

 


2. Практические рекомендации 

В ходе проведенного социологического исследования наша группа выявила  наиболее распространенные  факторы:

- родители

- друзья, знакомые

- СМИ

- преподаватель  в ВУЗе

- учитель в школе

- знаменитости

Также можно отметить, что как семья, так и трудовая деятельность, образование, фактор досуга влияют на становление личности студента.

 Каждый из них влияет на определенную сторону данного процесса: семья и фактор досуга в первую очередь оказывают влияние на психологическое становление личности, образование ведет к получению новых знаний и усвоению новых навыков. Но наиболее сильное влияние на различные стороны социализации оказывает трудовая деятельность: она способствует становлению материальной независимости, приобретению трудовых навыков и опыта работы, формирует новый круг общения , оказывает определенное воздействие и на внутренний мир индивида.

Семья, образование и досуг оказывают существенное влияние на процесс самостоятельности студента, а точнее на его отдельные стороны, а фактор трудовой деятельности оказывает наиболее сильное влияние, охватывая все стороны жизни студента.

 

3. Методические рекомендации

В ходе проведенного исследования мы допустили ряд ошибок, которые повлияли на эффективность социологического исследования.

 

Рекомендуется внести изменения в анкету:

 

1. Можно добавить новую выборку: мужской и женский пол. Так как парни и девушки воспринимают самостоятельность по-разному.

 

2. В вопрос №3 «Если бы у Вас был выбор, Вы бы?»

   а) жил(а) отдельно

   б) жил(а) с родителями

   в) свой вариант

 

Ответы  были «затрудняюсь ответить». Следовало вместо ответа «свой вариант» предложить респонденту ответ «затрудняюсь ответить».

 

3. В вопросе №8 Как Вы считаете, повлияло ли это  на склад Вашего характера?

   а) да

   б) нет

   в) затрудняюсь ответить

 

Следовало предложить варианты ответов

    а) да (переход к вопросу №9)

               б) нет

 

 


Список использованной литературы:

 

1. Темина С.Ю. Методы разрешения проблемных ситуаций в педагогическом процессе // Наука и школа. - 1999. - №5

2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта, 2001.

3. Петровский А.В. Социальная психология, 1999.

         4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов-н/Д: Феникс, 2005.

5. Попков В.А., Коржуев А.В. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы. - М.: МГУ, 2000.

6. Вербицкий А.А.. и др. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высшее образование в России. -1999. -  №2.

 

 

 

Приложение 1

Результаты социологического исследования

 

 


Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!