ФИМ / ГО и Социология / ОТЧЕТ По дисциплине: «Прикладная социология» На тему: «Религиозность в г. Альметьевск»
(автор - student, добавлено - 29-05-2014, 17:35)
СКАЧАТЬ:
ОТЧЕТ По дисциплине: «Прикладная социология» На тему: «Религиозность в г. Альметьевск»
Содержание I. Программа социологического исследования …………………………………….3 1. Методологическая часть 1.1 Обоснование проблемы социологического исследования ……………3 1.2 Объект исследования ……………………………………………………5 1.3 Предмет исследования ……………………………………………….….5 1.4 Цели исследования ……………………………………………………...5 1.5 Задачи исследования…………………………………………………….5 1.6 Гипотезы социологического исследования……………………………5 1.7 Теоретическая и эмпирическая интерпретации основных понятий ………………………………………………………….6 2. Методическая часть 2.1 Общий план исследования ………………………………………………9 2.2 Обоснование методов сбора первичной информации .......……………9 2.3 Обоснование выборочной совокупности ……………………...………9 2.4 Методы обработки социологических данных ………………………..10 II. Отчет по социологическому исследованию 1. Обработка результатов социологического исследования………………..11
Список использованной литературы …………………………………………...31 Приложение. Анкета……………………………………………………………32
Раздел I. Программа социологического исследования
1.1. Описание проблемы
После эпохи коммунизма в нашей стране были отодвинуты на задний план такие понятия как религия и вера в Бога. Эти понятия просто были вычеркнуты из жизни людей. В новое время, при строительстве демократии, Россия считается светским государством, это говорит о том, что у нас в стране нет одной, навязанной всем религии и каждый имеет право на самоопределение. И все больше люди стали обращаться к Богу и искать ответы на возникающие у них вопросы именно в Святых Писаниях и в Храмах Божьих. В 2002г. М.Мчедлов заявил о том, что возможности роста численности последователей религиозных организаций в сегодняшней России исчерпаны и дальнейшего роста процента верующих не предвидится. Тем не менее, сегодня общественность считает, что число верующих и степень влияния религии на общество за последние несколько лет возросли. Согласно С.Филатову с представителями различных вероисповеданий себя идентифицируют от 65 до 70% россиян (рост этого показателя в сравнительно благополучный период контрастирует с упомянутыми скачками в тревожных 1991 и 1998 гг.). Также приводятся результаты различных методов оценки. Так по критерию религиозной самоидентификации: Православными объявляют себя 55-59% граждан России или 70-85 млн. человек. Католиков- до 1 млн. Протестантов- 1,5-1,8 млн. Староверов - менее 1,5 млн. Мусульман – 6-9 млн. Иудеев – до 50 тыс. Буддистов – около. 550 тысяч. Членов тоталитарных сект - не более 300 тыс. Число практикующих верующих зависит от строгости применяемых критериев. Расширяя или сужая их строгость, можно сказать, что Практикующих православных в России от 3 до 15 млн. человек. Староверов – 50- 80 тысяч чел. Католиков – 60 – 200 тысяч чел. Протестантов – более 1,5 млн. чел. Иудаистов – 30 тыс. чел. Мусульман – не более 2,8 млн. чел. Буддистов – не более 500 тысяч чел. Членов тоталитарных сект – не более 300 тысяч чел. Таким образом, религиозность населения России представляется неоднозначной и можно утверждать лишь о частичном приобщении людей, считающих себя верующими, к религиозным ценностям и частичном следовании догматам их религии. Также в мире существует проблема терроризма и террористов смертников, которыми чаще всего являются выходцы из мусульманских стран. Таким образом это может вызвать некий конфликт в нашей стране между концессиям мусульман и христиан. На основании хотелось бы выяснить, являются – ли верующие люди, определенных религий терпимы к представителям других религий и течений. Итак, в современной России возрастают влияние религии на сознание населения и степень приобщенности населения к религиозным ценностям. Вместе с тем растет и частота проявлений межрелигиозной и межконфессиональной нетерпимости. Таким образом, проблема данного исследования является актуальной на сегодняшний день.[1]
1.2. Объект исследования Молодежь города Альметьевска в возрасте от 16 до 29 лет.
1.3. Предмет исследования Мнение определенной категории людей города Альметьевска о религиозности.
1.4. Цель исследования Выявить уровень религиозности в городе Альметьевске.
1.5. Задачи исследования. 1) Выяснить уровень посещаемости религиозных священных храмов/мечетей, чтения молитв и соблюдения обрядов, традиций; 2) Определить отношение опрашиваемых к введению курса религиоведения в общеобразовательных учреждениях; 3) Выявить уровень терпимости к представителям различных религиозных конфессий; 4) Определить существует - ли взаимосвязь между возрастом, социальным статусом и степенью религиозности опрашиваемых.
1.6. Гипотезы социологического исследования В городе Альметьевске проживают религиозные люди, однако уровень религиозности имеет поверхностный характер. 1) Жители считают себя религиозными, но не посещают религиозных храмов и не соблюдают религиозных обрядов. 2) Это объясняется низкой образованностью населения в области религии.
1.7. Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятийТеоретическая интерпретация Религия - производное от латинского слова religio. [3] Древние римляне обозначали этим словом всё то, что было связано с почитанием (культом) богов. Именно в этом смысле употребляли слово "религия" многие древнеримские деятели, например, Цицерон в I в. до н. э. К религии относились и представления о богах (мифология), и соответствующие действия, с этими представлениями связанные и регламентирующие жизнь римлян. То, что в древнем Риме называлось религией, у китайцев Религия – вера, духовная вера, исповедание, богопочитание, или основные духовные убеждения. [4] Религиозный обряд – обряд веры. Религиозный человек – верующий, твердый в вере. [4] Эмпирическая интерпретация 1. К факторам, определяющим уровень религиозности можно отнести следующее: ¨ Посещение мечети/церкви; ¨ Соблюдение религиозных обрядов; ¨ Считают – ли опрашиваемые себя верующими.. Для этого мы сформулировали следующие вопросы: 4. Считаете ли Вы себя верующим? а) скорее да б) колеблюсь г) скорее нет 7. Посещаете ли Вы мечеть/храмы? а) да, раз в неделю б) да, раз в месяц в) да, по праздникам г) в трудные минуты д) нет 8. Соблюдаете ли Вы религиозные обряды? а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
¨ Отношение к неверующим; ¨ Отношение к основным мировым религиям; ¨ Отношение к бракам между людьми разных верований.
Для этого мы сформулировали следующие вопросы: 19. Как Вы относитесь к неверующим? а) абсолютно положительно; б) скорее положительно, чем отрицательно; в) нейтрально; г) скорее отрицательно, чем положительно; д) абсолютно отрицательно. 23. Как Вы относитесь к представителям таких религий как:
а) абсолютно положительно; б) скорее положительно, чем отрицательно; в) нейтрально; г) скорее отрицательно, чем положительно; д) абсолютно отрицательно.
а) абсолютно положительно; б) скорее положительно, чем отрицательно; в) нейтрально; г) скорее отрицательно, чем положительно; д) абсолютно отрицательно.
а) абсолютно положительно; б) скорее положительно, чем отрицательно; в) нейтрально; г) скорее отрицательно, чем положительно; д) абсолютно отрицательно.
а) абсолютно положительно; б) скорее положительно, чем отрицательно; в) нейтрально; г) скорее отрицательно, чем положительно; д) абсолютно отрицательно.
2. Методическая часть программы 2.1. Общий план исследования (календарный план)Сентябрь – выбор темы; Октябрь - составление методологической части исследования (разработка задач, гипотез, анкеты); Октябрь, ноябрь – проведение анкетирования, обработка результатов; Декабрь – анализ и обобщение результатов, написание отчета.
2.2. Обоснование методов сбора первичной информации Для проведения СИ был использован метод анкетирования. Это самый простой и распространенный вид сбора информации. Анкетирование проводилось групповым опросом. Анкетирование отличается от других методов относительной простотой, дешевизной, большой выборочной совокупностью и оперативностью сбора информации, позволяющей в короткие сроки собрать информацию о мыслях, чувствах людей, их мнениях, настроениях. [2] В качестве дополнительных методов сбора первичной информации выбраны следующие методы:
2.3. Обоснование выборочной совокупности Генеральной совокупностью социологического исследования является молодежь города Альметьевска в возрасте от 16 до 29 лет. Выборочная совокупность составляет 100 человека – это допустимое количество для пилотажного исследования. Из 100 анкет в ходе проверки 4 оказались бракованными. Основными причинами, по которым они были забракованы, являются: неправильное понимание вопроса, невнимательность опрашиваемых, несерьезное отношение к анкетированию. Выборку планируется сформировать на основании методики стратификационной выборки. Критерием выборки является социальный статус и пол: 1. Учащийся школы, училища (техникума), студент ВУЗа, работающий; 2. Мужчины, женщины
2.4. Методы обработки социологических данныхМетодами обработки является ручная и компьютерная обработка (Microsoft Excel, Microsoft Word, Да – система).
Раздел II. Отчёт по социологическому исследованию. 1. Обработка результатов социологического исследования
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!
|