О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФЭУ / Физическая и СП / Лекция по физической культуре №7. Общая физическая (ОФП) и специальная подготовка в системе физического воспитания

(автор - student, добавлено - 10-04-2014, 12:46)

Лекция 7. Общая физическая (ОФП) и специальная подготовка в системе физического воспитания

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде спорта.

Физическая подготовка разделяется на общую (ОФП) и специальную (СФП). ОФП направлена на общее развитие и укрепление организма спортсмена, повышение функциональных возможностей всех органов и систем организма, а также развитие двигательной мускулатуры и улучшение координационной способности, выносливости и т. д. ОФП помогает также в воспитании волевых качеств, поскольку выполнение многих упражнений связано с преодолением различного рода трудностей. Необходимо отметить, что в ОФП заложена идея всестороннего физического развития. Поэтому качества, развиваемые посредством ОФП, называются общими, поскольку они выражают способности организма спортсмена, его психические качества выполнять любую работу более успешно. Отсюда – общая выносливость, общая сила, общая психологическая подготовленность и т. д.

Программа по ОФП должна включать в себя  задачи, средства их решения, перечень упражнений с указанием их интенсивности и количеств повторений. Обычно ОФП занимает значительное место в первые 1-2 месяца подготовительного периода в полугодичном цикле подготовки и в первые 3-4 месяца в годичном цикле подготовки спортсменов. Для начинающих спортсменов ОФП направлена на их всестороннее физическое развитие. В этом случае используются в основном упражнения, оказывающие общее воздействие. С ростом спортивного мастерства средства ОФП все больше направляются на поддержание и укрепление компонентов общей физической подготовки.  Среди них есть общие для всех компонентов - это, прежде всего, работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обмена веществ и т. д. Для повышения функциональных возможностей этих систем широко применяется продолжительный бег, кросс по пересеченной местности, ходьба на лыжах. Повышение общих функциональных возможностей организма позволяет увеличить объем специальной тренировки.       

       На формирование задач ОФП влияют и особенности видов спорта. В соревновательном периоде спортсменам, имеющим хорошую ОФП, необходимо лишь поддерживать ее на высоком уровне. Для этого достаточны две - три тренировки в неделю. Необходимо усвоить, что ОФП – обязательная часть подготовки спортсменов на протяжении всех лет занятий спортом.

       ОФП и спортивная специализация. Общая физическая подготовка и спортивная специализация тесно взаимосвязаны между собой. Если на начальном этапе подготовки спортсмена используется большое количество общеразвивающих упражнений для повышения функциональных возможностей организма, то с ростом мастерства объем общеразвивающих упражнений уменьшается, но увеличивается количество упражнений, тесно связанных со спортивной специализацией. Для хорошо подготовленных спортсменов ОФП в значительной мере специфична и должна строиться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, и особенностей избранного вида спорта.         

         Специальная физическая подготовка (СФП) этопроцесс воспитания физических качеств, соответствующий требованиям избранного вида спорта и обеспечивающий подготовленность и эффективность выполнения тренировочного процесса. Задачи, решаемые СФП, должны быть направлены на совершенствование координации в функциональной деятельности организма спортсмена, закрепление и экономизацию техники движений. 

       Под технической подготовкой следует понимать степень усвоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины, и направленной на достижение высоких результатов. Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование форм спортивной техники.

       Спортивно-техническая подготовленность спортсмена должна соответствовать следующим требованиям:

       1.Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.

       2.Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатом, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.

       3.Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимо от условий, функционального состояния спортсмена.  

       Спортивно-тактическая подготовленность - это процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов.

       Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой и командной).

       Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психологической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.

       Психологическая подготовка - это система психологических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

       Психологическая подготовка помогает создавать такое психологическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность, страх перед возможным поражением, перевозбуждением и т. д.).         

       Принято выделять общую психическую подготовку и психологическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями:

       1.Обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний.

       2.Обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности в условиях соревновательной борьбы посредством словеснообразных и натуральных моделей.

       Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию. Содержание психической подготовки, ее построение определяются спецификой вида спорта. 

       Интенсивность физических нагрузок. Мышечная деятельность вызывает в организме изменения  функциональных систем. Чтобы определить степень этих изменений в организме при физических нагрузках используют показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на выполненную работу. К таким показателям относятся: частота дыхания, минутный объем потребления кислорода,  максимальное потребление кислорода, частота сердечных сокращений (ЧСС) и т. д. Наиболее простым  и информативным является (ЧСС). Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются с ориентацией именно на ЧСС.

       Различают четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС: 0, I,  II, III. В основе разделения нагрузок по зонам лежат физиологические и биохимические изменения в организме при нагрузках разной интенсивности.

       1.Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений при частоте сердечных сокращений до 130 ударов в минуту для лиц студенческого возраста. При такой интенсивности нагрузки кислородный долг не возникает, поэтому тренировочный эффект может наблюдаться лишь у слабо подготовленных занимающихся. Нулевая зона интенсивности может быть использована в целях разминки для подготовки организма для более интенсивных нагрузок.

       2.Для первой тренировочной зоны интенсивности  характерна ЧСС от 130 до 150 удар/мин. Эта зона интенсивности типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений и потребление кислорода (с аэробным процессом его обмена в организме) происходит у них, начиная с ЧСС, равным 130 уд / мин. Эта зона интенсивности называется порогом готовности. 

       3.При второй тренировочной зоне ЧСС достигает до 150-180 уд/мин и характеризуется подключением анаэробных механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. Обычно (ПАНО) порог анаэробного обмена наступает при ЧСС 150 уд/мин. У слабо подготовленных спортсменов ПАНО может наступать при ЧСС 130-140 уд/мин, а у хорошо тренированных при ЧСС 160-1500 уд/мин.

       4.В третьей тренировочной зоне при ЧСС 180 уд/мин и более совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. В этом случае ЧСС не является объективным  показателем дозирования нагрузок, но приобретают значения биохимические показатели крови и ее состав, в частности накопление молочной кислоты. При ЧСС 180 уд/мин уменьшается время отдыха сердечной мышцы, что приводит к падению сократительной силы.

       К работе большой мощности организм приспосабливается в ходе тренировочной работы. Но самых больших значений максимальный кислородный долг достигает только в условиях соревнований. Поэтому чтобы достичь высокого уровня интенсивности тренировочных нагрузок, используют методы напряженных ситуаций соревновательного характера.

       Характеристика функциональных состояний, связанных с мышечной деятельностью. Предстартовое состояние. До начало мышечной деятельности в организме спортсмена происходят заметные сдвиги в функциях отдельных органов и систем. В основном они зависят от того, насколько трудна предстоящая мышечная работа, а также от масштаба и ответственности предстоящих соревнований. Комплекс изменений физиологических и психологических функций, возникающих до начала выступления спортсмена в соревнованиях, называется предстартовым состоянием. 

       Различают предстартовое состояние, возникающие за несколько дней до соревнований, предстартовое состояние - с момента попадания в атмосферу соревнований - и  стартовое состояние, возникающее за несколько минут или секунд до старта.   

       Предстартовые изменения функционального состояния спортсмена следует рассматривать как биологически целесообразную приспособительную реакцию организма, в ходе которой происходит мобилизация двигательных и вегетативных функций организма для выполнения предстоящей работы. Эти изменения характеризуются повышением возбудимости ЦНС, созданием двигательной доминанты, характерного для данного вида мышечной деятельности. Повышение возбудимости дыхательного и сосудодвигательного центров приводит к увеличению легочной вентиляции, усилению сердечной деятельности и изменению состава крови.

       Психологически предстартовое состояние может проявляться в виде боевой готовности, стартовой лихорадки или стартовой апатии. Состояние боевой готовности характеризуется умеренным повышением возбудимости и лабильности нервных центров. Функциональное состояние отдельных органов и систем находится на оптимальном уровне, обеспечивающем готовность к выполнению работы. 

       Состояние стартовой лихорадки отличается от состояния боевой готовности повышенной возбудимостью. Объективно отмечается уменьшение латентного  (скрытого) периода двигательного рефлекса и ослабление дифференцировочного торможения.

       Чрезмерное стартовое возбуждение может перерасти в свою противоположность – стартовую апатию. В этом случае начинают преобладать процессы охранительного торможения. 

       Разминка. Высокая функциональная готовность спортсмена к предстоящей мышечной работе достигается разминкой. Разминка имеет важное значение и в регуляции предстартового состояния. Разминка состоит из общей и специальной частей. Первая способствует созданию оптимальной возбудимости ЦНС и двигательного аппарата, повышению обмена веществ и температуры тела, деятельности органов кровообращения и дыхания. Вторая часть направлена на повышение работоспособности тех звеньев двигательного аппарата, которые будут участвовать в предстоящей деятельности. 

       Общая часть разминки может быть почти одинаковой во всех видах спорта; специальная тесно связана со специализацией спортсмена.

       Под влиянием разминки повышается активность ферментов и скорость протекания биохимических реакций в мышцах, возбудимость и лабильность мышц. Физиологические сдвиги, вызванные разминкой, не исчезают сразу после ее прекращения. Они оставляют следы, которые обеспечивают улучшение работоспособности при последующей деятельности.

       Таким образом, благоприятное воздействие разминки заключается не только в возникновении кратковременных физиологических сдвигов, но и в сохранении относительно длительных следовых явлений, обеспечивающих повышение работоспособности.

       Оптимальные величины длительности разминки и длительности интервалов между ее окончанием и началом работы определяются видом спортивной деятельности. В среднем разминка должна продолжаться 10-30 мин. и должна вызывать утомление. Необходимо, чтобы уже при разминке началось потоотделение, свидетельствующее о готовности теплорегуляционных механизмов к мышечной деятельности.

       Врабатывание. Постепенное повышение работоспособности организма при мышечной работе называется врабатыванием. Оно обусловлено усилением деятельности физиологических систем, принимающих участие в работе.

         Врабатывание следует рассматривать как адаптацию организма к более высокому уровню деятельности. Известно, что работоспособность спортсмена при выполнении физических упражнений нарастает постепенно.

       Различные системы организма настраиваются на рабочий уровень не одновременно. Двигательный аппарат, обладающий относительно высокой возбудимостью и лабильностью настраивается быстрее вегетативных систем. Однако и для повышения работоспособности скелетных мышц требуется время. Например, скорость бега на 100 м на 1-й секунде составляет в среднем 55% от максимальной, на 2-й – 76% и лишь на 5-6 сек. достигает максимума. Наблюдения за лучшими бегунами-спринтерами показали, что наивысшей скорости при беге на 100 м они достигают лишь на 35-40-м дистанции. Такое относительно медленное повышение скорости бега обусловлено биохимическими особенностями движения на старте и постепенным врабатыванием двигательного аппарата.

       Значительно позже двигательных функций достигает необходимого уровня работа отдельных внутренних органов. При этом повышение различных вегетативных показателей происходит не одновременно. Сердечный ритм учащается уже на первых секундах работы. В большинстве случаев к концу 1-мин работы этот показатель достигает своего максимума. В одних случаях увеличение ЧСС происходит плавно, в других скачкообразно. Иногда при этом возникают экстрасистолы, называемые «экстрасистолами включения». Укорочение сердечных циклов в начале работы обычно сочетается с уравниванием их длительности. В некоторых случаях при врабатывании происходит усиление синусовой аритмии, что объясняется «поиском» оптимального для данных условий ритма.

         Увеличение систолического объема крови при врабатывании происходит одновременно с учащением сердечного ритма. Уже с первым сокращением сердца при работе желудочки выбрасывают крови больше, чем в условиях покоя. Артериальное давление начинает повышаться в самом начале работы. Систолическое давление при этом изменяется волнообразно, что обусловлено некоторым несоответствием между увеличением объема циркулирующей крови и расширением периферических сосудов.

       Врабатывание дыхательных функций происходит в течение нескольких минут. Поэтому в начальном периоде работы потребность организма в кислороде не удовлетворяется, в связи с чем образуется кислородный долг.

       При спортивной деятельности период врабатывания может иметь разную длительность. Это зависит от характера выполняемой работы, степени тренированности спортсмена, его индивидуальных особенностей и функционального состояния в день работы.

         Устойчивое состояние возникает после окончания врабатывания, наблюдается при работе, продолжающейся не менее 4-6 мин. Потребление кислорода при этом стабилизируется. Деятельность других органов и систем также устанавливается на относительно постоянном уровне.

       Различают истинное и кажущееся устойчивое состояние. Первое возникает при работе умеренной мощности, второе при работе большой мощности.

       Истинное устойчивое состояние характеризуется высокой согласованностью функций двигательных и вегетативных систем. Для поддержания устойчивого состояния при длительной работе необходима мобилизация всех систем организма. Минутный объем крови, легочная вентиляция и потребление кислорода достигают величин, необходимых для данной работы, и удерживаются на этом уровне.

       При кажущемся устойчивом состоянии деятельность дыхательного аппарата и сердца приближается к уровню, необходимому для обеспечения выполняемой работы. Однако, несмотря на это, кислородная потребность полностью не удовлетворяется, и в каждый момент работы образуется и постепенно нарастает кислородный долг. Необходимость усилить доставку кислорода к тканям резко повышает требования к органам кровообращения. Частота ЧСС и минутный объем крови при кажущемся устойчивом состоянии близки к предельным величинам. Кислородная недостаточность ведет к усилению анаэробных процессов. В результате в мышцах, а затем и в крови нарастает концентрация молочной кислоты и происходят значительные сдвиги рН в кислую сторону. При кажущемся устойчивом состоянии внутренние органы работают в режиме близком к пределу, но не могут полностью обеспечить кислородную потребность. О наличии устойчивого состояния в этих случаях говорят лишь потому, что потребление кислорода, постепенно нарастая в периоде врабатывания, достигает определенного уровня, который сохраняется в течение относительно длительного времени (до 20-30 мин.).

       «Мертвая точка» и «второе дыхание».  Напряженная работа не может продолжаться длительное время. Через несколько минут - а при работе максимальной мощности даже через несколько секунд – в организме наступают изменения, вынуждающие прекратить мышечную деятельность. Эти изменения обусловлены несоответствием между интенсивной деятельностью двигательного аппарата и функциональными возможностями вегетативных систем, обеспечивающих доставку кислорода к работающим мышцам. Вследствие этого нарушается внутриклеточный обмен в ЦНС, в сердце и мышцах, и происходят значительные сдвиги во внутренней среде организма.

       Такое временное снижение работоспособности называется «мертвой точкой», а состояние, возникающие после ее преодоления, - «вторым дыханием».

         «Мертвая точка» и «второе дыхание» характерны для работы циклического характера большой и умеренной мощности. При «мертвой точке» резко учащается дыхание, увеличиваются легочная вентиляция, поглощение кислорода и выведение углекислоты. ЧСС при этом резко увеличена, кровяное давление повышено.

         При выходе из «мертвой точки» поглощение кислорода понижается, а легочная же вентиляция еще некоторое время остается повышенной, что объясняется необходимостью освободить организм от накопившейся углекислоты.  При «втором дыхании» постепенно происходит относительное восстановление кислотно-щелочного равновесия. При «мертвой точке» начинается потоотделение, усиливающееся при «втором дыхании». Это свидетельствует о «настройке» теплорегуляционных механизмов на необходимый уровень, что играет большую роль в поддержании работоспособности.

       Время возникновения, продолжительность и степень проявления «мертвой точки» зависит от многих факторов. Главное из них – степень тренированности спортсмена и мощности выполняемой работы. У более тренированных может и не быть «мертвой точки» или она наступает позднее и протекает легче, чем у нетренированных. Разминка ослабляет проявление «мертвой точки» и способствует более быстрому возникновению «второго дыхания». Преодоление «мертвой точки» требует значительного волевого напряжения. В процессе тренировочных занятий спортсмен должен быть приучен к неприятным ощущениям, появляющимся при кислородной недостаточности и накоплению в организме недоокисленных веществ (молочная кислота и др.).

       Наступлению «второго дыхания» способствует произвольное увеличение легочной вентиляции. Особенно эффективны при этом глубокие выдохи, усиливающие выведение углекислоты из организма, благодаря чему восстанавливается кислотно-щелочное равновесие. Преодоление «мертвой точки» может быть ускорено снижением мощности работы. Но это нельзя рекомендовать в условиях соревнований. Нецелесообразно снижать мощность работы при возникновении «мертвой точки» и на тренировочных занятиях. В процессе тренировки адаптация человека к напряженной мышечной деятельности происходит лишь при значительном изменении внутренней среды организма.        

       Утомление. При мышечной деятельности может возникать утомление, характеризующееся комплексом изменений в состояниях различных функций организма. Степень выраженности этих изменений, в том числе чувство усталости, тем больше, чем интенсивнее и продолжительнее была проделанная работа.

       Утомлением называется особое состояние, возникающее как следствие работы и проявляющееся в ухудшении двигательных и вегетативных функций и их координации, понижении работоспособности и появлении чувства усталости. Это состояние имеет временный характер и исчезает через некоторое время после прекращения работы, т.е. во время отдыха.

       Внешние проявления мышечного утомления разнообразны. Они зависят от характера выполняемых физических упражнений, особенностей внешней среды и личных индивидуальных особенностей спортсмена. К внешним проявлениям утомления, часто встречающимся в спорте, относятся: нарушение координации движений, падение производительности работы, одышка, чрезмерная потливость, покраснение кожных покровов и др.

       Несмотря на то, что утомление приводит к временному снижению работоспособности, оно имеет важное биологическое значение, являясь сигналом о частичном истощении ресурсов. 


Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!