ФЭУ / Физическая и СП / Лекция по физической культуре №9. Спорт. Индивидуальный выбор спорта или оздоровительных систем физических упражнений
(автор - student, добавлено - 10-04-2014, 12:47)
Лекция 9. Спорт. Индивидуальный выбор спорта или оздоровительных систем физических упражнений Спорт отличается от физической культуры тем, что в нем существует соревновательный компонент. Хотя физкультурник и спортсмен в своих тренировочных занятиях могут использовать одни и те же физические упражнения, но при этом спортсмен всегда сравнивает свои спортивные достижения с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование. Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни. Цель занятий различными видами массового спорта – укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками. Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах. Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений или большой спорт. Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные соревнования собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх. Сегодня спорт высших достижений – пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности. Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, усвоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Единая спортивная классификация. Национальные виды спорта в спортивной классификации. Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта, используется единая спортивная классификация. Действующая спортивная классификация включает в себя почти все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно в единой градации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленности спортсменов, их спортивные результаты и достижения. Условность сведения в единую систему спортивных разрядов и званий разнохарактерных видов спорта сочетается с научностью такой систематизации, которая опирается на статистическую достоверность установленной трудоемкости и реальных сроков достижения одного и того же разряда. Так, звание «мастер спорта» одаренные молодые люди получают обычно после 6-8 лет регулярной и напряженной спортивной подготовки. Реально возможные сроки достижения нормативов и требований отдельных разрядов и званий – это и определенные временные ориентиры, как для начинающих, так и для высококвалифицированных спортсменов. Продвижение спортсменов от разряда к разряду служит критерием эффективности учебно-тренировочного процесса. Структура спортивной классификации предусматривает присвоение следующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим). Спортивные разряды: 5-й, 4-й разряды (только в шахматах и шашках) 3-й, 2-й, 1-й разряд, «кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды необходимо подтверждать. Спортивные звания: «мастер спорта», «мастер спорта международного класса» (к этому званию приравнивается звание «гроссмейстер» в шахматах и шашках). За особо выдающиеся достижения присваивается звание «заслуженный мастер спорта России». Спортивные звания присваиваются пожизненно. Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражаются в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях. Разрядные требования определяются такими положениями: - занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба; -добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих разрядов. Спортивная классификация носит подвижный, динамический характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность. Особо следует отметить наличие спортивной классификации и по национальным видам спорта. Национальные виды спорта культивируются в отдельных регионах Российской Федерации. В их основе лежат традиционные народные упражнения и игры, исторически связанные с укладом жизни и особенности труда людей в условиях данных регионов. Наиболее распространенные из них представлены в Единой спортивной классификации. Звание мастера спорта по этим видам присваивается на федеральном уровне, а спортивные разряды присваиваются региональными спортивными организациями. Студенческий спорт. Его организационные особенности. Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условия для занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт. Вся система студенческих спортивных соревнований построена на основе принципа «от простого к сложному», т.е. от внутривузовских зачетных соревнований в учебной группе, на курсе (зачастую по упрощенным правилам) к межвузовским и т. д. до международных студенческих соревнований. Внутривузовские спортивные соревнования включают в себя зачетные соревнования внутри учебных групп, учебных потоков на курсе, соревнования между курсами факультетов, между факультетами. В зависимости от содержания «Положения о соревновании» состязание может быть или личным (для каждого выступающего), или командным, или лично-командным, доступным каждому студенту, или для «спортивной элиты» учебной группы, курса, факультета, определяемой на предварительных соревновательных этапах. Но в любом случае на первых этапах этой системы внутривузовских соревнований в них может участвовать каждый студент, вне зависимости от уровня его спортивной подготовленности. Внутривузовские соревнования по видам спорта:
Межвузовские соревнования по видам спорта:
Российские студенческие соревнования и участие в составе сборных команд в соревнованиях Российской Федерации. Международные спортивные соревнования студентов
В межвузовских соревнованиях обычно участвуют и соревнуются сильнейшие студенты-спортсмены в личном зачете или в составе сборных команд. Цель межвузовских состязаний - установить личные контакты и добиться наилучшего спортивного результата на соревнованиях между вузами города, района или России. Самыми авторитетными и представительными являются Олимпийские игры. В составе олимпийской сборной команды бывшего СССР всегда успешно выступали студенты-спортсмены. Спорт в высшем учебном заведении. Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на 1 курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упражнений для систематических занятий в процессе обучения в вузе. Спорт в элективном курсе физического воспитания студентов – эта та часть преимущественно практических занятий учебной дисциплины «Физическая культура», в которой вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа предложенных кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сделать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть включены только те виды спорта, которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т. п. Свободный выбор спортивной группы в основном отделении накладывает определенные обязанности на самого студента. Выбрав вид спорта, студент должен до следующего зачета по учебной дисциплине (т.е. до конца семестра или учебного года) заниматься именно в этой группе. Он обязан также овладеть теоретическим, методическим и практическим учебным материалом и выполнять не только общие зачетные требования и нормативы по общей и профессионально-прикладной физической подготовке, но и специфические спортивно-технические зачетные нормативы и требования по избранному им виду спорта. Похожие статьи:
|
|