О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФЭУ / Физическая и СП / Лекция по физической культуре №4. Врачебный контроль. Педагогический контроль и самоконтроль

(автор - student, добавлено - 10-04-2014, 12:44)

Лекция 4. Врачебный контроль. Педагогический контроль и самоконтроль 

        Врачебный контроль. В результате систематических физических упражнений происходят морфофункциональные  изменения, как физиологических систем организма,  так и отдельных систем организма, т.е. происходят количественные и качественные изменения физического развития. Степень адекватности физических упражнений можно определить с помощью антропометрических исследований и функциональных проб (дозированных физических нагрузок). 

Основные признаки физического развития - это масса, плотность и форма тела, антропометрические показатели. К критериям физического развития относятся особенности телосложения и конституция или тип телосложения человека.      

Антропометрические исследования являются объективным показателем  физического развития. По степени выраженности антропометрических признаков выделяют:

1.Соматометрические – длина и масса тела, окружность грудной клетки, бедра, голени, предплечья и т. д.

2.Соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.

3.Физиометрические – мышечная сила рук, становая сила, ЖЕЛ и др.

 При систематических занятиях физической культурой и спортом возникает необходимость оценки воздействия на организм физических упражнений.  Основными видами диагностики в этом случае является врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.

Перед диагностикой стоят следующие задачи: 1. Регулярно проводить врачебный контроль за состоянием здоровья всех лиц, занимающихся физкультурой и спортом. 2. Оценивать эффективность применяемых средств и методов учебно-тренировочных занятий. 3. Выполнять план учебно-тренировочных занятий. 4. Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности спортсменов с точки зрения физической, технической и тактической, а также морально-волевой и теоретической. 5. Прогнозировать достижения отдельных спортсменов.

Под врачебным контролем понимается комплекс медицинских обследований физического развития и функциональной подготовленности спортсмена. Врачебному контролю предшествует первичный врачебный контроль, который является  условием допуска к занятиям физкультурой и спортом. В последующем периодичность врачебного контроля зависит от квалификации спортсмена, а также от вида спорта. Повторные врачебные обследования позволяют выяснить, насколько соответствуют объем и интенсивность физической нагрузки на здоровье занимающегося, а также дает возможность корректировки учебно-тренировочного процесса.

После перенесенного спортсменом заболевания или травмы проводится дополнительное врачебное обследование, которое решает возможность возобновления спортсменом тренировочных занятий.

       Спортсмены проходят врачебный контроль 2 раза в год, а студенты один раз в начале учебного года. Основное предназначение медицинского осмотра студентов - определить состояние здоровья и решить вопрос распределения их в учебные группы: основную или подготовительную, специальную. Часть студентов может быть направлена на лечебную физкультуру (ЛФК) или освобождаться от практических занятий на некоторое время. Распределение по группам проводится после осмотра специалистами (хирургом, невропатологом, стоматологом, окулистом, гинекологом, урологом). Затем терапевт определяет группу для занятий.  

 Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основная цель педагогического контроля – это определение связи между  физической нагрузкой, средствами и методами и изменениями, которые происходят в организме, и спортивного мастерства  у спортсмена.

Данные, полученные в ходе педагогического контроля, позволяют тренеру скорректировать средства, методы и формы занятий в ходе учебно-тренировочного процесса.

В практике физического воспитания используют пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение:

1.Предварительный контроль проводят в начале учебного года. Он предназначен для изучения состава занимающихся и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям. Данные такого контроля позволяют уточнить задачи, средства и методы их решения.  

2.Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия. Данные оперативного контроля позволяют адекватно регулировать динамику нагрузки.

3.Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятий. С его помощью определяют время восстановления работоспособности спортсмена после физических нагрузок.

4.Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном тренировочном эффекте, полученном на определенном этапе. Этапный контроль позволяет определить правильность подбора и применения различных средств, методов и дозирования физических нагрузок.

5.Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения выполнения годового плана учебно-тренировочного процесса, степени решения поставленных задач. Данные итогового контроля являются основой для последующего планирования учебно-тренировочного процесса.

  Самоконтроль – это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменениями под влиянием занятий физической культурой и спортом. Самоконтроль не может заменить врачебного контроля, а лишь быть дополнением к нему.

Самоконтроль позволяет спортсмену оценивать эффективность занятий спортом, соблюдать правила личной гигиены, режим тренировок и т. п. Для оценки влияния физических нагрузок на организм необходимо систематически проводить самоконтроль, что даст возможность правильно планировать и проводить тренировочные занятия и избежать состояния перетренированности.

Самоконтроль включает в себе простые общедоступные наблюдения, учет субъективных показателей (сон, аппетит, настроение, потливость, желание тренироваться и др.) и данные объективных исследований (ЧСС, масса тела, ЧД, кистевая и становая динамометрия, ЖЕЛ) и т.д.

При проведении самоконтроля необходимо вести дневник, где можно также записывать объем тренировочных нагрузок (километры, килограммы, продолжительность и др.).

Характеристики показателей дневника самоконтроля.

Субъективные показатели: 1.Самочувствие отражает состояние и деятельность всего организма. Самочувствие и настроение оценивается как хорошее, удовлетворительное и плохое. 2. Работоспособность оценивается как повышенная, обычная и пониженная. 3.Сон – важный показатель. Во время сна восстанавливаются силы и работоспособность. В норме бывает быстрое засыпание и достаточно крепкий сон. Плохой сон, долгое засыпание или частые просыпания, бессонница свидетельствует о сильном утомлении или переутомлении.  4. Аппетит также позволяет судить о состоянии организма. Перегрузки, недосыпания и пр. отражаются на аппетите. Он бывает нормальным, повышенным или пониженным. 5.Желание тренироваться характерно для здоровых людей. При отклонениях в состоянии здоровья, перетренированности желание тренироваться снижается или исчезает.

Объективные показатели: 1.Частота сердечных сокращений (ЧСС) – важный показатель работы сердечно-сосудистой системы. ЧСС в покое у тренированного человека ниже, чем у нетренированного. Пульс подчитывают за 10 с. и умножают на 6, но если имеется нарушение ритма, то подсчитывают за одну минуту. У спортсмена пульс приходит в норму быстрее после тренировки, чем у не тренированного человека. 2.Потоотделение зависит от индивидуальных особенностей и функционального состояния человека, температурного режима, а также от вида мышечной нагрузки. На первых тренировочных занятиях потоотделение может быть высоким, а по мере тренированности уменьшаться. Потоотделение оценивается как обильное, большое, умеренное и пониженное. Потоотделение зависит также от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня. 3. При занятиях физкультурой и спортом могут возникать боли в отдельных мышечных группах (наиболее нагружаемых мышцах), или после длительного перерыва в тренировках, а также при занятиях на жестком грунте.   Необходимо обратить внимание на боли в области сердца и их характер; на головные боли, головокружения, на возникновение боли в правом подреберье, особенно при беге, потому что такие боли нередко свидетельствуют о хроническом холецистите и других заболеваниях печени. Все это должно быть отражено в дневнике самоконтроля. Нежелание тренироваться, повышенная потливость, бессонница, боли в мышцах могут свидетельствовать о перетренированности. 4. Изменения массы тела тесно связаны с величиной нагрузки и естественной потерей веса во время тренировки. Но иногда вес падает за счет потери белка. Это происходит при тренировках в горах, при недостаточном потреблении животных белков.

В дневнике самоконтроля следует также вносить описание характера тренировок, время их проведения, спортивные результаты. Женщины отмечают в дневнике периодичность и характер менструаций. Спортивный врач или тренер должен разъяснить спортсмену, как вести дневник, как оценивать тот или иной показатель своего самочувствия, его влияние на здоровье.                       


Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!