ФЭУ / Экономика предприятий / Лекция по Организации и планированию производства Развитие структур управления в организациях
(автор - student, добавлено - 4-12-2012, 14:20)
Развитие структур управления в организациях
Структура управления в организации должна создаваться в соответствии с: 1. Организационной структуры 2. Стратегическими целями и тактическими задачами компании 3. Структурой процессов принятия решений Построение структуры управления – это основная часть такой функции менеджмента как организация. Создание структуры управления требует четкой структуризации самой компании а также ее управляющего уровня. Между структурой управления и организационной структурой существует тесная прямая взаимная зависимость: структура компании отражает принятое в ней разделение работ между подразделениями и отдельными функциональными единицами, а структура управления создает механизмы координации между элементами организационной структуры для эффективного достижения общих целей и задач предприятия. Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность взаимосвязей между функциональными звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации. Структура управления базируется на 3х элементах: звенья, связи, уровни. 1. Звенья – службы, отделы, группы или работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач и функций. 2. Связи – целенаправленное, упорядоченное отношение между звеньями. Традиционно подразделяются на горизонтальные, вертикальные, линейные и функциональные. 2.1 Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. 2.2 Вертикальные – связи подчинения, описывающие иерархичность управления. Например, директор по производству и начальник производственного цеха – связь прямая вертикальная. 2.3 Линейные отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. 2.4 Функциональные – связи, обеспечивающие движение информации и управленческих решений по основным функциям управления. 3. Уровни – отдельные ступени (иерархии) выстраивающиеся в структуре управления. Расширенное понятие структуры управления – форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение стратегических целей компании. Построение структуры управления требует: 1. Группировки всех видов работ по функциям, обязанностям или задачам. 2. Формирования соответствующих отделов рабочих групп и индивидуальных управленцев. 3. Установления полномочий по принятию решений и отношений между отделами, рабочими группами и индивидами по поводу исполнения ими управленческих функций. 4. Формирование каналов коммуникаций и механизмов, обеспечивающих координацию и передачу решений по вертикали и горизонтали. Структурам управления характерны 4 ключевых понятия: 1. Полномочия – это ограниченные права использовать ресурсы и направлять усилия подчиненных на выполнения определенных задач. 2. Ответственность – это обязанность выполнять поставленные задачи и отвечать за их последствия. 3. Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое готово принять на себя ответственность за их исполнение. 4. Власть –право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать и заставлять их действовать в определенном направлении. Характеристики структуры управления Характеризуется такими принципами как: сложность, формализация, централизация, координация. 1. Сложность структуры управления определяется количеством индивидуальных управленцев, отделов, групп и функциональных подразделений, включенных в иерархию управления. Горизонтальная дифференциация – разделение работ по их однородности и уровню квалификации в каждой сфере деятельности. Вертикальная дифференциация– описывается числом уровней иерархии в структуре управления. Пространственная дифференциация– характеризуется географическим положениям подразделений компаний (дивизионов, филиалов, представительств) и организацией управления на каждом из них. 2. Формализация описывается масштабами использования правил и регулировочных механизмов для управления компанией. Формализация управления описывается рядом норм и стандартов по осуществлению управленческих функций. 3. Централизация – это степень принятия решений на высших уровнях управления компанией, характеризующиеся концентрацией полномочий и ответственности. 4. Координация базируется на использовании механизмов, интеграции разделенных ресурсов и действий. Интеграция осуществляется как по горизонтали так и по вертикали путем установления определенных, описанных ранее взаимосвязей. Формирование иерархических и бюрократических структур управления Иерархические и бюрократические структуры управления выстраиваются с ориентацией на механизмы внутренней среды компании. Эти два вида структур являются наиболее развитыми в истории менеджмента, но наименее приспособленными к изменениям рыночных условий. Иерархическая структура опирается на следующие положения: 1. Четкие линии прав, идущие сверху вниз. 2. Единоначалие и максимальная централизация власти. 3. Четкое определение прав, полномочий и ответственности. 4. Делегирование прав сверху вниз как можно большему числу исполнителей. 5. Отделение линейных функций управления от штабных. 6. Ограничение сферы контроля и масштабов управляемости. Бюрократические структуры опираются на следующие положения: 1. Непрерывный принцип работы. 2. Четкое разделение труда. 3. Четкая структура управления. 4. Наличие крайне формализованных правил и норм. 5. Приоритет должности перед персональными качествами. Формирование органических структур управления В большей степени ориентированы на внешнюю среду, нежели на внутреннюю. Опираются на следующие положения: 1. Ориентация на проблемы и возможности. 2. Снижения до минимума иерархии. 3. Высокая степень децентрализации управления. 4. Временное гибкое закрепление функций за исполнителями. 5. Высокая степень горизонтальной интеграции между исполнителями. 6. Ориентация взаимоотношений на кооперацию, самодисциплину и самоорганизацию исполнителей. Похожие статьи:
|
|