О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФЭУ / Экономика предприятий / Лекция по Организации и планированию производства Эволюция и становление теорий и школ менеджмента

(автор - student, добавлено - 4-12-2012, 14:18)
Эволюция и становление теорий и школ менеджмента
Школа научного управления. Основоположник Фредерик Тэйлор. Период становления 1900-1920гг. Основа: к менеджменту следует подходить как к области научного управления, основанной на фундаменте точных законов, правилах и принципах реализации управления. Данная концепция переносила методы науки и техники на систему управления. Важным компонентом является анализ содержания работы и ее основных компонентов с разбивкой на отдельные рабочие операции. То есть система менеджмента должна строиться в соответствии с принципами функционирования сложнокомпонентных технический систем.
Школа административного управления. Период становления 1920-е. Основатель Анри Файоль. Основы: организационная структура рассматривалась как система взаимосвязей и иерархий, функционирующих по принципу замкнутых систем; влияние внешней среды крайне ограничено, и все управленческие задачи могут быть решены административными методами; управление рассматривается как универсальный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных функций, охватывающих основные аспекты функционирования предприятия.
Школа «человеческих отношений». Период 1930-1950гг. Основатель Элтон Мэйо, Абрахам Масло. Основа: менеджмент стал трактоваться как организация выполнения работы с помощью других лиц; важным фактором управления выступает фактор мотивации, которая представляет собой не только удовлетворение экономической потребности, но и психологические потребности и потребности в социуме. Эффективность менеджмента будет напрямую зависеть от отношений между управленцем (менеджером) и работниками, при этом менеджеру отводится роль повышения удовлетворенности работников условиями труда в целях повышения его личной производительности. Основной заслугой школы стало понимание того, что человек как субъект управления накладывает на работу свои социально-психологические особенности, не учитывать которые нельзя.
Школа (концепция) поведенческого (лидерского) управления. Период 1950-1960гг. Основатели Мак-Грегор, Герцберг Лайкерт. Основа: менеджмент во многом зависит от персональных (личностных) характеристик лидера, от уровня его авторитета и характера власти, коммуникационной активности и прочих аспектов социального взаимодействия с коллективом. Позднее концепция поведенческого управления стала дополняться влиянием проблем взаимодействия с внешней средой и ориентацией предприятия на ее изменение.
Концепция инновационного и лидерского менеджмента. Период 1980-1990гг. Сущность: менеджер выступает в организации как субъект, стимулирующий работников к повышению инициативности, к развитию креативных способностей и творческого мышления и, как следствие, к процессу выработки идей и развития инноваций.
Современные научные подходы к управлению
1. Процессный. Управление рассматривается как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организацией рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных процессов (функций управления).
2. Системный подход: рассматривает организацию как совокупность взаимозависимых элементов, каждый из которых подчинен достижению единой генеральной цели. В основе лежит технико-математическое происхождение и организация трактуется как сложная система, включающая множество подсистем. Соответственно менеджмент реализуется в каждой из этих подсистем (функциональных областей).
3. Ситуационный: эффективность использования тех или иных видов менеджмента определяется каждой конкретной хозяйственной ситуацией. На выбор данных методов будет оказывать влияние множество факторов как внутренней, так и внешней среды. Важным достоинством является индивидуальность и обособленность методов менеджмента применительно к каждой конкретной ситуации.
4. Программно-целевой. А) составление и реализация целевых комплексных программ. Б) единство целевой ориентации программ. В) комплексность намечаемых и проводимых мероприятий. Г) определение критериев для выбора управленческих альтернатив.
Характерные черты менеджмента
1. Целенаправленность управления.
2. Последовательность стадий управленческого процесса: стратегическое, тактическое и оперативное управление, контроль.
3. Специализация управления (финансовый менеджмент, кадровый, производственный, и т.д.)
4. Единство управленческого процесса.
5. Организация аппарата управления.
6. Саморегулирование деятельности компании.
7. Непрерывность управленческого процесса.
8. Приспособление к условиям внешней среды.
Методы менеджмента
1. Экономические. Стратегическое и оперативное планирование, финансовый анализ, статистическое прогнозирование и т.д.
2. Организационные. Разработка структур и иерархий, определение целей и задач, упорядочивание элементов организации и т.д.
3. Административные. Разработка нормативно-учетной документации, формирование внутренних нормативных актов и т.д.
4. Социально-психологические. Мотивация, делегирование полномочий и ответственности, формирование корпоративной культуры.

Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!