ФЭУ / Экономика предприятий / Лекция по Организации и планированию производства Основы функционирования организаций и управление ими
(автор - student, добавлено - 4-12-2012, 14:17)
Основы функционирования организаций и управление ими
Общее управление – это управленческая деятельность и процессы связанные с разработкой концепции и стратегии развития организации с постановкой ее целей, планирования организационной деятельностью, координированием и контролем, а также корректировкой по необходимости управленческих решений. Основу общего управления составляет совокупность методов и приемов, обеспечивающих совместную эффективную деятельность людей, работающих в организации. Основой управленческой деятельности являются принцип и процессы управленческой деятельности, которые создают важную фундаментальную базу для решения таких важных проблем управления как: 1- Разработка стратегий развития организации 2- Построение системы планов (оперативных, текущих, стратегических) 3- Реорганизация и реструктуризация 4- Управление программами и проектами 5- Антикризисное управление и т.д. Принципиальное отличие от общего управления составляет менеджмент организации. В настоящий период времени в современной экономической практике существует 4 определения категории «менеджмент». 1. Менеджмент – это совокупность методов, способов, приемов и инструментов управления, нацеленная на поддержание стабильного функционирования компании и ее перспективное развитие. 2. Менеджмент – это совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере организации деятельности предприятия и планирования его развития. 3. Менеджмент – это совокупность накопленных знаний, умений и передового опыта в сфере управленческой деятельности, направленной на поддержание постоянного развития компании. 4. Менеджмент – это дисциплина экономической науки, изучающая принципы функционирования и развития организаций. Менеджмент характеризуется наличием обязательных элементов, основными из которых являются следующие: 1. Субъект управления – лицо или орган, осуществляющий единоличное принятие управленческих решений. 2. Объект управления – это объект, на который направлены управленческие решения, реализованные субъектом. 3. Цель. 4. Задачи. 5. Функции управления. 6. Методы и механизмы управления. Менеджмент реализует 5 основных функций: 1. Планирование – процесс составления системы краткосрочных и долгосрочных планов деятельности и установление целевых индикаторов их исполнения. 2. Организация реализуется посредством разработки структуры организации, обособления ее отдельных подразделений и наделение последних определенными полномочиями. 3. Координация реализуется посредством установления соподчинения элементов организации и организации их взаимодействия между собой. 4. Мотивация реализуется посредством разработки системы стимулов и мотивов для сотрудников в целях исполнения поставленных задач. 5. Контроль реализуется посредством создания контролирующих органов, целью которых является идентификация достижения поставленных целей. Принципы управления В начале XX века Анри Файоль сформулировал 14 принципов менеджмента, т.е. общих правил, отражающих требования управлению организации в определенных условиях экономического развития. Принцип Содержание его Разделение труда Специализация работ для эффективного использования труда. Полномочия и ответственность Делегирование полномочий каждому сотруднику и установление ответственности за задание. Дисциплина Выполнение условий организации труда между работодателем и работником. Единоначалие Получение полномочий и ответственности только перед одним руководителем. Единство действий Действия разных сотрудников должны быть подчинены одной цели и выполняться по одному плану. Подчиненность личных интересов общественным Преимущество интересов компании перед интересами работников. Вознаграждение Получение работниками справедливого вознаграждения за работу. Централизация Установление единых центров ответственности и руководства. Скалярная цепь Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархий через непрерывную цепь команд. Порядок Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте. Справедливость Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи. Стабильность персонала Установка работающих на долгосрочный характер работы. Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в пределах их полномочий. Корпоративный дух Наличие единой гармонии интересов персонала и организации. |
|