ФЭА / АИТ / Комиссарчик В. Анализ АСР с релейными регуляторами
(автор - student, добавлено - 14-04-2013, 13:33)
4. Анализ АСР с релейными регуляторами [4] Системы с релейными регуляторами относятся к классу нелинейных АСР. Их точный расчет возможен лишь в простейших случаях. В общем случае расчет нелинейных АСР производится приближенно в два этапа: линеаризация статической характеристики нелинейного элемента и расчет линеаризованной АСР. Установившимся режимом работы АСР с релейными регуляторами (релейных АСР) чаще всего является режим автоколебаний. Поэтому в отличие от непрерывных линейных АСР основными показателями качества регулирования в этом случае являются параметры автоколебаний: период Та или частота оа и амплитуда Аа. В качестве установившегося значения регулируемой величины условно можно принять среднее значение уср= ууст. Тогда ошибка регулирования в установившемся режиме равна разности между заданным значением регулируемой величины и её средним значением:
Целью расчета релейных АСР является выбор настроечных параметров релейного регулятора, обеспечивающих заданные требования к показателям качества Та, Аа, Аууст.
Структурная схема релейной АСР приведена на рис. 33.
4.1. Анализ АСР с двухпозиционным релейным регулятором Статическая характеристика двухпозиционного релейного регулятора приведена на рис. 34а,б. Отличие рис. 34а от рис. 34б заключается в том, что на рис. 34а по оси абсцисс отложено значение регулируемой переменной у, а на рис. 34б - рассогласование Ау=узад-у.
Рис.34. Как видно из характеристики двухпозиционного регулятора, регулирующее воздействие в зависимости от величины рассогласования Ау может принимать два фиксированных значения: хтах и хтп (В частном случае хтп=0). Диапазон изменения регулируемой переменной (рассогласования) можно разбить на три зоны: мало, нормально, много. Будем считать, что величина зоны нормально (называемой также зоной возврата или дифференциалом) составляет 2е. Уравнение статической характеристики двухпозиционного регулятора:
тах ПРи АУ > Б
е < Ау < б и у < 0
•^т ПРи АУ < -Б
е<Ау < е и у > 0 Настроечными параметрами двухпозиционного релейного регулятора являются: е, а также xтаx и xт^п, если они не заданы. Будем считать, что объект регулирования описывается моделью инерционного звена первого порядка с чистым запаздыванием (8). Рассмотрим вначале частный случай при отсутствии чистого запаздывания в объекте регулирования. На рис. 35 изображены графики автоколебаний и изменения регулирующего воздействия. Здесь утаа: и утп - максимальное и минимальное установившееся значение регулируемой переменной, соответствующие максимальному xтаx и минимальному xт^п значениям регулирующего воздействия и связанные с ним через коэффициент передачи объекта регулирования:
у
Разность О = у _ у ■ У тах У тт будем называть диапазоном регулирования. Пусть начальное значение регулируемой величины у(0)=утгп. Поскольку при этом Ау>е, регулирующее воздействие принимает максимальное значение (х=хтах), и объект начинает разгоняться по кривой разгона - экспоненте. При достижении регулируемой переменной значения узад+8 (Лу=-8) в момент I] регулирующее воздействие переключается на хтп, и регулируемая переменная начинает уменьшаться. При *=*2 Лу=е и регулирующее воздействие снова переключается на хтах. Далее система входит в режим установившихся колебаний. Амплитуда автоколебаний равна половине зоны возврата статической характеристики регулятора: Аа =е. (64) Среднее значение автоколебаний равно заданному значению: уср=узад, следовательно, ошибка Лууст в установившемся режиме равна нулю. Найдем теперь период автоколебаний Та. Та = Ттт + Ттах , (65) где Ттп и Ттах - промежутки времени, в течение которых регулирующее воздействие имеет соответственно минимальное и максимальное значения. Уравнение участка экспоненты от произвольной точки 1=10, у0=у(*0): _ * о ) = У о + (уо _ уо)(1 _ е Т ), (66) где У о - установившееся значение при 1^-оо. С учетом (66) для переднего фронта автоколебаний АВ (рис. 35) можно записать:
у зад — у тш + Бу зад у т1п Б
Подставляя (69) и (72) в (65), находим
При приближенных расчетах формулу (73) можно упростить,
разложением в степенной ряд:
0
+ X
е б ---- +---------
у тах у зад у зад у т или окончательно Т * 2Те утах ут‘п /тел “ (утах- у зад зад — утт ) При у зад > утах-Б Ттах, как видно из (69), а следовательно, и Та=ю. Аналогично, при узад <утт+е Ттп на основании (72), а значит, и Та также становятся бесконечными. Это объясняется тем, что для возникновения автоколебаний рассогласование должно попеременно изменять свой знак на противоположный и превышать по амплитуде половину зоны возврата. При выполнении же приведённых выше условий знак рассогласования остаётся постоянным (регулятору как бы не хватает запаса регулирующего воздействия). Поэтому для обеспечения нормальной работы двухпозиционного регулятора заданное значение регулируемой величины должно лежать в средней части диапазона регулирования: утт + 0,25^ < узад < утах — 0,25Я (76) Поскольку неравенство (76) должно выполняться при любых значениях возмущений, влияющих на величину утп и утах, значения хтп и хтах должны быть выбраны с определённым запасом. В случае, когда задание точно соответствует середине диапазона регулирования: В у ■ + у у у + у тт у тах У зад ✓ тт г\ 22 период автоколебаний достигает своего минимального значения Т . _ 2Т1П1 + 2—° * 8Т— а т1П 1 — 2—В В • При этом Т _ Т ■ _ Т . /2 тах тт а тт/ ? т.е. имеют место симметричные автоколебания (длительность переднего фронта равна длительности заднего фронта). При смещении узад вправо или влево от середины диапазона регулирования период автоколебаний растёт за счёт роста Ттах или Ттп соответственно. При этом Та зависит только от величины приращения заданного значения относительно середины диапазона регулирования и не зависит от его знака. Перейдём теперь к общему случаю при наличии чистого запаздывания в модели объекта регулирования. Графики автоколебаний и регулирующего воздействия для этого случая приведены на рис. 36. Наличие запаздывания в передаточной функции объекта приводит к отставанию регулируемой переменной на величину т (штриховая и сплошная линии на рис. 36). Вследствие этого моменты переключения регулирующего воздействия также сдвигаются на т, что приводит к возрастанию амплитуды и периода автоколебаний.
Уравнение участка АС переходной характеристики:
1 . С 1 \
у = уд +Лу = у де~Т +Утах Ут1п у ср У зад У уст у зад 2
При 1=0 или узад=(утах+утт)/2 (заданное значение регулируемой величины точно в центре диапазона регулирования) уср=узад. Ттах и Ттп найдём, подставляя в (69) и (72) вместо минимального и максимального значений амплитуды автоколебаний (узад-8) и (узад+8) их новые значения (узад-8-ВЕ) и (узад+ 8+АВ): Утах _(Узад _8_ 1)Е)
1тах = 11П( АВ) Утах _\Узад +8 + АВ)
(Утах - У зад - е) Т = Ъ .
получаем
Упрощённую формулу для Та можно получить, подставляя в формулу (75) вместо е (амплитуда колебаний при т=0) приближённое значение амплитуды (80). (88) С помощью полученных соотношений (79), (80), (81), (82), (87), (88) можно выбрать настройки е, хтах и хтп (если они не заданы), а также значение узад, обеспечивающие заданные требования к параметрам автоколебаний. 4.2. Анализ релейных АСР частотно-амплитудным методом Гольдфарба Данный метод применяется для анализа более сложных систем, чем рассмотренная в разделе 4.1 и основан на гармонической линеаризации нелинейного элемента. Метод гармонической линеаризации нелинейного элемента Метод предложен советскими учёными Крыловым, Боголюбовым и заключается в замене реального нелинейного элемента эквивалентным ему линейным, выходной сигнал которого равен первой гармонике разложения в ряд Фурье выходного сигнала нелинейного элемента. Гармоническая линеаризация справедлива при выполнении гипотезы о том, что линейная часть системы представляет фильтр низких частот,
подавляющий все гармоники выходного сигнала нелинейного элемента порядка выше первой. Обычно эта гипотеза выполняется, поскольку линейная часть - объект регулирования включает инерционные и интегрирующие звенья, обладающие хорошими фильтрующими свойствами. Свойства линеаризованного нелинейного элемента описываются эквивалентным комплексным коэффициентом передачи нелинейного элемента, представляющим отношение изображения Фурье первой гармоники разложения выходного сигнала в ряд Фурье у1(]°) к изображению Фурье входного гармонического сигнала х(]о). Эквивалентный комплексный коэффициент передачи зависит от амплитуды входного сигнала А, является функцией комплексной переменной и обозначается Жнэ(/А). К, (М) = 4°) (89) х^о) Пусть х (г1) = А 81П(о() = А 8т а, о = 2п/Т - круговая частота, Т - период гармонических колебаний, а = о г - угловая координата. х (]о)= Ае0 = Ае ]а (90) у1 (г ) = а1008(0)+Ъ181П (ог) = а1 со8 а + Ъ18т а / \ ■ а+~~] у10°)= Ъ1е а + а1е 1 2} (91) Коэффициенты первой гармоники разложения в ряд Фурье определяются по формулам: 2 т 1 2п а1 = — I у ( )со8(о ) = — I у (а)со8а^а ^
1 2п Ъ1 = — | у Уа^таЗа п 0 С учётом (90), (91) выражение (89) принимает вид: Ъ1 а1 П Ъ . а1
Обозначим А=к Уа ) ; А=д2 Уа ^ тогда выражение для эквивалентного комплексного коэффициента передачи нелинейного элемента окончательно можно записать в форме:
Для кососимметричных нелинейностей первая гармоника выходного сигнала совпадает по фазе с входным сигналом, следовательно, косинусоидальная составляющая д2(А)=0. После линеаризации квазилинейное уравнение нелинейного элемента принимает вид: У = К, У]А)х Годограф вектора к, Ум) называется эквивалентной АФХ нелинейного элемента. Формулы (92), (93) позволяют получить выражение эквивалентного комплексного коэффициента передачи релейных регуляторов. Эквивалентный комплексный коэффициент передачи двухпозиционного релейного регулятора с характеристикой (рис. 34.) при хтт=0 и входном гармоническом сигнале Ау=Л$та, А>—равен:
и считая, что на входе релейного регулятора действует гармоническии сигнал с амплитудой А>В, можем получить следующее выражение для эквивалентного комплексного коэффициента передачи трёхпозиционного релейного регулятора:
Нахождение параметров автоколебаний В результате гармонической линеаризации нелинейного элемента мы получаем линеаризованную АСР. При этом автоколебаниям в исходной нелинейной АСР соответствуют незатухающие колебания на границе устойчивости в линеаризованной АСР. Параметры этих колебаний будут тем ближе друг к другу, тем точнее выполняется гипотеза низкочастотного фильтра. Поскольку эта гипотеза, как отмечалось, выполняется практически всегда в силу инерционности объекта регулирования, можно считать, что параметры автоколебаний в нелинейной АСР приближённо равны параметрам незатухающих колебаний в линеаризованной АСР. Для нахождения параметров незатухающих колебаний в линеаризованной АСР может быть использован критерий Найквиста, согласно которому условие возникновения незатухающих колебаний в линеаризованной АСР, т. е. условие её нахождения на границе устойчивости имеет вид: ^ра, ЬА, М)=-1 или К, Оа) Кб 0®) = -1 (97) Аналитическое решение уравнения (97) в общем случае невозможно, поэтому Гольдфарб предложил решать это уравнение графически. Запишем уравнение (97) в виде:
Обозначим (99)
эквивалентный обратный комплексный коэффициент передачи релейного элемента (годограф %рэ (]А) называют эквивалентной обратной АФХ релейного элемента). С учётом (98) (99) принимает вид:
Корни уравнения (100) соответствуют значениям частоты о АФХ объекта регулирования и амплитуды Л эквивалентной обратной АФХ релейного элемента. Для нахождения корней уравнения (100) необходимо построить характеристики Жоб(]о) в функции от частоты и -2рэ(]Л) в функции от амплитуды и определить точку их пересечения (рис. 38). Значение характеристики Жоб(]о) в точке пересечения определяет частоту автоколебаний оа в исходной нелинейной системе. Значение характеристики -2нэ(]Л) в точке пересечения определяет амплитуду Ла автоколебаний.
Исследование устойчивости автоколебаний Для суждения об устойчивости автоколебаний дадим приращение АА амплитуде автоколебаний в точке пересечения (стрелками на рис.38 показаны направления роста частоты и амплитуды). Если имеет место неравенство
(101) (такой случай изображён на рис. 38), то Кб (Оа )^р, [/'(Аа +АА)]< 1, т.е. при приращении амплитуды автоколебаний АФХ разомкнутой системы не охватывает точку (-1^0), следовательно, система устойчива, колебания будут затухать и их амплитуда опять уменьшится до значения, соответствующего точке пересечения. Точно так же при уменьшении амплитуды колебаний, система становится неустойчивой, и амплитуда колебаний в ней увеличивается и возвращается к значению в точке пересечения.
Итак, неравенство (101) является условием устойчивости автоколебаний в нелинейной АСР. |
|