ФНГ / БНГС / Инверсия фаз и снижение вязкости дисперсных систем
(автор - student, добавлено - 12-04-2014, 12:17)
Инверсия фаз и снижение вязкости дисперсных систем
Во всех случаях при увеличении обводненности вязкость, в конце концов, снижается. Критическое значение коэффициента обводненности W, при котором вязкость эмульсии начинает снижаться, для чистых веществ называется точкой инверсии (И). В точке инверсии И происходит обращение фаз, в результате чего дисперсная фаза (вода) становится дисперсионной средой (внешней, сплошной), а дисперсионная среда (нефть) - дисперсной фазой (разобщенной), т.е. В/М — > М/В. Для эмульсий воды в нефти это понятие не вполне корректно. Кажущаяся инверсия нефтяных эмульсий происходит обычно при введении в эмульсию в процессе ее транспортирования поверхностно-активных веществ (ПАВ), являющихся стабилизаторами эмульсий противоположного типа. На самом деле речь идет о разрушении эмульсий и появлении свободной воды. Считалось, что инверсия нефтяных эмульсий может происходить и без введения в них ПАВ, а только вследствие увеличения процентного содержания воды в эмульсии. Но как быть со случаем, когда под пятном нефти разбившегося танкера существует целый океан воды, а нефть постепенно превращается в эмульсию и никакого обращения фаз не происходит. «Обращение фаз» нефтяных эмульсий имеет исключительно большое практическое значение. Эмульсия типа М/В, имеющая внешней фазой воду, транспортируется при меньших энергетических затратах, чем эмульсия типа В/М, имеющая внешней фазой нефть. Вот почему при транспортировании эмульсий всегда нужно стремиться к тому, чтобы внешней фазой являлась вода, а не нефть (при условии, конечно, что трубопроводы защищены от коррозии). Критическое значение коэффициента обводненности W для нефтей разных месторождений может колебаться в пределах 0,5-0,9, но в большинстве случаев оно равно 0,71. Такое разнообразие значений Wυ объясняется различием физико-химических свойств компонентов эмульсии и в первую очередь концентрацией водной фазы и присутствием в этой эмульсии различных эмульгаторов.
Рис. 4. Изменение вязкости эмульсии в зависимости от вязкости дисперсной фазы и дисперсионной среды; µ* - вязкость эмульсии; µс - вязкость дисперсионной среды; µд - вязкость дисперсной фазы; цифры на линиях - соотношения λ =µс/ µд; С - концентрация дисперсной фазы.
Результаты теоретического анализа для ламинарного потока, представленные на рис. 4, позволяют сделать выводы о том, что с ростом вязкости диспергированной фазы растет эффективная вязкость двухфазной системы µ*; причем максимальную эффективную вязкость имеет суспензия типа жидкость - твердые частицы. Так, при 50%-ном содержании диспергированной фазы вязкость суспензии в 12 раз выше вязкости самой жидкости. С уменьшением вязкости диспергированной фазы эффективная вязкость эмульсии уменьшается, но не переходит нижнего предела, равного µ.* = 3µ с . Следовательно, снижение гидравлических потерь возможно и в условиях потока, характеризующегося высокими числами Рейнольдса. Однако удаление бронирующих оболочек при таких параметрах может значительно нейтрализоваться путем увеличения степени дисперсности эмульсии за счет эффектов дробления, что и было подтверждено экспериментально. Степень влияния на вязкость эмульсий бронирующих оболочек капель пластовой воды, и способности капель к дроблению при их устранении установлена институтом ТатНИПИнефть. С целью гарантированного исключения образования прочных бронирующих оболочек на каплях воды в воду был заранее введен деэмульгатор, после чего при помощи лабораторной мешалки была приготовлена эмульсия воды с нефтью (табл. 3).
Таблица 3.
Отсутствие бронирующих оболочек на каплях эмульсии казалось бы должно снизить общую вязкость системы. Однако вязкость обычной эмульсии (табл. 4) оказалась практически такой же. Следовательно, эффект диспергирования (интенсивная турбулизация потока) больше влияет на повышение вязкости системы, чем отсутствие бронирующих оболочек на ее снижение. Такой вывод справедлив для систем, в которых укрупнение капель и расслаивание потока по условиям гидродинамического режима движения системы невозможны. Эмульсии, выделяющие воду, одновременно снижают и вязкость системы. На вязкость эмульсий при смешении воды с нефтью влияет не только наличие бронирующих оболочек. Весьма существенна в этом отношении роль температурного фактора, абсолютного содержания воды в нефти и степени дисперсности (см. рис. 4). Весьма показательно, что при перемешивании нагретых эмульсий при высокой степени турбулентности потока конечная вязкость системы может оказаться выше, чем при осуществлении этой же операции при относительно низких температурах.
Таблица 4.
Снижение гидравлических сопротивлений за счет водного подслоя в связи с кажущейся инверсией объясняется следующим образом.
U, см/с
Рис. 5. Профили скоростей воды и нефти при совместном движении (ламинарный режим). 1 - нефть без подстилающего слоя; 2-9 - верхняя кривая для нефти и нижняя для воды при высоте водного слоя соответственно 0,2; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8; 0,9 общей высоты потока; 10 - вода.
Из графиков, приведенных на рис. 5, видно, что скорость движения нефти в присутствии подстилающего слоя воды и (в долях от общей высоты потока) в определенных пределах резко возрастает. Физический смысл этого явления становится понятным, если учесть, что с ростом толщины водного подслоя h до определенного предела возрастает и скорость движения границы раздела фаз иг (рис. 6).
Таким образом, введение ПАВ в поток транспортируемой обводненной нефти сопровождается сложным комплексом различных явлении, связанных в основном с изменением качественного состояния капель воды. Появившаяся водная фаза не только снижает давление в трубопроводах и повышает их производительность, но и позволяет решить такие сложные проблемы, как деэмульсацию нефти (включая обессоливание) и борьбу с отложением парафина. Решение последней задачи объясняется возникновением водной пленки на стенке труб (модификация поверхности стали в гидрофильную) и работой трубопроводов, режиме самоочищения в результате резкого снижения сил сцепления между возникающими отложениями и материалом труб. Поэтому рассматривать воду лишь как вредный балласт, на перекачку которого напрасно затрачивается дополнительная энергия, нельзя.
Рис. 6. Функциональная связь между параметрами h, Qн, uг. а – изменение скорости движения границы раздела фаз от высоты водного подслоя, б – изменение расхода нефти в функции от uг.
На рис. 7 представлены зависимости безразмерного расхода более вязкой фазы жидкости от соотношения радиуса трубы и радиуса поверхности раздела фаз при различных значениях параметра Е=К/(1-ε)
где ε - эксцентриситет поверхности раздела. При Е = 0 поверхность раздела концентрична с окружностью трубы, при Е = 1 - максимально эксцентрична, т.е. величина К + ε = 1 (окружности касаются друг друга в верхней точке); К= R1/R2. На рисунке видно, что увеличение расхода q2 по отношению к q0 возможно от 32% при Е = 1 до 54% при оптимальном соотношении расхода фаз. Если соотношение фаз не оптимально, то эффект подстилающего слоя будет проявляться в меньшей степени. При простом расчете по графику может быть показано следующее. При радиусе ядра нефтяного потока 40% радиуса трубы (16% площади проходного сечения) и при Е = 0,95 расход нефти равен примерно 1,15 расхода той же нефти, движущейся в трубопроводе без воды по всему сечению. Таким образом, в этих условиях остальные 84% проходного сечения могут быть заняты водой, движение которой практически не влияет на перепад давления и расход нефти. С этой точки зрения вода не должна рассматриваться в качестве балласта, перекачка которого нежелательна. Скорее будет более правильным признать, что вода в данном случае выполняет полезные технологические функции.
Рис. 7. Изменение расходов нефти (q2) и воды (q0) при совместном движении по трубопроводу в зависимости от ряда параметров. I - вода; II - нефть Однако следует заметить, что экспериментально были получены несколько меньшие, по сравнению с теоретическими, значения расходов для более вязкой жидкости. Это частично объясняется волновым движением поверхности раздела жидкостей, а также тем, что в условиях совместного движения воды и нефти вода обычно движется в турбулентном режиме. Увеличение сдвиговых напряжений у поверхности раздела и частичное смешение нефти с водой повышает вязкость, а также уменьшает градиент давления. Однако все эти явления не снимают рассмотренного выше эффекта подстилающего слоя и, по крайней мере, наличие воды в нижней части трубопровода не уменьшает расхода нефти. Поэтому в ряде случаев торопиться со сбросом на промежуточных сборных пунктах и других узлах выделившейся из нефти воды, технологически нецелесообразно. Нужно лишь создать необходимые условия для того, чтобы добываемая вместе с нефтью вода не только не создавала дополнительные трудности при перекачке, но и выполняла полезную работу по транспортированию. Такие условия создаются при осуществлении трубной деэмульсации нефти при содержании воды в ней вплоть до 80-90%. |
|