О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФИМ / ГО и Социология / Семинар по культурологии "МЕСОПОТАМИЯ"

(автор - student, добавлено - 1-12-2012, 23:16)
МЕСОПОТАМИЯ

Религия.
В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Еще на рубеже IV—III тысячелетии до н. э. в Шумере воз¬никла обстоятельно разработанная теологи¬ческая система, которая позднее была в значительной мере заимствована и развита дальше вавилонянами. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались по всему Шумеру, хотя для каждого из них были и свои особые места поклонения, обычно там, где возник их культ. Это были бог неба Ану, бог земли Энлиль (аккадцы называли его также Белом) и бог вод Энки, или Эа. Божества олицетворяли стихийные силы природы и часто отождествлялись с космическими телами. Каждому божеству приписывались особые функции. Энлиль, центром которого был древний священный город Ниппур, был богом судьбы, создате¬лем городов, а также изобретателем мотыги и плуга. Большой популярностью пользова-лись бог солнца Уту (в аккадской мифоло¬гии он носит имя Шамаш), бог луны Наннар (по-аккадски Син), считавшийся сыном Энлиля, богиня любви и плодородия Инан-на (в вавилонском и ассирийском пантео¬не — Иштар) и бог вечно живой природы Думузи (вавилонский Таммуз), олицетво¬рявший умирающую и воскресающую рас¬тительность. Бог войны, болезней и смерти Нергал отождествлялся с планетой Марс, верховный вавилонский бог Мардук — с планетой Юпитер, Набу (сын Мардука), считавшийся богом мудрости, письма и сче¬та,— с планетой Меркурий. Верховным бо¬гом Ассирии был племенной бог этой страны Ашшур.
Вначале Мардук был одним из самых незначительных богов. Но его роль начала расти вместе с политическим возвышением Вавилона, покровителем которого он счи¬тался. Согласно вавилонскому мифу о со¬творении мира, первоначально существовал лишь хаос, олицетворенный в виде чудови¬ща по имени Тиамту. Последняя породила богов, которые, однако, вели себя очень шумно и стали постоянно беспокоить свою мать. Поэтому Тиамту решила погубить всех богов. Но бесстрашный Мардук решился на единоборство с чудовищем, заручившись согласием остальных богов на то, что в случае его победы они станут повиноваться ему. Мардуку удалось одолеть Тиамту и убить ее. Из ее тела он сотворил небо со звездами, землю, растения, животных и рыб. После этого Мардук создал и человека, смешав глину с кровью одного бога, казнен¬ного за переход на сторону Тиамту. Миф этот вавилоняне заимствовали от шумеров лишь с незначительными отклонениями. Естественно, в соответствующем шумер¬ском мифе Мардук, бог Вавилона, вовсе не упоминался, и героем-победителем чудо¬вища был Энлиль.
Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стре¬мились спастись также с помощью закли¬наний и специальных амулетов. Все эти демоны изображались в виде полулюдей, полуживотных. Особенно популярны были гак называемые ламассу, которых люди представляли себе в виде крылатых быков с человеческими головами. Гигантских раз¬меров ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей.
Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.

Искусство.
В становлении и последую¬щем развитии искусства Древней Месопо¬тамии решающее значение имели художест¬венные традиции шумеров. В IV тысячеле¬тии до н. э., т. е. еще до возникновения первых государственных образований, веду¬щее место в шумерском искусстве занимала расписная керамика с характерным для нее геометрическим орнаментом. С начала III тысячелетия до н. э. большую роль приоб¬рела резьба по камню, которая вскоре при¬вела к бурному развитию глиптики, про¬должавшемуся вплоть до исчезновения кли¬нописной культуры на рубеже I в. до н. э. На цилиндрических печатях изображались мифологические, религиозные, бытовые и охотничьи сцены.
В XXIV—XXII вв. до н. э., когда Месо¬потамия превратилась в единую державу, скульпторы стали создавать идеализирован¬ные портреты Саргона, основателя дина¬стии Аккада. На стеле царя той же династии Нарам-Суэна, увековечивающей победу над племенами луллубеев, он изображен в во¬инственной позе в момент поражения копь¬ем врага. Там же представлены еще двенадцать пленников. Один из них валяется на коленях у ног царя, другой поднимает руки вверх, делая ими умоляющий жест, а третий летит в пропасть; остальные плен¬ники пребывают в ужасе. Над фигурой ца¬ря-триумфатора высечены две многоконеч¬ные звезды, символизирующие благосклон¬ность богов к победителю.
В период III династии Ура в XXII— XXI вв. до н. э., когда по всей территории Месопотамии была создана единая широко разветвленная сеть бюрократического аппа¬рата, памятники искусства также приобре¬тают единообразие и стереотипность. Это в основном скульптурные портреты правите¬лей в позе величавого спокойствия.
Во дворце царей Мари, сооруженном в начале II тысячелетия до н. э., археологи нашли многочисленные фрески с изобра¬жениями жертвоприношений и сцен двор¬цовой жизни. Художники сначала наносили контуры на гипсовую основу и после этого накладывали краски.
Особого расцвета искусство Месопотасирийской державы в VIII—VII вв. до н. э. Этот расцвет нашел отражение прежде всего в ассирийских рельефах, которыми облицо¬ваны дворцовые покои. На рельефах изо¬бражены военные походы на вражескую территорию, захват городов и крепостей в соседних с Ассирией странах. Особенно тонко переданы характерные антропологи¬ческие и этнографические особенности во¬еннопленных и данников, представлявших различные народы и племена. Часть релье¬фов содержит также сцены охоты ассирий¬ских царей. Для рельефов из дворца Аш-шурбанапала в Ниневии характерны боль¬шая тонкость и отделка деталей при пере¬даче страданий раненых львов. Художники, создававшие ассирийское дворцовое искус¬ство, полностью отошли от древних тради¬ций статичного изображения людей и предметов, одновременно придав совер¬шенство жанровым сценам и обогатив их пейзажными картинами.
Внушительных успехов население Древней Месопотамии достигло в сооружении дворцовых и храмовых зданий. Они как и дома частных лиц, строились из сырцового кирпича, но в отличие от послед¬них воздвигались на высоких платформах. Характерным сооружением такого рода был знаменитый дворец царей Мари, построен¬ный в начале II тысячелетия до н. э.
Развитие технологии, ремесла и товар¬но-денежных отношений привело в I тыся¬челетии до н. э. к возникновению больших городов в Месопотамии, которые были ад¬министративными, ремесленными и куль¬турными центрами страны, и к улучшению жилищных условий. Самым большим по площади городом в Месопотамии была Ни¬невия, построенная на берегу Тигра в ос¬новном при Синаххерибе (705—681 гг. до н. э.) в качестве столицы Ассирии. Она занимала 728,7 га земли и была расположена в форме вытянутого треугольника. Город окружала стена, которая имела пятнадцать ворот. На городской территории кроме дворцов и частных домов располагался гро¬мадный царский парк со всевозможными экзотическими деревьями и растениями, включая хлопчатник и рис, семена которых были доставлены из Индии. Ниневия снаб¬жалась водой с помощью специального ак¬ведука, который брал начало в 16 км от города. В ассирийской столице, по всей вероятности, обитало более 170 000 человек. Еще больше людей было в Вавилоне (по-видимому, около 200 000), который в зна¬чительной мере был перестроен при
Навуходоносоре II в VI в. до н. э. и занимал площадь в 404,8 га. В Вавилоне имелись улицы протяженностью в пять и более ки¬лометров. Стены домов часто были толщи¬ной до двух метров. Многие дома имели два этажа и были снабжены всеми необходимы¬ми удобствами, включая ванные комнаты. Как правило, комнаты располагались вок¬руг центрального двора. Полы были покры¬ты обожженным кирпичом, тщательно залитым природным асфальтом, а внутрен¬ние стены побелены известковым раство¬ром. Рядом с домами богачей площадью до 1600 кв. м, имевшими несколько дворов и более двадцати комнат, находились дома бедняков, площадь которых не превышала 30 кв. м.
В Месопотамии рано началось произ¬водство стекла: первые рецепты его изготов¬ления относятся еще к XVIII в. до н. э.
Однако железный век в этой стране наступил сравнительно поздно — в XI в. до н. э., широкое же использование железа для производства орудий труда и оружия нача¬лось лишь еще несколько столетий спустя.
Завершая характеристику культуры Древней Месопотамии, следует отметить, что достижения обитателей долины Тигра и Евфрата в архитектуре, искусстве, письмен¬ности и литературе, в сфере научных знаний во многом играли роль эталона для всего Ближнего Востока в древности.

Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!