ФИМ / ГО и Социология / Понятие личности. История развития понятия.
(автор - student, добавлено - 6-05-2014, 21:35)
Понятие личности. История развития понятия.
Со времен античности звучит обращенный к человечеству призыв дельфийского оракула: «Человек, познай самого себя!». И мы видим, что в определенной степени этот призыв услышан человечеством – самопознание и антропология в её различных аспектах являются важнейшей частью познания как такового. В качестве одного из важнейших антропологических понятий выступает понятие личности. Оно многомерно и неоднозначно и во многом зависит от контекста рассмотрения. Мы подходим к нему в наиболее общем смысле, понимая под личностью индивидуализированное человеческое существо, обладающее собственным бытием и рассматривающее себя в качестве некого «я».
Понятие личности выкристаллизовывается постепенно в процессе развития самосознания человека, осознания себя отдельным индивидуумом, а не только частью определённого природного или социального образования. Понятие "личность" в европейских языках обозначается словами, происходящими от латинского persona. В классической латыни это слово обозначало, прежде всего, "маску" (ср. русск. "личина") — слепок с лица предка, ритуальную маску или театральную. Собственно, этим термином определяли того, кто играет роль не только в театре, но и в социуме, жизнь которого направляется правом. В своих исследованиях М. Меслэн утверждает, что именно через посредство моральной и религиозной ответственности, а затем и через посредство ответственности юридической развилось понятие личности. По сведениям дошедших до нас исторических свидетельств это соотношение между грехом и индивидуальной ответственностью, которая образует одну из составляющих личности, появилось уже в начале первого тысячелетия до P. X. в Месопотамии.
Но сама идея личности проистекает из дуалистического восприятия тела и души. Если мы обратимся к античной философии, которая в начале своего развития даёт нам учение о Боге как имманентной сущности всякого становления, учение о тождестве Бога, Мира, Разума и Души, как общего, исходного диалектического понятия, то уже у Плотина мы находим противопоставление отдельного человеческого существа Всеобщей Жизни. Плотин утверждает, что в начале времён человек был частью Единого, но затем к нему прибавилось нечто, отделившее его от Всеобщего. Став «кем-то», человек перестал быть Всем, отверг Всеобщее. По Плотину, для того, чтобы вновь соединиться с Основой Сущего, необходимо отказаться от своей самости, отказаться от своего «лица». Таким образом, нечто, отделяющее человека от Всеобщего, вполне может быть идентифицировано с понятием личности. С дальнейшим развитием философской мысли развивается и представление об индивидуальной душе – самобытном аспекте, которым обладает каждое оживотворенное существо, который определяется совокупностью качеств, черт характера и поведения, расцениваемых, изначально, исключительно как дары Божества, и который в вещественной сущности своей образован особым элементом, который греки называли hypostase (буквально: подстава), являющимся самой субстанцией существа человеческой души. С добавлением к этому представлению совокупности отношений, которые человек завязывает с себе подобными и с миром видимым, где он живет, и одновременно с миром невидимым, который его окружает и из которого он черпает жизненную энергию, мы получаем, собственно, представление о понятии личности.
Концепция индивидуальности, предполагающей возможность частного, самобытного существования, была также достаточно глубоко проработана в Иудаизме, пророки которого выступали защитниками индивидуальных прав на основе общего происхождения всех людей, сотворенных Богом. Иудаизм превознес понятие любви к ближнему, которая есть неизбежное следствие любви Ягве (Иеговы) к своему народу. Выступая против несправедливости своего времени, иудейские пророки создали этическое измерение, имеющее основополагающее значение для создания представления о личности, ответственной как за свои отношения с другими, так и за свои отношения с Богом.
Значительная роль в становлении понятия самого себя и другого принадлежит римскому праву, которое пришло к фундаментальному понятию личной дееспособности. Эта юридическая дееспособность, status, осуществляется в зоне, очерчиваемой индивидуальной свободой, в том автономном пространстве действия, каким располагал всякий римлянин, который являлся единственным ответчиком за тот образ действия, каким он осуществляет свои права на принадлежащее ему имущество и на свою семью. Конечно, римское право не дало философское определение человеческой личности. Но оно уточнило его социальные контуры, определив различные возможные статусы индивидуума.
Особую роль в становлении понятия личности играет Христианство, которое обращается к этому понятию буквально с первых своих шагов. Собственно, завершением акта Творения, согласно Христианскому Откровению является воплощение Божественного Глагола, Logos'а, в личности Иисуса Христа. Согласно христианскому вероучению человек создан по образу и подобию Божью из величайшей Божественной Любви. Творец наделил его разумом, то есть способностью осознавать собственные действия, различать добро и зло и выбирать между ними из собственной свободы, которая является исключительно личностным атрибутом. В христианском опыте, например у Дионисия Ареопагита, слияние с Божеством, в отличие от мистического опыта Плотина, происходит без растворения личности. Оно может быть достигнуто за счёт перехода в новое состояние через преодоление онтологической разнородности с Божеством путём перехода от «тварного» к «нетварному», т.е. через «обожение» личности. Одно из первых определений личности принадлежит христианскому богослову Боэцию, который считал, что личность есть «индивидуальная субстанция мыслящей природы». Конечно, только этим кратким определением христианское понимание личности не ограничивается и богословские споры о личности человеческой и Божественной Личности, проявляющейся через Святую Троицу, не прекращены и в наше время, но даже краткое изложение их сути не является целью данной публикации.
В ходе дальнейшего развития философии человеческая личность во всё возрастающей степени становится в центре её исследований и рассмотрений, делая философию всё более «антропоцентричной». Одновременно развивается процесс индивидуализации личности, достигая к XVIII веку такой степени, что стало возможным высказывание пастора Лаватера: «Каждому - своя религия и свой Бог, подобно тому, как каждый обладает собственной индивидуальностью». Личность становится фундаментальным понятием не только для большинства наук, но и для религии, по крайней мере, это можно с полным правом констатировать по отношению практически ко всем христианским конфессиям.
Данная публикация ставит своей целью рассмотрение концепций структуры личности, которые были даны человечеству на различных этапах его развития и на различных путях познания, поскольку, только имея объективное представление о составляющих элементах личности, их взаимосвязи и взаимозависимости, можно приступить к их сознательному изменению, которое является неизменной составляющей воспитания и образования, самовоспитания и саморазвития. |
|