ФИМ / ГО и Социология / Семинар по культурологии "ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ"
(автор - student, добавлено - 1-12-2012, 23:14)
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Египетская религия Религия древних египтян, с нашей точ¬ки зрения, для того времени в фантастиче¬ской, но закономерной форме отражала специфику природных условий долины Ни¬ла, особенности социально-экономическо¬го и политического развития древне-египетского общества. Египтяне обоготво¬ряли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Объек¬том почитания стал царствующий фараон, организатор ирригационной системы зем¬леделия, повелитель людей и стихийных сил. Египетская религия прошла длитель¬ный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную рели¬гиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем. Египетский пантеон. Мифология. Егип¬тяне поклонялись многочисленным боже¬ствам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общееги¬петские, почитаемые во всей стране. Обще¬египетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, осно¬вывали общеегипетскую династию, превра¬щали свой номовый город в столицу всего государства. Так, например, когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царст¬вующего фараона и царем богов. Наиболее чтимыми верховными боже¬ствами были: бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, с центром в городе Гелиополе; бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. С выдвижением Фив бог Амон включает ряд функций бога Ра и становится одним из самых главных богов Египта. Амон-Ра считался создателем мира, покро¬вителем царской власти, военного могуще¬ства Египта. Популярным божеством древнеегипет¬ского пантеона был также Осирис, олицет¬ворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покро¬витель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покро¬вительница супружеской любви и материн¬ства. Сын Осириса и Исиды бог Хор олицетворял небо и свет, считался защит¬ником фараона, его земным воплощением. Богом мудрости и счета был Тот, богиня Сохмет воплощала могущественную силу, богиня Хатхор считалась богиней неба, любви и веселья. Нил почитался под именем Хапи. В египетском пантеоне были представ¬лены божества, олицетворявшие абстракт¬ные понятия, например, бог познания Сиа, богиня справедливости и правосудия Маат. Тесные отношения, которые со времени Среднего царства имел Египет с Нубией, Палестиной и Сирией, привели к включе¬нию в пантеон иноземных божеств — се¬митских богинь Анат, Астарты, бога Решефа, кушитского бога Дедуна. Одной из характерных особенностей египетской ре¬лигии является длительное сохранение пе¬режитков древнейших верований, восходя¬щих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек. Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет —львицы, Тот —па¬виана, бог водной пучины Себек — кроко¬дила, богиня Уаджет (олицетворение единства Верхнего и Нижнего Египта) — змеи-кобры. Постепенное изживание следов тоте¬мизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде чело века с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор). Символом бога Ра был высокий, слегка сужающийся кверху каменный столб—обелиск, верхушка ко¬торого покрывалась медью. Одним из самых популярных олицетворений-символов бога Хора был солнечный диск с распростерты¬ми крыльями сокола, а также око Хора — божественный глаз как один из символов солнца. Обилие богов, переплетение их функ¬ций заставило жрецов упорядочить пантеон и установить определенные отношения между богами. Одной из наиболее разрабо¬танных систем взаимоотношений богов и их роли в сотворении мира была система, созданная гелиопольскими жрецами. Со¬гласно этим представлениям, сначала суще¬ствовал бог Нун — первобытный водный хаос. Из него появился бог Атум (позднее превратившийся в бога Ра), который пони¬мался в образе некоего холма, выступающе¬го из водного хаоса, своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов — Шу (воздух) и его жену Теф-нут (влажность). От них рождаются бог земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изна-чальных богов — божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и про¬исходят все другие египетские боги и люди. По версии мемфисской школы жрецов, прародителем и изначальным божеством был бог Птах, создавший мир богов и людей своим божественным словом. Египетские жрецы кроме выделения де¬вятки (по другим версиям — восьмерки) богов объединяли другие божества в семьи, как правило, состоящие из бога-отца, боги¬ни-матери и бога-сына (триада богов). Так объединялись Осирис, Исида и Хор (аби-досская триада), Птах, Сохмет и их сын Нефертум (в Мемфисе), Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу (фиванская триада). Несмотря на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочислен¬ных богов, до конца этого сделать не уда¬лось: единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных бо¬гов, их природы не было до конца сущест¬вования Древнего Египта. Особую роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов, фараон считался воплощением божества в челове¬ческом облике, богочеловеком, т. е. он имел двойную природу — человеческую и боже¬ственную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, Амона-Ра и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Хора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира. Как и вся¬кое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божест¬венной природы фараона был сфинкс, изо¬бражавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как не¬ограниченного главы египетского государ¬ства, с другой стороны, освящало и укреп¬ляло эту власть в интересах господствующе¬го класса. Религиозная реформа Эхнатона. Много¬численные боги Древнего Египта в течение длительного времени мирно сосуществова¬ли друг с другом. Однако по мере укрепле¬ния централизованного государства, обще¬египетской экономики, социального и культурного сплочения Египта в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей. Эти идеи зарождались из синкретизма не¬которых культов, т. е. слияния нескольких божеств в один культ. Таким, например, был культ Осириса. Во времена XVIII династии культ Амона стал включать функции богов Ра и Птаха, т. е. величайших богов Египта, а Амон стал восприниматься как триединое божество, царь богов. Наиболее полно кон¬цепция единого божества, создателя мира и человека, была сформулирована при Эхна-тоне. По его повелению единым и недели¬мым творцом мира был объявлен Атон, изображавшийся в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи-руки, дарую¬щие людям свет и жизнь. Культы других богов если не уничтожались, то рассматри¬вались как проявления единого божества. Как единственное божество Атон не имел ни супруги, ни детей, ни каких-либо боже¬ственных родственников, не имел он в от¬личие от всех египетских богов ни человеческого, ни животного образ, не воп¬лощался в статуях. Это было в принципе абстрактное божество, олицетворяемое в солнечном диске. Поскольку Атон рассмат¬ривался как единое божество, другие боги потеряли «законное» право на существование рядом с ним. По приказу Эхнатона имена других богов, особенно Амона-Ра, уничтожались, жертвы им не приносились. Такая политика Эхнатона, видимо, была первым в истории Древнего Египта прояв¬лением религиозной нетерпимости по от¬ношению к культам, отличным от офи¬циального. Однако концепция единого божества не была принята в Египте, и после смерти Эхнатона религия Атона была отменена. Важность этой реформы для развития еги¬петской религии проявилась в том, что идея монотеизма оказалась сформулированной (пусть и в незавершенном виде) в египет¬ской религиозной мысли. Организация культа. Согласно пред¬ставлениям древних египтян, их боги были всемогущественными и грозными. Они со¬здали людей лишь с одной целью: чтобы заставить их служить себе. Если люди об этом забывали, их ждали суровые кары. Божественный промысел определял и судь¬бы людей. Чтобы обеспечить себе благово¬ление богов, они должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. Для почитания богов строились храмы, со¬здавались их статуи, целый штат жрецов содержал жертвенных животных и прино¬сил жертвы. В честь богов устраивались торжественные празднества, состоявшие из целого ряда церемоний, и прежде всего из обильных жертвоприношений специально подобранных животных. Затем изображе¬ние божества изымали из места его посто¬янного хранения, помещали на миниа¬тюрную священную барку, выносили из храма и переносили в храм божественной супруги данного бога или его сына, иногда статую отправляли по Нилу на священных культовых судах в другой город. Процессии сопровождались пением гимнов, исполня¬емых специально обученными женскими хорами. Например, в надписях упоминают¬ся певицы Амона, занимавшие заметное место в жреческой иерархии. Составление, разучивание и исполне¬ние религиозных гимнов считалось важней¬шим делом жрецов и способствовало развитию религиозной поэзии, так же как рассказы о деяниях богов — развитию еги¬петской литературы. В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Его основой было сформировавшееся у египтян понима¬ние сущности природы и предназначения человека, которые и предопределяют его жизнь. Согласно этим представлениям, каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его ду¬ховного двойника (египтяне обозначали его термином «ка») и его души («ба»). Только совместное существование этих трех суб¬станций может даровать бессмертие, т. е. посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, пре¬дохранения его от физического уничтоже¬ния. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захороне ния мумий в гробнице'. Только в этом случае рядом с мумией может находиться «ка» и «ба» человека. Посмертное сущест-вование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник —ремесленни¬ком и т. д. Стены гробниц расписывались сценами земной жизни и быта, начиная от вспашки полей и кончая пиршествами, что¬бы магически перенести все эти действия в загробный мир. Для выполнения необходи¬мых работ в загробном мире в гробницу клали специально изготовленные фигурки людей — слуг, работников, которые назы¬вались «ушебти». По представлениям древних египтян, посмертное блаженство можно получить не за добрые дела и праведную жизнь на земле, а благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа (постройка гроб¬ницы, приготовление мумии, проведение специальных церемоний). Во времена Нового царства была сдела¬на попытка развить этический элемент в заупокойном культе и стала разрабатывать¬ся идея о загробном воздаянии за земные поступки. В одной из глав знаменитой «Книги мертвых», где содержатся наиболее полные сведения о заупокойном культе, подробно излагается процедура загробного суда в виде взвешивания сердца умершего на весах перед Осирисом. Покойный отчи¬тывается о своей земной жизни, говорит, что он не совершал преступлений и дурных дел. Бог Тот и богиня правосудия Маат проверяют правильность слов умершего, взвешивают его сердце. Если умерший вел неправедную жизнь, то его бросают в пасть чудовища, которое его пожирает. Если же он вел жизнь праведную, то он попадает на благодатные поля Иалу, где проводит веч¬ную беспечальную жизнь. Однако этический момент в египетской религии был выражен еще в зачаточной степени и не получил развития. Дорогостоящим и сложным был ритуал захоронения знатных лиц и вельмож, строивших себе внушительные гробницы. Особой пышно¬стью отличался заупокойный культ умерше¬го фараона. Знаменитые пирамиды фа¬раонов TV династии или грандиозные скаль¬ные дворцы фараонов XIX—XX династий, наполненные несметными сокровищами и ценнейшими произведениями искусства,— красноречивые свидетельства мощи деспо¬тической власти и огромного значения за-упокойного культа в системе египетской религии. Вместе с тем огромные средства, направляемые на строительство гробниц, заупокойных храмов, создание рельефных изображений и настенных росписей, мно¬гочисленных статуй, предметов погребаль¬ного культа, их огромное идеологическое значение в жизни египтян способствовали развитию зодчества, архитектуры, скульпту¬ры, направляли его развитие по вполне определенным путям художественного творчества. Господство религиозного мировоззре¬ния не могло подавить проявления элемен¬тов скептицизма и прямого неверия в богословские догмы. До нашего времени дошли произведения, в которых выражается сомнение в истинности жреческих поуче¬ний («Беседа разочарованного со свой ду¬шой»), в бесполезности заупокойного культа и рекомендуется пользоваться всеми радостями земной жизни («Песнь арфи¬ста»). Однако это были лишь единичные, робкие попытки свободной мысли. В целом религиозное мировоззрение пронизывало все стороны жизни древних египтян. Литература Египтяне создали богатую, насыщен¬ную интересными идеями и художествен¬ными образами литературу, древнейшую в мире. Особенностью литературного процес¬са в Египте было непрерывное и преемст¬венное совершенствование первоначально найденных литературных жанров и художе¬ственных приемов. Развитие литературы как одной из важнейших частей культуры определялось характером социально-эко¬номического развития страны, политиче¬ского могущества египетского государства. Вместе с тем направление литературного процесса зависело от общего характера ре-лигиозного мировоззрения, разработанно¬сти египетской мифологии и организации культа. Абсолютная власть богов, в том чис¬ле и царствующего фараона, полная зави¬симость от них человека, подчиненность земной жизни людей их посмертному суще¬ствованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах, насыщенный символикой театрализованный культ,— все это диктовало главные идеи, систему художественных образов и приемов многих литературных произведе¬ний. Своеобразие иероглифической пись¬менности, в частности обилие разнообраз¬ных знаков-символов, расширяло творчес¬кие возможности авторов, позволяло созда¬вать произведения с глубоким и многопла¬новым контекстом. Питательной почвой литературы стало устное народное творчество, от которого сохранились остатки в виде немногих песе¬нок, исполняемых во время трудовых про¬цессов (например, песнь погонщика быков), незатейливых притч и поговорок, сказок, в которых, как правило, невинный и трудолюбивый герой добивается справед¬ливости и счастья. Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы первые литературные записи. В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вель¬мож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, уг¬лубляется содержательная сторона и худо¬жественное совершенство произведений. Достигает классической зрелости прозаиче¬ская литература, создаются произведения высочайшего художественного уровня («Рассказ Синухета»), вошедшие в сокро¬вищницу мировой литературы. Своей идей¬но-художественной завершенности еги¬петская литература достигает в эпоху Ново¬го царства, эпоху высшего развития египет¬ской цивилизации. Наиболее полно представлен в египет¬ской литературе дидактический жанр поу¬чений и близко стоящих к ним пророчеств. Одним из древнейших образцов поучений является «Поучение Птахотепа», везира од¬ного из фараонов V династии. Позднее жанр поучений представлен многими произведе¬ниями, например: «Поучение Гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара» и «Поучение фараона Аменемхета I», в которых излагались правила управления государством, «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа» о преимуществах должности писца перед всеми другими профессиями. Из поучений Нового царства можно назвать «Поучение Ани» и «Поучение Аменемопе» с подробным изложением правил житейской морали и традиционной нравст¬венности. Особой разновидностью поучений бы¬ли пророчества мудрецов, предсказываю¬щих наступление бедствий для страны, для господствующего класса, если египтяне бу¬дут пренебрегать соблюдением норм, установленных богами. Как правило, такие пророчества описывали реальные бедствия, происшедшие во времена народных восста¬ний, вторжений иноземных завоевателей, социальных и политических потрясений, как, например, в конце Среднего или Но¬вого царства. Наиболее известными произ¬ведениями этого жанра были «Речение Ипусера» и «Речение Неферти». Одним из излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской обработке. Некоторые сказки стали настоящими ше¬деврами, оказавшими влияние на создание сказочных циклов других народов Древнего Востока (например, на цикл «Тысяча и одна ночь»). Наиболее известными примерами были собрание сказок «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», несколько сказок о фараоне Пету-бастисе и др. В этих сказках сквозь господст¬вующие мотивы преклонения перед все¬силием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труже¬ника, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможа¬ми, их жадными и коварными слугами. Подлинными шедеврами египетской литературы стали повесть «Рассказ Синухета» и поэтическая «Песнь арфиста». В «Рас¬сказе Синухета» повествуется о том, как вельможа из ближайшего окружения покой¬ного царя Синухет, опасаясь за свое поло¬жение при новом фараоне, бежит из Египта к кочевникам Сирии. Здесь он живет много лет, совершает множество подвигов, зани¬мает высокое положение у местного царька, но постоянно тоскует по своему родному Египту. Повесть заканчивается благополуч¬ным возвращением Синухета в Египет. Ка¬кое бы высокое положение на чужбине человек ни занимал, его родная страна, ее обычаи, образ жизни всегда будут для него высшей ценностью — такова основная идея этого классического произведения египетской художественной литературы. В «Песне арфиста» впервые в мировой поэзии были высказаны сомнения в воз¬можности загробного существования и про¬возглашалась идея наслаждения всеми радостями земного бытия. Следуй желаниям сердца, Пока ты существуешь, Надуши свою голову миррой, Облачись в лучшие ткани, Умасти себя чудеснейшими благовониями Из жертв богов. Умножай свое богатство... Свершай дела свои на земле По велению своего сердца, Пока к тебе не придет тот день оплакивания. Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей, Причитания никого не спасают от могилы, А потому празднуй прекрасный день. И не изнуряй себя. Видишь, никто не взял с собой своего достоянья. Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно. Перевод А. Ахматовой Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная литерату¬ра, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные гим¬ны и песнопения, исполняемые на празд¬нествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы ска¬заний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра. В первом цикле рассказывается о том, что добрый бог и царь Египта Осирис был коварно свергнут с престола своим братом Сетом, изрублен на 14 частей, которые были разбросаны по всему Египту (по другой версии, тело Осириса было брошено в лод¬ку, а лодка спущена в море). Сестра и жена Осириса богиня Исида собрала и погребла его останки. Мстителем за своего отца вы¬ступает их сын бог Хор, который совершает ряд подвигов на благо людей. Злой Сет свергнут с престола Осириса, который был унаследован Хором. А Осирис становится царем подземного мира и судьей умерших. На основе этих сказаний устраивались театрализованные мистерии, которые были своего рода зачатком древнеегипетского те¬атра. Гимны и песнопения, исполняемые в честь богов на празднествах, были, видимо, массовой поэзией, но некоторые из дошед¬ших до нас гимнов, в частности гимн Нилу и особенно гимн Атону, в которых в образах Нила и Солнца прославляется прекрасная и щедрая природа Египта, являются поэти¬ческими шедеврами мирового класса. Уникальным произведением является философский диалог «Беседа разочарован¬ного со своей душой». Здесь повествуется о горькой судьбе человека, которому опосты¬лела земная жизнь, где царствует зло, наси¬лие и алчность, и он желает покончить жизнь самоубийством, чтобы поскорее по¬пасть на загробные поля Иалу и обрести там вечное блаженство. Душа человека отгова¬ривает его от этого безумного шага, указы¬вая на все радости земной жизни. В конечном итоге пессимизм героя оказыва¬ется сильнее, а посмертное блаженство — более желанной целью человеческого суще-ствования. Кроме разнообразия жанров, богатства идей и мотивов, тонкости их разработки египетскую литературу отличают неожидан¬ные сравнения, звучные метафоры, глубо¬кая символика, образный язык. Все это делает египетскую литературу одним из ин¬тересных явлений мировой литературы. Изобразительное искусство и архитектура Огромные материальные и людские ре¬сурсы долины Нила, политическое могуще¬ство египетской деспотии создавали необ¬ходимые условия для развития архитектуры и изобразительных искусств. Постепенно архитектура и изобразительные искусства стали использоваться как эффективные средства идеологического обоснования су¬ществующего строя, его государственности и системы духовных ценностей. Для египет¬ской архитектуры, скульптуры, рельефа ха¬рактерным является тесная зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей. Уже с самых ранних времен существования государственности, восхо¬дящей к IV тысячелетию до н. э., сформи¬ровались ведущие направления египетского искусства: реализация идеи беспредельного могущества богов, включая бога-фараона, которая воплощалась в монументальных со¬оружениях гробниц или храмов, в гранди¬озных статуях с выражением неземного бесстрастия, величия и всесокрушающей мощи. Исходные принципы архитектуры фор¬мировались и воплощались в разработке двух типов сооружений: монументальных гробниц богочеловеку-фараону как важней¬шему объекту заупокойного культа и мест обитания самих богов—храмов. Разраба¬тывались два типа гробниц: надземные со¬оружения, получившие свое наиболее величественное воплощение в знаменитых пирамидах IV династии, и гробницы, вы¬рубленные в скалах (скальные гробницы), получившие наиболее полную архитектур¬ную разработку в период Нового царства. Для Среднего царства характерен промежу¬точный тип, сочетающий принцип надзем¬ной, относительно небольшой пирамиды и ряда помещений, вырубленных в скале (гробница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бах-Ри). Исходной формой для разработки клас¬сического типа пирамиды как усыпальницы были мастабы, в которых хоронили фарао¬нов первых двух династий и их вельмож. Для основателя III династии фараона Джосера вместо мастабы впервые была по¬строена монументальная (высота 60 м) сту¬пенчатая пирамида, которую образовали шесть последовательно поставленных друг на друга уменьшающихся мастаб. Заполне¬ние пустот между ступенями привело к по¬явлению классического типа пирамиды. Самыми большими пирамидами являются усыпальницы царей IV династии Хуфу (вы¬сота пирамиды 146,6 м, длина каждой сто¬роны по основанию 233 м, площадь основания 54 тыс. кв. м, общий объем всего сооружения более 2 500 000 куб. м, пирами¬да сложена из 2,3 млн каменных глыб весом свыше 2 т каждая) и Хафра (высота 140 м, длина стороны основания 220 м). После Хафра величина пирамид резко уменьшает¬ся, а со времени Среднего царства пирами¬ды строятся довольно редко. Другим типом царской усыпальницы стали скальные гробницы, которые пред¬ставляли целые анфилады подземных поме¬щений, длинных коридоров, погребальной камеры. Самой монументальной является скальная гробница Сети I, настоящий под¬земный дворец с сотнями помещений, великолепными росписями и рельефами, с тысячами статуй и несметными сокровища¬ми. Длина гробницы Сети I около 100 м. Жилища богов, храмы были другой ар¬хитектурной формой, активно разрабатывавемой египетскими зодчими. Особенное внимание было уделено сооружению и от¬делке храмов главных богов. До нашего времени дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы). Их строительство началось еще в Среднем цар¬стве, но особого размаха достигло при фа¬раонах XVIII—XIX династий. Их гигантс¬кие размеры, органичная вписанность в ок¬ружающую местность, продуманность ком¬позиции и невиданная роскошь отделки потрясают человека. Храмы в Луксоре и Карнаке — это сложный комплекс свыше сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфин¬ксов, обелисков, пилонов. Лишь некоторое представление об их размерах могут дать отдельные цифры из Карнакского храма. Два обелиска, находящихся во дворе храма, имеют 30 м в высоту и весят 1000 т каждый. Большой колонный зал храма занимает 5,5 тыс. кв. м, в нем 134 колонны. Они столь велики, что рядом с ними высокие тропи¬ческие пальмы кажутся жалкими тростин¬ками. 12 центральных колонн имеют высоту в 21 м и 10 м в обхвате, а капитель —15 м в обхвате. На верхней площадке такой ко¬лонны могло бы уместиться около 100 че¬ловек. В храме было огромное количество статуй, только в одном тайнике найдено 500 каменных и свыше 17 тыс. бронзовых статуй и статуэток. Из других известных храмов можно на¬звать расположенных на трех обширных террасах поминальный храм царицы Хат-шепсут в Дейр-эль-Бахри и колоссальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около Фив). Особым типом храмового комплекса стали храмы, вырубленные в толще скалы,— скальные храмы. Одним из самых известных стал заупокойный храм Рамсе¬са II в Абу-Симбеле в Северной Нубии. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих колосса фараона в 20 м высотой. Внутри скалы на глубину в 55 м вырублены многочисленные помещения, воссоздаю¬щие классический тип наземного храма. Первый зал соответствовал открытому хра¬мовому двору, второй —колонному, глав¬ному залу, за ними находилось само святилище. Наряду с царскими гробницами и хра¬мовыми комплексами в египетском зодче¬стве активно разрабатывался такой тип архитектурного сооружения, как царская резиденция-дворец. Судя по описаниям, царские дворцы по своей монументально-сти, сложности композиции, изысканности внутренней отделки, высокому уровню бла¬гоустройства не уступали прославленным храмам. Наглядное представление о царских дворцах дают сохранившиеся остатки рези¬денции Эхнатона, найденные при раскоп¬ках Ахетатона. Поражают его размеры: длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м. Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Гробницы фараонов, хра¬мовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, со¬ставлявшей органическую часть зданий. Ос¬новными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Хотя потребности культа требо¬вали создания изображений многочислен¬ных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами жи¬вотных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве слу¬чаев это была массовая и маловыразитель¬ная продукция. Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени — простых людей. С на¬чала III тысячелетия до н. э. сложился оп¬ределенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бес¬страстного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую си¬лу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства мастера пре¬одолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Например, статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, чуть скошенными гла¬зами, крупным носом, толстыми губами и выступающими скулами довольно реали¬стически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выраже¬нием на лице. Более свободно чувствовали себя мас¬тера, когда они изображали вельмож и осо¬бенно простолюдинов. Здесь преодо-левается сковывающее влияние канона, смелее и реалистичнее разрабатывается об¬раз, полнее передается его психологическая характеристика. Искусство индивидуально¬го портрета, глубокий реализм, чувство дви¬жения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Скульптурные изображения самого фарао¬на, его жены Нефертити, членов его семьи отличаются умелой передачей внутреннего мира, глубоким психологизмом, высоким художественным мастерством. Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Многие сте¬ны гробниц и храмов, различных сооруже¬ний покрыты великолепными по испол¬нению рельефными композициями, изо¬бражавшими чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др. Выработался определенный канон и в рельефных картинах: главный «герой» изо¬бражался крупнее других, его фигура пере¬давалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь — в фас. Все фигу¬ры обычно раскрашивались. Наряду с рельефами стены гробниц по¬крывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно ча¬сто на этих картинах воспроизводились сце¬ны повседневной жизни: ремесленники за работой, крестьяне за пахотой, уличные торговцы у своих товаров, судебные разби¬рательства и др. Большого мастерства до¬стигли египтяне в изображении живой природы — пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Ярким примером являются росписи гробниц но¬мархов, обнаруженные в Бени-Хасане и от¬носящиеся ко времени Среднего царства. В целом египетская архитектура и изо¬бразительное искусство по богатству худо¬жественных образов, высокому профессио¬нализму, глубокой концептуальное явля¬ются весомым вкладом египтян в сокро¬вищницу мирового искусства. |
|