О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФИМ / ГО и Социология / Семинар по культурологии "ДРЕВНИЙ КИТАЙ"

(автор - student, добавлено - 1-12-2012, 23:15)
ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Мифология и религия
Сегодня мы можем судить о древнеки¬тайских мифах лишь по тем следам, которые сохранились в более поздних памятниках, преимущественно с VI в. до н. э. По своему содержанию эти мифы подразделяются на несколько групп, или циклов.
Среди космогонических мифов, тракту¬ющих о возникновении природы и человека из состояния первоначального хаоса, пред¬ставлены две основные концепции —деле¬ние и превращение. Согласно первой из них, неодушевленные вещи и живые суще¬ства возникали в результате деления хаоса на два первоэлемента — светлое (мужское) начало ян и темное (женское) начало инь. Вторая концепция предполагает возникно¬вение всего сущего в результате трансфор¬мации. Так, человек был создан из глины богиней по имени Нюй Ва. По другой вер¬сии того же мифа, сама Нюй Ва преврати¬лась в предметы и существа, наполняющие мир.
Обширную группу составляют мифы о стихийных бедствиях и героях, спасших от них людей. Чаще всего фигурируют два рода бедствий — наводнения и засухи. В неко¬торых мифах наводнение предстает как не¬кое первоначальное состояние, в других наводнение послано Небом в наказание лю¬дям. Засуха оказывается результатом появ¬ления одновременно десяти солнц, испе¬пелявших посевы и угрожавших гибелью людям. От наводнения людей спас Великий Юй, от засухи — Стрелок И, сбивший из лука все лишние солнца.
Мифы о древнейших героях отражают стремление древних китайцев найти персо¬нифицированных «авторов» важнейших технических достижений глубокой древно¬сти. Среди них те, кто научил людей добы¬вать огонь путем трения; впервые построил шалаш из веток; изобрел способы охоты и рыбной ловли; изготовил первые земледель¬ческие орудия и научил людей употреблять в пищу хлебные злаки; открыл способ ва¬рить зерно на пару и т. д. Характерно, что многие из этих культурных героев изобра¬жались древними китайцами в виде полу¬людей-полуживотных: с телом змеи, с головой быка и пр., что несомненно явля¬ется отражением древних тотемистических представлений.
Самостоятельный цикл составляют ми¬фы о первопредках. Все они появились на свет в результате непорочного зачатия — прародительница иньцев случайно прогло¬тила яйцо священной Пурпурной Птицы, мать первого чжоусца наступила на след Великана и т. д. Эти детали мифов о перво¬предках тесно связаны с имевшими широ¬кое распространение представлениями о том, что некогда «люди знали лишь мать и не знали отца» — пережиточное отражение в сознании людей первоначальной матрилинейной филиации.
Представления иньцев о потустороннем мире были зеркальным отражением право¬порядка, существовавшего на земле. Подо¬бно тому как в Поднебесной верховная власть принадлежит вану, полагали иньцы, так на небе все и вся подчиняется Верхов¬ному божеству (Ди). Ди всемогущ —это он оказывает людям благодеяния или карает их несчастьем, он дарует им урожай, посылает засуху, от него зависит дождь и ветер. Бли¬жайшее окружение Ди составляют усопшие предки вана, являющиеся его «слугами». Предки вана выполняют различные поруче¬ния Ди, они же передают ему просьбы вана о ниспослании благоволения и помощи. Поэтому, принося жертвы своим предкам, ван мог умилостивить их и благодаря этому заручиться поддержкой Верховного божест¬ва. Функции вана как верховного жреца как раз и заключались в том, что он мог осуще¬ствлять общение со своими предками, яв¬лявшимися посредниками между миром людей и миром богов.
В раннечжоуское время эта система ре¬лигиозных представлений не претерпела еще сколько-нибудь значительных измене¬ний. Позднее происходит постепенный процесс отделения в сознании людей мира предков от мира богов, что приводит к обособлению культа предков от культа Вер¬ховного божества. Вследствие этого функ¬ции посредника переходят к жрецу или жрице —лицу, обладающему способно¬стью обращаться с духами и богами.
Возникновение и распространение конфуцианского учения способствовало, с одной стороны, усилению культа предков, с другой —трансформации представлений о Ди в культ Неба. После превращения конфуцианства в официальную государст¬венную идеологию трактовка им значения этих культов стала каноном.
Наряду с этим в ханьское время разви¬ваются народные верования, обнаруживаю¬щие значительную даосскую окраску. Во II—III вв. в Китай проникает буддизм. По преданию, первые буддийские сутры были привезены в Китай на белой лошади; в память об этом около Лояна был построен сохранившийся до настоящего времени буддийский «Храм Белой Лошади». Перевод сутр на китайский язык и распространение буддизма в Китае относятся уже к IV— VI вв.

Искусство
Древнекитайская поэзия неотделима от музыки. Так, не случайно название поэти¬ческого жанра сун (гимны) восходит к слову «колокол». Характер аккомпанемента опре¬делял поэтические особенности и других жанров. Музыка, поэзия, танец — в синк¬ретическом единстве этих трех явлений культуры конфуцианцы видели выражение подлинных норм взаимоотношений между людьми. «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не спо¬собна лгать» —так определялась древними китайцами социальная функция музыки.
Древнекитайские музыкальные инстру¬менты делились на три основные группы: струнные, духовые и ударные. Этот набор музыкальных инструментов продолжал су¬ществовать и в ханьское время для испол¬нения традиционной «изысканной» музы¬ки. Наряду с ним в I—II вв. в Китае рас¬пространяются и совершенно новые музы¬кальные инструменты, главным образом заимствованные у соседних народов. Мно¬гие из них попали в Китай из Средней Азии.
В глубокой древности в Китае начинает складываться совокупность строительных приемов, впоследствии придававших харак¬терные черты дворцовой и храмовой архи¬тектуре ханьской эпохи.
Основу конструкции древнекитайского здания составляли не стены, а столбы кар¬каса, принимавшие на себя главную тяжесть крыши. Без столбов и соединяющих их балок здания вообще быть не может — это представление нашло отражение в много¬численных метафорах и сравнениях, встре¬чающихся в древнекитайских письменных памятниках («Вы для царства Чжэн —сло¬вно балка в крыше,—говорит сановник этого царства одному из придворных,—ес¬ли балка рухнет, то и слеги рассыплются»).
Здание возводилось на приподнятой платформе, отсюда типичные для древнеки¬тайского языка выражения «подняться во дворец», «спуститься из дворца» и т. д. Стены обычно сооружались из утрамбован¬ной глины (кирпич стал применяться в строительстве со II—I вв. до н. э.). Крыша покрывалась черепицей, а по фасаду за¬креплялись концевые декоративные чере-пичные диски, в ханьское время украшав¬шиеся иероглифическими надписями с по¬желаниями счастья, благополучия и богат¬ства.
Образцом ханьского градостроительст¬ва была столица империи —Чанъань, один из крупнейших городов древнего мира. Его окружала стена с двенадцатью воротами. Самыми высокими зданиями были импера¬торские дворцы. Дворцовые помещения не были сосредоточены в одном месте, а рас¬полагались в разных концах столицы. Сое¬диняли их крытые переходы и подвесные галереи, по которым император и его свита могли переходить из одного дворца в дру¬гой, не боясь досужих взоров простолюди¬нов. Вблизи дворцов помещались выкра¬шенные в желтый цвет здания администра¬тивных учреждений (в ханьское время крас¬ный цвет был символом императора, желтый—официального присутственного места). Не только эти здания, но и дома многих богатых горожан были двухэтажны¬ми.
«Собак и лошадей изображать трудно, потому что люди постоянно видят и хорошо знают их, так что нарушение сходства сразу может быть обнаружено. Духов изображать гораздо легче. Духи не имеют определенной формы, их нельзя увидеть и поэтому легко рисовать»,—утверждал один из китайских философов. Его современники достаточно часто изображали и собак с лошадьми и духов — об этом свидетельствуют много¬численные фрески и барельефы, известные нам благодаря раскопкам погребений. Эти произведения изобразительного искусства относятся, правда, к несколько более позд-нему времени, но основываются на тради¬ции, сложившейся в период Чжаньго.
Особенно следует отметить развитие в ханьское время портретной живописи. К числу наиболее значительных и известных в настоящее время произведений этого жан¬ра принадлежит фреска, открытая в 1957 г. в ханьском погребении близ Лояна. На ней изображен драматический эпизод междоу¬собной борьбы конца III в. до н. э., когда будущий основатель ханьской династии по¬пал в ловушку, подстроенную его соперни¬ком, и остался жив благодаря находчивости своих соратников. Неизвестный художник мастерски передал индивидуальные черты участников пира. Интересно вспомнить, что писал по поводу одного из них автор «Исторических записок»: «Судя по его по¬ступкам, я считал, что он должен быть рослым и мужественным на вид. Что же предстало моим глазам, когда я увидел его изображение? По внешнему облику и чер¬там лица он был похож на очаровательную женщину!»
О том, что в ханьское время существо¬вал обычай украшать портретными фреска¬ми дворцовые помещения, говорят многочисленные свидетельства источни¬ков; сохранились и имена некоторых зна¬менитых в свое время художников. Об одном из них рассказывали, что он владел искусством портрета в такой степени, что мог передавать не только красоту лица, но и возраст человека. Как-то император при¬казал ему написать портреты наложниц из своего гарема и удостаивал своим внимани¬ем лишь тех из них, которые выглядели под кистью художника наиболее привлекатель¬ными. Многие наложницы подкупали ху¬дожника, чтобы он несколько приукрасил их; только Чжао-цзюнь не захотела пойти на обман, и поэтому император так и не видел ее. Когда же пришлось отправить невесту сюннускому шаньюю, император решил выбрать для этого Чжао-цзюнь. Пе¬ред отъездом свадебного поезда Чжао-цзюнь была принята императором, который вдруг обнаружил, что в действительности она самая красивая из всех его наложниц. Разгневанный император приказал казнить художника, приукрасившего посредствен¬ность и тем самым оставившего в тени истинную красоту.


Литература
Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI—VI вв. до н. э. Риф-мованные тексты этого времени обнаружи¬вают известное сходство с песнями, во¬шедшими в «Шицзин».
«Шицзин» — подлинная сокровищни¬ца древнекитайской поэзии. Этот памятник включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам («Нравы царств», «Малые оды», «Великие оды» и «Гимны»). Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел «Шицзи-на», поражают своей искренностью и заду¬шевностью. Иные стилистические особен¬ности у произведений, включенных во вто¬рой и третий раздел. Это в большинстве своем авторские стихотворения, основные темы которых — служение правителю, во¬енные походы, пиры и жертвоприношения. В четвертом разделе собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого.
Традиции «Шицзина» были унаследо¬ваны авторами поэтических произведений IV в. до н. э., дошедших до нашего времени в виде текстов на каменных тумбах, по форме напоминающих барабаны, отчего и надписи на них получили наименование «текстов на каменных барабанах».
Эпоха Чжаньго была временем стреми¬тельного взлета древнекитайской культуры. В IV в. до н. э. в царстве Чу жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведе¬ниях которого живо отразились противоре¬чия современного ему общества. Образная сила поэтического дара Цюй Юаня, выра¬зительность его стиха и совершенство фор¬мы ставят этого поэта в число ярких талантов древности.
Народная поэзия питала и творчество ханьских поэтов. Произведения наиболее известного из них — Сыма Сян-жу — были включены Сыма Цянем в жизнеописание этого поэта. Дошли до нас и стихотворения, приписываемые самому Сыма Цяню, хотя вопрос об их авторстве продолжает оста¬ваться спорным.

Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!