ФИМ / ГО и Социология / Семинар 3 по культурологии
(автор - student, добавлено - 1-12-2012, 22:35)
Семинар №3
План: 1. переход от предыстории к цивилизации. Культура ранних цивилизаций 2. образование и роль писца в трансляции культуры 3. жречество 4. древний Египет, Месопотамия 5. культура древних Шумеров, Вавилонии 1. Культура во времени и пространстве. Культурология тесно связана с историей и она использует сложные схемы историографии. 1 этап - каменный век - древнейший период в развитии человечества. На протяжении каменного века люди научились добывать огонь искусственным путем.2этап Каменный век он делится на 3 подэтапа. Палеолит(когда появился человек предполагают что и была приручена собака).Мезолит(когда были изобретены лук и стрелы).Неолит(когда человек перешел от присвоения плодов земли к их выращиванию и скотоводству, когда появились зачатки искусства, наскальные рисунки, скульптуры из каменных бивней мамонта. На следующем этапе развития человечества - медный век - охватывающий 2-3 тысячелетие до н.э. Укрепляется родовой строй, наравне с каменными деревянными орудиями появляются медные орудия труда. Расширяется мотыжское земледелие. Развиваются элементы Пиктографии (рисуночное письмо). К медному веку относится - изобретение колеса. Бронзовый век-это время расцвета древнейших мировых цивилизаций. Среди которых одно из наиболее известных Др.Египет. Культура Др.Египта зародилась еще во времена ПАЛЕОЛИТА - и обогатило человечество достижениями в обработке золота и серебра, появление стекла, развивается письменность, появляются зачатки алгебры, геометрии, использование календаря год делился на 365дней. В середине 1тыс до н.э. возникла обработка железа. Железный век середина 1 тысячелетие в этот период появляется металлургия, изготовляются железные орудия труда для земледелия и обработке строй.материалов. Средневековье(период зарождения и разложения феодализма в Зап. Европе с начала 5 по середину 8 в).Отличительные черты культуры средневековья как природа духовного регресса, отказ от признания самоценности чел.личности. Эпоха возрождения или ренессанс - понятие имеющее прямое отношение к культуре. Именно к этой эпохе относятся имена Л.ДА ВИНЧИ, К.КОЛУМБА, КОПЕРНИКА и др. гении человечества. Главные отличительные черты эпохи возрождения: Возрождение культуры средневековья, защита гуманистических материалов на более высоком уровне вера в безграничные возможности человека. Век просвещения - его главными очагами были Франция, Германия и Англия. Главным политическим итогом просвещения стала великая французская революция(1789) со всеми последствиями для западной культуры. В России век просвещения воплотился в творчестве М.ЛОМОНОСОВА. Деятели просвещения боролись за установление "царства разума", за политическую свободу граждан, Равенство. Большое значение они придавали знаниям. 2. Культура как мир знаков. Выступая в качестве носителя смысла, обработанные вещи, процессы, явления становятся знаками. Знак – есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, переработки и передачи. Язык – система знаков. Явление культуры – знаки и совокупности знаков (тексты, в которых зашифрована социальная информация). Роль языка в культуре. Язык – предельно универсальный феномен не только культуры, но и цивилизации, человеческой деятельности в целом. Достоянием культуры он становится при условии соответствия своих функций сущностности и смыслу культуры – свободной, творческой деятельности людей. Она не отделима от языка как системного явления. Цивилизационное воздействие приводит к до- и внесистемным дисфункциям языка, обеднению его структуры и способности к саморазвитию. В мире культуры язык является инструментом накопления и обогащения всеобщего социального опыта и его системной целостности. Многозначная роль языка изучается рядом наук, прежде всего лингвистикой, герменевтикой и философией культуры. В культурологическом аспекте прежде всего выясняются сущностные функции языка: •информационная, •кумулятивная, •коммуникативная, •координационная, •рефлексивная. Информационная функция означает выработанный человечеством способ символического обозначения знания о родовых и видовых свойствах предметов, явлений и процессов, вовлеченных в общественную деятельность, различных проявлениях чувственного и интеллектуального опыта человечества. Язык выражает, хранит и воспроизводит такое знание. Кумулятивная функция заключается в способности языка быть не только хранителем но и накопителем знания о социальном опыте человечества. Язык и его динамичная пластика почти полностью замещают генетическую память, наследуемую каждым поколением, но главное – обеспечивают их способность опереться на совокупный предшествующий опыт и быть инструментом его обновления. Истории известен потрясающий эффект: народы, подобно древним грекам или римлянам, исчезли, но их языки не только остались, но и стали ферментом современных европейских языков. Коммуникативная функция языка, в особенности письменность, обеспечивает универсальное общение между людьми. Координационная функция языка проявляется в двух ипостасях, в первом случае язык служит средством согласования совместных действий людей на основе консенсуса относительно значимых для них образов, процессов и явлений. Одной из важнейших является рефлексивная функция языка как способа самопознания и самовыражения человека. Без него были бы невозможны ни становление человека. Ни его совершенствование как субъекта культуры и цивилизации. Вместе с тем, актуальной проблемой является познание не только отмеченных функций языка, но и их дисфункциональных проявлений: понятий и суждений – «перевертышей». Дисфункция языка – результат как незрелости культуры и ее вербального выражения, так и вторжения в нее цивилизации (например, назначение эвфемизмов). Задачи культуры – постоянная борьба за адекватность, функциональную и смысловую чистоту и универсальность языка. Язык, как форма абстрактного мышления, имеет свои предпосылки в животном мире, но является продуктом культуры – творческого процесса практического освоения человеком глубинных, сущностных свойств окружающего мира и самого себя. Функции языка – символическое выражение и одновременно инструментарий функционирования основных элементов, структур и связей культуры и цивилизации. Тенденция к дисфункциям языка – его эвфемизации, омертвлению, отрыву от жизни как творческого процесса – индикатор как относительной незрелости культуры, так и ее противоречий с цивилизацией. 4. Древний Египет, Месопотамия. Культура Месопотамии Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в ІУ тыс. до н э. На юге Месопотамии, где широко проводилось с/х, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносно значении этого слова: здесь изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров произвела большое впечатление на последующий прогресс на только в Месопотамии, а ай всего человечества. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система обчисления (счеты). Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии. В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты. Жрецы вычислили протяжность (длину) года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного. Культура Египта Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце ІV тыс. до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним из самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н.э.), второй - Среднее Царство (2050 – 1700 лет до н.э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида Хеопса по размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений мира (высота 146 м, длина основы каждой грани 230 м.). Пирамиды и Сфинкс, который входит в состав погребального комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат к наиболее характерным монументальным памятникам древнего Египта. Пирамиды были классическим типом царской усыпальницы в эпоху Древнего царства, а в менее монументальном виде, сохраняя свою внешнюю форму, возводились также для фараонов Среднего царства. В гробницах сохранились скульптуры, рельефы и росписи, принадлежащие к шедеврам искусства эпохи Древнего царства. Достаточно упомянуть портретные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет, членов семьи фараона Снофру, обнаруженные в их мастабе в Медуме. Также в Медуме в гробнице Итет, супруги сановника, носившего имя Нефер-маат, была открыта знаменитая роспись с изображением гусей, принадлежащая к числу наиболее ценных памятников живописи рассматриваемого периода. Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно-холодным, неземным. В период Нового Царства расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ. Самыми известными являются храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив. Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колонн, которые символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской с золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо. Значительные достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависела системы орошения полей. Высокого уровня в Древнем Египте достигли различные виды искусства, для них характерен необычайный расцвет. Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности во всех ее основных литературных жанрах. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика. С древности, прежде всего в связи с культовыми действиями и церемониями, развивались музыка, изобразительное искусство, скульптура и архитектура. Фараоны и высшие сановники окружали себя скульпторами, архитекторами, певцами, танцовщицами, музыкантами. В более поздний период развивается религиозная драма и появляется светский театр. Есть основания предполагать, что в Древнем Египте существовали даже труппы бродячих актеров. Высокого художественного уровня достигли древнеегипетская живопись, скульптура и монументальная архитектура. Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: известен культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд моментов египетской религии и сделало их своими органическими элементами. 5. Культура древних Шумеров, Вавилонии. Культура древних Шумеров. Шумерская письменность намного старше. Она очень декоративная и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться прин¬ципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обознача¬ющих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным бук¬вам. Они использовались в основном для обозначения служебных слов и час¬тиц. Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры; Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии, других государствах. В середине II тыс. до н. э. клинопись стала международ¬ной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны Раннешумерские божества ГУ — III тыс. до н. э. выступали прежде всего как податели жизненных благ и изобилия— именно за это их почитали простые смертные, строи¬ли им храмы и приносили жертвы. Большую часть раннешумерских божеств образовывали местные бож-ки, власть которых не выходила за пределы очень не¬большой территории. Вторую группу богов составля¬ли покровители крупных городов — они были более могущественны, чем местные боги, но почитались только в своих городах. Наконец, были боги, которых знали и которым поклонялись во всех шумерских го¬родах. Самыми могущественными из всех богов были Аи, Энлиль и Энки. Богини шумеро-аккадского пантеона обычно выступали как жены могу¬щественных богов или как божества, олицетворяющие смерть и подземный мир. Наиболее известными были богиня-мать — Нинхурсаг и Мама — «пови¬туха богов», а также богиня-врачевательница Гула — первоначально признава¬лась богиней смерти. Важнейшим памятником шумерской литерату¬ры был цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который, как следует из динас¬тических списков, правил в XXVIII в. до н. э. В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун. Под¬робно описываются странствия Гильгамеша по миру в поисках тайны бессмертия и его дружба с диким человеком Энкидуд Предания о Гильгамеше оказа¬ли очень сильное воздействие на мировую литера¬туру и культуру и на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали легенды к своей национальной жизни. Исключительно сильное воздействие на мировую литературу имели также предания о всемирном потопе в них рассказывается, что потоп был устроен богами, которые замыслили погубить все живое на Земле. Только один чело¬век смог избежать гибели — благочестивый Зиусудра, который по совету богов заранее построил корабль. Легенда гласит, что боги спорили между собой, стоит ли уничтожать все человечество: некоторые полагали, что наказывать людей за грехи и сократить их численность можно и другими способами, в частности голодом, пожарами, а также наслав на них диких зверей. Основные достижения и памятники культуры Вавилонии и Ассирии. Первые государства на территории Двуречья (места наибольшего сближения рек Тигр и Евфрат) возникли в начале III тысячелетия до н.э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры. Источники дают сведения о довольно ранних сношениях шумеров с пастушескими семитическими племенами, которые затем появляются на территории, заселенной шумерами. А с III тысячелетия до н.э. на севере Двуречья семиты стали выступать наследниками и продолжателями шумерской культуры. Среди городов, основанных семитами, был Вавилон, политическое и культурное значение которого росло, начиная со П тысячелетия до н.э. Вавилон затмил все остальные города страны, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией. Сначала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии существовал город Ашшур, по названию которого вся страна стала называться Ассирия. В конце II — начале I тыс. до н.э. Ассирия по¬степенно становится самым крупным и могущественным государством Ближнего Востока. Начиная с IX в. до н.э. в жизни Вавилонии важную роль начинают играть халдеи. В VII в. до н.э. происходит новое возвышение Вавилона (Новый Вавилон), которому вместе со своими союзниками (в частности — мидийцами) удалось нанести поражение Ассирии. Мидийцы захватили большую часть коренной территории Ассирии и создали там свое государство (Мидию). Особое место в истории Древнего Вавилона занимает период царствования Хаммурапи. По вступлении на престол (начало XVII в. до н.э.) Хаммурапи повел завоевательную политику, итогом которой явилось образование единой вавилонской империи. Вскоре после смерти Хаммурапи (1750 г. до н.э.) Вавилон подвергся нападению касситов, господство которых продолжалось 500 лет. Новое возвышение вавилонского государства приходится на VII век до н.э. Ново-Вавилонская монархия просуществовала до VI в. до н.э. и была завоевана персами. Общественный строй. Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов. Рабы ("вардум") составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина.Свободное население Вавилона в свою очередь делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления - восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат. Источники показывают, каким образом функционировали три основные ведомства: финансовое, военное и публичных работ. В системе государственных органов различали центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. Вместе с тем, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую судебную власть на местах. Право. Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Религия и мифология. Характерной чертой религии Древней Месопотамии является политеизм (многобо¬жие) и антропоморфизм (человекоподобие) богов. Для Шумера типичным является культ местных богов, и прежде всего бога-покровителя города. Люди были созданы богами, чтобы служить им. После смерти человека его душа навечно оказывалась в за¬гробном мире, где ее ожидала весьма «невеселая» жизнь: хлеб из нечистот, соленая вода и т.п. Сносного существования удостаивались только те, для кого жрецы на земле совер¬шали специальные обряды, единственное исключение делалось для воинов и многодет¬ных матерей. В Ассирии главным богом был бог войны Ашшур. Письменность и книги. Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-III тыс. до н.э. По-видимому, она сложилась на ос¬нове системы «учетных фишек», которую вытеснила и заменила. В VП-IV тыс. до н.э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Цен¬трального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров трехмерные символы — маленькие глиняные шарики, конусы и т.п. Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по ли¬нии унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их осталось чуть более 300). Одновременно происходила фонетизация письма, т.е. значки стали употреблять не только в первоначаль¬ном, словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т.п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксиро¬ванной живой речью. Сфера применения клинописи расширяется: помимо документов хозяй¬ственной отчетности и купчих появляются пространные строительные или закладные надписи, культовые тексты, сборники пословиц, многочисленные «школьные» или «научные» тексты — списки знаков, списки названий гор стран, минералов, растений, рыб, профессий и должностей и, наконец, пер¬вые двуязычные словари. Круп¬ные храмы и дворцы правителей нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки. Самая известная из них — библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853 г. при раскопках на левом берегу Тигра. Собрание Ашшурбанапала было не только крупнейшим для своего времени; это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная биб¬лиотека. Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении 25 тыс. табличек и фрагментов, извле¬ченных из руин дворцовой библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии. Музыка. Данные раскопок, литературные памятники, изображения на рельефах и печатях указывают на значительную роль музыки в общественной жизни Шумеро-Вавилонии. В честь музыкальных инструментов совершались даже жертвоприношения. По представлению шумерийцев их боги были не только любителями музыки, но и музыкантами. В государственной иерархии музы¬канты стояли непосредственно за богами и царями. Наряду с изображениями музыкальных инструментов найдены и остатки самих инструментов: многочисленные разновидности ударных; из духовых — архаическая продольная флейта. близкая древнеегипетской; язычковые — типа гобоя; из струнных встречают¬ся знакомые уже по Древнему Египту арфообразные лиры, арфы, лютни. В ансамблях Шумеро-Вавилонии ударные инструменты сочетаются со струнными и с духовыми. Архитектура и строительство. Каждому богу-покровителю посвящался централь¬ный храм города, при нем имелось свое усадебное хозяйство, в котором работали свободные и рабы, а позднее исключительно рабы. Жилые дома лепились вокруг центрального храмового, а позднее дворцо¬вого комплекса. Застройка производилась стихийно, между домами были немощеные кривые и узкие переулки и тупики. Дома в основном были прямо¬угольными в плане, без окон, освещались через дверные проемы. Обязателен был внутренний дворик. Снаружи дом окружался глинобитной стеной. Во многих зданиях была канализация. Поселение обычно обносилось снаружи крепостной стеной, достигавшей значительной толщины. Такой тип поселения, характерный для Двуречья, складывается окончательно к концу IV — началу III тыс. до н.э. С середины III тыс. до н.э. правители Двуречья начали строить себе дворцы со многими внутренними дворами, иногда с отдельной наружной крепостной стеной. Один из ранних дворцов такого типа — так называемый «дворец А» в Кише. Это первый образец соединения в шумерском строитель¬стве светского здания и крепости — система обводных стен защищала дворец не только от врага, но и от жителей города. «Вавилон был не только очень боль¬шим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю» – писал Геродот. Изобразительное искусство и скульптура. Количество храмовой скульптуры Двуречья возрастает в первой половине III тыс. до н.э., но это все не монументальная скульптура. Памятники представляют собой небольшие, размером до 35-40 см, статуэтки, выполнена из мягких пород камня. Большинство статуэток ставилось в храме для того, чтобы молиться за поставившего их туда человека. Произведений изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло немного. К числу лучших от¬носится «Стела Хаммурапи». Она была найдена в 1901 году в Сузах французскими археологами. Этот монумент является одним из замечательных произведений искусст¬ва и одним из первых документов в области права. Высеченный на нем свод законов дает возможность изучить административный и хозяйственный строй Вавилона. Большая часть пространства стелы занята клинописным текстом, в верхней же ее части, помещен барельеф. На барельефе представлена сцена вручения земному владыке Хаммурапи знаков власти от бога. Искусство Ассирии. Ассирийское искусство было чисто придворным искусством, и, когда погибла ассирийская держава, оно исчезло. Образ царя становится в нем моделью и образцом для подражания, он создается всеми возможными средствами: чисто изобразительными — облик физически со¬вершенного, могучего человека в подчеркнуто пышном убранстве — отсюда мо¬нументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям убранства; живо¬писно-повествовательными — когда и в искусстве, и в литературе выделяются темы, восхваляющие воинскую мощь страны и ее создателя, «владыки всех стран»; описательными — в виде анналов ассирийских царей, славящих их под¬виги. Научные знания. Определенных успехов достигла математика. Шумеры создали шести¬десятиричную систему счета, в основе которой лежали числа 1, 60, 600. 3600. В дальнейшем возникла десятеричная система — с числами 1, 10, 100 в осно¬ве. Употреблялась также смешанная, соединявшая элементы этих двух, сис¬тема счисления. Древние жители Месопотамии знали четыре правила арифметики, дроби, умели решать алгебраические уравнения с возведением в квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. Знакомы они были с началами геометрии, знали число «пи», умели вычислить длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Была выработана метрическая система и сис¬тема мер и веса. Значительного развития в Месопотамии достигла астрономия, тесно свя¬занная с астрологией. Ведение астрономических наблюдений стимулирова¬лось не только практическими потребностями, но и верой в зависимость судьбы человека и государства от расположения светил на небе. Результаты этих наблюдений, в течение тысячелетий осуществлявшихся жрецами с вершин зиккуратов, тщательно фиксировались и привели к важным астрономи¬ческим открытиям. Создан был лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней. Расхождение лунного календа¬ря с солнечным ежегодно составляло 11 дней, поэтому каждые 3 года требо¬валась вставка дополнительного, тринадцатого месяца. Год начинался с мар¬та — апреля (месяц «нисан»). В III тысячелетии до н.э. в каждом шумерском городе имелся свой календарь, где большая часть месяцев называлась по ха¬рактеру хозяйственных работ. На рубеже III — II тысячелетий до н.э. календарь унифицировали, взяв за основу нип-пурскую систему. Велись наблюдения за движением Солнца («путь Солнца»), Луны («путь Луны»), Венеры и других планет. Предсказывались и фиксирова¬лись солнечные и лунные затмения, отмечались появления комет, метеори¬тов. землетрясения. Известны были эклиптика и знаки Зодиака, положение Солнца в системе этих созвездий, менявшееся раз в 2000 лет. Пользовались солнечными и водяными часами (гномоном и клепсидрой, как их впоследст¬вии называли греки). День начинали не с восхода, а с захода солнца. Он де¬лился на 12 частей по 2 часа каждая, дни складывались в 7-дневную неделю. В Древней Месопотамии появились зачатки знаний в области природо¬ведения. Сохранились классификационные списки животных, растений, ми¬нералов. При царских дворцах в Вавилоне, Ашшуре создавались знаменитые «висячие сады», зверинцы, где содержались экзотические растения и живот¬ные. Агрономические сведения древних шумеров можно найти в ряде лите¬ратурных и мифологических произведений. Древние жители Месопотамии знали на практике некоторые законы фи¬зики, об этом свидетельствует техника судостроения, наведения понтонных мостов, использования надутых бурдюков как средства переправы. Знали они и ряд химических реакций, проявлявшихся при приготовлении вина, пива и лекарств, умели изготовлять краски из металлов и минералов, делать искус¬ственные камни, глазурь, стекло, определять чистоту металлов и их подделку. Определенных успехов достигла география. Составлялись списки горо¬дов, стран, рек, тор. каналов, перечни завоеванных стран и провинций, по¬датные реестры, проводилась перепись населения. Создавались планы и кар¬ты городов: Вавилона, Ниппура, Сиппара. Известна даже карта мира времен Саргона Аккадского, дошедшая до нас в нововавилонской копии, с изобра¬жением на глиняной табличке круга Земли, обвитого «Горькой рекой» и пе¬ресеченного рекой Евфрат, кружков, обозначающих местоположение круп¬ных городов, треугольников, символизирующих отдаленные страны. |
|