ФИМ / ГО и Социология / ОТЧЕТ ПО ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ Анкетирование На тему: «Критерии выбора спутника жизни».
(автор - student, добавлено - 7-04-2014, 13:10)
СКАЧАТЬ:
ОТЧЕТПО ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
На тему: «Критерии выбора спутника жизни».
Содержание
1) Описание проблемной ситуации 2) Объект СИ 3) Предмет 4) Цель 5) Задачи 6) Гипотезы 7) Интерпретация и операционализация основных понятий
Список литературы Приложение 2
1) Описание проблемы
Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Таким образом, семейная жизнь чаще всего рассматривается с точки зрения этноцентризма. Одно из самых главных решений в жизни каждого человека, а особенно при создании семьи, – это выбор спутника жизни. На этот выбор могут влиять разные факторы, среди которых можно отметить: национальность, религиозная принадлежность, воспитание, образование, материальная обеспеченность, внешняя привлекательность, душевные качества (характер) и др. В настоящее время повышение напряженности психической деятельности человека делает более ценным и дефицитным ласковое слово, доброжелательный взгляд, эмоциональное тепло, благоприятную психологическую атмосферу, душевный покой людей, взаимопонимание между ними, и в первую очередь между близкими людьми. Все это способствует росту внимания к проблемам взаимоотношений между людьми, между мужчиной и женщиной, между мужем и женой, к проблеме брака и любви. Создание семьи требует от мужчины и женщины большой ответственности. В настоящее время многие стараются планировать свою семейную жизнь: до свадьбы приготовить материальную базу, а если есть возможности, то и жилье. Как говорят эксперты, современная молодежь стремится сначала «встать на ноги», а потом ищет себе спутника жизни. Когда же пары находят друг друга, они пробуют пожить вместе и лишь потом идут в загс. В итоге сокращается количество свадеб. Почти во всех обществах начальная стадия возникновения супружеской пары связана с помехами, различными испытаниями и подготовительными мероприятиями, в ходе которых будущие супруги проверяют правильность выбора партнера. Тщательная подготовка к будущему браку обусловлена его важностью: ведь он скрепляет желание людей вести совместное хозяйство и воспитывать детей. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и другие ценности. Предпосылками удачного брака являются позитивные социально-психологические свойства личности, устойчивое социальное и материальное состояние супругов, высокий уровень их культуры и сексуального согласия. Отсюда вытекает проблема подготовки молодежи к браку; ее серьезное отношение к обязанностям будущих супругов является непременным условием благополучной семьи. В советском обществе тема семейного бюджета считалась неприличной и люди старались не показывать высокое материальное положение, сегодня финансовое благополучие – основа счастливого брака. Возможно, именно поэтому при выборе брачного партнера этот аспект также рассматривается: любимый человек должен быть в первую очередь обеспечен с материальной стороны. По результатам исследования Института комплексных социальных исследований основная причина споров, которые возникают во многих семьях (даже доходят до разводов) – материальные трудности. 2)Объект СИ: молодежь городов Альметьевска и Нижнекамска в возрасте от 16 до 36 лет. 3) Предмет: критерии выбора спутника жизни и отношение молодежи к этим критериям. 4) Цель: выявление иерархии критериев выбора спутника жизни и степени готовности к семейной жизни, а также выяснить, изменились ли ценности современной молодежи. И в итоге помочь в создании семьи при опубликации. 5) Задачи: 1) Выявить, влияет ли на готовность к семейной жизни материальная обеспеченность избранника(цы). 2) Выявить, с какими трудностями, проблемами готовы столкнуться молодые люди при заключении брака; и с какими трудностями столкнулись супружеские пары. 3) Выявить иерархию критериев выбора спутника жизни. 4) Сравнить изменения в отношении к супружеской жизни у вступивших и не вступивших в брак молодых людей; 5) Выяснить, следует ли готовить молодые пары к семейной жизни, к вступлению в брачный союз. 6) Гипотезы СИ: 1) В настоящее время на выбор спутника жизни влияют такие признаки как: - материальная обеспеченность; - национальная принадлежность; - религиозные взгляды; - образование; - душевные качества (характер). 2) В настоящее время легче найти спутника жизни, так как нет нравственных и моральных ограничений и люди свободно могут общаться друг с другом. Но сделать окончательный выбор сложнее. Одной из причин неудачных браков является низкий уровень подготовленности молодежи.
Интерпретация основных понятий
Основные понятия, используемые в работе: молодежь, брак, семья, супруги, спутник жизни, национальность. Институт семьи – Общественные институты – Социальная роль – Этноцентризм – Религиозная принадлежность (религия) – Душевные качества – Молодежь - социальная демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитанием данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 20-30 лет (Осипов Г.В. Энциклопедический социологический словарь – М.: ИСПИ РАН, 1995. – с.421) Брак – семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах. Добровольный союз мужчины и женщины, в котором супруги полностью равноправны. (Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1988) Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связанны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. (Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1988) Супруги – правовое положение; лица, состоящие в надлежаще оформленном браке. Супруги полностью равноправны. Имеют равные права на имущество, нажитое во время брака. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга, в ряде случаев – и после расторжения брака. (Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1988) Спутник жизни – тот, кто совершает путь вместе с тобой в течении жизни. (Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1988) Национальность – принадлежность к какой-либо нации или народности (Лопатин В.В. Русский толковый словарь – М.: Русский язык,2000)
2. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1)Общий план исследования. Февраль-март – выбор темы Март-апрель – составление программы исследования Апрель-май – проведение анкетирования, обработка результатов социологического исследования, анализ результатов исследования Май – написание отчета 2)Полевые процедуры. В мае 2007г.. мы провели анкетирование среди молодёжи г. Альметьевск и г. Нижнекамск (учащиеся 10 – 11 кл., студенты ВУЗов, безработная и работающая молодёжь). Нами было опрошено 110 человек. 3)Обоснование выборки. Выборка респондентов осуществлялась по следующим критериям:
2. Возраст: Выборка стратифицирована на примерно однородные пласты: - 16 – 19 лет; - 20 – 24 лет; - 25 – 35 лет; 3. 1) вступившие в брачный союз; 2) не вступившие в брачный союз. 4)Методы сбора первичной информации: В качестве основного метода сбора информации выбран метод анкетного опроса. Анкетный метод прост, дешев и оперативен по сравнению с таким методом, как эксперимент. Также метод анкетирования позволяет получить искренние ответы и конфиденциальность информации, в том числе упрощает обработку результатов. Также мы использовали анализ документов классическим способом и наблюдение. 5)Способ обработки информации: Данные предполагается обрабатывать вручную и с помощью программы Microsoft Excel.
II Отчет по проводимому социологическому исследованию
Сводные таблицы результатов СИ представлены в приложениях 1, 2. На основе полученных данных можно сделать следующие основные выводы. А. Выводы по задачам. Задача 1. Необходимо готовить молодежь к семейной жизни. Выявляется согласованность во взглядах относительно возраста вступления в брачный союз. Наиболее оптимальный возраст для девушки с точки зрения всех респондентов - 21-24 года (71%), для юношей - это 25-27 лет (53%). Молодежь и супружеские пары сходятся во мнениях о необходимости готовить молодежь к семейной жизни. 60% молодых людей считают, что нужно готовить, 20% - нет. Из них 54,5% людей в возрасте 16-19 лет и без высшего образования. Семейные же пары - соответственно 72% и 22%. Таким образом, вопрос о готовности молодежи к семейной жизни мы получили такие ответы: нужно готовить - 66%, нет - 21%. Супруги в возрасте 25-35 лет без высшего образования (90,9%) считает, что нужно готовить; молодежь с высшим образованием (60%) 20-24 лет придерживается того же мнения (см. рис. 1).
Рис. 1. Отношение респондентов к готовности молодых пар к готовности супружеской жизни. Каждой молодой паре необходимо время, чтобы проверить свои чувства и осознать готовность к браку и семейной жизни. Спешить в таком деле как создание семьи, большинство респондентов не хочет. Для молодых людей наиболее оптимальный срок для осознания готовности к семейной жизни с 6 мес. до 1 года (так считает 60% молодежи и 32% супругов); 30% молодежи и 54% супругов считает, что необходимо от 1 до 5 лет. Задача 2. Самая важная проблема для молодежи - жилье (52%). Кроме того, их волнуют следующие аспекты: материальное состояние (50%), большие домашние хлопоты и ответственность за членов семьи (24%), забота о детях (18%). При этом 66% готовы решить эти проблемы собственными силами, 12% обратятся к родителям и 8% к друзьям. Эти проблемы сгруппированы в таблицу, приведенную ниже.
Для большей наглядности данных проблем представим их в графическом виде (см. рис.2).
Рис. 2. Проблемы, с которыми готовы столкнуться молодые люди, не вступившие в брак
Задача 3. Самой значимой проблемой, с которой столкнулись молодые люди, состоящие в брачном союзе, является проблема жилья (40%). Менее значимыми являются: материальные проблемы (36%), проблемы с работой (28%), домашние хлопоты (24%), ответственность за семью (22%), проблемы с родителями (16%), забота о детях (14%). Кроме того, 74% респондентов решили, что решат свои проблемы сами, а 14% - обратятся к родителям. Таким образом, молодые люди, не вступившие в семейные союз, часто проблемами считают то, что на самом деле для супругов не так важно. Более подробно эти проблемы раскрываются будучи сгруппированными в таблицу, приведенную ниже, а также представленными в диаграмме.
Рис. 3. Проблемы, с которыми столкнулись супружеские пары. Для сравнения приведем пример другого исследования. Основные причины семейных споров:
Задача 4. Иерархия критериев выбора спутника жизни различаются у вступивших и не вступивших в брачный союз молодых людей. 1) Иерархия критериев выбора брачного партнера дифференцируется в зависимости от образования респондентов. Опрос показал, что чем старше респондентов, тем молодые люди с высшим образованием склоняются к тому, что совпадение национальности играет важную роль, а для респондентов без высшего образования национальность особой роли не играет. Для не вступивших в семейный союз (50%) национальность не имеет значения, а для 42% - имеет. 2) Наблюдается согласованность респондентов во взглядах на религию. Для 58% молодежи важно совпадение религии. Большинство семейных пар имеют одинаковые взгляды и предпочтения в религии (70%). Однако, необходимо отметить, что несовпадение религий устроило бы 26% респондентов. 3) Выявляется сходство в предпочтениях уровня образования. Большинство молодежи, не вступившей в брачный союз, предпочитает, чтобы их избранник(ца) имел(а) высшее образование (70%), для 30% - она не имеет значения. У семейных пар 60% супругов имеют высшее образование, 40% - не высшее. 4) Для большинства респондентов при выборе спутника жизни душевные качества человека играют главную роль. Так ответило 72% молодежи и 76% супругов. Соотношение того и другого отмечает 22% молодежи и 20% супругов. 5) В иерархии приоритетов в выборе спутника жизни у лиц, вступивших и не вступивших в брачный союз, имеются некоторые расхождения. Так для "холостых" доминирующим критерием является уровень образования (64%). Материально-финансовое положение 56% и национальность (50%) занимают вторую ранговую позицию, опережая такие факторы как религия (46%) и социально-территориальный статус (52%). Иерархическая структура ценностей у супругов выглядит следующим образом: 1 место занимает национальность (36%), 2 - любовь (22%), душевные качества (22%) и религия (22%), на третье место остается материально-финансовое положение (20%), на 4 - уровень образования (18%), а социально-территориальный статус на 5 месте - 2%. 6) Особо следует отметить выявление иерархии качеств, которые должны присутствовать у предполагаемого спутника(цы) жизни. По результатам СИ "призовые места" заняли такие качества: 1 место - любовь к детям и доброта, 2 - ум и образованность, 3 - верность. Остальные места были распределены следующим образом: общительность, щедрость, скромность, бережливость. 7) Умение избранника хорошо готовить оказалось для большинства важным (54%), а неважно это для 40%.; кроме того, 52% считает, что их избранник должен заниматься спортом, 38% - нет, остальным все равно. 8) Наличие недостатков и вредных привычек может осложнить некоторые отношения между молодыми людьми. 72% готовы принять недостатки своего(ей) избранника(цы), а 20% - не готовы. Все данные критерии сгруппированы по степени значимости для опрашиваемых в следующей диаграммах (см. рис. 4, 5).
Рис. 4. Иерархия критериев выбора спутника жизни
Рис. 5. Иерархия критериев при выборе супруга
Большинство респондентов считают, что выбранная нами тема актуальна (79%). Таким образом, молодые люди все же ответственно относятся к выбору спутника жизни, а, следовательно, и к созданию семьи. Идеалы спутника жизни в основном реализуются, - это подтверждают результаты нашего исследования. Также стало ясно, что в настоящее время на выбор спутника жизни влияют такие факторы как: образование, материальное состояние, национальность, принадлежность к той или иной религии, характер человека, т.е. внутренняя красота, и естественно, любовь, чувство, что избранник является второй половиной. Б. Выводы по гипотезам. Гипотеза 1. Иерархия критериев выбора спутника жизни различаются у вступивших и не вступивших в брачный союз молодых людей. 1) Иерархия критериев выбора брачного партнера дифференцируется в зависимости от возраста (образования) респондентов. 2) Наблюдается согласованность респондентов во взглядах на религию. 3) Выявляется сходство в предпочтениях уровня образования. 4) Для большинства респондентов при выборе спутника жизни душевные качества человека играют главную роль. 5) В иерархии приоритетов в выборе спутника жизни у лиц, вступивших и не вступивших в брачный союз, имеются расхождения. Гипотеза 2. Необходимо готовить молодежь к семейной жизни. 1) Выявляется согласованность во взглядах относительно возраста вступления в брачный союз. 2) Молодежь и супружеские пары сходятся во мнениях о необходимости готовить молодежь к семейной жизни. 3) Молодые люди, не вступившие в семейный союз, часто проблемами считают то, что на самом деле для супругов не так важно. 4) Большинство респондентов считают, что выбранная нами тема актуальна. Таким образом, в заключении можно отметить то, что молодые люди все же ответственно относятся к выбору спутника жизни, а, следовательно, и к созданию семьи. Идеалы спутника жизни в основном реализуются, - это подтверждают результаты нашего исследования. Значит, одна из выдвинутых нами гипотез была опровергнута. Также стало ясно, что другая гипотеза была подтверждена: в настоящее время на выбор спутника жизни влияют такие факторы как: образование, материальное состояние, национальность, принадлежность к той или иной религии, характер человека, т.е. внутренняя красота, и естественно, любовь, чувство, что избранник является второй половиной.
Список литературы1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М.: Просвещение, 1991. 2. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. — М.: Педагогика, 1990. 3. Ковалев С.В Психология современной семьи. — М., 1988. 4. Харчев А.Г. Брак и семья. — М., 1979. 5. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1988. 6.Фролов С.С., Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2001. – 344 с. 7.Радугин А.А., Радугин К.А., Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2000. – 244 с. 8.Зацепин В.И., О жизни супружеской. М., «Молодая гвардия», 1978. – 144 с. 9.Газеты «С Вами», «Город А» за период с 2000 по 2002 г.г.
Уважаемый респондент, мы студенты Альметьевского государственного нефтяного института, проводим социологическое исследование на тему «Критерии выбора спутника жизни». Мы очень надеемся на ваши искренние ответы. Индивидуальное мнение не разглашается, поэтому фамилии писать не нужно. Отвечать на вопросы несложно. Необходимо внимательно прочитать вопрос и обвести кружком тот вариант ответа, который соответствует вашему мнению.
Заранее благодарим вас за согласие принять участие в нашем исследовании!
1. Какую религию Вы исповедуете: а) православие; б) ислам; в) верю в Бога, но не разбираюсь г) неверующий(ая) 2. В каком браке Вы состоите: а) гражданский; б) законный. 3. В каком возрасте, по Вашему мнению, следует вступать в брак девушке: а) 16-20; б) 21-24; в) 25-27; а) 16-20; д) свой вариант 4. В каком возрасте, по Вашему мнению, следует вступать в брак молодому человеку: г) 28 и старше; б) 21-24; в) 25-27; г) 28 и старше; д) свой вариант 5. Какое образование имеет Ваш(а) муж (жена): а) высшее; б) не высшее 6. Какую национальность имеет Ваш(а) супруг(а): а) татарин(ка); б) русский(ая); в) свой вариант 7. Какого возраста Ваш(а) супруг(а): а) младше Вас; б) ровесник; г) старше Вас; в) свой вариант 26. Сколько времени Вам понадобилось, чтобы проверить свои чувства? а) меньше 1 месяца; б) 1-6 месяцев; в) 6 месяцев -1 год; г) 1-5 лет; д) свой вариант 27. Важна ли материальная обеспеченность супруга(и): а) да; б) нет; в) свой вариант 28. Ваш пол: а) жен; б) муж. 29. Ваш возраст: а) 16-19; б) 20-24; в) 25-35; 30. Как Вы считаете, актуальна ли выбранная нами тема: а) да; б) нет; в) свой вариант
8. Какую религию исповедует Ваш(а) муж (жена): а) православие; б) ислам (мусульманство); в) верит в Бога, но не разбирается в религиях; г) неверующий(ая) 9. Необходимо ли совпадение Ваших религий: а) скорее да; б) скорее нет; в) свой вариант 10. Следует ли, по Вашему мнению, готовить молодые пары к супружеской жизни: а) да; б) нет; в) свой вариант 11. Сколько времени, по Вашему мнению, надо проверять чувства а) до 1 месяца; б) 1-6 месяцев; в) с 6 месяцев до 1года; г) 1-5 лет; д) 5 лет и более; е) свой вариант 12. Что для Вас важнее: а) душевные качества (характер); б) внешние данные (привлекательность); в) свой вариант 13. Считаете ли Вы, что Ваши родители повлияли на ваш выбор: а) да; б) нет; 14. Что для Вас было важнее (выберите из содержимого в скобках и подчеркните, впишите свой вариант): а) материальное состояние (высшее, среднее); б) выходец (городской, сельлский); в) образование (высшее, среднее); г) религия (православие, ислам); д) национальность (русский(ая), татарин(ка)); е) свой вариант 15. Смерились ли Вы с недостатками Вашего(ей) супруга(и): а) да; б) нет; в) свой вариант 16. Могут ли они повлиять на Ваши отношения: а) да; б) нет; в) свой вариант 17. Больше всего Вам нравятся в Вашем(ей) супруге: а) любовь к детям; б) трудолюбие; в) честность, искренность, верность; г) ответственность; д) доброта, заботливость; е) ум; ж) чувство юмора; з) аккуратность; и) свой вариант 18. Как влияет круг общения Вашего(ей) супруга(и) на Ваши отношения: а) положительно; б) отрицательно; в) свой вариант 19. Получаете ли Вы в данный момент образование: а) да; б) нет. 20. Если да, то мешает ли это Вашей семейной жизни: а) да; б) нет; в) свой вариант 21. Назовите наиболее важные проблемы, с которыми Вам приходится сталкиваться в семейной жизни: а) жильё; б) материальные проблемы; в) проблемы с родителями; г) проблемы с работой; д) большие домашние хлопоты; е) ответственность за членов семьи; ж) ревность; з) забота о детях; и) возможные проблемы с образованием; к) отсутствие взаимопонимания и скандалы; л) свой вариант 22. Выберите пути решения этих проблем: а) не можем решить; б) обращаюсь к друзьям; в) обращаюсь к родителям; г) обязательно решаем собственными силами; д) свой вариант 23. Когда, по Вашему мнению, следует заводить ребёнка: а) до брака; б) после брака; в) свой вариант 24. У Вас есть дети: а) да; б) нет. 25. Как Вы считаете, необходимо ли одобрение брака родителями? а) да; б) нет; Похожие статьи:
|
|