О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФИМ / ГО и Социология / Интервью

(автор - student, добавлено - 20-08-2013, 20:27)

1.Интервью

    В широком значении- это жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами, которая проводится в свободной манере для выяснения новых сведений, установления недостающих подробностей, определения чьей-то позиции, взглядов на происходящее событие

Интервью

  В науке – это способ научного познания с привлечением знаний посторонних людей, с последующей статистической обработкой.

Процедура интервью:

nВыбор объекта, т.е. лица, с которым следует проводить интервью.

nОпределение места и времени проведения интервью

nЗапись ответов и окончательное оформление материала

Преимущества интервью

nВопросов без ответов не бывает

nНеопределенные и противоречивые ответы могут быть уточнены

nИмеется возможность наблюдения за респондентом и фиксация не только вербальных, но и невербальных реакций

nПолучаема информация полнее, глубже, достовернее по сравнению с анкетой

Недостатки метода

nМалая оперативность

nСущественные затраты времени

nНеобходимость нанимать большое количество интервьюеров

nНевозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросах.

Виды (шкалы) интервью

nкачественные – количественные,

n жесткие – мягкие,

nстандартизованные – нестандартизованные,

n структурированные - неструктурированные,

n формализованные – неформализованные,

nнаправленные – ненаправленные,

nфокусированные – нефокусированные,

nдирективные – недирективные, 

nличные – групповые,

nоткрытые – закрытые.

nФормализованное (стандартизованное) интервью

nФокусированное интервью

nСвободное интервью

Формализованное (стандартизованное) интервью

Особенности стандартизованного интервью

nДетально разрабатываются вопросы и инструкция интервьюера.

nИнтервьюер точно придерживается формулировок вопросов и их последовательности.

Фокусированное интервью

 - имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин.

Методы интервью

nиндивидуальным

n групповым (фокус-группа и мозговая атака)

Глубинное интервью

nВ психологии:  психоаналитические и иные интервью, направленные на выявление бессознательных побуждений.

nВ социологии: зондирование - это техника, побуждающая респондентов дополнить разъяснить  или объяснить то,  что уже было сказано

Зондирование:

nНе зондировать

nЗондировать 1 раз

nЗондировать 2 раза

nЗондировать полностью (пока не появится уверенность, что респонденту нечего сказать.)

Свободное интервью

Использование свободного интервью

nЭтнометодология

nКультурная антропология

nРазведывательное исследование

Достоинства свободного интервью

nПроводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана

nС минимальной стандартизацией

nОбщение с респондентом, используя привычную для его слуха лексику

nПолучать глубокую индивидуальную информацию

nПредставлять возможность респонденту стать экспертом

nПолучать качественную информацию по широкому кругу вопросов 

Недостатки свободного интервью

nМетод громоздкий и трудоемкий

nТребуется длительная подготовка и обучение

nПрименяется лишь при небольшой выборке

nТрудности на этапе обработки полученных данных

nПредполагает глубокое знание интервьюером обсуждаемых вопросов

Эффект интервьюера

Сложности интервью

nНетерпеливость респондентов: респонденты с трудом отвечают на большое количество вопросов и не выслушивают все варианты ответов 

nСтрах респондента перед вопросом.

nЭмоциональное поведение респондентов.

nСемантические трудности: слова должны иметь однозначное толкование.

Эффект интервьюера

nЭффект интервьюера - это все те явления, в которых обнаруживается влияние интервьюера на качество результатов

Отрицательное проявление эффекта интервьера

nИзбирательное восприятие, неправильное понимание ответов респодента

n«Стереотип узнавания» - уверенность интервьюера в понимании как отвечают на вопрос люди данной категории

Этапы-шаги проведения интервью

nУстановление первого контакта: создать благоприятную атмосферу для разговора

nЗакрепление контакта и первые вопросы по плану интервью: подчеркивать, что информация важна и интересна.

nПереход к основным вопросам должен сопровождаться вводными словами, подчеркивающими важность разговора.

nБыстрое восстановление контакта, в случае его утраты.

nЗавершение интервью – подытоживает логические части беседы. 

2.Методы опроса

nСплошной – полный охват объекта исследования

nНесплошной –количественный и качественный  отбор респондентов

Несплошной отбора

nМонографический

nМетод основного массива

nВыборочный

Процесс выборки  основан:

nНа взаимосвязи качественных характеристик и признаков социальных объектов.

nНа правомерности выводов о целом объекте на основании изучения его части при условии, что по своей структуре эта часть является микромоделью целого.

Генеральная совокупность -

nОбъект исследования, который территориально и во времени «локализован»  и на который распространяются выводы исследования

Выборочная совокупность или выборка

 - определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу

Единицы анализа и единицы отбора

n Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению являются единицами анализа.

nЭлементы отбираемые на каждом этапе выборки по особому плану, называются единицами отбора.

Различают выборки:

nвероятностная

n целенаправленная

Вероятностная (случайная) выборка

Вероятность некоторого ожидаемого события есть отношение числа ожидаемых событий к числу всех возможных

Пример

Вероятность выпадания «6» в кубе при подбрасывании 600 раз – 100.

Р= 100/600=1/6

Р=Р1+Р2+Р3+Р4+Р5+Р6= 1/6+1/6+1/6+1/6+1/6+1/6=6/6 =1

Методы  вероятностной выборки

nМетод собственно-случайного отбора

nМетод механической выборки

nМетод серийной выборки

nМетод гнездовой выборки

Метод собственно-случайного отбора

nСлучайно-бесповторная методика

nСлучайно-повторная методика

Случайно-бесповторная методика

Случайно- повторная методика

Метод механической выборки

Шаг отбора:

K= N/n , где

N – величина генеральной совокупности,

n- величина выборочной совокупности 

Метод серийной выборки

Метод гнездовой выборки

 

в качестве  единиц исследования отбираются группы, с последующим сплошным опросом в группах

Гнездовая выборка

Целенаправленная выборка

Целенаправленная выборка

nСтихийной выборки

n Метода основного массива

nМетода квот

Квоты с независимыми параметрами

Квоты со взаимосвязанными параметрами

Определение объема выборочной совокупности

4 вопрос.

1 способ - расчетный

n = __N*t2*p*q__  , где    

d2 *N+t2*p*q

N – объем генеральной совокупности

t –коэффициент доверия, t= 2 при доверительной вероятности 0,954 и  t=3 при доверительной вероятности 0,997.

p, q  - доли изучаемых признаков (q=1- p)

d –допустимая ошибка выборки

2 способ. Допустимая ошибка выборки

3 способ.
Методика В.И. Паниотто

«Дисперсия»

- разброс – числовые значения контрольных признаков элементов генеральной совокупности

Определении квот в выборке

n Глобальный подход. коэффициент пропорциональности 

Кп= n/N

nЛокальный подход

ni=Dk*n

Dk –доля квотирумого признака

3. Эмпирическое социологическое исследование

– это сбор первичных данных, проведенный по определенной программе с использованием правил научного вывода

Программа содержит

nМетодологическая часть  - система принципов научного исследования

nМетодическая часть -это методы и процедуры исследования

Методологическая часть

nФормулировку и обоснование проблемы

nОпределение объекта и предмета исследования

nФормулировку гипотез и задач

Методическая часть

nОпределение обследуемой совокупности

nХарактеристика используемых методов сбора первичной информации.

nЛогическая структура инструментария для сбора этой информации и логическая схема ее обработки (техника и методика)

Интерпретация основных понятий

nМетод – основной способ сбора, обработки и анализа данных.

nТехника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Интерпретация основных понятий

nМетодика – совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

nПроцедура – последовательность операций, общая система действий и способов организации исследования.

Этапы составления программы исследования

Вопрос 2. Цели и задачи исследования

Проблемная ситуация

   -состояние социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития

Проблема

– форма научного отображения проблемной ситуации

Классификация проблем

Задачи

   - конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы

3. Объект, предмет и гипотеза исследования

2.Объект и предмет исследования

2.Объект и предмет исследования

2.Объект и предмет исследования

Гипотеза исследования

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть.

Логический анализ основных понятий

Вопрос 4.

Инструментарий –

это документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации: анкета, бланк интервью, опросной лист, изучение документов и т.п

3.Логический анализ основных понятий

Интерпретация понятий

Интерпретация понятий – это опосредованное выявление интересующих социолога сторон и свойств предмета изучения

Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией

 

Операционализация

nУточнение качественной структуры предмета исследования через поиск «частных понятий» называется операционализацией.

3.Логический анализ основных понятий

Рабочий план исследования

Вопрос 5

Блоки рабочего плана

nПорядок обсуждения и утверждения программы, формирования и подготовка группы сбора первичной информации, проведение пробного исследования.

nФиксирование в плане всех организационных и методических работ(место и время опроса).

nСовокупность операций связанных с подготовкой первичной информации к обработке.

nВсе виды работ, связанные с анализом результатов, выработка практических рекомендаций и прогнозов

Количество интервьюеров

          И= N/ a*t,

где И – количество интервьюеров,

       N – число подлежащих опросу

      а– норма опроса в день (5-7    человек)

         t – сроки (число дней)

Виды конкретного социологического исследования (КСИ)

Вопрос 6

Основные критерии классификации КСИ

nРазведывательное

nОписательное

nАналитическое

Дополнительные критерии классификации КСИ

nОпрос

nИнтервьюирование

nАнализ документов

nНаблюдение

nЭксперимент

nБиографический метод

nМетод социометрии

 


Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!