ФИМ / ГО и Социология / Методы педагогического исследования. Понятие опытно-поисковой работы. Педагогический эксперимент.
(автор - student, добавлено - 23-12-2012, 01:19)
Методы педагогического исследования. Понятие опытно-поисковой работы. Педагогический эксперимент.
Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем. Методы педагогических исследований можно классифицировать по цели исследования, источникам накопления информации, способам об¬работки и анализа данных. Задача исследователя состоит в том, чтобы не формально применять весь набор известных методов, а для каждого этапа определять свой оптимальный комплекс методов. Важно подчеркнуть, что методы исследования выбираются с учетом специфики задач, поставлен¬ных ученым перед собой, а не путем простого перечисления всех известных методов в педагогике. Важное значение в психолого-педагогических исследованиях имеют деятельностный, личностный, системный подходы. Деятельностный подход требует изучать педа¬гогические процессы в логике целостного рассмотрения всех ос¬новных компонентов деятельности: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов. При таком подходе разрабатывае¬мая система мер приобретает полный, завершенный характер: от цели деятельности до ее конечного результата. Поскольку в педагогических явлениях обязательно взаимо¬действуют личности, то для исследований весьма важен и личностный подход. Методологической основой личностного подхода является учение о роли личности в обще¬стве, о соотношении коллектива и личности, о всестороннем, гармоничном развитии личности, об одновременном рассмотрении личности как объекта и субъекта воспитания. Для методологии педагогических исследований чрезвычайно важное значение имеет интенсивно развивающийся системно-структурный подход.Под системой понимают определенную общность элементов, функ-ционирующую по внутренне ей присущим законам существова¬ния. Системный подход требует рассматривать во взаимосвязи и целостно все возможные формы и методы решения педагогических задач и на основе сравнения возможностей каж¬дого из них избирать оптимальные варианты. Методы пед исследования Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо пе¬дагогического явления, в процессе которого исследователь полу-чает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи наблюдений. Наблюдение проводится обычно по за¬ранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, при¬меняемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюде¬нии. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделе¬нием вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свобод¬ной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придержива-ется заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются от¬крыто. Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопро¬сов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дис¬циплинам и т. д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о до¬стигнутом уровне умений и навыков в той или иной области. ^ Изучение школьной документации (личных дел учащихся, меди¬цинских карт, классных журналов, ученических дневников, про¬токолов собраний, заседаний) вооружает исследователя некото¬рыми объективными данными, характеризующими реально сло¬жившуюся практику организации образовательного процесса. Особую роль в педагогических исследованиях играет экспери¬мент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эф¬фективности. Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моде¬лирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогичес¬ких явлений и процессов. Выделяют следующие этапы эксперимента: теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); методический (разработка методики исследования и его пла¬на, программы, методов обработки полученных результатов); собственно эксперимент — проведение серии опытов (созда¬ние экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опы-том и измерение реакций испытуемых); аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный — создание искус-ственных условий для проверки, например, того или иного мето¬да обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от осталь¬ных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он мо¬жет быть длительным или кратковременным. Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправ¬ленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует нали¬чия для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо превосходно владеть техникой его проведения, нужны особая деликатность, такт, ще¬петильность со стороны исследователя, умение устанавливать кон¬такт с испытуемым. Перечисленные методы еще называют методами эмпирическо¬го познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теорети¬ческому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа ме¬тодов теоретического исследования. ^ Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдель¬ных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизи¬руя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений. ^ Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктив¬ный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу. Педагогический эксперимент Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Эксперимент - это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели. Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу. Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяемых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, проверяется эффективность нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми как в экспериментальном, так и в контрольном классе. Принимая во внимание множество влияющих на эффективность учебно-воспитательного процесса причин, соблюсти это требование на практике очень трудно. Проводимые педагогами эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам - направленности, объектам исследования, месту и времени проведения и т. д. В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают: 1. констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления; 2. проверочный, уточняющий эксперимент , когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 3. созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления. Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются не изолированно, а составляют неразрывную последовательность. Констатирующий эксперимент, называемый иногда также методом срезов, ориентирован обычно на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных или достигнутых параметров. Главная цель - зафиксировать реалии. Они будут исходными для преобразующего эксперимента, в котором обычно ставится цель создать и проверить эффективность новых методов, которые могут, по замыслу экспериментатора, повысить достигнутый уровень. Обычно для достижения устойчивого педагогического эффекта необходимы длительные созидательные усилия; рассчитывать на немедленное улучшение в воспитании и развитии обычно не приходится. По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Такой вид эксперимента избирается в том случае, когда есть основания предполагать, что сущность нововведения необходимо проверять только в реальных условиях и что ход и результаты эксперимента не вызовут нежелательных последствий. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса. Среди модификаций естественного эксперимента выделим параллельный и перекрестный эксперименты. Если нужно проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных надо обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением специальной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследовательские условия. Такой эксперимент называется лабораторным. В педагогических исследованиях он применяется нечасто. Конечно, естественный эксперимент ценнее лабораторного, так как он ближе к реальной действительности. Однако в связи с тем, что здесь берутся естественные факторы во всей их сложности, возможность избирательной и точной проверки роли каждого из них резко ухудшается. Приходится идти на дополнительные затраты и переносить исследование в лабораторию, чтобы влияние неконтролируемых факторов, побочных причин свести к минимуму. Похожие статьи:
|
|