ФЭУ / Экономика предприятий / Направления реформирования пенсионной системы РФ
(автор - student, добавлено - 29-12-2013, 21:11)
Направления реформирования пенсионной системы РФ Стабилизации существующей распределительной системы пенсионного обеспечения можно достичь лишь через поэтапное повышение пенсионного возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот. В современных условиях происходит поэтапный переход к комбинированной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль играют накопительные механизмы финансирования пенсий. Формирование значительных пенсионных накоплений позволит снизить финансовую зависимость пенсионной системы от соотношения численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами и тем самым существенно повысить ее устойчивость перед неблагоприятными демографическими изменениями. В РФ реализуется комбинированная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя: 1) государственное пенсионное страхование как ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и финансируется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения; 2) государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, — за счет средств федерального бюджета; 3) дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, — обязательных страховых взносов. В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы введены накопительные механизмы в систему государственного пенсионного страхования. Программа реформирования предполагает формирование гибкой системы эффективных стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию, в том числе с использованием условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан, при которых более продолжительная работа, и соответственно, сокращение ожидаемого срока пребывания на пенсии позволяют существенно увеличивать для получателя ее ежемесячный размер. Целесообразно осуществить в переходный период централизацию функций учета государственного пенсионного страхования, включая его накопительный элемент, и создаваемых профессиональных пенсионных систем в рамках Пенсионного фонда РФ. В долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному пенсионному страхованию будет формироваться по распределительному и накопительному принципам в равной пропорции. Для обеспечения внедрения условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов граждан на лицевом счете должна аккумулироваться следующая дополнительная информация: 1) сумма страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо на распределительных принципах; 2) сумма страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо и направленных на накопление; 3) сумма начисленного инвестиционного дохода, связанного с инвестированием части страховых взносов, направляемых на накопление; 4) сумма страховых взносов, перечисляемых через Пенсионный фонд РФ в профессиональные пенсионные системы (в переходный период), а также начисленный инвестиционный доход по этим накоплениям. В составе лицевого счета каждого застрахованного лица должны быть открыты следующие субсчета: а) условно-накопительный счет, на котором отражаются взносы, уплаченные работником или за работника работодателем на распределительной основе; б) именной накопительный пенсионный счет, на котором отражаются страховые взносы, идущие на накопление, и регистрируется начисленный инвестиционный доход, связанный с их инвестированием; в) профессиональный пенсионный счет, открываемый для работников, участвующих в обязательных профессиональных пенсионных системах. Размер трудовых пенсий предполагается исчислять только исходя из страховых признаков: - возраста; - страхового стажа; - страховых взносов; - заработной платы (дохода), с которой уплачивались страховые взносы; - а также пенсионных накоплений (пенсионных резервов), отнесенных на именные накопительные счета застрахованных. Исключительно важную роль в развитии негосударственных пенсионных фондов приобретает формирование многоуровневой системы гарантий сохранности пенсионных накоплений. Первый уровень таких гарантий — обязательный резервный фонд негосударственного пенсионного фонда, порядок формирования которого будет установлен нормативными актами. Второй уровень гарантий составляет собственный капитал управляющих компаний, депозитариев и негосударственного пенсионного фонда. Третий уровень гарантий — гарантийный страховой фонд, образуемый как саморегулируемая организация, подлежащий прямому государственному контролю.
|
|