О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФЭУ / Экономика предприятий / Пути формирования социального страхования для России в перспективе

(автор - student, добавлено - 20-08-2013, 20:39)

Пути формирования социального страхования для России в перспективе

Выявлены проблемы действующей системы социального страхования в Российской Федерации с целью определения путей модернизации и механизма формирования  финансовых источников государственного социального страхования  в России.

           Оптимальное функционирование системы социального страхования  зависит от таких факторов, как экономическая ситуация в стране и  формы организации и использования финансовых ресурсов, формируемых для целей  защиты от социальных рисков, то есть эффективности и адекватности  финансового механизма. Обеспечение достойного уровня жизни с необходимостью ставит задачу разработки  и введения в действие государственных социальных стандартов в каждой области социального обеспечения. Система социальной стандартизации должна быть построена таким образом, чтобы автоматически поддерживался уровень жизни населения нормального качества. Новые рыночные условия формирования социальной защиты требуют адекватный финансовый механизм социального страхования.  Одной из главных задач финансового механизма социального страхования (ФМСС) является обеспечение наиболее оптимального распределения фонда денежных средств с учетом имеющихся потребностей в финансировании соответствующих  расходов. Решение данной  задачи начинается  на стадии прогнозирования и планирования. Эти процессы  обеспечивают оптимальную  связь между  нормами финансового законодательства и условиями осуществления финансовой политики.  Страховые фонды имеют цель наиболее полно охватить все рисковые ситуации, сводя к минимуму затраты всех субъектов системы.  Страхование использует механизм перераспределения ущерба  между всеми участниками фонда за счет предварительной уплаты взносов. Однако в процессе совершенствования систем социального  страхования стали использовать  механизм капитализации, которая предусматривает накопление взносов каждого из участников к моменту страховой выплаты. Механизм перераспределения взносов присущ больше страхованию, а капитализация  используется и другими  финансовыми системами. В социальном страховании капитализация используется в сочетании с механизмом распределения. Основная задача предлагаемой модернизации сферы социального страхования  заключается в создании условий для гармонизации страховых механизмов в сфере социального страхования, демографической политики, занятости населения, системы оплаты труда, поскольку эти внешние условия, связанные с экономическим развитием страны, ее финансовых институтов,  лежат вне сферы социального страхования. 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. Система социального страхования органично  встроена в  национальную экономическую систему. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены, а, следовательно, изменения в первой не имеют смысла без реформирования второй. Данное утверждение особенно ярко проявилось в период недавнего социально-экономического мирового  кризиса. Россия в эпоху иррационального изобилия не предпринимала необходимых шагов для реформирования экономической системы. Финансовая система была спасена, но экономика по-прежнему не работает. В таких условиях реформирование отдельных секторов системы социального страхования принимало искаженный характер, требовало антикризисной корректировки, а, следовательно, приводило к совершенно непредсказуемым последствиям.  Неустойчивость мировой финансовой системы ставит новые вопросы к экономике социального страхования – не только как сегодня осуществлять погашение принятых (существовавших ранее) обязательств, но и каким образом, для кого и в каких размерах следует производить дальнейшее накопление необходимых для этого общественных фондов, поэтому,  начиная радикальные преобразования в системе социального страхования, принципиальное значение приобретает целеполагание.  В предложениях по реформированию системы социального страхования в качестве основных целей в течение длительного периода определялось достижение сбалансированности доходов и расходов системы, обеспечение целевого использования средств субъектами системы, создание устойчивой финансовой основы функционирования. Только эти  цели не могут определять главную цель построения эффективной системы социального страхования, которую можно сформулировать как формирование подлинно страхового, правового и экономического  механизма социального страхования граждан Российской Федерации, с помощью  которого должны решаться не задачи устранения крайней степени нуждаемости  застрахованных, а обеспечение уровня жизни, соответствующего социальным стандартам соответствующего этапа развития общества.

 2. Анализ деятельности Фонда социального страхования позволяет сделать вывод о том, что  одной из главных проблем сохранения дефицитности данного фонда является  существование выплат нестрахового характера. Так, например, за счет Фонда социального страхования  осуществляется финансирование таких нестраховых расходов, как: пособий по возмещению стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение; оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; программ по оздоровлению детей; частичного содержания детско-юношеских спортивных школ.  В контексте повышения эффективности управления финансовыми потоками нужно рассмотреть возможность организационного объединения Фонда социального страхования и фондов ОМС в единую структуру социальных внебюджетных фондов. Такое предложение основано на анализе зарубежного опыта, и находиться в русле глобальных тенденций развития социального страхования. 

3. Последнее время  защита от риска безработицы развивалась  в сторону чрезмерной централизации, перехода к системе чистой социальной помощи безработным, свертыванию активных программ содействия занятости и ослаблению роли региональной политики.  Следует отказаться от использования единственного бюджетного источника финансирования этого вида защиты.  Финансирование материальной поддержки безработных и активных программ должно осуществляться из различных, не пересекающихся друг с другом источников. Логичным следующим шагом в этом направлении будет введение института страхования от безработицы.  Страхование от безработицы должно занять одно из ключевых мест в системе социальных амортизаторов рыночной экономики. Практическими шагами по реализации такой системы  является разработки и принятие  Закона о страховании от безработицы и образование Фонда страхования от безработицы.  В основе финансирования системы страхования от безработицы лежат основополагающие принципы социального страхования, что позволит сформировать финансовые ресурсы, необходимые для проведения  государственной политики защиты от безработицы; повысить адресность финансирования активных программ; расширить круг их участников, том числе из числа занятого населения через программы повышения квалификации работающих, расширения их специализации, переобучения работников, намечаемых к высвобождению и т.п. 

4. Проблема  несбалансированности  государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов, которая присуща всей системе социального страхования РФ, во многом определяется наличием  нестраховых выплат и недостаточно высоким уровенем администрирования доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, что  постоянно воспроизводит проблему финансовой неустойчивости системы обязательного социального страхования.  Неблагоприятные демографические тенденции, которые связаны с сокращением доли населения в трудоспособном возрасте, определяют во многом вектор дальнейшего реформирования системы социального страхования с четким определением целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования, соблюдения страховых принципов и разития персонифицированного учета во всей системе обязательного социального страхования, адекватности уровня социальной защиты размерам страховых платежей, устранения дублирования функций и создания условий для достижения финансовой устойчивости фондов социального страхования. Для повышения эффективности администрирования финансовых потоков, аккумулируемых для осуществления  страхования социальных рисков,   следует создать на базе персонифицированного учета, осуществляемого Пенсионным фондом, единую информационную базу по всем видам обязательного социального страхования.


Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ
Copyright 2018. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!