ФЭА / Электроэнергетика / Вопросы по теории электропривода часть 5
(автор - student, добавлено - 3-08-2020, 22:20)
Скачать:
1.Переходные процессы в электроприводе. Переходный режим (определение). 2.Зависимости тока и угловой скорости от времени в процессе пуска. 3.Постоянные времени переходного процесса. 4.Условия (критерии) выбора типа электродвигателя для электропривода: по режиму работы, по категории размещения, по классу, по исполнению. 5.Нагрев и охлаждение электродвигателей. 6.Энергетика электропривода. КПД, потери энергии в электроприводе при различных режимах работы.
1.Переходные процессы в эп. Переходный режим. При пуске и останове ЭД, при его реверсе, изменении задания на скорость в регулироемом ЭП, при приложении к валу ЭД механической нагрузки изменяются параметры ЭП: ток, момент, скорость и другие. При этом привод переходит из одного установившегося режима работы с одними параметрами движения в другой установившийся режим с другими параметрами. Однако этот переход не м.б. мгновенным, т.к. ток в двигателе из-за электромагнитной инерционности его цепей не может изменяться мгновенно, также не может изменяться мгновенно скорость двигателя из-за механической инерционности движущихся масс ЭП. Переходным режимом ЭП называется протекающий во времени процесс перехода от одного установившегося режима работы к другому установившемуся состоянию.
2. Зависимости тока и угловой скорости отвремени в процессе пуска.
3. Постоянные времени переходного процесса. Электромеханической постоянной времени называется время, в течение которого ЭП, обладая моментом инерции J, разгоняется из неподвижного состояния до угловой скорости идеального х.х. под действием неизменного момента, равного моменту к.з. двигателя: . Электромагнитная инерционность, связанная с накоплением энергии электромагнитного поля; эта инерционность оценивается электромагнитной постоянной времени: . Электростатическая инерционность, связанная с накоплением энергии электростатического поля; эта инерционность оценивается постоянной времени: .
4. Условия выбора типа эд для эп: по режиму работы, по категории размещения, по классу, по исполнению. При выборе приводного электродвигателя решается комплекс вопросов: расчет мощности электродвигателя; расчет номинальной скорости вращения (вместе с определением передаточного отношения механической передачи); выбор двигателя в соответствии с режимом его работы по условиям нагрузки; выбор двигателя по условиям пуска; определение необходимой степени защиты оболочки двигателя; выбор конструктивного исполнения на соответствие условиям окружающей среды; выбор системы охлаждения двигателя. По условиям окружающей среды двигатели изготавливают в следующих климатических исполнениях У, УХЛ, Т, М, ОМ (для умеренного, умеренного и холодного, тропического и морского климата). По степени защиты персонала от соприкосновения с токоведущими и движущимися частями и попадания посторонних тел внутрь машины, а также степени защиты от проникновения воды внутрь машины, они выпускаются в следующих исполнениях: 1РОО - открытая электрическая машина, специальная защита отсутствует; 1Р10, 1Р20 - машина, защищенная от прикосновения и попадания посторонних предметов; 1Р11...IP43 - машина, защищенная от капель воды, от прикосновения и попадания посторонних предметов; 1Р44-1Р54 - закрытая машина, защищенная от брызг, прикосновения и попадания посторонних предметов; 1Р55...1Р58 - закрытые машины, защищенные от водяных струй (1Р55) и от проникновения воды внутрь при неограниченно длительном погружении в воду (1Р58). Кроме того, выпускаются машины для работы во взрывоопасной среде и в особых условиях окружающей среды. По способу охлаждения двигатели подразделяют на машины с естественным охлаждением, с самовентиляцией, имеющие вентилятор на валу двигателя (защищенные или закрытые) и с независимой вентиляцией. Для электроприводов, предназначенных для работы в динамических режимах стремятся выбирать двигатель с пониженным моментом инерции ротора. Для таких условий изготавливаются малоинерционные двигатели. Для машин с кривошипно-шатунной кинематикой применяют двигатели с повышенным моментом инерции, Для электроприводов, работающих в повторно-кратковременном режиме и в неблагоприятных условиях эксплуатации, связанных с механическими нагрузками, воздействием повышенной влажности, температуры и прочее, изготавливаются двигатели специального конструктивного исполнения - двигатели краново-металлургических серий. При выборе номинальных параметров электропривода возникает задача выбора величины передаточного коэффициента редуктора (или другой передачи), соединяющего вал электродвигателя с рабочим органом машины. Синхронные и асинхронные двигатели выпускаются с высокими скоростями вращения, в то время как скорость рабочего органа, как правило, требуется значительно ниже. Для снижения скорости и соответствующего повышения момента на валу рабочего органа необходимо использование понижающей передачи (редуктора).
5. Нагрев и охлаждение электродвигателей. Выделение потерь ДР в объеме двигателя вызывает его нагрев. Проведем упрощенный анализ процессов нагрева и охлаждения. Примем допущение, что двигатель в тепловом отношении представляет собой однородное твердое тело, характеризующееся: - теплоемкостью С Дж/гр, которая показывает сколько тепловой энергии необходимо, чтобы повысить температуру двигателя на 1 градус; - коэффициентом теплоотдачи А Дж/гр.с, показывающим сколько тепла отдает двигатель окружающей среде за 1 сек при превышении температуры двигателя над температурой окружающей среды в 1 градус. Уравнение теплового баланса будет , (1) где - превышение температуры двигателя над температурой окружающей среды. Первый член уравнения (1) характеризует потери в двигателе, которые преобразуются в тепло, второй член - количество тепла, идущее на нагрев двигателя, третий - количество тепла, которое двигатель отдает окружающей среде. В первое время после включения двигателя, когда его температура еще мало отличается от температуры окружающей среды (=0), отдача тепла в окружающую среду отсутствует и третий член уравнения (1) равен нулю. По мере нагрева двигателя все большая часть выделяемого в двигателе тепла передается в окружающую среду и, когда достигается равновесие между количеством выделяемого тепла и отдаваемого в окружающую среду, температура двигателя становится постоянной - установившейся. Преобразовав уравнения (П. И) к нормальному виду при условии =const , получим . Решение этого уравнения будет (2) Обычно принимают температуру окружающей среды, равной начальной температуре перегрева. Тогда (3) В полученных выражениях: - установившееся значение температуры, которое зависит от величины потерь в двигателе, т.е. от его нагрузки; - постоянная времени нагрева двигателя. Переходная характеристика нагрева двигателя приведена на рис.11.2 (РИС. 42). Она носит экспоненциальный характер. За время, равное двигатель нагреется до температуры 0,63. При охлаждении характер изменения температуры во времени также описывается уравнением (2). Если двигатель отключается и будет остывать до температуры окружающей среды (рис. 11.2), то . Следует иметь в виду, что для самовентилируемых двигателей коэффициент теплоотдачи А существенно зависит от скорости, поэтому охлаждаются такие двигатели намного медленнее, чем они нагреваются. Постоянная времени нагрева при охлаждении больше, чем при нагревании . Исходя из особенностей режимов нагрева и охлаждения двигателей различают 8 режимов работы, основными из которых являются: продолжительный S1, кратковременный S2 и повторно-кратковременный S3. 1. Продолжительный режим (S1)
- режим работы ЭД при неизменной нагрузке такой продолжительности, при которой
превышение температуры ЭД достигает установившегося значения. Графики
изменения мощности на 2. Кратковременный режим (S2) - это режим, в котором периоды нагрузки чередуются с периодами отключения двигателя. При этом за время работы двигателя, превышение температуры не достигает установившегося значения, а при отключении все части ЭД охлаждаются до температуры окружающей среды. Режим характеризуется мощностью (моментом) и временем включения . Стандартная продолжительность рабочего периода составляет 10, 30, 60, 90мин. Рис. 11.4, б(РИС. 43) 3. Повторно-кратковременный режим (S3) - это режим, при котором кратковременные периоды нагрузки чередуются с периодами отключения двигателя, причем за время работы превышение температуры двигателя не достигает установившегося значения, а при отключении двигатель не успевает остыть до температуры окружающей среды (рис.11.4,в). Режим S3 характеризуется нагрузкой и продолжительностью включения ПВ. Стандартные значения ПВ, на которые рассчитываются и выпускаются ЭД, предназначенные для работы в режиме S3, составляют 15, 25, 40 и 60%. Максимальная продолжительность цикла не должна превышать 10 мин. Номинальные режимы S4...S8 введены для того, чтобы упростить задачу выбора ЭД, работающих в этих режимах. Здесь ограничимся лишь упоминанием этих режимов: повторно-кратковременный режим работы с частыми пусками -S4; повторно-кратковременный режим работы с частыми пусками и электрическим торможением - S5; перемежающий режим работы - S6, когда после периода работы ЭД не отключается, а продолжает работать вхолостую; перемежающий режим работы с частыми реверсами - S7; перемежающий режим работы с двумя и более скоростями - S8.
6. Энергетика эп. КПД, потери энергии в эп при различных режимах работы. Энергетика ЭП. Основное назначение электропривода - преобразовывать электрическую энергию в механическую и управлять этим процессом. В связи с этим энергетические показатели и характеристики электропривода имеют первостепенное значение, тем более, что ЭП потребляет около 60-65% электроэнергии, производимой в стране.
КПД Любой процесс передачи и преобразования энергии сопровождается ее потерями, т.е. входная мощность Рвч всегда больше выходной Рвых на величину потерь , и очень важно, сколь велики эти потери. Энергетическую эффективность процесса в данный момент обычно оценивают посредством коэф-та полезного действия (КПД), определяемого как Важными энергет-ми характеристиками изделия - двигателя, преобразователя, редуктора или ЭП в целом - служит номинальный КПД
Потери в установившихся режимах. Потери в электрических машинах детально изучаются в соответствующих курсах. Основные составляющие потерь в машине: потери в обмотках (потери в меди), потери в магнитопроводе (потери в стали), потери в трущихся частях (потери механические). Для нерегулируемого электропривода первую составляющую, пропорциональную, относят к переменным потерям, поскольку IM, a последний определяется моментом сопротивления, т.е. зависит от технологического процесса. Две другие составляющие относят условно к постоянным потерям, т.к. потери в магнитопроводе определяются практически неизменными амплитудой и частотой магнитной индукции, а механические потери - практически неизменной скоростью. Таким образом, для нерегулируемого электропривода в первом приближении можно считать , где К – постоянные потери. Более детальное качественное представление о потерях дает рис. 37.1(РИС. 44) - диаграмма потерь при передаче энергии от электрического источника к вращающейся нагрузке . На диаграмме указана также электромагнитная мощность - мощность в воздушном зазоре машины. В регулируемом по скорости электроприводе энергетическая эффективность определяется главным образом выбранным способом регулирования, в связи с чем все способы можно разделить на две большие группы в зависимости от того, изменяется или нет в процессе регулирования. К первой группе= const относятся все виды реостатного регулирования, а также регулирование асинхронного двигателя с к.з. ротором изменением напряжения при неизменной частоте. К второй группе относятся все «безреостатные» способы регулирования в ЭП постоянного тока - изменением напряжения и магнитного потока и частотное регулирование в ЭП переменного тока.
|
|