ФЭА / Электроэнергетика / Вопросы по МЕХАНИКЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДА
(автор - student, добавлено - 3-08-2020, 22:16)
Скачать:
1. Общие вопросы, механики ЭП. 2. Основные звенья кинетической цепи ЭП. 3. Классификация технологических процессов. 4. Основное уравнение движения ЭП для вращательного и возвратно-поступательного движения. 5. Механическая и электромеханическая характеристика. 6. Абсолютная и относительная жесткость. 7. Относительные единицы. 8. Требования к регулируемому электроприводу: диапазон, зонность, плавность, экономичность, качество регулирования, устойчивость при регулировании. 9. Регулирование при постоянстве момента и мощности.
1. Общие положения механики электропривода Задача раздела — определение параметров и характеристик механического движения подвижной части электропривода, в которую входят осуществляющая движение часть электродвигательного устройства, передаточное устройство и исполнительный орган рабочей машины. Последний по определению не входит в состав электропривода, но при изучении законов движения не может рассматриваться обособленно, так как формирование необходимого закона движения исполнительного органа является основной задачей электропривода, а параметры, характеризующие режим работы исполнительного органа, существенно влияют на движение всей системы в целом. Параметры механического вращательного движения: момент (момент силы) М, Нм; угол (угловое перемещение) j, рад; угловая скорость dj/dt= w, рад/с; угловое ускорение dw/dt = d2j/dt2 = e, рад/с2. Параметры механического поступательного движения: сила F, Н; путь (линейное перемещение) х, м; линейная скорость dx/dt = v, м/с; линейное ускорение dv/dt = d2x/dt2 = а, м/с2. В ряде случаев для характеристики движения используется понятие рывка de/dt = r, рад/с3, и соответственно da/dt = r, м/с3. Элементы ЭП, в которых может запасаться энергия, хар-ся в зависимости от вида энергии. Инерционные элементы запасают кинетическую энергию и характеризуются при вращательном движении моментом инерции J, кг×ма; при поступательном движении — массой т, кг, упругие элементы, деформация которых подчиняется закону Гука, запасают потенциальную энергию и характеризуются коэффициентом жесткости при кручении сКР, Н-м/рад, коэффициентом жесткости при растяжении или сжатии сЛ, Н/м. Иногда при расчетах используется понятие податливости валопровода 1/скр = екр или податливости линейного элемента 1/сл = ел. ЭП, в котором может осуществляться движение в обоих возможных направлениях, называется реверсивным, а изменение направления движения — реверсом ЭП. В зависимости от направления потока мощности различаются следующие режимы работы ЭП двигательный, когда механическая энергия направлена от электродвигательного устройства к исполнительному органу рабочей машины, и тормозной (генераторный), соответствующий обратному направлению механической энергии. Граничными режимами при переходе от двигательного к тормозному (или от тормозного к двигательному) являются, режим идеального х.х., когда ЭП движется с определенной скоростью, но при этом электромагнитный момент вращательного электродвигательного устройства равен нулю, и режим К.З., когда скорость ЭП равна нулю (ЭП неподвижен), а момент (соответственно сила) электродвигательного устройства не равен нулю. Для обоих граничных режимов — XX и КЗ — механическая мощность (Р = Мw или Р = Fv) равна нулю. Моменты (силы), приложенные к отдельным частям ЭП, могут быть движущими, если они действуют в направлении движения, либо тормозящими, если они действуют в противоположном направлении. Для определения знаков параметров, характеризующих движение ЭП, используется следующее правило: одно из направлении движения принимается за положительное, тем самым одновременно определяются знаки скорости и ускорения; для моментов электродвигательного устройства положительное направление действия совпадает с положительным направлением движения, для моментов (соответственно сил) исполнительного органа рабочей машины, рассматриваемых как моменты (силы) сопротивления, положительным считается направление, встречное направлению движения. Моменты исполнительного органа рабочей машины принято разделять на активные и реактивные.Активные моменты обусловлены воздействием на исполнительный орган внешних сил. Эти моменты не зависят от направления движения и, как правило, не зависят от скорости (рис. 2.1, а)(РИС 1.). Реактивные моменты возникают как реакция при движении исполнительного органа — это моменты (силы) вязкого трения первого или второго рода (соответственно зависимости 1 и 2 на рис. 2.1, б) или сухого трения (зависимость 3). В последнем случае при изменении направления движения реактивный момент (сила) сухого трения скачком изменяет свой знак. 2. ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ КИНЕТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ЭП. Обычно двигатель приводит в действие производственный механизм через систему передач, отдельные элементы которой движутся с различными скоростями. Примерная кинематическая схема ЭП с вращательным движением исполнительного механизма представлена на рис. 2.1 (РИС 2). Часто в рабочих механизмах один из элементов совершает вращательное движение, другие — поступательное, например в таких машинах, как подъемник (рис. 2.2)(РИС. 2), кран, строгальный станок и т. п. Механическая часть ЭП может представлять собой сложную кинематическую цепь с большим числом движущихся элементов. Каждый из элементов реальной кинематической цепи обладает упругостью, т. е. деформируется под нагрузкой, а в соединениях элементов имеются воздушные зазоры. Если учитывать эти факторы, то расчетная схема механической части привода будет представлена многомассовой механической системой с упругими связями и зазорами, расчет динамики которой составляет большие трудности и возможен только посредством ЭВМ. Однако основные закономерности движения таких систем определяются наибольшими массами и зазорами и наименьшими жесткостями связей системы, что позволяет свести расчетную схему механической части привода либо к трехмассовой, либо к двухмассовой механической системе с эквивалентными упругими связями и с суммарным зазором, приведенным к угловой скорости вала двигателя. Но и эти расчетные схемы используются в тех ответственных случаях, где пренебрежение упругостью и зазором приведет к большим ошибкам расчета (точные следящие системы радиотелескопов и металлорежущих станков; механизмы с гибкими связями, длинными валами, канатами; резкие изменения состояния системы и т. п.).
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. В системе промышленного пр-ва м выделить 3 класса тех-ких процессов: 1) добыча сырья, включая добычу твердых, жидких или газообразных полезных веществ, заготовку сырья лесопром-ти и с/х комплексами; 2) переработка сырья в полуфабрикаты, изменение состояния или хим-го состава вещества; 3) технологии изменения формы и состава вещества для получения готового товарного продукта. Во всех технологических процессах участвуют транспортные и подъемно-транспортные системы, обеспечивающие единство и непрерывность технологического процесса. В каждом классе технологических процессов имеются подклассы, отражающие особенности сырья и способы его добычи, переработки и изготовления из него готового продукта. Разнообразные производства разделяются по виду готовой продукции. Базовыми производствами являются: агропромышленное, добычи полезных ископаемых, лесоперерабатывающее, металлургическое, машиностроительное, бумажное и полиграфическое, текстильное, химическое, пищевое. В структуре технологического процесса производства готового продукта можно выделить 3 части: 1) подготовку исходного сырья в вид, удобный для изготовления готового продукта; 2) изготовление готового продукта; 3) обработку и упаковку готового продукта для отправки его потребителю.
4.Основное уравнение движения эп для вращательного и возвратно-поступательного движения В механическом движении участвуют подвижная часть ЭД (ротор или якорь), элементы механического передаточного устройства и исполнительный орган. Совокупность этих элементов называют механической частью ЭП. Движение любого элемента механической части ЭП (или исполнительного органа рабочей машины) подчиняется законам механики. Поступательное и вращательное движения описываются соответственно следующими уравнениями: åF=mv/dt+vdm/dt (1) åМ = J dw /dt + w dJ /dt (2) где åF и åМ - соответственно совокупность сил и моментов, действующих на элемент; т и J - соответственно масса и момент инерции элемента; t - время, w и v - соответственно угловая и линейная скорости движения элемента. Уравнения движения по своему характеру яв-ся дифференциальными, поскольку содержат производные скорости, массы и момента инерции. В большинстве случаев масса и момент инерции элементов при движении не изменяются, их производные оказ-ся равными нулю и уравнения (1) и (2) упрощаются: åF=mdv/dt=ma (3) åM=Jdw/dt=Je (4) где a=dv/dt и e=dw/dt- соответственно ускорения при поступательном и вращательном движениях. Уравнения (3) и (4) отражают известный закон механики: ускорение движения механического элемента (тела) пропорционально алгебраической сумме действующих на него сил (моментов) и обратно пропорционально его массе (моменту инерции). Если åf=o; åm=o, (5) то dv/dt = dw/dt = 0 и элемент движется с постоянной скоростью или находится в состоянии покоя. Другими словами, элемент будет двигаться с неизменной скоростью (или будет неподвижным), если сумма сил или моментов, к нему приложенных, будет равна нулю. Такое движение называют установившимся. При åF > 0 или åМ > 0 элемент будет двигаться с ускорением, а при åF < 0 или åм < 0 - с замедлением. Условия (5) используются для определения параметров установившегося механического движения. Уравнение движения ЭП. Переходным режимом ЭП называют режим работы при переходе от одного установившегося состояния к другому, когда изменяются скорость, момент, и ток. Причинами возникновения переходных режимов в ЭП является либо изменение нагрузки, связанное с производственным процессом, либо воздействие на электропривод при управлении им, т. е. пуск, торможение, изменение направления вращения и т. п. Переходные режимы в ЭП могут возникнуть также в результате аварий или нарушения нормальных условий электроснабжения. Уравнение движения ЭП должно учитывать все силы и моменты, действующие в переходных режимах. При поступательном движении движущая сила F всегда уравновешивается силой сопрот-я машины Fс и инерционной силой m dv/dt , возникающей при изменениях скорости. Если масса тела т выражена в килограммах, а скорость v — в метрах в секунду, то сила инерции, как и другие силы, действующие в рабочей машине, измеряются в ньютонах (кг-м-с‾2). В соответствии с изложенным уравнение равновесия сил при поступательном движении записывается так: F-Fc=m dv/dt(1) Аналогично уравнение равновесия моментов, Н*м, для вращательного движения (уравнение движения привода) имеет следующий вид: M-Mc=J dw/dt(2) Уравнение (2) показывает, что развиваемый двигателем вращающий момент М уравновешивается моментом сопротивления Мс на его валу и инерционным или динамическим моментом J dw/dt. В (1) и (2) принято, что масса тела т и соответственно момент инерции привода J являются постоянными, что справедливо для значительного числа производственных механизмов. Из анализа (2) видно:1) при М > Mc dw/dt<i>> 0, т. е. имеет место ускорение привода;2) при М < Mc dw/dt < 0, т. е. имеет место замедление привода (очевидно, что замедление привода может быть и при отрицательном значении момента двигателя);3)при М = Мc dw/dt = 0; в данном случае привод работает в установившемся режиме. Вращающий момент, развиваемый двигателем при работе, принимается положительным, если он направлен в сторону движения привода. Если он направлен в сторону обратную движению, то он считается отрицательным. Отметим, что знак минус перед Мc указывает на тормозящее действие момента сопр-я, что отвечает усилию резания, потерям трения, подъему груза, сжатию пружины и т. п. при полож-м знаке скорости. При спуске груза, раскручивании или разжатии пружины и т. п. перед Мc ставится знак плюс, поскольку в этих случаях момент сопротивления помогает вращению привода. Инерционный (динамический) момент проявляется только во время переходных режимов, когда изменяется скорость привода. При ускорении привода этот момент направлен против движения, а при торможении он поддерживает движение. Инерционный момент определяется алгебраической суммой моментов двигателя и момента сопротивления. При учете сказанного о знаках моментов формула (2) соответствует работе двигателя в двигательном режиме при реактивном моменте сопротивления (или при потенциальном тормозящем моменте сопротивления). В общем виде уравнение движения привода может быть записано следующим образом: ±M±Mc =J dw/dt(2.а) Выбор знаков перед значениями моментов в (2.а) зависит от режима работы двигателя и характера моментов сопротивления.
5. Механическая характеристика Механической характеристикой двигателя называется зависимость его скорости от развиваемого момента w(М) (для вращательного движения) или усилия v(F) (для поступательного движения). Различают естественную и искусственную хар-ки двигателей. Естественная характеристика двигателя соответствует основной схеме его включения и номинальным параметрам питающего напряжения. Естественные механические хар-ки двигателей вращательного движения приведены на рис. 2 (РИС 3) (1...4 - соответственно синхронного, постоянного тока с независимым возбуждением, асинхронного и постоянного тока с последовательным возбуждением). На естественной хар-ке располагается точка номинального режима работы двигателя с координатами wном, Мном. Если включение двигателя происходит не по основной схеме, или в его электрические цепи включены какие-либо дополнительные электротехнические элементы (резисторы, реакторы, конденсаторы), или двигатель питается напряжением с неноминальными параметрами, то его хар-ки будут наз-ся искусственными. Таких характеристик у двигателя может быть сколь угодно много. Поскольку эти характеристики получают с целью регулирования переменных двигателя - тока, момента, скорости, положения, то они иногда называются регулировочными. Искусственные характеристики двигателя и способы их получения подробно рассматриваются далее. 6. Абсолютная и относительная жесткость. Это относится почти ко всем обычным ЭД, применяемым в промышленности, - т.е. к ДПТ независимого, последовательного и смешанного возбуждения, а также к асинхронным бесколлекторным и коллекторным двигателям переменного тока. Однако степень изменения скорости с изменением момента у разных двигателей различна и характеризуется так называемой жесткостью их механических характеристик. Жесткость механической хар а к-ки ЭП - это отношение разности электромагнитных моментов, развиваемых электродвигательным устройством, к соответствующей разности угловых скоростей ЭП, т. е. β=(М2-М1)/(ω2-ω1)=∆М/∆ω. Обычно на рабочих участках мех-кие харак-ки дв-лей имеют отрицат-ную жесткость β<0. Линейные мех-кие харак-ки обладают постоянной жесткостью. В случае нелинейных характеристик их жесткость не постоянна и определяется в каждой точке как производная момента по угловой скорости β = дМ/дω. Понятие жесткости может быть применено и к мех-ким харак-кам производственных механизмов. Эти харак-ки можно оценивать жесткостью βc = дМс/дω. 7. Относительные единицы. Использование относительных единиц в теории и расчетах ЭП позволяет упростить форму записи уравнений, избавив их от постоянных коэффициентов, облегчить численные расчеты с уменьшением вероятности ошибок, контролируя порядок значений. При этом появляется возможность сопоставить результаты исследования однотипных электродвигателей ЭП различной мощности, обобщить результаты исследования, вывести критериальные зависимости для исследуемых режимов. Выбор базовых значений физических величин производится обычно в зависимости от условий конкретно решаемой задачи. Базовые величины могут быть разделены на независимые и зависимые. К независимым базовым величинам относятся значения тех переменных, которыми исследователь задается произвольно. Значения зависимых базовых величин определяются физическими законами связи их с независимыми базовыми значениями, В задачах ЭП в качестве независимых базовых статорных величин электрических машин принимаются такие их значения, которые в ном режиме обеспечили бы единичные значения этих величин: Uб =√2 UНОМ; Iб =√2 IНОМ — амплитуды номинальных фазных значений напряжения и тока; wб = 2×p×fНОМ - синхронная электрическая угловая скорость машины. Зависимые базовые значения определяются из следующих соотношений: полная номинальная мощность машин переменного тока, потребляемая двигателем из сети, Рб = 3UНОМIНОМ = 3UбIб / 2 ; базовое потокосцепление ψб = Uб / ωб ; за базовое значение момента принимается номинальный электромагнитный момент двигателя Мб = р Рб/ ωб = 3рψб Iб /2 , где р — число пар полюсов двигателя; базовое сопротивление Zб = Uб / Iб ; базовая индуктивность Lб = ψб / Iб = Zб / ωб ; базовое время tб = 1/ωб - время поворота ротора на электрический угол 1 рад. При таких базовых значениях относительные значения момента инерции двигателей определяются как. Базовые значения для вторичных контуров машин переменного тока выбираются, исходя из принципа инвариантности базовых мощностей контуров, а также равенства магнитных полей в зазоре машины, индуктируемых базовыми токами ротора и статора в симметричном трехфазном режиме. При этом взаимные индуктивности любой пары неподвижных относительно друг друга контуров машины одни и те же, а при принятом выше значении базового времени будем иметь равенство индуктивностей и индуктивных сопротивлений, выраженных в относительных единицах. Такая система относительных единиц для синхронных машин, например, известна под названием системы единиц Xad. За базовый ток любого роторного контура принимается такой ток, при котором магнитное поле от него наводит в обмотке статора при синхронной угловой скорости ротора ЭДС I2бXad = I1Xad , где I1Xad — ЭДС, наведенная в обмотке статора полем реакции якоря. Для определения базового тока обмотки возбуждения используется линейная часть кривой намагничивания (рис. 3.26), из которой If б = If1Xad* , где If1 - ток возбуждения, соответствующий номинальной ЭДС статорного контура. Тогда, исходя из принципа инвариантности базовых мощностей определяется Ufб = 3U1бI1б / 2Ifб ; Zfб = Ufб / Ifб ; Ψfб = Ufб / ω0 ; Lfб = ψfб / Ifб. Такой же принцип в задачах электропривода положен и в основу выбора относительных единиц контура возбуждения. Здесь Ifб = Iном ; Pfб = Pб (базовая мощность машины). 8. Требования к регулируемому ЭП Для количественной оценки и сопоставления различных способов регулирования скорости используются следующие показатели: Диапазон регулирования скорости, определяемый отношением максимальной скорости к минимальной, т. е. D=wmax/wmin В соответствие же с рис. 3.1 (РИС. 5) диапазон регулированиябудет определяться отношением wном/wи при заданном моменте нагрузки Мс. Стабильность скорости,характеризуемая изменением скорости при возможных колебаниях момента нагрузки на валу двигателя и определяемая жесткостью его мех-ких хар-тик. Чем она больше, тем стабильнее скорость при изменениях момента нагрузки, и наоборот. В рассматриваемом примере большая стабильность обеспечивается при искус-ной хар-ке3. Плавность регулирования скорости, определяемая перепадом скорости при переходе с одной искус-ной хар-ки на другую. Чем больше в заданном диапазоне регул-ния скорости м.б. получено искусственных хар-к, тем плавнее будет происходить регулирование скорости. Направление регулирования скорости.(Зонность) В зависимости от способа воздействия на двигатель и вида получаемых искусственных характеристик его скорость может увеличиваться или уменьшаться по сравнению с работой на естественной характеристике при данном моменте нагрузки. В первом случае говорят о регулировании скорости вверх от основной характеристики, во втором - вниз. Допустимая нагрузка двигателя. Электрический двигатель рассчитывается и проектируется таким образом, чтобы работая на естественной характеристике с номинальными скоростью, током, моментом и мощностью, он не нагревался выше определенной температуры, на которую рассчитана его изоляция. В этом случае срок его службы является нормативным и составляет обычно 15…20 лет. Поскольку потери энергии при нагреве двигателя пропорциональны квадрату тока, нормативный нагрев будет иметь место при протекание номинального тока в нем. При этом нагрев определяется также и условиями охлаждениядвигателя. При регулировании скорости двигатель работает уже на искусственных хар-ках, т. е. При отличных от паспортных условиях. Поэтому для сохранения его нормативного нагрева и тем самым расчетногосрока службы нагрузка двигателя м.б. только такой, при которой в нем протекает ток не выше номинального. Именно такая нагрузка и называется допустимой. Все способы регулирования скорости делятся по этому признаку на две группы, для одной из которых характерна допустимая нагрузка, равная номинальному моменту, а для другой - равная номинальной мощности двигателя. При правильном выборе способа регулирования скорости двигатель полностью используется в соответствии со своими возможностями во всем диапазоне ее изменения. Экономичность регулирования скорости. Получение одних и тех же показателей можно обеспечить с помощью различных ЭП и способов регулирования их скорости. Для выбора наиболее рационального вида регулируемого ЭП используются различные технико-экон-кие показатели - капитальные затраты на его реализацию, эксплуатационные расходы, срок окупаемости, надежность, удобство и простота в эксплуатации, серийность и унификация средств управления и др. Оценка или сопоставление экономических показателей проводится при выборе возможных способов регулирования скорости данного ЭП. В результате анализа всех возможных вариантов выявляется экономически обоснованное решение. Обычно сопоставление вариантов регулируемого ЭП производится по капитальным затратам и эксплуатационным расходам с учетом срока окупаемости. Если капитальные затраты на реализацию ЭП окупаются за счет сокращения расходов при его эксплуатации за заданный срок, то такое техническое решение считается экономически обоснованным. С этой же целью могут использоваться и другие технико-экономические показатели. Качество регулирования. В понятие «качество « входит некоторая определенным образом организованная и согласованная с пользователем совокупность показателей, дополненная такими общетехническими показателями, как надежность, ремонтопригодность, помехозащищенность, взаимодействие с сетью и т.п. Устойчивость или стабильность скорости при изменении нагрузки определяется жесткостью мех-кой регулировочной хар-ки. При колебаниях нагрузки будет иметь место статическое падение скорости , значение которой тем выше, чем меньше жесткость хар-ки.
9. Регулирование при постоянстве момента и мощности. Допустимая нагрузка двигателя при регулировании скорости в длительном режиме зависит от способа регулирования и определяется допустимым по условиям нагрева моментом. В этом отношении у ЭП возможны две регулировочные характеристики: регулирование при постоянном моменте М=const и регулирование при постоянной мощности Р=const (РИС. 6). Поясним смысл, заключающийся в этих определениях, на примере двигателя постоянного тока параллельного возбуждения. Примем, что двигатель имеет принудительную вентиляцию и его охлаждение не зависит от скорости. Тогда, по условиям допустимого нагрева, двигатель может длительно работать с током нагрузки, равным номинальному, при любой скорости. Если регулирование скорости происходит при постоянном магнитном потоке, равном номинальному, то двигатель может работать с постоянным моментом, равным номинальному . Мощность на валу двигателя при этом будет изменяться пропорционально скорости .
|
|