О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФИМ / ГО и Социология / Семинар 5 по культурологии

(автор - student, добавлено - 1-12-2012, 22:36)
Семинар №5.
План:
1. культура античной Греции
2. культура Рима
3. понятие средних веков. Христианское сознание как основа средневекового менталитета
4. правовая, хозяйственная, научная, художественная культура в средневековье

1. культура древней Греции.
Самобытная и многогранная раннегреческая культура сформировалась в 3000-1200 гг. Различные факторы ускоряли ее движение. Например, завершившийся этногенез греческого народа укреплял внутренние связи всего грекоязычного мира, несмотря на нередкие локальные столкновения.
Созидательная деятельность греков эпохи бронзы основывалась на выработке ими большого запаса экспериментальных знаний. Должно прежде всего отметить уровень и объем технологических знаний, позволивших населению Эллады широко развить специализированное ремесленное производство. Металлургия включало не только высокотемпературную (до 1083°С) плавку меди. Литейщики работали также с оловом, свинцом, серебром и золотом, редкое самородное железо шло на ювелирные изделия. Создание сплавов не ограничилось бронзой, уже в XVII-XVI вв. греки изготавливали электр и хорошо знали прием золочения бронзовых изделий. Из бронзы отливали орудия труда, оружие и бытовые предметы. Все эти изделия отличались рациональностью формы и качеством исполнения.
Гончарные изделия также свидетельствуют о свободном владении сложными термическими процессами, проводившимися в печах различной конструкции. Применение гончарного круга, известного еще с XXIII в., способствовало созданию и иных механизмов, приводимых в движение силой человека или тягловых животных. Так, колесный транспорт уже в начале II тыс. состоял из боевых колесниц и обычных повозок. Принцип вращения, издавна использовавшийся в прядении, применяли в станках для изготовления канатов. При обработки дерева применялись токарно-сверлильные приспособления. Достижения инженерной мысли ахеян ясно иллюстрируют созданные в XVI-XII вв. водопроводы и закрытые водосборники. Особенно показательны знание гидравлики точность расчетов, произведенных при сооружении потайных систем водоснабжения в крепостях Микен, Тиринфа и Афин около 1250-х годов.
Накопление технологических знаний и прогресс мастерства широкого круга рядовых работников как в сельском хозяйстве, так и в специализированных и домашних ремеслах были основой интенсивного экономического развития страны.
Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. поражают масштабами. Однако характерно, что общий план критских дворцов был как лишь монументальным повторением плана усадьбы зажиточного земледельца.
Иной уровень архитектурной мысли являют более поздние дворцы материковых царей. В основе их лежит центральное ядро - мегарон, также повторяющего традиционный план рядового жилища. Он состоял из передней (продомоса), главного зала (домоса) с парадным очагом и задней комнаты. Многие акрополи были защищены мощными каменными стенами киклопической кладки толщиной в среднем 5-8 м. Не менее впечатляет мастерство архитекторов, создававших монументальные ульевидные царские гробницы, фолосы.
Мастерство ахейских зодчих дополнялось достижениями других видов искусства. Назовем высокохудожественный полихромный и рельефный декор внешних и внутренних стен крупных зданий. Широко применялись колонны и полуколонны, резьба по камню и мрамору, росписи стен сложнейшими композициями.
На протяжении XX-XII вв. быстро развивалось искусство вазовой росписи. Уже в начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический орнамент критян был дополнен мотивом спирали, блестяще разработанным кикладскими мастерами еще в предшествующем веке. В дальнейшем, в XIX-XV вв., во всех областях страны вазописцы обратились и к натуралистическим мотивам, воспроизводя растения, животных и морскую фауну. Должно отметить, что в некоторых районах сложились яркие локальные художественные традиции, четко характеризующие вазопись каждого центра.
Широта художественных запросов общества проявилось в пристальном внимании искусства к человеку и его деятельности. Блестящим примером являются многоцветные росписи в домах гора Жан Акротии, исполненные несколькими мастерами. Особенно важна передача идеи
движения, что принципиально отличает культуру Эллады в XXX-XII вв. от традиций одновременных ей других древних культур. Высокое профессиональное мастерство позволяло художникам в условиях ломки общественного мировоззрения быстро отойти от древних канонов условности и орнаментальности. И если в искусстве III тыс. пока известны немногие памятники, говорящие о тяге художников к естественности, то в XX-XII вв. творения многих художников отличаются умением гармонично сочетать чувство живой природы с требованиями декоративного стиля. Особенно примечательно внимания искусства к внутреннему миру человека и стремление изобразить индивидуальные черты изображаемых персонажей. При этом художники не забывали о передаче физического облика человека, воспроизводя обнаженные фигуры в живописи, скульптуре, торевтике и глиптике. Примечательно, что даже в рядовых памятниках искусства можно заметить уважение к человеку.
Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. К середине II тыс. эпическая традиция греков усложнилась, в обществе появились профессиональные поэты-сказатели, аэды. В их творчестве уже в XVII-XII вв. заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях. Это направление свидетельствовало об интересе эллинов к своей истории, сумевших и позднее в устной форме сохранить свою богатую легендарную традицию на протяжении почти тысячи лет до того, как она была записана в IX-VIII вв.
В XIV-XIII вв. эпическая литература сложилась в особый вид искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, стихотворным размером-гекзаметром, обширным за пасом постоянных характерных эпитетов, сравнений и описательных формул. Устная передача немало способствовала строго объективному отбору произведений, которые народ удержал в своей памяти.
Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея" - выдающиеся памятники мировой литературы. Обе поэмы относятся к кругу исторических повествований о походе ахейских войск после 1240г. до н.э. на Троянское царство.
Следует отметить, что обе поэмы показывают удивительное созвучие эпоса пластическому творчеству Греции XVIII-XII вв. Их объединяет сила и жизненность образов, богатство воображения и свободолюбие. Высокое литературное искусство ахеян, выдвинув шее на первый план человека и его роль в своей судьбе, не смотря на предопределение богов, является драгоценным вкладом ранней Греции в мировую культуру.
Помимо художественной литературы, в устной традиции греков изучаемого времени хранилось также огромное количество исторических, генеалогических и мифологических преданий. Они были широко известны в устной передаче вплоть до VII-VI вв., когда их включила распространявшаяся тогда письменная литера тура.
Письменность в греческой культуре XXII-XII вв. играла ограниченную роль. Как и многие народы мира, жители Эллады прежде всего стали делать рисуночные записи, известные уже во второй половине III тыс. Каждый знак этого пиктографического письма обозначал целое понятие. Критяне некоторые знаки, правда немногие, создали под влиянием египетского иерографического письма, возникшего еще в IV тыс. Постепенно формы знаков упрощались, а часть стала обозначать только слоги.
Такое слоговое (линейное) письмо, сложившееся уже к 1700 г., называется письмом А, которое до сих пор остается разгаданным.
После 1500 г. в Элладе была выработана более удобная форма письменности - слоговое письмо В. Оно включало около половины знаков слогового письма А, несколько десятков новых знаков, а также некоторые знаки древнейшего рисуночного письма. Система счета, как и раньше, основывалась на десятичном счислении. Записи слоговым письмом велись по-прежнему слева направо, однако правила письменности стали более строгими: слова, разделенные специальным знаком или пространством, писали по горизонтальным линиям, отдельные тексты снабжали заголовками и подзаголовками. Тексты чертили на глиняных табличках, выцарапывали на камне, писали кистью или краской или чернилами на сосудах.
Ахейское письмо было доступно лишь образованным специалистам. Его знали служители в царских дворцах и какой-то слой имущих горожан.
Религия ранней Греции играла большую роль в динамике общественной мысли эллинов.
Первоначально греческая религия, как и всякая другая примитивная религия, отражает лишь слабость человека перед лицом тех "сил", которые в природе, позднее в обществе и в собственном сознании, мешают, как ему кажется, его действиям и представляют угрозу для его существования, тем более страшную, что он плохо понимает, откуда она исходит. Первобытного человека интересует не природа в той мере, в какой она вторгается в его жизнь и определяет ее условия [N.1, т.1, стр. 184].
Разнохарактерные силы природы олицетворялись в виде особых божеств, с которыми было связано множество сакральных преданий, мифов. Эллинская мифология отличается богатством, причем она сохраняла и в позднейшие эпохи многие предания времен родового строя. На протяжении XXX-XII вв. религиозные представления населения Греции претерпели многие изменения. Первоначально исключительным почитанием пользовались божества, олицетворявшие силы природы. Особо чтили Великую богиню (позднее Деметра, что означает "Мать хлебов"), ведавшую плодородием расти тельного и животного мира. Ее сопровождало мужское божество, за ним следовали второстепенные боги. Культовые обряды включали приношение жертв и даров, торжественные процессии и ритуальные танцы. Божества имели определенные атрибуты, изображения которых весьма часты, причем они служили символами этих небесных сил.
Образование раннеклассовых государств внесло новые черты в духовную жизнь, в том числе и в сакральные представления. Сообщество эллинских богов (пантеон) получило более определенную организационную структуру. Мировоззрение народа рисовало теперь отношения между богами, весьма сходные с теми, которые ахеяне видели в царских столицах. Поэтому на Олимпе, где обитали главные божества, верховным был Зевс, отец богов и людей, владычествовавший над всем миром. Подчиненные ему другие члены раннеэллинского пантеона имели специальные общественные функции. Ахейский эпос, сохранивший сведения о почитании многих раннеэллинских божеств, передает и присущий только греческому мышлению несколько критический взгляд на небожителей: боги во многом сходны с людьми, им присущи не только благие качества, но также недостатки и слабости.
Произведения искусства и данные ахейского эпоса о неприязни олимпийцев к отдельным людям или племенам, видимо отражали мнения ахеян о существовании добрых и враждебных сил природы. О последнем говорят удивительно злые лица терракотовых богинь из святилища на микенском акрополе. Характерно что искусство ахеян чрезвычайно выразительно воспроизводило жизнеутверждающие символы религии и доброжелательные образы богов-покровителей.

2.Культура древнего Рима.
культура Древнего Рима является неотъемлемой частью культурного опыта Европы. Жизнь римских императоров, борьба патрициев и плебеев, благородство сенаторов и их унижения, гладиаторские бои, восстания рабов — все это вошло ярчайшими обра¬ти в европейскую культурную рефлексию, неоднократно переосмысливалось, описывалось, стало культурным багажом любого образованного человека. Вечный город Рим и сейчас поражает изображение, открывая восхищенному взору необъятную культурную панораму мира, который когда-то был разрушен, но, ока¬залось, не уничтожен и по сегодняшний день.
Древний Рим оказал непосредственное влияние на историчес¬кие судьбы европейской культуры. Латынь, а вместе с ней и куль-турные и научные достижения, составила основу европейской науки и образования. Особая роль в становлении европейской культуры принадлежит римскому праву, на базе которого сфор¬мировались и британская, и континентальная системы права.
Однако и сейчас не утихают споры о самобытности римской культуры: это особый тип культуры или же римляне лишь осваи¬вали и развивали культурные типы и образцы, перенятые от гре¬ков. Одним из оснований для культурного отождествления Древ¬него Рима и Греции служит положение о полисном фундаменте античной культуры. Если полис — это город-государство и, более того, гражданская община как общность вооруженных мужчин, то и Римская республика развивалась на основе республиканского строя при обязательной роли центуриатных комиций, которые играли роль народных собраний. Римская культура в целом развивалась как городская культура, и переход к империи был в тои или иной мере саморазрушением городской полисной культуры Но и эта эпоха оставила о себе неизгладимые впечатления.
К началу II в. н.э. Римская империя достигла наивысшего расцвета. Владения Империи простирались от Британии и Испании на западе до Армении и Северной Месопотамии на востоке, от Рейна и Дуная на севере до Сахары и берегов Красного моря на юге.
Культура Римской империи была культурой военизированного государства, господствовал культ практицизма, государства, закона. Главными добродетелями были политика, война, управление. Если Афины в период своего расцвета — республика, Рим — империя; в Греции человек — мера всех вещей, в Рим» человек — песчинка. В отличие от Эллады в Римской империи широко использовался рабский труд. Столица империи — Рим — блистала роскошью и великолепием: около 1780 роскошных дворцов, памятники в честь побед полководцев.
В искусстве Древнего Рима ведущее место принадлежало ар¬хитектуре. В отличие от греческих зданий, у которых архитектурные ордера (архитектурные композиции из несущих — вертикальных и несомых — горизонтальных частей) несли конструктивную роль, римские зодчие использовали ионический и коринфский ордера только для украшения здания. К достижениям римской архитектуры можно отнести арочные конструкции (триумфальные арки), акведуки (мосты), купольные сооружения (пантеон). Высшим достижением изобразительного искусства Рима I в. н.э. считается скульптурный портрет. Он весьма точно. хотя и идеализированно изображает конкретное лицо (при этом особое значение придавалось выразительности глаз, для чего зрачки вырезались, а иногда в эти отверстия вставляли кусочки горного хрусталя). В живописи римляне уже в I в. н.э. умели передавать перспективу. Портреты писались красками, растертыми на воске (техника энкаустики). Сравнение этих портретов с древнеегипетскими указывает на сильное влияние египетской культуры на греко-римскую. Портреты поражают тонкостью передачи поверхностей тканей, блеска глаз, нежности или грубости кожи. Они принадлежат к бесспорным достижениям древнеримской культуры.
Культура Древнего Рима более психологична и персоналистична, чем древнегреческая. Яркими именами представлены все области человеческой жизни, как общественной, так и частной. Римская культура немыслима без имен таких поэтов, как Верги¬лий (поэма «Энеида»), Гораций («Оды» — три книги лирических произведений), Плавт (комедии), Овидий (поэма «Метаморфо-д» ); философов Сенеки, Лукреция Кара и др.
На фоне фронтальности римской культуры, панорамности происходящих событий, фундаментальности культурных сдвигов одинокой и поэтому особенно пристально рассматриваемой ока¬зывается личность, индивид, существующий не в суверенности и полноправности своего бытия, а как одинокий, гнущийся под уда¬рами судьбы, стремящийся оградить свою личность и от богов, и от судьбы, и от внешней опасности. Римская культура уже в пе¬риоды могущества Рима обнаруживает хрупкость и слабость че¬ловека. Не случайно римская философия стремится дать не фун¬даментальную картину бытия, в которой человек был бы суверенен и самодостаточен. Она сосредоточена на самоутверждении и обосновании личного мира. Перенос акцентов с Космоса и полиса на личность, на невозмутимость и способность человека «про¬жить незаметно» или же, в другом философском варианте, «неся свой крест» отличают римскую культуру от греческой.
3. Понятие средних веков. Христианское сознание как основа средневекового менталитета.
В этот период развития европейской культуры христианство пронизывает все сферы общества и, естественно, главной чертой духовной культуры является ее религиозность. Христианство — не просто религия, оно выступает как фундаментальная мировоззренческая основа сознания, всей жизни человека и общества всей средневековой культуры.
Второй чертой духовной культуры средневековья является традиционализм, обращенность в прошлое. «Чем древнее — тем подлиннее» — вот принцип нового и старого в духовной жизни Новаторство считали проявлением «гордыни», отступление от старины рассматривалось как отступление от истины. Отсюда анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками сложившегося религиозного мировоззрения.
Третья черта — каноничность, т.е. опора на определенные труды отцов церкви, их некритическое восприятие, опора на твердо установленные, ставшие общепринятыми нормами прин¬ципы духовной жизни человека и общества, правила религиозной деятельности.
Четвертой чертой является символизм: текст Библии дает возможность для толкования ее содержания, для самостоятель¬ных размышлений. Вся духовная культура средневековья основана на различном комментировании Библии, трудах теологов, такое комментирование осуществлялось на трех уровнях: 1) по¬нимание как бы зашифрованного смысла конкретных слов Библии, их разъяснение верующим; 2) расшифровка идей, заложен¬ных в Библии; 3) развитие этих идей на основе собственных раз¬мышлений автора, вытекающих из глубокого понимания им первоисточника.
Пятая черта — дидактизм, учительство. Деятели средневековой культуры — прежде всего проповедники, преподаватели богословия. Главное в их деятельности — не просто уяснить себе величие божественного замысла, но передать это другим людям. этим объясняется особое внимание к таким формам интеллектуальной деятельности, как дискуссия, проповеди, обучение духов¬ным связям учителей и учеников.
Шестая черта средневековой культуры — универсальность, энциклопедичность знания, когда главным достоинством мыслителя является его эрудиция. Отсюда — создание компиляций, «сумм».
Седьмой чертой является психологическая самоуглублен¬ность средневековой духовной жизни. Это проявляется в огром¬ной роли исповеди, очищения, искренности для душевного спасе¬ния человека.
Наконец, следует отметить историзм духовной жизни средневековья, обусловленный христианской идеей неповторимости со-бытий, их единичности, вызванной уникальностью факта явле¬ния Христа как начала истории. В отличие от античной циклич¬ности, повторяемости событий во времени средневековье проник¬нуто ожиданием Страшного суда, размышлениями о конечной судьбе человека, мира в целом. Средневековый человек выступал как жестко определенная в своей жизни личность, олицетворяющая подчинение личного всеобщему, общепринятому, освященному религией.
После XIII в. начинается мировоззренческий поворот, все более осознаются притязания отдельной личности на признание. Этот постепенный, поэтапный процесс начинается с осознания принадлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, где личные характеристики возможны по¬стольку, поскольку они приняты и одобрены своим коллективом. Человек превращается в сословную личность (в отличие от родо¬вой личности античного мира). Позднее человек стал тождествен своей профессии, а не занимался той или иной профессиональ¬ной деятельностью. Такое мировоззрение начинает разрушаться в процессе становления буржуазных отношений. Чувствующий свою растущую самостоятельность в экономической сфере чело¬век все более осознает свое несовпадение с коллективом, стре¬мится к личной свободе, ищет новый смысл жизни.
4.правовая, хозяйственная, научная, художественная культура в средние века.
В средневековой культуре жизненные ценности человека связаны с особенностями феодального земельного хозяйства: условность владения землей, личное и экономическое подчинение вассалов, стабильность взаимных обязательств вассала и сеньора. Все это создавало экономическую основу для жесткой социальной иерархии, которая устанавливала строго определенный характер взаимодействий социальных групп общества и положение человека в нем именно отношения личной преданности, верности, покровительства, закрепляемого договорами (клятвами), многовековыми традициями. Поэтому главным принципом жизни человека средневекового общества было служение. Выполнение своих обязанностей, обусловленных положением человека в социальной и духовной иерархии, рассматривалось как главная ценность, смысл жизни.
Главным «объектом» служения был Бог. Ему служили все духовенство, дворянство, народ. Разумеется, главную роль в таком служении играли деятели церкви, для которых это призвание совпадало с профессией. Служение Богу духовенства проявлялось как в специфической работе церкви — молитвах, соблюдении обрядов, проведении религиозных праздников и т.п., так и в практике мирской жизни (монастыри).
Вторым объектом служения являлся господин, сеньор, при чем вассал гордился личной преданностью ему, находил радость в служении своему господину, а не тяготился им. В этих условиях личная свобода дворянина не более чем свобода выбора своего сеньора. Для рыцарей объектом служения была также Прекрасная дама: в значительной степени преклонение перед ней было и отзвуком почитания Девы Марии — матери Христа, широко рас¬пространенного в средние века. Кроме служения Богу, сеньору и даме, рыцарский идеал жизни предполагал и другие цели — во¬инскую доблесть, славу, заботу о чести и т.п. Служение простого народа воплощалось прежде всего в труде, выполнении различ¬ных феодальных повинностей перед своим феодалом, которого он не может и выбирать.
В средние века произошел переход от античного общества . свободных, политически равных граждан к феодальной иерархии сеньоров и вассалов; от служения обществу, государству — к личному служению своему господину. Сословная организация жизни общества, ее иерархичность означают, что каждый человек имеет свое место в мире, знает предъявляемые к нему требования и живет в строгом соответствии с ними.
Итак, средневековый тип отношения человека к миру, смысл его жизни формируются на основе феодальной собственности, сословной замкнутости, духовного господства христианства, преоблада¬нии духовного целого, вечного над индивидуальным, преходящим. Христианство все идеалы, которые воодушевляли античность — радость земного бытия, чувственное восприятие реального мира, представление о человеке во всей мощи и славе как о прекраснейшем создании, — заменило стремлением к загробному существова¬нию, умалением человека, сведением его к греховному существу, осуждением всех радостей. Переход от античного атлета, живущего в гармонии с миром, к средневековому аскету, устремленному к вероисповедальному единству с Богом, являет собой новый уровень духовного самосознания человека. В христианстве образцом выступает человек смиренный, духовный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей помощью, знающий свое место в мире, свою роль в обществе.
Однако в этих условиях намечается поворот к становлению человека как личности. До XIII в. преобладала тяга к общему, принципиальный отказ от индивидуального, главным для человека была типичность. Европеец жил в обществе, в котором человек стремился быть «как все», что олицетворяло христианскую добродетель.

Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!