ФИМ / ГО и Социология / Семинар 4 по культурологии
(автор - student, добавлено - 1-12-2012, 22:35)
Семинар №4.
План: 1. общество древнего востока (Китай, Индия, Япония) 2. иерархическое устройство древних обществ и его выражение в мифологиях 3. культы, обряды, храмы как формы воспроизводящие конкретно историческую социальность 1. Древний Восток. Основные религиозные учения Древней Индии. Первые известные нам центры индийской культуры существовали уже в ІІІ тыс. до н.э на берегах Инда, но действительного развития она достигла в 2 тыс. до н.э., в эпоху "Ригвед". На основе большого сборника "Ригвед" была создана своеобразная духовно мировоззренческая система индуизма - ядро индийской культуры. В эту же эпоху осуществлялся раздел общества на касты. Каста - это явление, без которого невозможно понять характер и своеобразие индийской культуры. В "Ригведах" были основаны морально-правовые мотивы раздела общества на 4 станы (касты): 1. Брахманов (жрецов). 2. Кшатриев (волнов). 3. Вайшвив (землеробов) 4. Шудров (слуг) Было выработано целую систему жизни и поведения человека в зависимости от стана. Индийская каста - это результат длительного процесса становление производственных, правовых и культурных отношений между людьми, которые разделены между собой за происхождением, профессией, обычаями и законами. Другим важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры, была система гражданско-политической жизни, основанная Буддой (2 пол. 1 тыс. до н. э.). Особенного расцвета государственно-политическая жизнь на принципах буддизма достигло во время царствования Ашоки (сер. 3 в до н. э.). Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения на соседей, а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное на варны общество. На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам. Ведийская религия. Древнейшая известная нам религия Индии — ведийская, это религия ариев, корни которой уходят в глубину веков — во времена индоевропейской праобщности. В ряде ее черт про¬слеживается сходство с религией древних греков, славян. Несомненно, что за сотни лет сущест¬вования и развития на территории Индии она впитала в себя и ряд местных верований, которые далеко не всегда можно выявить. Само название «ведийская» происходит от на¬звания священных книг — вед (тот же корень, что и в русском слове «ведать», т.е. знать). Веды же являются практически единственным источником сведений об этой религии на ее древнейшем этапе: так как жертвоприношения совершались на открытом месте как приношения огню (Агни), который должен был отнести их другим богам, то не сущест¬вовало ни храмов, ни изображений богов, которые могли бы быть дополнительным ис¬точником информации об этих верованиях. Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Боги, как и люди способны были умереть. Ведийская религия в своем развитии испытала ряд внешних влияний и к началу нашей эры трансформировалась в религию, которая называется индуизмом. Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии. Индуизм. В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры. В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны- героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны имел такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм, буддистских представлений. Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна - социальная роль предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы «Махамхарата», в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению. Буддизм. Значительно позднее, чем ведизм в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт. Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдания, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» - праведным взглядам, праведному поведения, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны. Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Куда вы не посмотрите везде стремления и страсти, пустота и зной разрушительных желаний. »Мир полон связи и изменений. Все это и есть сансара». Человек, живущий в мире сансары должен ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Тхарма - важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха - норм практического поведения; Кама - ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша - учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливым - таковы нравственные ориентиры Древней Индии. Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке. Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80% населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую древность. Основные достижения и памятники Древнего Китая. Достаточно уверенно (более чем о какой-либо иной древней культуре) можно говорить о культурном единстве, своеобразии и замкнутости культуры, сформировавшейся в Древнем Китае и почти без изменений просуществовавшей вплоть до XVII в. н.э. Культурная история Китая восходит к рубежу 111-11 тыс. до н.э., межэтническое куль¬турно-политическое единство складывалось постепенно. Собственно период формирования культурного типа Древнего Китая охватывает так на¬зываемую эпоху «Воюющих царств» V—II в. до н.э. (когда в конгломерате сражающихся между собой государств выделя¬ются «семь могущественнейших»), эпоху Цинь (когда была создана огромная империя, во главе которой в 221 г. до н.э. стал Цинь шн хуанди — первый император Цинь), эпоху Хань (когда императоры старшей и младшей династий Хань смог¬ли сохранять единство, могущество и целостность Китая вплоть до 220 г. н.э.). Эпоха Хань в полной мере реализовала культурные установки, проявившиеся уже в первую из этих эпох — Чжаньго. Культурная преемственность этих трех эпох позволила создать уникальный, неповторимый культурный тип древней цивилизации, который можно рассматривать как разновидность ирригационной культуры, с единой системой административно-хозяйственного управления (т.е. централи¬зованной властью и бюрократической системой управления), сакрализацией власти императора — Сына неба. Создание единой системы ирригационных сооружений пред¬полагало наличие деспотической власти, которая обеспечива¬ла бы необходимую для этого централизацию государственно¬го и административного управления. Но складывалась эта власть в существенно иной период, чем это было в гидравли¬ческих цивилизациях Малой Азии. Существенные изменения в политической и культурной жизни Китая произошли к середи¬не I тысячелетия до н.э., когда наступил век железа и намети¬лись значительные сдвиги в развитии земледелия, ремесел, тор¬говли. Китай не заложил основы замкнутой касты жрецов и са¬новников, хотя и создал тип городской рациональной куль¬туры, но он рационализировал административное управление, сформировал рациональный тип чиновника-управленца. Госу¬дарственные чиновники не превратились в замкнутую касту. Уже Шань Ян связал (середина IV в. до н.э.) занятие административ¬ных должностей не со знатностью рождения, а с заслу¬гами (в первую очередь военными) перед государством. В по¬следующем ранги, позволяющие занять административные до¬лжности, стали продаваться за деньги (что также нарушало сложившуюся аристократическую иерархию власти), и, нако¬нец, утвердилась знаменитая экзаменационная система заня¬тия административных должностей (мандарлнат). Рацио¬нализм как культура управления был неискореним в истории Ки¬тая, в определенной степени с ним была связана ритуализация общественного поведения («китайские церемонии»). Древнекитайская культура. Китай в пер¬вом тыс. до н.э. представлял собой множество отдельных государств, среди которых семь наиболее крупных: Цинь, Янь, Чу, Вэй, Чжао, Хань, Ци. Все царства вели между собой борьбу. Это был период, когда близкие по культуре государства, находясь в состоянии острого соперничества, в то же время взаимообогащались достижениями в области культуры, технологии, военного дела, политики, права и т.д. Это был период небывалого расцвета культуры, приведший к глу¬боким изменениям древнекитайского общества. Принципиально новое качество в развитии производи¬тельных сил было связано с освоением новых, необходи¬мых для ведения войны технологий. Это прежде всего ос¬воение технологии плавки железа, что, в свою очередь, со¬здало условия для быстрого развития ремесла и земледе¬лия. Новый уровень земледелия потребовал создания мощ¬ной сети гидротехнических сооружений в бассейнах Хуанхе и верховьях Янцзы. Развитие земледелия привело к росту городов, которые достигали размеров крупного (полумил-лионного) современного города. Государственная структура совершенствуется в соответ¬ствии с динамикой культурной жизни. Так, в IV в. до н.э. осуществляется реформа, приведшая к административно-территориальному переустройству в соответствии с процес¬сом политической централизации, вводится система зако¬нодательства и судопроизводства, опередившая аналогич¬ную европейскую систему более чем на тысячу лет. Древнекитайская культура была первооткрывателем во многих областях науки и техники, она дала миру важные научные открытия и изобретения. В основном они были связаны с практическими потребностями китайской куль¬туры. В Ш—II тысячелетиях и в эпоху Шан (конец 2 тыс. до н.э.) китайцы знали начала геометрии и счет до десятков тысяч. Однако центральное место в системе знаний получила астрономия, в которой на тысячи лет раньше, чем в Евро¬пе, были зафиксированы особенности лунного цикла и его связь с природными явлениями, обусловленность 11-лет¬ним солнечным циклом. Начиная с 613 г. до н.э., китай¬ские астрономы фиксируют и предсказывают появление ко¬меты Галлея, лунных и солнечных затмений, составляют и совершенствуют звездный каталог. В Ханьскую эпоху (206 г. до н.э.. — 220 г. н.э..) в астрономии появляется представление о планетах солнечной сис¬темы, а в 28 г. до н.э. ханьские астрономы открывают пят¬на на солнце, также был сконструирован прототип сейсмо¬графа, создан небесный глобус с описанием более 2500 звезд, разработана теория Земли и безграничности Вселен¬ной во времени и пространстве. Ханьские математики использовали десятичные дроби, отрицательные числа, создали систему достаточно точного вычисления значения числа . Для эффективного развития земледелия была создана целая наука, занимающаяся вопросами грядковой культу¬ры, способами удобрения земель и т.д. В дальнейшем наиболее крупные достижения становят¬ся достоянием мировой культуры (изобретение компаса, пороха и т.д.). К этому ряду можно причислить успехи китайской культуры в сфере лакового производства, шел¬ководства, изобретение бумаги, что создало условия для развития искусства и техники эстампов, а затем и для печа¬тания книг. В середине I тыс. до н.э. в Китае широко развивается система образования, связанная с именем Конфуция (551— 449 г. до н.э.), крупнейшего мыслителя Древнего Китая. Учение Конфуция (прежде всего, трактат «Беседы и сужде¬ния») вплоть до XX века составлял основу системы китай¬ского образования. В учении Конфуция преобладала прак¬тическая философия, связанная с проблемами нравствен-ного воспитания и управления, естественной гармонии об¬щественной жизни. Главной задачей Конфуций считал фор¬мирование личности, способной занять достойное и есте¬ственное для нее место в обществе, четко и однозначно рег¬ламентировавшем обязанности каждого своего члена. Даосизм. Основателем Даосизма был Дао Цзы - историограф-архивариус при Чжоуском дворе. Он написал «Дао лэ Цзин», состоящую всего лишь из 5000 иероглифов. Самая древняя рукопись Дао дэ Цзин относится ко II в. до н.э.: она была найдена при раскопках княжеского захоронения и несколько отличается от традиционного текста. К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао — это невидимый вездесу¬щий естественный закон природы. Дао бездействует, тем самым порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао взаимодействуют два противо¬положных начала — инь и ян, достигая своего предела, они переходят друг в друга. Письменность и книги. Древнейшие китайские тексты, гадательные надписи, нацарапанные на бараньей ло¬патке или черепаховом панцире, относятся к III-II тыс. до н.э.: такой панцирь или ло¬патка помешались в огонь, и ответ на заданный вопрос «вычитывался» по форме и рас¬положению образовавшихся трещин. Во II тыс. до н.э. появляются надписи на ритуальных бронзовых сосудах, а с начала I тыс. до н.э. для письма стали использоваться бамбуковые планки, скрепленные шну¬ром, текст писался вдоль планки по вертикали. На одной такой планке вмешалось около 40 иероглифов, так что даже небольшая по содержанию книга имела значительный объ¬ем. В Ш в. до н.э. китайцы начали применять в качестве материала для письма шелк, но он был очень дорог. В I в. до н.э. — начале I в. н.э. китайцы изобрели бумагу, что спо¬собствовало широкому распространению письменности. Уже на бамбуковых планках (а позднее — на шелке и бумаге) писали с помощью кисти тушью, изготавливаемой из каменно¬го угля или из сажи от сжигания сосновых дров. Ошибки исправлялись путем подчистки но¬жом, поэтому выражение «нож и кисть» стало метафорой для обозначения чиновников. Распространение письменности и возрастание ее общественной роли потребовало унификации начертания иероглифов. Каллиграфия считается в Китае видом искусства и высоко ценится, живописные по¬лотна часто украшаются каллиграфическими надписями. Китайская письменность еще в древности широко распространилась по всей Юго-Восточной Азии. Литература. Древнейшая дошедшая до нас библиография китайской литературы принадлежит Бань Гу (32-92 гг. н.э.). В своей работе «Описание искусств и словесности» (являющейся частью его же «Истории династии Хань»), он выделяет основные имеющиеся виды лите¬ратуры: канонические философские книги (включая исторические), стихи и поэмы, со¬чинения по военной науке, книги по астрологии, медицинские книги. Наиболее древними дошед¬шими до нас памятниками поэзии Древнего Китая являются фольклорные поэтические произведения, собран¬ные в Шицзин (одну из книг конфуцианского «пятикнижия»). В конце I тыс. до н.э. в Китае развивается авторская поэзия, в основном и двух жанрах: песни и поэмы, причем последние писались ритмической прозой и были предназначены для скандирования. Наиболее известными поэтами древности (по словам Бань Гу) являлись Сюнь Цин, Цуй Юань, Сян Юй, Тап Лэ. Мэй Шэн. Сыма Сян-жу и Ян Сюн. Из прозаических сочинений (кроме философских трактатов) необходимо особо от¬метить исторические труды. Они интересны не только сами по себе, но и потому, что жанр жизнеописаний, присутствующий уже у «отца китайской историографии» Сыма Няня (II в. до н.э.). повлиял на создание повествовательной прозы, зарождающейся, по-видимому, в 1-11 вв. н.э. Еще одним источником этой прозы были так называемые «ма¬лые (пустячные) речения» — уличные рассказы, которые специально записывались осо¬быми чиновниками для доклада государю, чтобы он мог знать об умонастроении народа. Эти рассказы практически не сохранились. Музыка. Китайская музыка — одна из древнейших в мире. Она насчитывает много местных вариантов. В китайской музыке преобладает одноголосие. В основе ее 5-звуковая система (пентатоника), но встречаются образования, построенные на 7-ступенных ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцинь, пила, хуцинь или эрху. ли, шэн... Изучением китайской музыки занимались древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем учении большое место музыке, занимался собиранием народных песен, Сыма Цянъ создал тео¬рию китайских ладов, Хэ Чэнь-тянь занимался вопросами равномерной темпера¬ции и др. Содержание профессиональной китайской музыки определялось при¬дворным церемониалом и религиозным культом. Архитектура и строительство. Китайские зодчие приобрели славу двумя разнообразными памятниками – Великий канал (2000 л – почти с XI в. до н.э. – по XIX в. н.э.) – сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения воды и Великая Китайская стена — одно из самых грандиозных строительно-технических сооружений всех времен. Ее строили примерно десять лет, начи¬ная с 220 года до н.э. при императоре Цинь Шихуанди. Стена извивалась вверх и вниз по горам, шла через пустыни и болота Она была сооружена на каменном фундаменте и возведена из земли и кирпи¬ча. С ее сторожевых башен при помощи дымовых сигналов, а ночью — с по¬мощью сигнальных огней — можно было распространять информацию по всей стране с никогда дотоле невозможной скоростью. Около 300 000 человек трудились в поте лица над возведением этой сте¬ны. Только сама организация и обеспечение такой массы рабочей силы было исключительным достижением. Военное значение стены, когда она бывала укомплектована войсками соответственно своей длине, становилось огромным. Прямая линия между двумя конечными точками стены составляет 2450 километров, а со всеми ответвлениями и изгибами она равна от 6000 до 6500 километров. Стена была не только крепостным валом, но и дорогой. Ее ширина — 5,5 метра; это позволяло маршировать рядом пяти пехотинцам или скакать ря¬дом пяти кавалеристам. Еще и сегодня ее высота в среднем составляет девять метров, а высота дозорных башен — двенадцать метров. Четкость и упорядоченность планировки характери¬зуют главные центры Ханьского государства Лоян и Чанъань, выстроенные по установленным в тракта¬тах правилам. Город, отражавший представления о правильной структуре ми¬роздания и порядке, господствующем в Поднебесной, мыслился как завер¬шенная в своих очертаниях крепость, обнесенная стенами и рвом с высоки¬ми деревянными дозорными башнями и расположенными строго друг против друга массивными воротами. Дворцы строились из различных пород ценного дерева. Внутренние покои украшались стенными росписями и пропитывались, ароматическими бла¬говониями, каменные полы инкрустировались драгоценными самоцветами. Изобразительное искусство. Тяжеловесные бронзовые сосуды, служившие для жертвенных возлияний духам — покровителям племени особенно ярко отражали сумму сложившихся к тому времени представлений о действительности. О том, какой важный смысл придавался изготовле¬нию бронзовых изделий, свидетельствует виртуозное мастерство их литья. Огромные сосуды весом свыше 600 кг обрабатывались с такой же тщательно¬стью, как и маленькие. Геометрический узор отличался графической точно¬стью, разнообразием ритмических сочетаний. Тесно сплетенные между собой культ мертвых и культ земледелия определили характер орнамента, его рас-положение, смысл и систему образов. Огромные, зачастую почти неподвиж¬ные в силу своей массивности сосуды, испещренные магическими знаками узора, на фоне которого выделяются рельефные головы реальных и мифиче¬ских животных, имеют яркий, ни с чем не сравнимый облик. В 104 г. до н.э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365,25 дня. Принятый в этом году новый календарь использовался вплоть до 85 г. н.э. По этому календарю год состоял из 12 месяцев; дополнительный месяц добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз в три года. Солнечно-лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуж¬дам сельскохозяйственного производства. Календарю уделялось значительное внимание в тех научных трактатах, которые обобщали важнейшие достиже¬ния земледельческой техники (например, в сочинении ученого Фань Шэн-чжи. жившего в конце I в. до н.э.). Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древнекитайские врачи еще в IV-Ш вв. до н.э. стали применять метод ле¬чения, получивший впоследствии широкое применение в традиционной ки¬тайской медицине — иглоукалывание, или акупунктура. Чрезвычайно инте¬ресны рукописи медицинских сочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений начала II в. до н.э. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом при¬жигании и, наконец, сборник различных рецептов. К Ш в. относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях. Культура Японии. В ранней Японии буддийские монахи сумели снискать при императорском дворе славу могучих и опасных магов, умеющих управлять силами природы, изменять естественное течение событий, ограждать человека от демонов и дурных влияний или же, наоборот, ввергать его в пучину страданий. К тому же характерной чертой буддизма является приспособляемость к местной религиозной ситуации и включение местных культов в общую канву буддийской религиозной практики. Поэтому императорский двор (а позже — правительства сегунов), стараясь заручиться поддержкой столь могущественных и мудрых союзников, считал своей почетной обязанностью всячески способствовать распространению буддийских сект разных направлений (принадлежащих к различным школам махаяны — «большой колесницы» — называемой также «северным буддизмом», в отличие от хинаяны — «малой колесницы» — или «южного буддизма»). В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы, принадлежавшие различным сектам. Эти храмы сами по себе становились произведениями зодчества и центрами многих искусств — архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства. Храмы и монастыри были тем местом, где человек укрывался от мирской суеты и мог бы предаваться возвышенным размышлениям и созерцанию. Создавать определенный психологический настрой и были призваны произведения буддийского искусства. Само место для храма выбиралось по строгим законам геомантии: во-первых, оно должно было быть средоточием «благоприятных» сил, во-вторых — защищать город (или резиденцию императора, сегуна или даймё— владетельного князя) от «неблагоприятных» потусторонних демонических воздействий. Буддийские храмы, открытые для обозрения, служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем. Храмовый ансамбль с окружающим его садом, где весной цвели бело-розовые сакуры, летом — пышные цветы, осенью — алели клены, а зимой все было подернуто сверкающим инеем, оказывал на сознание посетителей неизгладимое впечатление, словно они воочию лицезрели небесную страну Сукхавати, «Чистую Землю» Будды Амиды, одного из главных персонажей буддийского культа. Классическим примером такого гармоничного храмового ансамбля может служить прекрасный храм Удзи-Бёдоин с окружающим его пышным садом и озером. В состав собственно храмового комплекса обычно входили пагоды (тоо), колокольня (сёороо), зал для проповедей (коодоо), библиотека (хранилище рукописей — кёодзоо), зал для медитаций на сутрах (хоккэдо); помещение-жилище монахов (сообоо) и трапезная (дзикидоо). Пагода является самым высоким сооружением на территории храма, архитектурной доминантой всего района или даже города. Пагоды возникли в древней Индии — они служили напоминанием о Будде Гаутаме Шакьямуни. Согласно древней легенде, когда Будда собирался покинуть этот мир и уйти в нирвану, его опечаленные ученики попросили оставить им какое-нибудь напоминание о нем. И Будда тогда перевернул свою чашу для собирания подаяния и сказал, что это и будет напоминанием. Древние индийские пагоды (ступы) действительно имели форму перевернутой вверх дном чаши, в фундаменте которой замуровывали буддийские реликвии, части тела самого Будды или его учеников, священные писания, драгоценности и т. д. В Китае (а впоследствии — и в Японии) буддийские пагоды трансформировались в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш, постепенно уменьшающимися в размерах по направлению вверх. Через всю башню изнутри проходит ее главная опора — высокая и массивная деревянная , колонна, насквозь пронизывающая все сооружение: внизу, под фундаментом, она упирается в базовый камень (он же — реликварий), а вверху образует высоко возносящийся над последней крышей декоративный шпиль. Со всех сторон храмовый комплекс окружает глиняная стена с величественными воротами с каждой стороны света. Главные здания храмов (кондо или хондо) были украшены настенной живописью (клеевыми или лаковыми красками), живописными свитками и скульптурными фигурами, изображавшими канонические образы буддийской иконографии: будды, бодхисатвы (грядущие будды) и боги-хранители буддизма, гневные и благостные, а также буддийские святые. Буддийская скульптура — деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая — служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения. Интерьер храма, наполненный величественными фигурами, запечатленными в позах медитативной сосредоточенности (или, наоборот, в эксцентричных боевых стойках, с яростными оскаленными лицами) вызывал у паломников благоговейный трепет. Первоначально (VI—VII вв.) японские скульпторы, создавая пластические образы, строго следовали китайским, корейским и, отчасти, индийским канонам. К VIII веку складывается японский стиль буддийской скульптуры, окончательно оформившийся к XI веку. Этот японский стиль буддийской скульптуры связан с именем скульптора Дзете (умер в 1057 г.), последователи которого оформились в две знаменитые и конкурировавшие между собой школы — «школа Эн» (Эмпа) и «школа Ин» (Импа). Эти школы просуществовали до конца XII в. Последний яркий представитель «школы Эн», Мьёоэн, скончался в 1199 г. Широкое распространение получила также и буддийская живопись, в центре внимания которой находились канонические образы буддийского пантеона и мандолы — символические изображения буддийских мистических ценностей, медитация на которых позволяет посвященному созерцателю войти в измененное состояние сознания и достичь мистического единения с изображенным на мандале объектом буддийского культа. К объектам буддийского искусства также относятся каллиграфические надписи, буддийские рукописные и ксилографические тексты. Своими прекрасными коллекциями буддийского искусства VI— XIV вв., а также своей архитектурой известны такие храмы, как Хоорюдзи в г. Нара (основан в VII в.) — хранилище одной из лучших коллекций японского буддийского искусства; Коофукудзи (заложен в 669 г.) из того же города ныне также является хранилищем коллекции буддийской скульптуры; Тоодайдзи (г. Нара, VIII в.); Коорюдзи (г. Киото, VII в.); Дзингодзи (г. Киото, IX в.); Киёмид-зудэра (г. Киото, VIII в.); Энрякудзи (основан в 823 г. в окрестностях г. Киото); Бёодоин (г. Удзи возле Киото, XI в.); Сандзюсангэндо (г. Киото, основан в 1164 г., известен грандиозной скульптурной группой «1001 фигура тысячерукой Каннон»). Примерно к XIV в. традиционное буддийское искусство, особенно живопись и скульптура, дали толчок для развития светского искусства, в частности, скульптурного и живописного портрета. После XIV в. буддийская пластика постепенно пришла в упадок. Дзэн-буддизм и связанные с ним искусства — это особая тема. Дзэн-буддизм (кит. «чань») начал утверждаться в Японии во времена Камакурского сёгуната. В XIV в. Асикага Такаудзи (1305—1358), основатель сёгуната Асикага (Муромати), взял дзэн-буддизм под правительственный патронаж, придав ему официальный статус. Дзэн-буддизм по своей сути и практикам значительно отличается от других направлений японского буддизма. Согласно дзэнским представлениям сатори (состояние просветленности), достигается не через изучение буддийских текстов и не интеллектуальными усилиями, а через прямой опыт — метидацию, духовную практику и общение с духовными учителями. Дзэн-буддизм был особо близок самурайскому сословию, ибо предлагал широкий спектр психического тренинга, помогавшего самураям должным образом настроить свой дух перед смертельной схваткой. Поэтому духом дзэн прониклись многие самурайские боевые искусства: кэндо (фехтование на мечах), яидо (искусство стремительного извлечения меча из ножен), кюдо (стрельба из лука) и т. д. Идеи дзэн также вдохновляли и сугубо мирные искусства, такие, как театр но, искусство аранжировки цветов (икебана), чайная церемония, архитектура и, особенно, монохромная живопись тушью на бумаге так называемая дзэнга («дзэнска картина», известная так же как суми-э, «картина тушью», или суйбокуга — «живопись тушью и водой»). Техника монохромной живописи восходит к китайской живописи эпохи Сун (V в.) и имеет три главных направления: сансуйга — монохромная пейзажная живопись, изображавшая идеализированно гармоничные природные пейзажи, дзимбуиуга — изображение фигур людей и животных и катёга — «цветы и птицы»). Дзэнская живопись повлияла на развитие многих школ японской светской живописи, таких, как Каноо, Римпа, Маруяма и др. 2. Иерархическое устройство. Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др. (Паклетан) существовали уже в ІІІ тыс. до н э на берегах Инда, но действительного развития она достигла в 2 тыс до н э, в эпоху "Ригвед". На основе большого сборника "Ригвед" было создано своеобразную духовно-мировозренческую систему индуизма - что есть (сердцевиной) ядром индийской культуры. В эту же эпоху осуществлялся раздел общества на касты. Каста - это явление, без которого невозможно понять характер и своеобразие индийской культуры. В "Ригведах" были основаны морально-правовые мотивы раздела общества на 4 станы (касты): 1. Брахманов (жрецов). 2. Кшатриев (волнов). 3. Вайшвив (землеробы) 4. Шудры (слуги) Была выработана целая система жизни и поведения человека в зависимости от стана. Например, законным считался брак в пределах одной варны (эндогамия), это ж относилось и к выбору профессии, занятия определенным ремеслом. Индийская каста - это результат длительного процесса становление производственных, правовых и культурных отношений между людьми, которые разделены между собой за происхождением, профессией, обычаями и законами. |
|