О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФИМ / ГО и Социология / Предмет и функции философии Структура философского знания

(автор - student, добавлено - 10-04-2014, 12:34)

Предмет и функции философии Структура философского знания

В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии.

Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др.

Предмет «Философия» по-гречески значит «любовь к мудрости». Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был, следовательно, весь мир. В период средневековья философия была тесно связана с христианской теологией (богословием), и своим предметом она избрала представления о духовном мире человека и его связи с Богом. В эпоху Возрождения, напротив, предметом философского познания стала природа, что придало естественнонаучный характер знаниям. Вплоть до эпохи Просвещения слово «философия» оставалось собирательным именем для всех наук, синонимом науки как таковой. Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Однако, когда со временем науки одна за другой отделились от нее, перед философами встала непростая проблема: что осталось на долю философии от ее прежнего предмета – целого мира?

Представители позитивистской философии утверждают, что у философии нет больше своего личного предмета, и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую картину мира». В современных философских направлениях предмет определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как знание о мире в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, как производство концептов, как нерационализированнное постижение мира. В настоящее время философия рассматривается через социальные и культурные аспекты своего развития. Поскольку область объектного знания осталась науке, то философия обратилась к проблемам человеческой субъективности, выраженной в знаково-символических формах деятельности.

Структура философии

Онтология (от греч. ontos - сущее, logos - учение) Это философское учение о бытии вообще, его видах и атрибутах. Онтология продолжает линию метафизики, или «первой философии» (Аристотель), - учения о началах и первопричинах всего сущего.

Гносеология (от греч. gnosis - познание), или эпистемология (от греч. episteme - знание), последний термин введен в Х!Х в. шотландским философом Дж.Ф.Ферье. Это теория познания, возникшая в античности, в которой исследуется процесс познания в целом, общие механизмы и возможности познания, отношение между знанием и реальностью, пути достижения истины и ее критерии.

Логика (от греч. logos - логос), термин впервые появился у стоиков; основателем европейской логики как науки является Аристотель. Это философское учение о формах и законах мышления. Основные законы формальной логики даны Аристотелем, диалектическую логику развил Гегель в рамках системы объективного идеализма. Дальнейший этап развития формальной логики - математическая логика.

Диалектика (от греч. dialegomai - веду беседу), первоначально этим термином обозначалось искусство вести спор (Сократ) и искусство классификации понятий (Аристотель). Это философское учение о всеобщей связи и развитии. Диалектические идеи античных философов об изменчивости явлений, переходе свойств в свою противоположность (Геракпит) и противоречивости движения (Зенон) получили систематическое изложение в идеалистической диалектике Гегеля и материалистической диалектике марксистов.

Методология (от греч. methodos - путь к чему-либо), философское учение о методах познания, познавательных формах и средствах; совокупность наиболее общих методологических принципов. Методологические проблемы развиваются у Сократа и Платона, однако выделение методологии как учения впервые происходит в Новое время (Ф.Бэкон, Г.Галилей, Р.Декарт). В Х!Х-ХХ вв. в научном познании широкое распространение получила позитивистская и диалектико-материалистическая методология.

Философская антропология {от греч. anthropos - человек). Философское учение о человеческом существовании во всей его полноте, об отношении человека к окружающему миру. Человек интересовал философов с античности, в материализме антропологический принцип ввел в Х!Х в. Л.Фейербах, идеалистическую философскую антропологию разработал в ХХ в. немецкий философ М.Шелер, антропология получила свое развитие в экзистенциализме.

Социальная философия (от лат. societas - общество), раздел философии, в котором исследуется качественное отличие общества от природы, его универсальные структуры, цели и идеалы, происхождение, общие закономерности развития и перспективы. Социально-философские проблемы выделяются в XIX веке Сен-Симоном, Контом, Марксом и др., в XX в. их развивают Вебер, Шпенглер, Тойнби, Сорокин и др.

Экологическая философия (от греч. Cikcs - местопребывание), комплексная социально-философская дисциплина о взаимодействии общества и природы. В ее основе философские представления о единстве человека с космосом, гармоничности и ценности природы, в центре внимания - глобальные проблемы человечества («Римский клуб») и др. Термин «экология» в научный обиход ввел в XIX в. биолог Геккель.

Аксиология (от греч. axia - ценность), философское учение о ценностях, их природе и происхождении, месте и роли в жизни человека и общества. Понятие «ценности» появилось в XVIII в. у Канта (как отношение долженствования). Учение о ценностях развивалось в этике, эстетике, философии религии, где исследовались ценностные ориентации (идеалы, цели, критерии и пр.), оценки и ценности (добро, справедливость, красота, истина и др.), на рубеже XIX-XX вв. аксиология выделилась в философскую дисциплину.

Эстетика (от греч. aisthetikos - чувственный), философская наука о сущности и формах творчества по законам красоты. Эстетика родилась 2,5 тыс. лет назад в иультзгрвх Древнего мира, в Древней Греции эстетические идеи развивали пифагорейцы, Платон, Аристотель и др. Гегель понимал эстетику как философию искусства.

Этика (от греч. ethos - нрав, привычка), термин введен Аристотелем. Это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Начиная с античности этика считалась практической философией, в отличие от теоретического знания о мире, т.к. она отвечает на вопрос: что мы должны делать? Моральные принципы отражают опыт многих поколений людей

 

 

Функции философии (Ф-философия,К-культура):

1) интегративная: осуществляя анализ различных элементов культуры, стремясь обосновать определенный тип культуры, философия вместе с тем содействует и установлению более тесных взаимосвязей, интегрированию различных элементов культуры. В свою очередь различные элементы культуры воздействуют на Ф: Ф опирается на обобщение знаний, достигнутых в различных элементах культуры. Причем разные элементы К нередко своими объективными запросами, потребностями существенно влияют на развитие Ф, выдвигая на первый план разработку Ф проблем; кроме того они играют особую роль в своем воздействии на Ф;

2) логическая, которая заключается в разработке понятийного аппарата Культуры, особенно в разработке общеК-х понятий;

3)       методологическая: Ф вырабатывает наиболее общие методы, способы деятельности человека, исходя из познания общих связей действительности и общечеловеческих познавательных способностей и возможностей;

4) культурно-гуманитарная: являясь обобщением К, выявляя типичные тенденции, особенности определенного типа К, Ф при ее изучении позволяет более сжато познакомиться с этой К, усвоить эту К.

Благодаря своей логической и методологической функции Ф способствует развитию К мыслительной деятельности человека, М-кой К, что способствует и развитию самосознания личности.

 


Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!