О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФЭУ / Экономика предприятий / ЗАДАЧА Решение транспортной задачи

(автор - student, добавлено - 2-05-2014, 13:01)

СКАЧАТЬ:  zanyatie3.zip [126,72 Kb] (cкачиваний: 71)

 

 

Решение транспортной задачи.

 

Одной из часто решаемых задач хозяйственного управления является задача по разработке рационального плана транспортных перевозок. Основная цель организации перевозок ­ минимизация затрат на их выполнение. В экономико-математическом моделировании эта задача получила название транспортной задачи (или задачей оптимизации прикрепления потребителей к поставщикам). Транспортные задачи нашли широкое применение при решении оптимизационных моделей регионального и межотраслевого регулирования, оптимизации размеров и размещения производств. 

 

 Общая постановка транспортной задачи.

 

В общем виде формулировка транспортной задачи осуществляется следующим образом: требуется перевезти определенное количество однородного груза из  m пунктов отправления в n пунктов назначения. Известны расходы на перевозку единицы груза из каждого пункта отправления в каждый пункт назначения.

Требуется составить такой план прикрепления потребителей к поставщикам, т.е. план перевозок, при котором весь груз от поставщиков вывозится, каждый потребитель получает требуемое количество груза, и вместе с тем, общая величина транспортных издержек минимальна.

Для составления экономико-математической модели задачи введем обозначения:

­число пунктов отправления;

  ­ число пунктов назначения;

  ­ общее количество груза в I-м пункте отправления;

  ­ общее количество груза, необходимое в j-м пункте назначения;

 ­ затраты на транспортировку единицы груза из I-го пункта

          отправления в j-й пункт назначения;

­ совокупные затраты на перевозку всего груза;

 ­ исходно неизвестное количество груза, которое перевозится из

         i-го пункта отправления в j-й пункт назначения.

Экономико-математическая модель задачи:

              (2.53)

                    (2.54)

                     (2.55)

                (2.56)

Целевая функция (2.53) минимизирует совокупные затраты на транспортировку всех партий грузов из всех пунктов отправления во все пункты назначения. Система ограничений (2.54) говорит о том, что весь груз из каждого пункта его сосредоточения должен быть вывезен. Система ограничений (2.55) говорит о том, что потребность в грузе в каждом пункте назначения должна быть удовлетворена. Система ограничений (2.56) говорит о том, что по любому маршруту некоторое количество груза либо перевозится, либо нет.

Транспортная задача является задачей линейного программирования с (n + m) ограничениями ­ уравнениями и (n*m) неизвестными.

Транспортная задача, у которой суммарное наличие груза совпадает с суммарной потребностью, т.е. выполняется равенство

                         (2.57)

называется закрытой (сбалансированной) транспортной задачей. Если условие (2.57) выполняется, то доказано, что транспортная задача имеет оптимальное допустимое решение. В случае если условие (2.57) не выполняется, то транспортная задача называется открытой. Решение транспортных задач с открытой моделью сводится к решению задач с закрытой моделью путем добавления  фиктивного поставщика или фиктивного потребителя так, чтобы выполнялось условие (2.57). Транспортная задача относится к задачам распределительного типа и решается симплексным методом. Приведем прием решения транспортной задачи с помощью средства EXCEL Поиск решения.

Условия транспортной задачи представлены в виде таблицы 2.6.                                                                                       

  Таблица 2.6

Поставщики

Мощности поставщиков

(ai)

Мощности потребителей (bj)

250

100

150

50

1

80

6

6

1

4

2

320

8

30

6

5

3

100

5

4

3

30

4

50

9

9

9

9

 

В примере однородный груз должен быть доставлен от четырех поставщиков (n=4) четырем потребителям (m=4). Мощности поставщиков () и потребность в этом грузе в каждом пункте назначения () приведены в таблице. В левых верхних углах каждой клетки рабочей таблицы, которые соответствуют всем возможным путям перевозки груза из всех пунктов отправления во все пункты назначения, указаны затраты на транспортировку единицы груза по данному маршруту (). Суммарные запасы груза (550) и потребности в грузе (550) совпадают, значит это закрытая транспортная задача. Требуется составить план перевозок, обеспечивающий минимальные затраты на транспортировку груза.

 

Подготовка к решению транспортной задачи в EXCEL.

 

Для решения задачи средством EXCEL «Поиск решения» необходимо разместить в рабочем листе исходные данные и подготовить поля для размещения условий и результатов решения задачи (выбор ячеек листа произвольный). Таким образом будет создана «Электронная модель транспортной задачи».

На рис. 2.2 приведен пример подготовки рабочего листа EXCEL для решения задачи.

 

 

                    Рис. 2.2  Пример подготовки размещения данных транспортной задачи для решения в EXCEL. 

 

Рекомендуется следующий порядок работы.

1)      Выделить диапазон ячеек:

           − для размещения исходной матрицы (A14:E19);

           − для размещения матрицы оптимальных перевозок (матрица для размещения результатов после решения задачи) (A4:F9), рекомендуется для наглядности в обе матрицы внести текст пояснений;

2) Матрицу исходных данных (A14:E19) заполнить данными таблицы_(значения ai, bj, cij).

В матрице  результата во все ячейки диапазона (B5:E9)  внести «1» в качестве исходных значений объемов поставок xij, после решения задачи в этих ячейках будут находиться значения поставок, обеспечивающие минимальные затраты на перевозку груза.

3) Ввести в ячейки (В10:Е10)  итог поставок по потребителям:   в ячейку В10 ввести формулу  =СУММ(В6:В9)    − итог поставок по1-му потребителю, скопировать эту формулу в ячейки (С10:Е10);

4) Ввести в ячейки (F6:F9) итоги реализации мощности каждого из поставщиков:  в ячейку F6 ввести формулу  =СУММ(В6:Е6)    − итог реализации поставок от 1-го поставщика, скопировать эту формулу в ячейки (F7:F9);

5) Выделить ячейку для ввода формулы целевой функции, например В21 и ввести формулу =СУММПРОИЗВ(В16:Е19;В6:Е9)   − суммарная стоимость перевозок по всем направлениям.

6) В окне Поиск решения указать целевую ячейку В21 равную минимальному значению, а также ввести следующие ограничения:                                                                                                   

Левая часть ограничения

Знак

Правая часть ограничения

Экономический смысл

(В10:Е10)

=

(В15:Е15)

Спрос потребителей должен быть удовлетворен

(F6:F9)

=

(А16:А19)

Весь груз от поставщиков должен быть вывезен

 

7) Указать дополнительные условия решения задачи − условие неотрицательности переменных и линейность модели, остальные режимы работы принять по умолчанию.

После проведенной подготовительной работы можно запустить задачу на выполнение. В результате решения ячейки (В6:Е9) будут заполнены значениями объемов перевозок, которые обеспечивают минимальные суммарные затраты на транспортировку всего груза, а величина затрат выдается в ячейке В21.

 

Индивидуальные задания.

Вариант 1.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

2

4

5

7

9

300

А2

1

6

3

5

4

400

А3

6

3

2

1

10

900

 

Потребность

250

300

350

500

200

 

 

Вариант 2.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

7

4

15

9

14

120

А2

11

2

7

3

10

150

А3

4

5

12

8

17

100

 

Потребность

65

90

60

70

85

 

 

Вариант 3.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

2

4

5

7

9

300

А2

11

2

7

3

10

400

А3

4

5

12

8

17

900

 

Потребность

250

300

350

500

200

 

 

 

 

Вариант 4.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

2

10

15

14

4

150

А2

3

7

12

5

8

170

А3

21

18

6

13

16

260

 

Потребность

100

90

160

150

80

 

 

Вариант 5.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

14

8

17

5

3

120

А2

21

10

7

11

6

180

А3

3

5

8

4

9

230

 

Потребность

70

120

105

125

110

 

 

Вариант 6.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

12

9

7

11

6

175

А2

4

3

12

2

8

160

А3

5

17

9

4

11

180

 

Потребность

90

120

110

130

70

 

 

Вариант 7.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

3

8

7

11

15

260

А2

14

3

1

8

6

400

А3

9

5

16

7

12

240

 

Потребность

180

200

190

230

100

 

 

 

 

Вариант 8.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

 2

 4

 11

 5

 3

 250

А2

 8

 17

 13

 7

 6

 300

А3

 14

 10

 5

 8

 9

 270

 

Потребность

 120

 200

 190

 230

 80

 

 

Вариант 9.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

21

18

14

1

8

370

А2

7

11

10

5

12

450

А3

4

8

12

8

13

430

 

Потребность

300

230

330

290

100

 

 

Вариант 10.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

3

10

15

17

9

560

А2

2

16

3

15

4

570

А3

8

5

12

14

7

620

 

Потребность

250

300

350

500

350

 

 

Вариант 11.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

11

4

15

7

2

350

А2

20

196

7

14

5

350

А3

18

10

3

8

6

300

 

Потребность

180

220

230

270

100

 

 

 

Вариант 12.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

2

4

5

11

3

400

А2

12

8

6

14

11

370

А3

10

15

7

9

18

380

 

Потребность

250

200

290

260

150

 

 

Вариант 13.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

20

3

9

15

35

300

А2

14

10

12

20

46

150

А3

25

11

16

19

48

250

 

Потребность

150

100

150

100

200

 

 

Вариант 14.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

7

3

9

15

35

180

А2

14

10

12

20

46

100

А3

15

11

14

17

39

120

 

Потребность

100

60

90

70

80

 

 

Вариант 15.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

12

42

15

17

9

250

А2

16

60

13

15

4

125

А3

16

34

22

14

10

225

 

Потребность

120

110

80

190

100

 

 

 

 

Вариант 16.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

7

20

3

15

35

200

А2

3

16

10

20

41

100

А3

16

34

22

14

10

225

 

Потребность

120

110

80

190

100

 

 

Вариант 17.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

7

20

3

9

35

220

А2

3

14

10

12

42

100

А3

15

31

21

16

47

180

 

Потребность

70

110

80

100

140

 

 

Вариант 18.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

7

20

309

15

210

210

А2

3

14

10

12

20

140

А3

15

25

11

16

19

150

 

Потребность

80

120

90

110

100

 

 

Вариант 19.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

11

7

3

9

15

170

А2

12

3

10

12

20

120

А3

19

15

11

16

19

110

 

Потребность

90

60

100

80

70

 

 

 

 

Вариант 20.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

11

7

20

9

15

250

А2

12

3

14

12

20

200

А3

13

15

25

16

19

150

 

Потребность

75

125

150

50

200

 

 

Вариант 21.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

11

7

20

3

15

225

А2

12

3

14

10

20

250

А3

18

15

25

11

5

125

 

Потребность

150

110

135

85

120

 

 

Вариант 22.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

21

4

12

7

9

150

А2

11

16

3

5

13

200

А3

15

3

2

10

10

150

 

Потребность

80

110

60

140

110

 

 

Вариант 23.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

2

4

5

7

9

1000

А2

1

6

3

5

4

4000

А3

6

3

2

1

10

2000

 

Потребность

450

650

3200

500

2200

 

 

 

 

Вариант 24.

 

 

Пункты назначения

Наличие

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

Пункты отправления

А1

21

9

8

3

2

300

А2

11

6

32

5

12

400

А3

6

3

21

11

10

900

 

Потребность

250

300

350

500

200

 

 


Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!