ФЭА / Электроэнергетика / Экзамен по "Электрификация и автоматизация производств нефтегазовых предприятий"
(автор - student, добавлено - 3-08-2020, 22:15)
Электрификация и автоматизация производств нефтегазовых предприятий 1.Общие вопросы организации, эксплуатации электротехнического оборудования 2.Конструктивное исполнение электрооборудования. Климатические условия и условия размещения, способы охлаждения и конструктивное исполнение по способу монтажа 3.Электроустановки во взрывоопасных зонах. Электробезопасность электроустановок 4.Системы электропривода ротора 5.Электробур и его конструктивные особенности 6.Электропривод буровой лебедки. Характеристики и мощность электропривода 7.Система управления электроприводом спускоподъемного агрегата в режиме подъема 8.Система управления электроприводом спускоподъемного агрегата в режиме спуска 9.Электропривод буровых насосов. Режимы работы и требования к электроприводам 10.Регулируемый электропривод буровых насосов 11.Автоматический регулятор подачи долота 12.Электропривод вспомогательных механизмов буровых установок 13.Общая характеристика электроприводов станков качалок. Основные элементы глубинно-насосной установки 14.Система управления электроприводами станка-качалки 15.Основные элементы бесштанговой насоснойустановки. Погружные электродвигатели и станции управления 16.Электроснабжение установок с электроцентробежными насосами 17.Электропривод установок промысловых компрессорных станций. Схема управления и защиты бесщеточного синхронного двигателя 18.Электропривод технологических установок внутри промысловой перекачки нефти 19.Электропривод технологических установок водяных насосных станций. Системы поддержания пластового давления 20.Электрооборудование установок промысловой подготовки нефти
1.Общие вопросы организации, эксплуатации электротехнического оборудования Электрификация – это широкое внедрение в народное хозяйство и промышленное производство электрической энергии. Эксплуатация электроустановок должна осуществляться с минимальными материальными и трудовыми затратами. Для решения указанных задач необходимо организовать правильную эксплуатацию электроустановок. Одно из условий правильного ведения электрохозяйства промышленных предприятий – четкая структура управления. В настоящее время на промышленных предприятиях применяются две основные системы управления электрохозяйством: система децентрализованного управления и система централизованного управления. При системе децентрализованного управления электрохозяйством электроустановки находятся в ведении того производственного цеха, где они установлены. Эксплуатационный энергетический персонал состоит в штате производственного цеха, административно подчинен начальнику цеха. Ответственность за состояние и обслуживание внутрицеховых электроустановок несут начальник цеха, механик и энергетик (электрик) цеха. Объекты электрохозяйства общезаводского назначения, находятся в ведении главного энергетика предприятия. Система децентрализованного управления электрохозяйством преобладает на крупных и частично средних предприятиях. При системе централизованного управления эксплуатация и ремонт всех электроустановок предприятия, как общезаводского назначения, так и находящихся в производственных цехах, находятся в ведении одного электроцеха, подчиненного главному энергетику предприятия. Электротехнический персонал всего предприятия технически и административно подчинен главному энергетику. Централизованная система находит применение, как правило, на мелких предприятиях. При системе как децентрализованного, так и централизованного управления общие вопросы ведения электрохозяйства входят в функции отдела главного энергетика. Предприятия делятся: 1)на мелкие с установленной мощностью электроприемников до 5 МВт, 2)средние – 5-75 МВт, 3)крупные – 75 МВт и выше. Взаимоотношения промышленного предприятия с энергоснабжающей организацией регламентируются Правилами пользования электрической и тепловой энергией и другими нормативными документами. Согласно Правилам, пользование электрической энергией допускается только на основании договора, заключенного между энергоснабжающей организацией и промышленным предприятием, установки которого непосредственно присоединены к сетям энергоснабжающей организации. Промышленное предприятие, имеющее типовой договор с энергоснабжающей организацией, может присоединять к своим сетям электроустановки напряжением до 1000 В в пределах мощности, указанной в договоре, без дополнительного разрешения энергоснабжающей организации, а выше 1000 В – только с разрешения энергоснабжающей организации. Для обеспечения надежной и экономичной эксплуатации электроустановок промышленное предприятие обязано: 1)проводить проверку технического состояния, профилактические испытания и ремонт принадлежащих ему электроустановок и защитных средств, а также ремонт распределительных устройств и трансформаторных подстанций в объемах и в сроки; 2)совершенствовать схему электроснабжения; 3)обеспечивать необходимый учет электроэнергии; 4)соблюдать заданные энергоснабжающей организацией характеристики и уставки релейной защиты, системы автоматического повторного включения (АПВ), системы автоматического включения резерва (АВР) и согласовывать с энергоснабжающей организацией уставку автоматической частотной разгрузки (АЧР); 5)проводить мероприятия по регулированию суточного графика нагрузки, поддерживать экономичный режим работы электроустановок и заданный коэффициент мощности; 6)соблюдать установленные планы и режимы электропотребления и др. Энергоснабжающая организация несет ответственность в установленном порядке за качество отпускаемой потребителям электроэнергии. Потребители электрической энергии (кроме населения, сельскохозяйственных потребителей и перепродавцов) при регулировании тарифов делятся на две группы: I группа – промышленные и приравненные к ним потребители присоединенной мощностью 750 кВ·А и выше, при расчетах с которыми взимается плата за установленную в договоре мощность, участвующую в максимуме нагрузки энергосистемы и потребляемую электрическую энергию(двухставочный тариф); II группа– остальные потребители, при расчетахс которыми взимается плата за потребляемую электрическую энергию (одноставочный тариф). Плата за 1 кВт·ч установлена за отпущенную потребителю активную электроэнергию, учтенную расчетным счетчиком на стороне первичного напряжения головного абонентского трансформатора. На современных крупных предприятиях для эффективного учета, контроля и управления потреблением электроэнергии используются автоматизированные системы контроля и управления потреблением электроэнергии (АСКУЭ). Основными направлениями повышения эффективности использования электроэнергии промышленными предприятиями являются: 1)экономия электрической энергии; 2)управление электропотреблением.
2.Конструктивное исполнение электрооборудования. Климатические условия и условия размещения, способы охлаждения и конструктивное исполнение по способу монтажа Электрооборудованием называется совокупность электротехнических устройств, предназначенных для выполнения определенной работы. Для надежной и безопасной работы электрооборудования и электротехнических изделий их помещают в корпуса (оболочки), которые характеризуются определенной степенью защиты. Кроме того, эта защита предохраняет обслуживающий персонал от соприкосновения с движущимися частями, находящимися под напряжением Для обозначения степени защиты электрооборудования и электротехнических изделий по ГОСТ 14254-80 приняты буквы IP(International Protection), за которыми следуют две цифры. Первая цифра (от 0 до 6) указывает на степень защиты персонала от соприкосновения с токоведущими и движущимися частями электрооборудования, находящимися внутри оболочки, а также степень защиты встроенного в оболочку оборудования от попадания твердых тел. Вторая цифра (от 0 до 8) характеризует степень защиты электрооборудования, расположенного внутри оболочки, от проникновения жидкости. 1)Защищенное(IP21 – IP22); 2)каплезащищенное и брызгозащищенное(IP23 – IP24); 3)водозащищенное(IP55 – IP56); 4)пылезащищенное(IP65 – IP66); 5)закрытое(IP44 – IP54); 6)герметичное(IP67 – IP68); 7)взрывозащищенное. Электрооборудование, предназначенное для эксплуатации в определенных климатических условиях имеет следующее обозначение: 1)на суше, реках и озерах, в макроклиматических районах с умеренным климатом, имеет обозначение У; 2)с холодным – ХЛ; 3)влажным тропическим – ТВ; 4)сухим тропическим – ТС; 5)сухим и влажным тропическим – Т; 6)для всех макроклиматических районов на суше – О. Электрооборудование, предназначенное для установки на морских объектах имеет следующее обозначение:1)в макроклиматических районах с умеренно холодным морским климатом, имеет обозначение – М; 2)с тропическим морским – ТМ; 3)в неограниченных морских районах – ОМ; 4)для всех макроклиматических районов на суше и на море, обозначается буквой В. В зависимости от условий размещения предусматривается различное исполнение электрооборудования, которому также присваивается определенное обозначение: 1)на открытом воздухе, имеет обозначение 1; 2)в закрытом помещении, где температура и влажность воздуха несущественно отличаются от наружного воздуха – 2; 3)в закрытом помещении, где колебание температуры и влажности воздуха, а также воздействие песка, пыли существенно меньше, чем на открытом воздухе, – 3; 4)в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями (закрытые отапливаемые помещения) – 4; 5)в помещениях с повышенной влажностью – 5. Под конструктивным исполнением понимают расположение составных частей электрооборудования относительно элементов крепления (подшипников и конца вала), под способом монтажа – пространственное положение на месте установки. Условное обозначение состоит из латинских букв IM (International Mounting) и четырех цифр. Первая цифра обозначает конструктивное исполнение электрических машин и определяет их группу (IM1 – IM9). Наиболее распространены группы: 1)IM1 – электродвигатели на лапах с подшипниковыми щитами; 2)IM2 – на лапах с двумя подшипниковыми щитами и фланцем на одном или обоих подшипниковых щитах; 3)IM3 – без лап с фланцем на одном или двух подшипниковых щитах; 4)IM4 – без лап с фланцем на станине. Охлаждение электрооборудования – это процесс отвода выделяющегося в них тепла с помощью хладагентов (жидкостей или газов). Система охлаждения может состоять из одной или двух цепей для циркуляции хладагентов. Электродвигатели классифицируются по способу охлаждения в зависимости от устройства цепи для циркуляции хладагента и способа его перемещения. Условное обозначение способов охлаждения содержит буквы IC (International Cooling) и для каждой цепи циркуляции группу знаков из одной буквы, обозначающей вид хладагента, и двух цифр. Буквой А, например, обозначают воздух, W – воду. Первая цифра (0-9) обозначает устройство цепи циркуляции хладагента. Например, 0 – свободная циркуляция, когда хладагент свободно подводится к двигателю из окружающей среды и свободно в нее возвращается; 4 - охлаждение при помощи наружной поверхности двигателя, когда первичный хладагент циркулирует по замкнутой системе и отдает свое тепло через поверхность корпуса вторичному хладагенту - окружающей среде. Вторая цифра (0-9) обозначает способ перемещения хладагента. Например, 0 – свободная конвекция, когда движение хладагента осуществляется за счет разности температур, а вентилирующее действие ротора незначительно; 1 – самовентиляция, при которой движение хладагента осуществляется вентилирующим действием ротора или при помощи вентилятора на его валу; 7 – перемещение при помощи отдельного и независимого устройства или подачей хладагента под давлением,
3.Электроустановки во взрывоопасных зонах. Электробезопасность электроустановок Технологические процессы добычи, подготовки и транспорта нефти и газа связаны с опасностью образования взрывоопасной среды в определенных зонах технологических установок. Взрывоопасной зоной называют помещение или ограниченное пространство в помещении или наружной установке, в которых имеются или могут образоваться взрывоопасные смеси. Во взрывоопасных зонах установок должно применяться специальное взрывозащищенное, а также специальные виды прокладки проводов и кабелей. Взрывоопасные паро- и газовоздушные смеси классифицируют по группам Т1 – Т6 исходя из температуры их самовоспламенения, т.е. температуры, до которой должна быть равномерно нагрета смесь, чтобы она воспламенялась без воздействия на нее открытого пламени. Согласно ПУЭ взрывоопасные зоны помещений установок делятся на шесть классов. Зоны помещений нефтяной и газовой промышленности характеризуются в основном четырьмя классами – В-1, B-la, B-16 и В-1г. В зоны класса В-1 входят помещения, в которых взрывоопасные смеси могут образоваться при нормальных недлительных режимах работы, например при загрузке, или разгрузке технологических аппаратов, хранении или переливании легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, находящихся в от крытых сосудах. К классу В-1a относятся помещения, в которых образование взрывоопасных смесей возможно лишь при авариях и неисправностях. В класс В-1бвходят те же зоны помещений, что и в класс В-la, но имеющие следующие особенности: 1)горючие газы в этих зонах обладают высоким нижним концентрационным пределом воспламенения (15 % и более) и резким запахом; 2)образование в помещениях в аварийных случаях общей взрывоопасной концентрации по условиям технологического процесса исключается, возможна лишь местная взрывоопасная концентрация. К зоне класса В-1г относятся пространства у наружных установок, содержащих взрывоопасные газы, пары и легковоспламеняющиеся жидкости (например, газгольдеры, емкости, сливно-наливные эстакады и т.д.), где появление взрывоопасных смесей возможно только в результате аварии или неисправности. Взрывозащищенным называется электрооборудование, в котором предусмотрены конструктивные меры по исключению или затруднению возможности воспламенения окружающей взрывоопасной среды, прошедшее специальные испытания по взрывозащите. Взрывозащищенное электрооборудование различается по уровню взрывозащиты, группам и температурным классам. Установлены следующие уровни взрывозащиты электрооборудования: 1)электрооборудование повышенной надежности против взрыва (знак уровня 2); 2)взрывобезопасное электрооборудование (знак уровня 1); 3)особо взрывобезопасное электрооборудование (знак уровня 0). Электрооборудование повышенной надежности против взрыва – это взрывозащищенное электрооборудование, в котором взрывозащита обеспечивается только в признанном нормальным режиме работы. Взрывобезопасное электрооборудование – это взрывозащищенное электрооборудование, в котором взрывозащита обеспечивается как при нормальном режиме работы, так и при признанных вероятных повреждениях, определяемых условиями эксплуатации, кроме повреждений средств взрывозащиты. Если же во взрывозащищенном электрооборудовании по отношению к взрывобезопасному электрооборудованию приняты дополнительные средства взрывозащиты, то такое электрооборудование относится к уровню особо взрывобезопасного электрооборудования. Вид взрывозащиты – это установленная совокупность средств взрывозащиты. Для взрывозащищенного электрооборудования установлены следующие виды взрывозащиты: Взрывонепроницаемая оболочка выдерживает максимальное давление при взрыве внутри нее без повреждения и обеспечивает локализацию пламени, т.е. внутреннее воспламенение не может распространиться через зазоры и отверстия в окружающую взрывоопасную среду. Заполнение или продувка оболочки под избыточным давлением защитным газом. Части такого электрооборудования помещаются в плотно закрытые оболочки, продуваемые чистым воздухом или инертным газом при помощи специальной системы вентиляции. При этом внутри оболочек создается избыточное давление воздуха, препятствующее проникновению взрывоопасных смесей из окружающей среды. Искробезопасная электрическая цепь выполняется таким образом, чтобы электрический разряд или ее нагрев не мог воспламенить взрывоопасную среду при установленных условиях испытания. Этот вид защиты обеспечивается специальными искрозащитными элементами (ограничительные, шунтирующие и разделительные). Кварцевое заполнение оболочки обеспечивает получение достаточного защитного слоя заполнителя вокруг токоведущих и находящихся под напряжением частей электрооборудования. При этом виде защиты в качестве заполнителя используется сухой кварцевый песок с регламентируемым составом и электрическими характеристиками. Масляное заполнение оболочки. Взрывозащищенное оборудование в этом исполнении изготовляется таким образом, что все его искрящие и неискрящие токоведущие части помещены в трансформаторное масло или другую жидкость, свойства которой соответствуют свойствам этого масла. Основным критерием электробезопасности эксплуатации электроустановок являются предельно допустимые уровни тока, протекающего через тело человека в течение определенного времени. К потенциально опасным частям электроустановок, на которых могут возникнуть опасные потенциалы, относятся: 1)металлические частиэлектротехнического оборудования и изделий; 2)металлические опорные, ограждающие и другие конструкции, находящиеся в непосредственном соприкосновении с частями электрооборудования; 3)металлические строительные и стационарно установленные конструкции и оборудование, трубопроводы всех назначений, рельсы крановых и железнодорожных путей и т.п. Все потенциально опасные части должны быть заземлены или занулены либо к ним должны быть применены другие меры защиты людей от поражения электрическим током при повреждении изоляции в соответствии с требованиями ПУЭ. Для защиты людей от поражения электрическим током применяют следующие меры: заземление, зануление, защитное отключение, малое напряжение, защитное разделение сети, двойную изоляцию, уравнивание потенциалов, выравнивание потенциалов. Выбор защитных мер должен производиться в зависимости от следующих факторов: режима работы нейтрали электроустановок, номинального напряжения сети, категории опасности помещений, технико-экономической целесообразности. Заземление следует применять во всех электроустановках напряжением выше 1 кВ, а также электроустановках до 1кВ с изолированной нейтралью. Зануление – в электроустановках до 1 кВ с заземленной нейтралью. Защитное отключение рекомендуется применять в электроустановках до 1 кВ с любым режимом нейтрали, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, где высока вероятность прикосновения к токоведущим частям или по каким-либо причинам трудно осуществить надежное заземление и зануление. Малое напряжение, защитное разделение сети, двойную изоляцию следует применять в электроустановках до 1 кВ, где имеется техническая возможность и экономическая целесообразность, и, как правило, для отдельных электроприемников. Выравнивание и уравнивание потенциаловрекомендуется в качестве дополнительной меры с целью снижения напряжения прикосновения в электроустановках, в которых применяются заземление и зануление.
4.Системы электропривода ротора В буровых установках раннего выпуска и рассчитанных на небольшие глубины бурения применяется групповой электропривод лебедки и ротора. Так как приводная мощность лебедки значительно больше приводной мощности ротора, приводные двигатели при роторном бурении оказываются недогруженными. Во вновь разрабатываемых установках предусмотрен индивидуальный электропривод ротора. Схема индивидуального электропривода ротора по системе генератор – двигатель буровой установки приведена на рис. 4.2. Генератор ротора ГР (400 кВт, 460 В) входит в состав трехмашинного преобразовательного агрегата, вращаемого синхронным двигателем СДА (500 кВт, 6 кВ, 1000 об/мин). ГР питает двигатель постоянного тока привода ротора (250 кВт, 330 В). Обмотка возбуждения генератора ОВГР питается от реверсивного однофазного тиристорного преобразователя ТПВГ, управляемого магнитным усилителем МУ, а обмотка возбуждения двигателя ОВДР – от нереверсивного однофазного тиристорного преобразователя ТПВД, который управляется своим магнитным усилителем МУ2. В качестве датчика скорости ротора используется тахогенератор постоянного тока ТГ. Двигатель ДР вращает ротор через двухскоростную механическую передачу, что дает возможность обеспечить требуемые скорости и моменты как в рабочем, так и в аварийных режимах В схеме управления предусмотрены защиты и блокировки от превышения тока в якорной цепи машин ГР и ДР, исчезновения поля ДР, отключения асинхронных двигателей вентиляторов охлаждающих ДР и ГР. При указанных нарушениях работы привода автоматически отключается питание обмоток возбуждения генератора и двигателя, что делает невозможной дальнейшую работу. Путем применения различных обратных связей в системе автоматического управления формируются требуемые статические и динамические характеристики привода. В случае привода ротора от двигателя постоянного тока все рабочие режимы обычно обеспечиваются при неизменном передаточном числе от двигателя к ротору. Передаточное число выбирают исходя из условия минимума приведенного момента инерции и приемлемых массы и габаритов привода. Если перегрузочная способность двигателя недостаточна для обеспечения аварийных режимов, то в этом случае коробка перемены передач должна содержать еще одну передачу (низшую). Передаточное число этой передачи выбирают таким образом, чтобы момент сопротивления на валу двигателя при аварийном режиме не превышал допустимых значений. Многие задачи привода ротора могут быть решены путем применения электромагнитной муфты, устанавливаемой между приводными двигателями и ротором. Пуск и регулирование частоты вращения ротора связаны с потерями энергии в электромагнитной муфте, вызывающими ее нагрев. В случае необходимости большого диапазона и плавного изменения частоты вращения ротора электромагнитные муфты с водяным охлаждением могут обеспечить надежную работу. Возможность плавного регулирования частоты вращения в диапазоне, определяемом допустимыми потерями в муфте, позволяет в данном случае на каждой механической и электрической ступени иметь дополнительное плавное регулирование частоты вращения в ограниченном диапазоне. Это обеспечивает довольно широкий диапазон регулирования частоты вращения ротора. Кроме регулирования частоты вращения ротора электромагнитные муфты обеспечивают ограничение передаваемого момента, а, следовательно, и защиту бурильных труб от поломки, а также придают большую гибкость приводу ротора при выполнении аварийных работ, связанных с освобождением из скважины упущенного бурового инструмента. Они обеспечивают плавное закручивание и раскручивание бурильных труб, и возможность кратковременного получения высоких значений моментов на низких скоростях при ликвидации аварий. В зависимости от системы и вида привода лебедки и ротора могут применяться различные схемы электромагнитных муфт. В последних разработках для питания двигателя ротора используются силовые тиристорные преобразователи. Функциональная схема управления электроприводом ротора по системе ТП-Д показана на рис 4.3, а. Она аналогична схеме управления электроприводом бурового насоса. Отличие состоит в наличии узла ограничения УО, с помощью которого изменяется уставка UЗТ задания тока якоря двигателя ротора. Благодаря узлу УО в рабочем диапазоне достигается мягкая механическая характеристика электропривода (рис 4.3, б). Точке А характеристики соответствует максимальное, а точке В - минимальное значение UЗТ.
5.Электробур и его конструктивные особенности В настоящее время объем бурения электробурами составляет 2,5–5% общего объема бурения скважин. Схема установки для бурения электробуром показана на рис. 5.1. Долото 1 с электробуром 2 опускается в скважину на бурильных трубах 3. Внутри каждой трубы вмонтирована кабельная секция, состоящая из отрезка кабеля 4, контактного стержня и муфты. Муфта и стержень закреплены в замковом соединении трубы. Электроэнергия от распределительного устройства 14 через трансформатор 15 и станцию управления 16 с помощью наружного кабеля 9 через токоприемник 8, кабельную секцию в ведущей трубе 7 и двухжильный шланговый резиновый кабель с гибкими медными жилами (2x35 мм2) или (2x50 мм2) подводится к электробуру. В качестве третьего провода в системе питания двигателя электробура используют бурильные трубы. Шланговый кабель выполнен из отдельных отрезков (секций), которые автоматически соединяются электрически в одно целое при свинчивании бурильных труб. Для этой цели каждый от резок кабеля, снабженный на одном конце контактным стержнем, а на другом – контактной муфтой, закреплен внутри труб на опорах, установленных в замковом соединении бурильных труб. Буровой раствор, прокачиваемый через буровой шланг 10, вертлюг 11, ведущую трубу 7, бурильные трубы, полый вал электробура, долото выходит в затрубное пространство. Вращение бурильных труб для производства вспомогательных операций осуществляется при помощи ротора 5. Нагрузка на долото создается силой тяжести бурильных труб. Для подачи долота на забой служит автоматический регулятор подачи долота 13, связанный, цепной передачей с буровой лебедкой 12. Для управления электробуром служит пульт 6, установленный у рабочего места бурильщика. Электробур (рис. 5.3) состоит из двух основных частей: погружного двигателя и шпинделя с пятами для передачи нагрузки на долото. Вал двигателя соединен с валом шпинделя зубчатой соединительной муфтой. Верхняя часть электробура имеет переводник для захвата его элеватором, а внизу наружу выходит вал шпинделя, на который навинчивают долото. Двигатель работает в скважине на большой глубине в среде бурового раствора, давление которого может достигать 40–50 МПа. Для предохранения двигателя электробура от проникновения бурового раствора, который может вызвать повреждение изоляции обмоток и преждевременный абразивный износ его узлов и деталей, применяют систему масляной защиты. Внутреннюю полость двигателя электробура заполняют трансформаторным маслом, давление которого превышает на 0,05–0,25 МПа давление окружающей среды. Герметизацию внутренней полости двигателя электробура обеспечивают торцовые уплотнения вращающихся валов и резиновые кольца в неподвижных соединениях (резьба корпусов и т. д.). Современный серийный двигатель электробура – асинхронный двигатель высокого напряжения с короткозамкнутым секционированным ротором. Статор двигателя размещен в цилиндрических корпусах, соединенных между собой коническими резьбами. В корпусе статора запрессованы пакеты магнитной стали, чередующиеся с немагнитными пакетами. Обмотка статора расположена в пазах. Ее выводные концы соединены кабелем с контактным стержнем, при помощи которого двигатель подключен к кабелю, расположенному в бурильных трубах. Ротор двигателя имеет полый вал с центральным каналом для прохода бурового раствора. Лубрикаторная система, которая служит для создания внутри двигателя избыточного давления, компенсации утечки масла через уплотнения и изменения объема масла при нагревании, обычно состоит из трех труб, расположенных в верхней части двигателя. Две трубы заполнены трансформаторным маслом и сообщаются с внутренней полостью двигателя, третья, заполняемая более вязким маслом, соединена с центральной частью верхнего сальника. При проектировании двигателей электробуров стремятся добиться максимальной мощности при наименьших габаритных размерах, определяемых диаметром долота и технологией бурения. Синхронную частоту вращения двигателя по нормам не должна превышать 1000 об/мин. С точки зрения улучшения отработки долот, целесообразно, чтобы их частота вращения при толчках нагрузки мало изменялась. Вследствие этого двигатели электробуров должны иметь жесткую механическую характеристику и значительную кратность максимального момента. Электробур получает питание от сети 6 кВ через ячейку с выключателем распределительного устройства высокого напряжения и трансформатор, понижающий напряжение до необходимой величины, которая зависит от длины токоподвода к двигателю электробура. Поэтому у применяемых для этой цели трансформаторов имеются отводы на первичной и вторичной обмотках; необходимое напряжение устанавливают при помощи переключателей, смонтированных внутри трансформатора. Вторичную обмотку трансформатора присоединяют кабелем к неподвижным контактам разъединителя 1 отсека высокого напряжения комплектного устройства УЗЭБ-80 (рис. 5.4). Комплектное устройство УЗЭБ-80 обеспечивает: 1)включение и отключение электробура, быстродействующую защиту системы «токопровод – электробур» от токов двухфазного и трехфазного короткого замыкания; 2)защиту двигателя электробура с выдержкой времени при его перегрузке по току и при заклинивании долота, отключение электробура при обрыве в цепях системы «токопровод – электробур»;3)ручную блокировку защит от коротких замыканий, обрывов в цепях системы «токопровод – электробур», перегрузки и заклинивании электробура; 4)контроль цепи и сопротивления изоляции «токопровод – электробур» при спуско-подъемных операциях;5)визуальный контроль положения разъединителя, напряжения цепи питания электробура, силы тока двигателя электробура в каждой фазе и мощности при бурении по вольтметрам, амперметрам и ваттметрам; 6)переключение пределов измерения токов и мощности двигателя электробура; возможность регистрации мощности электробура в процессе эксплуатации; 7)запрет повторного включения при аварийных отключениях; 8)сигнализацию о готовности схемы к включению электробура, о перегрузке электробура по току и кратковременной заклинке долота, об отключении электробура защитами и об аварийных ситуациях в системе токоподвода. Комплектное устройство (рис. 5.4) в высоковольтном отсеке содержит разъединитель 1, предохранители 2, контактор 3, трансформаторы напряжения 4 и установленные на выходе силовой цепи к двигателю 5 электробура, вращающего долото 6, трансформаторы тока 7. Устройство 8 контроля сопротивления изоляции и отсутствия обрыва токоподвода и устройство 9 токовой защиты связаны с блоком 10 управления контактором 3. При отсутствии нарушений токоподвода, фиксируемых по индикаторам 11, 12, перед включением электробура по сигналам аппаратов 13 ручного управления загорается лампа индикатора 14, разрешающего включения. Блок индикации также содержит амперметры 15, вольтметр 16 и индикаторы 17, 18 и 19 срабатывания токовой защиты при перегрузках, заклинках и коротких замыканиях. Устройство контроля за режимом бурения по показаниям наземных приборов содержит датчик 20 напряжения на электробуре, измерительный преобразователь 21 мощности, задатчик 22 мощности холостого хода электробура, индикатор 23 мощности на долоте и регистрирующий прибор 24. Это устройство позволяет существенно улучшить контроль за режимом бурения и производительность при бурении электробуром. Основной особенностью схемы комплектного устройства УЗЭБ-80 является наличие логического блока управления 10, который управляет промежуточным реле. Контакты последнего находятся в цепи катушки высоковольтного контактора 3, включающего и выключающего двигатель электробура. 6.Электропривод буровой лебедки. Характеристики и мощность электропривода Помимо главных операций – непосредственно подъема или опускания бурильных труб при помощи буровой лебедки часто осуществляют свинчивание и развинчивание труб, их перенос и установку, подъем и опускание незагруженного элеватора, подачу долота на забой и пр. При наличии уменьшающегося момента статического сопротивления на валу двигателя некоторой мощности Р наибольшая производительность лебедки может быть достигнута, если по мере подъема труб скорость подъема будет увеличиваться, т. е. будет выполнено условиеР = МСωб/η= const, (5.1) где МС – момент на валу барабана лебедки; ωб – частота вращения барабана лебедки; η – к. п. д. передач от двигателя к барабану лебедки. Передаточные числа, число передач и диапазон регулирования частоты вращения электродвигателя выбираются обычно таким образом, чтобы общая характеристика привода была близка к кривой постоянной мощности. Частоту вращения барабана лебедки (скорости подъема груза) для выполнения условия (5.1) можно изменять ступенчато при помощи многоскоростных трансмиссий, либо бесступенчато при помощи турботрансформаторов или электропривода с широким диапазоном регулирования частоты вращения. Возможно также уменьшение числа ступеней механической передачи до двух при наличии электропривода с ограниченным диапазоном регулирования частоты вращения. При бесступенчатом изменении скорости подъема упрощается и становится дешевле лебедка, однако ее привод становится сложнее и дороже; при ступенчатом изменении повышаются сложность и стоимость лебедки, но уменьшается сложность и стоимость привода. Технико-экономические расчеты показывают, что чем больше глубина бурения, тем эффективнее применение регулируемого электропривода. В выпускавшихся ранее буровых установках электропривод лебедки осуществлялся асинхронными двигателями с фазным ротором. Двигатель лебедки должен обладать достаточно большим максимальным моментом для получения больших ускорений при разгоне труб на высших скоростях лебедки, а также для освобождения бурильной колонны в случае прихвата ее породой. Кратность максимального момента λ = 2,5-2,8 можно считать достаточной. Двигатели лебедки мощностью до 200–250 кВт целесообразно выбирать на напряжение 380, 500 или 660 В, так как для управления цепями статора этих двигателей можно применить контакторную аппаратуру низкого напряжения. При мощности двигателей более 250 кВт целесообразно выбирать их на напряжение 6 кВ, что позволяет устранить промежуточную трансформацию напряжения. В результате технико-экономического сравнения вариантов электропривода буровой лебедки может оказаться, что наиболее целесообразным является электропривод постоянного тока. Этот электропривод можно сделать безредукторным. Применение безредукторного привода позволяет существенно упростить конструкцию лебедки и устранить ряд звеньев (цепные передачи, подшипники, шинно-пневматические муфты), более всего подверженных износу. Связь приводного двигателя непосредственно с барабаном лебедки позволяет использовать двигатель и в качестве электротормоза. Точно определить мощность Рдл двигателей лебедки трудно, поскольку эти двигатели при спускоподъемных операциях работают в повторно-кратковременном режиме с переменной продолжительностью цикла и переменным моментом статического сопротивления на валу. Наиболее простой для предварительного определения потребляемой мощности (в кВт) двигателя является формула (5.2) где QН — номинальная грузоподъемность на крюке, кН; VКР.О=0,4–0,5 м/с – установившаяся скорость подъема крюка с номинальной нагрузкой, соответствующая оптимальному значению мощности; ηпу – 0,7-0,8 – к. п. д. подъемной установки от вала двигателя до крюка при номинальной грузоподъемности; λ – 1,2-1,3 – коэффициент возможной перегрузки двигателей.
7.Система управления электроприводом спускоподъемного агрегата в режиме подъема Электропривод буровой лебедки буровых установок раннего выпуска оснащен асинхронными электродвигателями с фазным ротором и релейно-контакторными системами переключения ступеней сопротивлений в цепи ротора. Для уменьшения числа ступеней в последней ступени используется активно-индуктивный контур. Для расширения диапазона регулирования частоты вращения используется система автоматического регулирования тока возбуждения муфты с обратными связями. В приводе буровых установок электромагнитные муфты применяются для оперативного соединения приводного вала лебедки с двигателем, соединения двигателей (в первую очередь внутреннего сгорания) с групповой трансмиссией, в качестве пусковой муфты в приводе лебедки от постоянно вращающихся двигателей (синхронных или асинхронных с коротко-замкнутым ротором) и т.д. В установках наземного бурения с глубиной скважин до 5000 м при централизованном электроснабжении применяется асинхронный электропривод буровой лебедки с тиристорным регулятором скольжения (АД-ТРС). В цепь ротора двигателя МЛ (рис. 6.1 а) включен трехфазный управляемый выпрямитель UZ, собранный по мостовой схеме, нагрузкой которого служат пусковые резисторы R1 – R3, шунтируемые в процессе пуска тиристорами VS1 - VS3. Суммарное сопротивление пусковых резисторов выбрано из условия обеспечения стопорного момента двигателя, равного (1,5-1,6)·Мном, при полностью открытом выпрямителе. Плавность пуска обеспечивается путем управления тиристорами выпрямителя. Плавное открытие выпрямителя UZвыводит двигатель на некоторую промежуточную частоту вращения, определяемую суммарным сопротивлением резисторов. Для дальнейшего разгона в схеме пусковых резисторов введены три шунтирующих тиристора VS1 - VS3, которые включаются по сигналу, соответствующему полному открытию тиристорного выпрямителя UZ. Переход на новое значение пускового сопротивления не дает существенных пиков тока ротора и момента двигателя, так как управляющие импульсы в результате действия обратной связи по напряжению закрывают тиристорный выпрямитель. Последний шунтирующий тиристор VS3 окончательно шунтирует резистор R3 и выводит двигатель на характеристику, близкую к естественной. Так как по окончании пуска резисторы (R1 – R3) полностью зашунтированы, в установившемся режиме скольжение двигателя равно 2 % вместо 7-10 %, имеющих место при пуске с активно-индуктивным сопротивлением. Таким образом, схема с тиристорным регулятором скольжения позволяет не только повысить производительность электропривода буровой лебедки и исключить из схемы силовые контакторы, но и дает существенную экономию электроэнергии вследствие уменьшения сопротивления роторной цепи двигателя. Управление электроприводом осуществляется сельсинным командоаппаратом СКАР. Для стабилизации характеристик используется обратная связь по скорости. Сигнал от датчика скольжения ДСК подается в систему импульсно-фазового управления тиристорами СИФУ и регулятор скольжения РСК. Система управления шунтирования резисторов СУШ управляется от логического устройства ЛУ В свою очередь, СИФУ и СУШ получают управление от генератора импульсов высокой частоты ГВЧ.
8.Система управления электроприводом спускоподъемного агрегата в режиме спуска При отсутствии возможности торможения приводным двигателем на буровых установках применяются электромагнитные тормоза индукционного или ферропорошкового типа. Управление током возбуждения индукционного тормоза ЭМТ (рис. 6.2) осуществляется от тиристорного преобразователя ТП. Задающий сигнал поступает в суммирующий усилитель СУ от сельсинного командоаппарата СК, обратная связь по току – с добавочного сопротивления в цепи обмотки возбуждения ОВ ЭМТ, обратная связь по скорости – с тахогенератора BR. Управление тиристорным преобразователем осуществляется от системы импульсно-фазового управления СИФУ. Схема управления электромагнитным тормозом обеспечивает свободный разгон КБТ под действием собственного веса, автоматическое поддержание заданной установившейся скорости, интенсивное торможение КБТ при подходе к столу ротора. Перед началом спуска КБТ удерживается во взвешенном состоянии механическим тормозом. Тиристоры остаются закрытыми отрицательным смещением суммирующего усилителя. Сельсинный командоаппарат СКА находится в нулевом положении. При снятии механического тормоза начинается быстрый разгон колонны и в обмотке обратной связи по скорости появляется ток, что вызывает быстрый рост тока возбуждения ЭМТ и, следовательно, его тормозного момента. Скорость увеличивается до тех пор, пока тормозной момент не достигнет значения, равного статическому моменту, после чего скорость поддерживается постоянной. При подходе элеватора к роторному столу система переводится в режим замедления (форсирование возбуждения) при помощи СКА, с помощью которого оператор устанавливает необходимое значение тормозного момента. После остановки КБТ рукоятка СКА возвращается в исходное положение. Установка скорости спуска регулируется бурильщиком вручную в зависимости от конкретных условий. Структура системы управления ферропорошковым тормозом аналогична рассмотренной для индукционного тормоза, однако дополнена аппаратурой, позволяющей использовать тормоз в качестве пассивного регулятора подачи долота. Схема управления тормозом (рис. 6.3) построена на диоднотиристорным регуляторе, выполненном в виде двухфазного однополупериодного выпрямителя на диодах VD3 и VD4, к выходу которого последовательно с обмоткой возбуждения тормоза ОБ (ТЭП) подключен регулирующий тиристор VS1. Управляющий электрод тиристора VS1 зашунтирован вспомогательным тиристоромVS2, цепь управления которого подключена к узлу задания нагрузки на долото, а управляющий электрод шунтирован тиристором VS3, цепь управления последнего соединена с узлом скорости спуска, состоящим из ряда последовательно включенных стабилитронов VD6 - VD10 и тахогенератораBR, установленного на валу тормоза. Поскольку ферропорошковый тормоз имеет большую постоянную времени и при его выключении бурильщику трудно оперативно управлять лебедкой, схема предусматривает интенсификацию размагничивания тормоза путем подачи в обмотку возбуждения напряжения обратной полярности через диоды VD1, VD2. Значительная пульсация выпрямленного тока, характерная для однополупериодного выпрямителя, в данном случае играет положительную роль, предотвращая слипание частичек ферромагнитного порошка. Диод VD5 служит для того, чтобы сигнал от тахогенератора не поступал в систему управления тормозом при подъеме КБТ. Система управления тормозом обеспечивает регулирование скорости спуска КБТ в диапазоне 0,5…2,5 м/с.
9.Электропривод буровых насосов. Режимы работы и требования к электроприводам Буровой насос служит для создания циркуляции промывочной жидкости, очищающей забой и передающей энергию турбине при турбинном способе бурения. Оптимальный режим работы насосной установки характеризуется постоянством развиваемой насосами мощности, равной номинальной: pQ = const. Приблизиться к режиму постоянства мощности можно следующим образом: 1)при нерегулируемом приводе – путем применения цилиндрических втулок разного диаметра. Этот режим работы характеризуется зависимостью подачи Q насоса от давления р на выходе и диаметра втулки; 2)при регулируемом приводе – использованием в начале бурения втулки малого диаметра при частоте вращения приводного вала больше номинальной, а затем по мере повышения давления путем снижения частоты вращения привода сохранить равенство pQ = const Регулирование подачи насоса необходимо в осложненных условиях бурения, а также при восстановлении циркуляции. Таким образом, для бурового насоса целесообразно применять регулируемый электропривод, причем регулирование следует выполнять при постоянном моменте, определяемом допустимым давлением в гидравлической системе буровой установки. Таким образом, требуемый диапазон регулирования частоты вращения бурового насоса обусловлен следующими технологическими требованиями: 1)возможностью плавного пуска бурового насоса как при отсутствии давления в нагнетательном трубопроводе, так и при противодавлении, создаваемом другим работающим насосом; 2)возможностью работы в большей части интервала скважины в режиме максимального давления, соответствующем наиболее целесообразному технологическому процессу проводки скважины; 3)целесообразностью облегчения процесса восстановления циркуляции и операций по ликвидации аварий и осложнений; 4)возможностью снижения уровня пульсаций давления в нагнетательном трубопроводе. Мощность приводного двигателя насоса определяют по формуле (7.1) где QT - максимальная теоретическая подача, м3/с; р - полное давление нагнетания при максимальной подаче, Па; φп – коэффициент подачи; ηн– полный КПД насоса; ηпн – КПД передачи между двигателем и насосом; а – коэффициент, учитывающий возможность длительной перегрузки насоса. Поскольку режим работы насоса продолжительный, двигатель насоса выбирают так, чтобы его номинальная мощность была несколько больше мощности, вычисленной по формуле (7.1). В отечественной практике для буровых насосов, как правило, используют однодвигательный привод.
10.Регулируемый электропривод буровых насосов Для привода буровых насосов установок, рассчитанных на средние глубины бурения, используют систему электропривода с частичным регулированием скорости по схеме АВК, обеспечивающего экономичное регулирование скорости в основных рабочих режимах в пределах от 100 до 50 % номинальной, причем энергия скольжения возвращается в электрическую сеть. При этом под частично регулируемым понимают электропривод, обеспечивающий плавный пуск и кратковременное или в ограниченном диапазоне экономичное регулирование скорости. АВК (рис. 7.3) состоит из асинхронного двигателя М, приводящего в движение буровой насос БН; трехфазного выпрямительного моста UZ1, преобразующего энергию скольжения двигателя в энергию постоянного тока; инвертора UZ2, с помощью которого энергия постоянного тока преобразуется в энергию переменного тока, возвращаемую через трансформаторTV3 и разъединитель QS2 в сеть. Регулирование скорости двигателя осуществляется изменением противоЭДС инвертора UZ2. Двигатель подключается к сети при введении в цепь ротора пускового резистора RП с одновременным введением в цепь ротора максимального значения противо ЭДС инвертора. При этом разгон двигателя до половины номинальной скорости осуществляется изменением противо ЭДС инвертора, после чего контактор КМ шунтирует пусковой резистор. Дальнейший разгон двигателя происходит по схеме вентильного каскада. Скорость регулируется сельсинным командоаппаратом СК, сигнал от которого поступает на задатчик интенсивности ЗИ, формирующий темп нарастания скорости двигателя. В системе управления электроприводом предусмотрены обратные связи по скорости (тахогенератор BR) и току (трансформатор тока ТА, датчик тока ДТ, блок нелинейной обратной связи по току НОСТ), с помощью которых формируются требуемые механические характеристики. Значение скорости двигателя, при которой производится шунтирование пускового резистора, устанавливается задатчиком. Выходной сигнал блока сравнения сигналов ССС1 (ССС2) в первом случае воздействует на релейно-контакторную схему РКС, а во втором - на автоматический выключатель QF1. Управление инвертором осуществляется блоками системы импульсно-фазового управления СИФУ и формирования импульсов ФИ. Схема управления АВК имеет надежную защиту от коротких замыканий с помощью автоматических выключателей QF2, QF3 и от перенапряжений блоками БЗП1 и БЗП2. Питание устройств системы управления АВК осуществляется от блока питания БП. В буровых установках для бурения скважин глубиной 6,5-10 км для электропривода буровых насосов типа У8-7 используются двигатели постоянного тока, управляемые по системе тиристорный преобразователь – двигатель (ТП-Д) (рис.7.4,а). Система управления электроприводом построена по принципу подчиненного управления и включает в себя контур регулирования ЭДС двигателя и подчиненный ему контур регулирования тока. Регулятор ЭДС – пропорциональный (П-регулятор), тока -пропорционально-интегральный (ПИ-регулятор). В системе управления электроприводом используется блок регуляторов БР и блок датчиков. Блок регуляторов включает в себя гальваническую развязку РГ, фазочувствительный выпрямитель ФВ, задатчик интенсивности ЗИ, регулятор ЭДС РЭ и регулятор тока РТ. Блок датчиков содержит. Датчик тока ДТ и датчик напряжения ДН. Управление электроприводом осуществляется с пульта управления насосом сельсинным командоаппаратом СК. Воздействуя на систему управления тиристорным преобразователем ТП, плавно регулируют скорость двигателя М. В некоторых электроприводах буровых насосов регулирование скорости осуществляется ослаблением магнитного потока двигателя. В этом случае в цепь обмотки возбуждения двигателяLM включается устройство регулирования тока возбуждения. Регулируемый электропривод бурового насоса может быть также реализован на базе вентильного двигателя (рис. 7.5). Электропривод состоит из преобразователя частоты ПЧ со звеном постоянного тока 3 и синхронного двигателя 5. Для управления инвертором 4 используется бесконтактный датчик положения ротора двигателя 7. Выпрямленное напряжение через сглаживающий реактор РФ подается на вход инвертора, тиристоры которого отпираются импульсами, вырабатываемыми системой управления 9 в зависимости от сигналов датчика положения ротора. Ток возбуждения вентильного двигателя регулируется с помощью возбудителя 6. В системе управления предусмотрены обратные связи по току, подаваемые от датчика тока ДТ в блоки 9 и 10 систем импульсно-фазового управления выпрямителем и инвертором. Для стабилизации скорости используется обратная связь от тахогенератора 8. Защита от КЗ осуществляется с помощью автоматического выключателя 1, а для ограничения тока используются реакторы 2. Управление электродвигателем осуществляется с пульта 11. Регулировочные свойства электропривода аналогичны свойствам электропривода постоянного тока. Преимущества регулируемого электропривода буровых насосов в значительной степени проявляются при турбинном способе бурения скважины и заключаются в следующем: 1)наилучшее использование установленной мощности буровых насосов, работа на оптимальных режимах для каждого интервала бурения при различных типах забойных двигателей, что обеспечивает сокращение времени механического бурения; 2)увеличение скорости вращения долота и средней мощности, подводимой к долоту; при необходимости увеличение гидравлической мощности по мере износа забойного двигателя; 3)возможность пуска насоса под нагрузкой, что уменьшает износ задвижек и облегчает работу буровой бригады; 4)сокращение времени на промывку скважины до и после бурения; 5)сокращение времени спуско-подъемных, а также ряда вспомогательных и подготовительно-заключительных операций, обусловленное уменьшением числа рейсов вследствие увеличения средней проходки на долото; 6)более широкие возможности ликвидации аварий, связанных с прихватами и некоторыми другими аварийными ситуациями; 7)равномерность подачи бурового насоса, что позволяет отказаться от пневмокомпенсаторов и др.
11.Автоматический регулятор подачи долота Под подачей долота понимают последовательное опускание верхней точки КБТ, осуществляемое в процессе разрушения породы. В установившемся режиме бурения скорость подачи долота должна быть равна скорости разбуривания породы. Если скорость подачи долота превосходит скорость разбуривания породы, то возрастает нагрузка на забой, что может повлечь за собой искривление ствола скважины или поломку бурильных труб. Если скорость подачи долота меньше скорости разбуривания, то нагрузка на забой уменьшается, что снижает скорость бурения. Ручным способом (по показаниям приборов амперметра в цепи статора бурового двигателя и индикатора веса) трудно получить плавную и равномерную подачу долота. Эта задача решается применением автоматических регуляторов подачи долота. В зависимости от места расположения автоматические регуляторы подачи долота бывают наземными или глубинными (погружными). Электромашинные регуляторы подачи долота РПДЭ-3, РПДЭ-7, РПДЭ-8 предназначены для поддержания режимов бурения скважин при турбинном и роторном бурении. Регуляторы обеспечивают режим поддержания заданного значения нагрузки на долото (веса инструмента на крюке), т.е. основной режим, и режим поддержания заданного значения скорости подачи или подъема инструмента, т.е. вспомогательный режим. Регуляторы подачи долота РПДЭ-7 и РПДЭ-8 оснащены электроприводом по системе ТП-Д, а РПДЭ-3 - по системе Г-Д. Входной величиной для объекта регулирования служит скорость подачи, а выходной (регулируемой величиной) – нагрузка на долото. Функциональная схема регулятора подачи долота РПДЭ-8 приведена на рис. 8.1. Регулятор включает в себя датчик веса 3, устанавливаемый на неподвижном конце талевого каната 2 и служащий для измерения веса на крюке. Разность между сигналом задания U3B и сигналом UВ поступающим от датчика веса, воздействует на регулятор веса РВ, выходной сигнал которого в свою очередь является сигналом заданного значения ЭДС электродвигателя (в установившемся режиме это сигнал заданного значения скорости подачи долота) регулятора ЭДС РЭ. Таким образом, изменение усилия на крюке при бурении приводит к изменению сигнала на выходе регулятора РВ, являющегося задающим сигналом для контура регулирования частоты вращения. Система управления электроприводом состоит из двух контуров регулирования. Внутренний контур - регулирования тока – включает в себя регулятор тока РТ, систему импульсно-фазового управления СИФУ, тиристорный преобразователь ТП и датчик тока ДТ; внешний - контур регулирования ЭДС – состоит из регулятора ЭДС РЭ, контура регулирования тока и датчика ЭДС ДЭ. Сигнал, пропорциональный ЭДС двигателя, получают как разность сигналов датчиков напряжения ДН и датчика тока ДТ. Система автоматического регулирования нагрузки на долото работает по принципу отклонения. Реверсирование электродвигателя М производится переключателемSA, с помощью которого изменяется полярность на зажимах обмотки возбуждения ОВ. Стабилизация тока возбуждения осуществляется регулятором РТВ, который через систему импульсно-фазового управления СИФУ воздействует на тиристорный возбудитель ТВ. На вход регулятора РТВ поступает разность сигналов заданного тока возбуждения U3.ТB и датчика тока возбуждения ДТВ. В системе управления предусмотрены также следующие виды защит: 1)защита тиристорного преобразователя от коммутационных перенапряжений; 2)быстродействующая защита от аварийных перегрузок по току; 3)защита при превышении максимально допустимой скорости приводного электродвигателя; 4)защита от перегрузки талевой системы буровой установки с помощью регулируемой системы ограничения стопорного тока электродвигателя; 5)защиты электрических цепей от КЗ. К основным параметрам электропривода РПДЭ относятся установленная мощность привода и максимальная частота вращения, соответствующая максимальной скорости КБТ. Совмещение функций регулятора подачи и аварийного привода, рассчитанного на подъем КБТ максимального веса со скоростью, достаточной для предотвращения осложнений в стволе скважины, приводит к тому, что параметры электропривода регулятора подачи долота выбираются не по основному, а по аварийному режиму. Кроме того, электропривод регулятора подачи долота используется для подъема и кратковременного приложения максимальной нагрузки при монтаже и испытаниях буровой вышки. На буровых установках в зависимости от максимальной грузоподъемности используются приводные электродвигатели РПДЭ мощ |
|