О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФИМ / ГО и Социология / СЕМИНАР 5 по Истории России Экономическое и социально –политическое развитие России в ХIХ веке.

(автор - student, добавлено - 19-11-2012, 14:13)
СЕМИНАР 5 Экономическое и социально –политическое развитие России в ХIХ веке.
Вопрос1. Россия в пер половине ХIХ веке.
К началу XIX в. Российская империя была крупнейшей по территории державой мира: от Балтийского моря до Тихого океана, от Арктики до Кавказа и Черного моря. Быстро росло население России. В конце XVII в. его чис¬ленность составляла 10,5 млн. человек, к началу XIX в. — 43,5 млн.; плотность населения была довольно низкой и неодинаковой в разных регионах страны. Россия пер половине ХIХ веке многонациональная страна. Ее основу составля¬ли русские, которые жили практически во всех землях. В за¬падных и южных губерниях проживали украинцы и белору¬сы, в Прибалтике —латыши, литовцы и эстонцы. На российском Севере и в Поволжье — карелы, мордва, мари, коми и др. Насе¬ление бывших Казанского, Астраханского и Сибирского ханств составляли татары, башкиры, чуваши, якуты. На Дальнем Вос¬токе жили эвенки, нанайцы, удэгейцы. Народы России исповедовали все мировые религии. Государ¬ственной религией было православие.
Сословная структура. Население России делилось на сословия, имевшие разные права и обязанности. Принадлежность к сословию передава¬лась по наследству. Основные сословия — дворянство, духо¬венство, купечество, мещанство, казачество, крестьянство.
Дворянство — высшее привилегированное и господствующее сословие. Дворяне освобождались от податей и налогов, рек¬рутской повинности, телесных наказаний, даже от обяза-тельной службы, имели свое самоуправление. В первой четверти XIX в. в России было около 127 ты¬сяч дворянских семей, или около 500 тысяч человек, что составляло 1% населе¬ния.
Православное духовенство составляло 215 тысяч человек. Оно имело право владеть землей и крестьянами, имело свое само¬управление, было освобождено от налогов, рекрутской повин¬ности и телесных наказаний. Православное духовенство де¬лилось на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы, которые имели право жениться).
Купечество имело ряд важных привилегий. По размеру ка¬питала оно делилось на 3 гильдии. Купцы 1 -и гильдии (капитал от 10 до 50 тысяч рублей) могли вести внутреннюю и внешнюю торговлю, были освобождены от некоторых налогов, рекрутской повинности, телесных на¬казаний, имели свое самоуправление. Купцы 2-й гильдии (5—10 тысяч рублей капитала) могли вести внутреннюю тор¬говлю, купцы 3-й гильдии (1—5 тысяч рублей) могли торго¬вать в городах и уездах. При этом они несли рекрутскую по¬винность и платили налоги. Царизм поощрял купеческое предпринимательство, защищал его от конкуренции иност¬ранных товаров высокими покровительственными пошли¬нами.
Атаманом казачьих войск считался наследник престола.
Мещанство являлось непривилегированным городским со¬словием (посадское население); это ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники. Занимались городскими про¬мыслами и мелкой торговлей, имели свое самоуправление, платили налоги и несли рекрутскую повинность, могли нака-зываться телесно.
Казачество — привилегированное военное сословие (1,5 млн. человек). В начале XIX в. существовало 9 казачьих войск: Дон¬ское, Кубанское, Терское, Астраханское, Оренбургское, Ураль-ское, Сибирское, Забайкальское, Амурское.
Крестьянство было самым многочисленным сословием (бо¬лее 30 млн. человек — 90% населения).
Крестьяне делились на несколько групп:
> государственные крестьяне (15 млн. человек) Госу¬дарство предоставляло им значительные земельные наде¬лы, за которые они не только платили подати и сборы, но и должны были нести феодальные повинности в виде денеж¬ного оброка. Положение государственных крестьян было лучше помещичьих. Они принадлежали казне и официаль¬но считались «свободными сельскими обывателями»;
> помещичьи крестьяне (к середине XIX в. их насчитывалось более 23 млн. человек). Формы и методы эксплуатации крестьян в значительной мере опре¬делялись экономическими условиями региона. В централь¬но-нечерноземном районе, где относительно высоко были развиты промысловые занятия, барщина была заменена оброком. В черноземной же поло¬се крестьяне до 5 дней в неделю работали на барщине, не¬которые были переведены на «месячину». Они платили подати государству и несли рекрут¬скую повинность;
> удельные крестьяне занимали как бы промежуточное поло¬жение по своему правовому и хозяйственному статусу. Они принадлежали императорской фамилии, или «уделу». Помимо уплаты госу¬дарственной подушной подати, отбывания натуральных по¬винностей удельные крестьяне несли оброк в пользу царской семьи.
Вывод. В начале XIX в. все явственнее проявляются признаки того, что сословный строй постепенно изживает себя. Ломаются сословные перегородки, идет процесс формирования буржу¬азии и рабочего класса.
Промышленность.
Основой экономики страны по-прежнему оставалась феодаль¬но-крепостничес¬кая система хозяйства. Но в начале XIX в. она вступила в стадию разложения. Об этом свидетельствовали следующие факты:
> во-первых, развивались мануфактуры, росло применение наемного труда, создавался рынок рабочей силы за счет от¬ходников, росли города;
> во-вторых, крепостничество тормозило создание рынка ква¬лифицированных рабочих, помещик мог в любое время ра¬зорить зажиточного крестьянина, многие технические нов¬шества и открытия не находили применения в условиях бесплатного крепостного труда; очень низкой была поку¬пательная способность крестьян;
> в-третьих, падала эффективность помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде. В первой половине XIX в. в России широкое развитие полу¬чает мелкая, в основном крестьянская промышленность. На ее долю приходится до 4/5 производства продукции для мас¬сового потребления. Мелкая крестьянская промышленность послужила ба¬зой для становления капиталистического производства в виде мануфактуры. В центрально-промышленном регионе массо¬вый характер приобретает промысловый отход — до 30—40% взрослого мужского населения уходит на заработки в Моск¬ву и Петербург. Растут города. Рост городского населения — существенный показатель социально-экономического разви¬тия страны.
Складывается специализация регионов на производстве оп¬ределенных видов товаров: центрально-промышленный рай¬он — Москва, Петербург становятся центрами текстильной, кожевенной, металлообрабатывающей промышленности; на Урале, Алтае развивается горнодобывающая, металлургичес¬кая промышленность. Растет внешняя торговля. Россия выво¬зит уголь, сырье, льняные ткани.
Хозяйственная специализация регионов страны, развитие промыслов и мануфактуры, рост городов способствовали рас¬ширению внутреннего рынка. Возрастает роль ярмарок, про-должавшихся от нескольких дней до нескольких недель. Наи¬более крупных ярмарок с оборотом свыше 1 млн. рублей насчитывалось 64. Самой большой ярмаркой была Нижего¬родская, с денежным оборотом до 4 млн. рублей. Выделялись также Ростовская в Ярославской губернии, Ирбитская в Си¬бири, Коренная близ Курска, Контрактовая в Киеве.
Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии (1813—1815 ) тяжело отразились на экономике Рос¬сии. Материальные убытки составили 1 млрд рублей (годо¬вой доход казны — 100 млн. рублей). Пришлось взять круп¬ный кредит у Англии и уничтожить тарифный устав (преоб¬ладание вывоза над ввозом). Война нанесла тяжелый удар по крестьянскому хозяйству. Помещики усиливали эксплуата¬цию крестьян. В России наступил экономический кризис. Во главе департамента государственной экономики был по¬ставлен реформатор Н. С. Мордвинов (друг Сперанского). Было принято решение сжечь бумажные ассигнации на сум¬му 38 млн. рублей, ввести винно-водочную монополию, сни¬зить пошлины на некоторые виды товаров фабричного про-изводства. Кризисные явления в экономике стали слабее.
Политический строй.
Россия являлась самодержавной монархией. Высшая законо¬дательная, исполнительная и судебная власть принадлежала императору (царю). Он же являлся и фактическим главой цер¬кви. Император утверждал состав коллегией, Сената, губер¬наторов. Император управлял страной при помощи чиновников. Государственный строй России был самодержавно-бюрократическим. Высшая бюро¬кратия состояла из дворян. С помощью разветвленного бю¬рократического аппарата император осуществлял управление страной, прежде всего в интересах дворянства.
Для России пер. пол. ХIХ века характерно формирование и интенсивное раз¬витие новых, капиталистических отношений, особенно в про¬мышленности и торговле. Однако феодально-крепостничес¬кий строй являлся серьезным тормозом экономического раз¬вития страны в целом и сельского хозяйства в частности. России нужны были реформы.
В 1801году к власти приходит Александр 1. При новом императоре был создан «Негласный комитет». 2 апреля 1801г. Александр I издал пять важных указов:
> восстанавливалась в полном объеме «Жалованная грамота дворянству»;
> восстанавливалась «Жалованная грамота городам»;
> дворяне освобождались от телесных наказаний, которые ввел Павел I;
> улучшалось содержание заключенных;
> упразднялась тайная экспедиция, и все судебные дела рас¬сматривал Сенат.
Одним из важнейших решений был указ о «вольных хлебо¬пашцах» (1803), по которому помещики могли отпускать сво¬их крепостных на волю с землей за выкуп целыми селениями или отдельными семьями. Но практические результаты от указа были невелики. В царствование Александра I освобожде¬но было всего 47 тысяч крепостных мужского пола (0,5%). В 1802—1811 гг. была проведена министерс¬кая реформа. Вместо 12 кол¬легий было создано 8 мини¬стерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного про¬свещения (впервые). Позже число министерств было до¬ведено до 12, подробно раз¬работаны их структура и фун¬кции. Сенат становился выс¬шей судебной инстанцией и осуществлял контроль за местными властями. Был учрежден кабинет министров, который обсуждал общие вопросы уп-равления страной. Открывались новые университеты, лицеи, гимназии (особенно для «низших классов»). В 1811 г. был от¬крыт Царскосельский лицей.
Значимым событием правления Александра 1 была деятельность Сперанского.
В 1809 г. по поручению Александра I Сперанский составил проект государственных реформ под названием «Введение к Уложению государственных законов». В нем содержались следующие положения:
> принцип разделения властей;
> законодательная власть должна находиться в новом парла¬менте — Государственной думе;
> исполнительную власть осуществляют министерства;
> судебные функции — у Сената;
> Государственный совет рассматривает проекты законов до их поступления в Думу (совещательный орган при импера¬торе);
> устанавливалось три сословия российского общества: 1-е — дворянство, 2-е — «среднее состояние» (купцы, государ¬ственные крестьяне), 3-е — «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);
> политические права принадлежат 1-му и 2-му сословию, но 3-е может перейти во 2-е (по мере накопления собственности);
> избирательное право имеют 1-е и 2-е сословие;
> во главе Думы — канцлер, назначаемый царем.
3. Конечную цель Сперанский видел в ограничении самодер¬жавия и ликвидации крепостного права. Законодательная власть оставалась в руках царя и высшей бюрократии, но суж¬дения Думы должны выражать «мнение народа». Вводились гражданские права: «Никто не мог быть наказан без судебно¬го приговора». Александр I в целом одобрил политическую реформу Спе¬ранского, но решил проводить ее постепенно, начав с само¬го простого. В 1810 г. был создан Государственный совет, ко¬торый рассматривал проекты законов, разъяснял их смысл, контролировал министерства; во главе его встал Сперанс¬кий. В 1811 г. были изданы постановления о функциях ми¬нистерств, о Сенате. Но высшее дворянство выразило свое крайнее недовольство проводимыми реформами. Александр I, помня о судьбе своего отца, приостановил реформы.
В 1810 г. Сперанский подготовил проект экономических ре¬форм. Он включал в себя:
> прекращение выпуска не обеспеченных ценностями обли¬гаций;
> необходимость выкупить бумажные деньги у населения;
> резкое сокращение государственных расходов;
> введение специального налога на помещичьи и удельные имения;
> проведение внутреннего займа;
> введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными крестьянами и состав¬лял 50 копеек в год;
> введение нового таможенного тарифа;
> запрет на ввоз предметов роскоши.
Критика реформ Сперанского усиливалась, к ней присоеди¬нился историк Н. М. Карамзин — идеолог просвещенного абсолютизма. Сперанского даже обвинили в предательстве из-за симпатий к Наполеону. Александр I принял решение об отставке Сперанского, который в марте 1812г. был сослан в Нижний Новгород, затем переведен в Пермь.
Наиболее реакционным мероприятием во внутренней поли¬тике Александра I явилось учреждение военных поселений. Рек¬рутская система в России не позволяла резко увеличивать чис-ленность армии в военное время и сокращать — в мирное; содержание армии стоило огромных денег. Граф Аракчеев раз¬работал план так называемых военных поселений, суть которых состояла в следующем: в избранном регионе крестьян об¬ращали в военных поселенцев, в селение вводились воинские части, которые должны были помогать крестьянам в сельско¬хозяйственных работах. Таким образом, путем перевода части солдат на «самоокупаемость» решались вопросы комплектова¬ния армии и снижения расходов на ее содержание.
По окончанию Отечественной войны народ Росси ожидал ослабления абсолютизма, тем более, что в Польше в 1815г была введена Конституция. В 1818г. на открытии сейма император сообщил о намерении дать такую же конституцию всей России. Проект российской конституции было поруче¬но разработать близкому другу царя Н. Н. Новосильцеву и князю П. А. Вяземскому.
3. В 1819 г. проект под названием «Государственная уставная гра¬мота Российской империи» был готов. Провозглашался суве¬ренитет императорской власти, а не народа (как в большин¬стве конституций Европы). Предусматривалось создание двухпалатного парламента, проекты законов вносил царь, ко¬торый возглавлял исполнительную власть. Россия получала федеративное устройство, предполагалось предоставить граж¬данам России свободу слова, печати, совести, равенства пе¬ред законом. Если бы Уставная грамота была введена, то Рос¬сия могла бы стать страной с парламентом и гражданскими свободами. Но в 1820—1821 гг. в Испании и Италии произошли революции, в Греции шла война восставшего народа за неза¬висимость. Эти события напугали царя, и он так и не подпи¬сал проект.
Николай 1 ( 1825-1855г.г) политика нового императора носила консервативный характер. Основными событиями правления стали учреждения 3 отделения, создание теории «Официальной народности» Уварова, кодификация законов и реформа Канкрина и Киселева. Итак, кодификация законов, реформа управления государ¬ственными крестьянами, денежная реформа — это основные достижения царствования Николая I. С их помощью Нико¬лаю I удалось укрепить свою империю.
Больших успехов достигла постоянная торговля, которая ста¬ла превосходить традиционную ярмарочную торговлю. Но крепостничество тормозило развитие торговли в центре, по¬этому национальные окраины быстрее втягивались в обще¬российский рынок.
Возникли новые города на вновь присоединенных террито¬риях: Новочеркасск, Нальчик, Пятигорск, Новороссийск, Ма¬хачкала и др. Некоторые фабричные центры становились го¬родами.
Но в середине XIX в. начался кризис самодержавной систе¬мы. Крепостное хозяйство было малодоходным. Активная внешняя политика требовала огромных военных расходов. Резко увеличился внешний долг. Военная отсталость Рос¬сии привела к жесточайшему поражению в Крымской войне.


Вопрос 2. Буржуазные реформы Александра 2 и их последствия для России
С окончанием Крымской войны (1856) в истории России на¬чалась, как ее называли современники, эпоха освобождения, или эпоха Великих реформ, которые были связаны с именем Александра II ( 1855-1881г.г).
Одной и главных реформ была отмена крепостногоправа.
Главными причинами отмены крепостного права в России были следующие:
> во-первых, крепостничество сдерживало развитие промыш¬ленности, медленно шло накопление капитала. Россия мог¬ла перейти в разряд второстепенных государств;
> во-вторых, крестьянские хозяйства разорялись, так как по¬мещики увеличивали барщину в Черноземье, а оброчные крестьяне уходили на заводы, подрывалась основа крепост¬нической экономики, базирующейся на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян;
> в-третьих, кризис крепостничества явился одной из глав¬ных причин поражения страны в Крымской войне, которая показала военно-техническую отсталость России. Была по¬дорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массо¬вое бегство крестьян от помещиков;
> в-четвертых, рост числа крестьянских волнений (в 1860 г. произошло 126 выступлений крестьян) создавал реальную угрозу превращения разрозненных выступлений в новую «пугачевщину»;
> в-пятых, осознание правящими кругами, что крепостное право — «пороховой погреб» под государством. От либе¬ральных помещиков, ученых, даже родственников царя, в частности младшего брата великого князя Константи¬на, в адрес правительства стали поступать предложения, проекты реформирования земельных отношений. Алек¬сандр II, выступая в 1856 году перед представителями московского дворянства, говорил: «Если мы не освобо¬дим крестьян сверху, то они освободят себя снизу»;
> в-шестых, крепостное право, как форма рабства, осужда¬лось всеми слоями русского общества.
Подготовка реформы началась сразу же после окончания Крымской войны. В 1857 г. был образован Секретный коми¬тет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих кре¬стьян», который негласно начал разрабатывать план освобож¬дения крестьян. В ноябре 1857 г. Александр II дал указание виленскому и петербургскому губернаторам учредить губернские комите¬ты для подготовки местных проектов улучшения быта поме¬щичьих крестьян. Таким образом, реформа стала разраба¬тываться в обстановке гласности. Все проекты подавались в Главный комитет во главе с великим князем Константи¬ном Николаевичем. В 1859 г. при Главном комитете были созданы две так назы¬ваемые Редакционные комиссии для рассмотрения матери¬алов, подготовленных губернскими комитетами, и для со¬ставления проекта закона об освобождении крестьян. 19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал «Положения о реформе» (они включали в себя 17 законодательных актов) и «Манифест об отмене крепо¬стного права». Эти документы были опубликованы в пе¬чати 5 марта 1861 г.
По манифесту:
1. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную сво¬боду и независимость от помещиков. Их нельзя было прода¬вать, покупать, дарить, переселять, закладывать. Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы — могли самостоятельно со¬вершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учеб¬ные заведения, переходить в другие сословия, самостоятель¬но вступать в брак. Но крестьяне получили неполные граж¬данские права: они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, их наказывали телесно.
2. Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Крестьяне одного имения объединялись в сельское общество, и сельские сходы решали хозяйственные вопросы. Избирался сельский ста¬роста (на 3 года).
3. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «уставными грамотами» и контролировались мировыми посредниками из числа помещиков. Они назнача¬лись Сенатом, не подчинялись министрам, а только закону.
4. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственнос¬ти на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую на¬дельную землю. Крестьяне были освобождены с землей, ина¬че это привело бы к выступлению народа и подорвало бы государственные доходы.
5. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Отказываться от надела крестьянин не имел права. Размер надела устанавливался по обоюдному согласию помещика и крестьянина.
6. Территория России была разделена на черноземную, нечер¬ноземную и степную. В нечерноземной зоне помещик имел право сохранить за собой 1/3 часть земли, а в черноземной — 1/2 часть. Если до реформы крестьяне пользовались большим количеством земли, чем устанавливалось «Положениями», то часть земли у них отбиралась в пользу помещиков — это на-зывалось отрезками. Крестьяне средней полосы потеряли на отрезках 20%, а в черноземной — 40% земли.
7. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой надел у помещика. Выкуп равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17(!) раз. Порядок выплаты был следующий: государство уплачивало помещику 80% суммы, а 20% платили крестьяне. В течение 49 лет крес¬тьяне должны были выплатить эту сумму с процентами. До 1906 года крестьяне выплатили 3 млрд. рублей — при стоимо¬сти земли 500 млн. рублей. До выкупа земли крестьяне счита¬лись временно обязанными по отношению к помещику, дол¬жны были нести старые повинности — барщину или оброк.
8.Собственником земли была община, выйти из которой крес¬тьянин до уплаты выкупа не мог. Была введена круговая пору¬ка: платежи-налоги поступали от всего общества, за отсут¬ствующих вынуждены платить все члены общины.
После опубликования Манифеста во многих губерниях на¬чались крестьянские бунты против грабительских положе¬ний реформы. Крестьян не устраивало, что после опубли¬кования документов о реформе они еще 2 года должны были оставаться в подчинении у помещика — исполнять барщи¬ну, платить оброк, что предоставленные им наделы были помещичьей собственностью, которую они должны были выкупать.
Реформа местного самоуправления (земская и городская)
В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бес-сословные выборные органы местного самоуправления — зем¬ства. В ведении земств находились вопросы местного значения:
> строительство и содержание дорог на местах;
> открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;
> оказание продовольственной помощи населению в неуро¬жайные годы;
> оказание агрономической помощи крестьянам;
> сбор статистических сведений.
В губерниях и уездах создавались земские собрания, выпол¬нявшие функции распорядительных органов, и земские уп¬равы — исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах.
В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы; они веда¬ли в основном хозяйственными вопросами:
> благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;
> организация местного здравоохранения, открытие больниц-> забота о народном образовании, открытие школ' > открытие магазинов, устройство рынков, базаров;
> содержание полиции, тюрем;
> организация противопожарных мер;
> занятие благотворительностью.
Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право изби¬рать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владель¬цы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении.
В 1864 г. правительство про¬вело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессив¬ные юристы. До реформы суд в России был сословный, тай¬ный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции. Новый суд был основан на принци¬пах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, со¬стязательный, независимый суд, предусматривалась выбор¬ность некоторых судебных органов. Были учреждены две системы судов:
> мировые — суды, которые рассматривали мелкие уголов¬ные и гражданские дела с иском до 500 рублей, они создава¬лись в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сена¬том;
> общие — окружные суды, создававшиеся обычно в преде¬лах губерний, и судебные палаты, объединявшие несколь¬ко судебных округов. Окружной суд назначался императо¬ром и решал сложные уголовные и гражданские дела.
Военная реформа про¬водилась до 1874 г. Милютин( АВТОР РЕФОРМЫ) исходил из принципиального положения о необ¬ходимости сокращения армии в мирное время и ее значи¬тельного увеличения во время войны за счет обученных ре¬зервов. В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все муж¬чины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к служ¬бе по здоровью. Срок службы в армии был значительно со¬кращен: вместо 25 лет в пехоте — 6 лет, во флоте — 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, един¬ственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии.
Последствия реформ. Воплощение реформы в жизнь проходило очень сложно. Реформы разрабатывали молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники-консерваторы. Александр II стремился корректировать реформы, чтобы сохранить со¬циальную стабильность в стране. Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России, они изменили весь уклад жизни государства. Были созданы современные органы самоуправления и суда. Рефор¬мы способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности. Резко выросло гражданское самосозна¬ние населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе создания цивилизованных форм го-сударственности.
Крестьянская же реформа имела огромное историческое значение:
> были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 пос¬ледующих лет страна проделала путь, который многие госу¬дарства прошли за века;
> неоценимо нравственное значение реформы, которая по¬кончила с крепостным рабством;
> реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.

Вопрос 3. Особенности капитализма в России.
Социально-экономическое развитие пореформенной России отличалось сложностью и противоречивостью. Ведущим процессом в экономике и социальных отношениях являлось развитие капита¬лизма/ Первые два пореформенных десятилетия относятся к числу переходных, или, как их называют исследователи (Н. М. Дружинин, П.Г.Рышдзюнский), «переломных», когда происходила ломка феодальных отношений в сфере сельского хозяйства, завершался процесс технического перевооружения промышленности, создавался механизированный транспорт и складывались новые, характерные для капиталистической страны, социальные слои населения - пролетариат и промышленная буржуазия.
К началу XX века Россия превратилась в аграрно-индустриальную страну, но капитализм в ней имел ряд особенностей:
1.Сохранение феодальных пережитков:
• временнообязанное положение основной массы населения;
• крестьянская община, как тормоз крестьянской инициативы;
• сильный контроль государства над экономикой.
2.Неравномерность (или «полюсная экономика»):
• неравномерность по уровню развития капитализма в различных регионах:
• капитализм в России носил точечный характер:
СПБ., Москва и Прибалтика – высокий уровень;
Средняя Азия и Закавказье к нач. XX в. только вступили на путь капиталистического развития;
в Сибири капиталистический уклад и вовсе отсутствовал (окраины использовались в качестве внутренних колоний, т.е. искусственно тормозилось развитие).
• неравномерность по отраслям:
Отрасли, стимулируемые правительством (тяжёлая промышленность) развивались намного быстрее прочих (лёгкая промышленность и с/хозяйство).
Эта неравномерность приводит к 3-ей особенности.
3.Многоукладность экономики, вытекающая из неравномерности в развитии.
В итоге, в одно и то же время в России развивались и первобытно-общинный, и феодальный, и капиталистический уклады.

Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!