ФИМ / ГО и Социология / Россия при первых Романовых. Утверждение самодержавно-крепостнического строя. Церковный раскол.
(автор - student, добавлено - 30-01-2013, 16:00)
Россия при первых Романовых. Утверждение самодержавно-крепостнического строя. Церковный раскол.
После Смуты в России почти три десятилетия шел восстановительный процесс. Только с середины XVII в. в хозяйстве начинают проявляться новые, прогрессивные тенденции. В результате разгрома Золотой Орды в хозяйственный оборот вовлекаются плодородные земли Черноземного центра и Среднего Поволжья. Идет процесс районирования — хозяйственной специализации различных регионов. Возрастающий обмен сельскохозяйственной и промысловой продукцией, развитие товарно-денежных отношений приводят к постепенному становлению внутреннего рынка (процесс завершается лишь к концу XVII в.). Торговля в XVII в. носила в основном ярмарочный характер. Новым явлением в экономике стали мануфактуры — крупные производства с разделением труда, пока в основном ручного. Количество мануфактур в России XVII в. не превышало 30; единственной отраслью, в которой они возникали, была металлургия. В социальном отношении все более значительной силой становится дворянство. Все чаще поместья переходят по наследству, т.е. становятся все больше похожими на вотчины. Правда, в XVII в. этот процесс не был еще подкреплен специальными указами. Крестьянство в 1649 г. Соборным Уложением было окончательно прикреплено к земле: Юрьев день отменялся навсегда; сыск беглых становился бессрочным. Это закрепощение носило пока еще формальный характер — у государства не было сил, чтобы реально прикрепить крестьянство к земле. В плане политического развития XVII в. был временем становления самодержавного строя. Царская власть постепенно ослабляла и упраздняла ограничивавшие ее сословно-представительные органы. Земские соборы, к поддержке которых после Смуты первый Романов, Михаил, обращался чуть ли не каждый год, при его преемнике Алексее перестают созываться (последний собор был созван в 1653 г.). Боярскую думу царская власть умело берет под свой контроль, вводя в нее думных дьяков и дворян, безоговорочно поддерживавших царя. Доказательством возросшей силы царской власти и ослабления боярства явилась отмена в 1682 г. местничества. Укрепляется и разрастается приказная бюрократия, служившая опорой царю. К концу XVII в. существовало более 40 приказов, часть из них носила функциональный характер. На местах в XVII в. окончательно изживаются выборные органы управления. Вся власть переходит в руки к воеводам, назначаемым из центра и живущим кормлением за счет местного населения. Во второй половине XVII в. в России появляются полки нового строя, в которых служили за жалованье "охочие люди" — добровольцы. Православная церковь играла огромную роль в жизни русского общества. Драматические события развернулись в 17 веке в жизни Русской православной церкви.. Патриарх Никон взялся за исправление церковных текстов (т.к. суть их была искажена при переводах) и изменение некоторых церковных правил. По его приказу стали уничтожать прежние богослужебные книги и старинные иконы, сторонников старых церковных порядков отстраняли от должности. Креститься было предписано троеперстием, вместо двоеперстия, изменяли написание некоторых слов в религиозных книгах. Весьма быстро раскол охватил широкие слои населения, резкие перемены вызывали неприятие многих прихожан. Движение старообрядцев-раскольников ширилось, они не подчинялись не официальной церкви, ни властям. Среди руководителей раскола выделялся непримиримый противник реформ Никона – протопоп Аввакум, который, убедившись в том, что царь не отвечает на его послания, выдвинул монарху резкие обвинения. В среде раскольников сохранялись и переписывались древние книги, благодаря чему многие из них сохранились. Через некоторое время непомерные гордость и властолюбие Никона столкнули его не только со светскими и духовными вельможами, которыми он помыкал, но и с царем. Алексей Михайлович не мог больше сносить патриаршие претензии, выходки второго “великого государя”, к тому же претендовавшего на политическое первенство. На одном из богослужений Никон от патриаршества и покинул столицу. Церковный собор 1666-1667 гг. проклял всех противников реформы, начатой Никоном и продолженной никонианами, в том числе и царем Алексеем. Тот же собор приговорил сторонников Аввакума судить по Уложению. Похожие статьи:
|
|