ФИМ / ГО и Социология / Семинар 1. по истории России "Древнее русское государство в 9-15в.в."
(автор - student, добавлено - 19-11-2012, 14:10)
Семинар 1. Древнее русское государство в 9-15в.в.
1. Теории происхождения Киевской Руси. Датой образования древнерусского государства считается условно 882г. На территории, занятой славянскими племенами к этому времени существовали два русских государственных центра: Киев и Новгород. По образованию государственности у славян выделяют несколько теорий. Летопись о начале Русского государства сообщение послужило основанием для возникновения в XVIII в. так называемой «норманнской теории». Работавшие тогда в России немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер утверждали, что славяне в IX—Х вв. были неспособны к созданию собственной государственности, они не знали ни земледелия, ни ремесла, ни военного дела, ни законов, не имели оседлых поселений. Всю культуру Киевской Руси «норманнисты» приписывали варягам, утверждая, что славяне вообще были неспособны к самостоятельному развитию. Некоторые русские историки-монархисты приняли эту теорию, считая, что государство на Руси было создано мирным призванием норманнов на княжение. Некоторые русские ученые отрицали само присутствие варягов на Руси, их участие в создании Древнерусского государства и варяжское происхождение русских князей. Еще в XVIII в. М. В. Ломоносов подверг резкой критике норманнскую теорию, считая ее клеветой на древних славян. В своих исторических трудах он показал этнические различия скандинавов и славян, роль и место славян во всемирной истории. Многие положения Ломоносова впоследствии были подтверждены в трудах русских ученых. Современный взгляд на вопрос о возникновении государственности у восточных славян сводится к следующему: государство у славян уже существовало, а варяги действительно были приглашены в Новгород, но для того чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как правило, мирным путем. Призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства является результатом длительного внутреннего развития общества и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей. Варяги не оказали существенного влияния на развитие русской культуры (хотя принесли имена — Олег, Игорь, Ольга). Историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на три этапа: > первый этап — вторая половина IX—Х вв. — объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации; > второй этап — конец Х - XI вв. — расцвет Киевской Руси; > третий этап — конец XI — первая половина XII в. — начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, сепаратизм феодалов (феодальная раздробленность). 2. Социально-экономическое и политическое развитие государства в 11 веке, в период становления и расцвета. Образованию государства на Руси и складыванию феодальных отношений у восточных славян предшествовал период, получивший название военной демократии. Это была последняя стадия родоплеменного строя, когда происходит переход от первобытнообщинного строя к феодализму. Социальная организация общества восточных славян в начале IX в. отражает процесс складывания феодальных отношений. В основе их лежит собственность феодала на основное средство производства — землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-земледельцы платят им за пользование землей. Древней формой, сохранявшейся со времен самоуправления союзов племен, было вече, которое существовало во всех крупных городах Руси, но имело неодинаковое значение. Нередко в городах вече вмешивалось в военные дела, решало политические вопро¬сы. За ним признавали право на утверждение, избрание и даже отказ в княжении, счита¬лись в вопросах о войне и мире, оно участвовало в решении хозяйственных и финансовых вопро¬сов городского самоуправления. Наступление феодализма обусловлено возникновением разделения труда между дву¬мя жизненно важными функциями древнего общества – земледелием и безопасностью (обороной). Социальная структура. Смердами назывались люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей. Зависимое население состояло из: > закупов — разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем; > рядовичей — зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»); > изгоев — обедневших выходцев из общин; > холопов — зависимых людей, находившихся на положении рабов и ыполнявших хозяйские работы в вотчине; > всего населения, работавшего в вотчине и зависимого от вотчинника, или челяди. Класс феодалов составляла военно-княжеская знать — представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники. Важным источником доходов князя являлась дань, выплачиваемая покоренными племенами. Князь с дружиной объезжал подвластные земли, собирал дань (полюдье), вершил суд, облагал виновных штрафами — вирами. Первыми князьями, правящими Киевской Русью были: Рюрик, после его смерти власть наследовал один из его родственником Олег. Олег принял титул Великого князя, все остальные князья стали его данниками. После смерти русским великим князем стал Игорь –сын Рюрика. В 945 году он был убит древлянами вовремя сбора дани. На престол вступила жена Игоря –Ольга – первая представительница русской княжеской династия, принявшая православие. В 962 г. в правление Русью вступил сын Игоря и Ольги — Святослав. Он продолжил завоевание соседних племен и подчинил себе вятичей, плативших еще дань хазарам. После тщательной подготовки он начал свои знаменитые походы на восток. В 964 г. Святослав разгромил Волжскую Булгарию, с севера напал на Хазарский каганат и разгромил его (образовался в VII в. н. э.). В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич, который продолжил политику своих предшественников. При Владимире произошло великое событие в русской истории — Русь приняла христианство. Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа: > во-первых, церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва); > во-вторых, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами; > в-третьих, церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения; > в-четвертых, принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству; > в-пятых, церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки; > в-шестых, христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения. Правлении Великого киевского князя Ярослав (1019—1054), прозванный Мудрым - время расцвета Руси. Сложившаяся структура древнерусского общества нашла свое отражение в старейшем своде законов — «Русской Правде». Этот документ создавался на протяжении XI—XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава»). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей. В эпоху образования и расцвета Киевской Руси преобладало пашенное земледелие с упряжными почвообрабатывающими орудиями. Преобладала трёхпольная система земледелия. Высевались: пшеница, овёс, просо, рожь, ячмень и другие культуры. Летописи упоминают также хлеб яровой и озимый. Население занималось скотоводством, разведением домашней птицы, рыболовством, охотой и бортничеством. Деревенское ремесло имело подчинённое значение. Ранее всего выделилось железообрабатывающее производство, использовавшее в качестве сырья местную болотную руду. 3. Причины феодальной раздробленности. Характеристика наиболее сильных княжеств того периода. С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям — Мономаху, его сыну Мстиславу — удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой. И Любечский съезд князей в 1097 г. установил: «... кажцо да держит отчину свою». 2. Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси: > во-первых, особенности становления феодализма на Руси. Княжеские междоусобицы, позволяющие захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества; > во-вторых, натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов; > в-третьих, развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями; > в-четвертых, рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров; > в-пятых, в XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение; > в-шестых, борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее. Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50. Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли. . Наиболее крупными были княжества: > Киевское (Киев); > Черниговское (Чернигов), Северское (Новгород-Северский); > Галицко-Волынское (Галич и Владимир-Волынский); > Владимиро-Суздальское (Владимир-на-Клязьме); > Новгородская земля (Великий Новгород). Но определялись три основных политических центра: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля. Галицко-Волынское княжество возникло на территории Галицких и Волынских земель и было крупнейшим на юге Руси. Эти земли играли важную роль в истории Руси XII—XIII вв. Здесь возникли крупные боярские вотчины. Благоприятный климат, природные почвы, степные пространства создавали условия для пашенного земледелия и скотоводства. Развитие ремесел способствовало возникновению городов (XII в. — более 80). Среди них — Перемышль, Галич. Холм, Луцк, Берестье, Владимир-Волынский — центры княжеств, ремесла и торговли. В 1153 г. галицким князем стал воинственный Ярослав Осмомысл (Мудрый), который однажды захватил даже Киев. При нем Галицкое княжество достигло своего расцвета, славилось богатством. Но экономический и культурный подъем был прерван нашествием Батыя. После разгрома монголо-татарами Галиции и Волыни эти земли были захвачены Литвой и Польшей. Великий Новгород занимал особое место среди русских княжеств. Новгород, как и Ростово-Суздальское княжество, вел активную завоевательную политику, в результате которой к Новгородской земле были присоединены земли карелов, воль, заволодской чуди (финно-угорские племена), саамы и ненцы; они платили Новгороду дань. Природные условия Новгорода были непригодны для земледелия, поэтому он развивался как торговый и ремесленный центр. Основу хозяйственной деятельности Новгорода составляли ремесло, скотоводство, рыболовство, пушные и соляные промыслы, добыча железной руды. Кузнецы, ткачи, гончары, ювелиры, оружейники, плотники производили изделия очень высокого качества. Ремесленники в основном работали на заказ, но ткачи, кожевники, представители некоторых других специальностей уже производили свои изделия для рынка, как внутреннего, так и внешнего. Здесь сложился особый политический строй — феодальная демократия. Высшим органом власти в Новгороде являлось вече — народное собрание. Вече избирало посадника из бояр, он ведал всеми делами феодальной республики, вершил суд, контролировал деятельность князя. Избирался тысяцкий, который занимался сбором налогов (с каждой тысячи населения), возглавлял народное ополчение и вершил суд по торговым делам. На вече избирался также новгородский архиепископ (владыка), который не только возглавлял церковь, но и ведал казной и внешними сношениями. Вечевой строй Новгорода — форма феодальной демократии. Фактически власть принадлежала боярству и верхушке купечества. Все управленческие должности — посадские, тысяцкие — занимали только представители аристократической знати. Вече же приглашало князя – фактически исполняющего функции военноначальника. Похожие статьи:
|
|