ФИМ / ГО и Социология / Экономический и социально-политический строй Киевской Руси. Принятие христианства и его роль в развитии древнерусского общества.
(автор - student, добавлено - 30-01-2013, 15:54)
Экономический и социально-политический строй Киевской Руси. Принятие христианства и его роль в развитии древнерусского общества.
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю. Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Отсюда термин, означающий сбор дани, - "полюдье". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категорий населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм. Историю Киевской Руси можно разделить на 3 этапа: 1. время первых киевских князей (9-й - середина 10-го века). 2. время Владимира 1-го и Ярослава Мудрого - эпоха расцвета Киевской державы (Вторая половина 10-го века - первая половина 11-го века). 3. переход к феодальной раздробленности (Вторая половина 11-го века - начало 12 века ). В 882 году Олег предпринял через Смоленск и Любеч поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир. Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили киевских князей и захватили город. Киев стал центром объединённого государства. В 911 году Олег с войском подошёл к стенам Константинополя. В результате этого похода был заключён договор с греками, составленный в 2х экземплярах - на русском и греческом языках. При Олеге в состав его державы в состав державы были включены и стали платить дань древляне, северяне, радимичи. После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912 - 945) - при нём договор с греками был продлён, но на менее выгодных условиях, а в 945 году произошло первое народное восстание. Жена Игоря жестоко отомстила потом древлянам за мужа. Она правила в 945-964 годах. При Ольге Киевское государство окрепло, она первой из русских правителей приняла христианство. В княжение Игоря и Ольги были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно древлян. Правление Святослава (964 - 972) оценивают по-разному: одни считают его авантюристом, другие - талантливым полководцем. Владимир 1 (980 - 1015). В 988 году он провёл вторую религиозную реформу. Принятие христианства явилось важным шагом в истории Киевской Руси. Главной причиной, приведшей Владимира к принятию столь смелого решения, как отказ от традиционной славянской веры, было изменение многих сторон жизни Руси с момента образования государства. В Крыму Владимир крестился сам и крестил своих бояр. Утверждение христианства шло медленно ввиду сопротивления населения. Принятие христианство укрепило государственную власть и территориальное единство Руси, расширило связи с другими христианскими странами, сыграло роль в развитии культуры. Ярослав Мудрый (1019 - 1054). При нём Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, в1037 году был возведён Софийский собор, сооружены Золотые ворота, велись работы по переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Русь достигла широкого международного признания. С его семьёй стремились породниться крупнейшие дворы Европы. Переход к феодальной раздробленности. Сложность династический счётов, рост могущества каждого отдельного княжества, личные амбиции вели к княжеским усобицам. По инициативе Владимира Мономаха в 1097 году состоялся Любечский съезд князей, на котором был провозглашён принцип: "Каждо да держит отчину свою". Усобицы продолжались, и только внешний фактор: необходимость бороться с набегами кочевников удерживал ещё страну от распада. Владимир Мономаху (1113 -1125) удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. Авторитет Руси усилился. С его именем стали связывать появление на Руси короны русских царей - шапки Мономаха. При нём была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Похожие статьи:
|
|