О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФИМ / ГО и Социология / Семинар по философии "Немецкая классическая философия"

(автор - student, добавлено - 19-11-2012, 13:52)
Л-1. Предмет философии. Философия и мировоззрение. Специфика мировоз-зренческих проблем. Исторические типы мировоззрения.
Структура философского знания и предназначение философии. Основные функции философии в науке и социальной практике. Исходная философская проблема. Основной во-прос философии. Основные направления философии. Идеализм и материализм, монизм, дуализм и плюрализм, субъективный и объективный идеализм. Гносеологическая сторона ос-новного вопроса философии. Гносеологические оптимисты, агностики, скептики. Место и роль философии в культуре. Философия, религия, наука.

Немецкая классическая философия

1. Общая характеристика немецкой классической философии
2. Философия Канта, его учение с познания и морали.
3. Философская система взглядов и метод познания в философии Гегеля.
4. Философия Фейербаха, его учение о природе и человеке.

Общая характеристика немецкой классической философии
К концу XVII века – началу XIX века философская мысль Европы достигла своих вер-шин в немецкой классической философии. Германия становится центром мировой философ-ской мысли. Она была страной раздробленной, отсталой в экономическом отношении, завое-ванной Наполеоном в начале XIX в., но в ней пробуждалось национальное самосознание, ко-торое нашло свое выражение в великой немецкой музыке, литературе, философии. Весь мир знает и слушает Бетховена, Гете.
Основу немецкой классической философии составило творчество пяти наиболее выдаю-щихся немецких философов того времени:
Иммануила Канта (1724 – 1804);
Иоганна Фихте (1762 – 1814);
Фридриха Шеллинга (1775 – 1854);
Георга Гегеля (1770 - 1831);
Людвига Фейербаха (1804 - 1872).
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских на-правления:
объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
субъективный идеализм (Фихте);
материализм (Фейербах).
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:
повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, по-знание и др.) к исследованию человеческой сущности;
особое внимание уделила проблеме развития;
значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;
взглянула на историю как целостный процесс.
Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804). Иммануил Кант:
дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона – из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;
выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
сформулировал моральный закон («категорический императив»);
выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.
Георг Гегель (1770 – 1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, матери-ального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.
Исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.
Иоган Фихте (1762 – 1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я – концепция»).
Фридрих Шеллинг (1775 – 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.
Людвиг Фейербах (1804 - 1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.

Философия Канта, его учение с познания и морали.
Уединенный кенигсбергский мыслитель Иммануил Кант (1724-1804 гг.) всю жизнь безвыездно прожил в Кенигсберге. Основные труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
В творчестве Канта разделяют два периода: доктрический и критический. В первый период Кант больше интересовался естествознанием, создал свою теорию происхождения солнечной системы из вращающегося туманностей, в науке она называется «гипотеза Канта-Лапласа». Кант эту гипотезу изложил в книге «Естественная история и теория неба», важным в ней было то, что Кант применят к познанию природы идею развития, возникновения планет естественным путем, по законам природы.
Первая работа Канта “Мысли об истинной оценке живых сил” (1746) была посвящена опровержению достаточно рас-пространенной в XVIII в. концепции, согласно которой движение всецело сообщается предмету извне. Как писал Кант, его задача состояла в том, чтобы “найти то, что связывает между собой в систему великие звенья Вселенной во всей ее бесконеч-ности; показать, как из первоначального состояния природы на основе механических законов образовались сами небесные тела и каков источник их движения...” Здесь сформулирована мысль о том, что исходным пунктом образования Солнечной системы было простое состояние природы – рассеянная материя, составляющая небулярную туманность. Однако среди существенных свойств элементов этой туманности уже содержались простейшие свойства, таившие в себе возможность совершенствования. Прежде всего, это само наличие простейших элементов: поскольку они различны, между ними возникают силы тяготения, и там, где оно наиболее сильно, природа сразу же выходит из хаотического состояния: “Элементы, коим присущи силы для приведения друг друга в движение, имеют источник жизни в самих себе. Материя с самого начала стремится к формированию...”
Аналогично происходит формирование более сложных и обширных систем, причем в качестве наиболее доступной наблюдению выступает Солнечная система, по аналогии с которой мы можем судить о происхождении миров высшего порядка – до бесконечности.
Основные диалектические моменты названного построения Канта следующие.
Первый – устранение первотолчка, осуществляемое на механической основе. Традиционно считалось, что естествознание вообще не способно объяснить возникновение, начало движения и потому требует первотолчка. Поскольку основным свойством тела является инерция, тело сохраняет состояние покоя или прямолинейного равномерного движения, пока и по-скольку оно не будет из этого состояния выведено действием внешней по отношению к нему силы. Для Канта это не так: движение начинается в силу наличия изначально присущих (имманентных) самой материи противоположных сил притяжения и отталкивания. Внеприродная сила – бог сохраняет еще функцию творения мира из ничего, но больше ему ничего не остается. Кант сделал еще один шаг по пути устранения божественных сил из природы.
Второй важный диалектический момент, представленный в “Естественной теории и истории неба”, состоял в последо-вательном, насколько это было возможно в его время, проведении точки зрения развития. По Канту под действием противо-положных сил притяжения и отталкивания формируются различные системы миров, разрушаемые затем действием тех же самых сил, чтобы из их рассеянных частей создавались все новые и новые. Третий диалектический момент – идея универсальной взаимосвязи мира. Она приобретает у Канта форму признания системного устройства Вселенной. При отсутствии этой связи условием устойчивости системы миров было бы столь точное равенство сил взаимного тяготения ее частей, что малейший сдвиг малейшей части этой системы систем повлек бы за собой гибель всей Вселенной.
Философия, которую изучал Кант его не удовлетворяла, и он решил ее как бы заново перевоссоздать. Он поставил перед собой 3 вопроса:
1. Что я могу знать? (каковы творческие возможности процесса познания).
2. Как я должен жить? (по какой морали).
3. На что я могу надеяться? (каковы должны быть мои идеалы и в чем смысл моей жизни).
На эти три вопроса Кант отвечает в течении всей своей жизни.
Кант различает три основных познавательных способностей человека:
1. Чувственность.
2. Рассудок.
3. Разум.
Каковы в мире основания, которые дают возможность человеку чувствовать вещи примерно так же, как и другой чело-век. Кант отвечает на этот вопрос в своем учении о пространстве и времени как о всеобщих формах чувственного созерцания явлений. Мы потому одинаково чувствуем мир, что наши чувства основаны на универсальное восприятие пространства и времени. В этой связи Кант создает свое учение о пространстве и времени как о формах созерцания явлений, но за пределы явлений эта наша способность не распространяется. Если мы хотим понять порядок следствия одного явления за другим мы должны пользоваться рассудком, который оперирует понятиями по законам логики. Он действует как компьютер по схемам, и алгоритмам, по правилам, но он приводит к истине лишь в пределах опыта, в пределах мира явлений, там, где он выходит за пределы опыта, там для него начинается темный лес. Только разум способен выходить за пределы опыта, чувств, восприятий, явлений. Кант разделяет разум на два вида: 1) чистый разум, который руководствуется законами логики (например, теорети-ческая наука); 2) практический разум, который опирается на веру, на убеждения человека, проявлением его не является религия и мораль.
Разум в отличие от рассудка способен выдвигать новые идеи, выходить за пределы опыта, т.е. разум способен ставить проблемы о мире в целом, о вещах в себе. Тем самым Кант приходит к пониманию различия между вещами для нас и вещами в себе. Вещи в себе существуют объективно, независимо от нашего сознания. А вещи для нас – это те явления, среди которых мы живем.
Все знание Кант делит на апостериорное – то, которое получает человек в результате опыта, оно предположительно, не обладает полной достоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения; и априорное - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства и практического подтверждения (например, «все что случается имеет причину», «человеческая жизнь протекает во времени»), оно абсолютно достоверно, надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. Априорными являются категории рассудка, законы (сохранения, причинности, взаимодействия), пространство и время как формы. Будучи всеобщими и необходимыми законы принадлежат не самой природе, а человеческому рассудку, пространство и время не формы существования вещей, а формы чувственного созерцания человека – к реальному миру тоже не имеют никакого отношения.
Когда чистый разум ставит вопросы о природе вещей в себе, то он уже не может воспользоваться опытом и идет на риск и опирается лишь на законы логики, однако они приводят его к противоречию с самим собой, например, существует ли Бог или не существует. Логика дает разуму строго доказывать, что он существует и не существует. Значит, разум пришел к противоречию с самим собой. Таких противоречий Кант выявил 5. Анализируя проблемы: «Делима ли материя до бесконеч-ности вглубь или есть предел делимости».
«Живет ли человек по законам необходимости или он живет по законам свободы?»
Такие противоречия разума самим собой Кант называет «антиномией чистого разума». Эти противоречия, по его мнению «чистый разум» разрешить не может. Тем самым обнаруживается граница «чистого разума». А как же жить человеку? На этот вопрос он может себе ответить, лишь опираясь на практический разум, т.е. на веру и убеждение. И Кант пытается сформировать абсолютное правило морали, опираясь на практический разум, на опыт человечества: поступай так, чтобы твой поступок стал нормой поведения для всех, т.е. исходи из высшего идеала, к которой стремиться человечество. Но идеал – это плод практический.
Этот принцип поведения носит название «категорический имератив Канта». Из высшего идеала Кант исходил и при решении проблем эстетики, проблем красоты. Таким образом, только в союзе с практическим разумом теоретический разум может дать ответы человеку на вопросы как ему жить и на что ему в мире можно надеяться. Значение философии Канта в том, что он открыл внутренние противоречия, присущие разуму, т.е. подошел к открытию диалектики.
Кант возродил идею высших идеалов добра и красоты. Он рассмотрел человека не как средство к достижению цели, а как высшую цель общественного развития. Но главная заслуга Канта в том, что он явился основным родоначальником великой немецкой классической философии.

Философская система взглядов и метод познания в философии Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился и жил в Германии, явился одним из создателей немецкой классической философии. По словам В. Соловьева Гегель «философ по преимуществу». Основные труды Гегеля: «Феноменология духа», «Философия природы», «Философия истории», «Философии права», «Философия искусства», «Наука логики» – их он объединяет в «Энциклопедию философских наук», создает целостную систему взглядов на мир и разрабатывает диалектический метод познания, диалектику, как «логику мышления» и «теорию развития». Гегель смотрел на философию как на науку всех наук, раскрывающую самые глубокие законы духовной жизни человека и человечества, законы развития объективного мира, законы развития мирового разума. По решению основного вопроса философии система взглядов Гегеля представляет собой систему объективного идеализма, т.е. первичной сущностной силой бытия и развития по Гегелю является абсолютная идея, «мировой разум», от которой зависит все реальное бытие. Этот мировой разум проходит три ступени своей эволюции. На первой ступени он существует в форме природы.
Основные ступени философии Гегеля:
1. воплощение в природу Мирового Духа;
2. история;
3. самопознание.
Мировой Дух, постигнувший сам себя, называется «Абсолютная идея».
Ступени в философии Гегеля:
1. Идея Мирового Разума, который правит миром, побуждает мир к развитию и сам развивается, т.е. является активной духовной силой. Природа сама по себе по Гегелю развиваться не может, только Мировой Разум побуждает ее к развитию.
Философия, как учение о Мировом Разуме является наукой наук, а конкретные науки и конкретные факты только по-вторяют, иллюстрируют философию.
2. Идея Тождества бытия и мышления Гегель выражает эту идею в своем афоризме: «Все действительное разумно, все разумное – действительно», т.е. разумная идея неизбежно станет действительностью, а действительное только тогда действи-тельно когда оно разумно, соответствует мировому разуму и это значит, что жизнь надо строить разумно и в ней нет ни одной сферы, где не было бы возможным тождество Мирового Разума.
В философии Гегеля идеи европейского рационализма получают наиболее глубокое обоснование (Декарт «Я мыслю – значит, я существую»). Под действительным Гегель понимает не все существующее, а то, что исторически необходимо.
3. Идея о том, что мир и человеческое мышление развиваются по законам диалектики, источником развития является внутренние противоречия, присущие всем духовным и материальным явлениям, борьба противоположных сил и тенденций, способность вещей превращаться в свою противоположность (впоследствии в марксизме «Закон единства и борьба противо-положностей»). Наиболее глубокими противоположностями Гегель считал количество и качество, а отсюда вытекает его идея о том, что превращение количественных изменений в качественные тоже является одним из всеобщих законов развития и этот закон получил свое подтверждение во многих открытиях естествознания, особенно в открытии периодической системы элемен-тов Менделеева.
Закон отрицания-отрицания. И мышление и мир по учению Гегеля развиваются путем отрицания отрицания. В мыш-лении известна так называемая «Гегелевская триада», согласно которой любая мысль утверждает себя следующим образом: она формируется или высказывается сначала как: утверждение (тезис) – его отрицание (антитезис) – отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). «Снятие» означает, что первые две стадии развития преодолены, но одновременны, сохранены, воспроизведены вновь в новом качестве. Абсолютный дух, также как и все в мире, проходит эту триаду в своем развитии – тезис, антитезис, синтез: сначала чистые логические сущности, затем природа, и наконец, человеческий дух и его проявления.
Но не следует эту традицию абсолютизировать, так как в реальном процессе могут быть большее количество ситуаций, но как частный случай она имеет право на существование. В учении отрицании отрицания плодотворным является идея о том, что внутри сущности каждой вещи скрыта ее собственное самоотрицание, все живое таит в себе свое собственное отрицание. Разработка Гегелем законов и категорий диалектики является одним из великих открытий в его философии.
4. Идея о том, что вся история человечества – это не хаос, и не проявление воли великих людей, а объективный за-кономерный процесс воплощения абсолютного разума в культуру, цивилизацию, в господство. Немецкое господство того времени Гегель тоже считал воплощением «абсолютного разума», поэтому власти приветствовали философию Гегеля, но тогда еще не понимали, что в ней таиться глубокий революционный смысл. Она допускала насилие над реальным миром, если она разумно, словно она допускала революционного преобразования общества, т.е. по духу она была революционной философией, в ней обосновывалась идея, что все действительные гибели достойно, если оно становится не разумным.
Мировой разум в человеческой истории имеет ярко выраженную цель – свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». В соответствии с этим критерием Гегель различает четыре основных периода всемирной истории :восточный мир (Китай, Индия, Египет), греческий мир, римский мир, германский мир. Страны Востока не знают свободы, они знают, что свободен один человек, да и тот деспот. Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена – ведь свободны только некоторые те, кто не в рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека. Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга исторических эпох свидетельствует о том, что дух неуклонно движется к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или иного народа, который своим характером, государственным строем, искусством, религией, философией способен наиболее полно представить, выразить требования мирового духа.
5. Особенно революционным был способ мышления, который обосновывал Гегель – это мышление требовало раз-решения внутренних противоречий, оно требовало глубокой критики существующего положения, оно выражало точку зрения развития и преображения мира, однако Гегель применял эту точку зрения исходя из идеалистического понимания мира. Ми-ровой разум, воплощаясь в природу и в общественную жизнь, познает сам себя, приходит к абсолютной истине и к абсолютной идее, к абсолютному совпадению мышления и бытия, после которого развитие становится невозможным, выше абсолютной идеи в мире ничего нет и быть не может, поэтому система взглядов на мир оказывается консервативной, завершенной.
Впоследствии Маркс и Энгельс опираясь на идею, что диалектика Гегеля оказывается в противоречии с тем методом познания, который он разработал. К Маркс и Ф.Энгельс разрешили это так: приняли диалектику Гегеля и попытались ее со-вместить с материализмом.
Значение философии Гегеля в том, что в ней была возрождена и разработана система объективного идеализма, заро-дившаяся еще в философии Платона. Гегель поднял философскую мысль на такую высоту, на какой была она у древних – Сократа, Платона, Аристотеля. Он создал диалектическую логику, обосновал диалектический метод мышления, довел идеа-листическую философию до высшей ступени ее развития, показал творческие возможности разума, попытался осмыслить историю, как воплощение мирового разума в реальную жизнь и действительно создал «энциклопедию философских наук» как он и задумал. Однако фигура человека в философии Гегеля была полностью подчинена мировому разуму. Гегель отдает предпочтение не отдельному человеку, а объективному ходу истории, который пользуется человеком, как средством для дос-тижения своих высших целей, а высшей целью истории Гегель считал духовную свободу и творческую силу разума.

Философия Фейербаха, его учение о природе и человеке.
Людвиг Фейербах (1804 - 1872) представляет собой удивительное явление в немецкой классической философии. Все ее представители до Фейербаха были сторонниками философии идеализма: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Единственный человек, поднявший философию материализма на уровень немецкой классической философии XIX века был Фейербах. В берлинском университете слушал лекции Гегеля и разрабатывал свою философию будущего. Его не удовлетворяла идея мирового разума, попытка подчинить живую жизнь логике развития Абсолютного Духа. Для Гегеля природа, жизнь – нечто бедное, неживое, неспособное к развитию и только мировой разум, идея придает природе смысл и значение. Фейербах, наоборот, любил природу такой, какой она является без всяких идей. Природа для Фейербаха - сама себе причина.
Главное произведение Фейербаха «Сущность христианства», где он подверг критике одну из мировых ре-лигий, раскрыл психологические корни религиозного сознания, показал, что человек все лучшее, что оно себе представляет приписывает к Богу. По Марксу, человек свою собственную сущность отчуждает от себя самого и переносит ее на небо и поклоняется ей. религия по Фейербаху это отчужденное сознание и задача философии в том, чтобы свести религию с небес на землю, показать ее земное происхождение. Фейербах раскрыл психологи-ческие и духовные корни религии, но остались за пределами его внимания социальные корни религии, которые уже были раскрыты Марксом и Энгельсом. Выводы Фейербаха из критики религии по своему значению пред-ставляют собой вершину материалистической философской мысли XIX века. Не Бог создал человека, учил Фей-ербах, а человек создал Бога – это первый и главный вывод из его критики религии. Любовь, которую провозгла-сила религия должна быть внутренней силой человека, соединяющей людей в общество. Обожествлять надо не Бога, а самого человека: «Человек человеку Бог». Вот идеал отношений между людьми. Отсюда и мораль и рели-гия должны быть религией любви между людьми и не революция, а любовь приобретает общество по Фейербаху. Таким образом, Фейербах очень высоко ценит человека и философия должна исходить из природы человека, что учение о человеке – это главная часть философии и потому материализм Фейербаха вошел в историю как антропологический материализм. Последним этого направления был Н.Г. Чернышевский и свою работу назвал «Антропологический принцип философии». Человек по Фейербаху – это часть природы, обладающая чувством и мышлением. Человек – это дитя природы и все лучшее, что в нем есть – идет от природы и мораль надо выводить из природы и из любви между людьми. Природа сформировала человеку 5 органов чувств. Природа по Фейербаху и есть та важнейшая вечная реальность, которая отражается в человеческом сознании. Она существует независимо ни от человека, ни от человечества и человек должен относиться к ней свято, так же как к самому себе. Природа это не средство, а цель для человека, он должен познать свою природу и следовать ее законам. Духовный мир тем богаче, чем полнее человек понимает природу, и человек в большем согласии живет с ней.
В основе социологических и этических воззрений Фейербаха лежит концепция разумного эгоизма. Он считал, что правильно понятый интерес каждого отдельного человека, в конечном счете совпадает с обществен-ным интересом, и, следовательно, между ними нет и не может быть противоречия. Но если эгоизм и альтруизм образуют антропологическое единство (без эгоизма, говорит Фейербах, у тебя нет головы, а без альтруизма у тебя нет сердца), то любовь становится средством осуществления гармонического сообщества. Любящий человек не может быть счастлив в одиночку, его счастье неразрывно связано со счастьем того, кого он любит.
Значение философии Фейербаха в том, что он возродил материализм в немецкой классической философии, дал глубокую критику религии (в смысле понимания ее природы), создал гуманистическое учение о человеке, обосновал отношение человека к природе как к высшей ценности, как к святыне. И это имеет фундаментальное значение для формирования современного экологического сознания. Подверг критике философию Гегеля, стал одним из идейных предшественников философии марксизма и гуманизма XX века.

Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!