О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФИМ / ГО и Социология / Экзамен по прикладной социологии

(автор - student, добавлено - 1-08-2020, 19:29)

1 Подготовка социологического анализа

Подготовка к исследованию –это процесс насыщанный новыми видами работ, новыми определенными операциями. В 1-ю очередь нужно иметь надёжную теоретическую основу, продумать общ логику исследования и методологию сбора информации, Во 2- х необходимо продумать и сфор-ть исслед-ю группу,рассмотреть необход-е материально- технич-е обеспечение и необходимые финансы.

Главный мотив провед-я исследования- эо потребность распологать как можно большей информацией,необходимой для решения произ-х или соц-х проблем.

Некоторую информацию можно получить просто анализиря имеющ-ся документы. Припроведении КСИ более важной станов-ся влияние социально-демографической информации на те или иные стороны работы пред-я.

2 Основные критерии классификации КСИ

n Разведывательное

n Описательное

n Аналитическое

Развед-е исслед-е –наиболее простой вид КСИ, т.к. решает ограниченной круг задач и охватывает небльшое обследование совокупности ,используетсясжатый по объему методический инструментарий

Описательные исследования –это более сложный вид исследования, в котором став-ся более глубокие цели и сложные задачи. Такое исследование предпологает получение импирических сведений дающих целостное представление о проблеме и о его структурных элементах. Описательное исследование проводят по полной программе а также на базе прверен-го инструметария

Аналитическое исследование-это самый углубленный вид КСИ, кот-й ставит своей целью не только описание структурных элементов,но и выявление причин а также разработка прогнозов и рекомендаций. В процессе анал-го иссл-я выяв-ся связи м/у характером соц явления и пичиной этих явлений. Аналитич-е исс-е требует больше времени и затрат

3 Дополнительные критерии классификации КСИ

Опрос наиболее простой и распространенный вид сбора информации. Различают 2 вида опроса:

-анкетирование

-интеьвю

В зав-ти от источника носителя информации опросы дел-ся на:

-массовые

-спец-е.

Интервьюирование Интерьвью состоит в форме контакта м/у исследователем и опрашиваемым. Этот контакт осуществляется лично или ч/з интервьюера. Этот м-д требует больших затрат времени и ср-в, но при этом повышается надежность за счет уменьшения числа неответивших или ошибок выполнения.

Анализ документов

-Качественный анализ имеет особое значение при изучении уникальных документов.

- Формализованный (контент-анализ)

Контент-анализ –метод количественного изучения содержания соц-ой инф-ии

Наблюдение это целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления кот-е фиксир-ся наблюдателем (фото, кинофиксация). Анализ документов, когда источ-ом соц информации выступают текстовые сообщения.

Эксперимент Целью эксперимента явл-ся проверка тех или иных гипотез, выход которых имеет прямо на практику. Он влияет на принятие различных управленческих решений.

Биографический метод это основной источник детальных и мотивированных описаний «историй жизни» отдельной личности -

«история отдельного случая

Метод социометрииМ-ды социометрии направлены на изучение соц-х ролей внутри гр., а также на измер-и стр-ры взаимоотн-й.

4 Программа исследования

Прогр-ма исслед-я содержит всестороннее теоретич обоснование методологич подхлдов и методол-х приемов изучения процесса или явления, Методология-я часть включает:

-формулировку и обоснование проблемы

- указание цели и определение объекта и предметаисслед-я

- формул-ка гиптезы и задач

Методологич-я част состоит:

-обследование совокупности

-харак-ка методов сбора информации

- методы обработки получанной информации

Методологич-й подход при проведении КСИ выбирается в зависимости от от исследуемой проблемы, кот-е можно класс-ть по след приз-ам:

- в зависимости от цели иссл-я

-масштаба распрстранения явлений

-времени действия проблемы и тд

В соответствии с целью рзличают след проблемы:

-гносиологичекские( логико-позновател-е порожденные недостатком знания)

- предметные проблемы- противоречия вызванные столкновением интересов той лил иной группы.

5 Рабочий план исследования

Различают в рабочем плане 4 основ-х блока:

1)- порядок обсуждения и утверждения рабоч программы

-формир-е и подготовка группы сбора первич-й информации и проведение разведов-го иссл-я

2) Фиксирует в плане все организационные иметодол-е виды работ

3) Совокупность операций связ-х с обработкой первич-й информации

4) Работа связанное с анализом рез-в, выработкой рекомендаций и прогнозов. Допол-ми док-ми яв-ся смета затрат, финансов. Кроме того в плане подготовки отраж-ся вспомогат-е работы, связанны6е с вспомог-ми документами:

- инструкции по проведении опроса

-определение качественного и колич-го состава респондентов и интерь-ов.

Важн- е значение в рабочем плане имею временные показтели, кот-е станов-ся одним из гл-х факторов в зав-ти от вида КСИ.

 

 

6 Логический анализ основных понятий

Для технолог-го осущ-я процедур заданных программой исследования необходимо знаний методов и логич-х приемов соц-го анализа. При помощи кот-го осущ-ся КСИ. На основе программы и плана исслед-я составляется инструментарий. Но прежде чем составит анкету необходимо продумать о чем спросит, почему об этом и как связать различ-е аспекты проблемы и тд. Прежде всего необходимо изучаемую проблему разделить на составные элементы

Различие изучения отд-х элементов в инструментарии.

В соц-ии использ-ся такое понятие как «косвенное» расчленение. Такое разложение осущ-ся по этапно, это связано стем, что соц явление подд-ся разлож-ю на более простые копоненты, более обстрактные категории. Логический анализ включает в себя 2 методологические поцедуры, кот-е наз-ся интерпритации, операциоанализациии понятий и пред-в исслед-я. Составление инструментарий –это процесс подчиненной опред логике.

7 Интерпретация основных понятий

Для описания основных сторон изучаемого явления надо дать точную трактовку понятия. Это общепринятые научные определения а иногда и жизненный опыт самого исследователя. На каких-либо теоретич-х конц-х и трактовке не основ-сь понятие, логике поз-й характер наз-ся интерпритация понятия. Основные понятия заложанные в КСИ и определяют логику исслед-я. Для формирования понятий необходимо опред уровень абстракций понятий.

Интерпритация основ-х понятий-есть опосредованное выявление интересующих социолого-сторон и свойств предметов изучения. Ошиочно интерпритация может нарушать всю логику исследования, т.к. перейдет на инструментарий и соц-г получает данные о явление, кот-е не собираются изучать,а не получать необходимых.

 

8 Операционализация понятий

После определения основных понятий ведут поиски частных понятий . На этой стадии происходит уточнение качественной структуры, предмета исследования и эта процедура наз-сяоперационлизация понятий. Происходит выявление и уточнение деталей общ-го понятия. При этом получают более ростые кот-е принято называть соц-ми понятиями.

Т о процесс логического анализа в КСИ состоит из 2-х этапов:

1) определение главных сторон предмета исслед-я, путем интерпритации этого пон-я кот-я наиболее полно и точно выражает его сущность

2) выявление совокупности операциональных понятийна кото-е раскл-ся основное.

На этапе развед-го иссл-я часто нет необ-ти пров-я опрец-ии понятия. В описательном и аналитическом иссл-е лубина опер-ции услож-ся. В этом случаи выпол-ся струк-я операц-я кот-я основана на разделении основ понятий на отд-е элементы, кот-й харк-ет наиболее значимые стороны предмета исслед-я.

 

 

9. Измерение соц-х явлений и процессовСоц-ое измерение сторон и свойств соц-х явл-ий связано с поиском и исполь-ем таких фактов, кот-ые могли бы служить кол-ной (цифровой) характ-кой. К таким фактам относ-ся: предметы, события, поступки, оценки людей. Все эти факты наз-ся индикаторами. Индикаторы позволяют правильно опр-ть вопросы анкеты и др. вид инструментария, составить структуру ответов. Если интерпретация осн-х понятий даёт направление исследования, а опрационал-ция понятия о чём следует собирать информ-цию, то индикаторы позволяют определить как и в какой форме её собирать. При подборе иникаторов учит-ся след-щие положения: 1. выбор индикатора опр-ся операционным понятием, кот-ое выделяет круг факторов, подлежащих исследованию;2. есть ряд операц-х понятий, кот-ые сами явл-ся индикаторами (пол, возраст, образование и т.д.); 3. есть операц-ые понятия, кот-ые требуют не одного, а неск-ко индикаторов; 4. Выбор совокуп-ти индикаторов зависит как от объекта КСИ, так и от усл-ий в кот-х оно проводиться. В качестве индикат-в лучше всего выбирать объекивные факторы. Но очень часто индикаторы носят субъективный характер, отраж-щий отношение людей к какому-либо явлению.

10. Типы шкал и правила их построенияШкала измерения - это представленные в виде опред-ой последовательности характ-ки индикаторов. Шкала измерения устанавл-ся в зависим-ти от позиции индикаторов. Все позиции разл-х индикаторов можно разбить на 2 группы: 1. Объективные факты и явления; 2. Субъективные факты и явления. Субъективные факты в шкале измерения строятся по 3 типам: 1. Номинальная шкала. При её помощи измеряют объективные признаки респондентов, а также выявляют объективные факты из жизни респондентов. 2. Порядковая (ранговая) шкала. Она выявляет большинство свойств и признаков соц-го явления. Позиции в ранговой шкале распол-ся в сторогом порядке т наибол-шей к наим-шей величине, или наоборот. 3. Интервальная шкала даёт возмож-ть измерить большое число индикат-в и свойств, кот-ые можно выразить числом. Такими индикат-ми могут быть возраст, стаж работы и т.д., а также отношение к тому или иному социон-му явл-нию на цифровой шкале. Шкала может быть с равными или неравными интервалами.Осн. требования к социол-ой шкале: 1. Валитность (надежность) зависит от правильности выбора индикатора и выраж-ся в том, что измеряемая величина реализ-ся в чётко исполь-ой шкале, кот-ая отражает именно те св-ва и качества, кот-ые интересуют исследователя. Валитность – это соотв-вие измеряемого, того что предполагалось измерить; 2. Полнота шкалы измерения – предполагает, что в вариантах ответов учтены все возможные варианты; 3. Чувствительность шкалы – это способность выявить отношение респонд-та к изучаемому явлению с той или иной степенью точности. Чем больше число позиций в вариантах ответов, тем она чувствительней и даёт более точные и глубокие факты для анализа. Как правило, исполь-т шкалу с 3-мя или 5-тью позициями, т.к. при больших вариантах выбор затрудняется. Но в любом случае варианты ответов строятся по схеме: полож., нейтраль., отрицат.;4. Точность шкалы – это харак-ка резуль-в измерения, кот-ая зависит от степени совпадения полученных данных с истинной велииной. 5. Надёжность шкалы – это её устойчивость по отношению к изменению харак-к объекта исследования во времени. Она предполагает получение достаточно точных данных при многократных исследованиях.

11.Выборочный метод в прикладной социологииСплошные опросы проводятся в том случае, если масштабы объекта исследов-я небольшие, при кол-ве респонд-ов до 200-300 чел-к. При большем числе обследуемых респонд-в провод-ся выборочные опросы, т.е. примен-т выборочный метод. Объект исследов-я, кот-ый территориально и во времени локализован и на кот-рый распростр-ся выводы исследов-я назыв-ся генеральной совок-тью. Опред-ое кол-во элем-ов генеральной совокуп-ти, отобранных по строго опред-му правилу наз-сявыборочной совокуп-тью. Процесс выборки должен основыв-ся на след-м: 1.на взаимосвязи качеств-х характер-к и признаков исследуемого объекта; 2.на правомерности распростр-ния рез-ов исследов-я в целом на объект исслед-ния при изучении его части.Структура выборочной совокуп-ти д-на соответст-ть структуре генеральной совокуп-ти по осн-м изучаем-м качеств-м характ-ам. Элем-ты выборочной совокуп-ти, кот-ые подлежат изучению наз-ся единицами анализа. Элементы, отбираемые на каждом этапе выборки по особому плану наз-ся единицами отбора.

12.Вероятностная выборка: собственно-случайный отбор.

По методу отбора респондентов разл-т 2 вида выборки: 1.целенапраленная; 2.вероятностная (случайная). Методы вероятностной выборки связаны с понятием статистической вероятности. Вероятност-ая выборка в свою очередь может выпол-ся разл-ми методами: Собственно случайная выборка: 1.случайно повторная

2.случайно бесповторная

 

13. Вероятностная выборка: метод механической выборки

Методы вероятностной выборки связаны с понятием статистической вероятности. При методе механ-кой выборки все элем-ты генеральной совокуп-ти сводят-ся в обий список и из него через равные промежутки выбираются респонденты для обследования. Шаг отбора опред-ся по формле: К= N/n, где N – генер-ая совок-ть, n- выборочная совокуп-ть.

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Вероятностная выборка: метод серийной выборки

Методы вероятностной выборки связаны с понятием статистической вероятности. При методе серийной выборки генеральная совокуп-ть разбивается на однородные части (серии) по заданным признакам, а затем из каждой серии методом случайного отбора выбирают респондентов. Число респондентов из каждой серии пропорционально числу генеральной совокупности.

 

 

15. Вероятностная выборка: метод гнездовой выборки

Методы вероятностной выборки связаны с понятием статистической вероятности. При методе гнездовой выборки отбираются не отдельные респонденты, а группы в кот-х затем проводят сплошной опрос. Гнездовая выборка будет репрезантивна (представительна), если состав групп в максимальной степени соответ-т демограф-им харак-ам респондентов генеральной совокупности.

 

16. Целенап-ая выборка: м-д стихийной выборки.

Целен-ая выб-ка это выборка, в кот. отбор респондентов осущ-ся не на основе теорий вероятности. М-д стихийной выборки чаще всего используют в почтовых опросах или используя «м-д снежного кома».

 

 

17. Целенап-ая выборка: м-д основного массива.

Целен-ая выб-ка это выб-ка, в кот. отбор респондентов осущ-ся не на основе теорий вероятности. М-д основного массива прим-ся в разведывательных исследованиях для зондажа какого-либо контрольного вопроса.

 

 

18. Целенап-ая выборка: м-д квот.

Целен-ая выб-ка это выб-ка, в кот. отбор респондентов осущ-ся не на основе теорий вероятности. М-д квот – это наиболее точный м-д выборки. Его используют когда до начала исследования известны стат-ие данные о контрольных признаках генеральной совокупности. Все контр-ые признаки выст-т в кач-ве параметров квот. В этом случае все респонденты отбираются целенапр-но. Число основных признаков обычно не превышает 4-х. при обработке рез-ов исслед-я квоты могут быть заданы по независимым или зависимым признакам.

 

19. Определение объема выборочной совокупности. Выборка в повторных исследованиях.

Величина выборочной сов-ти должна быть статистически значимой, т.е. дост-но большой и экономной. Критерием оптимизации выборки яв-ся дисперсия (разброс) числовых значений контр-ых признаков. Чем больше дисп-я, тем больше объем выборочной сов-ти. Отклонение соотн-я выборочной сов-ти от генеральной не должна превышать 5%. При этом выбор-ая сов-ть считается репрезентативной, а ошибка случайнрй. При опред-ии объема выборки возм-ны ошибки смещения, кот вызваны следующим:

1. неверными стат-ми данными о контрольных признаках.

2. слишком малый объем выборочной сов-ти.

3. неверного прим-я сп-ба выборки и отбора ед-ц анализа.

Расчет выборочной сов-ти можно производить по спец-ым формулам или по расчетным таблицам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Анкетирование.

-это наиб. простой и распр-ый способ сбора инф-ии. Он может быть индивидуальным и групповым. Групп-ой м-д наиб. широко исп-ся в раб-х коллективах и учебных группах. Индивид-ый м-д пров-ся, когда анкеты раздаются на раб-их местах или по месту жительства, а затем назначается время возврата анкеты.

Социологич-ая анкета – это объед-ая единым исследовательским замыслом сис-ма вопросов, напр-х на выявление количественно-качественных хар-к объекта и предмета исслед-я. Сущ-т опред-е треб-я к её построению: 1. вопросы олжны быть понятны всем категориям респондентов; 2. вопросы клас-ся по разл. факторам, кот необх-мо учитывать при формир-ии блоков ответов.

По содержанию вопросы дел-ся на : ?-ы о фактах сознания и поведения людей; ?-ы о событиях; ?-ы о личности.

По форме ?-ы дел-ся на открытые, закрытые, полузакрытые, а также на прямые и косвенные.

Закрытыми ?-ми наз-ся , если на них в анкете приводится полный набор вар-ов ответов. Закрытые ?-ы дел-ся на 2 вида: альтернат-е и неальтернат-е.

Альтерн-ый ? предп-т возм-ть выбора респондентом всего 1 варианта ответа. Неальтерн-ый ? предп-т возм-ть выбора неск-х ответов.

В открытых ?-ах не сод-ся вариантов ответов. Когда ?-ы треб-т критичного отношения к себе и могут привести к тому, что респондент откажется отвечать, то исп-т косв-е ?-ы в виде опред-ой ситуации, кот. не треб-т оценки личных качеств респ-ов.

Ответы могут иметь линейную и табличную форму ответов.

К оформл-ю анкеты предъяв-ся след-ие треб-я:1. в начале распол-ся обращение к респ-ту, кот кратко поясняет цели исслед-я и сп-б заполнения анкеты.

2. в зав-ти от сложности наиболее простые ?-ы размещают в начале, осн-ые и самые сложные в середине; к концу анкеты сложность снова уменьшается.

После составленияанкеты проводят логический контроль. После этого проводят опробирование анкеты.

 

21 почтовый опрос

Преимущества:

-Простота в организации, нет необходимости обучать анкетеров, контролировать их деятельность.

-Возможность респондента самому выбрать время заполнения анкеты.

Недостатки:

-Не полный возврат анкет

-Не сам респондент заполняет анкету

Увеличения возврата анкет

-Первоначальное уведомление об анкетировании

-Объявление розыгрыша лотереи

-Рассылка подарков

Типичные опросы

-Редакция обращается с целью получения данных о своих читателях и их мнение о работе.

-Изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.

22. Интервьюирование.

Интерьвью состоит в форме контакта м/у исследователем и опрашиваемым. Этот контакт осуществляется лично или ч/з интервьюера. Этот м-д требует больших затрат времени и ср-в, но при этом повышается надежность за счет уменьшения числа неответивших или ошибок выполнения. Организационные формы: 1. по месту работы (учебы); 2. по месту жительства.

Различают 3 вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.

Формализованное – это стандартное интервью, самая распр-ая форма.

Фокусир-ое интервью. Оно менее стандартизировано. Цель- сбор мнений, оценок по поводу конкр-ой ситуации, его последствий и причин.

Свободное интервью. Этот вид отлич-ся миним-ой стандартизацией. Он прим-ся когда исслед-ль только приступает к исслед-ю проблемы, уточняет ее конкретное содержание в усл-х района или предп-я.

23Формализованное интервью,

Формализованное – это стандартное интервью, самая распр-ая форма. Детально разраб-ся план, опр-ся круг вопросов и инструментарий для интервьюера, кот должен точно придерживаться формулировок вопроса и их последовательности. Это интервью предп-т закрытые вопросы. Для респондентов вопросы распечатываются и карточки нумеруются. План интервью разраб-ся в разговорном стиле. До начала интервью пров-ся вводная беседа, разраб-ся переход от одного вопроса к другому. Интервью с открытыми вопросами менее стандартизировано, но м-д фиксации ответов также стандартен. При данном м-де возм-на стенографич-ая фиксация или магнитофон-ая запись.

 

 

24Фокусир-ое интервью. Оно менее стандартизировано. Цель- сбор мнений, оценок по поводу конкр-ой ситуации, его последствий и причин. Респондентов заранее знакомят с ситуацией. Интервью может быть индив-ым и групповым. Преимущ-вом группового интервью яв-ся возм-ть выявить различные понимания одной и той же ситуации. Заранее готовится перечень вопросов, но последовательность не обяз-на.

 

 

25 Свободное интервью. Этот вид отлич-ся миним-ой стандартизацией. Он прим-ся когда исслед-ль только приступает к исслед-ю проблемы, уточняет ее конкретное содержание в усл-х района или предп-я. Проводится без заранее подготовл-го опросника, опр-ся только тема интервью, направление беседы, логика. Формулировка вопросов зависит от индивид-х особ-ей интервьюера, от его представлений о предмете исслед-я. Ответы запис-ся с максим-ой точностью. Число респондентов 10-20 чел-к.

26 эффект интервью

Сложности интервью

-Нетерпеливостьреспондентов: респонденты с трудом отвечают на большое количество вопросов и не выслушивают все варианты ответов

-Страх респондента перед вопросом.

Эмоциональноеповедение респондентов.

-Семантическиетрудности: слова должны иметь однозначное толкование.

Эффект интервьюера - это все те явления, в которых обнаруживается влияние интервьюера на качество результатов

Отрицательное проявление эффекта интервьера

-Избирательное восприятие, неправильное понимание ответов респодента

-«Стереотип узнавания» - уверенность интервьюера в понимании как отвечают на вопрос люди данной категории

Этапы-шаги проведения интервью

-Установление первого контакта: создать благоприятную атмосферу для разговора

-Закрепление контакта и первые вопросы по плану интервью: подчеркивать, что информация важна и интересна.

-Переход к основным вопросам должен сопровождаться вводными словами, подчеркивающими важность разговора.

-Быстрое восстановление контакта, в случае его утраты.

-Завершение интервью – подытоживает логические части беседы.

27 Виды документов. Отбор документов для изучения.

Анализ документов один из наиболее применяемых и эффективных сборов информации. В прикл. Соц-ии в 1ую очередь различают печатные и рукописные материалы, созданные для передачи и хранения инф-ии.

По статусу разл-ют официальный и неофициальный. По форме изложения письменный и статистический. По функциональным особенностям информационные, регулятивные, коммуникативные.

Принципиальное значение имеют официальные документы, которые отражают общественные связи и выражают коллективную точку зрения. Все эти документы составляются иутверждаются гос-ми или общественными организациями и являются юридическим документом. Ведущее значение таких документов управленческое и осн. функция информации состояния дел. При анализе деят-тиорг-ии, полезным является изучение планов и отчетов предприятия. Это позволяет выявить роль различных управленческих акций, а также проанализировать и исправить трудности и недостатки в работе. Ведущее назначение таких документов коммуникативное и культурологическое. В то же время как официальные документы, чаще всего регулятивные документы. Среди неофициальных документов выделяют личные дела и документы как источник общественного сознания. К ним относятся частные письма, записки, мемуары. Важный источник документации информации- это материалы прессы, которые содержат словесную, цифровую и изобразительную информацию.

Самостоятельный этап анализа документов-это отбор источников информации, при отборе документов принимают во внимание качественные и количественные аспекты.

Количественная сторона выборки опред-ся математическо-техническими возможностями и организационными условиями исслед-ой группы.

Если сроки не ограничены, а к отбору и анализу можно привлечь экспертов и обработка первичной инф-ии выполняется современными средствами, то можно увеличить объем выборки и повысить разнообразие источников. На практике, чаще всего прходится сокращать кол-во источников, материалов. При его надежности и достоверности сод-ия, т.е. в подлинности источника и правдивости освещения фактов. Случайные ошибки значительно снижают достов-ть исследования. На качество инф-ии оказывает влияние на статистических документов.на стадии отбора проводится внешний и внутр. Анализ надежности и достов-ти документов.

Внешний:изучение обстоятельств возникновения документов, его исторического и соц-го контекста. Внутренний: собственно изучение сод-ия документов, текста, источника инф-ии.

28. Виды анализа документов. Традиционный анализ документовСуществует 2 осн. вида анализа документов: 1. Качественный (традиционный) 2. Формализованный (контент-анализ)Эти 2 подхода обычно дополняют друг друга.Качественный анализ имеет особое значение при изучении уникальных документов. Когда нет необходимости в количественной обработке информации. Это углубленный логический анализ сод-ия документов, в котором происходит оценка не только событийных фактов, но и возможных умолчаний оценки своеобразия языка автора и стили изложения. При стремлении избежать субъективизма и потребность в изучении большого объема инф-ии привели к становлению формализованного метода анализа документов.

 

29. Виды анализа документов. Контент-анализ.

Существует 2 осн. вида анализа документов: 1. Качественный (традиционный) 2. Формализованный (контент-анализ)

Эти 2 подхода обычно дополняют друг друга.

Контент-анализ –метод количественного изучения содержания соц-ой инф-ии.

Суть метода состоит в выделении в документах различных пнятий, подчета частоты употребления этих единиц или соотношение различных элементов текста друг с другом.

Такой анализ наиболее эффективен при изучении документов за опред. период или классификация материалов по тематическим формам и т.д.

Техника проведения контент-анализа сост. из 3-х этапов.:

1. выделение единицы измерения для анализа, т.е. устанавливается в каких проявлениях документа присутствует смысловая нагрузка.

2. в документе отыскиваются индикаторы выбранной единицы.

3. подсчитывается частота употребления единицы анализа в выбранных единицах измерения.

Наиболее распространен кантент-анализ в маркетинговых исследованиях.

30. метод экспертной оценки.При некоторых исследованиях необходима информация от компитетных лиц, т.е. экспертов имеющие глубокое знание о предмете или объекте исследования.При отборе экспертов учитываются 2 фактора:1.род занятий. 2. Стаж работы по интересующему профилю. По необходимости учитывается уровень и характер образования , опыт общественно- политической деятельности ит.д.Центральное место при отборе респондента занимает компетентность для оценки которой исп-ся 2 метода: самооценка и коллективная оценка. Наиболее удобный метод самооценки-расчет совокупного индекса, который учитывает самооценку теоретических знаний, практического опыта и способности к прогнозу.. совокупный индекс рассчитывается: К= (К1+К2+К3)/3Оценка показателей строится по 3-х бальной системе: 1-высокие; 0,5-средние; 0-низкие.При коллективной оценке этот метод применяется для формирования группы экспертов, когда эксперты оценивают друг друга. Результаты оценок сводятся в таблицу.

31основные области применения метода наблюдения.

Наблюдение как метод сбора соц. инф-ии применяется в след. случаях:

1. при получении предварительного материала для уточнения направления исследования.

2.для получения иллюстративных материалов.

3.когда набл. исп-ся как основной прием при получении первичной инф-ии.

При необходимости получения более широких, обобщенных результатов, наблюдение дополняется другими видами.

При использовании данного метода возникают определенные недостатки, которые можно свести в 2 группы:

1. объективные, т.е. независимые от наблюдателя т.к. каждая ситуация носит частный характер и определенную неповторимость, поэтому для проведения наблюдения необходимо большое кол-во квалифицированных людей.

2. субъективные, т.е. связанные с личностями, проводящими наблюдение его профессиональными особенностями. Например, на качественное наблюдение влияет разное соц. происхождение наблюдателя и наблюдаемого. Наблюдение выполняется в той же последовательности что и др. КСИ, т.е. опред-ся цель, задача, гипотеза.

 

32особенности социологического наблюдения

Социологическое наблюдение-это направленное, системат-ое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых соц-х явлений, процессов и событий. Наблюдение позволяет охватить событие и описать взаимодействие всех участников. Наблюдение м.б. включенным, когда наблюдатель является членом группы или коллектива, который исследуется. Метод наблюдения особенно эффективен при исследовании индивидов и групп в труде и общественной жизни. При анализе производственной деят-ти объектом исслед-ия м.б. коллектив (наблюдение за тем, как он реагирует на изменение усл.труда, ит.д.)

 

33. основные понятия условия эксперимента

Эксперимент один из самых разнообразных и трудно осваиваемых методов сбора соц-ой инф-ии. Его используют тогда, когда другими методами получить инф-ию невозможно. Целью эксперимента явл-ся проверка тех или иных гипотез, выход которых имеет прямо на практику. Он влияет на принятие различных управленческих решений. Эксперимент лучше всего проводить в относительно однородных условиях и по началу в небольшой группе. Исследователь имет свободу выбора группы, хотя и придерживается определенных критериев, вкачестве которых выступают характеристики объектов. Характеристика объектов м.б. устойчивыми или переменными. Те характеристики, которые вводятся самим исследователем наз-ся факторными. Характеристики которые не участвуют в логике эксперимента наз-ся нейтральными. Нейтральные хар-ки м.б. 2-х видов: 1.нейтральные переменные, кот. Могут изменятся в процессе эксперимента. 2. Нейтральные постоянные, те которые не меняются.

Контрольными характеристиками явл-ся такие, которые хар-т основные рез-ты эксперимента. Общая логика эксперимента закл. В том, чтобы при помощи выбора некоторые экспериментальные группы и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию проследить направление, величину и устойчивость изменения характеристик, кот. Явл-ся контрольными.

В этом смысле эксперимент-это замкнутая система, элементы которой начинают взаимодействовать по написанному сценарию. Успех экспериментов зависит в основном от 3-х факторов:

1. когда в качестве контрольной группы и контрольных хар-к выбираются такие, которые являются наиболее важными с точки зрения изучаемой проблемы.

2.изучение контрольных характеристик, должно зависеть от тех, которые вводит исследователь.

3. на протекание эксперимента не должны оказывать влияние те явления, кот. Не относятся к экспериментальной ситуации

34. виды эксперимента

Эксперименты разл-т по характеру экспериментальной ситуации и по логической структуре.По характеру экспериментальной ситуации разл-т полевой и лабораторный эксперимент.В полевом эксперименте группа находится в естественных условиях, при этом члены этой группы могут не знать о том, что они участвуют в эксперименте.Лабораторный эксперимент проводится при обязательном информировании участников об эксперименте и экспериментальная группа создается исскуственно. При полевом эксперименте участники могут знать об эксперименте в том случае, если это знание не повлияет на рез-т эксперимента. По логической структуре эксперименты дел-ся на линейные и //-ые. Линейный эксперимент отл-ся тем, что анализу подвергается одна и та же группа, которая явл-ся одновременно и контрольной и экспериментальной. в этом случае еще до начала эксперимента четко фиксир-ся все контрольные, факторные и нейтральные хар-ки объекта. После этого изменяются факторные хар-ки этой группы и через какое-то время вновь измеряется состояние объекта по контрольным характеристикам. //-ый эксперимент- когда одновременно участвуют 2 группы: контрольная и экспериментальная.В этом случае состав групп д.б. идентичен по всем контрольным и нейтральным характер-м. Характеристики нейтральной группы остаются постоянными, а экспериментальные изменяются и по итогам эксперимента эти хар-ки сравниваются.

35. М-ды отбора эксперимент-х гр.

Сущ-т 3 м-да отбора: 1)м-д попарного отбора; 2)м-д структур-й идентифик-и; 3)м-д случайного отбора. Ко всем 3 м-дам предъяв-ся одно требов-е они д-ны гарантир-ть правомерность распред-я рез-в на тот объект измен-я харак-к к-рого предумат-ся в дальнейшем.

М-д попарного отбора исп-ся в параллел-м эксперим-те. В этом случае генерал-я сов-ть яв-ся основой для отбора 2-х гр. Т.о. чтобы эти гр. были идентичны по контрол-м и нейтрал-м характ-м, но отличались по факторным. Затем созд-ся одинаковые усл-я и ч/з нек-рое вр. измеряется эффект экспер-та путем сравн-я парам-в конкрет-х признаков. М-д структур-й иденти-фик-и примен-т в линейном и па-раллел-м экспер-те. При параллел-м гр. отбираются так, чтобы они пре-дставляли собой модель генерал-й сов-ти по осн. характ-м. М–д случайного отбора он идентичен м-ду вероятно-й выборки с заранее заданными объемами. Этот м-д чаще всего исп-ся в полевых экспер-х при большом объеме экспер-й гр.

36. Планиров-е и логика осущ-я экспер-та. Подгот-ка и провед-е эксп-та предпол-т в первую очередь реш-е след. з-ч и вопросов: 1)опред-е целей эксп-та; 2)выбор объекта в кач-ве эксперим-х и контрол-х гр.; 3)выдел-е предмета эксп-та; 4)выбор контрол-х, факторных и нейтрал-х признаков; 5)опред-е усл-й эксп-та и созд-е эксперимен-й ситуации; 6)формулировка гипотез и з-ч; 7)выбор индекаторов и сп-ба контроля протекания эксп-та; 8)проверка эф-ти эксп-та.

Линейный эксп-т: А ® А1

А(а, б, в)® А1 (д,е). Сост-е А под возд-м фактора Ф приобр-т св-во А1 под влиянием харак-к а,б,в исходное сост-е эксперимен-го объекта имеет рез-т сост-я А1 с харак-ми д,е. При изм-е одной из харак-к н-р в1 А (а,б,в) ® А1 (д,е) конечное сост-е объекта также меняется.

Логическая модель пралле-го эксп-та имеет 2 разновидн-ти: 1) Модель по м-ду единств-го сходства А (а,б,в) ® А1 (г,д);Б (е,ж,в)®Б1 (з,д) 2)модель по м-ду единств-го различия А (а,б,в) ®А1 (г,д)

Б (а,б,е) ®Б1 (г,к).

 

37. М-ды социометрии: осн.понятия

Большое число социолог-х з-ч реш-ся на основе изучения производств-х отн-й происходящих в малой гр. и именно в этих гр. исп-ся м-д социометрии, впервые разработан-ный Джекобом Морено.

М-ды социометрии направлены на изучение соц-х ролей внутри гр., а также на измер-и стр-ры взаимоотн-й.

В технич-м, процедурном смысле социометрия это сочетание опросных м-дов и алгоритмов спец-й обраб-ке первичных измерений.

38. Осн. параметры малых гр.

Малая гр – это реально существ-ее образов-е, в к-ром люди собраны общим признаком а также опред-м образом осознают свою принадлеж-ть к этому образов-ю. Малая гр. выступает как субъект деят-ти и ч/з нее вкл-ся в сист. общ-ных отн-й. Харак-кой такой гр. яв-ся чувство общности к-рая цементирует отн-я члена гр. и замыкает ее на себя. Это чувство: 1.понимание целей совместных действий; 2.опред-я эмоц-я тяготение; 3.временное соглашение на исп-е конкр-х м-дов и инструм-в деят-ти. Состав малой гр. зав-т от числ-ти и осн. признаков членов гр. Стр-ра зав-т от ф-ций, обязан-й кажд. члена гр. в их совместной деят-ти. Стр-ра гр. опр-ся также по формал-м и неформал-м признакам (основаны на межлич-ност-х отн-х). Процесс к-рая организует деят-ть гр. наз-ся груп-выми. К ним отн-ся сов-ть предписаний, правил, формальных отн-й, неписанные нормы, отн-я добровольно принятые членами сообщества. Границы малых гр. колеблятся если нижняя граница=3, то верхняя спорная. Первонач-но она опред-сь числом 7, в наст.вр. допускают до 40 чел-к, оптимал-м счит-ся 25-30 чел-к. Малые гр. класс-ся по неск-м основаниям: 1)по врем. существов-я (долговрем-е, кратковрем-е), 2)по степени тес-ноты контактов, 3)по особен-м це-лей, 4)по специфике соц-демограф-х признаков. Принцип-е знач-е имеют такое понятие как гр. членства (вкл-т всех формал-х участ-в гр.) и референтная гр (вкл-т значимый круг общения). Признак референт-ти чаще стан-ся наиболее значимым при объяснении процес-сов протекающих в гр. По степени развития межличн-х отн-й выд-т 4 гр: 1)диффузная в к-рой отн-я построены на симпатиях и антипатиях; 2)ассоциация основой отн-я выступают личные цели; 3)корпорация в к-рой личностные цели антисоц-е по своей направлен-ти; 4)коллектив связывает людей с личностно значимыми целями и общ-но ценными установками.

При анализе малых гр. польз-ся таким понятием как статус члена сообщества – это место индивида в сист. жизнедеят-ти гр. Статус опр-ся ф-ями и обязан-ми члена гр. Второе значимое понятие соц-ная роль индивида.

39. Социометрич-е критерии

После разраб-ки прогр-мы создают социометр-й критерий, т.е. вопросы к-рые задают всем членам гр. с целью выяснения взаимоотн-й. Общие требов-я к критериям остаются такими же, как и к вопросам: 1)необ-мо нацеливать себъе-в выбирать или отвергать др. члена гр. на основе заданной з-чи совместной деят-ти; 2)недопускать ограничения на членов гр.; 3)критерии д.б. понятны и интересны больш-ву членов гр.; 4)содер-ть конкретику понятную всем членам гр.; 5)вкл-ть в себя предлож-я по выбору такие, в к-рых бы проступало эмоцион-е отклонение; 6)убеждать чел-ка в практич-й направлен-ти. Социомет-рич-й критерий делится на 2 гр: 1)коммуникативные исп-ся для описаний и замера реал-х и вообража-х отн-й; 2)гностические это критерии предназнач-е для отражения представл-й чел-ка о том, как он видит свою роль, свою позицию в гр. Кроме того критерии делятся на офиц-е - замеряют отн-я на уровне формал-й стр-ры и неофиц-е раскрыв-т неформал-е отн-я.

Часто исп-т дехотонический м-д, к-рый вкл-т всебя в кач-ве критерия одновр-но положит-й и отриц-й выбор.

40. Социометр-я процедура. Социо-метр-е индексы.

При к-рой отсут-т всякие ограни-чения наз-ся непараметрич-й. Этот вариант позв-т выявить эмоцианал-ю сторону взаимоотн-й. Параметр-я процедура предпол-т выбор с заранее заданными количеств-ми огранич-ми.

Количеств-е хар-ки межличностных отн-й вычисл-ся в виде социометр-х индексов или коэф-в, к-рые делят на 2гр.: 1)персонал-е социометрич-е индексы; 2)групповые индексы, к-рые харак-т гр. в целом.

1 индекс вычисл-е социометр-го статуса личн-ти С (+)(-) = кол-во выборов получен-х / N-1; N - число членов гр.

2 индекс эмоцион-й экспансивности

Еi=кол-во выборов отданных / N-1

3 индекс объема взаомодействия Д= кол-во выборов / N-1

4 индекс социометр-й когерент-ности К = кол-во выборов отдан-х / N(N-1)

5 индекс взаимности G=кол-во взаимных выборов / N(N-1)

Кроме того часто польз-ся для наглядности построением социог-рамм

 

41. Шкала самооценки на к-рых сомооценка имеет вид в числовой оси с полож-ми и отриц-ми делениями, к-рые расположены симметр-но отн-но нейтрал-й нулевой оценки. В этом случае оптимал-й счит-ся из 21 позиции.

Недост-м шкалы самооценки яв-ся большой субъективизм при определ-и степени выражен-ти установки, т.е. респонденты имею-щие одинаковую установку м-т от-метить разные позиции и наоборот.

 

 

42.Шкала ранжирования

Метод отличается той особенностью, что результаты измерения установок анализируется в соответствии с правилами применяемыми для ранговых шкал. Наиболее простой прием измерения установок-это ранжирование респондентами тех объектов отношений которые интересны исследователю. Пр: для выявления того или иного кандидата расположить карточки с их фамилиями в порядке предпочтения. Итог ранжирования даст инф-цию о шансах кандидата. А когда хотят, чтобы исслед-ние оставалось скрытой для респондента, тогда в шкалу вводят фиктивных, т.е. значение м.б. одно или несколько. Метод парных сравнений – когда обозначенные на карточках объекты сравнения поочередно парами показывают респондентам, предлагая выбрать предпочтение. Сравнительной оценке подвергаются все возможные сочетания. Сложность применения в том, что с ростом числа объектов возрастает число пар.

43. Шкала Богардуса

Предназначена для измерения расовых установок. Особенность ее в том, что каждая оценка (мнение, позиция) автоматически включает в себя последующие и исключает предыдущие.

 

44. Метод семантического дифференциала

Разработанный Осгудом метод основан на принципе ассоциации между понятием обозначающим объект оценки и теми или иными вербальными антонимами характеризующими направленность и интенсивность оценки. В соц.практике наиболее распространен соматический дифференциал включающий 3 пары антонимов.

 

45.Подготовка первичной социологической информации к обработке на ЭВМ.

До начала ввода анкеты подвергаются контролю качества по полноте и точности заполнения.

1.Полнота заполнения определяется качественным контролем каждой анкеты. При отсутствии ответов менее 10% ответов на вопросы, возможно, логически восстановить ответы на пропущенные вопросы. Если отсутствуют ответы более 20%, то анкета отбраковывается из основного массива, как некачественная. В этом случае предпочтительнее, чтобы восстановлением анкеты занимался интервьюер. При проверке точности заполнения анкеты необходимо проверить наличие противоречий в ответах. Если скорректировать ответ невозможно, то этот вопрос пропускается. Если пропущенных и неточных ответов более 20%анкета отбраковывается. Если в вопросе вместо 1, 2, 3 ответов отмечено большее число, в этом случае учитываются первые ответы. После выбраковки непригодных анкет все анкеты нумеруются. Результаты обработки первичной инф-ции на ЭВМ (табуляграммы) представляются сгруппированными в таблице. После ввода всех анкет необходимо проверить качество ввода на экране.

1.SPSS+

2.Да-система

По результатам обработки составляется полный отчет по каждому вопросу и анализ основных вопросов, затрагивающих цель и задачи исследования.

46.Обобщение и отображение результатов исследованияНаиболее простая форма обобщения результатов исследования – это группировка респондентов по социально-демографическим признакам и половозрастным. Выбор признака группировки зависит от цели и задач исследования. Группировка в зависимости от шкалы может представлять собой следующее:1.Зачисление респондентов в номинальные группы (пол, национальность и т.д.)2.Зачисление респондентов с учетом характера труда или степени включенности в соц.явление.3.Группировка по количественному признаку (возраст и т.д).Если группировка происходит по двум и более признакам, то она наз-ся комбинированной, которая делится на 3 типа: 1)Структурная – отображает объективные признаки (пол, возраст, стаж работы и т.д.).2)Типологическая– происходит по субъективным признакам (удовлетворенность трудом, мотивация и т.д.)3)Аналитическая – группировка по двум или более признакам.В результате группировок получают несколько групп которым соответствует опред.число или %. Такая группировка наз-ся рядом распределения. Он делится на 2 вида:

1.Атрибутивный ряд - результаты группировки по качественному признаку.

2.Вариационный ряд – результаты группировки по количественному признаку. Такой ряд м.б. двух видов:

·Дискретный

·Непрерывный

Интервалы в непрерывном ряду распределений зависят от задач исследований.

 

47.Интерпретация полученных данных

Всестороннее объяснение соц.данных наз-ся интерпретацией. Определенных правил интерпретации нет, но есть логика анализа, в результате которой соц.данные становится показательными, т.е. получают оценку путем соотнесения с первоначальными замыслами исследователя. Т.е. полученные данные, это только числовые значение которые должны получить смысловое содержание, а также каждая числовая величина м.б. интерпретирована с различных точек.

Характер проверки гипотезы также зависит от вида исследования. В разведывательном исследовании подтверждение гипотезы проверяют сравнением полученных результатов с ранее выдвинутыми утверждениями.

В обязательном и аналитическом исследовании процедура более сложна. В этом случае она выполняется в форме соотнесения соц.данных:

1.со знаниями и установками исследователя

2.между собой

3.с некоторыми внешними признаками.

Наиболее распространенный способ сравнения рядов распределения по однородным группам может выполняться 2 путями:

1)Внутреннее соотнесение – сравнение элементов распределительного ряда. 2)Внешнее соотнесение – сравнение двух или нескольких рядов распределения построенных по двух или более признакам.

Внутреннее соотнесение дает возможность однозначно интерпретировать результаты, когда в числовом ряду значение является наибольшим. В аналитическом исследование интерпретация состоит из 2 этапов:

1.основан на методе сравнения числовых рядов

2.поиск факторных признаков.

 

48.Прогнозирование в социологии

Это предсказание с той или иной степенью точности итогов направленности или характера протекания соц.процессов в некотором промежутке времени. В прикладной социологии наиболее эффективными являются краткосрочные прогнозы.

Момент времени к которому относится прогноз называется периодом упреждения (максимум несколько месяцев). Предсказание является достоверным с некоторой степенью вероятности. К любой прогностической модели проявляется ряд требований:

1.Обоснованность – соответствие цели прогноза на весь период упреждения

2.Полнота зависит от объема достоверности и устойчивости исходной соц.статистики.

3.Валидность – способность учитывать изменения социальных и структурных элементов.

4.Точность – способность давать количественную оценку параметрам изучаемого объекта

5.Устойчивость – быть валидной на весь период упреждения

6.Валентность – соответствие прогноза первоначальным предположениям.

По методам различают три вида прогноза: 1)Аналогия – метод исторического соотнесения двух или более идентичных явлений, которые порождены исходящими ситуациями.

2)Метод экспертной оценки – способ аккумуляции научных знаний и практического опыта

3)Статистический метод основан на формулах и приемах математической статистики.

Прогнозируемая динамика параметров состоит из взаимосвязанных компонентов:

1.Тенденция – направление развития соц.процесса (прогресс, регресс)

2.Тенденция - механизм реализации которой зависит от времени и наз-ся трендом.

49 Биографические данные в социологии – это основной источник детальных и мотивированных описаний «историй жизни» отдельной личности -

«история отдельного случая» (individual case history)

Особенности биографического метода

Социальные процессы рассматриваются как результат постоянного взаимодействия сознания личности и объективной социальной реальности.

Направленность на воссоздание исторической перспективы событий.

Множественная триангуляция

сопоставление точек зрения и сведений, полученных разными методами и из разных источников, позволяющее достаточно объективно воссоздать не только внешнюю картину событий, но и их субъективный смысл. сопоставление точек зрения и сведений, полученных разными методами и из разных источников, позволяющее достаточно объективно воссоздать не только внешнюю картину событий, но и их субъективный смысл.

50 сбор биографического материала.

Биографический материал любой устный или письменный рассказ субъекта о событиях его жизни.

Различают:

биографические (автобиографические)

устные истории

Устная история – это точное воссоздание определенных исторических

событий по конкретным фактам.

Типы «историй жизни»

Полные

Тематические

Отредактированные

Полная история жизни - очерчивает весь жизненный опыт субъекта – от колыбели до могилы без большого объема и степени детализации.

Тематическая «история жизни»- относится преимущественно к одной стороне или фазе жизненного цикла субъекта

Отредактированная «история жизни»:- интерпретация социологомисходного рассказа субъектов.

 

51 Биографический материал - любой устный или письменный рассказ субъекта о событиях его жизни.

Источники данных:

Первичные - те источники, которые содержат непосредственные свидетельства очевидцев или прямых участников событий.

Вторичные – свидетельства или рассказы тех, кто не присутствовал при описываемых событиях.

Проверка источников:

подлинность текста

установление его авторства

фактическая правдивость подлинность текста

установление его авторства

фактическая правдивость

Схема анализа:

Шаг 1. Отбор исследовательской проблемы и гипотезы, которые могут быть исследованы и проверены с помощью «историй жизни»

Шаг 2. Отбор субъектов и определение формы сбора биографических данных.

Шаг 3. Описание объективных событий и переживаний из жизни субъекта

Шаг 4. Получение от субъекта его интерпретаций событий.

Шаг 5. Анализ всех утверждение и сообщений с точки зрения их внутренней и внешней валидности (достоверность источников).

Шаг 6. Принятие окончательного решения о достоверности источников для последующих гипотез.

Шаг 7. Проверка предварительно сформулированных гипотез, модификация или выдвижение новых.

Шаг 8. Составление чернового наброска всей «истории жизни» и ознакомление с ним исследуемых, чтобы узнать их реакцию.

Шаг 9. Переработка исследовательского отчета, изложив их в естественной последовательности. Заключения о гипотезах и выводах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Подготовка социологического исследования.

2 Основные критерии классификации КСИ

3Дополнительные критерии классификации КСИ

4 Программа исследования.

5 План исследования.

6Логический анализ основных понятий.

7Интерпретация основных понятий.

8 Операционализация понятий.

9Измерение социальных явлений и процессов

10типы шкал и правила их построения

11 Выборочный метод в прикладной социологии.

12вероятностная выборка: собственно-случайный отбор.

13 Вероятностная выборка: метод механической выборки.

14Вероятностная выборка: метод серийной выборки.

15Вероятностная выборка: метод гнездовой выборки.

16 Целенаправленная выборка: метод стихийной выборки.

17 целенаправленная выборка: метод основного массива.

18Целенаправленная выборка: метод квот.

19Определение объема

выборочной совокупности.

Выборка в повторных

исследованиях.

20Анкетирование.

21 Почтовый опрос.

22Особенности интервьюирования.

23Формализованное интервью.

24Фокусированное интервью.

25 Свободное интервью.

26 эффект интервью.

27 виды документов. Отбор документов для изучения.

28 Виды анализа документов. Традиционный анализ документов.

29 Виды анализа документов. Контент - анализ.

30Метод экспертной опенки.

31Основные области применения метода наблюдении.

32особенности социологического наблюдения.

33Основные понятия и условия эксперимента

34Виды эксперимента

35 методы отбора экспериментальных групп.

36Планирование и логика осуществления эксперимента.

37Методы социометрии: основные понятия.

38Основные параметры малых групп.

39Социометрические критерии.

40социометрическая процедура. Социометрические индексы.

41Икала самооценки.

42Шкала ранжирования.

43Шкала Богардуса

44Метод семантического дифференциала.

45Подготовка первичной социологической информации к обработке на ЭВМ.

46 Обобщение и отображение результатов исследования.

47нтерпретация полученных данных.

48прогнозирование в социологии.

49определение и истоки биографического метода в социологии.

50 Сбор биографического материала.

51Анализ и интерпретация биографического материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ
Copyright 2018. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!