ФИМ / ГО и Социология / "Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии. Научное познание. Ненаучное познание. Социальное познание. Самопознание".
(автор - student, добавлено - 6-05-2014, 21:36)
"Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии. Научное познание. Ненаучное познание. Социальное познание. Самопознание".
Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний. Проблемы познания решаются в рамках теории познания (гносеологии), которая включает в себя следующие составляющие:
– объект познания, то есть то, на что направлено познание,
– субъект познания – конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группа людей, общество в целом),
– уровни познания: чувственное (опытное) и рациональное (логическое), – чувственное познание включает в себя: ощущения – результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека, когда передаются отдельные свойства предмета: цвет, звучание, запах, восприятия – совокупность ощущений, когда появляется целостный образ предмета, представления – это возникшие в памяти образы на основе прошлых ощущений и восприятий.
Представление – высшая ступень чувственного познания. – рациональное познание – процесс абстрактного мышления, который включает в себя три ступени: понятия – это элементарная частица рационального мышления, отражающее общее признаки предмета и выражающееся с помощью слов и словосочетаний, суждения – совокупность понятий, которая отражает связи и отношения между предметами и свойствами, они выражаются в виде предложений, умозаключение – высшая форма рационального познания, когда из нескольких суждений появляется новое суждение на основе законов логики.
Сущностью процесса является получение объективного, и точного знания о внешнем мире. Различные философские школы по-разному отвечают на вопрос о познании мира.
Агностики считали, что получить достоверные знания о мире невозможно. Эмпирики утверждают, что мир познается при помощи ощущений. Рационалисты говорят, что мир познается при помощи разума.
Истина – вот результат всего процесса познания. Она объективна по содержанию, так как не зависит от субъекта познания, но субъективна по форме, ибо не существует вне человеческого сознания. Истина может быть: абсолютной – не изменяется в ходе дальнейшего познания (физические константы), относительной – приближенное знание.
Главный критерий истины – это человеческая практика, которая является целенаправленной деятельностью, когда происходит преобразование действительности.
Практика является источником познания. Мы и индивидуально, и социально можем узнать только о том, что включено в нашу практику. На индивидуальном уровне – это все, с чем мы сталкиваемся, в том числе в процессе обучения. На общественном уровне ситуация та же, но только она гораздо шире индивидуальной практики. Познавательная задача возникает, когда мы сталкиваемся с реальной проблемой в практике. Следовательно, практика источник познавательных процессов.
Практика – это цель познания. Все что человек познает, существует для того, чтобы реализовать на практике. Этот тезис не всегда справедлив за пределами общественного познания. У ученого могут быть чисто познавательные мотивы деятельности, не ориентированные на практику. Г.Герц считал, что его открытие электромагнитных колебаний не найдет применения на практике.
Практика – критерий познания. Познающий субъект исходит из правила, что практическая деятельность покажет прав он или нет. Практика находится в движении, что является стимулом развития всего процесса познания. Процесс познания: классическая схема процесса: объект познания – субъект познания. научная схема процесса познания: объект познания – средство познания (использование приборов, использование моделей) – субъект познания. Методы научного познания: эксперимент – наблюдение, анализ – синтез, индукция – дедукция, абстрактное – конкретное.
Ненаучное познание – это мифология, опыт повседневной жизни, народная мудрость, здравый смысл, художественное и эстетическое освоение мира, паранаука.
Мифология как способ понимания природной и социальной действительности зарождается на ранних ступенях общественного развития. В мифах мифологические событие отдалено от настоящего значительным промежутком времени и воплощает не просто прошлое, но особую форму первопредметов и перводействий. Все происходящее в мифе своего рода образец для воспроизведения, повторения.
Жизненная практика состоит в накапливании, переработке, распространение социального опыта не только с помощью языка, но и на невербальном уровне. Примером невербального способа передачи практических знаний могут служить инструменты, приборы, аппараты, предназначенные на получение практического результата.
Здравый смысл, народная мудрость сопровождает человека всю жизнь, а проявляются они в загадках, пословицах, поговорках, которые содержат сведения о мире природы и людей.
Паранаука существует, поскольку люди стремятся знать больше, а сама познавательная деятельность становится все более широкой по охвату явлений и событий жизни, но и более сложной.
Художественное познание состоит в том, что оно осуществляется через художественные образы. Образ относится к сфере идеального. Мышление создает иллюзорный мир, существующий в сознании, но в чем-то подобный реальному материальному. Социальное познание начинается с установления социальных фактов, которые можно разделить на три группы: действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп, продукты материальной или духовной деятельности людей, словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
Установить истину в процессе социального познания нелегко, так как объектом познания является само общество. Ограничена возможность применения эмпирического метода исследования. Поэтому распространенным методом социального исследования является научная абстракция. Исследователь обязан учитывать следующие факторы: взаимосвязь производственной и творческой деятельности, материальной и духовной деятельности, деятельность различных субъектов – отдельных людей, социальных групп. Это позволяет понять зависимость настоящего и прошлого, значение настоящего как условия достижений будущего.
Для того чтобы понять пути самопознания, представим наше сознание «Я» в виде круга, разделенного на четыре части:
Открытое «Я»: знание о себе, о других. Слепое «Я»: то, что интересно другим, вам не очень ясно: привычки, манеры. Скрытое «Я»: секреты – все, что вы думаете, чувствуете, скрывая это в себе. Неизвестное «Я»: то, что неизвестно никому и проявляется в определенных ситуациях, бессознательное – мечты, комплексы, мистический опыт.
Самопознание – это путь от скрытого «Я» к открытому.
Процесс познаний, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания). В XVII в. сложилось и долгое время господствовало представление о том, что познающий разум как бы со стороны созерцает мир и таким путем узнаёт его. Цель познания — описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека. Ее можно достигнуть, если правильно обобщить данные опыта и использовать правильный метод.
В любом обществе существует своеобразное, только ему присущее сочетание экономических, духовных, социальных, политических факторов. Каждое общество имеет только ему присущие свойства, связанные с культурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприятием. Поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучении другой, можно, лишь используя метод аналогии. Аналогия — это подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках, отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны. Если какой-либо социальный процесс в одной стране аналогичен процессу в другой, то можно лишь предполагать наличие некоторых общих признаков. Готового ответа аналогия не даст. Необходимо конкретное исследование данного процесса в определенных, специфических условиях, учитывая многообразие исторического процесса, многовариантность развития, многолинейность истории.
Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, отношении к себе других людей формируется в самооценку. Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. «Я талантлив...», «Я — абсолютная бездарность», «Я не хуже других...» и т. д.— все это примеры самооценок. Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о вашей персоне. Существуют три основных момента для понимания самооценки.
Во-первых, в ее формировании важную роль играет сопоставление образа реального Я с образом того идеала, каким мы хотели бы быть. Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (успех), либо снизив требования к идеалу (притязание).
Во-вторых, некоторые люди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие.
В-третьих, самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам, к тому, что мы извлекаем из собственной истории жизни.
Образ Я не остается неизменным на протяжении жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению. Стремление завоевать уважение заставляет человека менять отношение к себе и другим. Правильнее сказать, что у человека не один образ Я, а множество таких образов, попеременно выступающих на авансцену самосознания или уходящих в тень.
Я-концепция (или образ «Я») представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими. Для постижения Я не обязательно проводить психологические эксперименты. Достаточно наблюдать за собой и анализировать свои состояния: какие поступки дают вам удовлетворение, какие вызывают неп Похожие статьи:
|
|