О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФИМ / ГО и Социология / СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

(автор - student, добавлено - 14-04-2014, 15:40)

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

АНИМИЗМ - (от лат. - душа, дух) вера в существова­ние душ и духов, обязательный элемент всякой религии.

АМПИР - (франц.- империя), стиль в архитектуре и де­коративном искусстве трех первых десятилетий XIX в., за­веривший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (во­енные эмблемы, орнамент), опора на художественное нас­ледие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египте служили воплощению идей государственно­го могущества и воинской силы. Стиль Ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцо­вых интерьеров (арх. Ш.Персье, П.Фонтен). В ряде стран ампир стал выражением идей государственной независимос­ти, отстаивавшейся в антинаполеоновских войнах. Таков и русский ампир, давший классические образцы градострои­тельства, общественных сооружений, городских и усадеб­ных домов (арх. А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, К.И.Росси, В.П.Стасов), монументальные скульптуры (И.П.Мартос, Ф.Ф.Щедрин).

АРХИТЕКТУРА, или зодчество - искусство строить зда­ния и их комплексы, предназначенные для повседневных запросов частной, общественной жизни и деятельности людей

АКВАРЕЛЬ - краски, разводимые водой, а также живо­пись этими красками.

АРКАДА - ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы.

БАРЕЛЬВФ - низкий рельеф, в котором выпуклое изобра­жение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину своего объема.

БАРОККО - (итал. - странный, причудливый) основное стилевое направление в искусстве Европы и Америки конца XVI - середины XVIII вв. Барокко связано с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготевшее к тор­жественному "большому стилю", в то же время отразило антифеодальные устремления, прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, орато­рия). Для архитектуры барокко (Л.Бернини, Ф.Борромини в Италии, В.В.Растрелли в России) характерны пространс­твенный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П.П.Рубенс, А.ван Дейк во Фландрии) - эффективные ком­позиции, парадные портреты. Принципы барокко преломи­лись в литературе (П.Кальдерон в Испании, Т.Тассо в Италии, А.д'Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М.В.Ло­моносов в России), театре, музыке (Дж.Габриели в Ита­лии, Д.Букстехуде в Германии). Для музыки барокко ха­рактерны декоративная пышность, сильные аффекты, стрем­ление к синтезу искусств, развитие разнообразных жанров.

 

ШТРАЖ - (лат. - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самосто­ятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (например, в готических соборах) создают игру окрашенного света в интерьере.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) (франц. Renaissance) - период в культурном и идейном развитии стран Зал, и Центр. Ев­ропы (в Италии XIV-XVI вв., в других странах кон.XV-XVI вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрожде­ния: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). Возрождение воз­никло уже на рубеже XIII-XIV вв. его провозвестниками выс­тупили поэт Данте, художник Джотто и др. Творческая деятельность человека, его воли и разума, отрицанием ка­толической схоластики и аскетизма, пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к чело­веку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величест­венный героический масштаб. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архи­текторы (Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско во Франции) придали своим постройкам величественную яс­ность, гармоничность и соразмерность человеку. Художни­ки (Леонардо да Винчи, Рафаэль;:Микеланджело, Тициан, Веронезе в Италии, Фуре, Гужон, Клуэ во Франции, Дюрер, Гольбейн в Германии) последовательно овладели художественным отражением всего богатства действительности -передачей объема, пространства, света, изображением че­ловеческой фигуры (в том числе обнаженной) и реальной среды - интерьера, пейзажа. В музыке, проникнутой гума­нистическим мироощущением, развивается вокальная и ин­струментальная полифония и инструментальная музыка; эпоха завершается появлением новых музыкальных жанров ~ сольной песни, кантаты, оратории и оперы.

ГОТИКА - (итал. буквально - готский, от названия племени готов), художественный стиль (между сер. ХП-XIV вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Сме­нившее романский стиль готическое искусство было также преимущественно культовым и развивалось в рамках фео­дально-религиозной идеологии. Но в нем отразились и Формирование национальных государств, усиление городов и городских торговых и ремесленных кругов. Ведущим ар­хитектурным типом стал городской собор: каркасная сис­тема готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов,. прорезать стены огромны­ми окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельча­тыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом .развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городс­кие башни с нарядным декором), В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символика аллегорический строй сочетается с новым духовным устремлением, лирическими эмоциями; рас­ширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний.

ГОСУДАРСТВО - политический институт классового об­щества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

ГРАВЮРА - рисунок, вырезанный или вытравленный на гладкой поверхности дерева, металла и т.п., а также от­печаток такого рисунка на бумаге.

ДЕКАДЕНТСТВО - (познелат. - упадок), общее наименова­ние кризисных явлений буржуазной культуры конца XIX-XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни. Для эстетических концепций декадентства характе­рен отказ от гражданственности в искусстве, культ кра­соты как высшей ценности, нередко проникнут аморализмом. Многие мотивы декадентства стали достоянием ряда худо­жественных течений модернизма.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - вид художествен­ной деятельности по созданию предметов быта, соединяю­щих в себе эстетические и практические качества.

ДИЗАЙН (художественное конструирование) - проектная деятельность, направленная на формирование предметного мира, наиболее полно отвечающего материальным и духовным потребностям отдельного человека и общества в целом.

ДИССИДЕНТЫ - (лат. - несогласный, противоречащий) термин, вошедший в современный лексикон из истории ре­лигии. В средние века диссидентом в Западной Европе на­зывали всякого вероотступника, эротика. После Реставра­ции диссидент - человек, не исповедующий господствующее в данной стране вероучение. В зависимости от смены власти и ее религиозной ориентации диссидентом оказыва­лся то протестант, то католик. Вопрос о вероисповедовании уже в то время переплетался с вопросом о гражданских правах. С середины 70-х гг. XX в. этот термин стал применяться к гражданам СССР не согласным с существующим режимом.

ЖИВОПИСЕЦ - художник, который работает красками, за­нимается живописью.

ЖИВОПИСЬ - это искусство изображать мир в красочных образах, раскрывающих мир человеческих чувств, пережи­ваний, характеры, передающих оттенки настроений - человека и природы. В создании живописи участвуют воображе­ние, фантазия, наблюдательность, зрительная память ху­дожника, Живописные произведения создаются на твердой плоской поверхности - на холсте, дереве, картоне, стене.

ИЗРАЗЕЦ - поливная керамическая плитка специального устройства, часто украшенная рисунком. Изразцами обли­цовывают стены и печи.

 

ИКОНА - (греч. - изображение, образ) в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; произведение иконописи. Иконой называется также священные живописные изображения в ламаизме.

ИКОНОПИСЬ - христ. (гл.обр.правосл.) станковая куль­товая живопись - энкаустика, мозаика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. в средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная симво­лика) нередко воплощались общественные и эстетические идеалы народов, что делает иконы значительным произве­дением искусства.

ИМПРЕССИОНИЗМ - (франц. - впечатление), направление в искусстве последней трети XIX-нач.ХХ вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчи­вости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессио­низм зародился в 1860-х гг. во французской живописи: К. Мане, О.Ренуар, Э.Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгно­венных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожи­данные точки зрения, ракурсы, срез фигур. В 1870-80 гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К.Мане, К.Писсарро, А.Спелей выработали последователь­ную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, бо­гатство красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смещение их в глазу зрите­ля), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно свет­лую, трепетную живопись. Кроме живописцев (амер. - Дж.Уистлер, нем. - М.Либерман, Л.Коринт, рус.- К.А.Коро­вин, И.Э.Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (франц. - О.Роден, итал. -  М.Россо, рус. - П.П.Трубецкой). Для му­зыкального импрессионизма кон.XIX - нач.XX вв. (во Франции - К.Дебюсси, отчасти М.Равель, П.Дюка и др.) сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармоничной красочности. Импрессионизм развивал реалистические принципы искусства, но в творчестве его последователей часто сказывался отход от изучения основных явлений социальной действительности, постоянных, устойчивых качеств материального мира. В литературе о чертах импрессионистического стиля гово­рится применительно к европейской литературе последней трети XIX в., русской поэзии нач.XX в.

ИСКУССТВО - форма общественного сознания, в основе которого лежит художественно-образное отражение дейс­твительности.

КАЛОКАГАТИЯ - в древнегреческой философии гармония внешних и внутренних качеств, физических и духовных способностей как идеал воспитания человека. Как идеал физического и нравственного совершенства калокагатия получила отражение в скульптуре (творчество Фидия и ПОЛИКЛЕТА, V в. до н.э.), в поэзии, трагедии (например, у Софокла - около 496-406 гг. до н.э.).

КАТОЛИЦИЗМ - одно из основных направлений в христи­анстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латиноамериканских государствах. Разделение христи­анской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204 гг.; в XVI в. от католицизма откололся про­тестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией; иерархическим характером; мо­нархический центр - папство, глава - римский папа, ре­зиденция которого - Ватикан. Источники вероучения Священное писание и Священное предание. Особенности ка­толицизма (по сравнению в первую очередь с православи­ем): добавление к "символу веры" (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Ма­рии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат. В 60-х гг. XX в. католическая церковь, стремясь преодо­леть кризис, стала на путь модернизации догматики, культа, организации и политики.

КИКА - старинный русский головной убор женщин, сши­тый из цветной материи и имеющий впереди украшение, по­хожее на рога.

КИШШР - в греческой мифологии лесные или горные демоны, это полулюди-полукони: у них человеческая голо­ва и торс человека на конском туловище с четырмя нога­ми, пристрастные к вину спутники Диониса.

КЛАССИЦИЗМ - (лат. образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве ХУЛ - нач.XIX веков, обратив­шееся к античному наследию как к норме и идеальному об­разцу. Классицизм сложился в XVII в. во Франции, отразив подъем абсолютизма. Классицизм, основывавшийся на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной приро­де, стремился к выражению большого общественного содер­жания, возвышенных героических и нравственных идеалов (гл.темы - конфликт общественных и личных начал, долга и чувств), строгой организованности логичных, ясных и гармоничных идей, воспитательной программе искусства. Эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров "вы­соких" (трагедия, эпопея, ода...) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т.д.). В литературе (басня Ж.Лафонтена, трагедии П.Корнеля, Ж.Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма "Поэтическое искусство" и сатиры Н.Вуало, проза Ф.Ларошфуко, Ж.Лаб-рюйера во Франции, творчество веймарского периода И.В.Гете и Ф.Шиллера в Германии, оды И.Ломоносова и Г.Державина, трагедии А.П.Сумарокова и Я.Б.Княжина в России) ведущую роль играют значительные этические кол­лизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства характерен торжественный статический строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Архитектуре присущи четкость и геометризм форм, логич­ность планировки, сочетание стены с ордером и сдержан­ным декором.

Изобразительное искусство (живописцы Д.Энгр, скульпторы Н.Пуссен, Е.Лоррен, скульпторы И.Г.Шадов в Германии, Б.Торвальдсен в Дании, А.Канова в Италии, живописцы А.П.Лосенко, Г.И.Угрюмов, скульпторы М.И.Козловский, И.П.Мартос в России) отличается логическим развертыва­нием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции, ведущей ролью главного, обобщенного рисунка. К середине XIX века переродился в безжизненный академизм.

КОЛОРИТ (от лат. "колор" - цвет) - сочетание различ­ных цветов в картине. Колорит может быть сочным, ярким, броским или нежным, спокойным, неярким. Колорит помога­ет художнику раскрыть смысл картины, передать настрое­ние.

КОМПОЗИЦИЯ (в переводе с латинского - "сочинять", "составлять", "располагать") - построение картины. Ху­дожник располагает детали изображения, линии, пятна цвета и света так, чтобы сделать произведение цельным и выразительным.

КУЛЬТУРА - (от лат-cultura - возделывание, воспита­ние, образование, развитие, почитание) - способ челове­ческой жизнедеятельности, воплощенный в продуктах мате­риального и духовного труда.

ЛЕТОПИСЬ - историческое произведение, вид повество­вательной литературы в России XI-ХУЛ в., состоящий из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава - своды летописные. Летописи были об­щерусскими (напр. "Повесть временных лет", Никоновская летопись и др.) и местными (новгородские летописи и др.). Сохранились главным образом в поздних списках.

ЛИТЕРАТУРА - вид искусства, основывающийся на сло­весном творчестве.

ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ (лубочные - от слова "лубок") - лубком, в народе называли, внутреннюю сторону коры липы, из которой делали короба. В лубяных коробах торговцы носили яркие картинки; народные мастера вырезали кар­тинки на липовой доске, потом печатали и раскрашивали от руки. Крестьяне любили украшать лубочными картинками свои избы.

МИФОЛОГИЯ - (греч. - миф - предание, сказание; логия - слово, учение).

1)  Совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фан­тастические представления людей о доклассовом и раннек­лассовом обществе, о мире, природе и человеческом бытии (Древняя Греция,  Древняя Индия).

2)  Науки, изучающие мифы, их возникновение, содержа­ние и распространение.

МОЗАИКА - изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; отрасль живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.

МОДЕРНИЗМ - общее обозначение направлений искусства и литературы конца Х1Х-нач.ХХ в. (кубизм, дадаизм, сюр­реализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусс­тво и т.п.), характеризующихся разрывом с традициями реализма.

МОЛЬБЕРТ - высокая деревянная подставка, на которую художник устанавливает свою картину во время работы.

МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ - производящий впечатление мощью, ве­личиной, а также значительный, глубокий по содержанию. Монументальность может присутствовать в различных видах и жанрах искусства.

МУЗЫКА - вид искусства, сущность которого состоит в отражении жизни, воплощении идей и чувств человека в музыкальных образах.

НАБРОСОК - быстрый рисунок карандашом с натуры или по памяти, который делает художник, чтобы лучше запом­нить заинтересовавшего его человека или пейзаж.

НАТУРАЛИЗМ - 1) направление в европейской и амери­канской литературе и искусстве последней трети XIX в. (теоретик и глава направления Э.Золя, братья Гонкур, А. Хольц и др. в литературе, Антуан А., О.Брам в театре, В живописи - Э.Мане, К,Менье, К.Кольвиц). Исходило из представлений позитивизма о  полном  предопределении судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Стремилось  к объективному бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя свой метод научному исследованию. Направление неоднородно: критические, демократические, подчас соци­алистические тенденции наряду с чертами декадентства.

НАТЮРМОРТ (в переводе в франц. - "мертвая природа") - картина, в которой изображены различные предметы оби­хода или фрукты, цветы, снедь - рыба, дичь и т.п.

НАУКА - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая системати­зация объективных знаний о действительности.

НЕСТЯЖАТЕЛИ - (заволжские старцы) религиозно-полити­ческое течение в Русском государстве в конце XV -начале XVI в. проповедовали аскетизм, уход от мира; требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Осуждены на церковных со­борах 1503, 1531 гг.

НЕФ (в переводе с франц. - "корабль") - продольная часть храма, отделенная с одной или двух сторон рядом колонн или столбов, которые и расчленяют храм на глав­ный неф, центральный неф и боковые нефы.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО - искусство построения и пуб­личного произнесения речи.

ОРАТОР - (лат. говорю), лицо, выступающее с речью на митинге, на собрании, в аудитории; красноречивый че­ловек, владеющий мастерством построения и произнесения речи перед широкой публикой.

ПОЛИТРА - плоская доска изогнутой формы с отверстием для большого пальца левой руки. На палитру художник вы­давливает нужные ему краски и при необходимости смеши­вает их мастихином, добиваясь нужных цветов.

ПАРСУНА (искажение слова "персона"), условное наиме­нование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи конца XVI-ХXVII вв., сохраняющих прие­мы иконописи.

ПЕЙЗАЖ - картина природы, ландшафт, а также произве­дение изобразительного искусства, содержащее изображе­ние природы.

ПЕТИМЕТР - в России в ХVIII в. петиметром называли светских щеголей, молодых дворян, переменивших Француз­ские костюмы, прически, манеры светского поведения и т.д.

ПОЛИС - город - государство, форма социально-эконо­мической и политической организации общества и государ­ства в Древней Греции и Древней Италии. Полис составляли полноп­равные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения города в полис не входила и не имела прав граждан (метеки, периэки, вольноотпущенники, рабы). Государственная организация полиса была различной (оли­гархия, демократия и др.).

ПРАВОСЛАШЕ - одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г.н.э. Римской Империи на Западную и восточную части. Богос­ловские основы определились в Византии в IX-XI вв. Окон­чательно сложилась как самостоятельная церковь в 1054 г. Постепенно разделилось на несколько автокефальных церк­вей. На Руси с конца X в., с 1448 самостоятельная рус­ская православная церковь.

ПРОСВЕЩЕНИЯ ЭПОХА - термин, введенный буржуазной ис­ториографией для характеристики XVII и, главным образом, XVIII вв. в Западной Европе как периода торжества разума, просвеще­ния, науки над феодально-церковным невежеством и схо­ластичной псевдонаукой. Термин "эпоха просвещения" вы­ражает идеалистическое понимание исторического процес­са, периодизацию истории, различающую исторические эпо­хи соответственно распространению той или иной идеоло­гии, с приходом к власти, по мере укрепления своего экономического и политического господства, буржуазия стала постепенно отказываться от наиболее прогрессивных сторон просветительства.

РАСКОЛ - отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653-1656 гг. Во второй половине XVII-XVIII вв. был идей­ным знамением антифеодальных и оппозиционных движений.

НЕАЛИЗМ (иск.) 1) понятие, характеризующее познава­тельную функцию искусства; правдивое, объективное отра­жение действительности; правда жизни, воплощенная спе­цифическими средствами различных видов искусства. Меру реалистичности произведения определяет мера проникнове­ния в реальность, глубина, полнота ее художественного познания. Так широко понимаемый реализм - основная тен­денция исторического развития художественной культуры, присущая всякому большому искусству (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве антич­ности и Просвещения, в творчестве Дж.Байрона и А.С.Пуш­кина).

2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессанский реализм"), либо от Просвеще­ния ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг.XIX в. ("собственно реализм" или "критический реализм"). Веду­щие принципы реализма XIX-XX вв.: объективное отображе­ние существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации; жизненная достоверность изображения ("в формах самой жизни") наряду с использованием, осо­бенно в реализме XX в.. условных форм художественной фантазии (мифа, символа, притчи, гротеска): преобладаю­щий интерес к проблеме личность и общество (в их свя­занности и противостоянии). Реализм XIX в. всесторонне развил и углубил воспринятую от романтизма критику ма­териального, бездуховного прогресса и буржуазной циви­лизации; поэтому его назвали "критическим реализмом" (определение М.Горького). Передовые и демократические тенденции критического реализма непосредственно содейс­твовали становлению социалистического реализма. Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства - Стендаль, О.Бальзак, Ч.Диккенс, Г.Флобер, Л.Н.Тодртой, Ф.И.Достоевский, А.П.Чехов, М.Твен, Т.Манн, У.Фолкнер, О.Домье, Г.Курбе, И.Е.Репин, В.И.Суриков, М.П.Мусоргский, Фредерик-Ледегр, М.С.Щепкин.

РЕЛИГИЯ ( от лат.слова religio - благочестие, набож­ность, святыня, предмет культа) - мироощущение, осно­ванное на вере в существование богов или той или иной разновидности сверхъестественного.

РЕПРОДУКЦИЯ - воспроизведение и размножение изобра­жения картины, рисунка, скульптуры при помощи печати или фотографии.

РИМСКОЕ ПРАВО - система рабовладельческого права Древнего Рима. Включало частное право и публичное право. Содержало стройную разработанную систему норм, регулиро­вавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. По выражению К.Маркса, римское право явилось классическим правом общества, где господствует частная собственность. Римское право было заимствовано (реципировано) многими странами Западной Европы.

РОКОКО - (франц. - декоративный мотив в виде раковины), стилевое направление в европейском искусстве пер­ вой половины ХVIII в. Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованных игр, мифологических и пасторальных сю­жетов, эротических ситуаций. В искусстве рококо гос­подствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. Декоративное искусство принадлежит к высшим достижениям искусства ХУШ в. по изысканности, декоративной красоте асимметричных композиций, по духу интимности,  комфорта и вниманию к личному удобству.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ - стиль средневекового западноевропейского искусства Х-ХII вв. (в ряде стран также ХIII в.), времени господства феодально-религиозной идеологии. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, кре­постного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах, выражавших пугающее могущество божества. Вместе с тем полусказоч­ные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обра­ботка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

РОМАНТИЗМ - идейное и художественное направление в европейской и духовной культуре кон.ХVIII - первой поло­вине XIX вв. Отразив разочарование в итогах Великой фран­цузской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной сво­боде и "бесконечному", жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала социальной действительности - основа романтического восприятия и искусства. Утверждение само­ценности духовно-творческой личности, изображение силь­ных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков - героика протеста или национально-ос­вободительной, борьбы соседствует с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной" стороны души, облекаю­щиеся в формы иронии, гротеска, поэтику двоемерия. Ин­терес к национальному прошлому (нередко - его идеализа­ция), традициям фольклора и культуре своего и др. наро­дов стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза ис­кусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Романтизм в музыке сложился в 20-е годы XIX в., под вли­янием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к музыкальной программности). Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъек­тивного, тяге к эмоционально-напряженному, что опреде­лило главенство музыки и лирики в романтизме, в изобра­зительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (н-р, ложная готика). Большинство нацио­нальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложились в борьбе с официальным академическим класси­цизмом. Главные представители романтизма в литературе - Новалис, Жан Поль, Э.Т.А.Гофман, В.Скотт, У.Вордс-ворт, Дж.Байрон, В.Гюго, П.Б.Шелли, А.Ламартин, А.Миц­кевич, Э.По, Г.Мелвилл, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев; в музыке - Ф.Шуберт, К.М.Вебер, Р.Вагнер, Г.Берлиоз, Ф.Лист, Ф.Шопен, Н.Паганини; в изобразительном искусс­тве - живописцы Э.Делекруа, Т.Жерико, Ф.О.Рунге, К.Д.Фридрих, У.Тернер, Дж.Констебл. В России романти­ческие мотивы характерны для творчества О.А.Кипренского, А.О.Орловского и др.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - (франц. - чувство), течение в евро­пейской и американской литературе и искусстве второй половины XVI - нач.XIX вв. провозглашал культ естествен­ного чувства, природы, был не чужд       идеализации старины.

СКАНЬ - (др.рус.скать - свивать), филигрань, вид ювелирной техники; ажурный и напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.

СКУЛЬПТУРА - (лат. - вырезаю, высекаю), ваяние, плас­тика, вид изобразительного искусства, произведение ко­торого имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Скульптура изображает, главным образом, человека, реже животных, ее главные жанры -портрет, бытовые, символические изображения. Художест­венно-выразительные средства скульптуры - построение объемной формы, пластическая моделировка ОЛепка), раз­работка силуэта, фактура, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая скульптура (статуя, бюст, статуэтка, группа), осматриваемая с разных сторон и рельеф (изображение располагается на плоскости фона). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связа­на с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет раз­меры, близкие к натуре или меньшие и конкретное углуб­ленное содержание.

Скульптурные материалы - металл, камень, глина, дерево, гипс и др, Метода их обработки - лепка, высекание, вы­резание, литье, ковка, чеканка и др.

ТАБУ (полинезийск), в доклассовом обществе система запретов на совершение определенных действий (употреб­ление каких-либо предметов, произнесение слов и т.п.) нарушение которых, по суеверным представлениям, карает­ся сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека и прежде всего обеспе­чивали соблюдение брачных норм. Пережитки табу сохраня­ются во всех религиях (например, понятие греха в христианс­тве).

ТЕАТР - (греч. - место для зрелищ, зрелище), род ис­кусства, специфическим средством выражения которого яв­ляется сценическое действие, возникающее в процессе иг­ры актера перед публикой. Истоки театра - в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых на­родных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой. Бо­гатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Индонезии, Японии и др. В - средние века носителями народного театрального творчества являлись западноевропейские бродячие актеры - гистрионы, жонглеры, скоморохи. Первый профессиональ­ный европейский театр эпохи Возрождения - итальянская народная комедия масок (комедия дель арте, XVI-ХVII вв.). С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяго­теет к оседлому существованию в городских культурных центрах. Произведение театрального искусства - спек­такль - создается на основе драматического или музы­кального произведения в соответствии с замыслом режис­сера (в балете - балетмейстер и дирижер, в опере, опе­ретте - режиссер и дирижер) и под его руководством сов­местными усилиями актеров и художников.

ТОТЕМИЗМ - комплекс верований и обрядов родового об­щества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тоте­мами (на языке оджибве ототем - его род) - видами жи­вотных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тоте­ма. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тоте­мизм был распространен у всех народов мира, пережитки сохранились во всех религиях.

ФИЛОСОФИЯ - (греч.- любовь к мудрости), форма об­щественного сознания, объединяющая в себе научно-теоре­тический и духовно-практический способы освоения чело­веком мира. Ее цель - поиск высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания. Вопросы философии - вечные вопросы культуры: что чело­век должен знать? что он должен делать? на что может надеяться? в чем смысл и предназначение его жизни? На эти и др. вопросы одно-научного и окончательного ответа быть не может, т.к. мир бесконечен, неисчерпаем мир че­ловека и человечества. Философские идеи обобщают все­мирный опыт истории, и в то же время, обладают большой прогностической силой. Мировоззренческий уровень и масштаб проблем сближают философию с религией, но отли­чие между ними в том, что философия не есть форма веры (как религия), а форма знаний.

На Западе (Греция) и на Востоке (Индия, Китай) филосо­фия возникла примерно в одно время - в середине первого тысячелетия до н.э. как исторически первая форма теоретического систематизированного сознания.

Фреска - (итал. - свежий), живопись по сырой штука­турке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ - исторически сложившаяся, ус­тойчивая система художественно-образных средств и прие­мов художественного творчества.

ЧЕРНЬ (ниелло) - (лат. - черный), черные или тем­но-серые изображения, нанесенные на металл (золото, се­ребро) путем гравировки и заполнения штрихов так назы­ваемым черненным сплавом (из серебра, меди, серы и др.)

ШАТЕР (архит.) - покрытие в форме высокой четырехг­ранной или многогранной пирамиды. Применялись в русском деревянном и каменном зодчестве XVI-XVIII вв.

ШПАЛЕРЫ - настенные безворсовые ковры-картины, выт­канные ручным способом (гласным образом из цветных шерстяных, а также шелковых нитей) по красочным картонам, созданным живописцами.

ЭПОС - (греч. - слово, повествование), род литератур­ного, повествования о событиях, предполагаемых в прош­лом; формально личность автора до предела устраняется. Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, ист.песня, бы­лина). До ХVIII в. ведущий жанр литературного эпоса - эпическая поэма. Источник ее сюжета - народное предание, образцы идеализированы и обобщены, речь отражает отно­сительное монолитное народное создание, форма стихотворения ("Энеида" Вергилия). В XVIII-XIX вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь от­ражает резко дифференцированное многоязычное обществен­ное дознание, форма прозаическая (Л.Толстой, Ф.Достоев­ский). Другие жанры эпоса - повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произ­ведения тяготеют к объединению в циклы ("Повести Белкина" А.С.Пушкина). На основе этой же тенденции складыва­ется роман-эпопея ("Сага о Форсайтах" Дж.Голсуорси). Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях ("Иллиада", "Махабхарата").

ЭТИКА - (греч. - обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обоз­начение особой области исследования термин впервые употреблялся Аристотелем. Этика - одна из древнейших те­оретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого общества. Этика призвана решать практические нравственные проблемы, ко­торые возникают перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать добром и злом и т.д.). Нравственные принципы не устанавливаются филосо­фами, а вырабатываются в процессе социальной практики людей.

ЭМАЛЬ - расплавленное цветное стекло, похожее на драгоценные камни. Эмаль наносят на металл и обжигают.

ЭСКИЗ - набросок будущей картины, какой она предс­тавляется воображению художника.

ЭТЮД - небольшая по размеру работа с натуры. На этю­дах художник запечатлевает людей, пейзажи, которые мо­гут затем войти в картину.

ЯЗЫЧЕСТВО - традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин "политеизм" ("многобо­жие"), Поклонение стихийным силам природы.

 


Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!