ФИМ / ГО и Социология / СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
(автор - student, добавлено - 14-04-2014, 15:40)
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
АНИМИЗМ - (от лат. - душа, дух) вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. АМПИР - (франц.- империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий XIX в., заверивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египте служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль Ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (арх. Ш.Персье, П.Фонтен). В ряде стран ампир стал выражением идей государственной независимости, отстаивавшейся в антинаполеоновских войнах. Таков и русский ампир, давший классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (арх. А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, К.И.Росси, В.П.Стасов), монументальные скульптуры (И.П.Мартос, Ф.Ф.Щедрин). АРХИТЕКТУРА, или зодчество - искусство строить здания и их комплексы, предназначенные для повседневных запросов частной, общественной жизни и деятельности людей АКВАРЕЛЬ - краски, разводимые водой, а также живопись этими красками. АРКАДА - ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы. БАРЕЛЬВФ - низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину своего объема. БАРОККО - (итал. - странный, причудливый) основное стилевое направление в искусстве Европы и Америки конца XVI - середины XVIII вв. Барокко связано с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило антифеодальные устремления, прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, оратория). Для архитектуры барокко (Л.Бернини, Ф.Борромини в Италии, В.В.Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П.П.Рубенс, А.ван Дейк во Фландрии) - эффективные композиции, парадные портреты. Принципы барокко преломились в литературе (П.Кальдерон в Испании, Т.Тассо в Италии, А.д'Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М.В.Ломоносов в России), театре, музыке (Дж.Габриели в Италии, Д.Букстехуде в Германии). Для музыки барокко характерны декоративная пышность, сильные аффекты, стремление к синтезу искусств, развитие разнообразных жанров.
ШТРАЖ - (лат. - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (например, в готических соборах) создают игру окрашенного света в интерьере. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) (франц. Renaissance) - период в культурном и идейном развитии стран Зал, и Центр. Европы (в Италии XIV-XVI вв., в других странах кон.XV-XVI вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). Возрождение возникло уже на рубеже XIII-XIV вв. его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Творческая деятельность человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма, пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско во Франции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники (Леонардо да Винчи, Рафаэль;:Микеланджело, Тициан, Веронезе в Италии, Фуре, Гужон, Клуэ во Франции, Дюрер, Гольбейн в Германии) последовательно овладели художественным отражением всего богатства действительности -передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в том числе обнаженной) и реальной среды - интерьера, пейзажа. В музыке, проникнутой гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония и инструментальная музыка; эпоха завершается появлением новых музыкальных жанров ~ сольной песни, кантаты, оратории и оперы. ГОТИКА - (итал. буквально - готский, от названия племени готов), художественный стиль (между сер. ХП-XIV вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Сменившее романский стиль готическое искусство было также преимущественно культовым и развивалось в рамках феодально-религиозной идеологии. Но в нем отразились и Формирование национальных государств, усиление городов и городских торговых и ремесленных кругов. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов,. прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом .развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором), В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символика аллегорический строй сочетается с новым духовным устремлением, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. ГОСУДАРСТВО - политический институт классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. ГРАВЮРА - рисунок, вырезанный или вытравленный на гладкой поверхности дерева, металла и т.п., а также отпечаток такого рисунка на бумаге. ДЕКАДЕНТСТВО - (познелат. - упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца XIX-XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни. Для эстетических концепций декадентства характерен отказ от гражданственности в искусстве, культ красоты как высшей ценности, нередко проникнут аморализмом. Многие мотивы декадентства стали достоянием ряда художественных течений модернизма. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - вид художественной деятельности по созданию предметов быта, соединяющих в себе эстетические и практические качества. ДИЗАЙН (художественное конструирование) - проектная деятельность, направленная на формирование предметного мира, наиболее полно отвечающего материальным и духовным потребностям отдельного человека и общества в целом. ДИССИДЕНТЫ - (лат. - несогласный, противоречащий) термин, вошедший в современный лексикон из истории религии. В средние века диссидентом в Западной Европе называли всякого вероотступника, эротика. После Реставрации диссидент - человек, не исповедующий господствующее в данной стране вероучение. В зависимости от смены власти и ее религиозной ориентации диссидентом оказывался то протестант, то католик. Вопрос о вероисповедовании уже в то время переплетался с вопросом о гражданских правах. С середины 70-х гг. XX в. этот термин стал применяться к гражданам СССР не согласным с существующим режимом. ЖИВОПИСЕЦ - художник, который работает красками, занимается живописью. ЖИВОПИСЬ - это искусство изображать мир в красочных образах, раскрывающих мир человеческих чувств, переживаний, характеры, передающих оттенки настроений - человека и природы. В создании живописи участвуют воображение, фантазия, наблюдательность, зрительная память художника, Живописные произведения создаются на твердой плоской поверхности - на холсте, дереве, картоне, стене. ИЗРАЗЕЦ - поливная керамическая плитка специального устройства, часто украшенная рисунком. Изразцами облицовывают стены и печи.
ИКОНА - (греч. - изображение, образ) в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; произведение иконописи. Иконой называется также священные живописные изображения в ламаизме. ИКОНОПИСЬ - христ. (гл.обр.правосл.) станковая культовая живопись - энкаустика, мозаика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. в средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) нередко воплощались общественные и эстетические идеалы народов, что делает иконы значительным произведением искусства. ИМПРЕССИОНИЗМ - (франц. - впечатление), направление в искусстве последней трети XIX-нач.ХХ вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг. во французской живописи: К. Мане, О.Ренуар, Э.Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срез фигур. В 1870-80 гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К.Мане, К.Писсарро, А.Спелей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатство красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смещение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (амер. - Дж.Уистлер, нем. - М.Либерман, Л.Коринт, рус.- К.А.Коровин, И.Э.Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (франц. - О.Роден, итал. - М.Россо, рус. - П.П.Трубецкой). Для музыкального импрессионизма кон.XIX - нач.XX вв. (во Франции - К.Дебюсси, отчасти М.Равель, П.Дюка и др.) сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармоничной красочности. Импрессионизм развивал реалистические принципы искусства, но в творчестве его последователей часто сказывался отход от изучения основных явлений социальной действительности, постоянных, устойчивых качеств материального мира. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети XIX в., русской поэзии нач.XX в. ИСКУССТВО - форма общественного сознания, в основе которого лежит художественно-образное отражение действительности. КАЛОКАГАТИЯ - в древнегреческой философии гармония внешних и внутренних качеств, физических и духовных способностей как идеал воспитания человека. Как идеал физического и нравственного совершенства калокагатия получила отражение в скульптуре (творчество Фидия и ПОЛИКЛЕТА, V в. до н.э.), в поэзии, трагедии (например, у Софокла - около 496-406 гг. до н.э.). КАТОЛИЦИЗМ - одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латиноамериканских государствах. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204 гг.; в XVI в. от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией; иерархическим характером; монархический центр - папство, глава - римский папа, резиденция которого - Ватикан. Источники вероучения Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма (по сравнению в первую очередь с православием): добавление к "символу веры" (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат. В 60-х гг. XX в. католическая церковь, стремясь преодолеть кризис, стала на путь модернизации догматики, культа, организации и политики. КИКА - старинный русский головной убор женщин, сшитый из цветной материи и имеющий впереди украшение, похожее на рога. КИШШР - в греческой мифологии лесные или горные демоны, это полулюди-полукони: у них человеческая голова и торс человека на конском туловище с четырмя ногами, пристрастные к вину спутники Диониса. КЛАССИЦИЗМ - (лат. образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве ХУЛ - нач.XIX веков, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в XVII в. во Франции, отразив подъем абсолютизма. Классицизм, основывавшийся на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов (гл.темы - конфликт общественных и личных начал, долга и чувств), строгой организованности логичных, ясных и гармоничных идей, воспитательной программе искусства. Эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров "высоких" (трагедия, эпопея, ода...) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т.д.). В литературе (басня Ж.Лафонтена, трагедии П.Корнеля, Ж.Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма "Поэтическое искусство" и сатиры Н.Вуало, проза Ф.Ларошфуко, Ж.Лаб-рюйера во Франции, творчество веймарского периода И.В.Гете и Ф.Шиллера в Германии, оды И.Ломоносова и Г.Державина, трагедии А.П.Сумарокова и Я.Б.Княжина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства характерен торжественный статический строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Архитектуре присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Д.Энгр, скульпторы Н.Пуссен, Е.Лоррен, скульпторы И.Г.Шадов в Германии, Б.Торвальдсен в Дании, А.Канова в Италии, живописцы А.П.Лосенко, Г.И.Угрюмов, скульпторы М.И.Козловский, И.П.Мартос в России) отличается логическим развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции, ведущей ролью главного, обобщенного рисунка. К середине XIX века переродился в безжизненный академизм. КОЛОРИТ (от лат. "колор" - цвет) - сочетание различных цветов в картине. Колорит может быть сочным, ярким, броским или нежным, спокойным, неярким. Колорит помогает художнику раскрыть смысл картины, передать настроение. КОМПОЗИЦИЯ (в переводе с латинского - "сочинять", "составлять", "располагать") - построение картины. Художник располагает детали изображения, линии, пятна цвета и света так, чтобы сделать произведение цельным и выразительным. КУЛЬТУРА - (от лат-cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - способ человеческой жизнедеятельности, воплощенный в продуктах материального и духовного труда. ЛЕТОПИСЬ - историческое произведение, вид повествовательной литературы в России XI-ХУЛ в., состоящий из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава - своды летописные. Летописи были общерусскими (напр. "Повесть временных лет", Никоновская летопись и др.) и местными (новгородские летописи и др.). Сохранились главным образом в поздних списках. ЛИТЕРАТУРА - вид искусства, основывающийся на словесном творчестве. ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ (лубочные - от слова "лубок") - лубком, в народе называли, внутреннюю сторону коры липы, из которой делали короба. В лубяных коробах торговцы носили яркие картинки; народные мастера вырезали картинки на липовой доске, потом печатали и раскрашивали от руки. Крестьяне любили украшать лубочными картинками свои избы. МИФОЛОГИЯ - (греч. - миф - предание, сказание; логия - слово, учение). 1) Совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей о доклассовом и раннеклассовом обществе, о мире, природе и человеческом бытии (Древняя Греция, Древняя Индия). 2) Науки, изучающие мифы, их возникновение, содержание и распространение. МОЗАИКА - изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; отрасль живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху. МОДЕРНИЗМ - общее обозначение направлений искусства и литературы конца Х1Х-нач.ХХ в. (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и т.п.), характеризующихся разрывом с традициями реализма. МОЛЬБЕРТ - высокая деревянная подставка, на которую художник устанавливает свою картину во время работы. МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ - производящий впечатление мощью, величиной, а также значительный, глубокий по содержанию. Монументальность может присутствовать в различных видах и жанрах искусства. МУЗЫКА - вид искусства, сущность которого состоит в отражении жизни, воплощении идей и чувств человека в музыкальных образах. НАБРОСОК - быстрый рисунок карандашом с натуры или по памяти, который делает художник, чтобы лучше запомнить заинтересовавшего его человека или пейзаж. НАТУРАЛИЗМ - 1) направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети XIX в. (теоретик и глава направления Э.Золя, братья Гонкур, А. Хольц и др. в литературе, Антуан А., О.Брам в театре, В живописи - Э.Мане, К,Менье, К.Кольвиц). Исходило из представлений позитивизма о полном предопределении судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Стремилось к объективному бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя свой метод научному исследованию. Направление неоднородно: критические, демократические, подчас социалистические тенденции наряду с чертами декадентства. НАТЮРМОРТ (в переводе в франц. - "мертвая природа") - картина, в которой изображены различные предметы обихода или фрукты, цветы, снедь - рыба, дичь и т.п. НАУКА - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. НЕСТЯЖАТЕЛИ - (заволжские старцы) религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV -начале XVI в. проповедовали аскетизм, уход от мира; требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Осуждены на церковных соборах 1503, 1531 гг. НЕФ (в переводе с франц. - "корабль") - продольная часть храма, отделенная с одной или двух сторон рядом колонн или столбов, которые и расчленяют храм на главный неф, центральный неф и боковые нефы. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО - искусство построения и публичного произнесения речи. ОРАТОР - (лат. говорю), лицо, выступающее с речью на митинге, на собрании, в аудитории; красноречивый человек, владеющий мастерством построения и произнесения речи перед широкой публикой. ПОЛИТРА - плоская доска изогнутой формы с отверстием для большого пальца левой руки. На палитру художник выдавливает нужные ему краски и при необходимости смешивает их мастихином, добиваясь нужных цветов. ПАРСУНА (искажение слова "персона"), условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи конца XVI-ХXVII вв., сохраняющих приемы иконописи. ПЕЙЗАЖ - картина природы, ландшафт, а также произведение изобразительного искусства, содержащее изображение природы. ПЕТИМЕТР - в России в ХVIII в. петиметром называли светских щеголей, молодых дворян, переменивших Французские костюмы, прически, манеры светского поведения и т.д. ПОЛИС - город - государство, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции и Древней Италии. Полис составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения города в полис не входила и не имела прав граждан (метеки, периэки, вольноотпущенники, рабы). Государственная организация полиса была различной (олигархия, демократия и др.). ПРАВОСЛАШЕ - одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г.н.э. Римской Империи на Западную и восточную части. Богословские основы определились в Византии в IX-XI вв. Окончательно сложилась как самостоятельная церковь в 1054 г. Постепенно разделилось на несколько автокефальных церквей. На Руси с конца X в., с 1448 самостоятельная русская православная церковь. ПРОСВЕЩЕНИЯ ЭПОХА - термин, введенный буржуазной историографией для характеристики XVII и, главным образом, XVIII вв. в Западной Европе как периода торжества разума, просвещения, науки над феодально-церковным невежеством и схоластичной псевдонаукой. Термин "эпоха просвещения" выражает идеалистическое понимание исторического процесса, периодизацию истории, различающую исторические эпохи соответственно распространению той или иной идеологии, с приходом к власти, по мере укрепления своего экономического и политического господства, буржуазия стала постепенно отказываться от наиболее прогрессивных сторон просветительства. РАСКОЛ - отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653-1656 гг. Во второй половине XVII-XVIII вв. был идейным знамением антифеодальных и оппозиционных движений. НЕАЛИЗМ (иск.) 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства; правдивое, объективное отражение действительности; правда жизни, воплощенная специфическими средствами различных видов искусства. Меру реалистичности произведения определяет мера проникновения в реальность, глубина, полнота ее художественного познания. Так широко понимаемый реализм - основная тенденция исторического развития художественной культуры, присущая всякому большому искусству (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения, в творчестве Дж.Байрона и А.С.Пушкина). 2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессанский реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг.XIX в. ("собственно реализм" или "критический реализм"). Ведущие принципы реализма XIX-XX вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации; жизненная достоверность изображения ("в формах самой жизни") наряду с использованием, особенно в реализме XX в.. условных форм художественной фантазии (мифа, символа, притчи, гротеска): преобладающий интерес к проблеме личность и общество (в их связанности и противостоянии). Реализм XIX в. всесторонне развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации; поэтому его назвали "критическим реализмом" (определение М.Горького). Передовые и демократические тенденции критического реализма непосредственно содействовали становлению социалистического реализма. Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства - Стендаль, О.Бальзак, Ч.Диккенс, Г.Флобер, Л.Н.Тодртой, Ф.И.Достоевский, А.П.Чехов, М.Твен, Т.Манн, У.Фолкнер, О.Домье, Г.Курбе, И.Е.Репин, В.И.Суриков, М.П.Мусоргский, Фредерик-Ледегр, М.С.Щепкин. РЕЛИГИЯ ( от лат.слова religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мироощущение, основанное на вере в существование богов или той или иной разновидности сверхъестественного. РЕПРОДУКЦИЯ - воспроизведение и размножение изображения картины, рисунка, скульптуры при помощи печати или фотографии. РИМСКОЕ ПРАВО - система рабовладельческого права Древнего Рима. Включало частное право и публичное право. Содержало стройную разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. По выражению К.Маркса, римское право явилось классическим правом общества, где господствует частная собственность. Римское право было заимствовано (реципировано) многими странами Западной Европы. РОКОКО - (франц. - декоративный мотив в виде раковины), стилевое направление в европейском искусстве пер вой половины ХVIII в. Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованных игр, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. Декоративное искусство принадлежит к высшим достижениям искусства ХУШ в. по изысканности, декоративной красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и вниманию к личному удобству. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ - стиль средневекового западноевропейского искусства Х-ХII вв. (в ряде стран также ХIII в.), времени господства феодально-религиозной идеологии. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах, выражавших пугающее могущество божества. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра. РОМАНТИЗМ - идейное и художественное направление в европейской и духовной культуре кон.ХVIII - первой половине XIX вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и "бесконечному", жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала социальной действительности - основа романтического восприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков - героика протеста или национально-освободительной, борьбы соседствует с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной" стороны души, облекающиеся в формы иронии, гротеска, поэтику двоемерия. Интерес к национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и культуре своего и др. народов стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Романтизм в музыке сложился в 20-е годы XIX в., под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к музыкальной программности). Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики в романтизме, в изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (н-р, ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложились в борьбе с официальным академическим классицизмом. Главные представители романтизма в литературе - Новалис, Жан Поль, Э.Т.А.Гофман, В.Скотт, У.Вордс-ворт, Дж.Байрон, В.Гюго, П.Б.Шелли, А.Ламартин, А.Мицкевич, Э.По, Г.Мелвилл, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев; в музыке - Ф.Шуберт, К.М.Вебер, Р.Вагнер, Г.Берлиоз, Ф.Лист, Ф.Шопен, Н.Паганини; в изобразительном искусстве - живописцы Э.Делекруа, Т.Жерико, Ф.О.Рунге, К.Д.Фридрих, У.Тернер, Дж.Констебл. В России романтические мотивы характерны для творчества О.А.Кипренского, А.О.Орловского и др. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - (франц. - чувство), течение в европейской и американской литературе и искусстве второй половины XVI - нач.XIX вв. провозглашал культ естественного чувства, природы, был не чужд идеализации старины. СКАНЬ - (др.рус.скать - свивать), филигрань, вид ювелирной техники; ажурный и напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки. СКУЛЬПТУРА - (лат. - вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведение которого имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Скульптура изображает, главным образом, человека, реже животных, ее главные жанры -портрет, бытовые, символические изображения. Художественно-выразительные средства скульптуры - построение объемной формы, пластическая моделировка ОЛепка), разработка силуэта, фактура, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая скульптура (статуя, бюст, статуэтка, группа), осматриваемая с разных сторон и рельеф (изображение располагается на плоскости фона). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие и конкретное углубленное содержание. Скульптурные материалы - металл, камень, глина, дерево, гипс и др, Метода их обработки - лепка, высекание, вырезание, литье, ковка, чеканка и др. ТАБУ (полинезийск), в доклассовом обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т.п.) нарушение которых, по суеверным представлениям, карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека и прежде всего обеспечивали соблюдение брачных норм. Пережитки табу сохраняются во всех религиях (например, понятие греха в христианстве). ТЕАТР - (греч. - место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра - в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой. Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Индонезии, Японии и др. В - средние века носителями народного театрального творчества являлись западноевропейские бродячие актеры - гистрионы, жонглеры, скоморохи. Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения - итальянская народная комедия масок (комедия дель арте, XVI-ХVII вв.). С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах. Произведение театрального искусства - спектакль - создается на основе драматического или музыкального произведения в соответствии с замыслом режиссера (в балете - балетмейстер и дирижер, в опере, оперетте - режиссер и дирижер) и под его руководством совместными усилиями актеров и художников. ТОТЕМИЗМ - комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотемами (на языке оджибве ототем - его род) - видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тотемизм был распространен у всех народов мира, пережитки сохранились во всех религиях. ФИЛОСОФИЯ - (греч.- любовь к мудрости), форма общественного сознания, объединяющая в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира. Ее цель - поиск высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания. Вопросы философии - вечные вопросы культуры: что человек должен знать? что он должен делать? на что может надеяться? в чем смысл и предназначение его жизни? На эти и др. вопросы одно-научного и окончательного ответа быть не может, т.к. мир бесконечен, неисчерпаем мир человека и человечества. Философские идеи обобщают всемирный опыт истории, и в то же время, обладают большой прогностической силой. Мировоззренческий уровень и масштаб проблем сближают философию с религией, но отличие между ними в том, что философия не есть форма веры (как религия), а форма знаний. На Западе (Греция) и на Востоке (Индия, Китай) философия возникла примерно в одно время - в середине первого тысячелетия до н.э. как исторически первая форма теоретического систематизированного сознания. Фреска - (итал. - свежий), живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ - исторически сложившаяся, устойчивая система художественно-образных средств и приемов художественного творчества. ЧЕРНЬ (ниелло) - (лат. - черный), черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов так называемым черненным сплавом (из серебра, меди, серы и др.) ШАТЕР (архит.) - покрытие в форме высокой четырехгранной или многогранной пирамиды. Применялись в русском деревянном и каменном зодчестве XVI-XVIII вв. ШПАЛЕРЫ - настенные безворсовые ковры-картины, вытканные ручным способом (гласным образом из цветных шерстяных, а также шелковых нитей) по красочным картонам, созданным живописцами. ЭПОС - (греч. - слово, повествование), род литературного, повествования о событиях, предполагаемых в прошлом; формально личность автора до предела устраняется. Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, ист.песня, былина). До ХVIII в. ведущий жанр литературного эпоса - эпическая поэма. Источник ее сюжета - народное предание, образцы идеализированы и обобщены, речь отражает относительное монолитное народное создание, форма стихотворения ("Энеида" Вергилия). В XVIII-XIX вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное дознание, форма прозаическая (Л.Толстой, Ф.Достоевский). Другие жанры эпоса - повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы ("Повести Белкина" А.С.Пушкина). На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея ("Сага о Форсайтах" Дж.Голсуорси). Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях ("Иллиада", "Махабхарата"). ЭТИКА - (греч. - обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употреблялся Аристотелем. Этика - одна из древнейших теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого общества. Этика призвана решать практические нравственные проблемы, которые возникают перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать добром и злом и т.д.). Нравственные принципы не устанавливаются философами, а вырабатываются в процессе социальной практики людей. ЭМАЛЬ - расплавленное цветное стекло, похожее на драгоценные камни. Эмаль наносят на металл и обжигают. ЭСКИЗ - набросок будущей картины, какой она представляется воображению художника. ЭТЮД - небольшая по размеру работа с натуры. На этюдах художник запечатлевает людей, пейзажи, которые могут затем войти в картину. ЯЗЫЧЕСТВО - традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин "политеизм" ("многобожие"), Поклонение стихийным силам природы.
Похожие статьи:
|
|