О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФИМ / ГО и Социология / Контрольная работа по философии "Общественное сознание"

(автор - student, добавлено - 10-04-2014, 12:33)

СКАЧАТЬ:  filosofiya-obschestvennoe-soznanie.zip [30,3 Kb] (cкачиваний: 33)

 

 

Введение.

         Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

         Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание”. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, какой она представляется человеку в данный момент.

         Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

         Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не – я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от «не – я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

         Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что «человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю». Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

         Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», - писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и, прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

 

 

 

Историческое развитие понятия сознания.

         Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие - что попытки понять сознание тщетны также, как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

         Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным. Так, например, Гераклит основу сознательной деятельности связывал с понятием «логос», означавшим слово, мысль и сущность самих вещей. Степенью приобщенности к логосу (объективному миропорядку) определялся качественный уровень развития человеческого сознания. Точно также и в трудах других древнегреческих авторов психические, мыслительные процессы отождествлялись с материальными (движение воздуха, материальных частиц, атомов и т.д.).

         Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. Так, например, Платон создал грандиозную систему «мира идей» - единой основы всего сущего; развивал концепцию о мировом, самосозерцающем, бестелесном разуме, являющимся перводвигателем космоса, источником его гармонии. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.

         В средневековой философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как «отблеск» всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательством сотворенности человека. Выдающиеся мыслители средневековья Августин Блаженный и Фома Аквинский, представляющие различные этапы развития философско-теологической мысли, последовательно и основательно рассматривали вопросы внутреннего опыта личности в сознательной и психической деятельности в связи с самоуглубленным постижением связи души и божественного откровения. Это способствовало выявлению и разрешению актуальных специфических проблем сознательной деятельности. Так, в этот период было введено понятие об интенции как об особом свойстве сознания, выраженном в его направленности на внеположный объект. Проблема интенции присутствует и в современной психологии; является также важной составляющей методологии одного из наиболее распространенных междисциплинарных направлений теории познания - феноменологии.

         Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности - самосознании. Сознание философ рассматривал как созерцание субъектом своего внутреннего мира как непосредственную субстанцию, противостоящую внешнему пространственному миру. Сознание отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собственных психических процессах. Существовали и другие точки зрения. Лейбниц, например, разрабатывал положение о бессознательной психике.

         Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. В целом материалисты Нового времени рассматривали сознание как разновидность материи, движение «тонких» атомов. Сознательная деятельность напрямую связывалась с механикой мозга, выделением мозга или со всеобщим свойством материи («И камень мыслит»).

         Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

         В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).

         К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и, прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.

 

 

Общественное сознание.

         Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.
         Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.
         Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности.
         Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может, как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе.
         Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна.
         Так, вещи, созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей.
         Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений.
         Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т.д.
Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития.
Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании.
         В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм.
По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формациях.

         Анализ сущности и структуры общественного сознания начнем с рассмотрения индивидуального сознания и его диалектической взаимосвязи с общественным.
         Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.
Диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания - это диалектика взаимосвязи единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию.
         Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Однако оно не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества.
         Вместе с тем индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями. Д.Уатт и Н.Ползунов почти одновременно создали паровые машины. Но в Англии идеи Уатта были востребованы обществом и получили развитие, а в отсталой России не было общественной потребности в паровых двигателях и использование их затормозилось. С другой стороны, говоря о взаимосвязи индивидуального и общественного сознания, следует подчеркнуть, что индивидуальное сознание несет на себе печать общественного, так как оно всегда есть и будет продуктом общества. Любой индивид есть носитель общественных взглядов, привычек, традиций, берущих свое начало из глубины веков. В свою очередь, все люди в определенной степени несут в своем сознании современные идеи, взгляды и т.п. Человек не может быть изолированным от общества и общественных идей. Трансформируясь через бытие отдельных людей, их общественное сознание формирует индивидуальное сознание. Ньютон совершил свои гениальные открытия потому, что он, по его словам, стоял на плечах таких гигантов мысли, как Галилей, Кеплер и многих других. Общество - сложное материальное образование, состоящее из множества различных социальных групп. Такими группами являются классы, сословия, интегральные (работники умственного и физического труда, жители города и деревни), этнографические, демографические и профессиональные группы. Каждая группа является субъектом определенного сознания, и в этом смысле можно говорить о групповом сознании. Групповое сознание диалектически связано с общественным сознанием и индивидуальным как особенное. Оно складывается на основе индивидуального, но, как и общественное сознание, не представляет собой простой суммы индивидуального, хотя и отражает бытие социально-экономических и политических условий жизни каждой группы людей. В то же время групповое сознание опосредуется общественным сознанием и выступает как элемент или подсистема общественного сознания, входя в него частью своих элементов.

         Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным. По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием.
         Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.
         Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе. Обыденное знание - это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг с другом.
Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.
         Над общественной психологией возвышается идеология. Идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию.
         Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного бытия способствует более кардинальным его изменениям на основе использования научных данных.
Между общественной психологией и идеологией существует органическое и диалектическое единство. Идеология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установить основные тенденции в развитии исторических процессов.
         У нас сложилось ограниченное и неверное представление о массовом сознании, трактовавшемся как низкопробная, примитивная часть обыденного сознания определенной части трудящихся и, прежде всего молодежи. Но массовое сознание есть более сложный феномен. По подсчетам социологов, каждый человек является членом как минимум 5-6 только малых и не менее 10-15 больших и «средних» формальных и неформальных групп. Эта масса людей, будучи реальной, естественной общностью, объединяется каким-то действительным (пусть хотя бы кратковременным) социальным процессом, осуществляет общую деятельность, демонстрирует совместное поведение. Более того, сам феномен массы не возникает, если подобная общая, совместная деятельность или подобное поведение отсутствуют. Массовое сознание - это сознание массы, сознание различных типов и видов масс.
С массовым сознанием связано общественное мнение, которое представляет его частный случай. Общественное мнение выражает отношение (скрытое или явное) различных социальных общностей к тем или иным событиям действительности. Оно определяет поведение отдельных личностей, социальных групп, масс и государств.
         Общественное мнение может отражать истину или быть ложным. Оно может возникать стихийно, а может формироваться как часть массового сознания государственными учреждениями, политическими организациями, средствами информации. Например, в 30-е годы средствами пропаганды в нашей стране было сформировано массовое сознание нетерпимости к инакомыслящим. И общественное мнение требовало смерти всем, кто по своим убеждениям не вписывался в рамки массового сознания.
Правильное представление об общественном сознании нельзя составить, не анализируя специфических форм, посредством которых реально осуществляется отражение общественного бытия и обратное воздействие общественного сознания на жизнь общества.

         Под формами общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественнонаучного сознания.
         Существование различных форм общественного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира - природы и общества. Различные формы сознания отражают отношения между классами, нациями, социальными общностями и группами, государствами и служат основой политических программ. В науке познаются конкретные законы природы. Искусство отражает мир в художественных образах и т.д. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ.
         Но богатство и сложность объективного мира создают только возможность появления различных форм общественного сознания. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так, наука возникает тогда, когда простое эмпирическое накопление знания становится недостаточным для развития общественного производства. Политические и правовые взгляды и идеи возникли вместе с классовым расслоением общества.
         Выделяют следующие формы общественного сознания: политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, религиозное и атеистическое сознание, естественнонаучное сознание, экономическое сознание, экологическое сознание.

 

Структура сознания.

         Раскрытие сущности человека, сущности мира и его бытия показывают, что человек выступает как субъект социальной деятельности, который, сознательно и целенаправленно воздействуя на мир и на самого себя, не просто приспосабливается к условиям жизни, а активно изменяет их, преобразует природную и социальную сре­ду в соответствии со своими потребностями и интереса­ми. Человек является смыслообразующим началом в этой сложной системе взаимосвязей «человек-мир». В этой связи важное значение приобретает раскрытие сущ­ности и структуры общественного сознания.

         Вопрос о природе сознания и его роли в жизнедея­тельности человека непосредственно связан с вопросом о природе и сущности человека, о природе и сущности мира, о предельных основаниях их бытия. С решением ос­новного вопроса философии, как отмечалось, связано разделение философов на материалистов и идеалистов. Если идеализм исходит из признания идеального как предельного основания бытия мира и человека, то мате­риализм, исходя из признания первичности материи, акцентирует внимание на вопросе об обусловленности со­знания бытием, о происхождении сознания, о его сущно­сти, о роли в жизнедеятельности общества и личности.

         В истории философской мысли вопрос о происхожде­нии сознания решался на разных этапах истории по-раз­ному. Преимущественно обращалось внимание на выяс­нение специфики сознания как свойства материи, на естественные предпосылки его возникновения. Социаль­ная природа сознания долгое время оставалась не раскрытой. Раскрытие социальной природы сознания стало возможным на основе раскрытия социально-деятельностной сущности человека.

         Как отмечалось, опосредование удовлетворения жиз­ненных потребностей человека социальными условиями обусловило потребность в качестве новом, по сравнению с животным, способе ориентации. И этим способом яви­лось сознание. Сознание как осознание бытия представ­ляет собой, с одной стороны, отражение объективной действительности в голове человека и объективно по сво­ему содержанию, а с другой — содержит в себе момент субъективного отношения человека к миру, оценку че­ловеком тех или иных явлений действительности. Осоз­нание, следовательно, выступает как выражение актив­ного отношения человека к действительности. Это отношение реализуется, прежде всего, через практическое ос­воение человеком окружающего мира и является отра­жением форм человеческой деятельности и создаваемого этой деятельностью предметного мира человеческой природы. Оно включает в себя отношение человека к приро­де, системе социальных связей и отношений, опосредующих его жизнедеятельность и определяющих его каче­ственное отличие от животного, а также отношение к своей деятельности и ее результатам. Система опосредования жизнедеятельности человека социальными усло­виями жизни, обусловившими и специфику его деятель­ного отношения к действительности и к себе, составляет общественное бытие. Именно общественное бытие обусловило потребность перехода от психики животного к сознанию человека.

         Характер и направленность отношения человека к ус­ловиям своего бытия обусловливается прежде всего ха­рактером и направленностью потребностей и интересов. Потребности, возникнув как состояние, выражающее противоречие между необходимостью существования, функционирования и ограниченностью внутренних воз­можностей ее обеспечения, отражается в голове человека в чувстве неудовлетворенности и обусловливает необхо­димость поиска объекта, средств, условий для разрешения этого противоречия.

         Само проявление и реализация, удовлетворение жиз­ненных потребностей человека, их воспроизводство осу­ществляется в его непосредственной взаимосвязи с усло­виями существования. Причем эта связь проявляется как по отношению к природе, так и по отношению к общественной жизни. Вместе с тем удовлетворение потребностей обусловливается не только непосредственной связью человека с действительностью, но и системой опосредования их удовлетворения процессом материаль­ного производства и системой общественных отношений. Зависимость удовлетворения потребностей от социаль­ных условий жизни выражается в интересе.

         Можно сказать, что потребности и интересы определяют характер и направленность отношения человека к миру, и именно тот угол зрения, под которым человек воспринимает его. Поэтому осознание человеком своего отношения к миру проявляется, с одной стороны, как осознание своих потребностей и интересов, а с другой - как осознание самой действительности, ее сущности, ро­ли, условия удовлетворения потребностей, условия обе­спечения жизнедеятельности.

         Осознание человеком своего отношения к действи­тельности и к себе осуществляется на двух уровнях: эм­пирическом и рациональном, включающем в себя обы­денное и теоретическое сознание. Способом существова­ния сознания является знание, которое представляет со­бой систему отраженных в голове человека и закреплен­ных памятью сведений об окружающем мире и о самом человеке. Знания - это обобщение человеческого опыта, передаваемого от человека к человеку, от эпохи к эпохе, результат индивидуального жизненного опыта. В то же время знания заключают в себе оценку человеком ре­зультатов отражения действительности в голове челове­ка, определение их значимости в его жизнедеятельности. Знания будут служить предпосылкой, оказывающей воз­действие на характер отношения человека к действи­тельности и к себе, на характер его деятельности. Без знаний невозможна ориентация человека в мире.

         Эмпирический и рациональный уровни осознания от­ношения к действительности взаимосвязаны, но вместе с тем они относительно самостоятельны. Эмпирическое осознание действительности связано с непосредственным чувственным взаимодействием человека с миром. Особую роль здесь играет чувственно-эмоциональное восприятие действительности. Чувства и эмоции выступают как спе­цифические показатели наличия тех или иных потреб­ностей, необходимости их удовлетворения, а также сте­пени удовлетворения или неудовлетворения потребно­стей. В зависимости от характера реакции человека на его взаимодействие с окружающей действительностью формируются две основные группы эмоций - положи­тельные и отрицательные. Многообразие потребностей и форм связей человека с внешним миром находит свое проявление во множестве конкретных форм эмоций. Эмоции, как звенья, опосредующие связь человека с внешним миром, выражают личностное оценочное отно­шение к действительности. Они выполняют очень важ­ную регулятивную функцию, направленную на обеспече­ние жизнедеятельности.

         С возникновением общества происходит не только значительное усложнение системы эмоций и чувств, но и подъем их на качественно новый уровень развития. У человека естественные эмоции, унаследованные от жи­вотного, приобретают очеловеченный характер. Каче­ственное изменение эмоций и чувств у человека связано с возникновением социальных условий жизни и нового, деятельностно-преобразовательного отношения человека к действительности.

         В чувственно-эмоциональном взаимодействии челове­ка и условий его бытия формируется эмпирический уро­вень сознания, который, возникнув как результат непос­редственного,  чувственного  воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека, чувственного взаимодействия с окружающей его действительностью, выступает как специфический способ оценки этого взаи­модействия, его результатов, роли этих результатов в его жизнедеятельности. Эмпирическому уровню осознания соответствует чувственно-образный способ мышления.

         Рациональный уровень осознания бытия выступает в форме абстрактного, логического мышления, выражен­ного в понятиях, категориях, теориях, системах идей и закрепленного в языке. Логическое мышление приобре­тает относительную самостоятельность по отношению к предметам, явлениям, процессам, отражением которых является, оно объективируется, становится неким внеш­ним феноменом по отношению к тому или иному инди­виду, может передаваться от человека к человеку, от по­коления к поколению, от одной исторической эпохи к другой.

         Рациональный уровень сознания, в свою очередь, включает в себя два уровня: обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание представляет собой выра­женное вне логической форме и закрепленное в языке осознание ближайших потребностей и интересов, сферу житейских взаимоотношений между людьми и их отно­шения к действительности. Теоретический уровень пред­ставляет собой результат познавательной и практически-преобразующей деятельности, характеризующейся проникновением в глубинные связи и отношения, в сущ­ность вещей. Теоретическое мышление находит свое вы­ражение в логически обоснованных идеях, концепциях, теориях.

         Рациональный уровень осознания человеком своего отношения к миру, к себе также связан с чувственно-эмоциональным восприятием действительности. Но если на эмпирическом уровне взаимосвязь проявляется как результат непосредственного взаимодействия с предме­тами внешнего мира, то на рациональном - как резуль­тат воздействия слова, мысли.

         Эмпирический и рациональный уровни сознания не­разрывно связаны между собой, взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга. Доедомление эмпирического и рационального через чувственно-эмоциональное находит свое выражение в общественной психодасии, которая представляет собой систему чувств, настроений, переживаний, обусловленных степенью эмпирического и рационального освоения действительности и представ­ляющих собой субъективную оценку человеком резуль­татов осознания его отношения к действительности и к себе. Эмпирическое, обыденное и теоретическое сознание приобретает для человека значение личностного отноше­ния к действительности только тогда, когда находит свое выражение в чувствах, эмоциях, т.е. когда переживается им.

         Эмпирический и рациональный уровни сознания ох­ватывают весь процесс отражения действительности в сознании человека. Они характеризуют степень проник­новения человека в сущность действительности, а также выражают оценочное отношение человека к миру и к се­бе. Однако эмпирический и рациональный уровни осоз­нания действительности еще не раскрывают содержа­тельной стороны общественного сознания.

         Чтобы раскрыть содержательную сторону отражения действительности человека, необходимо раскрыть меха­низм детерминации отражения мира в сознании челове­ка.

         Как указывалось ранее, удовлетворение потребностей человека осуществляется в сложном процессе его взаи­модействия с природой и социальной средой. Зависи­мость удовлетворения потребностей от социальных усло­вий жизни находит свое выражение в системе интересов. Среди множества интересов можно выделить несколько групп, играющих определенную роль в отношениях че­ловека с действительностью. Среди них особое место за­нимают:

         1) интересы, выражающие зависимость жизнедея­тельности людей от степени осознания свойств, связей, законов действительности, без которых невозможно со­здать орудия труда и преобразовывать предметы приро­ды в средства удовлетворения потребностей;

         2) интересы, выражающие зависимость жизнедеятель­ности людей от характера их отношения к средствам производства, от всей системы общественных отноше­ний;

         3) интересы, выражающие зависимость жизнедеятель­ности людей от характера их взаимного отношения друг к другу и к обществу во всех сферах жизни;

         4) интересы, выражающие зависимость жизнедеятель­ности людей от уровня развития, характера эстетических потребностей и степени эстетического освоения действи­тельности;

         5) интересы, выражающие зависимость жизнедеятель­ности людей от стихийных сил природы и общества, господствующих над ними в их повседневной жизни и оказывающих влияние на их отношение к действитель­ности, друг к другу, к себе;

         6) интересы, выражающие зависимость жизнедеятель­ности людей от степени осознания сущности мира и сво­ей сущности в их взаимосвязи.

         Первая группа интересов ориентирует человека на не­обходимость   познания,   раскрытия,   исследования свойств, связей законов объективного мира, на приобре­тение достоверных знаний о мире и о человеке, использование которых обеспечивает удовлетворение потребно­стей людей. Обобщение, систематизация приобретаемых человеком знаний находит свое выражение в науке как форме общественного сознания.

         Первоначально наука представляла собой преимуще­ственно систему знаний о природе. Различные теорети­ческие построения, социологические концепции, пытав­шиеся раскрыть специфику общества и тенденции его развития, вскрыть сущность исторического процесса, но­сили ненаучный характер. Дело в том, что отношение к обществу более сложно опосредовано, чем отношение к природе. Если природа противостоит человеку как некое наличное бытие вне человека, то общество всегда высту­пает, как система связей, совокупность форм общения, в которых и посредством которых осуществляется жизне­деятельность людей. Кроме того, каким бы ни было об­щество, познание природы являлось важнейшей всеоб­щей потребностью, без удовлетворения которой невозможно само существование человека. Познание же обще­ства и его законов зависело в значительной степени от ориентации, направленности интересов социальных субъектов на сохранение или свержение существующих общественных отношений, существующего обществен­ного строя. Поскольку социальные силы, господствую­щие в сфере экономики, как правило, господствуют и в сфере духовной жизни, то их стремление к сохранению своего господства и существующей системы обществен­ных отношений в значительной степени затрудняло или даже делало в принципе невозможным познание объек­тивных законов развития общества. Поэтому вопросы о природе природы и природе общества в истории обще­ственной мысли длительное время решались неоднознач­но и зачастую независимо друг от друга. Вопросы о на­учном познании социальной действительности поднима­лись, как правило, прогрессивными силами общества и получали возможность пробивать себе путь в противоборстве с идеями, обосновавшими незыблемость суще­ствующего общественного порядка.

         Таким образом, наука как форма общественного со­знания имеет объектом своего отражения объективный мир, рассматриваемый с точки зрения его свойств, свя­зей, законов развития. Ее объектом является и сфера мышления, сфера осознания человеком своего отноше­ния к действительности и к себе. Вооружая людей зна­нием законов природы, общества, мышления, наука поз­воляет человеку сознательно их использовать в целях обеспечения условий своего существования, функциони­рования, развития.

         По аналогии с первой группой интересов можно опре­делить специфику других форм общественного сознания, их содержание. Так, вторая группа интересов находила свое выражение в такой форме общественного сознания, как политическое и правовое сознание. Третья группа интересов реализуется в нравственном сознании. Четвер­тая послужила основой формирования эстетического со­знания. Пятая нашла свое воплощение в религиозном сознании. И, наконец, шестая группа интересов обусло­вила возникновение философии как формы обществен­ного сознания.

         Можно сказать, что многообразие форм обществен­ного сознания связано, во-первых, с тем, какую роль иг­рает та или иная сторона действительности в жизнедея­тельности человека, а, во-вторых, с характером и на­правленностью интересов, выражающих зависимость удовлетворения потребностей от этих сфер объективной действительности. Все формы общественного сознания взаимосвязаны друг с другом. Все они представляют со­бой только различные аспекты осознания единой объек­тивной действительности. Но, отражая различные ее сто­роны, они сохраняют свою относительную самостоятель­ность.

         Если та или иная сторона действительности выступает как объект, на который направлена познавательная и практическая деятельность, и ее отражение обусловли­вает объективное содержание сознания, то интерес, его характер и направленность обусловливают субъектив­ность видения мира. Эта субъективность проявляется в разных планах. Прежде всего, человек выделяет себя из природной и социальной среды как субъект социального действия. Поэтому он не созерцает мир, а относится к нему как к миру своего бытия. Отражение этого отноше­ния в сознании, осуществляющееся через призму интер­есов, выступает не как зеркально-содержательное отра­жение, а как человеческая практика. Кроме того, пос­кольку характер отношения человека к миру определя­ется потребностями и интересами, человек видит в мире не просто то, что есть, а в первую очередь то, что ему нужно для обеспечения своей жизни. Это отражение может быть и истинным и ложным, извращенным, фан­тастическим. Обладая относительной самостоятельно­стью, обобществленное сознание может создавать образы предметов, явлений, реально не существующих в мире. Однако какими бы фантастическими ни были эти обра­зы, они состоят всегда из элементов, взятых сознанием из окружающего мира.

         Общественное сознание, возникнув как результат опосредования удовлетворения жизненных потребностей человека социальными условиями бытия, приобретает значение относительно самостоятельной сферы жизнеде­ятельности людей. Выражаясь в целеполагании, оно превращается в предпосылку возможности реализации человеком своей жизнедеятельности.

         Интегрированным выражением содержания всего об­щественного сознания является идеология. Специфичес­ким объектом идеологического осмысления человеком своего отношения к действительности выступает обще­ственный строй, представляющий собой интегрирован­ное, целостное выражение всей системы общественных отношений. Так как общественный строй обусловливает общий способ, степень и характер удовлетворения потребностей социальных субъектов, то он предстает в каче­стве фактора, определяющего и регулирующего взаимо­отношения между социальными субъектами, а также между обществом и природой. Поэтому через отношение к общественному строю определяется отношение к дру­гим сферам жизнедеятельности.

         Зависимость жизнедеятельности социальных субъек­тов (лиц, групп, классов и т.д.) от характера обществен­ного строя находит свое выражение в их коренных ин­тересах. Содержание коренных интересов определяется, во-первых, характером, направленностью потребностей социальных субъектов, а, во-вторых, - тем, обеспечивает или не обеспечивает данный общественный строй удов­летворение этих потребностей. Осознание этой зависимо­сти, то есть осознание социальными субъектами своих коренных интересов обусловливает и составляет основное содержание идеологии. Поэтому можно сделать первый вывод: идеология есть осознание социальными субъек­тами своего отношения к общественному строю, в рам­ках которого протекает их жизнедеятельность и который определяет общий способ, степень и характер удовлетво­рения потребностей.

         Однако общественный строй возникает и уходит с исторической арены не по прихоти людей, а по мере со­здания необходимых для этого объективных предпосы­лок, обусловленных действиями объективных законов общественного прогресса. Поэтому отношение к обще­ственному строю находит свое выражение в определен­ном отношении к этим объективным законам. Характер этого отношения зависит от того, в какой мере действие объективных законов, влияя на общественный строй, оказывает воздействие, затрагивает коренные интересы социальных субъектов. Так, если социальный субъект заинтересован в сохранении существующих обществен­ных отношений, существующего общественного строя, а объективные тенденции общественного развития создают предпосылки для его устранения в замены другим, то такой субъект будет не только заинтересован в познании и использовании этих законов, а вынужден противодей­ствовать объективной логике исторического процесса. Если же социальный субъект заинтересован в смене су­ществующего строя и эта смена подготавливается объек­тивным ходом истории, то такой социальный субъект будет заинтересован в познании и сознательном исполь­зовании этих законов. Поэтому отношение к объектив­ной обусловленности преобразований общественной жизни найдет свое отражение в идеологии. На этой ос­нове можно сделать второй вывод: идеология есть осоз­нание социальными субъектами своего отношения к объективным законам общественного развития через призму отношения к общественному строю, т.е. с пози­ций их коренных интересов.

         Следует подчеркнуть, что ход истории осуществляется через решение конкретных социальных задач, выдвига­емых самой жизнью на каждом конкретном этапе исто­рии. Отношение к решению задач, которые оказывают воздействие на общественный строй, находит свое отра­жение в идеологии. Поэтому можно сделать третий вы­вод: идеология есть осознание социальными субъектами своего отношения к необходимости решения конкретных социальных задач через призму отношения к обществен­ному строю, т.е. с позиций их коренных интересов.

         Фактором, оказывающим влияние на процесс утвер­ждения или свержения общественного строя, является познание и сознательное использование свойств, законов природы. Знание о природе используется, прежде всего для создания оружия, средств, необходимых для защиты или свержения строя. Известно, например, что в XX ве­ке во всех странах мира лучшие научные силы, техни­ческие средства, новейшие открытия в области науки стали использоваться для создания средств массового уничтожения людей. Гонка вооружений достигла такого уровня, что возникла угроза уничтожения не только лю­дей, но и всего живого на Земле. Эта гонка вооружений всячески обосновывалась как необходимое условие борь­бы социальных субъектов за сохранение каждым из них соответствующего ему общественного строя. Отсюда чет­вертый вывод: идеология есть осознание социальными субъектами своего отношения к природе, к возможно­стям познания и использования ее свойств, связей, зако­нов через призму отношения к общественному строю, т.е. с позиций их коренных интересов.

         Кроме того, каждое общество всегда заинтересовано в подготовке и воспитании подрастающих поколений. Важнейшей проблемой в этом процессе является форми­рование определенных личностных характеристик, фор­мирование личности с определенными мировоззренчес­кими установками, с определенной политической и нравственной ориентацией. Тем самым общество вынуж­дено целенаправленно создавать предпосылки формиро­вания у подрастающих поколений мировоззренческих установок, определяющих их отношение к общественному строю, к действительности в целом, к себе. Отно­шение к проблемам формирования, воспитания личности приобретает определенный идеологический аспект. От­сюда пятый вывод: идеология есть осознание социаль­ными субъектами своего отношения к проблемам фор­мирования, воспитания личности, ее мировоззренческих установок через призму отношения к общественному строю, т.е. с позиций их коренных интересов.

         Таким образом, в идеологии находит свое отражение не только отношение к общественному строю, что со­ставляет ее основное содержание, но и к тем факторам, которые оказывают воздействие на возникновение, ут­верждение, функционирование общественного строя или создают предпосылки его ухода с исторической арены. На этой основе можно дать целостное, обобщенное опре­деление идеологии, охватывающее все основные аспекты идеологического осознания отношения человека к миру.

         Идеология есть осознание социальными субъектами своего отношения к окружающей действительности через призму отношения к общественному строю, т.е. с пози­ций их коренных интересов. Идеология, будучи осозна­нием коренных интересов, приобретает субъективное бы­тие в лице тех социальных сил, социальных субъектов, чьи коренные интересы в ней выражены.

         Идеология пронизывает все формы общественного со­знания, но не сводится к их сумме и не растворяется в них. Она приобретает относительную самостоятельность и играет очень важную роль в осознании социальными субъектами своего отношения к себе и к действительно­сти в целом. Концентрированным выражением идеоло­гии является представление об общественном строе, ко­торый обеспечивает для того или иного социального субъекта необходимые условия его жизнедеятельности. Это представление об общественном строе, соответству­ющем потребностям и интересам того или иного соци­ального субъекта, приобретает для него значение обще­ственного идеала. Осознание значимости общественного идеала для обеспечения жизнедеятельности социальных субъектов превращает это представление в высшую цель их жизни, цель, для реализации которой используются самые различные средства, вплоть до вооруженной борь­бы. Осознание необходимости реализации этой цели определяет, составляет смысл жизни социальных субъек­тов. Тем самым общественный идеал в качестве высшей цели жизни становится главным мировоззренческим ориентиром, определяющим общую социальную направ­ленность деятельности людей.

         Идеология, фиксируясь в сознании людей и получая чувственно-эмоциональную оценку, оказывает влияние на формирование мировоззрения социальных субъектов. Она обусловливает осознание людьми своего отношения к действительности под углом зрения отношения к об­щественному строю. Идеология находит свое отражение во всех формах общественного сознания, не лишая их своей собственной специфики, относительной самостоя­тельности. В то же время, идеология опирается на со­держание других форм общественного сознания.

         Роль идеологии в жизнедеятельности общества и лич­ности в значительной степени зависит от взаимосвязи ее с общественной психологией. Это значит, что идеологи­ческие концепции могут выполнять свои функции толь­ко тогда, когда они восприняты и закреплены в чув­ствах, настроениях и превращены в веру или убеждения людей.

         Общественное сознание, возникнув, сформировавшись как результат реального процесса жизни, оказывает ак­тивное воздействие на общественное бытие. Воплощаясь в целях, оно становится фактором, повелевающим чело­веку как нужно поступать в жизни. По мере развития общества относительная самостоятельность обществен­ного сознания возрастает. Если общественное сознание первоначально было вплетено в непосредственную прак­тическую деятельность, то в процессе становления и раз­вития человека оно приобрело значение особой сферы жизнедеятельности людей, превратилось в особую силу, активно воздействующую на все стороны деятельности его как социального субъекта, особым образом организо­ванную действительность, характеризующуюся своей внутренней структурой. Овладевая массами, идеи прев­ращаются в силу, используя которую люди преобразуют мир и самих себя.

         Идеи способны поднимать огромные массы людей, во­одушевлять их на активные действия, они могут вызвать оптимизм и уверенность в положительных результатах своей деятельности, веру в осуществимость идеалов со­циальной справедливости, свободы. Но идеи могут поро­дить в человеке пессимизм, неверие в смысл своего бы­тия, могут привести к трагическому завершению своей жизни и не только своей. Поэтому, говоря об обществен­ном сознании, нельзя ограничиться только раскрытием механизма детерминации его содержания и структуры. А необходимо также обратить внимание на то, как со­знание функционирует в жизнедеятельности общества и личности. Иными словами, необходимо посмотреть на общественное сознание под углом зрения его места и ро­ли в духовной жизни общества.

 

 

 

Заключение.

         Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным - это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, то есть отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.

         В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

         Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.

         Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

         В конечном итоге общественное сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.

 

 

 


Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!