ФИМ / ГО и Социология / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По курсу «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» На тему «Система явлений изучаемых в современной психологии»
(автор - student, добавлено - 17-06-2013, 16:15)
СКАЧАТЬ:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарного образования и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
На тему «Система явлений изучаемых в современной психологии»
Альметьевск 2010Содержание1. Введение2. Предмет изучения современной психологии3. Сущность психических явлений4. Современная психология: ее задачи и место в системе наук5. Заключение6. Список использованной литературыВведениеПроблема изучения в современной психологии системы явлений актуальна и постоянно является объектом научных дискуссий, так К.К. Платонов считает предметом психологии психические явления, А.Г. Маклаков так же считает, что психология- это наука о психике и психические явления и разделяет психические явления на три основных класса : психические процессоры , психические состояния и психические свойства личности.Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают её от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей эмоций, чувств и многое другое. В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Позднее, в 17-18вв., когда сфера исследований психологов значительно расширилась. В 20 столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались.Целью данной работы является рассмотрение явлений, изучаемых в современной психологической наукой.1.Предмет изучения современной психологииПредметом изучения психологии прежде всего является психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью некоторых из них, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, мышление и речь, человек познает мир. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками.Психология изучает человеческие общение и поведение, их зависимость от психологических явлений и зависимость формирования и развития психических явлений от них. Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живёт и действует в этом мире, творя его для себя с целью материальных, духовных и иных потребностей, совершает определённые поступки. В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца.Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. Они тесно связаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной особенностью является динамичность. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека. Следующий класс психических явлений- психические свойства личности, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность. Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.2. Сущность психических явленийПсихика- это общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания психики: идеалистическое и материалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания. Согласно материалистическому- явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляет собой высший итог развития. В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения. Позднее, на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к учению.Простейшие живые клетки положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству. Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством нервной системы. По мере ее усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, мышление, сознание и многое другое.Согласно мнению идеалистической философии, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Стадии и уровни развития психики и поведения животных, введение в психологию везде все одинаково.3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук.Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, выдвигаются новые гипотезы и концепции, психология непрерывно обогащается новыми эмпирическими данными. Так, Б. Ф. Ломов в книге "Методологические и теоретические проблемы психологии", характеризуя современное состояние науки, отмечал, что в настоящее время "резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории" . Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности - от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Многие считают, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей - это уже и есть теория. Однако следует справедливо заметить, что одним этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Конечная же ее цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникает ряд проблем методологического характера. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим. В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежит категориям диалектического материализма. Б. Ф. Ломов в уже упомянутой выше книге выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и в то же время несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, - а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, - это понятия "социальное" и "биологическое". Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека в развитии представляет одну из труднейших задач науки.
Заключение Изменение предмета психологии, и ее связей с другими науками привело к бесплодным по существу вопросам о том, что естественная наука должна являться методологией биологии и философии. Анализ исторического пути развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как науки, заключается именно в ее межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука и в то же время как и гуманитарная наука, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы у философии. В данной работе были рассмотрены системы явлений в современной психологии.
Список использованной литературы
Похожие статьи:
|
|