О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФИМ / ГО и Социология / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу «История и культура народов Татарстана» на тему: «Татарская национальная культура. Балет. Ф. Яруллин»

(автор - student, добавлено - 28-11-2013, 19:02)

 

СКАЧАТЬ:  kr_tatarstan.zip [23,21 Kb] (cкачиваний: 65)

 

 

 

   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

Альметьевский государственный нефтяной институт

 

Кафедра гуманитарного образования и социологии

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по курсу «История и культура народов Татарстана»

 

на тему:  «Татарская национальная культура.

Балет. Ф. Яруллин»

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск

 

Тема: «Татарская национальная

музыкальная культура. Балет. Ф.Яруллин»

 

 

Введение                                                                                                                       3

Глава 1. Симфонический оркестр                                                                              4

Глава 2. Фундамент музыкального образования – музыкальные школы, музыкальные училища, консерватория                                                                     6

Глава 3. Музыкальная оперная культура, становление татарского

академического театра оперы и балета                                                                     7

Глава 4. Создание татарского сценического танца. Балет                                     11

Глава 5. Фарид Яруллин. Балет «Шурале»                                                             13

Глава 6. Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуреева                                                                                                                       14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Под культурой понимают приемы, способы и результаты человеческой жизни и деятельности, то, что выделяет человеческое существование из природного бытия и составляет содержание и смысл человека. Музыкальная культура – это

 

Музыка – это искусство. Музыка – особый вид творческой деятельности, ремесло, профессия.

 

Овладевая новыми для них жанрами музыканты стремились к бережному сохранению классических сокровищ своей национальной музыки. Народы, не знавшие до 1917 года иных форм музицирования, кроме фольклора, все более овладевали сложнейшими жанрами современной музыки, включая симфонию, оперу.

 

Однако в музыкальном искусстве присутствует различная степень конкретизации содержания.

 

Музыкальное содержание связано с определенными историческими, мировоззренческими, национальными и эстетическими идеалами того или иного времени, а также с личностью создателя.

Национальная музыка татар - народа Евразии с многовековой историей и самобытной культурой - является неотъемлемой частью мировой цивилизации.

Татары – тюркоязычный народ, и в его искусстве органично сочетаются восточные традиции и традиции коренных народов центральной Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симфонический оркестр

 

     Татарское музыкальное искусство, на протяжении многих веков развивавшееся в русле одноголосой устной традиции, в XX веке проделало огромный путь от первичных жанров народной музыки до высших симфонических форм, заняв достойное место в мировой культуре. Академику Б.Асафьеву принадлежат слова о том, что по уровню  развития симфонической музыки можно судить об уровне музыкальной культуры вообще. Возможно, в правительстве молодой татарской республики и не знали высказывания академика, но понимали важность развития музыкальной культуры. В 1937 году была создана  Государственная филармония имени Г.Тукая, и тогда же ее первый директор Л.Галеев подписал приказ о создании симфонического оркестра, главным дирижером которого назначили М.Шеппера. Вскоре его сменил Ильяс Ваккасович Аухадеев. Его фигура привлекает исключительной позитивностью, масштабностью и многогранностью. Будучи в числе первых татарских музыкантов, получивших высшее специальное образование, он проявил себя как яркий исполнитель (скрипач, симфонический и оперный дирижер), талантливый педагог и великолепный  организатор. Его дирижерская деятельность способствовала расцвету симфонического искусства в республике, сыграв важную роль в подготовке слуха национальной аудитории и привлечению внимания композиторов к этому новому для татарской музыки жанру. Аухадеев внес неоценимый вклад в развитие профессионального музыкального образования в республике, возглавляя на протяжении многих лет Казанское музыкальное училище, являющееся с дореволюционных пор крупным  учебным центром в России. Не напрасно по ходатайству корифеев татарской культуры Б.Урманче, Г.Баширова, Р.Еникеева, Р.Яхина любимому детищу Аухадеева, Казанскому музыкальному училищу было присвоено имя этого замечательного музыканта, талантливого педагога и признанного общественного деятеля.

     С именем музыканта связано также становление татарского театра оперы и балета, в котором он работал в 1941-1948 годах. Он претворял в жизнь чрезвычайно важный импульс, направленный на гармоничное соединение  самобытных национальных традиций, имевших восточную ориентацию, с достижениями европейского искусства, в особенности русской культуры.   

     Говоря об истории симфонического оркестра, нельзя не сказать о просветительской деятельности лектора – музыковеда, историка, автора исследований, посвященных музыкальной жизни Казани, кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Георгия Михайловича Кантора. Он стоял у истоков концертной жизни симфонического оркестра, проработал с ним на протяжении многих лет и сумел пробудить интерес и любовь к жанру симфонической музыки, заложил основу лекторского искусства. Всем памятны его рецензии на прошедшие концерты, выступления за «круглым столом», организованные совместно с редактором газеты «Вечерняя Казань» Л.Агеевой.

     В 1951 году состоялся первый концерт симфонического оркестра. В разные годы дирижерами были Натан Рахлин, Равиль Мартынов, Ренат Салаватов, Сергей Калагин, Фуат Мансуров, Рашит Скуратов. Оркестр исполнял программы из произведений композиторов зарубежной, русской, советской классики, а также татарских композиторов С.Сайдашева, М.Музафарова, Н.Жиганова, Р.Яхина, А.Лемана.  

     Не одно десятилетие Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан ведет огромную работу по эстетическому воспитанию детей и юношества. Трудно представить концертную деятельность оркестра без абонементов. Натан Рахлин считал важным воспитание не только музыкантов, но и слушателей. И сегодня эту замечательную традицию продолжают Ф. Мансуров, Р. Скуратов, Р. Заляй, А. Гулишамбарова.

    Творческое восхождение оркестра к новым вершинам продолжается. География гастролей включает в себя всю Россию, а также европейские страны – Германию, Голландию, Италию, Испанию, города Прибалтики, Украины. 

 

Фундамент музыкального образования – музыкальные школы, музыкальные училища, консерватория

 

     Дореволюционная Казань отличалась богатой и разнообразной концертной жизнью. Ее организацией занимались Императорское Русское музыкальное общество и  созданное при нем училище. В Казани выступали Иосиф Гофман, Симон Барер, Иосиф Левин, Ванда Ландовска, Сергей Танеев, Александр Скрябин и другие.

    Фундаментом же музыкального образования в выращивании собственных кадров являются музыкальные школы. Уклад и традиции, тепло взаимоотношений, без чего невозможно воспитать маленького человека, эту атмосферу семейственности сумел создать основатель первой детской музыкальной школы Рувим Львович Поляков. В 1932 году по его инициативе Казгорсовет и Татнаркомпрос приняли решение об организации в Казани  ряда музыкальных школ. В том же году в Вахитовском районе была открыта Детская музыкальная школа №1 имени Чайковского, воспитанниками которой являются Рустем Яхин, Алмаз Монасыпов, София Губайдуллина, Ирина Бочкова - имена, вошедшие в Музыкальную Энциклопедию.

      Имя Р.Л. Полякова неотделимо и от истории Казанского  музыкального училища. Оно было организовано Казанским отделением Русского музыкального общества в 1904 году на базе частных музыкальных школ. Его основателем и первым директором  был один из виднейших музыкальных деятелей города – дирижер, пианист, композитор, ученик Н. А. Римского-Корсакого Рудольф Августович Гуммерт. Традиции высокого профессионализма и духовности заложены первыми педагогами училища, выпускниками Петербургской и Московской консерваторий К.А.Корбутом, М.А.Пятницкой, Р.Л.Поляковым и А.Н.Раниец.

      В 1991 году в Казанском музыкальном училище открылось татарское отделение. Директор училища Р.Г.Сабитовская собрала блистательных мастеров сцены.    

      Оттачиванием же музыкального мастерства на сегодняшний день около 600 студентов занимаются на факультетах фортепианной, оркестровой музыки, народных инструментов, дирижерско-хоровом, вокальном, теоретико-композиторском в Казанской консерватории, созданной в 1945 году. Музыкальный вуз был важнейшим условием роста татарской профессиональной музыкальной культуры, переживавшей с двадцатых годов XX столетия период стремительного становления. Ко времени открытия консерватории в Казани сложилась и успешно действовала система академического музыкального образования. Со времени открытия Казанская консерватория складывалась как центр подготовки профессиональных музыкантов не только для татарской музыкальной культуры, но и других республик Среднего Поволжья и Приуралья. Деятельность консерватории дала толчок становлению профессиональных музыкальных культур в республиках региона, способствовала их стремительному росту.

 

Музыкальная оперная культура, становление Татарского академического театра оперы и балета

 

       Центром татарской музыкальной оперной культуры является Татарский Государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля.

       Казанской опере в нынешнем году исполнилось 135 лет. 26 августа 1874 года в Казанском городском театре давалась опера М.И.Глинки «Жизнь за царя». «До сих пор Казань еще ни разу не слыхала полной русской оперы, хотя итальянская и была здесь не раз», - писали  «Казанские губернские ведомости». И вот антрепренер казанского театра П.И.Медведев рискнул сформировать настоящую оперную группу с хором, оркестром, солистами, балетной группой, заказал декорации и костюмы. Гром рукоплесканий раздавался целый вечер. Постановкой оперы П.И.Медведев вписал свое имя на страницах истории развития русского искусства в Казани. За «Жизнью за царя» последовали «Русалка» А.С.Дарогомыжского, «Аскольдова могила» А.Н.Верстовского, «Фауст» Ш.Гуно и «Трубадур» Д.Верди. В следующем сезоне прибавились «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, «Рогнеза» А.Н.Серова, «Травиата» Д.Верди, «Волшебный стрелок» К.М.Вебера, «Норма» В.Беллини, «Фенелла» А.Обера, «Марта» Ф.Флотова, «Жидовка» Ф.Галеви. В последующие годы репертуар неукоснительно пополнялся, в том числе и произведениями, буквально только что вышедшими из-под пера композитора.

    Оперные представления становились столь же привычной и столь же обязательной частью культурной жизни Казани, как и существовавший уже более 80 лет драматический театр.

    Государственных оперных театров с постоянной труппой в то время в России было всего два: Мариинский в Петербурге и Большой в Москве. Организация же постоянной оперной труппы, дававшей представления на протяжении целого театрального сезона, требовала непомерных расходов. Потому за это дело брались весьма немногие антрепренеры. Так что Казань стала третьим городом в провинции, который обзавелся собственной оперной труппой. С 1874 года по 1917 год в Казани было поставлено 97 опер, в том числе 45 опер  русских композиторов. Здесь пели выдающиеся певцы А.П.Боначич, И.В.Тартаков, А.М.Давыдов, М.К.Максаков, Н.Н.Фигнер, Ю.Ф.Закржевский, Э.Ф.Боброва-Пфейфер, А.П.Ухтомская-Баронелли, Е.П.Кадмина, за дирижерским пультом стояли У.И.Авранек, В.И.Сук, И.О.Палицын, дирижировавшие впоследствии в Большом и Мариинском театрах.

     По уровню постановок, по культуре исполнения Казанский оперный театр не уступал театрам столичным, а иногда и превосходил их. Постоянство оперных сезонов потребовало заботы о кадрах, подготовки певцов из местных любителей, артистов оркестра, хора.

    События 1917-1918 годов тяжело отразились на культурной жизни Казани. Тем не менее, спектакли не прекращались. Более того, если раньше сцену городского театра делили между собой оперный и драматические труппы, то теперь сцена городского театра была предоставлена оперной труппе. В 1919 году сгорел городской театр, оперной труппе  была дана сцена Нового театра.

   Это было очень трудное время. Резко сократилось количество постановок: не хватало средств ни на оформление, ни на содержание должного состава оркестра и хора, многие солисты покинули Россию. Тем не менее, весной 1918 года казанцы имели возможность слушать  «Руслана и Людмилу», «Садко», «Черевички», «Гугенотов», «Лакме», «Демона». 26 декабря 1919 года открыла новый сезон «Пиковая дама» П.И. Чайковского, новая опера «Стенька Разин» композитора С.А. Траилина.

    В 1924 году для Оперного театра удалось сформировать труппу «Комической оперы» под руководством А.Н. Орлова, в репертуаре: «Сильва», «Баядерка», «Голландка», «Граф Люксембург», оперетты В.П. Валентиновича «Жрицы огня», «Ночь любви». В том же году создается «Комиссия по организации Татарской оперы», результатом работы которой стала представленная в июне 1925 года первая татарская опера «Сания», созданная содружеством композиторов В.И. Виноградовым, С.Х. Габаши и либреттиста и певца Г.С. Альмухамедова. Вторая редакция оперы «Сания», постановочный коллектив в составе Г. Айдарского, С. Садыковой и П. Сперанского вызвала интерес за рубежом, информация о постановке первой татарской оперы появилась на страницах французской, немецкой, итальянской печати. Это сподвигло сложившийся коллектив на создание второй оперы - «Эшче», на сюжет одноименной поэмы М.Гафури, которая и была поставлена в 1930 году. 

    История создания и постановки оперы «Степь» композитора, фольклориста, театрального режиссера, дирижера А.А. Эйхенвальда до сих пор остается одной из наименее изученных страниц  истории татарской музыки. Опера получила множество положительных отзывов: композиторов В. Виноградова, А. Ключарева, М. Музаффарова, Д. Файди, певиц С.Садыковой, И.Рахматуллиной. Несмотря на недостатки, которые, как известно характерны для большинства работ, открывающих новую область знаний, ценность оперы неоспорима. Она представляет научный и исторический интерес как один из первых опытов создания крупного музыкально-драматического произведения на основе подлинных образцов музыкально-поэтического творчества татарского народа. В свое время она сыграла важную роль в ознакомлении широкой общественности с народным бытом и музыкальным творчеством татар, а найденные Эйхенвальдом методы гармонизации татарской музыки дали толчок к дальнейшему развитию музыкального искусства нашего народа.

     Практика приглашения на гастроли столичных оперных коллективов была продолжена и в 30-е годы. В перерывах между гастролями на сцену оперного театра, Рабочего театра в Заречье, других площадках шли концерты, в оперных постановках выступали артисты бывшей Казанской оперы, студенты музыкального техникума. Так что, когда в 1939 году приехавшая в Казань группа выпускников Татарской оперной студии образовала по постановлению правительства ТАССР постоянную оперную группу, это не было, по сути, созданием некоего нового театра, а скорее стало логическим завершением затянувшегося неофициального существования Казанской оперы, воссозданием того оперного театра, который существовал в Казани к этому времени уже 65 лет. Постоянная оперная труппа получила наименование «Татарский государственный оперный театр» (с 1941 года – театр оперы и балета). Подразумевалось, что коллектив станет центром именно татарской музыкальной оперной культуры. Надежды на это вселяли успехи татарских композиторов, особенно Н.Г.Жиганова, за короткое время создавшего ряд значительных произведений, достойно представивших татарское оперное искусство. Однако, несмотря на открытие Казанской государственной консерватории с классом композиции, формирование татарского оперного репертуара шло отнюдь не стремительно. Между тем оперная практика требовала постоянного совершенствования вокального и сценического мастерства, и в репертуар неизбежно включалась русская и мировая оперная классика, это диктовалось не только профессиональной необходимостью, но и потребностью зрителя. В результате  сложился современный классический европейский театр оперы и балета, успешно функционирующий у себя на родине и за рубежом.

       Семь десятилетий творческой жизни Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, включившие в себя и долгие годы поиска собственного художественного направления, и жаркие дискуссии, и заслуженные победы, все, в конце концов, расставили по своим местам, убедительно продемонстрировав правильность избранного пути.  Сегодня театр пользуется широкой  европейской известностью и благодаря ежегодным продолжительным европейским гастролям, и благодаря беспрецедентным по масштабу, продолжительности и значимости Шаляпинскому оперному и Нуреевскому балетному фестивалям, ежегодно собирающим в Казань звезд мировой оперы и мирового балета. Давно уже заняли свое место в ряду корифеев мирового оперного искусства Н. Даутов, Ф. Насретдинов, М. Булатова, М. Рахманкулова, А. Аббасов, Х. Бигичев, З. Хисматуллина и В. Ганеева.

 

Создание татарского сценического танца. Балет

 

     Первые шаги в создании татарского сценического танца на фольклорной основе суждено было сделать Гай Тагирову. Еще в 1926 - 1927 годы, будучи учащимся Татарского техникума искусств, Тагиров начинает интересоваться народными танцами. В то время руководство Татарского государственного театра привлекало лучших учащихся техникума  к участию в спектаклях. Среди таких счастливчиков был и Тагиров, выступающий как драматический актер и танцор. На гастролях он интересовался танцевальным фольклором татар того или иного региона страны. К 1927 году относится первая балетмейстерская работа Тагирова, выполненная, ввиду крайней необходимости, в период гастролей. Тогда надо было подготовить сокращенный «гастрольный» вариант постановки «Восточной сюиты» композитора С.Сайдашева (постановка балетмейстера Юлия Муко) в музыкально-драматическом спектакле по пьесе Фатхи Бурнаша «Тахир и Зухра». Тагиров успешно справился с этой задачей. В 1928 г. Тагиров окончил Татарский техникум искусств, был приглашен в академический театр артистом драмы и ассистентом балетмейстера Муко. Ему сразу поручается постановка хореографической части оперы «Сания» композиторов В. Виноградова, С. Габаши и Г.Альмухамедова. Это первая крупная работа молодого балетмейстера. Премьера оперы состоялась 3 января 1930 года и стала значительным событием в культурной жизни республики. Впервые за дирижерский пульт в качестве оперного дирижера встал Салих Сайдашев, один из основоположников татарской профессиональной музыки, создавший предпосылки для становления ведущих музыкальных жанров – оперы, балета, музыкальной комедии, симфонической и хоровой музыки. Танцы в первом действии оперы, поставленные Тагировым, также имели успех. И хотя они не отличались богатством пластических мотивов и виртуозностью исполнения, но в главном – художественно-реалистическом осмыслении национальных особенностей танца, поданного на фольклорной основе, наметился верный путь  к решению проблемы.

      Тагиров становится штатным балетмейстером Татарского Государственного академического театра. Здесь он сразу же с огромным успехом ставит танцы во второй национальной опере «Эшче». Летом 1931 года по инициативе Совнаркома ТАССР для работы в районах Татарии выехала первая фольклорная экспедиция, в составе которой Тагиров начал изучение хореографического фольклора республики, который лег в основу всей его творческой деятельности как практика и теоретика татарской хореографии. В 1938 году Тагиров назначается главным балетмейстером готовящегося к открытию Татарского Государственного оперного театра, который начал свой первый театральный сезон 17 февраля 1939 года оперой  Н.Зиганова «Качкын».

      Начавшаяся Великая отечественная война прервала все замыслы. Не были показаны национальные оперы с хореографией Тагирова, не был поставлен первый татарский балет «Шурале» Фарида Яруллина в постановке Ленинградского балетмейстера Л. Якобсона. Но идея создания на сцене национального балета не только продолжала жить и волновать сердца, но и становилась все более реальной.

      8 марта 1945 года впервые на татарской балетной сцене был показан балет «Шурале», который стал венцом творческих устремлений Тагирова-балетмейстера, создавшего профессиональный танец на фольклорной  основе. Балетом «Шурале» завершился первый и славный этап деятельности Тагирова-хореографа. Здесь были реализованы многочисленные данные фольклорных экспедиций, накопленный по крупицам опыт постановщика народных танцев, были воплощены замыслы многих предыдущих лет.  

 

 

Фарид Яруллин. Балет «Шурале»

 

     Автором балета «Шурале» является композитор Фарид Яруллин. Фарид Яруллин родился в семье известного музыканта, автора «Марша Тукая» Загидуллы Яруллина в 1914 году. Окончил Казанский музыкальный техникум по классу фортепиано и по классу виолончели, учился на рабфаке при Московской консерватории по классу композиции. В 1934 году его переводят в Татарскую оперную студию. В эти годы молодой композитор пишет разнообразные произведения. В их числе соната, струнный квартет, первая часть симфонии. Большое внимание уделяет камерно-инструментальным произведениям, обработкам татарских и башкирских народных песен.

     Фарид Яруллин навечно останется в памяти народа как замечательный композитор, патриот, который в самую трудную минуту для родной отчизны оставил свою любимую музыку с тем, чтобы она не умерла. Г. Литинский писал: «Ф. Яруллин по своему душевному складу, по своим общественным и творческим устремлениям был романтиком. Выдающийся сын своего и всего многонационального советского народа передал творческую эстафету своим верным, ныне активно творчески действующим сверстникам и вступающим в большую жизнь молодым татарским композиторам. В этом сила советской музыкальной культуры, вклад в которую нашего незабвенного друга, Фарида Яруллина, поистине неувядаем». В 1958 году Ф.Яруллину за балет «Шурале» была посмертно присуждена Государственная премия Татарстана имени Габдуллы Тукая. Рано оборвалась жизнь талантливого композитора. В 1943 году в возрасте двадцати девяти лет он погиб на фронте.

    Балет «Шурале» прочно вошел в золотой фонд балетного искусства. Его ставят в театрах Казани, Одессы, Львова, Риги, Саратова, и других городов.

 

Международный фестиваль классического балета

имени Рудольфа Нуреева

 

     В мае 2007 года на сцене Татарского Государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля прошел юбилейный XX Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуреева. С 1987 года фестиваль, проводившийся сначала как всероссийский, проделал путь до международного и сейчас является значительным событием в культурной жизни Татарстана. В 1992 году Казань посетил Рудольф Нуреев. В качестве дирижера он участвовал в VI фестивале классического балета. С 1993 года с согласия танцовщика фестиваль носит его имя.

     На юбилейном XX фестивале публика увидела ведущих дирижеров Татарского Государственного академического театра оперы и балета народного артиста Татарстана и Казахстана Р. Салаватова, заслуженного деятеля искусств России и Татарстана В.Васильева. Участвовали ведущие солисты: лауреат Государственной премии России, заслуженный артист Татарстана Н. Канетов, заслуженный артисты Татарстана А. Белов, Р. Савдеков, А. Суродеев, Д. Усталов.

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!