ФИМ / ТНГМ / Курсовой проект по деталям машин
(автор - student, добавлено - 26-06-2013, 17:17)
СКАЧАТЬ: Введение.Инженер-конструктор является творцом новой техники, и уровнем его творческой работы в большей степени определяются темпы научно-технического прогресса. Деятельность конструктора принадлежит к числу наиболее сложных проявлений человеческого разума. Решающая роль успеха при создании новой техники определяется тем, что заложено на чертеже конструктора. С развитием науки и техники проблемные вопросы решаются с учетом все возрастающего числа факторов, базирующихся на данных различных наук. При выполнении проекта используются математические модели, базирующиеся на теоретических и экспериментальных исследованиях, относящихся к объемной и контактной прочности, материаловедению, теплотехнике, гидравлике, теории упругости, строительной механике. Широко используются сведения из курсов сопротивления материалов, теоретической механики, машиностроительного черчения и т. д. Все это способствует развитию самостоятельности и творческого подхода к поставленным проблемам. При выборе типа редуктора для привода рабочего органа (устройства) необходимо учитывать множество факторов, важнейшими из которых являются: значение и характер изменения нагрузки, требуемая долговечность, надежность, КПД, масса и габаритные размеры, требования к уровню шума, стоимость изделия, эксплуатационные расходы. Из всех видов передач зубчатые передачи имеют наименьшие габариты, массу, стоимость и потери на трение. Коэффициент потерь одной зубчатой пары при тщательном выполнении и надлежащей смазке не превышает обычно 0,01. Зубчатые передачи в сравнении с другими механическими передачами обладают большой надежностью в работе, постоянством передаточного отношения из-за отсутствия проскальзывания, возможностью применения в широком диапазоне скоростей и передаточных отношений. Эти свойства обеспечили большое распространение зубчатых передач; они применяются для мощностей, начиная от ничтожно малых (в приборах) до измеряемых десятками тысяч киловатт.
1.
По табл. примем следующие значения КПД: - для закрытой конической передачи: = 0,97 - для открытой зубчатой передачи: = 0,96 -коэффициент, учитывающий потери на трение в опорах трех валов: = 0,99 3
Общее КПД привода: = = 0,96 ·0,97 ·0,99 3 = 0,90
Требуемая мощность электродвигателя: кВт В таблице П1 по требуемой мощности выбираем электродвигатель 4А100L6У3, с синхронной частотой вращения = 1000 об/мин, с параметрами: = 2,2 кВт, = 5,1 % Находим диаметр: D= мм.
Угловая скорость конвейера на выходном валу рабочей машины: рад/с Частота вращения конвейера: об/мин Номинальная частота вращения с учётом скольжения об/мин Угловая скорость электродвигателя: рад/с. Передаточное отношение редуктора выбирает из стандартного ряда: = 3,15 Общее передаточное отношение: = = = 16,8
Определяем передаточное число открытой передачи: = = 5,3
Рассчитанные частоты и угловые скорости вращения валов сведены ниже в таблицу:
Вращающие моменты: на валу конической шестерни = = = 18 Н·м на валу зубчатого колеса = =18·3,15·0,97·0,99 2 = 54 Н·м = =54·5,3·0,96·0,99= 272 Н·м
Передаточные числа и КПД передач
2. Расчёт открытой зубчатой передачи
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками (табл. 3.3): для шестерни сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость HB 230; дляколеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, но твердость на 30 единиц ниже - HB 200.
Допускаемые контактные напряжения:
Предел контактной выносливости при базовом числе циклов (табл. 3.2):
2HB+70 Коэффициент долговечности: Коэффициент безопасности:
Для прямозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение находим: 0,45
для шестерни МПа
для колеса МПа Тогда расчетное допускаемое контактное напряңение:
0,45 МПа Требуемое условие ≤ 1,23 выполнено. 410 ≤ 1,23 Принимаем коэффициент (табл. 3.1) Принимаем для прямозубых колес коэффициент ширины венөа по меңосевому расстоянию Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев: Для прямозубых колес , а передаточное число редуктора U=3,15 мм Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 мм Нормальный модуль зацепления: мм Принимаем по ГОСТ 9563- мм Определим число зубьев шестерни и колеса: Принимаем ; тогда Уточненное значение угла наклона зубьев:
Основные размеры шестерни и колеса: Диаметры делительные мм мм Проверка: мм
Диаметры вершин зубьев: мм мм Ширина колеса: мм Ширина шестерни: мм Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Окружная скорость колес и степень точности передачи: м/с При такой скорости для прямозубых колес следует принять 8-ю степень точности. Коэффициент нагрузки: Из табл. 3.5 при твердости НВ 350 и консольным расположении зубчатых колес относительно опор По табл. 3.4 при м/с и 8-й степени точности По табл. 3.6 для прямозубых колес при м/с имеем . Таким образом Проверка контактных напряжений: МПа
Силы, действующие в зацеплении окружная радиальная Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба: Здесь коэффициент нагрузки По табл. 3.7 при твердости НВ и консольном расположении зубчатых колес относительно опор По табл. 3.8 Таким образом, коэффициент - коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев у шестерни у колеса =3,70 и 3,60
Допускаемое напряжение: По табл. 3.9 для стали 45 улучшенной при твердости НВ 350 Для шестерни МПа; для колеса МПа - коэффициент безопасности, где (табл. 3.9), (для поковок и штамповок). Следовательно, . Допускаемые напряжения: для шестерни МПа
для колеса МПа Находим отношения : для шестерни МПа для колеса МПа Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше. Определяем коэффициенты и : =1
для средних значений коэффициента торцового перекрытия и 8-й степени точности = . Проверяем прочность зуба колеса:
МПа МПа. Условие прочности выполнено.
3. Расчёт закрытой конической передачи
Принимаем материалы для шестерни сталь 40X улучшенную с твердостью HB 270 и для колеса сталь 40X улучшенную с твердостью HB 245. Допускаемые контактные напряжения:
При длительной эксплуатации коэффициент долговечности ; Коэффициент безопасности : Коэффициент при консольном расположении шестерни
По табл. 3.2 предел контактной выносливости при базовом числе циклов: Мпа Тогда допускаемые контактные напряжения
для шестерни: МПа
для колеса: МПа
Для криволинейных колес расчетное принимаем расчетное допускаемое контактное напряжение: 0,45 = 0,45 МПа
Передаточное число редуктора выбирает из стандартного ряда: = 3,15
Вращающие моменты: на валу шестерни = = = 18· Н·мм на валу колеса = =18·3,15·0,97·0,99 2 = 54· Н·мм
Коэффициент ширины венца по отношению к внешнему консольному расстоянию (рекомендация ГОСТ 12289-76). Тогда внешний делительный диаметр колеса: мм
где для колес с круговыми зубьями Принимаем по ГОСТ 12289-76 ближайшее стандартное значение = 160 мм (49 стр.) Примем число зубьев шестерни = 25; Число зубьев колеса: = 25
Примем ; Тогда
Отклонение от заданного , что допускается по ГОСТ 12289-76.
Внешний окружной модуль: мм; Оставим значение мм. Углы делительных конусов:
Внешнее конусное расстояние Re и ширина венца b: мм;
мм; Внешний делительный диаметр шестерни: мм;
Средний делителҗный диаметр шестерни: мм; Средний окружной и средний нормальный модуль зубьев: мм; мм; Здесь принят средний угол наклона зуба Коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру
Средняя окружная скорость и степень точности передачи:
м/с
Принимаем 7-ю степень точности, назначаемую обычно для конических передач. Коэффициент нагрузки для проверки контактных напряжений: По табл. 3.5 По табл. 3.4 По табл. 3.6 Проверка контактных напряжений: МПа
Окружная сила:
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба: Здесь коэффициент нагрузки По табл. 3.7 По табл. 3.8 Таким образом, коэффициент - коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев
для шестерни =
При этом =3,66 и 3,60 (стр 42) Коэффициент учитывает повышение прочности криволинейных зубьев по сравнению с прямолинейными Коэффициент учитывает распределение нагрузки между зубьями. По аналогии с косозубыми колесами принимаем:
где коэффициент торцового перекрытия (стр.53) и n=7 - степень точности передачи.
Допускаемое напряжение: По табл. 3.9 для стали 40X улучшенной при твердости НВ 350 предел выносливости при отнулевом цикле изгиба . Для шестерни МПа; для колеса МПа - коэффициент безопасности, где (табл. 3.9), (для поковок и штамповок). Следовательно, . Допускаемые напряжения и отношения : для шестерни МПа = МПа; для колеса МПа = МПа
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Проверяем прочность зуба колеса:
МПа МПа. Условие прочности выполнено.
Силы, действующие в зацеплении
окружная радиальная для шестерни, равная осевой для колеса
осевая для шестерни, равная радиальной для колеса:
4. Предварительный расчёт валов редуктора и выбор подшипниковРасчет выполняем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.Крутящие моменты в поперечных сечениях валов: ведущего Н·мм ведомого Н·мм
Ведущий вал:
Диаметр выходного конца при допускаемым напряжениям МПа мм.
Чтобы ведущий вал редуктора можно было соединить с помощью МУВП с валом электродвигателя мм, принимаем мм, Примем Диаметр под подшипниками примем мм;
Ведомый вал:
Диаметр выходного конца вала определяем при меньшем МПа, чем учитываем влияние изгиба от натяжения цепи: мм. Примем мм; диаметр под подшипниками мм; под зубчатым колесом мм. Диаметры остальных участков валов назначают исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.
Для ведущего вала назначаем шариковые радиально-упорные однорядные подшипники 46206 (d=30; D=62; B=16; r=1,5; r1=0,5).
Для ведомого вала назначаем роликовые радиально-упорные подшипники 7306 (d=30; D=72; B=19;Т=20,75; r=2,0; r1=0,8).
Первый этап служит для приближенного определения положения зубчатого колеса и шестерни относительно опор для последующего определения опорных реакций и подбора подшипников.
Компоновочный чертеж выполняется в 2-х проекциях – разрез по оси чертежа и вид сбоку. Примерно посередине листа параллельно его длинной стороне проводим осевую линию, вторую осевую перпендикулярно первой. Вычерчиваем упрощенно шестерню и колесо в виде прямоугольников; шестерня выполнена заодно с валом; длина ступицы колеса равна ширине венца и не выступает за пределы прямоугольника. Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса, принимая зазор между стенкой и шестерней и между стенкой и ступицей колеса 10мм. Вычерчиваем подшипники ведущего вала. Так же симметрично располагаем подшипники ведомого вала. В связи с тем, что в зацеплении возникают значительные осевые усилия, примем радиально-упорные подшипники. При установке радиально-упорных подшипников необходимо учитывать, что радиальные реакции считают приложенными к валу в точках пересечения нормалей, проведенных к серединам контактных площадок. Для ведущего вала назначаем шариковые радиально-упорные однорядные подшипники 46206 (d=30; D=62; B=16; r=1,5; r1=0,5). Для ведомого вала назначаем роликовые радиально-упорные подшипники
7306 (d=30; D=72; B=19;Т=20,75; r=2,0; r1=0,8).
изгибающих и крутящих моментов
Сила, действующая на вал от муфты. FM = 176 Нм; Силы, действующие в зацеплении: Ft = 837 Н; Fr = 291 Η и Fa=91 Н.
Ведущий вал: Из первого этапа компоновки l1 = 56мм, l2=107 мм, l3=26 мм.
Вертикальная плоскость: а)Определение опорных реакций: ; Fr *133 - Ry2 *107 – Fa* d1/2 = 0 Ry2 = (Fr *133 - Fa* d1/2) / 107 =(291*133 - 91*24 / 2) /107 =352 Н = 0; -Ry1*107 + Fr *26– Fa* d1/2 =0 Ry1 = (Fr *26– Fa* d1/2) / 107 = (291*26 – 91*24 / 2) / 107 =60 Н Проверка: - Ry1 + Fr – Ry2 = 0 условие выполнено. б) построение эпюры изгибающих моментов: I участок: 0 ≤ y1 ≤ 0,107 Mx1 = - Ry1* y1 при y1=0; My1=0; при y1=0,107; My1= - 60*0,107 = -6,42 H м II участок: 0,107 ≤ y2 ≤ 0,133 My2 = -Ry1* y2+ Ry2* (y2-0,107) при y2 = 0,107; My2 =-6,42 H м; при y2=0,133; My3= - 60 *0,133+352*0,026 = 1,1 H м
Горизонтальная плоскость
а)Определение опорных реакций: ; Ft *133 – Rx2 *107 – FM*56 = 0 Rx2 = (Ft *133 – FM*56) / 107 = (837*133 - 176*56) /107 =948Н = 0; Rx1*107 + Ft *26– FM*163=0 Rx1 = (-Ft *26 + FM*163) / 107 = (-837*26+176*163) / 107 =65 Н Проверка: Rx1 - Ft + Rx2 - FМ = 0 условие выполнено.
б) построение эпюры изгибающих моментов: I участок: 0 ≤ x1 ≤ 0,056 Mx1 = - FM * x1 при х1=0; Mх1=0; при х1=0,056; Mх1=176*0,056 =9,9 H м II участок: Mх2= - FM ·x2+ Rx1 (x2-0,056) при х2=0,056; Mх2 =9,9 H м при х2=0,163; Mх2 =-28,7 +7 =-21,7 H м III участок: 0 ≤ x3 ≤ 0,026 Mx3 = -Ft * x3 при х3 = 0; Mх3 =0; при х3=0,026; Mх3=-837*0,026 =-21,7 H м Вращающий момент на ведущем валу T1=18 Н м
Суммарные реакции
Намечаем шариковые радиально-упорные подшипники 36206; С=32,6кН; С0=18,3кН = ePr2 = 0,34·1011 = 344 Η; S1 =ePr1 =0,34·88 = 30 Η; здесь для подшипников 206 параметр осевого нагружения e= 0,34. Осевые нагрузки подшипников. В нашем случае S1<S2; Fa < S2-S1; тогда Ра1 = S2-Fa = 253 Η; Ρα2 = S2=344 Η. Рассмотрим левый подшипник. Отношение Pa1/Pr1=253/88=2,88>е, поэтому при подсчете эквивалентной нагрузки осевые силы учитываем.
Pэ=(XVPr1+YPa)KбKt для заданных условий V= Кб = КТ = 1; X=0,414; Y=0,85 Pэ=(0,414*88+0,85*91 ) = 114 H
Расчетная долговечность, млн. об.
Расчетная долговечность
где n = 949 об/мин — частота вращения ведущего вала. Найденная долговечность приемлема.
Ведомый вал: Нагрузка на вал от открытой зубчатой передачи передачи Fr от= 405 Η и Ft от = 1115 Н Из первого этапа компоновки l1 = 96мм, l2=40 мм, l3=102 мм.
Горизонтальная плоскость: а)Определение опорных реакций: ; - Ft *96 + Rx4 *136 + Ft от *238 = 0 Rx4 = (Ft *96 - Ft*238) / 136 = (837*96 - 1115*238) /136 =-1360 Н поменяем направление реакции на противоположное. = 0; - Rx3*136 + Ft от *102+ Ft*40=0 Rx3 = (Ft *40 + Ft от*102) / 136 = (837*40 + 1115*102) / 136 =1082 Н
Проверка: Rx3 - Ft от - Rx4 + Ft = 0, условие выполнено. б) построение эпюры изгибающих моментов: I участок: 0 ≤ x1 ≤ 0,096
Mx1 = - Rx3 * x1 при х1=0; Mх1=0; при х1=0,096; Mх1= - 1082*0,096 = - 103 H м II участок: Mх2= - Rx3 * x2+ Ft (x2-0,096) при х2=0,096; Mх2 = - 103 H м при х2=0,136; Mх2 = -147+33 =-114 H м
III участок: 0 ≤ x3 ≤ 0,102 Mx3 = - Ft от * x3 при х3 = 0; Mх3 =0; при х3=0,102; Mх3= - 114 H м Вертикальная плоскость: а)Определение опорных реакций: ; Fr от*238 – Fr *96+ Fa* d2/2 - Ry4 *136 = 0 Ry4 = (Fr от *238 - Fr *96+ Fa* d2/2) / 136 =(405*238 -291*96+ 91* 160/ 2) /136 = = 557 Н; = 0; Fr от*102- Ry3*136 + Fr *40+ Fa* d2/2 =0 Ry3 = (Fr от*102+ Fr *40+Fa* d2/2) / 136 = (405*102+291*40+91*160 / 2) / 136 = 443 Н Проверка: -Fr от - Ry3 + Fr + Ry4 = 0, условие выполнено. б) построение эпюры изгибающих моментов: I участок: 0 ≤ у1 ≤ 0,096 Mx1 = - Ry3 * y1 при y1=0; My1=0;
при y1=0,096; My1= - 443*0,096 = - 42,5 H м II участок: 0,096 ≤ у2 ≤ 0,136 My2 = - Ry3 * y2+ Fr*(y2-0,096) + Fa* d2/2
при y2 = 0,096; My2 = -42,5+7,3=-35,2; при y2=0,136; My3= -60+11,6+7,3 = -41,2 H м III участок: 0 ≤ y3 ≤ 0,102 My3 = -Fr от * y3 при y3 = 0; My3 =0; при y3=0,102; My3= - 405 *0,102 = -41,2 H м
Вращающий момент на ведомом валу T2=54 Н м
Суммарные реакции:
Намечаем роликовые радиально-упорные подшипники 7306; С=43; С0=29,5. Осевые составляющие радиальных реакций шариково радиально упорных подшипников по формуле
здесь для подшипников 306 параметр осевого нагружения e= 0,34. Осевые нагрузки подшипников. В нашем случае S3<S4; Fa>0; S4-S3; тогда Ра3 = S4-Fa = 324 Η; Ρα4 = S4=330 Η. Рассмотрим левый подшипник. Похожие статьи:
|
|