О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФИМ / ТНГМ / Курсовой проект по деталям машин

(автор - student, добавлено - 26-06-2013, 17:17)

 

СКАЧАТЬ: poyasnitelnaya-zapiska.zip [1 Mb] (cкачиваний: 63)


Введение.

   Инженер-конструктор является творцом новой техники, и уровнем его творческой работы в большей степени определяются темпы научно-технического прогресса. Деятельность конструктора принадлежит к числу наиболее сложных проявлений человеческого разума. Решающая роль успеха при создании новой техники определяется тем, что заложено на чертеже конструктора. С развитием науки и техники проблемные вопросы решаются с учетом все возрастающего числа факторов, базирующихся на данных различных наук. При выполнении проекта используются математические модели, базирующиеся на теоретических и экспериментальных исследованиях, относящихся к объемной и контактной прочности, материаловедению, теплотехнике, гидравлике, теории упругости, строительной механике. Широко используются сведения из курсов сопротивления материалов, теоретической механики, машиностроительного черчения и т. д. Все это способствует развитию самостоятельности и творческого подхода к поставленным проблемам. При выборе типа редуктора для привода рабочего органа (устройства) необходимо учитывать множество факторов, важнейшими из которых являются: значение и характер изменения нагрузки, требуемая долговечность, надежность, КПД, масса и габаритные размеры, требования к уровню шума, стоимость изделия, эксплуатационные расходы. Из всех видов передач зубчатые передачи имеют наименьшие габариты, массу, стоимость и потери на трение. Коэффициент потерь одной зубчатой пары при тщательном выполнении и надлежащей смазке не превышает обычно 0,01. Зубчатые передачи в сравнении с другими механическими передачами обладают большой надежностью в работе, постоянством передаточного отношения из-за отсутствия проскальзывания, возможностью применения в широком диапазоне скоростей и передаточных отношений. Эти свойства обеспечили большое распространение зубчатых передач; они применяются для мощностей, начиная от ничтожно малых (в приборах) до измеряемых десятками тысяч киловатт.

                                                                                                                                 


К недостаткам зубчатых передач могут быть отнесены требования высокой точности изготовления и шум при работе со значительными скоростями. Косозубые колеса применяют для ответственных передач при средних и высоких скоростях. Объем их применения - свыше 30% объема применения всех цилиндрических колес в машинах; и этот процент непрерывно возрастает. Косозубые колеса с твердыми поверхностями зубьев  требуют повышенной защиты от загрязнений во избежание неравномерного износа по длине контактных линий и опасности выкрашивания. Одной из целей выполненного проекта является развитие инженерного мышления, в том числе умение использовать предшествующий опыт, моделировать используя аналоги. Для курсового проекта предпочтительны объекты, которые не только хорошо распространены и имеют большое практическое значение, но и не подвержены в обозримом будущем моральному старению. Существуют различные типы механических передач: цилиндрические и конические, с прямыми зубьями и косозубые, гипоидные, червячные, глобоидные, одно- и многопоточные и т. д. Это рождает вопрос о выборе наиболее рационального варианта передачи. При выборе типа передачи руководствуются показателями, среди которых основными являются КПД, габаритные размеры, масса, плавность работы и вибронагруженность, технологические требования, предпочитаемое количество изделий. При выборе типов передач, вида зацепления, механических характеристик материалов необходимо учитывать, что затраты на материалы составляют значительную часть стоимости изделия: в редукторах общего назначения - 85%, в дорожных машинах - 75%, в автомобилях - 10% и т.д. Поиск путей снижения массы проектируемых объектов является важнейшей предпосылкой дальнейшего прогресса, необходимым условием сбережения природных ресурсов. Большая часть вырабатываемой в настоящее время энергии приходится на механические передачи, поэтому их КПД в известной степени определяет эксплуатационные расходы. Наиболее полно требования снижения массы и габаритных размеров удовлетворяет привод с использованием электродвигателя и редуктора с внешним зацеплением.

   

 

 

1.  

Выбор электродвигателя и кинематический расчёт 

 

 

По табл. примем следующие значения КПД:

- для закрытой конической передачи:  = 0,97

- для открытой зубчатой передачи:  = 0,96

-коэффициент, учитывающий потери на трение в опорах трех валов: = 0,99 3

 

Общее КПД привода:

  = = 0,96 ·0,97 ·0,99 3 = 0,90

 

Требуемая мощность электродвигателя:

кВт

В таблице П1 по требуемой мощности выбираем электродвигатель 4А100L6У3, с синхронной частотой вращения  = 1000 об/мин, с параметрами: = 2,2 кВт,  = 5,1 %

Находим диаметр: D=  мм.

 

Угловая скорость конвейера на выходном валу рабочей машины:

 рад/с

Частота вращения конвейера:

об/мин

Номинальная частота вращения с учётом скольжения

  об/мин

Угловая скорость электродвигателя:

 рад/с.

Передаточное отношение редуктора выбирает из стандартного ряда:

= 3,15

Общее передаточное отношение:

=  =  = 16,8

 

 

 

 

Определяем передаточное число открытой передачи:

=  = 5,3

 

Рассчитанные частоты и угловые скорости вращения валов сведены ниже в таблицу:

 

Вал двигателя

= = 949 об/мин

 = 99,3 рад/c

Быстроходный вал

 =  =  = 301 об/мин

=  =  = 31,5 рад/c

Тихоходный вал

56,3 об/мин

= 5,9 рад/c

 

 

 

Вращающие моменты:

на валу конической шестерни  =  =  = 18 Н·м

на валу зубчатого колеса = =18·3,15·0,97·0,99 2 = 54 Н·м

= =54·5,3·0,96·0,99= 272  Н·м

 

Передаточные числа и КПД передач

 

Передачи

Передаточное число

КПД

1-я открытая зубчатая передача

5,3

0,96

2-я закрытая коническая передача

3,15

0,97

       

 

 

 

2.      Расчёт открытой зубчатой передачи

 

 

 

        Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками (табл. 3.3): для шестерни сталь 45, термическая обработка – улучшение,  твердость HB 230; дляколеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, но твердость на 30 единиц ниже - HB 200.

 

Допускаемые контактные напряжения:

 

 

Предел контактной выносливости при базовом числе циклов (табл. 3.2):

 

2HB+70

Коэффициент долговечности:

Коэффициент безопасности:

 

 

Для прямозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение находим:

0,45

 

 

для шестерни  МПа

 

для колеса  МПа

 Тогда расчетное допускаемое контактное напряңение:

 

0,45 МПа

Требуемое условие ≤ 1,23 выполнено.

410 ≤ 1,23

Принимаем коэффициент (табл. 3.1)

Принимаем для прямозубых колес коэффициент ширины венөа по меңосевому расстоянию

Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев:  

Для прямозубых колес , а передаточное число редуктора U=3,15

мм

Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 мм

Нормальный модуль зацепления:  мм

Принимаем по ГОСТ 9563-    мм

Определим число зубьев шестерни и колеса:

Принимаем ; тогда

Уточненное значение угла наклона зубьев:

 

 

 

Основные размеры шестерни и колеса:

Диаметры делительные мм

мм

Проверка: мм

 

 

Диаметры вершин зубьев:

мм

мм

Ширина колеса: мм

Ширина шестерни: мм

Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:

 

Окружная скорость колес и степень точности передачи:

м/с

При такой скорости для прямозубых колес следует принять 8-ю степень точности.

Коэффициент нагрузки:

Из табл. 3.5 при  твердости НВ 350 и консольным расположении зубчатых колес относительно опор

По табл. 3.4 при м/с и 8-й степени точности  

По табл. 3.6 для прямозубых колес при  м/с имеем  . Таким образом

Проверка контактных напряжений:  МПа

 

Силы, действующие в зацеплении

окружная

радиальная  

Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба:

Здесь коэффициент нагрузки  По табл. 3.7 при  твердости НВ  и консольном расположении зубчатых колес относительно опор  По табл. 3.8 Таким образом, коэффициент   - коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев

у шестерни

у колеса

=3,70 и 3,60

 

 

 

Допускаемое напряжение:

По табл. 3.9 для стали 45 улучшенной при твердости НВ 350

Для шестерни МПа; для колеса  МПа

- коэффициент безопасности, где (табл. 3.9), (для поковок и штамповок). Следовательно, .

Допускаемые напряжения:

для шестерни МПа

 

 

для колеса МПа

Находим отношения :

для шестерни  МПа

для колеса МПа

Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.

Определяем коэффициенты  и :

=1

 

для средних значений коэффициента торцового перекрытия  и 8-й степени точности = .

Проверяем прочность зуба колеса:

 

МПа  МПа.

Условие прочности выполнено.

 

 

 

3.      Расчёт закрытой конической передачи

 

 

         Принимаем материалы для шестерни сталь 40X улучшенную с твердостью HB 270 и для колеса сталь 40X улучшенную с твердостью HB 245.  

                              Допускаемые контактные напряжения:

 

 

 

При длительной эксплуатации коэффициент долговечности ;

Коэффициент безопасности :

Коэффициент  при консольном расположении шестерни

 

По табл. 3.2 предел контактной выносливости при базовом числе циклов:

 Мпа

Тогда допускаемые контактные напряжения

 

для шестерни:    МПа

 

для колеса:  МПа

 

 

Для криволинейных колес расчетное принимаем расчетное допускаемое контактное напряжение:

0,45 = 0,45 МПа

 

 

 

 

Передаточное число редуктора выбирает из стандартного ряда:  = 3,15

 

Вращающие моменты:

на валу шестерни  =  =  = 18·   Н·мм

на валу колеса = =18·3,15·0,97·0,99 2 = 54·  Н·мм

 

Коэффициент ширины венца по отношению к внешнему консольному расстоянию (рекомендация ГОСТ 12289-76).

Тогда внешний делительный диаметр колеса:

мм

 

где для колес с круговыми зубьями

Принимаем по ГОСТ 12289-76 ближайшее стандартное значение = 160 мм (49 стр.)

Примем число зубьев шестерни = 25; Число зубьев колеса: = 25

 

 

Примем ; Тогда

 

Отклонение от заданного  , что допускается по ГОСТ 12289-76.

 

Внешний окружной модуль:  мм; Оставим значение мм.

Углы делительных конусов:

 

 

 

Внешнее конусное расстояние Re и ширина венца b:

мм;

 

 

 

мм;

Внешний делительный диаметр шестерни:

мм;

 

 

 

Средний делителҗный диаметр шестерни:

мм;

Средний окружной и средний нормальный модуль зубьев:

мм;

мм;

Здесь принят средний угол наклона зуба

Коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру

 

Средняя окружная скорость и степень точности передачи:

 

м/с

 

Принимаем 7-ю степень точности, назначаемую обычно для конических передач.

Коэффициент нагрузки для проверки контактных напряжений:

По табл. 3.5   

По табл. 3.4     

По табл. 3.6   

Проверка контактных напряжений:  МПа

 

Окружная сила:  

 

Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба:

Здесь коэффициент нагрузки  По табл. 3.7  По табл. 3.8 Таким образом, коэффициент   - коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев

 

 

для шестерни =


 
для колеса 

 

 

 

 При этом =3,66 и 3,60 (стр 42)

Коэффициент  учитывает повышение прочности криволинейных зубьев по сравнению с прямолинейными

Коэффициент  учитывает распределение нагрузки между зубьями. По аналогии с косозубыми колесами принимаем:

 

 

где коэффициент торцового перекрытия (стр.53) и n=7 - степень точности передачи.

 

 

 

Допускаемое напряжение:

По табл. 3.9 для стали 40X улучшенной при твердости НВ 350 предел выносливости при отнулевом цикле изгиба .

Для шестерни МПа; для колеса  МПа

- коэффициент безопасности, где (табл. 3.9), (для поковок и штамповок). Следовательно, .

Допускаемые напряжения и отношения  :

для шестерни МПа                                       

= МПа;

для колеса МПа

= МПа

 

Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.

 

Проверяем прочность зуба колеса:

 

МПа  МПа.

Условие прочности выполнено.

 

 

 

 

 

 

Силы, действующие в зацеплении

 

 

окружная

радиальная  для шестерни, равная осевой для колеса

 

 

осевая для шестерни, равная радиальной для колеса:

 

 

4.      Предварительный расчёт валов редуктора и выбор подшипников

Расчет выполняем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.

Крутящие моменты в поперечных сечениях валов:

ведущего  Н·мм

ведомого  Н·мм

 

 

Ведущий вал: 

 

 

Диаметр выходного конца при допускаемым напряжениям МПа

 мм.

 

Чтобы ведущий вал редуктора можно было соединить с помощью МУВП с валом электродвигателя мм, принимаем мм, Примем  Диаметр под подшипниками примем мм;

 

 

Ведомый вал:

 

 

 

 

Диаметр выходного конца вала  определяем при меньшем МПа, чем учитываем влияние изгиба от натяжения цепи:

мм.

Примем мм; диаметр под подшипниками мм; под зубчатым колесом

мм.

Диаметры остальных участков валов назначают исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.

 

 

Для ведущего вала назначаем шариковые радиально-упорные однорядные подшипники 46206 (d=30; D=62; B=16; r=1,5; r1=0,5).

 

Для ведомого вала назначаем роликовые радиально-упорные подшипники 7306 (d=30; D=72; B=19;Т=20,75; r=2,0; r1=0,8).

 

  1. 5.      Первый этап компоновки редуктора 

Первый этап служит для приближенного определения положения зубчатого колеса и шестерни относительно опор для последующего определения опорных реакций и подбора подшипников.

 

 

Компоновочный чертеж выполняется в 2-х проекциях –  разрез по оси чертежа и вид сбоку.

Примерно посередине листа параллельно его длинной стороне проводим осевую линию, вторую осевую перпендикулярно первой.

Вычерчиваем упрощенно шестерню и колесо в виде прямоугольников; шестерня выполнена заодно с валом; длина ступицы колеса равна ширине венца и не выступает за пределы прямоугольника.

 Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса, принимая зазор между стенкой и шестерней и между стенкой и ступицей колеса 10мм.

 Вычерчиваем подшипники ведущего вала. Так же симметрично располагаем подшипники ведомого вала. В связи с тем, что в зацеплении возникают значительные осевые усилия, примем радиально-упорные подшипники.

           При установке радиально-упорных подшипников необхо­димо учитывать, что радиальные реакции считают приложен­ными к валу в точках пересечения нормалей, проведенных к серединам контактных площадок.

          Для ведущего вала назначаем шариковые радиально-упорные однорядные подшипники 46206 (d=30; D=62; B=16; r=1,5; r1=0,5).

          Для ведомого вала назначаем роликовые радиально-упорные подшипники

 

7306 (d=30; D=72; B=19;Т=20,75; r=2,0; r1=0,8).

 

 

 

 

  1. 6.    Проверка долговечности подшипников и построение эпюр

изгибающих и крутящих моментов  

 

     Сила, действующая на вал от муфты.

FM = 176 Нм; 

Силы, действующие в зацеплении:

Ft = 837 Н; Fr = 291 Η и Fa=91 Н.

 

Ведущий вал:

Из первого этапа компоновки l1 = 56мм, l2=107 мм, l3=26 мм.

 

Вертикальная плоскость:

а)Определение опорных реакций:

Fr *133 - Ry2 *107 – Fa* d1/2 = 0

Ry2   = (Fr *133 - Fa* d1/2) / 107  =(291*133 - 91*24 / 2) /107 =352 Н

 = 0;

-Ry1*107 + Fr *26– Fa* d1/2 =0

Ry1  =  (Fr *26– Fa* d1/2) / 107 = (291*26 – 91*24 / 2) / 107 =60 Н

Проверка:  - Ry1 + Fr – Ry2 = 0 условие выполнено.

б) построение эпюры изгибающих моментов:

I участок: 0 ≤ y1 ≤ 0,107

Mx1 = - Ry1* y1

при y1=0; My1=0;

при y1=0,107; My1= - 60*0,107 = -6,42 H м

II участок: 0,107 ≤ y2 ≤ 0,133

My2 = -Ry1* y2+ Ry2* (y2-0,107)

при y2 = 0,107; My2 =-6,42 H м;

при y2=0,133; My3= - 60 *0,133+352*0,026  = 1,1 H м

  

 

Горизонтальная плоскость

 

а)Определение опорных реакций:

Ft *133 – Rx2 *107 – FM*56 = 0

Rx2  =  (Ft *133 – FM*56) / 107 = (837*133 - 176*56) /107 =948Н

 = 0;

Rx1*107 + Ft *26– FM*163=0

Rx=  (-Ft *26 + FM*163) / 107 = (-837*26+176*163) / 107 =65 Н

Проверка: Rx1 - Ft + Rx2 - FМ = 0 условие выполнено.

 

б) построение эпюры изгибающих моментов:

I участок: 0 ≤ x1 ≤ 0,056

Mx1 = - FM * x1

при х1=0; Mх1=0;

при х1=0,056; Mх1=176*0,056 =9,9 H м

II участок:  

Mх2= - FM ·x2+ Rx1 (x2-0,056)

при х2=0,056; Mх2 =9,9 H м

при х2=0,163; Mх2 =-28,7 +7 =-21,7 H м

III участок: 0 ≤ x3 ≤ 0,026

Mx3 = -Ft * x3

при х3 = 0; Mх3 =0;

при х3=0,026; Mх3=-837*0,026  =-21,7 H м

Вращающий момент на ведущем валу T1=18 Н м

 

 Суммарные реакции

 

Намечаем шариковые радиально-упорные подшипники 36206; С=32,6кН; С0=18,3кН

= ePr2 = 0,34·1011 = 344 Η;

S1 =ePr1 =0,34·88 = 30 Η;

здесь для подшипников 206 параметр осевого нагружения e= 0,34.

Осевые нагрузки подшипников. В нашем случае S1<S2; Fa < S2-S1; тогда Ра1 =

S2-Fa = 253 Η; Ρα2 = S2=344 Η.

Рассмотрим левый подшипник.          

Отношение Pa1/Pr1=253/88=2,88>е, поэтому  при подсчете эквивалентной нагрузки осевые силы учитываем.

 

Pэ=(XVPr1+YPa)KбKt

для заданных условий V= Кб = КТ = 1;

X=0,414; Y=0,85

Pэ=(0,414*88+0,85*91 ) = 114 H

 

Расчетная долговечность, млн. об.

 

Расчетная долговечность

 

где n = 949 об/мин — частота вращения ведущего вала.

Найденная долговечность приемлема.

 

Ведомый вал:

Нагрузка на вал от открытой зубчатой передачи передачи Fr от= 405 Η и Ft от = 1115 Н

Из первого этапа компоновки l1 = 96мм, l2=40 мм, l3=102 мм.

 

Горизонтальная плоскость:

а)Определение опорных реакций:

- Ft  *96 + Rx4 *136 + Ft от *238 = 0

Rx=  (Ft  *96 - Ft*238) / 136 = (837*96 - 1115*238) /136 =-1360 Н поменяем направление реакции на противоположное.

 = 0;

- Rx3*136 + Ft от *102+ Ft*40=0

Rx=  (Ft *40 + Ft от*102) / 136 = (837*40 + 1115*102) / 136 =1082 Н

 

 

 

Проверка: Rx3 - Ft от - Rx4 + Ft = 0, условие выполнено.

б) построение эпюры изгибающих моментов:

I участок: 0 ≤ x1 ≤ 0,096

 

25

 

ДМ и ОК КР 02.01 ПЗ

Mx1 = - Rx3 * x1

при х1=0; Mх1=0;

при х1=0,096; Mх1= - 1082*0,096 = - 103 H м

II участок:  

Mх2= - Rx3 * x2+ Ft (x2-0,096)

при х2=0,096; Mх2 = - 103 H м

при х2=0,136; Mх2 = -147+33 =-114 H м

 

III участок: 0 ≤ x3 ≤ 0,102

Mx3 = - Ft от * x3

при х3 = 0; Mх3 =0;

при х3=0,102; Mх3= - 114 H м

Вертикальная плоскость:

а)Определение опорных реакций:

Fот*238 – Fr *96+ Fa* d2/2 - Ry4 *136 = 0

Ry4   = (Fr от *238 - Fr *96+ Fa* d2/2) / 136  =(405*238 -291*96+ 91* 160/ 2) /136 =

= 557 Н;

 = 0;

 Fr от*102- Ry3*136 + Fr *40+ Fa* d2/2 =0

Ry=  (Fr от*102+ Fr *40+Fa* d2/2) / 136 = (405*102+291*40+91*160 / 2) / 136 = 443 Н

Проверка:  -Fr от - Ry3 + Fr + Ry4 = 0, условие выполнено.

б) построение эпюры изгибающих моментов:

I участок: 0 ≤ у1 ≤ 0,096

Mx1 = - Ry3 * y1

при y1=0; My1=0;

 

 

 

при y1=0,096; My1= - 443*0,096 = - 42,5 H м

II участок: 0,096 ≤  у2 ≤ 0,136

My2 = - Ry3 * y2+ Fr*(y2-0,096) + Fa* d2/2

 

при y2 = 0,096;  My2 = -42,5+7,3=-35,2;

при y2=0,136;  My3= -60+11,6+7,3  = -41,2  H м

III участок: 0 ≤ y3 ≤ 0,102

My3 = -Fr от * y3

при y3 = 0; My3 =0;

при y3=0,102; My3= - 405 *0,102  = -41,2 H м

 

Вращающий момент на ведомом валу T2=54 Н м

 

Суммарные реакции:

 

Намечаем роликовые радиально-упорные подшипники 7306; С=43; С0=29,5.

Осевые составляющие радиальных реакций шариково радиально упорных подшипников по формуле 

 

здесь для подшипников 306 параметр осевого нагружения e= 0,34.

Осевые нагрузки подшипников. В нашем случае S3<S4; Fa>0; S4-S3; тогда Ра3 =

S4-Fa = 324 Η; Ρα4 = S4=330 Η.

Рассмотрим левый подшипник.                                          


Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!