ФИМ / ТНГМ / ОТЧЕТ по учебно-ознакомительной практике Управление «Татнефтегазпереработка» ОАО «Татнефть»
(автор - student, добавлено - 12-10-2013, 20:32)
СКАЧАТЬ:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Альметьевский Государственный Нефтяной Институт
Кафедра : « Транспорт и хранение нефти и газа»
ОТЧЕТ по учебно-ознакомительной практике
Студента :
Альметьевск
Содержание
1.Введение……………………………………………………………3 2. История применения газа…………………………………………4 Исходное сырье и продукты переработки газов…………………..5 Организационная структура ЭПУ «Альметьевскгаз»……………7 1. Аварийно-диспетчерская служба (АДС)………………………...8 2. Служба подземных газопроводов…………………………………9 3.Служба промышленных предприятий и ГРП………………….10 4.Служба режимов газоснабжения……………………………….11 Системы газоснабжения городов………………………………….12 Безопасность труда в газовом хозяйстве………………….14 Классификация магистральных газопроводов………………………15 Основные объекты и сооружения магистрального газопровода…..16 Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов……………….20 Нефтегазодобывающее управление « Елховнефть»………….....24 Ромашкинское районное нефтепроводное управление НПС «Калейкино»………………………………….27 6. Заключение………………………………………………………..30 7. Список используемой литературы……………………………31
Управление «Татнефтегазпереработка» ОАО «Татнефть» М посетили УТНГП, которое занимается добычей попутного нефтяного газа, его переработкой и реализацией в виде широкой фракции легких углеводородов. Открытое акционерное общество «Минибаевский газоперерабатывающий завод» было созданно в 1994 году в порядке преобразования государственного предприятия. Оно является важнейшим связующим звеном в едином промышленном нефтедобывающем и нефтехимическом комплексе РТ и РФ. Производственная структура завода включает в себя 2 основных цеха по эксплуатации технологических установок компримирования, очистки и осушки нефтяного газа, сероочистки, низкотемпературной конденсации и ректификации, газофракционирования. Вспомогательные производства включают в себя 12 цехов и участков: пароснабжения, водоснабжения, цех КИП и электроцех, автотранспортный цех, центральную заводскую лабораторию, цех по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, участок по производству и реализации кислорода и газонефтепродуктов, газоспасательную службу и другие подразделения. Общая схема газоперерабатывающего завода Задача газопереработки состоит в удалении из природного и попутного нефтяного газов, получаемых с месторождений, посторонних примесей, кислых компонентов, влаги и в последующем извлечении из этого газа «полезных» углеводородов. Поэтому, чтобы представлять, какая газоперерабатывающая установка нужна, и из каких основных блоков она должна состоять, необходимо знать состав исходного газа. Присутствие твердых частиц в газе приводит к быстрому износу соприкасающихся с газом деталей компрессоров. Твердые частицы засоряют и портят арматуру газопровода и контрольно-измерительные приборы; скапливаясь на отдельных участках газопровода, они сужают его поперечное сечение. Жидкие частицы, оседая в пониженных участках трубопровода, также вызывают уменьшение площади его поперечного сечения. Они, кроме того, оказывают коррозирующее действие на трубопровод, арматуру и приборы. Сероводород - весьма вредная примесь. В количествах, больше чем 0,01 мг на 1л воздуха рабочей зоны, он ядовит. При промышленном использовании газа содержащийся в нем сероводород отрицательно сказывается на качестве выпускаемой продукции. В присутствии влаги сероводород вызывает сильную коррозию металлов. История применения газа Природный газ стал известен человеку очень давно. В предгорьях Малого Кавказа за 6000 лет до н.э. горели «вечные огни». Это были случайно воспламеняющиеся (от молнии или костра, например) выходы газа на поверхность. Необъяснимым в те времена явлениям, когда над землей, либо над водой казалось бы из ничего возникало пламя, естественно приписывалось божественное происхождение. Еще большое впечатление производили на людей залповые выбросы воспламенившегося газа из грязевых «вулканов». О том, что они собой представляли можно судить по наблюдениям наших дней. За 200 лет до н.э. в Китае были пробиты первые бамбуковые скважины для добычи газа, который применялся для освещения, отопления и выверки соли. Факелы горящих газов на Апшеронском полуострове и в Дагестане на побережье Каспийского моря в начале нашей эры служили маяки для моряков. В 14 веке на Апшеронском полуострове газ использовался для отопления, освещения, приготовления пищи и обжига извести. В конце 18 века был изобретен способ получения искусственного газа из каменного угля. Англичанин В. Мэрдок применил полученный газ для освещения собственного дома и машиностроительного завода в Бирмингеме, а затем предложил этот новый вид топлива для освещения Лондона. Первый завод по производству светильного газа в России был построен в 1835 году в Петербурге. К концу прошлого века такие заводы были построены почти во всех крупных городах страны. Они давали свет улицам, фабрикам, театрам, жилым домам. Широкое применение природного газа в России и в мире началось лишь в 50-х годах 20 века. В период с 1950 по 1970 гг. добыча газа в мире возросла с 192 млрд. кубометров до 1 трлн. кубометров, т.е. в 5 раз. Ныне она составляет около 2 трлн. Кубометров. Исходное сырье и продукты переработки газов Сырье – нефтяной газ - поступает на завод с промыслов управления «Татнефтегаз», а широкая фракция легких углеводородов по продуктопроводу с установок комплексной подготовки нефти ОАО «Татнефть». Так как нефтяные газы характеризуются высоким содержанием углеводородов от пропана и выше, основная их часть может быть отнесена к категории жирных. Однако в некоторых газах могут содержаться сероводород, азот, углекислота и другие нежелательные компоненты. В связи с этим такие газы не используют как топливо или сырье для переработки без соответствующей подготовки. Если в газе содержится сероводород, то при транспорте его по трубопроводу возникает коррозия металла. Кроме того, сероводород и продукт его сгорания вызывают отравление живых организмов, нарушают режим технологических установок переработки нефти, понижают качество продуктов в промышленных процессах. Окись углерода опасна для человека, как и сероводород. Кроме того, она также вызывает коррозию аппаратуры и трубопроводов. В нефтяном газе могут содержаться водяные пары. Их количество при данных давлении и температуре не должно превышать определенного предельного значения. Газ, содержащий этот максимум водяных паров, называется насыщенным. Температура, при которой происходит процесс конденсации водяных паров, называется точкой росы. Водяные пары, содержащиеся в газе, в процессе его транспорта и переработки вызывают различные осложнения. Например, при транспорте газа в трубопроводах возможно образование конденсата, в газопроводах — образование ледяных пробок, кристаллогидратов. Кроме того, возникает коррозия металла аппаратуры, труб, приборов и т. п. Легкие углеводороды содержатся в природных горючих газах , а также в газах, получаемых при переработке нефти. Природные горючие газы состоят в основном из смеси парафиновых углеводородов. Кроме того, в их состав могут входить азот, углекислый газ, пары воды, сероводород, гелий. Природные горючие газы перерабатывают на газоперерабатывающих заводах, которые строят вблизи крупных нефтяных и газовых месторождений. Предварительно газы очищают от мехпримесей (частиц пыли, песка, окалины и т.д.), осушают и очищают от сероводорода и углекислого газа. Продуктами первичной переработки природных горючих газов являются газовый бензин, сжиженные и сухие газы, технические углеводороды: этан, пропан, бутаны, пентаны. Газы, получаемые при первичной и вторичной (особенно там, где используют термокаталитические процессы) переработке нефти, кроме предельных парафиновых углеводородов содержат и непредельные - олефины. Этим они отличаются от природных горючих газов.
Классификация НПС НПС — это сложный комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения перекачки заданного количества нефти или нефтепродуктов. НПС магистральных трубопроводов подразделяют на головные и промежуточные, Головная НПС располагается вблизи нефтяных сборных промыслов (МНП) или нефтеперерабатывающих заводов (МНПП) и предназначается для приема нефти или нефтепродуктов и для обеспечения их дальнейшей перекачки по трубопроводу. Все объекты, входящие в состав перекачивающих станций, можно разделить на две группы:
К первой группе относят: основную и подпорную насосные станции (насосные цеха); резервуарный парк; сеть технологических трубопроводов с площадками фильтров и камерами задвижек или узлами переключения; узлы учета; камеру пуска-приема очистных устройств, совмещенную с узлами подключения к трубопроводу; узлы предохранительных и регулирующих устройств. Ко второй группе относят: понижающую электростанцию с открытым и закрытым распределительными устройствами; комплекс сооружений по водоснабжению станции и жилого поселка при ней; комплекс сооружений по водоотведению бытовых и промышленно-ливневых стоков; котельную с тепловыми сетями; инженерно лабораторный корпус; пожарное депо; узел связи; механические мастерские; мастерские контрольно-измерительных приборов (КИП) и автоматики; гараж; административно-хозяйственный блок с проходной; складские помещения для оборудования и ГСМ и т. д. Головные НПС являются наиболее ответственной частью всего комплекса магистрального трубопровода и во многом определяют его работу в целом. На них выполняют следующие основные технологические операции: прием и учет нефти или нефтепродуктов, закачку их в резервуарный парк для краткосрочного хранения, откачку нефти или нефтепродуктов в трубопровод; прием, запуск очистных, разделительных и диагностических устройств. Кроме того, производят внутристанционные перекачки (перекачку из резервуара в резервуар, перекачку при зачистке резервуаров и т. д.). На головных станциях можно производить подкачку нефти или нефтепродуктов с других источников поступления, например с других трубопроводов. Промежуточные НПС предназначены для повышения давления перекачиваемой жидкости в трубопроводе, и их размещают по трассе согласно гидравлическому расчету. Они имеют в своем составе в основном те же объекты, что головные перекачивающие станции, но вместимость их резервуаров значительно ниже, либо они отсутствуют (в зависимости от принятой схемы перекачки). Отсутствуют на промежуточных НПС узлы учета, подпорная насосная (при отсутствии резервуарного парка). Строительство НПС магистральных трубопроводов отличается большой трудоемкостью, необходимостью выполнять различные по объему и характеру строительные, монтажные и специальные работы в разных природно-климатических зонах. Значительный объем работ требует привлечения больших материальных затрат и трудовых ресурсов. Привлечение трудовых ресурсов при строительстве НПС в отдельных районах затруднено из-за отсутствия социальной инфраструктуры. В связи с этим большое значение имеют снижение капитальных, эксплуатационных затрат при строительстве и эксплуатации НПС, сокращение сроков их строительства. Это достигается путем использования блочно-комплектных, блочно-модульных НПС и станций открытого типа. Основное отличие этих НПС от НПО традиционного (стационарного) типа заключается б отсутствии на территории капитальных зданий, сооруженных из кирпича, бетона, железобетона. Все оборудование, технологические коммуникации, КИП и автоматика входят в состав функциональных блоков, скомпонованных в виде транспортабельных монтажных блоков, блок- боксов и блок- контейнеров. Монтажные блоки — технологическое оборудование, собранное вместе с трубопроводами, КИП и автоматикой на общей раме. Блок- боксы — транспортабельные здания, внутри которых размещаются технологические установки и инвентарное оборудование. Блок- контейнеры — технологические установки с индивидуальными укрытиями, внутри которых создается микроклимат, необходимый для нормальной работы оборудования. Монтажные блоки, блок- боксы и блок- контейнеры собирают на сбор очно- комплектов очных базах или заводах, где происходит их испытание, и в полностью собранном виде их доставляют на строительную площадку. Блочно-комплектные НПС включают в себя набор отдельно стоящих блоков и блок- боксов технологического, энергетического и вспомогательного и функционального назначения, а также общее укрытие для магистральных насосных агрегатов с технологическими трубопроводами и вспомогательными системами. Блочно- модульные НПС представляют собой дальнейшее развитие блочно-комплектных насосных станций. На НПС этого типа все оборудование группируют по функциональным признакам в блок-модули, Блок- модули всех типов изготавливают только в заводских условиях. На блочно- модульных НПС отказались от монтажа отдельно стоящих блоков с индивидуальными системами жизнеобеспечения, и вместо них применяют общие отапливаемые инвентарные укрытия требуемой площади. На НПС открытого типа насосные агрегаты вместе со всеми вспомогательными системами размещают под навесом на открытом воздухе. От воздействия окружающей среды насосные агрегаты защищают индивидуальными металлическими кожухами. Внутри кожухов размещены автономные системы вентиляции с калориферами для охлаждения электродвигателей при нормальной работе и подогреве их во время вывода агрегатов в резерв в холодное время года. Эти НПС работают нормально при темпе ратуре окружающей среды от —40 °С до +50 °С. На основе разработанных проектов могут быть сооружены унифицированные блочно-комплектные НПС с различной пропускной способностью. Нормальный ряд предусматривает четыре типа унифицированных НПС: БКНС-1,25; БКНС-2,5; БКНС-3,6; БКНС-12,5. Численные значения в маркировке означают пропускную способность перекачивающей станции в тыс. м3/ч. Сравнив НПС традиционного типа и блочно- комплектные НПС, приняв производственные показатели первого типа за 100 %, приведем показатели для НПС второго типа: относительная стоимость строительства 68 — 90 %; относительная стоимость строительно-монтажных работ — 40 — 60 %; относительная площадь станции — 20 — 60 %; относительная продолжительность строительства — 17 — 76 %. Наличие диапазона в показателях объясняется размещением основного оборудования на воздухе, в блок- контейнерах, в легком общем здании. Компактное размещение блок- боксов значительно уменьшает протяженность инженерных сетей. Эксплуатационные затраты на блочно-комплектных НПС ниже затрат на эксплуатацию НПС традиционного типа за счет эксплуатации инженерных сетей меньшей протяженности, меньшего числа сооружений и оборудования, а также высокой надежности работы основного и вспомогательного оборудования, смонтированного в блок-контейнерах и блок-боксах непосредственно на заводе-изготовителе. При капитальном ремонте предусматривается замена блок-бокса в сборе.
Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов Резервуарами называются стационарные или передвижные сосуды разнообразной формы и размеров. Резервуары являются наиболее ответственными сооружениями, в них хранятся в больших количествах ценные жидкости. В зависимости от материала, из которого они изготавливаются, резервуары делятся на металлические и неметаллические. Металлические сооружают преимущественно из стали, иногда из алюминия. К неметаллическим относятся железобетонные и пластмассовые резервуары. Резервуары бывают по форме: вертикальные цилиндрические, горизонтальные цилиндрические, прямоугольные, каплевидные и др. Резервуары сооружают различных объемов — от 5 до 120 000 м . Для хранения светлых нефтепродуктов применяют преимущественно стальные резервуары, а также железобетонные с бензоустойчивым внутренним покрытием — листовой стальной облицовкой и др. Для нефти и темных нефтепродуктов применяют в основном железобетонные резервуары. Хранение смазочных масел осуществляется в стальных резервуарах. Расстояния между резервуарами принимают равными: для резервуаров с плавающими крышами не менее 0,5 диаметра; для резервуаров со стационарными крышами и понтонами — 0,65 диаметра; для резервуаров со стационарными крышами, но без понтонов — 0,75 диаметра. Каждая группа наземных резервуаров ограждается земляным валом или стенкой, высота которых принимается на 0,2 м выше расчетного уровня разлившейся жидкости.
Похожие статьи:
|
|