О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФИМ / ГО и Социология / Шпаргалка (шпора) на экзамен по философии

(автор - student, добавлено - 19-11-2012, 16:49)
Шпаргалка (шпора) на экзамен по философии
Скачать:filosofia_18-34.zip [186,02 Kb] (cкачиваний: 111)




1)МИРОВОЗЗРЕНИЕ-совокупность результатов метафизического мышления и исследований, метафизика понимается как наука, которая объединяет в единое целое формы познания мира: во-первых, различные «естественные»виды мировоззрения, связываемые по традиции с эпохой, народом, расой ит.д. Во-вторых, философию, стремящуюся к априорному знанию во всех областях, и, в-третьих, результаты конкретных наук. Из содержания мировоззрения вытекает его структура, предполагающая:
1)Знание о конечных причинах сущего;
2)Оценку окружающего и происходящего;
3)Действие, основанное на определенной оценке.
Структура мировоззрения определяет его функции. Их три:
1) гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;
2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;
3) праксиологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением).
Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования.
Культура-одно из наиболее популярных терминов в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки – история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существует несколько сот различных определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций, моделей культуры. КУЛЬТУРА – совокупность навыков и умений, а также средств (реальных предметов и знаковых систем), в которых опредмечены эти навыки и умения, то есть человеческая деятельность. Это все, созданное человеком: орудия труда, здания, предметы повседневной жизни, язык, мифология, религия, искусство и так далее, а также то, что существует «внутри» человека – способности, навыки и умения. В основе становления понятия культуры стоит лежит потребность в теоретическом осмыслении существенных сдвигов в общественном бытии человека. 2)ФИЛОСОФИЯ(отгреч. phileo-люблю и Sophia-мудрость)-любовь к истине. В этом смысле слово «философия» употреблялось впервые в сократической школе. «philosoph» впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. То, что выступает под названием «философия» в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Философия-мировоззренческая форма сознания. Мировоззрение имеет определенную структуру: знание ( обыденные и научные ), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.
функции:
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
Структура философского знания
Философия, в отличие от конкретных наук, изучает всеобщее в системе отношений «человек-мир». Но эти отношения — многообразны, поэтому в зависимости от того, какие именно отношения мы выделяем, и какие вопросы считаем главными — выделяют разделы философии, или разделы философского знания:
фундаментальные (Что есть мир?) — онтология
познавательные (Как познается мир?) — теория познания (гносеология)
ценностные (Что такое хорошо и что такое плохо?) — аксиология
этические (Что такое добро и зло?) — этика
эстетические (Что такое красивое, безобразное?) — эстетика
Практические (Как с этим миром взаимодействовать?) — праксеология
Ширится разворот философии к другим составляющим духовной культуры, возникают бинарные концептуальные образования: социальная философия, философия техники, философия искусства, философия истории, философия права, философия собственности и пр. То есть наряду с упрочением целостности в ней нарастает и многослойность.
3)БЫТИЕ-философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире. Существует реальное и идеальное бытие. Реальное-то, что сообщает вещам, прцессам,действиям и так далее их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо; идеальное бытие лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом, оно является строго неизменным, существующим вечно. Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой. Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:
1)Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).
2)Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.
3)Есть только небытие (Чанышев).
Аспекты бытия:
1)Вещи.
2)Свойства.
3)Отношения 4) Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. monos - один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические (от лат. dualis - двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis - множественный) концепции. Элементы дуализма присущи философским системам Декарта и Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет ничего общего, каждый из них существует независимо от другого. У Канта мир феноменов человеческого сознания противостоит миру «вещей в себе», о которых ничего нельзя знать. К числу плюралистических концепций можно отнести учение Лейбница о монадах - бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом - как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т.е. каждая замкнута в самой себе. Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием. Монистические теории усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое - в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей. Различие между монистическими и плюралистическими концепциями бытия заключается: в признании разных по численности начал бытия; в отрицании наличия субстанции; в признании духовных начал главенствующими; в признании материальных начал главенствующими.

5) Материя-одно из фундаментальных понятий философии. Это понятие, первоначально обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу, и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие «мертвого вещества», которое является противоположным понятиям жизни, души и духа. В новейшей физики «материя»-обозначение некоторой особой точки поля. Два основных признака материи: 1)материя существует независимо от сознания, 2)она копируется, отображается ощущениями. Определение материи-выделить такой предельно общий признак, который характеризует любые виды материи независимого от того, познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Такой признак-свойство «быть объективной реальностью, существовать вне нашего созннания». Материя и ее атрибуты: пространство, время, движение, системность
Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса и энергия. Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями. Движение-всякое изменение или изменение положения тела в пространстве. Системность-повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость. Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна..
Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.
Общие свойства пространства – времени: их объективность, и всеобщность. Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность, и специфические свойства времени: длительность, однородность .(равноправие всех моментов),, одномерность, необратимость. Движение материи - абсолютно, ее покой-относителен. Современная классификация форм движения материи включает: пространственное перемещение; электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц; гравитационную форму движения; сильное (ядерное)взаимодействие; слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона); химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов); геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д.). 6) Развитие философских взглядов на природный мир связано с формированием понятия "субстанция" (лат. substantia − сущность, нечто, лежащее в основе), под которой понималась постоянная основа и причина изменяющихся явлений действительности. Одни философы в качестве основы мира выдвигали материальное начало, как, например, это делал Демокрит, исходя из мельчайших материальных частиц – атомов. Другие, как Платон, видели субстанциальную основу мира в идеальном, духовном начале – идеях (эйдосах), преобразующих инертную материю в вещи мира. При всех изменениях, которые претерпевали философские взгляды вплоть до наших дней, материальное связывали с природой, природными процессами, отношениями и связями, а под идеальным понимали мышление, сознание, духовную сферу человеческого бытия, дух. Материальное — всё, что принадлежит действительности (объективной реальности), и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них. В отличие от термина "действительность", термин "материальное" носит онтологический оттенок.Противоположностью материального является всё, относящееся к идеальному, то есть, относящееся к субъективной части реальности, реальности, существующей в (сильной) зависимости от субъекта ("нематериальное"). Одной из основных причин либо единственной причиной идеального является субъект. К идеальному могут быть отнесены мысли, эмоции и другое.Следует отметить, что понятия материального и идеального носят относительный характер, по аналогии с понятиями правого и левого. Идеальное одного субъекта может оказаться и почти всегда является материальным для другого и наоборот. Также следует отметить, что содержание понятий идеального и материального имеет диалектическое развитие, то есть с течением времени идеальное одного субъекта может становиться материальным для этого же субъекта. Материя является обобщением понятия материального

8) ДИАЛЕКТИКА-искусство аргументации, наука логики. Для Сократа-искусство вести беседу с целью выяснения понятий, для Платона-высшая наука, метод познания идей; для софистов диалектика превратилась в интеллектуальное оружие в борьбе за существование. Диалектика-движение,которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность, и движение человеческого мышления, которое в спекулятивном плане участвует в этом движении абсолютно и всеобъемлюще. все движение протекает по «разумным» законам диалектики. Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики. Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: охватывают все сферы окружающей действительности; раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.). Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же


7) Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение. Пространство характеризуется протяженностью, трехмерностью, однородностью, изотропностью и означает способность тел иметь определенные границы, существовать одно подле другого. Время определяется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность. Оно характеризует длительность и последовательность различных объектов и систем. Многообразные изменения, происходящие в природе, обществе и сознании в философии обозначаются понятием движение. Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. Типы движения:1)движение, когда сохраняется качество движения; 2)движение с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Классификация форм движения по Энгельсу:
1)формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;
2)между формами движения существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе низших форм;
3)высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Исходя из этих форм Энгельс сформулировал пять форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Прекращение одних форм движения и возникновение других означает конец существования данного объекта и переход его в иное качество. Необходимо отметить, что необратимое движение от низшего к высшему, от простого к сложному, отмеченное качественными изменениями называется развитием. Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития. К подобному движению, например, относятся: образование атомов из элементарных частиц, становление человеческого общества, формирование личности и т.д. Отсутствие необходимых условий для развития порождает движение по кругу, попятные изменения.
9) Понятие в философии-это абстракция, логическая единица мыслительной деятельности, с помощью которой строятся формы мышления. Категория в философии – наиболее общее понятие, отражающее основные формы и свойства закономерности явлений. Закон-категория, обозначающая устойчивую, повторяющуюся связь. Закономерность-категория, которая обозначает наиболее часто встречающиеся законы. Субстанция-это, что лежит в основе всего, объективная реальность, во всех бесконечно многообразных видоизменениях, в которых и через которые она в действительности существует; материя в аспекте единства всех форм её движения. Необходимость-категория, обозначающая такую взаимосвязь, когда из одной и той же причины возникает одно и то же следствие. Онтология-раздел философии, изучающий бытие. Случайность-взаимосвязь, когда из одной причины возникает несколько следствий, одно из которых состоялось. Философия имеет дело с законами и закономерностями. В самом общем виде закон можно определить как связь между явлениями, процессами, которая является объективной, существенной, необходимой, внутренней, повторяющейся и устойчивой. Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой конкретно-исторический феномен с изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие вновь появляются, меняются формы действия законов, способы их использования. На основе познания законов люди могут научно управлять как природными, так и социальными процессами, оптимально их регулировать, а также предвидеть новые явления, события, возможные пути, формы и тенденции своей познавательной и практической деятельности. Можно выделить следующие типы законов: естественнонаучные, социальные, законы общие, частные, эмпирические и теоретические, законы развития и функционирования. Особую группу составляют динамические и статистические типы законов. Динамические закономерности-объективные, необходимые, существенные связи и зависимости, характеризующие поведение относительно изолированных объектов, при исследовании которых можно абстрагироваться от многих случайных факторов. Предсказания на основе динамических закономерностей имеют точно определенный, однозначный характер. Статистические закономерности-форма проявления взаимосвязи явлений, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденции изменения. Необходимость, проявляющаяся в статистических законах, возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайностей. 10)«Единство и борьба противоположностей» выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Основная заслуга в обосновании принципа единства противоположностей принадлежит Гегелю. «Противоречие - вот что на самом деле движет миром», - считал он. Гегелевская диалектика оказала влияние на философские взгляды К.Маркса, Ф.Энгельса, которые единство и борьбу противоположностей рассматривали как сущность диалектики. Основные понятия закона. Основным здесь является понятие «противоречия». Это было еще замечено Гераклитом и Аристотелем. Позднее Гегель сформулировал тезис о самопротиворечивости всего существующего. Таким образом, противоположность-философская категория для обозначения таких сторон, моментов, предметов, которые одновременно: 1) неразрывно связаны; 2) взаимоисключают друг друга; 3) взаимопроникают и при определенных условиях переходят друг в друга (положительное-отрицательное, ассимиляция-диссимиляция, материальное-идеальное). Единство конкретных протиположностей образуют противоречие. В развитии противоположностей можно выделить следующие этапы: тождественность, отличие, этап выявление противоречий, конфликт, разрешение противоречий. Основные виды противоречий: Качественное и количественное разнообразие мира (материального и духовного) приводят к многообразию противоречий. Специфика их отражается на познании, видении особенностей развития и решения сложных проблем. Поэтому есть необходимость сделать классификацию противоречий. Внутренние и внешние противоречия: Всеобщность развития реализуется в развитии конкретных систем (материальные, духовные), что связано с изменением их структуры, сущности через разрешение внутренних противоречий, которые являются частью еще большей системы внешних противоречий.
Внутренние - это противоречия, характерные для самих предметов и явлений, тех, которые находятся внутри системы. Внешние - это противоречия между системами (предметами и явлениями). При рассмотрении внутренних и внешних противоречий надо заметить, что те, и другие являются источником развития при ведущей роли внутренних противоречий. Основные и не основные, главные и второстепенные противоречия. Основные - это противоречия, которые связаны с основой системы, оказывают решающее воздействие на ее развитие, а также объединяют противоречия воедино. В процессе развития основные и не основные противоречия могут меняться местами, что выявляется в другой группе противоречий - главных и второстепенных. Главные - это противоречия, которые на данном этапе, в определенных условиях определяют развитие. Чаще всего главные и основные противоречия совпадают, однако этого может и не быть. Диалектический принцип реальных противоречий вещей сводится к следующим основным требованием: 1)выявление предметного противоречия; 2)всесторонний анализ одной из противоположной сторон данного противоречия; 3)исследование другой противоположности; 4)рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основании знаний о каждой из них; 5)определение места противоречия в системе других противоречий предмета; 6)анализ механизма разрешения противоречий как процесса и результата его развертывания и обострения. Диалектические противоречия в мышлении отражают реальные противоречия.
Методологическое значение закона единства и борьбы противоположностей: этот закон имеет важное значение для научного познания и социальной практики. Он раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения. Всеобщность единства и борьбы противоположностей указывает на то, что противоречивая действительность должна отражаться в противоречивых формах мышления. Иначе возникает проблема адекватности знаний самой объективной реальности.
11)Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал три основных закона диалектики – закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания. Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность, которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства. Понятие числа, величины, фигуры и т.п. суть стороны или моменты категории количества. С целью установления количественной определенности предмета мы сравниваем составляющие его элементы – пространственные размеры, скорость изменения, степень развития – с определенным эталоном как единицей счета и измерения. Непосредственное конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера – это не просто указатель на единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. Категория меры была была одной из основных для философов древности, о чем бы они ни рассуждали. Идеей меры проникнута вся история философии со времен античности. Мера выступает как третий член, связующий качество и количество в единое целое. Процесс развития сочетает в себе единство непрерывного и прерывного. Непрерывные изменения, т.е. постепенные количественные изменения, и неразрывно связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества обозначаются понятием эволюция.
Непрерывность в развитии системы выражает ее относительную устойчивость, качественную определенность, а прерывность – ее переход в новое качество.
Утверждение только прерывности ведет к нарушению связи, взаимодействия, а утверждение обратного, то есть сплошной континуальности (непрерывности), исключает качественный переход. Системы развиваются ритмически и рождение чего то нового представляет собой процесс взаимопревращения количественных и качественных изменений. Основой этого процесса взаимопревращения выступает постепенное накопление количественных изменений в системе, а также постоянное качественное обновление ее структурных элементов. Существует многообразие количественных изменений. Это изменение и числа элементов объекта, и объема информации, и скорости движения, и степени проявления того или иного качества. Любое из этих количественных изменений ведет к появлению нового качества.
Появление нового качества – это, по существу, появление нового предмета с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой заложена уже иная количественная определенность. При этом глубина качественных изменений может быть различной: она может как ограничиваться уровнем данной формы движения, так и выходить за его пределы. Процесс становления нового качественного состояния противоречив: он есть единство уничтожения и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Мера, выражающая единство количества и качества как применительно к предметам, для которых характерно простое превращение в пределах данного уровня организации системы, так и границам перехода с одного уровня организации системы на другой, является как бы межевым знаком процесса развития. 12) Диалектическое отрицание- процесс, при котором старое качество не подвер¬гается полному уничтожению, но наиболее ценное, су¬щественное, способное обеспечить дальнейшее развитие данного явления, сохраняется, удерживается и входит в состав нового качества. Таким образом, диалектическое отрицание осуществляется в процессе качественного пере¬хода. В любом процессе развития происходит не одно, а множество сменяющих друг друга диалектических отрицаний. По сути дела, каждый новый переход из одного качественного состояния в другое представляет собой диалектическое отрицание предыдущего этапа, при котором все ценное, жизнеспособное сохраняется, удержива¬ется и в преобразованном виде включается в новое каче¬ство. Такое сохранение или удержание принято называть преемственностью. Неоднократное отрицание встречается и в историческом процессе, каждая общественно-экономическая фор¬мация представляет собой диалектическое отрицание предыдущей. В ходе социальных революций старые об-щественные отношения, экономическая система и над¬стройка разрушаются, но вместе с тем сохраняются их отдельные элементы, например техника, отдельные эле¬менты права, культуры, науки, искусства, которые в переработанном виде включаются в структуру новой формации. Отрицания отрицания закон - один из основных законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицаний выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория отрицания означает превращение одного предмета в др. при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», которое открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием или отрицанием отрицания. Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления, изживание) прежнего; кумуляция (его частичного сохранения, преемственности, трансляции); конструкции (формирования, созидания нового).

13) Каждый уровень организации материи состоит из определенных объектов, которые обладают той или иной протяженностью и длительностью существования. Философская категория, обозначающая протяженность материальных объектов, их расположение относительно друг друга и величину, называется пространством. Философская категория, выражающая длительность существования материальных объектов, определенную последовательность событий реальной действительности, называется временем. Проблемы пространства и времени волновали человека с древнейших времен. В первобытном обществе время определялось в соотнесении с природными явлениями, с цикличностью биологических процессов, а пространство понималось ограниченным, соизмеримым с населяющими его племенами. В истории философской мысли сложились две тенденция в истолковании пространства и времени. Одни мыслители понимали пространство и время как самостоятельные, объективные, не зависимые от вещественного начала бытия, другие - как неотъемлемые внутренние аспекты материи, как всеобщие формы существования всех предметов, явлений, процессов. Отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между самостоятельными субстанциями, что вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от материальных тел. Современная наука подтвердила реляционную (relatio-отношение) концепцию пространства и времени. На основе достигнутого уровня исследования пространства и времени выделяют их основные характеристики. Свойства пространства определяются природой физических взаимодействий. Одним из важнейших свойств пространства является протяженность. Это возможность прибавления к каждому данному объекту некоторого другого объекта. Соотношения "слева", "справа", "ниже", "выше" есть пространственные соотношения. Специфические свойства пространства - это конкретная форма, размеры, местоположение тел и расстояние между ними. Важнейшей характеристикой времени выступает длительность, которая выражается в факте возникновения каждого последующего момента за предыдущим и определяется соотношениями типа "раньше", "позже" и т.п. В отличие от пространства, время одномерно, т.е. для его математического задания достаточно одной переменной. Кроме того, время необратимо, или однонаправлено. Течение времени идет в направлении только от прошлого через настоящее к будущему, но не наоборот, В противном случае нарушился бы принцип причинности.





14) Картина мира-в отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире. Можно выделить чувственно-пространственную картину мира, духовно-культурную, метафизическую. Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий, принципов и теорий. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности, и естественнонаучную картину мира. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная картина мира строилась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом (с начала XX в.)-квантовой механики и теории относительности, а сегодня-на основе синергетики. Основной элемент любой религиозной картины мира — образ единственного Бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии). Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный товарный характер, специфической чертой религиозной картины мира являются разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причем первая считается зависимой от последней. Достижение сферы сверхъестественного бытия, понимаемого как единственно подлинное, становится целью человеческого существования. В зависимости от содержания вероучений можно говорить о картинах мира конкретных религий: буддийской, иудейской, мусульманской, христианской. Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отношение может пониматься материалистически или идеалистически, диалектически или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п. Соотношение человека и мира в философии рассматривается во всем многообразии его аспектов — онтологическом, гносеологическом, методологическом, ценностном (аксиологическом), деятельностном и др. Именно поэтому философские картины мира так множественны и не похожи одна на другую. В истории мировой культуры философские картины мира стояли ближе то к религиозной, то к научной картинам мира, но всегда отличались от них. Философия существенно отличается от любой частной науки, прежде всего тем, что она является мировоззрением. Это означает, что философская картина мира включает в себя не только учение о сущности и всеобщих законах развития действительности, но и нравственные, эстетические и иные идеи и убеждения людей.
15) Детерминизм-учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, со стороны Бога(теологический детерминизм) или только явлений природы (космологический детерминизм), или специально человеческой воли (антропологическо-этический детерминизм). Детерминизм-противоположность индетерминизма и в широком смысле - это такая концепция мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности. Различные формы детерминизма обусловлены различными типами причинности и законов. Индетерминизм-учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана. Диалектизация принципа причинности шла в различных направлениях. В механистическом материализме простая схема причинности мыслилась как однозначное соответствие между причиной и следствием. Предполагалось, что одна и та же причина всегда производит одно и то же следствие, что имеется единственное следственное для каждой причины, однозначным образом вытекающее из этой причины. Уточнее простой схемы причинности, насыщение ее диалектикой происходило таким образом, что сначала была осознана роль условий: при одинаковых условиях выделенная причина всегда производит одно и то же следствие. Затем становится понятным, что одинаковых причин, условий и результатов не бывает. Подобные причины при подобных условиях всегда производят подобные следствия.
Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание выделяло различные типы всеобщих связей: «единичная-общая», «многое-единое»-это все устройства и организованность бытия. Единичное характеризует предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное свойство или признак предмета, если он берется в своей индивидуальной неповторимости. Общее - это единое во многом. Или, по - другому, общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Над единичным “властвует” общее, которое безжалостно “заставляет” последовательно гибнуть единичное как преходящее во имя сохранения общего как чего - то устойчивого: единичное умирает, но род живет 17) Самое упрощенное представление о сознании дает материализм и так называемая «теория отражения»: сознание — высшая форма отражения объективной реальности, свойственная человеку. Сознание человека является функцией «того особенно сложного куска материи, которая называется мозгом человека». По версии материалистов, сознание возникает у человека в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности. Современное определение сознания более качественно: сознание — способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу» и т. д., вызванные взаимодействием Я и внешнего мира, одновременно порождают сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю» и т. д. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человек не просто переживает, но отдает отчет себе в том, что он переживает и наделяет переживание смыслом.
Процедура «я мыслю» не тождественна сознанию. Для возникновения сознания необходимо, чтобы человек взял свое мышление под контроль самой мысли, то есть занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, есть ли какая-либо цель к его мыслительном внимании к данному предмету. Сознание обеспечивает человеку прояснение всех смысло-жизненных проблем: для чего он живет, достойно ли живет, есть ли цель в его существовании. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование Я, как состояния выделенности человека из природы и из сообщества других людей. Существуют различные стратегии исследования и понимания сознания: объективно-идеалистическая (на уровне Абсолюта, Бога); пантеистическая (сознание всюду и везде); реалистическая (сознание человека); натуралистическая, вульгарно-материалистическая (только мозг). Соответственно в качестве потенциально возможных источников сознания представляются: космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание индивида; внешний предметный и духовный мир, природные, социальные, духовные явления, воспринимаемые сознанием в виде конкретно-чувственных, понятийных и др. образов; социокультурная среда, научные, этические, эстетические установки, нормы поведения, накопленные обществом знания и пр.; духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний; мозг, как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточном уровне осуществление общих функций сознания. Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Эти изменения, запечатляемые в другом и используемые самоорганизующимися системами называются информацией (песок и вода, отпечатки на известняке, отражаемые зеркалом предметы). Присущее неживой природе свойство отражения при определенных условиях порождает отражение в живой природе – биологическую форму отражения. Ее разновидности: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших животных. Такое отражение связано с приспособленной жизнедеятельностью живых организмов, в чем проявляется сущность их жизни. В этом процессе развивается нервная система. На основе этого происходит проявление зачатков психической формы отражения. Это свойство живых организмов (позвоночных) целесообразно реагировать на предметно-оформленную среду с целью приспособительного поведения. Формы такого отражения – восприятие и представления имеют рефлекторную природу. Рефлекс, лежит в основе психических явлений, служит отражательным нервным механизмом. Он начинается с восприятия раздражителя, продолжается первыми процессами в организме, заканчивается ответным движением и закрепляется как безусловный.
16) Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. Сознание-в психологии совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной степени отчетливое знание того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении, Тогда сознание – знание, прежде всего, о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, наконец, слиянием с Богом. Существуют различные стратегии исследования и понимания сознания:
объективно-идеалистическая (на уровне Абсолюта, Бога) пантеистическая (сознание всюду и везде)
реалистическая (сознание человека)
натуралистическая, вульгарно-материалистическая (только мозг). Соответственно в качестве потенциально возможных источников сознания представляются: космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание индивида; внешний предметный и духовный мир, природные, социальные, духовные явления, воспринимаемые сознанием в виде конкретно-чувственных, понятийных и др. образов; социокультурная среда, научные, этические, эстетические установки, нормы поведения, накопленные обществом знания и пр.; духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний; мозг, как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточном уровне осуществление общих функций сознания. Два значения имеют непосредственное отношение к философской проблематике: нравственное сознание(совесть) и сознание как ментальная(интелектуальная)сфера – соотнесение между собой восприятия, памяти, фантазии, суждения и т.д. В широком смысле, проблема сознания одна из основных проблем философии, а понятие сознания является одной из связующих нитей всего гуманитарного знания.
Душа-поняие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человек и животного. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного и покидающей его во время сна или смерти. Дух-высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; сверхприродная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен; внутренняя сущность смысл.
1)МИРОВОЗЗРЕНИЕ-совокупность результатов метафизического мышления и исследований, метафизика понимается как наука, которая объединяет в единое целое формы познания мира: во-первых, различные «естественные»виды мировоззрения, связываемые по традиции с эпохой, народом, расой ит.д. Во-вторых, философию, стремящуюся к априорному знанию во всех областях, и, в-третьих, результаты конкретных наук. Из содержания мировоззрения вытекает его структура, предполагающая:
1)Знание о конечных причинах сущего;
2)Оценку окружающего и происходящего;
3)Действие, основанное на определенной оценке.
Структура мировоззрения определяет его функции. Их три:
1) гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;
2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;
3) праксиологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением).
Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования.
Культура-одно из наиболее популярных терминов в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки – история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существует несколько сот различных определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций, моделей культуры. КУЛЬТУРА – совокупность навыков и умений, а также средств (реальных предметов и знаковых систем), в которых опредмечены эти навыки и умения, то есть человеческая деятельность. Это все, созданное человеком: орудия труда, здания, предметы повседневной жизни, язык, мифология, религия, искусство и так далее, а также то, что существует «внутри» человека – способности, навыки и умения. В основе становления понятия культуры стоит лежит потребность в теоретическом осмыслении существенных сдвигов в общественном бытии человека. 2)ФИЛОСОФИЯ(отгреч. phileo-люблю и Sophia-мудрость)-любовь к истине. В этом смысле слово «философия» употреблялось впервые в сократической школе. «philosoph» впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. То, что выступает под названием «философия» в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Философия-мировоззренческая форма сознания. Мировоззрение имеет определенную структуру: знание ( обыденные и научные ), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.
функции:
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
Структура философского знания
Философия, в отличие от конкретных наук, изучает всеобщее в системе отношений «человек-мир». Но эти отношения — многообразны, поэтому в зависимости от того, какие именно отношения мы выделяем, и какие вопросы считаем главными — выделяют разделы философии, или разделы философского знания:
фундаментальные (Что есть мир?) — онтология
познавательные (Как познается мир?) — теория познания (гносеология)
ценностные (Что такое хорошо и что такое плохо?) — аксиология
этические (Что такое добро и зло?) — этика
эстетические (Что такое красивое, безобразное?) — эстетика
Практические (Как с этим миром взаимодействовать?) — праксеология
Ширится разворот философии к другим составляющим духовной культуры, возникают бинарные концептуальные образования: социальная философия, философия техники, философия искусства, философия истории, философия права, философия собственности и пр. То есть наряду с упрочением целостности в ней нарастает и многослойность.
3)БЫТИЕ-философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире. Существует реальное и идеальное бытие. Реальное-то, что сообщает вещам, прцессам,действиям и так далее их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо; идеальное бытие лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом, оно является строго неизменным, существующим вечно. Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой. Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:
1)Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).
2)Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.
3)Есть только небытие (Чанышев).
Аспекты бытия:
1)Вещи.
2)Свойства.
3)Отношения 4) Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. monos - один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические (от лат. dualis - двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis - множественный) концепции. Элементы дуализма присущи философским системам Декарта и Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет ничего общего, каждый из них существует независимо от другого. У Канта мир феноменов человеческого сознания противостоит миру «вещей в себе», о которых ничего нельзя знать. К числу плюралистических концепций можно отнести учение Лейбница о монадах - бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом - как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т.е. каждая замкнута в самой себе. Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием. Монистические теории усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое - в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей. Различие между монистическими и плюралистическими концепциями бытия заключается: в признании разных по численности начал бытия; в отрицании наличия субстанции; в признании духовных начал главенствующими; в признании материальных начал главенствующими.

5) Материя-одно из фундаментальных понятий философии. Это понятие, первоначально обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу, и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие «мертвого вещества», которое является противоположным понятиям жизни, души и духа. В новейшей физики «материя»-обозначение некоторой особой точки поля. Два основных признака материи: 1)материя существует независимо от сознания, 2)она копируется, отображается ощущениями. Определение материи-выделить такой предельно общий признак, который характеризует любые виды материи независимого от того, познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Такой признак-свойство «быть объективной реальностью, существовать вне нашего созннания». Материя и ее атрибуты: пространство, время, движение, системность
Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса и энергия. Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями. Движение-всякое изменение или изменение положения тела в пространстве. Системность-повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость. Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна..
Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.
Общие свойства пространства – времени: их объективность, и всеобщность. Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность, и специфические свойства времени: длительность, однородность .(равноправие всех моментов),, одномерность, необратимость. Движение материи - абсолютно, ее покой-относителен. Современная классификация форм движения материи включает: пространственное перемещение; электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц; гравитационную форму движения; сильное (ядерное)взаимодействие; слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона); химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов); геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д.). 6) Развитие философских взглядов на природный мир связано с формированием понятия "субстанция" (лат. substantia − сущность, нечто, лежащее в основе), под которой понималась постоянная основа и причина изменяющихся явлений действительности. Одни философы в качестве основы мира выдвигали материальное начало, как, например, это делал Демокрит, исходя из мельчайших материальных частиц – атомов. Другие, как Платон, видели субстанциальную основу мира в идеальном, духовном начале – идеях (эйдосах), преобразующих инертную материю в вещи мира. При всех изменениях, которые претерпевали философские взгляды вплоть до наших дней, материальное связывали с природой, природными процессами, отношениями и связями, а под идеальным понимали мышление, сознание, духовную сферу человеческого бытия, дух. Материальное — всё, что принадлежит действительности (объективной реальности), и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них. В отличие от термина "действительность", термин "материальное" носит онтологический оттенок.Противоположностью материального является всё, относящееся к идеальному, то есть, относящееся к субъективной части реальности, реальности, существующей в (сильной) зависимости от субъекта ("нематериальное"). Одной из основных причин либо единственной причиной идеального является субъект. К идеальному могут быть отнесены мысли, эмоции и другое.Следует отметить, что понятия материального и идеального носят относительный характер, по аналогии с понятиями правого и левого. Идеальное одного субъекта может оказаться и почти всегда является материальным для другого и наоборот. Также следует отметить, что содержание понятий идеального и материального имеет диалектическое развитие, то есть с течением времени идеальное одного субъекта может становиться материальным для этого же субъекта. Материя является обобщением понятия материального

8) ДИАЛЕКТИКА-искусство аргументации, наука логики. Для Сократа-искусство вести беседу с целью выяснения понятий, для Платона-высшая наука, метод познания идей; для софистов диалектика превратилась в интеллектуальное оружие в борьбе за существование. Диалектика-движение,которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность, и движение человеческого мышления, которое в спекулятивном плане участвует в этом движении абсолютно и всеобъемлюще. все движение протекает по «разумным» законам диалектики. Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики. Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: охватывают все сферы окружающей действительности; раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.). Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим

Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!