ФИМ / ГО и Социология / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По курсу «Отечественная история» На тему «Реформы Ивана Грозного»
(автор - student, добавлено - 2-08-2020, 17:17)
Скачать:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу «Отечественная история»
На тему «Реформы Ивана Грозного»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................................31.Реформы по управлению государством.......................................................4 1.1 Земская реформа.............................................................................................5 1.2 Испомещение «тысячи».............................................................6 1.3 Изменение налоговой системы....................................................................8 1.4 Судебник 1550 года....................................................................10 1.5 Военная реформа...........................................................................................12 Заключение..........................................................................................................14Список использованной литературы................................................................16
ВВЕДЕНИЕ В начале ХVI в. в Восточной Европе возникло огромное Российское государство, объединившее русские земли на территории 2800 тысяч кв. километров, с населением около 9 миллионов человек. Объединение русских земель завершилось в период правления великого князя Василия III Иоановича, который княжил в Москве с 1505 по 1533г.г. Василий III продолжал политику отца, конечной целью которой было присоединение к Москве всех западнорусских областей, подчинение мелких пограничных князей, признания со стороны Литвы и Польши титула Московского великого князя – «Государь всея Руси». Успехисобирательной деятельности существенно видоизменили его политическую роль, превратив в представителя национальных интересов великорусской народности. Объединение России поставило московского князя лицом к лицу с враждебными соседями России – татарами и Литвой, и сделало из него вождя национальной самообороны. Был он, судя по рассказам современников, нрава сурового и крутого. СкончалсяВасилий III от злокачественного нарыва в декабре 1533 года. В 1553 году, перед смертью, Василий III, завещал московский престол трёхлетнему сыну Ивану. Получив московскую власть, плохо организованную, как и сам, Иоанн перешёл к воплощению образов в действительность. Идеи богоустановленности и неограниченности самодержавной власти, которой вольно казнить и миловать своих холопов. Ряд столкновений с последней на почве личного понимания власти и её применение создал в воображении Иоанн образ царя, непризнанного и гонимого в своей стране, тщётно ищущего себе пристанища, образ, который Иоанн во вторую половину царствования настолько любил, что искренно верил в его реальность. 1. Реформы по управлению государством. Правление Елены Глинской за сына, после её смерти сменилось 10-летней смутой. Нестабильность подготовила крупный бунт населения Москвы в 1547, причиной которого послужил грандиозный пожар, когда за 6 часов выгорели Кремль, большая часть посада, в огне сгорели 25 тысяч дворов. Четыре тысячи людей погибли, другие остались без крова. Москвичи начали стихийное восстание против Глинских, обвинённых в пожаре, убили в Успенском соборе князя Глинского Ю.В., некоторых бояр. После проведения вечевого собрания горожане двинулись в Воробьёво, где укрылся царь, и предъявили требования о выдаче других мнимых виновников пожара. В ходе этого бунта, подавленного правительством, дома многих бояр были разграблены. Волнения начались и в других городах - в Пскове, Устюге. Засилье боярской аристократии, отсталость России от Европы вызвали к жизни реформы Ивана IV. В борьбе против бояр царя поддержали дворяне. О подготовке реформ Иван IV объявил в декларации, сделанной им в 1549 на Красной площади в Москве. Он попросил у народа прощения, бояр называл причинами всех казней и бедствий и обещал, что отныне всё будет иначе. Этот собор иногда называют "Собором примирения". Идеологом дворянства и реформ выступил талантливый публицист Пересветов Иван Семёнович Инструментом реформ стал совещательный орган при царе - Избранная рада.
1.1 Земская реформа. Возникшие в XVI веке земские соборы, представили собой совмещение в одном учреждении тех двух начал, которые действовали раздельно в центральном и областном управлении: начала приказной бюрократической службы, представленного на соборах личным составом центральных государственных учреждений, и начала натуральной общественной повинности, на котором было построено областное управление и которое было положено в основу соборного представительства служилого и торгово-промышленного класса. Последняя из реформ к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. "Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ”. Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносшного крестьянства и посадских людей, В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства, Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне 1.2 Испомещение "тысячи". В 1550 было принято решение "испоместить" в Московском уезде "избранную тысячу лутчших слуг" из провинциальных дворян и бояр, обязанных быть всегда наготове. Эта реформа до конца не была доведена. Возможно, "избранная тысяча" послужила прототипом опричного войска. Центральным вопросом внутренней политики 50-ых годов являлся земельный вопрос. Характер земельной политики 50-ых годов определился вполне уже в первом крупном мероприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение приговором 3 октября 1550 года знаменитой "1000” детей боярских вокруг Москвы. Размеры подмосковных поместий детям боярским определялись в 200, 150 и 100 четвертей в зависимости от того, к какой из трех статей относится данный сын боярский. В процессе реализации приговора от 3 октября 1550 года была составлена так называемая Тысячная книга, представляющая собой своего рода раздаточную десятню и включающая в себя как списки всех детей боярских, вошедших в состав "тысячи”, так и тех бояр и окольничих, которые получали на основании приговора от 3 октября 1550 года поместья в Московском уезде.Тысячная книга - основной источник для понимания и оценки приговора от 3 октября 1550 года. Если принять, что в писцовых книгах до нас дошли данные о 20%общего числа тысячников,получивших поместья в Московском уезде, число их составляло бы около 350 человек. Если учесть, что по приговору от 3 октября 1550года поместья тысячникам должны были быть даны, помимо Московского уезда, также в Дмитровском, Рузском,Звенигородском, Верейском и в Коломенском уезде, то можно прийти к выводу, что цифра тысячников может служить веским аргументом в пользу того, что приговор от 3 октября 1550 года вовсе не являетсянеосуществленным проектом реформы, а представляет собой законодательное выражение политики, проводившейся в жизнь. Поместья тысячников охватывали более или менее равномерно все районы Московского уезда. Из 13 станов, описанных в книгах 70-80 годов, поместья тысячников встречаются в 10 станах. Это подтверждает вывод о том, что раздача земель тысячникам проводилась в широких масштабах и во всем Московском уезде. В московских писцовых книгах оказываются представленными почти все основные рубрики, на которые разделены тысячники в Тысячной книге. Испомещение тысячников представляло собой прежде всего мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения в жизнь приговора 3 октября 1550 года дворяне-помещики получили в свои руки свыше 100 тысяч четвертей земли пахотной земли с соответствующим количеством угодий: лугов и лесов.
1.3. Изменение налоговой системы
Период реформ 50-х годов совпадает с Казанской войной. Как известно, война и реформы требовали огромных средств и поэтому проводятся различные финансовые преобразования. К тому же Россия унаследовала налоговую систему со времен раздробленности государства на княжества. В каждой земле существовали свои налоги, оброки повинности, соответствовавшие традиции и поэтому налоговая система морально устарела и не соответствовала требованиям времени. Реформа налогообложения имела несколько направлений. Первая реформа больнее всего ударила по монастырям. В 1548-1549 годах началась, а в 1550-1551 годах была проведена отмена финансовых изъятий на оплату основных налогов и разнообразных проездных и торговых пошлин - основного источника дохода монастырей. В Судебнике 1550 г. Тарханы (то есть. освобожденные от части или всех платежей в пользу государства) были отменены, в мае 1551 года была проведена перерегистрация всех жалованных грамот с пометкой. Была установлена единая мера определения доходности – «соха» - земельная единица. Были введены новые налоги: «пищальные деньги», «полоняные». Появляются не только новые налоги, но и увеличиваются многие старые. Правители решили в централизованном порядке использовать возросшие за десятилетия платежные способности крестьян. Несмотря на строгое направление увеличения налогового пресса, оскудение дворянства вынудило казну сделать серьезные уступки военному сословию. Отныне служилые люди платили гораздо меньшие налоги со своих земель, чем крестьяне с Севера и монастыри. Налоговые льготы должны были приостановить разорение мелкопоместных дворян, составлявших ядро русской армии По налоговым изменениям, можно сделать вывод, что они были направлены на увеличение доходов государства. Происходит резкое и заметное повышение денежного налогового пресса. Эти преобразования отличались комплектностью и конструктивностью. В итоге реформ власти добились единообразия в налоговой сфере. Еще раз, можно заметить, явный прадворянский характер преобразований
1.4 Судебник 1550 года. Издание Судебника 1550 года было актом огромной политической важности. Основные стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон: 1. Доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона 2. Приговор царя, формулирующий норму, которая должна составить содержание нового закона. На основе новых законов составляются дополнительные статьи Судебника, которые и приписываются к его основному тексту. Основанием для установления нескольких разновидностей законов служит то, что различные законы по-разному проходят намеченные выше стадии законодательного процесса. Основные различия падают на вторую стадию. Если доклад является общим для всех разновидностей законов второй половины XVI века, то вторая стадия законодательного процесса - "приговор”- осуществляется для различных законов по-разному: 1. Приговором одного царя. 2. Приговором царя с боярами. 3. Устным приказом царя ("государевым словом”). Привлечение или непривлечение Боярской думы к обсуждению закона зависелоцеликом от конкретных обстоятельств момента. Традиция предписывала участиебояр в обсуждении новых законов и для большинства их отмечено участие бояр в "приговорах” об издании законов.Боярская дума во второй половине XVI века представляласобой одно из звеньев в государственном аппарате Русского централизованного государства,и хотя аристократический состав думы давал ей возможность занимать позицию защиты княжеско-боярских интересов,но как учреждение дума являлась царской думой, собранием советников царя. Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины XVI века дает возможность сделать еще один вывод большой важности. Это вывод об огромной роли приказов в законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе норм царского приговора. В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства.
1.5 Военная реформа. В целях укрепления вооружённых сил Российской державы в 1550г. правительством Избранной рады Ивана IV начали осуществляться военные реформы. На время походов отменялось местничество. В соответствие с указом царя от 1 октября 1550г. в Московском уезде была испомещена избранная тысяча−1078 провинциальных дворян, «лутчих слуг», призванных составить ядро дворянского ополчения, опору самодержавной власти. Был определён единый порядок прохождения воинской службы: по отечеству и по прибору. Службу «по отечеству» проходили дворяне и дети боярские. Их военно-административные обязанности регулировались изданным в 1556г. «Уложением о службе», переходили по наследству и налагались с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. Эта категория служилых людей формально обеспечивалась окладом от 150 до 450 десятин земли «в трёх полях» и от 4 до 7 рублей в год. Фактически же у государства не было ни таких денег, ни столько свободных земель. С каждых150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина «конно и оружно», а в случае недодачи налагался штраф. С 1550г. из числа служилых людей «по прибору» формируется постоянное стрелецкое войско, имевшее как огнестрельное, так и холодное оружие. Первоначально набранные 3тыс. стрельцов были сведение в 6 «приказов». Они составили личную охрану царя. К концу XVI в. в стрелецком войске насчитывалось уже до 25 тыс. человек, они представляли мощную боевую силу русской армии. К «приборным людям» относились также казаки, пушкари, воротники, казённые кузнецы и другие категории. Неся службу по городам и на границах, «приборные люди» селились отдельными слободами, получая за службу коллективные земельные «дачи» и крайне редко хлебное и денежное жалованье. Помимо этого им разрешалось вести мелкую торговлю и заниматься промыслами. В военную службу нанимались и иностранцы- служилые иноземцы, в основном поляки и немцы, в основном поляки и немцы, число которых в русской армии к концу XVI в. составляло около 2,5 тыс. человек.
Заключение. В государственной деятельности Ивана IV выделяются два этапа: до опричнины и после нее. Основная часть реформ падает именно на первый период.На резкую перемену реформаторской политики Ивана IV повлияло негативное отношение привилегированных слоев русского общества к его реформам плюс личная драма царя, связанная со смертью его жены Анастасии.Иван IV был доведен до крайности опричнины разочарованием в природе человека, который чаще думает о себе, чем о "государственной пользе”. Иван же ставил перед собой задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне, как ему казалось. Некоторые разночтения между основной частью и выводами связаны с тем, что в работе преобладает формальный подход к исследованию материала, но мы знаем, что в истории существуют вещи, стоящие выше фактов и часто носящие личный характер. Именно эти стороны исторического процесса дают возможность сделать вывод, что положительные реформы 50-х годов продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину. Но с другой стороны, реформы 50-х годов XVI века сыграли огромную положительную роль в истории Русского государства. сторический период преобразований в жизни России во времена правления царя Ивана Грозного 1547-1584 гг, имел важное значение для укрепления центральной власти в государстве, успехов внутренней политики и внешнеполитических побед. Иван ставил перед собой задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне, как ему казалось, хотя в его работе больше прослеживается путь реформ только на уровне высших сословий. В царствование Ивана IV осуществляется широкая систематическая государственная реформа. Эти преобразования стоят в тесной связи с внешними отношениями Московской России, её укрепления и расширения как Российского государства. Реформы 50-х годов XVI века Ивана Грозного сыграли огромную положительную роль в истории Русского государства.
Список использованной литературы 1)Альшиц Д.Н. "Начало самодержавия в россии: Государство Ивана Грозного”.2003 г. 2)Бархушин С.В. "Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран” 2005 г. 3)Зимин А.А. "Реформы Ивана Грозного:Очерки соц.-эконом. и полит. истории середины XVI в.” 2001 г. 4)Зимин А..А., Хорошкевич А.Л. "Россия времени Ивана Грозного” 2003 г. 5)http://www.historymill.com/B/04/06.htm Похожие статьи:
|
|