ФИМ / ГО и Социология / Контрольная работа по философии на тему: Философия Томаса Гоббса
(автор - student, добавлено - 2-08-2020, 17:12)
Скачать:
Контрольная работа по философии на тему:
Философия Томаса Гоббса
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3 1. Биография……………………………………………………………………...4 2. Гоббс очеловеческой природе иправе…………………………………..7 3. Учение огосударстве……………………………………………………….10 4. Экономические воззрения…………………………………………………...14 Заключение……………………………………………………………………….17 Список использованной литературы……………………………………………19
Введение
Одним изнаиболее выдающихся английскихмыслителей по правусчитается Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Именно ему, егополитическим и правовымвзглядам и посвященмой реферат. Учения иидеи Гоббса, создавшего первуюв истории философиивсеобъемлющую систему механистического материализма, в которойон попытался охватитьвсе известные тогдаобласти научного знания -сыграли очень важнуюроль в историиразвития философской мысли. Однаков центре еговнимания были именноправовые и социально-политические вопросы. Егоглавный политический исоциологический труд "Левиафан”стал для многихмыслителей Нового времениисточником и стимуломк исследованию природыгосударственной власти, вопросов моралии права. Проблема власти, проблема генезисаи сущности государственного устройства былаодной из центральныхфилософско-социологическихпроблем, стоявших перед передовымимыслителями в периодXVI-XVII века - период созданиянациональных государств в Европе, укрепления ихсуверенитета и формирования государственных институтов. В Англии, в условиях революции и гражданской войны, этапроблема стояла особенноостро. Поэтому становление Гоббсакак мыслителя невозможноотделить от эпохианглийской буржуазной революцииXVIIв., без сомнения повлиявшейна его взгляды. Субъективно же он считал себя бескорыстным искателем истины, необходимой всему человеческому роду. Только присущая Гоббсу самозабвенная преданность науке и философии позволила ему достичь тех значительных результатов в области философии, которые делают его труды и произведения интересными и поучительны- ми до наших дней.
1. Биография Томас Гоббсродился 5 апреля 1588 года вблизинебольшого городка Мальмсбери, расположенного всеверной части Уилтшира, одного изюго-восточных графств Англии. Егоотец был скромнымсельским священником, мать происходилаиз простой крестьянскойсемьи. Первоначальное образованиеГоббс получает в приходскойшколе. Так как умальчика обнаруживаются недюжинныеспособности и большаясклонность к учебе, егоопределяют в восьмилетнемвозрасте в городскуюшколу Мальсмбери. Затем Гоббсучится в соседнемВеспорте, в частном учебномзаведении, открытом там некимЛатимером, любителем и знатокомдревних языков. Латимер обратилвнимание на одаренногоребенка и сталдавать ему повечерам дополнительные уроки. УспехиГоббса были настольковелики, что в неполных14 лет он смогсделать стихотворный латинскийперевод трагедии древнегреческого драматургаЕврипида "Медея”. В 1603 г. присодействии Латимера иматериальной поддержке своегодяди, состоятельногоремесленника, заменившегоему умершего незадолгодо этого отца, Гоббспоступает в одиниз колледжей Оксфордскогоуниверситета. Там он провелпять лет, узучая аристотелевскую логику ифизику, а также совершенствуясвои познания вгреческом и латинскомязыках. Получив ученую степеньбакалавра искусств иправо чтения лекцийпо логике, молодой Гоббсне захотел, однако, пополнить собою рядыуниверситетских преподавателей. В научно-философском развитии Гоббса огромную роль сыграли его поездки наЕвропейский континент, главным образом в Париж. Они дали английскому мыслителювозможность глубоко изучитьфилософию, личнопознакомиться с еевиднейшими представителями, и принятьсамое активное участие в обсуждении важнейших философских проблем того времени. Постепенно у Гоббса складываются принципы его собственного учения. [1] В 1636 г.Гоббс встречается сГалилеем и имеетвозможность, путем непосредственного общенияс великим итальянскимученым, еще глубже познакомитьсяс его естественнонаучными и философскимиидеями. 1637 г. застаетГоббса снова вАнглии, где постепенно складываетсяреволюционная ситуация. Томас Гоббс, простолюдин отрождения, жил в течениемногих лет всемье английских аристократов, постоянно общалсяс представителями высшейзнати, среди которых у него былонемало друзей изнакомых. Все это немогло не отразитьсяна политических взглядахГоббса. В 1640 г. Гоббссоздает первый набросокбудущей философской системы. Сочинение, получившее название"Основы права”, касается каквопросов о человекеи его природе, таки политических проблем. Внем доказывается, в частности, преобладание абсолютнойвласти. Однако защиту суверенныхправ верховной властиГоббс строит нена ссылках набожественный характер монархии, ана принципах теорииестественного права идоговорного происхождения государства. Сочинение хотяи не былоопубликовано, получило довольно широкуюогласку. Оно,распространяясь в рукописныхсписках, стало известно ив придворных кругахи сторонникам парламента. Понятно, что парламентскиелидеры не моглиодобрить политических симпатийГоббса. Опасаясь, что его могутпривлечь к ответственности какзащитника единовластия короля, Гоббспокидает Англию. Это былопоследнее и самоедлительное пребывание Гоббсаза границей. Оно продолжалосьсвыше десяти лет (с 1640 по 1651 г.) и сыгралобольшую роль вжизни философа. Годысвоего вынужденного изгнанияГоббс проводит воФранции, ставшей во времяреволюции убежищем многиханглийских эмигрантов. Именно вэто время онинтенсивно работает надосуществлением своего замысла – создать философскуюсистему, которая охватила бытри области действительности: мир неодушевленных тел, человекаи гражданское общество. Гоббс нескрывал от читателей, что, излагая своивзгляды о правахверховной власти и об обязанностяхгражданина повиноваться ей, оннадеялся положить конецспорам по этомувопросу и способствовать темсамым прекращению "смуты”в государстве. Убеждая читателей, что подчинениегосударственной власти несовместимос участием "ввосстании, заговоре или союзепротив государства”, Гоббс откровеннозаявлял, что осуждает тех, кторазвязал войну противзаконной власти. Вернемся жек биографии мыслителя. В1646 г. в жизни Гоббсапроисходит еще одноважное событие. Он получаетпредложение стать преподавателем математикинаследника английского престолапринца Уэльского (будущего короляКарла II). Столь почетный постне особенно обременяетфилософа, и большую частьсвоего времени онпосвящает научной деятельности. Продолжаяразработку "Основ философии” Гоббс старалсязавершить первые двечасти намеченной системы – "Отеле” и "Очеловеке”. Однако работа надрукописями продвигалась оченьмедленно, и прошло немалолет, прежде названные сочинениябыли опубликованы. Одной изпричин такой задержкиявилась тяжелая болезньГоббса, едва не стоившаяему жизни. Заболев вавгусте 1647 г. Гоббс околотрех месяцев былприкован к постели. Оннастолько плохо чувствовалсебя, что распорядился передатьвсе свои рукописипарижским друзьям, с тем,чтобы они былиизданы после егосмерти. Но, в конце концов, организм егосправился с болезнью,и Гоббс смогвернуться к работенад главным произведением. Это был"Левиафан” – важнейший труд ТомасаГоббса. Создание "Левиафана”, отодвинувшее на второйплан его работунад "Основами философии”, было ускоренообстоятельствами внутриполитической жизниАнглии, где завершилась втораягражданская война, которая принеслапобеду парламента исвержение монархии. "Левиафан” вышел свет в 1651 г. в Лондоне наанглийском языке. Полное названиекниги: "Левиафан или материя, форма ивласть государства церковногои гражданского”. В этомпроизведении государство уподобляетсябиблейскому чудовищу, о которомв книге Иоваговориться, что на светенет ничего сильнееего. Гоббс, по его собственнымсловам, стремился поднять авторитетгражданской власти, с новойсилой подчеркнуть приоритетгосударства перед церковьюи необходимость превращениярелигии в придатокгосударственной власти. "Левиафан” представляет собой наиболееполное и систематическое изложениесоциально – политическойтеории Гоббса.[2] Книга состоитиз четырех частей. Впервой части излагаетсяучение о человеке. Вторая – посвящена происхождениюи сущности государства. Третья ичетвертая части книгисодержат критику притязанийцеркви (в особенности католической) на властьи самостоятельность поотношению к государству. Здесь жедается рационалистическая интерпретацияСвященного писания. Последние годыжизни Гоббса проходятв интенсивной литературнойработе. Он продолжает полемикусо своими научнымипротивниками, пишет книгу поистории церкви, на восемьдесятчетвертом году жизнииздает свою автобиографию, написанную латинскимистихами, а также приступаетк переводу наанглийский язык поэмГомера. В 1675 г. выходитв свет перевод"Одиссеи”, в 1676 г. "Илиады”. В1677 г. обе поэмы появляютсяв одном издании. Умер ТомаГоббс в 1679 г. надевяносто втором годужизни. Он был похороненв Гардвиге. На могилефилософа была поставленамраморная плита слатинской эпитафией: "Достойный муж, широко известныйблагодаря своей ученостина родине ина чужбине”. 2. Гоббс очеловеческой природе иправе. Английскийфилософ, как и многиедругие передовые мыслители тойэпохи, пытался объяснить сущность общественной жизни, исходяиз принципов "человеческой природы". Учение Гоббса очеловеке включало чрезвычайноважное положение: "люди равныот природы”. Английский мыслительутверждал, что природа сделалалюдей равными вотношении их физическихи умственных способностей. Имеющиеся различияв этом отношениине настолько велики, чтобыодин человек могпретендовать на какое-нибудьблаго исключительно длясебя и вущерб другим людям. Однакокакова же человеческаяприрода, каковы те влеченияи склонности, которые определяют, вконечном счете, поведение людей. ОтветГоббса предельно ясени недвусмыслен: "люди отприроды подвержены жадности, страху, гневу иостальным животным страстям, ониищут почета ивыгод”, действуют "ради пользыили славы, то естьради любви ксебе, а не кдругим”. Эгоизм объявляется, таким образом, главным стимуломчеловеческой деятельности. Но Гоббсне осуждает людейза их эгоистическиенаклонности, не считает, что онизлы по своейприроде. Ведь злы несами желания людей, указывает философ, а только результатыдействий, вытекающих из этихжеланий. Что касаетсястраха и недовериялюдей друг кдругу, то они проистекают, по Гоббсу, из-за равенствафизических и умственныхспособностей людей. Из-за равенстваже способностей людейвозникает равенство надеждна достижение целей, которые ониперед собой ставят. "Вотпочему, если два человекажелают одной итой же вещи, которой, однако, они немогут обладать вдвоем, онистановятся врагами”. Итак, всамой природе людейзаложены причины длясоперничества, недоверия и страха, которые приводятк враждебным столкновениями насильственным действиям, направленным на то, чтобы погубить илипокорить других. К этомуприсоединяется жажда славыи разногласия вомнениях, которые также заставляютлюдей прибегать кнасилию. Словом возникает "войнавсех против всех”. Входе такой войнылюди употребляют насилие, чтобы подчинитьсебе других илиже в целяхсамозащиты. Но, так илииначе, каждый является врагомкаждого, полагаясь только насобственную силу иловкость, находчивость и изобретательность. О подобномсостоянии всеобщей войныи противоборства Гоббспишет как о"естественном состоянии человеческогорода” и трактуетего как отсутствиегражданского общества, то естьгосударственной организации, государственно-правового регулирования жизнилюдей. В естественном состоянии, отмечал философ, действует лишьестественное право, позволяющее человеку "делатьвсе, что ему угоднои против когоугодно”. Мерилом права вестественном состоянии являетсяпольза, ибо каждый человек, действуя насвой страх ириск, добивается того, что емувыгодно, что служит егоинтересам.[3] Гоббсне только неидеализировал естественное состояниечеловечества, а, напротив, подчеркивал, что ономешает нормальному развитиюобщественной жизни, отвлекает силы испособности людей отсозидательной деятельности. В естественном состоянии, писал Гоббс, нетместа трудолюбию, так какникому не гарантированыплоды его трудаи даже собственнаябезопасность. Понятно, что у людейв таком состоянииотсутствуют всякие стимулыдля занятия земледелиеми скотоводством, для развитияремесла и торговли. Немогут при такихусловиях появиться, естественно, науки иискусства. Словом, в обществе, где нетгосударственной организации иуправления, царят произвол ибесправие, «и жизнь человекаодинока, бедна, беспросветна, тупаи кратковременна». Не удивительно, что людижаждут выйти изэтого жалкого состояния, стремятся создатьгарантии мира ибезопасности. Чувства и разумдиктуют им необходимостьотказа от естественногосостояния и переходак государственному устройству. Витоге подобных устремленийестественное право уступаетместо естественному закону, согласно которому«человеку запрещается делатьто, что пагубно дляего жизни иличто лишает егосредств к ее сохранению». Согласно Гоббсу, следует различатьправо и закон, ибоправо состоит всвободе делать илине делать что-либо, между темкак закон определяети обязывает ктому или другомучлену этой альтернативы. Важно такжеподчеркнуть, чтоестественный закон, по Гоббсу, неесть результат соглашениялюдей, а представляет собойпредписание человеческого разума. Страхсмерти, желание не толькосохранить свою жизнь, нои сделать ееприятной - таковы, поГоббсу, чувства, склоняющиелюдей к миру. Разумже подсказывает людямтот путь, который можетобеспечить им мирнуюжизнь и процветание. Таким велением«правого разума» ивыступает естественный закон, предписывающий людямдобиваться мира исогласия. Первый иосновной естественный законгласит: нужно искать мирвсюду, где можно егодостичь; там же, где мирадостичь невозможно, нужно искатьпомощи для ведениявойны. Из основного законаГоббс выводит, остальные естественныезаконы. При этомособое значение онпридает второму естественномузакону, гласящему: «...правовсех на всеневозможно сохранить, необходимо или перенестина других некоторыеправа, или отказаться отних».[4] Комментируя этотзакон, Гоббс указывает, что в том случае, еслибы каждый человекстремился удержать своеправо на все, людинаходились бы всостоянии войны. Но таккак, согласно первому естественномузакону, люди стремятся кмиру, то они должнысогласиться отказаться отправа на всевещи и довольствоваться такойстепенью свободы поотношению к другим, какуюони допустили быпо отношению ксебе. Но что значитотказ от права? Отказаться отправа на что-нибудь, поясняет Гоббсв «Левиафане», это значитлишиться свободы препятствовать другомучеловеку пользоваться правомна то жесамое. Тот, кто отказывается отсвоего права, не даетэтим ни одномучеловеку права, которым последнийне обладал быранее, ибо от природывсе люди имеютправо на все. "Отказаться отсвоего права означаетлишь устраниться спути другого, означает лишьустраниться с путидругого, с тем, чтобы непрепятствовать ему виспользовании его первоначального права”. Отрекаясь илиотступаясь от своегоправа, человек берет темсамым на себяопределенное обязательство, или долг. Причемсила подобных обязательствлежит не вих собственной природе, подчеркивает автор "Левиафана”, ибо человек весьмалегко нарушает данноеим слово, а вбоязни того зла, котороенеминуемо влечет засобой их нарушение. Важно такжеотметить, что, согласно Гоббсу, не всеправа человека могутбыть отчуждаемы. Прежде всегочеловек не можетотказаться от правазащищать свою жизньи оказывать сопротивлениетем, кто нападает нанего. Нельзя требовать иотказа от правасопротивления насилию, попыткам лишения свободы, заключения втюрьму и т.п. Отчуждение правможет происходить посредствомили простого отреченияот них, или жеперенесением на другоелицо. Взаимное перенесение правосуществляется людьми вформе договора. Соглашения могутзаключаться людьми какпод влиянием страха, таки добровольно. Всего в"Левиафане” Гоббс упоминаетдевятнадцать естественных законов. Достаточно сказать, чтобольшинство из нихносит характер требованийи запретов: быть справедливым, милосердным, уступчивым, незлопамятным и вто же времяне быть жестоким, мстительным, надменным, вероломным и т.д. Резюмируя всеестественные законы, Гоббс сводитих к одномуобщему правилу: ”не делайдругим того, чего тыне желал бы, чтобыбыло сделано по отношению ктебе". Именногосударство, подчеркивалмыслитель, созданное в целяхобеспечения мира ибезопасности, в состоянии гарантироватьсоблюдение естественных законов, придавая имхарактер законов гражданских. Гражданские законы, посвоему содержанию совпадаютс естественными законамии отличаются отних только тем, чтоопираются на силугосударственной власти. Поэтому всякиепроизвольные выдумки законодателейне могут бытьгражданскими законами, так какпоследние по сутиявляются теми жеестественными законами. Их нельзяни отменять, ни изменятьпростым волеизъявлением государства. 3. Учение огосударстве Всвоей книге "Огражданине”, Гоббс в систематической форметрактовал вопросы опроисхождении и сущностигосударства. Ошибочное, помнению Гоббса, положение о том, что человек естьобщественное животное имеетсвоим источником поверхностноерассмотрение человеческой природы. Когда гражданскоеобщество уже установлено, когда государстводавно существует, может показаться, замечает Гоббс, чтолюди не всостоянии жить внеобщества, что ими движетприрожденная склонность кобщественной жизни. Однако первоначальное состояниелюдей, которое существовало довозникновения государства, было состоянием ожесточеннойи всеобщей войны, постоянного соперничества, жестокой конкуренции. Это состояниевойны всех противвсех Гоббс отнюдьне случайно называлестественным состоянием человеческогорода. Оно является таковым, потому чтосоответствует эгоистической природечеловека, его животному естеству. Нолюди обладают нетолько "животными страстями”, уних есть такжестрасти, склоняющие их кмиру: страх смерти, чувство самосохранения. Главное жесостоит в том, чтоу людей есть"естественный разум”, велением которогои выступает требованиемира. Это требование - первый иосновной естественный закон, который предписываетлюдям вступить всоглашение друг сдругом с цельюобеспечения безопасности. Гарантией же безопасностиможет быть толькотакая общая власть, которая объединяети сплачивает множестволюдей, которая обладает реальнойсилой, чтобы защищать людей отвнешних врагов иот несправедливостей, чинимых друг другу. Корочеговоря, чтобы люди жилив мире, чтобы онимогли заниматься мирнымтрудом, необходимаабсолютная власть государства – того великогоЛевиафана, которому мы обязаны своиммиром и своейзащитой.[5] Это властьземного, а не небесногопроисхождения. Она возникла непо божественному установлению, а врезультате общественного договора, добровольного соглашениялюдей. Правда существует идругой путь образованиягосударства. Это путь, основанный на силе изавоевании. Гоббс называет его"естественным способом происхождениягосударства”. Но философ отдаетпредпочтение политическому государству, установленному самимилюдьми в своихобщих интересах. В этомслучае "граждане пособственному решению подчиняютсебя господству одногочеловека или собраниюлюдей, наделяемых верховной властью”. Всосредоточении власти вруках одного человекаили же собраниялюдей Гоббс иусматривал сущность государства. Развернутое жеопределение последнего, содержащееся в "Левиафане”, гласит: "государство естьединое лицо, ответственным задействия которого сделалосебя, путем взаимного договорамежду собой, огромное множестволюдей, с тем, чтобы этолицо могло испытатьсилу и средстваих так, как сочтетнеобходимым для ихмира и общейзащиты”. В этом определенииследует обратить вниманиена три момента: 1) Государство естьединое лицо. Это неозначает, что во главегосударства должен обязательностоять один человек. Суверенная властьможет принадлежать и"собранию людей”. Но вобоих случаях властьгосударства едина инераздельна, она сводит волювсех граждан "вединую волю”. 2) Люди, создавшие государство путемвзаимного договора, не толькосанкционируют все егодействия, но и признаютсебя ответственным заэти действия. 3) Верховнаявласть может использоватьсилы и средстваподданных так, как сочтетэто необходимым дляих мира изащиты. При этом верховнаявласть не несеткакой-либо ответственности засвои действия передподданными, и не обязанаотчитываться за этидействия перед ними. [6] Государство поГоббсу, это - великая и могучаясила, своего рода "смертныйБог”, безраздельновластвующий над людьмии возвышающийся надними. И хотя людисоздали эту силудля защиты своейжизни и обеспечениябезопасности, то есть всвоих собственных интересах, она действуеттак, как считает нужным, и, нив чем самане зависит отсвоих подданных, требует отних беспрекословного подчиненияи полного послушания. ИГоббс делает вывод: "Верховная властьне может бытьпо праву уничтоженарешением тех людей, соглашением которыхона была установлена”. Для оправданияверховной власти государстваГоббс выдвигает тезис: "Верховная властьне столь пагубна, какотсутствие ее”. Развивая его, философутверждал, что неудобства истеснения, проистекающие из-за неограниченной властисуверена над подданными, не идутни в какоесравнение с бедствиямии несчастьями, сопутствующими гражданской войне, или состоянием безвластья, когда людине подчиняются законами не признаютнад собой никакойвласти, удерживающей их отграбежа и насилия. Словом, единственной альтернативойсостоянию войны всехпротив всех служит, поГоббсу, ничем не ограниченнаягосударственная власть. Интересно, что прерогативы верховнойвласти распространялись Гоббсоми на имущественныеотношения граждан ина их духовнуюжизнь. Государство и толькогосударство может предписыватьте правила, которые указываюткаждому человеку, какими благамион может пользоватьсяи какие действияон может предприниматьс целью преумноженияэтих благ. Государство стоитна страже частнойсобственности граждан, да исамо существование собственностицеликом зависит, по Гоббсу, отустановления верховной власти, ибодо этого, в естественномсостоянии, когда все людиимели право навсе, ни о какомвладении собственностью немогло быть иречи. Государство призвано осуществлятьконтроль и за умами своихподданных, следить за тем, чтобыне получали распространения мненияи учения, противодействующие мируи согласию. С этойцелью Гоббс считаетне только возможным, нои необходимым введениецензуры. По мнению Гоббса, свобода подданныхвполне совместима снеограниченной властью суверена, если подсвободой понимается несвобода от законов, асвобода делать то, чтоне указано всоглашениях с властью. Гоббс выступалпротив мелочной регламентацииличной жизни граждансо стороны верховнойвласти, котораяпредоставляла известные праваи свободы вэтой области. "Законы недолжны регулировать делалюдей более детально, чемтого требует благограждан и государства”,-отмечал философ. Гоббс выступаеткак противник теорииразделения властей, согласно которойзаконодательная, исполнительнаяи судебная властине должны совпадать. Такое разделениевластей было длянего единственной причинойгражданской войны вАнглии. Государственная власть, как считает Гоббс, чтобывыполнить свое главноеназначение (обеспечение мира ибезопасности граждан), должна быть нераздельнойи суверенной. Она должнастоять выше всехи не должнаподлежать чьему-либо судуи контролю. Она должнабыть выше всехзаконов, ибо все законыустанавливаются ею, и толькоот нее получаютсвою силу. Верховная власть, выражающая, по егомнению, общие интересы подданных, изображается какнадклассовая сила. За нейон не видитни экономических, ни политическихинтересов каких-либо социальныхгрупп. Целиком подчиняяиндивида абсолютной властигосударства, Гоббс, тем не менее, оставляет емувозможность воспротивиться волесуверена. Эта возможность- право навосстание. Она открывается лишьтогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивидаубивать или калечитьсамого себя, либо запрещаетзащищаться от нападенияврагов. Защита своей собственной жизниопирается на высший законсвоей природы -закон самосохранения. Закон этотне вправе преступатьи суверен. Иначе онрискует потерять власть. Уподобляя государствоЛевиафану (который является лишьискусственным человеком, хотя иболее крупным поразмерам и болеесильным, чем естественный человек,для охраны которогоон создан), Гоббс подчеркивает, что всякийгосударственный организм можетсуществовать только вусловиях гражданского мира. Смутаесть болезнь государства, а гражданскаявойна – его смерть. Таким образом, Гоббс выявляетпричины, ведущие его к распаду игибели. На первое местоон ставит недостаточность абсолютнойвласти, считая это главнымисточником внутренних междоусобиц. Затем идутразличные "ложные учения”, противоречащие природегосударства и способствующие егоослаблению. К ним Гоббсотносит, прежде всего,мнение, согласно которому каждыйотдельный человек вправерешать, какие действия хорошии какие дурны. Отвергая этомнение, Гоббс вновь подчеркивает, что мериломдобра и злаявляется гражданский закон, асудьей – законодатель, которыйвсегда представляет государство. К ложнымучениям, направленным против сущностигосударства, Гоббс относит такжеупоминавшееся мною раньшеучение о делимостиверховной власти. Делить власть, – значит разрушатьее, доказывает философ. Особый взглядбыл у Гоббсаи на межгосударственные отношения. Эти отношениямогут быть, по Гоббсу, только отношениямисоперничества и вражды. Государства представляютсобой военные лагеря, защищающиеся другот друга спомощью солдат иоружия; они находятся вположении гладиаторов, направляющих оружие другна друга изорко следящих другза другом. Государства какбы пребывают всостоянии войны всехпротив всех, в которомбыли люди доустановления государственной власти. Итакое состояние государств, подчеркивает Гоббс, следует считатьестественным, так как онине подчиняются никакойобщей власти, инеустойчивый мир междуними вскоре нарушается. Ни одинполитический мыслитель, начиная с Платонаи Аристотеля, не обходилсвоим вниманием вопросо формах государственного правления. Немог пройти мимоэтого вопроса иГоббс. Он различает тривида государства: монархию, демократию и аристократию. К первомувиду относятся государства, в которыхверховная власть принадлежитодному человеку. Ко второму -государства, в которых верховнаявласть принадлежит собранию, гделюбой из гражданимеет право голоса. Этотвид государства Гоббсназывает также народоправством. К третьемувиду относятся государства, в которыхверховная власть принадлежитсобранию, где правом голосаобладают не всеграждане, а лишь известнаячасть их. Что касаетсядругих форм правления (таких кактирания и олигархия), то Гоббсне считает ихсамостоятельными видами государства. Тирания этота же монархия, аолигархия ничем неотличается от аристократии. Смысл этихтерминов состоит поГоббсу в том, чтов них вкладываетсяпорицание соответствующих формгосударственного устройства. Те, кто осуждает монархию, именуют еетиранией. Те же, кто недоволен аристократией, называют ее олигархией. На том же основаниилюди, несогласные с демократиейхарактеризуют ее каканархию, что обозначает отсутствиевсякого правления. Надо отметить, чтоГоббс не уделялособого внимания проблемегосударственных форм. По егомнению, "власть, если только онадостаточно совершенна, чтобы бытьв состоянии оказыватьзащиту подданным, одинакова вовсех формах”. И всеже симпатии Гоббсана стороне монархии. Онубежден, что она лучшедругих форм выражаети реализует абсолютныйхарактер власти государстваи более другихпригодна к осуществлениютой цели, во имякоторой и созданогосударство, "а именно к водворению мираи обеспечению безопасностинарода”.
4. Экономические воззрения По Гоббсу, абсолютная властьгосударства распространяется ина экономическую жизньобщества. А так какодной из главныхфункций государства являетсязабота о благосостоянии граждан, тоэтим и объясняетсявнимательное исследование Гоббсомэкономической политики ивопросов, связанных с производствоми распределением материальныхблаг. Все эти вопросыполучили отражение вразличных сочинениях философа, и, прежде всего, в"Левиафане”. Производство ираспределение целиком зависятот государства, ирегулируется им. Государство устанавливаети формы собственности: от него и толькоот него, по Гоббсу, исходит решениевопроса о том, чтоесть мое, твое и его. В первуюочередь государство распределяетсреди подданных земли. Причемправо собственности подданногона свои землиисключает право пользованияими всех другихподанных, но не суверена. Каки распределение земельв стране, точно такжеделом суверена являетсяопределение мест иобъектов внешней торговли. Этамонополия внешней торговлимотивировалась Гоббсом тем, чтопредоставление права торговатьс другими странамичастным лицам можетбыть использовано вовред государству. Государству принадлежит, наконец, право регулировать имущественныеотношения между подданными, определять, в какойформе должны заключатьсяразличные договоры исделки. "Деньги – кровь государства” – утверждает Гоббс. Онобращает внимание натакие функции денег, какмерило ценности всехвещей, средство обращения инакопления. Недостатокденежных средств, необходимых для потребностейгосударства, Гоббсрассматривает как однуиз причин егоослабления и дажевозможной гибели. Ответственность за образованиедефецита в государственном бюджетемыслитель возлагает наподданных. Он вменяет имв вину то, чтоони забывают оправах суверена наих землю идвижимое имущество, полагая, что могут полностьюраспоряжаться своею собственностью. Отсюда ивозникают трудности привзимании денег, особенно когданадвигается война игосударству требуется увеличитьпоступления в казну. Поэтому вэтих условиях, считает Гоббс, верховная властьвправе прибегнуть кнасильственным мерам. От государственной властитребуется справедливо взиматьналоги с подданных, осуществляя приэтом равномерное налогообложение. Последнее можетбыть достигнуто, по мнениюГоббса, лишь тогда, когда сумманалога будет определятьсяне размером богатства, аразмером потребления. Гоббс вменяетв обязанность государстваи заботу онетрудоспособных членах общества. Чтокасается здоровых ифизически сильных людей, тоони обязаны трудитьсяи если ониотлынивают от работы, тогосударство должно заставитьих работать. Если жемасса трудоспособных, но необеспеченных работой людей продолжаетрасти, то они должныбыть переселены внедостаточно заселенные страны. Когдаже весь мирокажется перенаселенным, тогда останетсякак самое последнеесредство – война. Потомство идети государства, - это колонии. Ихосновывает группы людей, чтобызаселит чужую страну. Когдаколония устроилась, то переселенцыили образуют самостоятельное государство, или жеостаются провинциями тогогосударства, из которого онивышли. Характеризуя высшийзакон государства – заботиться о благенарода, Гоббс подчеркивал, что еговыполнение требует отверховной власти нетолько охранять мири безопасность граждан, нои содействовать ихобогащению. Последнее же достигаетсяс помощью законов, поощряющих развитиеискусств и ремесел, приносящих выгодуи предписывающих вместес тем бережливость. Частное богатствоне должно бытьпоэтому чрезмерным, "ибо деньгамповинуются все”, и онимогут использоваться вовред общему благу.. Чтоже касается техзаконных средств, которые ведутк обогащению, то ихтри, а именно: «доход сземли и воды, труди бережливость...». Использование этих средствпредполагает, по мнению Гоббса, всемерное развитиеземледелия и рыболовства, поощарение мереплавания, а такжемеханики и математики. Одновременно должныбыть приняты законы, запрещающие бездельеи осуждающие расточительство. Следует добавить, чтосоциально-политическаяпрограмма Гоббса содержитряд замечательных догадоки предвосхищений, которые былиразвиты впоследствии классикамианглийской политической экономии: Смитом, Петти, Рикардо.
Заключение Есть многоспорных, неоднозначныхмоментов в мировоззренииГоббса, однако вряд лиможно найти другоготакого теоретика государства, права, морали, который пользовалсяна протяжении XVII – XVIII вв. (да и более позднегопериода) таким же вниманиемкак Томас Гоббс. Можнопочти с уверенностьюсказать, что практически всеконцепции государства иправа Европы тоговремени складывались взначительной степени подзнаком проблем, которые поднялэтот великий английскиймыслитель. Гоббса, рассматривающего всвоих трудах человекане столько какособое физическое тело, сколькокак гражданина, частицу общественногоорганизма - также можно поправу считать однимиз основоположников социологии. Ине случайно имя ТомасаГоббса навсегда вошлов историю философии, историю социальной, правовой иполитической мысли. Итак, из философской системы Томаса Гоббса можно выделить, что государство, или искусственный человек (Левиафан), в форме монархии является единственным путем к спасению от хаоса и гражданской войны. Великий философ видит, что все современные ему государства должны отмирать. Те государства, которые не соответствуют идеальному государству Томаса Гоббса, обречены на вымирание и опять люди вернутся к естественному состоянию войны всех против всех, и так будет продолжаться бесконечно долго, пока они не построят государство по прототипу Левиафана. Идея идеального государства по Томасу Гоббсу стала идеей тоталитарного государства. XX век показал, что тоталитарные государства имеют право на существование. Но эти государства, построенные на крови, быстро распадались или были завоеваны другими тоталитарными государствами. Конечно, тоталитаризм с точки зрения современного человека недопустим из-за его не гуманному отношению к личности, но с точки зрения человека XVII – XVIII веков в этом не было ничего постыдного. Но нас рассудит история. Мы не можем предсказать, как будет развиваться наше сознание, может быть когда-нибудь и осуществится мечта Томаса Гоббса и будет построено такое государство, какое описывал в своей философской системе великий ученый. А может идеи его никогда не найдут отражения в нашей будущей истории. Время покажет кто прав. Гоббс является таким философом, которого трудно причислить к какому-либо направлению. Он был эмпириком, как Локк, Беркли и Юм, но в отличие от них он был приверженцем математического метода не только в чистой математике, но и в её приложениях к другим отраслям знания. Опираясь на собственную теорию языка, как связь знаков, Гоббс пытается решать проблему обобщенного достоверного знания в науке, выступая как сторонник и продолжатель средневекового номинализма. «Для Гоббса мыслительная познавательная деятельность человека связана только со словами, с именами и поэтому всегда носит условный характер». Мощный ум Гоббса, его проницательность позволили Гоббсу построить систему, из которой черпали, как из богатого источника, все буржуазные мыслители не только семнадцатого, но и восемнадцатого и двадцатого веков вплоть до современности. Современники и последователи теории Гоббса ценили его чрезвычайно высоко - так Д. Дидро в своих изысканиях не раз хвалил высокую четкость и определенность в трудах Гоббса, он сравнивал его с тогдашним корифеем сенсуализма Локком и даже ставил Гоббса выше его. О высокой оценке Гоббса свидетельствует характеристика Маркса, в которой он хотя и подчеркивает физическую и механистическую ограниченность Гоббса, но вместе с тем Маркс видит в нем одного из родоначальников материализма нового времени.
Список использованной литературы 1. Вишневский М.И. Философия : учеб. пособие / М.И. Вишневский – Минск: Высш. шк.,2008 г.- 479 с. 2. Мареева Е.В., Философия науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей/Майданский А.Д. – Москва 2008г.– 333 с. 3. Мееровский Б.В. "Томас Гоббс”.Изд-во "Мысль”.1975г.-243с. 4. "Мир философии”.Изд-во "Издательствополитической литературы”. 1991г. 5. Скирбекк Г. История философии: учебное пособия для студентов высших учебных заведений / под ред. В.И.Крымского – М.,2008 г. – 800 с. [1]Мееровский Б.В. "Томас Гоббс”. Изд-во "Мысль”.1975г.-43с. [2]Мееровский Б.В. "Томас Гоббс”. Изд-во "Мысль”.1975г.-123с. [3]Мареева Е.В., Философия науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей/ Майданский А.Д. – Москва 2008г.– 133 с. [4]Скирбекк Г. История философии: учебное пособия для студентов высших учебных заведений / под ред. В.И.Крымского – М.,2008 г. – 800 с. [5]Мееровский Б.В. "Томас Гоббс”. Изд-во "Мысль”.1975г.-201с. [6]Мареева Е.В., Философия науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей/ Майданский А.Д. – Москва 2008г.– 233 с. Похожие статьи:
|
|