ФИМ / ГО и Социология / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу «социологии» на тему: «Проблема равенства жизненных шансов в полиэтническом обществе»
(автор - student, добавлено - 2-06-2014, 16:34)
СКАЧАТЬ:
Содержание
2.1Этническая общность. Этнос. …….………………………………….3 2.1.1. Народ…………………………………………………………4 2.1.2 Нация…………………………………………………………6 2.2 Национально-этнические отношения………………………………..10 2.2.1 Субъекты национальных отношений…………………..11 2.2.2 Реализация статуса государственных языков как фактор межэтнического согласия и конфликтности…………............11 2.2.3 Содержание межнациональных отношений……………14 2.2.4 Социальная сфера национальных отношений…………17 2.2.5 Социологические исследования, проведенные в городе Альметьевске в 2003 году…………………………….…19 2.2.6 Национальные интересы………………………………..26
1. Введение Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов. Попробуем разобраться в сути этих явлений и отражающих их понятий, а также в содержании национально-этнических отношений и исторических тенденциях их развития, в содержании так называемого национального вопроса и его решении в современных условиях.
2.Этническая Социология 2.1 Этническая общность. Этнос. Этническая общность — это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего — общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура. Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов. К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались друг от друга своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой — от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена — это форма организации первобытнообщинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американского, африканского и австралийского континентов.
2.1.1 Народ С разложением первобытно-общинного строя распадались и племена. С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности, — народу. Все народы как этнические общности на стадии цивилизации (будь то народы Древней Греции и Древнего Рима, Египта, Индии или Китая, а в более поздние периоды — народы Франции, Германии или России) всегда отличались и отличаются поныне своими особыми социально-этническими признаками, в том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т. д. В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этнографы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися древними народами — нациями, достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи. Формирование наций, начавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера. Такой подход несколько расходится с тем подходом к проблеме развития исторических общностей людей, согласно которому первобытно-общинные племена развивались в народности, а последние — в нации. При этом народности и нации наделялись по сути одними и теми же признаками, а различались между собой по степени развития данных признаков, подчеркивалось, что со временем народности становятся нациями. Подобный, как выяснилось, во многом искусственный критерий разграничения наций и народностей не получил сколько-нибудь доказательного научного обоснования. Остается неясным, какую этническую общность, будь то, например, киргизы, , чеченцы, якуты, можно считать нацией, а какую — народностью и как определить момент перерастания народности в нацию. Один из известных отечественных этнографов М.В. Крюков небезосновательно утверждает, что, например, Ленин употреблял термины «нация», «национальность», «народность», «народ» в качестве синонимов и что противопоставление наций и народностей было введено Сталиным в 1921 г. в тезисах «Об очередных задачах партии в национальном вопросе». По мнению Крюкова, это было «теоретически несостоятельным и практически вредным», ибо искусственно порождало новые межэтнические противоречия, связанные с тем, что не все этнические общности считали справедливым произвольное отнесение одних из них к нациям, а других — к народностям. Как и многие другие этнографы, Крюков еще несколько лет назад предлагал вернуться к употреблению словосочетания «народы Советского Союза», подобно тому как это обозначено в известной «Декларации прав народов России». В том и другом случаях термин «народы» заменяет термины «нации» и «народности», различие между которыми чисто условное. 2.1.2 Нация В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма. Так, французский ученый Ж.Э. Ренан (1823— 1892) считал, что нации существовали еще в начале Средних веков, «начиная с конца Римской империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого...». Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Ренан справедливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство по крови», а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемешивания» представителей разных рас. «Самые большие страны — Англия, Франция, Италия — это те, в которых кровь наиболее перемешана». Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представители которой относились бы только к одной расе. В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые ученые. Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации является общность ее происхождения от каких-то предков, то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводится к данному признаку. В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк К. Каутский (1854—1938) и другие исследователи называют общность языка, территории, экономической жизни, которая, по утверждению К. Каутского, стала складываться еще в XIV в., т.е. в Средние века, и завершилась при капитализме. Одним из признаков нации Ренан называет общность интересов входящих в нее людей. Общность интересов обусловливается, по Ренану, общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. «Нация — это душа», — заявляет Э. Ренан .Духовные признаки нации отмечают многие мыслители. Так, французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841— 1931) исходил из того, что «каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способности». Из этого «душевного строя» проистекают чувства народа, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Лебон говорил о «душе народа» и о том, что «только она... сохраняет нацию»2. Душа народа — это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Римляне, по его словам, имели очень сильный идеал. Этот идеал — величие Рима — абсолютно господствовал над всеми душами; и каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей семьей, своим состоянием и своей жизнью. В этом была сила Рима. Впоследствии на первый план вышли стремление к роскоши, разврат, что ослабило нацию. «Когда варвары явились у его (Рима. — Авт.) ворот, его душа уже была мертва». Идею «души народа» как «души нации» поддерживал и развивал немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832— 1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам, будут знания по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обычаям. Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что нация как «естественная общность» исходит из «физически обусловленной наследственности, посредством которой детям передаются свойства родителей». Однако главными отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. «Общность происхождения без культурной общности всегда образует только расу и никогда не создает нации», — утверждал он . Национальное сознание трактуется им как осознание того факта, что люди сходятся между собой «в обладании известными культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера. Теоретически национальное сознание есть осознание того, что я и мои соплеменники суть продукты одной и той же истории. Развивая весьма актуальную сегодня теорию национально-культурной автономии, Бауэр видел основную задачу в том, чтобы «сделать национальную культуру... достоянием всего народа и таким, единственно возможном образом (курсив наш. — Авт.) сплотить всех членов нации в национально-культурную общность». Обобщая сказанное, можно утверждать, что нация — это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания. Национальное в любых своих проявлениях связано с уникальными этническими характеристиками нации. Эта связь может быть выражена в большей или меньшей степени, но она всегда имеет место. Так, экономические или политические отношения приобретают национальное содержание ровно настолько, насколько они связаны о решением этнических проблем жизни народов — наций. За этими пределами они могут оказаться социально-классовыми или какими-то другими отношениями, но не национальными. То же можно сказать и о нравственных, эстетических и других отношениях. Национальный характер они приобретают тогда, когда их социальное содержание органически соединяется с этническим, «переплавлено» с ним. В дальнейшем будем употреблять термины «этнос», «народ», «нация» как синонимы, т.е. равнозначные по смыслу, скажем русский народ, есть русский этнос и русская нация. Объем и значение данных явлений и выражающих их понятий и терминов, по сути, одинаковы. То же относится к украинскому, казахскому, грузинскому или же французскому и немецкому народам (этносам, нациям), соответствующим понятиям и терминам. В настоящее время многие ученые, в том числе весьма известные, демонстрируют именно такой подход к данному вопросу. Как тождественные употребляет понятия «этнос» и «народ» Л.Н. Гумилев. В.А. Тишков, известный ученый-этнограф, предлагает вместо понятий «народность» и «нация» употреблять одно понятие — «народ». Понятие национальность обозначает этнические признаки не только целых наций, компактно проживающих на определенных территориях, но и всех ее представителей, где бы они ни жили, в том числе на территориях других народов и государств.
2.2 Национально-этнические отношения Как отмечалось, национальные отношения всегда связаны с решением определенных этнических проблем, касающихся условий выживания и развития тех или иных этносов (народов), в том числе проблем территорий, языка, духовной жизни, традиций, культуры, сохранения их самобытности и т.д. В силу этого они выступают как национально-этнические отношения, а понятия «национальные отношения» и «национально-этнические отношения» по сути, тождественны. Объективной предпосылкой возникновения и развития национальных отношений является существование отдельных наций (этносов, народов), отличающихся по своим этническим характеристикам, начиная с особенностей происхождения, касающихся их исторической и современной родины, и кончая особенностями языка, культуры, этнического сознания и т.д. Национальные отношения не существуют как бы в чистом виде, в отрыве от других общественных отношений, они вплетены в эти отношения (политические, духовные, языковые, экономические, экологические) и преломляются в содержании и формах проявления данных отношений. Все эти отношения могут приобретать национальный характер, если в процессе их реализации решаются этнические проблемы существования тех или иных народов или же если экономические, политические и другие проблемы решаются в контексте национально-этнических проблем. Другими словами, социальная и этническая стороны жизни наций и национальных отношений органически взаимосвязаны. Национальные отношения носят, как правило, комплексный характер, ибо касаются регулирования многих сторон взаимоотношений между народами (этносами). Они заключают в себе более или менее богатое духовное содержание, поскольку вступающие в них субъекты неизбежно демонстрируют свое этническое сознание и самосознание, подчас довольно сильные страсти, присущий им настрой чувств и умов. При этом нередко проявляются разного рода иллюзии, заблуждения, предрассудки и мифы. В этом — одна из особенностей проявления национально-этнических отношений между народами. 2.2.1 Субъекты национальных отношений Субъектами национальных отношений выступают большие и малые этносы (народы). Это такие великие народы, как русский, французский, китайский и т.д., и малые (в смысле малочисленные) народы Кавказа, российского и американского Севера, других регионов Земли. В качестве субъектов национальных отношений могут выступать как представители этносов (наций) и по поводу решения национально-этнических проблем — разного рода социальные группы и слои населения. Разумеется, среди этносов как субъектов национальных отношений существуют более или менее развитые с точки зрения достигнутого уровня развития экономики, государственности, культуры. Это не может не сказаться на характере их взаимоотношений. Данное обстоятельство породило проблему социальной справедливости в национальных отношениях, в том числе в отношениях между большими и малыми народами, а также между более и менее развитыми из них. Проблема социальной справедливости возникает в отношениях между так называемыми коренными и некоренными нациями (народами). К коренным обычно относят нации, которые компактно проживают на тех или иных территориях и дали имя существующему государственному образованию. Исходя из этого к коренным нациям относятся, например, украинцы на Украине армяне в Армении, татары в Татарстане и т.д. К некоренным нациям относятся так называемые национальные группы, проживающие на территориях коренных наций, например, те же украинцы в Литве, армяне в России, русские в Эстонии и т.д. Отсюда возникла проблема национальных меньшинств, осуществления их прав и свобод в условиях тех национальных государственных образований, в которых они проживают.
2.2.2 Реализация статуса государственных языков как фактор межэтнического согласия и конфликтности В период подъема национальных движений в конце 80-х — начале 90-х годов ситуация в СССР с состоянием национальных языков воспринималась как конфликтный фактор, с принятием же Закона Российской Федерации о языках он терял в республиках России остроконфликтный характер. Языки, получив политическое признание равноправия, сегодня переживают стадию оформления их практической функции, которая определяется в основном реальными потребностями. Психологические изменения произошли: татары, якуты, осетины, башкиры, тувинцы, балкарцы и другие не стесняются теперь в троллейбусах и магазинах, на работе и в общественных учреждениях говорить на своем родном языке, хотя еще недавно это считалось непрестижным, а люди, приезжавшие из села и не знавшие хорошо русского, даже старались не говорить на своем языке. В республиках русские в целом принимают ситуацию, когда рядом с ними татары, башкиры, якуты, тувинцы или чуваши говорят на своих родных языках. Иногда, правда, они испытывают неудобство, а у некоторых рождается намерение учить язык титульной национальности, тем более, что рядом живущие татары или якуты говорят: «Ведь мы же учим русский язык». Вместе с тем кардинальных изменений в языковой ситуации не произошло. Исследования, которые мы проводили, показывают, что в середине 90-х годов среди титульных национальностей доминирующее большинство людей до 50 лет и особенно молодежи наиболее свободно владеют и титульным, и русским или только русским: у татар — свыше 70%, у осетин — свыше 80%, у якутов — до 80%. И татарстанские исследователи, в частности З.А. Исхакова, отмечают, что городские дети — школьники-татары — в общении отдают предпочтение русскому языку. Отличия прослеживались у тувинцев, для 50% которых языком наиболее свободного владения оставался тувинский. Языком общения на работе почти для половины татар, якутов, осетин был в середине 90-х годов русский, и еще от 30 до 40% говорили на работе на двух языках. Языком школьного обучения в городах для 65% детей наших респондентов татар и свыше 50% осетин, якутов оставался русский. На двух языках обучалось почти 20% детей у татар, 40% у осетин, около 30% у якутов, а на языке титульной национальности 12 —15% детей татар и якутов, 1% осетин. В селах большинство детей татар учились на татарском языке, 20% — на двух языках, 23% — на русском, а вот у осетин 70% и у якутов свыше 50% сельских школьников учились на двух языках. Среди русских, обучавшихся на двух языках, было в Татарстане всего 9%, в Саха (Якутии) и Туве — 5-6% и в Северной Осетии-Алании — 3%. Правда, примечательным было то, что в Татарстане 70% русских в городе и 92% в селах выразили желание, чтобы их дети знали татарский язык. В Саха (Якутии) такое желание изъявили свыше 60% русских горожан и свыше 80% жителей села. Но ситуация заметно различается по республикам. В Туве такую ориентацию имеют около 50% русских, в Северной Осетии-Алании — около 60% в городе и 40% в селах. В Башкортостане около 30% русских хотели бы, чтобы башкирский преподавался в школах. Языковые ориентации русских зависят от ряда факторов, и, прежде всего от реальной этноконтактной среды, от этнополитической ситуации в республиках и в немалой степени от реального статуса, престижности языка, отражающей социальные позиции народа-носителя языка. Во всех этносоциологических исследованиях, проводившихся в Советском Союзе, отмечалось влияние знания русского языка на социальную мобильность. В этом нет ничего удивительного, поскольку исследования в других странах также зафиксировали значение языковой компетентности для доступа к материально выгодным позициям, престижным должностям. Именно эта социальная значимость позиции языка и объясняла всегда интересы, главным образом этнических групп, создавая межэтническую конкуренцию. Таким образом, принятие законов о государственных языках имело важные социально-психологические последствия. Оно ослабило этнополитические претензии титульных национальностей, хотя и не сняло их полностью, поскольку реальное положение в использовании языков изменилось мало. Но произошли изменения в позициях языков: языки титульных народов не просто получили реальную возможность занять какие-то новые позиции, но приобрели то значение, используя которое можно обеспечить продвижение на работе, в политической деятельности, в повседневной жизни. Если раньше лица титульной национальности, знающие русский язык, получали преимущества, то теперь их получают те русские, которые знают языки титульных национальностей. В среде самих титульных национальностей родились новые противоречия. В частности, незнание родного языка оценивается как «манкуртизм». А поскольку круг людей, перешедших на русский как язык межнационального общения, был широким, то в положении оттесненных от престижных должностей или неуверенных в социальном росте оказалась и часть лиц титульной национальности. Языковая компетентность и поведение с точки зрения теории идентичности рассматриваются как проявление лояльности своему народу, а поведение других групп в отношении родного языка воспринимается титульными национальностями как выражение отношения к их народу. В условиях экономической нестабильности и изменяющейся социально-статусной структуры опасность высокой сопряженности языковой компетентности и межэтнических отношений существует. Поэтому, естественно, расширяется предмет этносоциологических исследований в области этнолингвистики. Кроме традиционно изучаемых проблем — знание и употребление языков, языковая ориентация в социальных группах — в поле зрения ученых все чаще оказываются и такие проблемы, как дискриминация на почве языковой компетентности, обеспечение свободы выбора языка обучения и общения, варианты консолидаций на основе языкового поведения, реальная и мифологизируемая ситуация для этнической мобилизации по языковым интересам.
2.2.3 Содержание межнациональных отношений Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями. Каждое из этих проявлений межнациональных отношений имеет свое специфическое содержание. Дадим краткую характеристику некоторым из них. Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей наций (народов, этносов). Они формируются как стихийно, в процессе развития, скажем, торговых связей между народами, так и на уровне межгосударственных отношений самостоятельных государств, а также в рамках федеративных государств между республиками, автономиями и т.д. Объективной основой межнациональных экономических отношений являются сложившееся общественное разделение труда между различными национальными образованиями, хозяйственно-экономические связи между ними. Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются прежде всего участия всех народов (наций) в осуществлении политической власти и решении на государственном уровне важнейших проблем их жизни. В данном случае встает вопрос о государственном устройстве: является ли данное государство унитарным, в котором отсутствуют механизмы представительства и реализации на государственном уровне интересов отдельных наций, или же оно представляет собой федерацию, в которой такие механизмы имеются. Политические межнациональные отношения направлены, кроме того, на осуществление гражданских прав и свобод представителей различных наций. Наконец, свою роль играют национальные политические отношения на уровне межгосударственных отношений народов. Речь идет об отношениях между народами, имеющими свою национальную государственность, обладающими государственной независимостью и суверенитетом. В этом случае их отношения касаются практической реализации национальной независимости и суверенитета, а также их экономического, политического и культурного сотрудничества, нахождения путей и способов оптимального решения данных вопросов. Важнейшую роль в жизни и развитии каждой нации играют межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры и в то же время на сохранение и развитие их национальной самобытности. Этому способствуют обмены в области народного и профессионального искусства, в том числе песенного, танцевального, музыкального, прикладного, а также сотрудничество в области литературы, современного монументального искусства, живописи, архитектуры и т.п. Национальная духовная культура, будучи, как правило, весьма сложным, богатым и многоплановым явлением, развивается в контексте имеющихся в данном обществе экономических, политических, нравственных, религиозных и других общественных отношений, испытывает на себе их влияние и в немалой степени зависит от них. Вместе с тем она развивается в тесном взаимодействии национальных культур многих народов, в процессе которого складывается мировая духовная культура. Именно культура, язык, обычаи и традиции народа хранят в себе в большей мере, чем другие сферы общественной жизни, национально-особенное, специфическое, присущее именно этой нации, народности, этнической группе. Прежде всего, исследователи (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева) отмечают значение культуры, накопленных ею ценностей для развития и укрепления национального самосознания. Разнообразие и неповторимость национальных культур, учет их специфических особенностей, признание самобытности культуры (но не исключительности) одних народов и подлинное уважение к духовным ценностям других народов — этот духовно-нравственный компонент национальных отношений приобрел в настоящее время исключительное значение, ибо в нем проявляются как общечеловеческие, так и социально-классовые черты каждой национальной культуры. Надо сказать, что межнациональные отношения возникают и осуществляются не только на уровне целых народов (этносов, наций), но и на межличностном уровне в процессе повседневного общения людей разных национальностей. Межличностные отношения нередко обладают богатым духовным содержанием, но во всех случаях это есть отношения весьма деликатного свойства. Чрезвычайно важно учитывать моральную и психологическую стороны этих отношений. Национальные чувства людей, как правило, весьма утонченны и легкоранимы. Здесь особенно важно проявлять такт и деликатность, уважение друг к другу. Этому в немалой степени способствует расширение знаний относительно нравов, обычаев, традиций и в целом духовной культуры других народов, воспитание терпимости и уважения к представителям иных национальностей. Ярким подтверждением тяготения друг к другу представителей разных народов служат межнациональные браки. Было бы противоестественным запрещать их, как того требуют ярые националисты. Запретить их невозможно. Значит, надо создавать морально-психологические, политические и другие условия для нормальной жизни. Одной из фундаментальных предпосылок этого является формирование у каждого человека культуры межнационального общения в соответствии с требованиями современного цивилизованного общества. 2.2.4 Социальная сфера национальных отношений Важным направлением в социологии наций стала социальная сфера национальных отношений. Так как именно в этой сфере решаются вопросы социальной справедливости, осуществляется развитие социальной структуры, создаются условия для повседневной жизни людей, то здесь влияние факторов, связанных с функционированием общественного сознания, проявляется еще острее. Именно в этой сфере сопоставляются возможности социального положения людей различных национальностей, профессионального продвижения, перспектив личной и общественной жизни. Национальный компонент таких проблем оказывает существенное влияние на сознание и поведение людей. По сути дела, речь идет о важном социально-политическом аспекте: сказывается ли национальная принадлежность человека на его положении в обществе? Анализ состояния дел в этой сфере позволяет утверждать, что у людей постоянно подрывалась вера в равенство социальных возможностей. Пресловутая пятая графа была источником многих личных трагедий. Аналогичная по своим последствиям ситуация сложилась и в условиях провозглашенного национального суверенитета: представители нетитульных народов осознали себя людьми второго copra, оказавшись живущими в иноязычной среде. В принципе место человека, возможности его развития и т.д. определяются не классовой или национальной принадлежностью, а личными качествами, способностями, трудом. В то же время сохранение национального деления общества не может не отражаться на конкретных индивидах и социальных группах, на формировании их сознания и психологии. Зависимость между национальной принадлежностью и общественным положением проявляется, во-первых, в ценностях, установках и ориентациях людей, которые могут быть деформированы по самым различным причинам, и, во-вторых, в конкретных способах решения социальных проблем, когда они приобретают национальную окраску, что может иметь как положительный, так и негативный эффект. Так, анализ просчетов в национальной политике показывает, что если интересы представителей одной нации или народности преувеличиваются, то это, как правило, ведет к ущемлению интересов других национальностей. Эти предпочтения четко фиксировались в общественном сознании, на основании чего делались и практические выводы. Именно таким образом понятая национальная политика с точки зрения поддержки интересов определенной нации привела к уменьшению населения других национальностей в ряде республик. По отношению к представителям других национальностей стали употребляться слова «мигрант», «инородец», что сильно затрагивало национальные чувства и нередко вело к обострению межнациональных отношений. Такая местническая, недальновидная политика не могла в своем развитии не привести и к ущемлению интересов отдельных групп одной нации в ущерб другим. Это проявилось в республиках Прибалтики, в Молдове, Казахстане, когда общие верные рассуждения о национальном суверенитете обернулись межнациональным противостоянием, возрождением и оживлением недоверия между коренным населением и представителями других наций. Такое нарушение принципа социального равенства, равенства возможностей людей на национальной основе не проходит бесследно и, как правило, имеет негативные социальные последствия. Как ни покажется странным, но многие недостатки в российском обществе стали своеобразным продолжением достоинств, когда в национальной политике реализуются неоправданные приоритеты. Так, Россия, долгое время делившаяся всем необходимым с другими республиками в интересах их экономического и социального развития, попала в чрезвычайно затруднительное положение: население части исконно русских земель жило хуже, чем население многих республик. Это послужило в немалой степени основой для проявления русского национализма, особенно в тех случаях, когда в угоду ложно понятым национальным интересам права одних народов и обеспечение этих прав превалировали над правами других наций и народностей. Те предпочтения, которые были оправданы на предшествующих стадиях развития, стали препятствием на пути дальнейшего развития межнациональных отношений, ибо они уже не соответствовали новой исторической реальности. Более того, они порождали новые противоречия, которые питали почву для оживления националистических настроений. В то же время остро стоит вопрос о решительном исправлении тех грубейших нарушений, которые проявились по отношению к так называемым репрессированным народам. Некоторые из них, как, например, крымские татары и немцы Поволжья, до сих пор не вернулись к тому статусу, который был у них в 1930-е годы. Достойно сожаления, что государственная политика по отношению к этим народам половинчата, аморфна и губительна с точки зрения нравственного здоровья общества. В результате социальные ожидания были нарушены, что не могло не повлиять на отношения между представителями различных наций. Все это в ряде мест привело к росту несоответствия между социальной и национальной структурой, к националистическим деформациям в развитии структуры профессиональной. Это выразилось, в частности, в том, что наиболее престижные профессии стали в некоторых республиках превращаться в своеобразную привилегию лиц той или иной национальности. 2.2.5 Социологические исследования, проведенные в городе Альметьевске в 2003 году Образование, работа, карьера в иерархии ценностей провинциального населения занимают высокие позиции, уступая лишь таким традиционным ценностям, как семья, дети. В Татарстане отсутствует дискриминация по этническому признаку. В то же время в связи с тем, что сферы функционирования татарского языка в качестве государственного все же объективно ограничены (такова традиционная особенность языковой жизни республики), нет повышенной потребности не только у городского, но и сельского населения обучать своих детей в татарской школе или в вузе, где языком обучения являлся бы татарский. Раньше знание русского языка открывало дополнительные возможности для титульных национальностей республик к социальному продвижению, теперь же для русских и других национальностей незнание языка титульной национальности стало тормозом в карьере. Таким образом, ценностный конфликт на почве языка (язык как одна из основных этнических ценностей не должен ущемляться) перерос в напряженность социальную. Обратимся к данным социологического исследования, проведенного нами в городе Альметьевске в 2003 году. Респондентам предлагалось определить, имеют ли представители разных национальностей одинаковые шансы при поступлении в вуз, в организации своего дела, при продвижении по службе, занятии руководящей должности (в том числе во властных структурах республики). Сравнительный анализ мнения представителей трех этнических групп (русские, татары, «другие») позволяет утверждать, что на психологическом уровне имеют хождение стереотипные представления о существовании «неравенства шансов» в карьере у представителей титульной и нетитульной национальностей. Что это не имеет реальной почвы, свидетельствует то, что некоторая часть опрошенных русских убеждена, что татары в республике находятся в более привилегированном положении, чем русские, а часть опрошенных татар, напротив, объясняет свой «неуспех» в карьере недостаточно совершенным владением русского языка. При этом, чем более высокие места в иерархии восходящей мобильности занимает та или иная деятельность и соответственно — статус, тем выше показатели неудовлетворенности своими возможностями заниматься этим видом деятельности у опрошенных представителей нетитульной национальности. Наблюдается существенное различие в оценках и самооценках шансов представителей различных национальностей: татары больше придерживаются эгалитаристских взглядов, нетатары (русские и «другие») более склонны выделять привилегированный статус татар в большинстве сфер. Компаративный анализ представлений опрошенных в молодых и старших возрастных группах позволил выявить уровень согласованности взглядов «отцов» и «детей» в рамках конкретных этнических общностей. Обращает на себя внимание определенная зависимость ответов респондентов разных поколений от степени актуальности предлагающихся сфер деятельности. Так, молодёжь нетитульной национальности чаще, чем опрошенные в старших возрастных группах, отмечает «неравенство шансов» в пользу татар в таких сферах, как поступление в вуз и организация бизнеса. Респонденты старших возрастов русской национальности более склонны, по сравнению с молодёжью, видеть привилегии татар в продвижении в карьере и назначении на руководящие должности. Единообразие мнений молодёжи и горожан старших возрастов по всем этническим группам прослеживается в оценках шансов людей разных национальностей занять руководящую должность в республиканских структурах власти. При этом молодые респонденты более критичны, считают, что у татар шансов больше, чем у представителей других национальностей (таблица 2): Таблица 2 Этническая и возрастная специфика представлений городского населения о жизненных шансах людей разных национальностей при поступлении в вуз
По приведенным данным, как русские, так и татары, по всем возрастным группам достаточно объективно оценивают возможности поступления в вуз, не связывая их с этническим фактором. Равенство жизненных шансов людей разных национальностей в ведении своего бизнеса респонденты оценивают следующим образом (таблица 3): Таблица3 Этническая и возрастная специфика представлений городского населения о жизненных шансах людей разных национальностей при организации своего дела
Приведенные данные социологического опроса можно интерпретировать следующим образом: 1) вполне позитивными можно считать стереотипы людей разных национальностей друг о друге по видам на бизнес; 2) позитивность оценок не имеет существенной возрастной корреляции; 3) незначительна численность опрошенных русских безотносительно к возрасту, считающих, что у татар шансов на открытие своего дела больше, чему русских. Эти данные позволяют предположить, что перспектива открытия своего дела скорее связана с другими факторами, не имеющими отношения к этническому. Рассмотрим мнение опрошенных, людей разных национальностей, о реализации стратегии трудовой карьеры (см. рис. 1):
Рис.1. Этническая и возрастная специфика представлений городского населения о жизненных шансах людей разных национальностей при назначении в качестве руководителя Как видно из приведенных данных, одинаковыми находят шансы и русских, и татар при выдвижении на руководящие должности в коллективе преимущественно представители татарской национальности. При этом наблюдается высокая степень преемственности взглядов поколений. Позицию неравенства шансов в указанном отношении отмечают русские и представители других, кроме татар, национальностей. Здесь также обнаруживается определенная согласованность мнений респондентов в молодых и старших возрастных группах. Привилегированным считают положение татар при выдвижении на высшие руководящие должности в представительных органах власти значительная часть опрошенных русских и представителей других национальностей (см. рис.2):
Рис.2. Этническая и возрастная специфика представлений городского населения о жизненных шансах людей разных национальностей на занятие высоких постов в органах власти республики Как видим, просматривается не только этнический, но и возрастной фактор: молодёжь по всем исследуемым этническим группам больше, чем опрошенные в старших возрастах, склонна оценивать шансы людей разных национальностей занять высокий пост в представительных органах власти как неодинаковые, в пользу татар. Такое мнение горожан требует пристального внимания и принятия соответствующих властных решений по поддержке определенного этнического баланса во властных структурах, поскольку на обыденном уровне факты выдвижения на руководящие должности по этническому признаку воспринимаются эмоционально-негативно нетитульными национальностями. В целом, при наличии некоторых различий в количественных показателях, можно констатировать высокую степень согласованности во взглядах горожан разных возрастов на равенство / неравенство «возможностей» по этническому признаку, что свидетельствует о преемственности поколений, влиятельном потенциале старших возрастных групп в формировании представлений и ценностных установок молодёжи. Данные по городу Альметьевску согласуются с результатами республиканских исследований 1990-х гг. Главным разграничителем титульных и нетитульных национальностей в политической сфере является участие в разделении власти. Так, по результатам этих исследований, 64% русских в Татарстане считают этническую принадлежность важной предпосылкой занятия высокого поста в органах власти республики, тогда как лишь каждый четвертый из опрошенных татар придерживается такого мнения. Закрепление в массовом сознании нетитульных национальностей представлений о неравенстве жизненных шансов ведет к ухудшению характера межэтнического взаимодействия. Городской образ жизни предполагает более тесное межэтническое взаимодействие по сравнению с сельским образом жизни. Большое значение в накоплении межэтнической напряженности или, напротив, усилении межэтнической толерантности приобретает именно этническая специфика общественной жизни: реальное политическое участие, тенденции социальной и экономической стратификации. Важнейшую бюджетообразующую сферу города Альметьевска составляют нефтегазодобывающие отрасли, представленные четырьмя основными нефтегазодобывающими управлениями. В руководстве нефтепромышленных предприятий и организаций преобладают татары (в 10 из 15). Подобная кадровая практика потенциально может способствовать латентной конфликтогенности между русскими и татарами, проживающими в городе. Поскольку нефтедобывающая отрасль является престижной с точки зрения трудоустройства, профессионального и служебного роста в силу высокой стабильности и высоких заработков в этой сфере, то сложившуюся этническую специфику социальной стратификации города нельзя считать оптимальной. Отсутствие в городе Альметьевске явных конфликтов на этнической почве можно объяснить, основываясь на «теории контактов», согласно которой длительные межэтнические связи оказывают скорее положительное влияние на установки и стереотипы межэтнического общения. Данный подход можно распространить на макро- и микроуровни. Индивиды, имеющие опыт таких контактов в большей степени ориентированы на них и в будущем, причем в разных сферах: повседневной жизни, деловом общении и интимной сфере жизни - в семейно-брачных отношениях.
2.2.6 Национальные интересы Национально-этнические отношения направлены на реализацию соответствующих интересов тех или иных этносов. В то же время они порождают сами эти интересы. Национальные интересы народов касаются различных сторон их выживания, сохранения самобытности, развития их экономики, государственности, культуры. Объективно в интересах каждого народа (этноса, нации) такое развитие событий, которое способствует упрочению его положения в системе отношений с другими народами, решению экономических и политических проблем, развитию духовной культуры. Другими словами, национальные интересы затрагивают различные стороны национального самоутверждения того или иного народа (этноса). Их содержание прямо вытекает из содержания существующих национальных отношений. Можно, пожалуй, сказать, что национальные отношения проявляются как национальные интересы. Эти интересы должны быть осознаны. Осознать их — значит осознать те обстоятельства, которые объективно способствуют национальному самоутверждению того или иного этноса (народа). Иначе говоря, следует понять то, что объективно в интересах, а что не в интересах данного этноса. Такое возможно только при наличии глубокого понимания содержания реально сложившихся межнациональных отношений и направленности их развития в настоящее время и в перспективе. Это очень трудная задача, ведь межнациональные отношения весьма сложны. К тому же они складываются не только сознательно, но во многом стихийно: здесь в той или иной степени действуют иррациональные силы, связанные с глубинами психического склада этносов. Ход развития межнациональных отношений зависит от множества объективных и субъективных факторов. И все-таки они имеют свою логику развития, которую нужно и можно понять. Но это под силу лишь глубоким, дальновидным умам, и они рано или поздно находятся у каждого народа. Они осознают не только текущие или, как говорят, сиюминутные интересы своей нации (народа), но и ее долговременные коренные интересы, которые касаются самих основ сохранения и развития данной нации, упрочения ее экономических, политических и культурных позиций в системе межнациональных отношений как в настоящее время, так и в будущем. Понимание долговременных национальных интересов означает, кроме всего прочего, понимание подлинного значения для определенных наций деятельности тех ила иных политиков, политических партий и движений, выступающих от имени этих наций (народов). Ведь интересы отдельных политических лидеров, партий и движений далеко не всегда совпадают с подлинными интересами всей нации или всего народа, большого и малого. Иными словами, то, что выгодно им, не всегда выгодно народу, т.е. не всегда ведет к действительному улучшению экономических, политических и духовных условий его жизни. Поэтому очень важно, чтобы народы полнее и глубже осознавали свои общие национальные интересы и сами активно боролись за их осуществление. Сознательное регулирование национальных отношений есть не что иное, как согласование интересов различных этносов (наций). Связанные с этим проблемы решаются чаще всего на государственном уровне. Максимальное согласование национальных интересов есть их гармоническое сочетание, при котором каждый из данных интересов реализуется в наибольшей степени и не в ущерб другим. Достижение такого состояния — задача трудная, но выполнимая. Для ее выполнения нужны готовность и способность нации, ее представителей понять свои подлинные интересы и интересы других наций, найти их точки соприкосновения. К тому же необходимо уметь находить взаимоприемлемые компромиссные решения различных проблем, особенно если народы в силу географических, исторически сложившихся экономических и других условий могут нормально существовать и развиваться, лишь сохраняя мир и сотрудничая друг с другом.
3. Заключение Гармонизация всего комплекса межнациональных отношений возможна только при соответствующем уровне демократизма социально-политических и других отношений между народами, а также демократизации и гуманизации их национального сознания и деятельности политических институтов. Развитие демократизма по всем этим направлениям отвечает подлинным интересам всех народов и расширяет возможности действия объективных тенденций развития межнациональных отношений. В чем заключаются эти тенденции? Одна из них выражается в развитии экономической и политической самостоятельности все большего числа наций, совершенствовании их государственности, развитии духовной культуры. Другая заключается во взаимном сближении больших и малых народов (наций), углублении их сотрудничества, интеграции экономических и политических структур. Подобные тенденции действуют во всем мире. За процессами размежевания следуют объединительные, интеграционные процессы. Такова реальность, которую надо глубоко осознавать. Не составляет исключения и наше российское отечество. Очень важно осуществлять государственную национальную политику с учетом указанных диалектически взаимосвязанных между собой тенденций. В противном случае эта политика будет оторвана от жизни, от объективных тенденций развития наций и межнациональных отношений. В рамках развивающихся в современную эпоху межнациональных отношений можно выделить следующие наиболее характерные процессы:
• ассимиляцию, в ходе которой одни народы как бы растворяются в других, более развитых; как правило ассимилируются малочисленные народы, со временем утратившие свой язык, обычаи, традиции, этническую культуру и усвоившие язык и культуру другого народа, ставшие им родными. Данные процессы происходят во всем современном мире и их необходимо учитывать при осуществлении той или иной национальной политики. Во всяком случае национальная политика должна быть взвешенной, учитывать весь комплекс объективных и субъективных факторов. Позитивная роль правительства в сохранении благоприятного климата в отношениях между татарами и русскими демонстрировалась нами на примере действий Президента Татарстана М.Ш. Шаймиева. Идея стимулирования консолидации татарстанской общности — «мы татарстанцы», превращение празднования дня провозглашения суверенитета, а также сабантуя, в общие праздники, служат лишь наиболее очевидными проявлениями такой консолидирующей политики.
Похожие статьи:
|
|