ФЭУ / Экономика предприятий / Курсовая работа на тему «Внебюджетные фонды РФ»
(автор - student, добавлено - 17-08-2013, 10:56)
Скачать:
Содержание
Введение……………………………………………………………………. Глава I. Внебюджетные фонды РФ. 1.1.Общая характеристика государственных внебюджетных фондов…… 1.2.Внебюджетные фонды РФ: 1.2.1.Пенсионный фонд РФ, его функции, формирование и использование.. 1.2.2.Фонд социального страхования РФ, его функции, формирование и использование……………………………………………………………. 1.2.3.Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование………………………………………… Глава II.О бюджете государственных внебюджетных фондов РФ. 2.1. Анализ поступлений платежей и статей расходов средств Пенсионного фонда…………………………………………………………………………… 2.2. О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов………………………….. 2.3. О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………………...…………………………………. Глава 3. Проблемы внебюджетных фондов и пути их решения………..…. 3.1. ПФР………………………………………………………………… 3.2.ФФОМС……………………………………………………………….. 3.3. ФСС…………………………………………………………………… Заключение……………………………………………………………. Список использованной литературы…………………………………
Введение
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.ло и занимает одно из ключевых, опредедяющих мест в жизни государства и общества. Социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе. В Российской Федерации одним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения являются Внебюджетные фонды Российской Федерации. Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. С помощью внебюджетных фондов осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений. Актуальность темы курсовой работы: Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.Цель курсовой работы – оценка состояния Внебюджетных фондов РФ на современном этапе. Для раскрытия цели курсовой работы были поставлены следующие задачи: - создание системы сбора и обработки информации о Внебюджетных фондах РФ; - ознакомление с деятельностью государственных внебюджетных фондов; - сделать анализ поступлений и расходов Внебюджетных фондов РФ.
Глава I. Внебюджетные фонды РФ. 1.1. Общая характеристика государственных внебюджетных фондов РФ.
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев системы финансов. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода в интересах органов государственной власти и реализации Конституционных прав граждан. Спецификой внебюджетных специальных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств. Государственные внебюджетные фонды – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Главная причина возникновения внебюджетных фондов – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специфическую группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Задачи: - обеспечить необходимыми ресурсами приоритетные сферы экономики (фонды НИОКР, экологии и т.д.); - расширить социальные услуги населению с помощью различных специальных фондов В состав государственных внебюджетных фондов входят: 1) Пенсионный фонд РФ 2) Фонд социального страхования 3) Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и не входят в состав других бюджетов бюджетной системы и изъятию не подлежат. Средства территориального государственного внебюджетного фонда находятся в собственности субъекта РФ, не входят в состав бюджета субъекта РФ и изъятию не подлежат. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет: - обязательных платежей установленных законодательством; - добровольных взносов физических и юридических лиц; - других доходов предусмотренных законодательством; - банковских кредитов. Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляют те же органы исполнительной власти, на которые возложены функции сбора налогов и сборов в Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Классификация фондов: 1) Социальные фонды – ПФ, ФСС, ФОМС 2) Экономические – дорожные, НИОКР и др. В зависимости от правового статуса: 1) Федеральные (в федеральной власти) 2) Региональные Назначение: 1) ПФ РФ – в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. 2) ФСС – в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и улучшения материальных условий определенной группы населения. 3) ФОМС – закон «Об обязательном медицинском страховании» направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства и предприятия в охране работников.[1]
1.2. Внебюджетные фонды РФ: 1.2.1. Пенсионный фонд РФ, его функции, формирование и использование.
Пенсионный фонд РФ – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения. Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122 – I. Согласно ст. 2 вышеуказанного Положения денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федерации свои отделения. Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции: - получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий; - организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; - индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий, за счет взносимых гражданами средств; - межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда. Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собранию. Денежные средства Пенсионного фонда РФ, находящиеся в государственной собственности, не входят в состав федерального и территориальных бюджетов. Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его региональных органов образуется ревизионная комиссия. Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет страховых взносов: - работодателей – предприятий и организаций, которые вносят в Фонд денежные средства в виде социального налога (страхового взноса) по установленным ставкам; - взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; - дотаций из федерального и республиканского бюджетов, добровольных взносов физических и юридических лиц. При недостатке поступления средств в Пенсионный фонд РФ Банк России обязан предоставлять ему кредит для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года. Кроме страховых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фон РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы. На ПФ РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в ПФ РФ. Средства Пенсионного фонда РФ используются на: - выплату государственных трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России; - оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; - выплаты пособий на погребение получателям пенсий; - финансовое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов; - прочие расходы. Согласно закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют: 1) федеральные государственные служащие; 2) военнослужащие; 3) участники Великой Отечественной войны; 4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. Финансирования этих пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Федеральным государственным служащим назначается пенсия при наличии стажа не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка плюс 3% месячного заработка за каждый год стажа сверх 15 лет. Общая сумма пенсии не может превышать 75% среднего заработка. Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ устанавливает права граждан и порядок назначения трудовых пенсий на общих основаниях. В законе определены виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части. Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа. На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство. Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке а начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица.[2]
1.2.2. Фонд социального страхования РФ, его функции, формирование и использование.
Социальное страхование — один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение I организация лечения, пособия и т. п.). Социальное обеспечение народа во всех государствах одна из важных задач парламентов и правительства. В бывшем СССР социальное обеспечение населения считалось одним из важнейших завоеваний социализма. Материальную базу осуществления этих прав составляет фонд социального страхования. Фонд государственного социального страхования создан в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР от 25 декабря 1990 г. “О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР”. Впоследствии в постановление вносились изменения в целях усиления государственных гарантий по социальному страхованию. Фонд начал действовать с 1 января 1991 г. До принятия постановления вопросы социального I страхования находились в ведении профсоюзов. В настоящее время Фонд государственного социального страхования Российской Федерации действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Фонд социального страхования РФ, как и Пенсионный фонд РФ, является автономным и строго целевым фондом. Он создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101. Отделения данного фонда созданы во всех субъектах Федерации и в 14 отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и т. д.). Управление Фондом государственного социального страхования РФ возложено на правление фонда и его председателя. Председатель Фонда социального страхования РФ и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации. Фонд государственного социального страхования РФ выполняет следующие функции:
Фонд государственного социального страхования РФ — Централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения. Создается страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Денежные средства и санаторно-курортные учреждения фонда являются государственной собственностью. Источниками образования фонда являются:
Все организации и предприятия независимо от форм собственности с 2001 г. вносят взносы в виде единого социального налога на счета, открытые органами Федерального Казначейства, а затем последние производят отчисления в Фонд государственного социального страхования РФ в установленном размере. Размер взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования РФ, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается Федеральным законом. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ и Государственную налоговую службу РФ. Средства Фонда социального страхования РФ используются на следующие цели: - на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Доля этих расходов составляет около 70%; - финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся; - частичное финансирование содержания санаториев-профилакториев и оздоровительных детских лагерей; - выплаты пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся; - финансирование исполнительной дирекции фонда. До 1994 г. система социальных пособий и комиссионных выплатсемьям, имеющим детей, насчитывала 17 видов социальных выплат. Указом Президента РФ от 10 декабря 1993 г. “О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров” с 1 января 1994 г. введена усовершенствованная система государственных ежемесячных пособий семьям,имеющим детей, четко разграничивающая назначение ежемесячных пособий. - Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 лет. - Пособие по беременности и родам. - Пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения на ранних сроках беременности. - Единовременное пособие при рождении ребенка. - Единое ежемесячное пособие на ребенка. Компенсационные выплаты лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятиями и осуществляющим уход за ребенком (от 1,5 до 3 лет) производятся за счет средств предприятия, направляемых на оплату труда. Выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет работающим матерям осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ. Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на пособие, либо в органах социальной защиты населения по месту жительства. Контроль над расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов. Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждается Федеральным законом. Бюджеты региональных отделений фонда и отчеты об их исполнении рассматриваются и утверждаются правлением фонда.[3]
1.2.3. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование.
Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине. Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий. Медицинское страхование в Российской Федерации введено в соответствии с Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. “О медицинском страховании граждан в РСФСР” в редакции от 2 апреля 1993 г. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения в охране здоровья граждан. Медицинское страхование является разновидностью общего страхования граждан. Поэтому и стороны при договоре медицинского страхования аналогичны договору обычного страхования. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения Российской Федерации. Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования. В соответствии с Законом “О медицинском страховании граждан в РСФСР”, вступившим в действие с 1 января 1993 г., в России созданы фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом, подотчетным Правительству РФ. Средства фонда находятся в государственной собственности. Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден постановлением Правительства РФ 29 июля 1998 г. № 857 “Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования”. Руководство деятельностью Федерального фонда осуществляют правление и исполнительная дирекция во главе с исполнительным директором, который назначается Правительством РФ по согласованию с правлением фонда. Контроль за деятельностью фонда осуществляет ревизионная комиссия. Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу. Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:
Основная функция Федерального фонда обязательного медицинского страхования состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государственной власти субъекта Федерации. Положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1993 г. В регионах (областях, краях, республиках) могут создаваться филиалы. Территориальный фонд создается для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования. Руководство деятельностью фонда осуществляют правление и исполнительный директор. Контроль осуществляет ревизионная комиссия. Состав правления утверждается законодательным (представительным) органом власти субъекта федерации. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции: - аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование; - осуществляет финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования; - осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; - выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
- организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд; - осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами. Для выполнения своих функций территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы. Финансовые средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования образуются за счет: - части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ; - части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере; - иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ. Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет: - части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ; - части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере; - страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение; - иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ. Уплата социального налога, зачисляемого в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в части, зачисляемых в Федеральный и территориальные фонды, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 48-ФЗ “О Едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”. Порядок уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды предусмотрен Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного страхования. Порядок зачисления сумм единого социального налога в Федеральный и территориальные фонды медицинского страхования определен Правилами зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса) на счета органов федерального казначейства Минфина России и перечисления этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивают правительства субъектов Федерации и местная администрация за счет средств, предусматриваемых в бюджетах. Уплата страховых взносов производится ежемесячно в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Средства перечисляются на специальный счет в банке. От уплаты взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в собственности этих организаций предприятия, созданные для осуществления их уставных целей. Страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на собирательные счета Федерального фонда и территориальных фондов, открытые в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) или учреждениях банков, обслуживающих налоговую инспекцию данной территории. Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Министерство по налогам и сборам РФ. Расходование средств федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации. В состав расходной части федерального бюджета включаются: расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов, на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Законом “Об обязательном медицинском страховании” предусмотрено образование страховых медицинских компаний, учредителями которых выступает местная администрация. Осуществлять деятельность такие компании могут лишь при наличии лицензий на обязательное медицинское страхование. Их задача состоит в подборе дееспособных медицинских учреждений и выполнении функций посредника между территориальным фондом медицинского страхования и медицинским учреждением. Всем гражданам России по месту жительства или работы компания выдает страховой полис, по которому гражданин получает бесплатно гарантированный объем медицинских услуг. В этот объем войдет как минимум скорая медицинская помощь, лечение острых заболеваний, обслуживание беременных и медицинская помощь детям, пенсионерам, инвалидам. Однако введение новой системы медицинского обслуживания в ряде регионов население не одобряет. Медицинские страховые компании в системе обязательного медицинского страхования, по мнению Министерства здравоохранения РФ, не нужны, их роль могут выполнять сами фонды, без посредников. Наряду с обязательным медицинским страхованием есть добровольное медицинское страхование, введенное с 1 октября 1992 г. Добровольное медицинское страхование (как коллективное, так и индивидуальное) осуществляется за счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан путем заключения договоров.[4]
Глава II.О бюджете государственных внебюджетных фондов РФ. 2.1. Анализ поступлений и статей расходов средств Пенсионного фонда.
Анализ будем проводить на основании данных Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 10.12.2010 N 355-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2010 г.).[5] Доходы Пенсионного фонда России в 2010году выросли по сравнению с 2009 годом на 29,91% и составили 4,68 трлн. рублей. В 2010 году тарифы взносов сохраняются на уровне ставок ЕСН, которые действуют в 2009 году. Для большинства работодателей это 20% - в ПФР, 2,9% - в ФСС и 3,1% - в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Всего 26%.Для льготных категорий налогоплательщиков в 2010 году сохранены пониженные тарифы страховых взносов. Например, для сельхозтоваро-производителей такие: 15,8% - в ПФР, 1,9% - в ФСС, 2,3% - в фонды ОМС. и т. д. [6] Исходя из этих данных, можно определить, что суммарный объем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил 2,15 трлн. руб., или 46% от суммы доходов. По сравнению с 2009 г. рост поступлений страховых взносов составил 641,2 млрд. руб.Суммарный объем расходов ПФР в 2010 году составил 4,39 трлн. рублей. Это на 30,84% больше, чем в 2009 г. Расходы на пенсионное обеспечение за 2010 год увеличились на 1 трлн. рублей и составили свыше 3,6 трлн. рублей, в том числе 480 млрд. руб. было направлено на повышение трудовых пенсий вследствие проведения валоризации расчетного пенсионного капитала пенсионеров. Из них 3,4 трлн. рублей – расходы на выплату трудовых пенсий (в 2009 году – 2,4 трлн. рублей). В результате проведенной в 2010 году валоризации средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1090 рублей. Для отдельных категорий граждан, имеющих продолжительный трудовой стаж, сумма увеличения составила: для инвалидов вследствие военной травмы, включая инвалидов Великой Отечественной войны – 1715 рублей, для участников Великой Отечественной войны – 1855 рублей. В 2010 году ПФР продолжал работу по материнскому семейному капиталу. 1,8 млн. владельцев сертификатов из 2,6 млн. распорядились средствами материнского капитала на сумму 97,6 млрд. рублей. Большинство средств – 77,7 млрд. рублей – семьи направили на погашение жилищных кредитов и приобретение или строительство жилья.[7] Общий профицит бюджета ПФР составил 360,85 млрд. руб. Суммарные доходы бюджета Фонда в 2011 году составили в сумме 5,1 трлн. рублей, суммарные расходы - в сумме 4,8 трлн. рублей. В бюджете заложены средства на повышение материального обеспечения пенсионеров - индексацию трудовых пенсий с 1 февраля 2011 года на 8%, а также увеличение на 6,5% размеров ЕДВ с 1 апреля 2011 года (число получателей - 17 миллионов человек). Кроме того, индексация госпенсий в общей сложности на 9,1%. На предоставление материнских денег в 2011 году в бюджете было заложено 120,8 млрд. рублей. Размер материнского капитала с 1 января 2011 года выросло на 6,5% и составило 365 тысяч 698 рублей. Доходы на 2012 г. прогнозируются в сумме 5696,9 млрд рублей (9,7% к объему ВВП), из них 5222,7 млрд рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, на 2013 г. - 6280,1 млрд рублей и 5723,3 млрд рублей, на 2014 г. - 6938,6 млрд рублей и 6295,3 млрд рублей. Расходы на 2012 г. предусматриваются в сумме 5407,3 млрд рублей (9,2% к объему ВВП), из них 5222,7 млрд рублей в части, не связанной с формированием средств для финанcирования накопительной части трудовых пенсий, на 2013 г. - 5948,1 млрд рублей и 5723,3 млрд рублей, на 2014 г. -6567,6 млрд рублей и 6295,3 млрд рублей. В 2012-2013 годах тариф страховых взносов в Фонд на обязательное пенсионное страхование устанавливается в размере 22%, в 2014 г. - 26% с выплат в пользу физических лиц до установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов. Кроме того, в 2012-2013 годах устанавливается тариф страховых взносов с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд, в размере 10%. Предельная величина базы для начисления страховых взносов с учетом индексации в соответствии ростом средней заработной платы в Российской Федерации составит в 2012 г. - 512 тыс. рублей, 2013 г. - 573 тыс. рублей, 2014 г. - 641 тыс. рублей. Объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, прогнозируется на 2012 г. в сумме 2617,4 млрд рублей, в том числе на страховую и накопительную части трудовой пенсии 2212,7 млрд рублей и 404,7 млрд рублей. Межбюджетные трансферты, получаемые из федерального бюджета, определены в 2012 г. в сумме 2893,2 млрд рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5,1 млрд рублей; на 2013 г. - 3145,7 млрд рублей и 5,6 млрд рублей; на 2014 г. - 3121,7 млрд рублей и 6,1 млрд рублей. Указанные трансферты в 2012 году планируется направить, в том числе: - на валоризацию расчетного пенсионного капитала - 566,5 млрд рублей; - на возмещение расходов по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - 3,6 млрд рублей; - на федеральную социальную доплату к пенсии - 38,5 млрд рублей; - на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов для отдельных категорий страхователей - 304,4 млрд рублей; - на покрытие дефицита бюджета Фонда - 1075,1 млрд рублей; - на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячных доплат к государственным пенсиям, дополнительного ежемесячного материального обеспечения, пособий и компенсаций - 339,2 млрд рублей; - на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан - 378,5 млрд рублей; - на осуществление выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, инвалидам вследствие военной травмы - 8,9 млрд рублей; - на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам - получателям трудовой пенсии по старости и по инвалидности к месту отдыха и обратно 1,4 млрд рублей; - на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы - 78,2 млн рублей; - на предоставление материнского (семейного) капитала - 162,7 млрд рублей (размер капитала в 2012 г. составит 387,6 тыс. рублей); - на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан - 7,5 млрд рублей. Доходы по накопительной составляющей бюджета Фонда определены на 2012 г. в сумме 474,2 млрд рублей, на 2013 г. - 556,8 млрд рублей, на 2014 г. - 643,4 млрд рублей. Доходы, полученные от временного размещения средств пенсионных накоплений, в 2012 г. предусмотрены в сумме 11,3 млрд рублей, в 2013 г. - 17 млрд рублей, в 2014 г. - 18,4 млрд рублей. Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленных управляющим компаниям, определены в 2012 г. в объеме 13,2 млрд рублей, в 2013 г. - 19,8 млрд рублей, 2014 г. - 27,8 млрд рублей. Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии в 2012 г. запланированы в сумме 4172,9 млрд рублей, из них 566,5 млрд рублей - расходы на валоризацию расчетного пенсионного капитала. В расчетах общего объема расходов на пенсионное обеспечение учтены расходы на индексацию трудовых пенсий в 2012 г. - на 9,6% (с 1 февраля - 7% и 1 апреля - 2,4%), в 2013 г. - на 8,7% (6% и 2,5%), в 2014 г. - на 9% (5,5% и 3,3%). Кроме того, с 1 апреля 2012 г., 2013 г. и 2014 г. будут проиндексированы единовременные денежные выплаты отдельным категориям граждан (инвалиды, ветераны и другие) соответственно на 6%, 5,5% и 5%. Объем пенсионных накоплений по состоянию на конец 2012 г. составит 1733,1 млрд рублей, в том числе 1493,3 млрд рублей, переданных в доверительное управление управляющим компаниям (из них 10,6 млрд рублей - дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя), из них передаваемые в 2012 г. - 252,2 млрд рублей, и 177,5 млрд рублей - средства пенсионных накоплений, направленные на временное размещение в установленном порядке. Проектом бюджета Фонда за счет пенсионных накоплений на 2012 г. запланированы расходы на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 1,2 млрд. рублей, а также на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в сумме 2,7 млрд рублей. Сумма расходов в 2012 г. на оплату услуг по доставке пенсий и других социальных выплат составит 40,7 млрд. рублей, из них финансируемые за счет средств федерального бюджета 11 млрд рублей. [8]
2.2. О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Проектом бюджета Фонда предусмотрены доходы в сумме: на 2012 г. - 579,6 млрд рублей, на 2013 г. - 618,8 млрд рублей, на 2014 г. - 667,5 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 458,8 млрд рублей). Рост доходов по годам составит соответственно 126,3, 106,8 и 107,9%. Расходы предусмотрены в сумме: на 2012 г. - 577,2 млрд рублей, на 2013 г. - 613,4 млрд рублей, на 2014 г. - 658,6 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 456,9 млрд рублей). Рост расходов составит соответственно 126,3, 106,3 и 107,4%. В 2012 г. и в плановом периоде предусматривается превышение в целом доходов над расходами в размере 2,3, 5,5, и 8,9 млрд рублей соответственно. При этом планируется покрытие складывающегося дефицита средств на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду, в размере в 2012 г. - 84,5 млрд рублей, в 2013 г. - 75,2 млрд рублей и в 2014 г. - 78,6 млрд рублей. В доходной части проекта бюджета Фонда поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством планируются на 2012 г. в сумме 309,9 млрд рублей, на 2013 г. - 345,5 млрд рублей и на 2014 г. - 397,2 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 304,5 млрд рублей). Эти поступления составят соответственно 53,5, 55,5 и 58,9% всех доходов (2011 г. - 66,4%). Снижение доли страховых взносов по этому виду обязательного социального страхования в общем объеме поступлений связано с ростом числа плательщиков с льготным тарифом страховых взносов и увеличением доли поступающих средств из федерального бюджета, в том числе на компенсацию выпадающих доходов из-за устанавливаемых пониженных тарифов взносов. Предусматривается указанная компенсация в размере в 2012 г. - 22,5, в 2013 г. - 23,6 и в 2014 г. - 5,6 млрд рублей. Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством рассчитаны из базы для их начисления в отношении каждого физического лица, не превышающей в расчете на год 512 тыс. рублей в 2012 г., 573 тыс. рублей в 2013 г. и 641 тыс. рублей в 2014 г. Поступления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний планируются в сумме на 2012 г. - 71,8, на 2013 г. - 80,1 и на 2014 г. - 88,6 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 65,2 млрд рублей). Они составят соответственно 12,4, 12,9 и 13,3% всех доходов. Предусматривается также перечисление средств из федерального бюджета на исполнение Фондом возложенных государственных функций в сумме на 2012 г. - 70,7, на 2013 г. - 74,5 и на 2014 г. - 77,8 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 64,5 млрд рублей). Планируется эти средства направить на выплату гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, пособий при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами; на выплату пособий «чернобыльцам»; на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим лицам для ухода за детьми-инвалидами и на прочие администрируемые расходы Кроме того, предусматриваются поступления средств, передаваемых Фонду из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде и диспансерного наблюдения ребенка в начальный период его жизни. Эти средства планируются на 2012-2014 гг. в размере 19,0 млрд рублей ежегодно (бюджет 2011 г. - 18,0 млрд рублей). Расходы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством планируются в размере на 2012 г. - 417,7, на 2013 г. - 444,9 и на 2014 г. - 481,7 млрд рублей (соответственно 72,4, 72,5 и 73,1% всех расходов) и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере - 69,8, 75,0 и 80,1 млрд. рублей (соответственно 12,1, 12,2, 12,2% всех расходов). За счет средств на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусматривается на 2012–2014 гг. выплата пособий застрахованным лицам: - по временной нетрудоспособности в размере соответственно - 182,2, 203,8 и 224,3 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 136,1 млрд рублей); - по беременности и родам в размере соответственно - 86,4, 86,0 и 94,4 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 63,2 млрд рублей); - при рождении ребенка в размере соответственно - 17,0, 17,9 и 18,8 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 15,3 млрд рублей); - по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере соответственно - 111,8, 116,4 и 123,3 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 81,1 млрд рублей); - женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, в размере - 0,36, 0,39 и 0,41 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 0,33 млрд рублей); - на погребение в размере - 0,61, 0,64 и 0,68 млрд. рублей (бюджет 2011 г. - 0,58 млрд рублей).[9]
2.3.О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Доходы предусмотрены в сумме: на 2012 г. – 891,7 млрд рублей, на 2013 г. – 1034,4 млрд рублей, на 2014 г. – 1188,5 млрд рублей (бюджет Фонда 2011 г. - 336 млрд рублей). Расходы предусмотрены в сумме: на 2012 г. – 891,7 млрд рублей, на 2013 г. – 1034,4 млрд рублей, на 2014 г. – 1188,5 млрд рублей. Дефицит бюджета Фонда в 2012 г. и плановом периоде 2013 и 2014 гг. не планируется. Доходы бюджета Фонда от поступления страховых взносов на ОМС, налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам, недоимок, пеней и штрафов, а также средств федерального бюджета предусмотрены в следующих объемах: - страховых взносов на ОМС работающего населения, в 2012 г. - 516,9 млрд рублей, в 2013 г. – 575,9 млрд рублей, в 2014 г. – 671,8 млрд рублей; - страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, применяющих специальные налоговые режимы, в 2012 г. – 20,3 млрд рублей, в 2013 г. – 31,1 млрд рублей и в 2013 г. – 35,4 млрд рублей; - страховых взносов на ОМС неработающего населения, в 2012 г. – 302,8 млрд рублей, в 2013 г. – 377 млрд рублей, в 2014 г. – 462,5 млрд рублей. Планируемый объем поступления страховых взносов в 2012, 2013 и 2014 гг. должен составить, соответственно 537,1, 607 и 707,2 млрд рублей. Доходы от недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам, зачисляемые в бюджет Фонда, планируются на 2012 г. в сумме 6,6 млн рублей, на 2013 и 2014 гг., соответственно 6,3 и 6 млн рублей. Предусматриваются перечисления средств из федерального бюджета в бюджет ФОМС: на 2012 г. – 51,8 млрд рублей, на 2013 г. – 50,4 млрд рублей и на 2014 г. – 18,8 млрд рублей (в 2011 г. - 21,1 млрд рублей). Средства федерального бюджета планируется перечислить на: - проведение в 2012 г. дополнительной диспансеризации работающих граждан (2,8 млн человек) в размере 4 млрд рублей; - проведение в 2012 г. диспансеризации пребывающих в стационарах детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (316,4 тыс детей), в сумме 0,9 млрд рублей; - компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов для отдельных категорий страхователей: на 2012 г. в сумме 46,9 млрд рублей, на 2013 г. - 50,4 млрд рублей, на 2014 г. – 18,8 млрд рублей. Расходы Фонда за счет средств ОМС составят в 2012 г. - 886,8 млрд рублей, в 2013 г. – 1034,4 млрд рублей, в 2014 г. – 1188,5 млрд рублей, в том числе: - субвенции в бюджеты территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов в 2012 г. составят 603,3 млрд рублей; - бюджетные ассигнования, резервируемые в бюджете Фонда, на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов на 2013 г. – 1003,3 млрд рублей и на 2014 г. – 1154,3 млрд рублей; - финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения на 2012 г. предусмотрено в сумме 244,1 млрд рублей; - средства, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде и диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни, а также на оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов предусмотрены ежегодно в сумме 19,0 млрд рублей (стоимость родового сертификата в 2012, 2013 и 2014 г. составит 11 тыс. рублей); - на обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая административные расходы на содержание Фонда, предусматривается направить денежные средства в сумме: в 2012 г. – 1052,4 млн рублей, в 2013 г. – 683,7 млн рублей, в 2013 г. – 714,3 млн рублей; - средства на международное сотрудничество, с учетом уплаты взносов за текущий год и погашения задолженности по членским взносам за 1999 г. в размере 3,3 млн рублей в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО), в 2012 г. предусмотрены в размере 16,1 млн рублей, в 2013 г. – 16,8 млн рублей, в 2014 г. – 7,5 млн рублей. В составе бюджета Фонда на 2012 г. сформирован нормированный страховой запас в объеме 23,2 млрд рублей, который планируется направить в соответствии с решением Фонда, в том числе на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда.[10]
Глава 3. Проблемы функционирования внебюджетных социальных фондов РФ и перспективы их решения
3.1. Пенсионный фонд Российской Федерации.
Одной из самых серьезных проблем в деятельности ПФ РФ остается проблема инвестирования пенсионных денег. Члены совета по пенсионной реформе не пришли к единому мнению в отношении законопроектов о профессиональных пенсиях и об инвестировании средств для накопительных пенсий. Законопроект в нынешнем виде не может обеспечить прозрачность инвестиций, абсолютные государственные гарантии и эффективные механизмы инвестирования в наиболее доходные и прибыльные сферы. Тем более, что даже среди разработчиков закона нет согласия по поводу того, в какие именно финансовые инструменты должны инвестироваться средства Пенсионного фонда, какие финансовые институты, государственные или частные, будут при этом задействованы, где эти средства должны работать – в России или за рубежом, каков должен быть государственный контроль, как следует гарантировать их сохранность и прочее. Эти недоработки очевидны, однако на сегодняшний день не предложено никаких реальных альтернатив проекту закона. Согласно этому проекту, накопительная часть пенсионных сбережений должна инвестироваться по трем направлениям – в государственные ценные бумаги РФ, в акции предприятий с высоким рейтингом корпоративного управления в России и за границей. Идея инвестировать часть пенсионных средств за границей представляется очень удачной, поскольку российский инвестиционный рынок слишком мал для тех средств, которые могут появиться в результате перехода на накопительную систему. Может это и покажется странным при той нехватке инвестиций, которая сегодня существует во всех областях нашей экономики, однако у нас практически нет адекватных по объемам инвестиционных проектов и инструментов. Поэтому, когда в ходе пенсионной реформы появиться миллиард долларов, вложить их на территории нашей страны будет просто некуда. Конечно, предполагать, что государственные ценные бумаги преумножат вложенные в них пенсионные средства, ведь на сегодняшний день многие из этих ценных бумаг имеют отрицательную реальную (с поправкой на инфляцию) доходность. А ведь в системе накопительных пенсионных фондов доходность крайне важна, так как те деньги, которые откладывают сейчас молодые, будут использоваться как нынешними пенсионерами, так и самими вкладчиками в будущем. Доходность вкладов в государственные фонды едва ли сможет превысить 15%, инфляция же в стране гораздо выше. Получается, что никакой прибыли от размещения пенсионных денег не получится. Пенсионные деньги реально работать не будут и просто съедятся инфляцией. Например, первые 3 млрд. долларов уже инвестированы в гос.облигации ОФЗ 14-ой и 15-ой серии, средняя доходность которых составляет17,28% годовых. Так как ПФР должен будет выплатить с инвестиционного дохода налог на прибыль, то доходность составит около 15%. А ведь смысл инвестирования как раз в том, чтобы капитал, сформированный из части пенсионных взносов, прирастал и каждый потенциальный пенсионер видел бы, как это происходит конкретно с его счетом. К тому же непонятно, какие гос.бумаги будут в этом задействованы и есть ли вероятность того, что Минфин направит пенсионные деньги на погашение внешних долгов. Одним из путей решения проблемы инвестирования пенсионных накоплений можно представить вложения в недвижимость. В России имеется сектор, требующий долгосрочных инвестиций и обещающий высокую отдачу вложенных средств. Это ипотека, о необходимости которой разговоры идут уже много лет. Сегодня уже сформирован потенциал спроса на эти услуги, отработаны практические механизмы ипотечных операций, сформирована законодательная база этой деятельности. Проблема лишь в отсутствии длинных денег, каковыми и являются пенсионные накопления. Государство формирует некоторое количество практически безрисковых инвестиционных портфелей, куда гражданин посредством специального уполномоченного органа может направлять свои сбережения. Существует закрытый список разрешенных к инвестированию активов, который включает федеральные ценные бумаги, акции и облигации российских предприятий, ипотечные ценные бумаги, ценные бумаги иностранных компаний и государств. Также в законе прописан перечень активов, в которые запрещено размещать средства пенсионных накоплений. Это, прежде всего, векселя и производные ценные бумаги. Здесь также необходимо отметить, что государственные ценные бумаги будут являться приоритетным элементом любого инвестиционного портфеля. А в ценные бумаги иностранных эмитентов можно будет разместить лишь не более 20% всех пенсионных накоплений. Другая важная тема - выбор негосударственных структур – страховщиков по обязательному накопительному страхованию. В первую очередь это, как отмечено выше, негосударственные пенсионные фонды – специализированные финансовые институты социальной защиты, исключительным видом деятельности, которых является организация негосударственного пенсионного обеспечения. Исходя из социального характера деятельности данных институтов, к ним предъявляют повышенные требования со стороны государства, детально разрабатываемая нормативно-правовая база обеспечивает гарантии, которых нет ни у одного финансового института. Кроме того, система формирования негосударственных пенсий в рамках негосударственных пенсионных фондов сочетается с идеологией осуществления обязательного накопительного пенсионного страхования. Это, прежде всего, участие в инвестиционном процессе таких субъектов, как управляющие компании и специализированные депозитарии, наличие контролирующего общественного органа – попечительского совета, обязательная аудиторская проверка и актуарное оценивание обязательств фонда перед участниками. Но вместе с тем, одной из основных проблем развития негосударственных пенсионных фондов в РФ в силу объективных причин, сложившихся в отечественной экономике, является некоторая их «закрытость», т.е. в основной массе фонды не ориентированы на человека «с улицы», является корпоративными и развиваются самодостаточно в рамках предприятий, объединений и даже отраслей. Отсюда вытекает и противоречие развития – активы в основном направляются на финансирование корпоративных проектов. Для повышения надежности вложений , основываясь на мировом опыте, необходимо предотвращать возникновение конфликта интересов. Безусловно, что для обеспечения более ш Похожие статьи:
|
|