ФЭУ / Экономика предприятий / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: Экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений на тему: «Забастовка как способ проявления и разрешения разногласий в системе трудовых отношений»
(автор - student, добавлено - 15-08-2013, 14:11)
СКАЧАТЬ:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: Экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений на тему: «Забастовка как способ проявления и разрешения разногласий в системе трудовых отношений»
СодержаниеВведение…………………………………………………………………………..3 1. Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров…………5 2. Реализация права на забастовку………………………………………………..7 3. Правовые последствия признания забастовки незаконной…………………...10 Заключение………………………………………………………………………14 Список использованной литературы…………………………………………..16
Введение
Рыночная экономика невозможна без применения человеческого труда. Это аксиома, однако, приходится констатировать, что, увлекаясь чисто экономическими категориями, современные белорусские политики и предприниматели нередко забывают об этом. На первое место выходят проблемы собственности, организационно - правовых форм предпринимательства, инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это очень важные элементы рыночной экономики, но она не может существовать без рынка труда, на котором продается и покупается такой специфический «товар», как рабочая сила, способности человека к тому или иному виду труда. Все остальное производно от этого. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности. Интересы нанимателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии трудового правоотношения, что, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов. Трудовые конфликты между сторонами трудовых правоотношений, которыми является наниматель и работник, могут возникать по самым разным поводам, основаниям и на любом этапе трудовых отношений. Они могут предшествовать этим отношениям или приходить им на смену. Цивилизованное разрешение трудовых споров возможно только путем достижения согласия на основе реализации прав и интересов как нанимателя, так и работников. Обеспечить баланс прав и интересов всех участников трудовых правоотношений (государства, работников и нанимателей) призван Трудовой кодекс. В этом документе подробно прописана процедура разрешения коллективных трудовых споров, сформулирован принцип социального партнерства как системы взаимоотношений трех сторон: нанимателя, работника и профсоюзного органа. Нужно сказать, что формирование института права, регулирующего коллективные трудовые споры (конфликты), прошло долгий и тяжелый путь – от полного запрета коллективных акций работников (с введением уголовной ответственности за участие в них) до признания права на забастовку на межгосударственном уровне. Данный процесс в национальных правовых системах сопровождался принципиальными изменениями сущности права в сторону его гуманизации, обусловленными новой системой ценностей общества – признанием прав человека, стремлением достичь социального мира, социальной справедливости в распределении общественного продукта. Необходимо также отметить, что на этот процесс воздействие, главным образом, оказывала именно рабочая борьба, проводившаяся вопреки существующему законодательству.
1. Забастовка как способ разрешения трудовых споров Забастовки стали реальностью нашего времени. Если еще десять-двенадцать лет назад забастовка казалась событием экстраординарным, то последние несколько лет сообщения об этих акциях звучат едва ли не каждый день, а число людей, участвующих в их проведении, все возрастает. Наиболее распространенной причиной забастовок, несомненно, является невыплата заработной платы. Но и другие причины, такие, как реструктуризация некоторых отраслей промышленности, массовые сокращения производства, влекущие за собой сокращения больших групп работников, также являются распространенными причинами забастовок. Редко возникают так называемые "забастовки солидарности", которые в принципе могут быть очень сильным оружием в противостоянии двух сторон - работников и работодателей. Наше государство наше долгое время, до конца 80-х годов, никак не регулировало вопросы, связанные с проведением забастовок. Забастовки не были ни разрешены, ни запрещены, их как бы не существовало. Только в 1989 году, после того как в регионах, где сосредоточены угольные шахты, произошли массовые забастовки, вопрос о необходимости их правового регулирования поставили на повестку дня. В Верховный Совет СССР внесли проект закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)", который и был поспешно рассмотрен и принят. Так, с августа 1989 года в СССР стали признавать существование забастовок, а также урегулировали порядок их проведения в связи с разрешением коллективных трудовых споров. Важный шаг, касающийся забастовок, был сделан после принятия Конституции РФ 1993 года. Часть 4 статьи 37 Конституции РФ, посвященная регулированию забастовок, гласит: "Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку". После долгих дискуссий и споров, связанных с обсуждением в Государственной Думе проекта Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", 23 ноября 1995 года этот Закон был подписан Президентом РФ, в связи с чем утратил силу ранее действовавший Закон СССР от 1989 года с изменениями и дополнениями, внесенными в 1991 году. Таким образом, законодательством Российской Федерации устанавливалось право на проведение забастовок в качестве одного из способов разрешения коллективного трудового спора. Каково же на сегодняшний день правовое регулирование вопросов, связанных с проведением забастовок и с правом на забастовку вообще? В нашей правовой практике сложилась традиция рассматривать забастовку именно как способ разрешения коллективных трудовых споров. Возможно, причина этого кроется в том, что впервые в течение долгого времени забастовки регулировались исключительно Законом СССР "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)". Только там содержались условия и порядок объявления забастовки, порядок ее проведения, наконец, основания признания ее незаконной. Поэтому, например, судьи, на рассмотрение которых попадали дела о признании забастовок незаконными, руководствовались лишь этим законом, ибо больше руководствоваться было нечем, даже если забастовки проводились не в связи с коллективным трудовым спором, или если спора не было вообще, или если акция носила даже не характер забастовки (например, голодовка). Как правило, в судебной практике такая акция сначала признавалась как забастовка, а затем рассматривались соблюдение примирительных процедур, их сроки и т. д. Сейчас это положение изменилось. Начиная примерно с середины 1997 года судьи стали выносить решения об отказе в признании забастовки незаконной в связи с нарушением норм Закона от 23 ноября 1995 года. Такие решения принимались на основании того, что отношения, по поводу которых возникала забастовка, не являлись коллективным трудовым спором, и забастовка не могла быть признана незаконной согласно Федеральному закону от 23 ноября 1995 года. Подобные решения - это уже признание существования разных видов трудовых споров и возможности их разрешать с использованием конституционного права на забастовку. Рассмотрим эти вопросы подробнее. Как уже указывалось, Конституция содержит только одну норму относительно забастовок: "Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку". Из этой формулировки можно сделать вывод, что право на разрешение трудовых споров, равно коллективных и индивидуальных, должно осуществляться с соблюдением процедур, установленных в федеральном законодательстве, в том числе и с использованием такой меры разрешения спора, как забастовка. Следовательно, Конституция предусматривает забастовку как способ разрешения и индивидуальных, и коллективных трудовых споров. Единственное условие для применения забастовки, которое вытекает из данной нормы, - это соблюдение иных установленных законодательством процедур. Таким образом, при разрешении коллективных трудовых споров забастовка как способ разрешения спора может применяться, если примирительные процедуры не помогли разрешить разногласий между работниками и работодателями, что прямо предусмотрено в Федеральном законе от 23 ноября 1995 года, либо если работодатель уклонился от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, не выполнил соглашение, достигнутое в ходе примирительных процедур.
2. Реализация права на забастовку Забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Забастовка должна быть грамотно подготовлена во избежание формальных поводов для признания забастовки незаконной. Предупредительная часовая забастовка может быть однократно объявлена после пяти календарных дней работы примирительной комиссии. Никто не может быть принужден к участию в забастовке либо к отказу от участия в забастовке.[1] Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие. Для проведения забастовки необходимо собрать общее собрание (конференцию) работников организации, филиала, представительства или членов профсоюзной организации, объединения профсоюзов. Собрание (конференция) считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников, членов профсоюзной организации (делегатов конференции). Это собрание принимает решение о проведении забастовки, в котором указывается: перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки; дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников; наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве в период проведения забастовки. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции). Информация о начале предстоящей забастовки должна быть предоставлена представителями работников работодателю в письменном виде и не позднее, чем за десять календарных дней. О проведении предупредительной забастовки работодатель предупреждается за три рабочих дня. Информацию о забастовке Службе предоставляет работодатель. На избираемый общим собранием (конференцией) орган, возглавляющий забастовку (это может быть соответствующий профсоюзный орган), возлагается ответственность за соблюдение всех необходимых требований законодательства, регулирующего проведение забастовки. Такому органу предоставляются следующие полномочия: -созыв собрания (конференции) работников; -получение от работодателя информации по вопросам, затрагивающим интересы работников; -привлечение специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам; -право приостановить забастовку (для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией, посредником или в трудовом арбитраже — достаточно предупреждения работодателя и Службы по урегулирования коллективных трудовых споров не позднее чем за три рабочих дня). Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или в случае признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением собрания (конференции). Проведение забастовки не прекращает примирительных процедур по урегулированию коллективного трудового спора. Более того, стороны обязаны продолжать разрешение спора путем проведения примирительных процедур. Обязанности по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации, филиала, представительства и физических лиц, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, возлагается на работодателя, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку. Минимум необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, при проведении забастовки должен быть обеспечен при проведении любой забастовки. Этот минимум определяется соглашением сторон совместно с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.[2] Обеспечение выполнения минимума необходимых работ возлагается в конечном итоге на организаторов забастовки, в силу того, что в случае его необеспечения забастовка может быть признана незаконной со всеми вытекающими последствиями. В том числе и указанными в ст.22 Закона, предусматривающей ответственность в виде дисциплинарного взыскания за нарушение трудовой дисциплины работников, приступивших к проведению забастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной, либо об отсрочке или о приостановке забастовки. Ответственность профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее незаконной, состоит в возмещении убытков, причиненных незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.
3. Правовые последствия признания забастовки незаконной Как отмечено, для наступления ответственности за проведение незаконной забастовки необходимо, чтобы забастовка была признана таковой. Это происходит если: -она была объявлена без учета указанных в Законе сроков, процедур и требований; -создает реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц. (Как и в случаях коллективных споров служащих в Вооруженных Силах, органах внутренних дел и т.п., решение по спору в десятидневный срок принимает Президент Российской Федерации.) Кроме того, право на забастовку может быть ограничено Законом "О чрезвычайном положении". Запланированная забастовка может быть отложена, а начавшаяся приостановлена в случаях создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей. В этом случае суд вправе отложить не начавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок. Также в случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.[3] Действующее законодательство ограничивает круг лиц, имеющих право на участие в забастовках. Так, например, государственный служащий, в том числе и сотрудник налоговых органов, не вправе принимать участие в забастовках. Являются незаконными забастовки работников Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов, органов Федеральной службы безопасности, если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства. Решение по коллективному трудовому спору этих работников в десятидневный срок принимает Президент Российской Федерации. Решение о признании забастовки незаконной принимается Верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать о нем участников забастовки. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" предусматривает гарантии работникам в связи с проведением забастовки. Так, участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания расторжения трудового договора, за исключением случаев участия в забастовке, признанной незаконной. На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг). Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке. Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ней не имевшим возможности выполнять свою работу, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, предусмотренных законодательством о труде. Работодатель вправе переводить этих работников на другую работу в порядке, предусмотренном законодательством о труде (простой не по вине работника). Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный, чем предусмотренный законодательством о труде, порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке. В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается увольнение по инициативе работодателя работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидация или реорганизация организации, филиала, представительства (локаут). В любом случае при проведении забастовки следует учитывать, что эта мера предусмотрена как средство воздействия при разрешении трудовых споров. Если же требования, выдвигаемые организаторами забастовки, носят исключительно политический характер, то прекращение работы является нарушением трудовой дисциплины.
Заключение В последнее время приходится довольно часто слышать о забастовках, акциях отказа от работы, пикетах, голодовках и блокировании дорог. Как социальное явление забастовка представляет собой довольно сложный многоплановый процесс. Поэтому проблемы, связанные с осуществлением права на забастовку, требуют углубленного изучения и исследования с анализом не только действующего белорусского законодательства, но и соответствующего зарубежного правового материала и накопленного опыта в этой области. В современных экономических и правовых условиях можно говорить о формировании двух основных сфер приложения личного труда человека: свободном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской (и иной, не запрещенной законом экономической) деятельности и свободном распоряжении своими способностями к труду (работа по найму). Правовой статус указанных категорий граждан отличается, в частности, по объему экономического риска, ответственности, социальным гарантиям. Причем вторая категория граждан (наемные работники) находится в экономической зависимости (хозяйской власти) от первой, выступающей в роли работодателей. Таким образом, работодатели осуществляют деятельность для достижения собственных целей, используя не только свои способности и имущество, но и способности к труду других людей . По этой причине интересы наемных работников могут отличаться (и отличаются) от интересов работодателей. Это аксиоматическое положение наиболее ярко начало проявляться с конца XVIII в., когда с приходом эпохи промышленного производства были зафиксированы первые случаи экономического давления работников на работодателей с целью защиты своих профессиональных интересов. Можно сделать вывод, что право на забастовку (право рабочей борьбы, право на коллективные действия работников – в зарубежном законодательстве оно иногда именуется и так) изначально пробивало себе дорогу фактически, прежде чем получило свое закрепление юридически. Следовательно, забастовки – явление социальное, отразившееся в правовой материи постольку, поскольку оно объективно требует урегулирования. Иными словами, право, в основном являясь нормативной реальностью, само отражает реальность социальную. Осознание этого факта приводит к мысли, что даже самый жесткий законодательный запрет забастовок не сможет предотвратить данного явления, если не будут ликвидированы (или, по крайней мере, смягчены) те предпосылки, которые его вызвали. Таким образом, право на забастовку представляет собой баланс между интересами работников и нанимателей в случаях возникновения трудовых споров.
Список использованной литературы 1. Горохов, Б.А. Современный механизм правового регулирования социально-трудовых отношений / Б.А. Горохов, С.П. Маврин // Российский ежегодник трудового права (2005, № 1) / Под ред. Е.Б. Хохлова. – Спб.: С.-ПбГУ, 2006. – С.74. 2. ФЗ РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 20.10.95г.// Бюллетень Минтруда РФ.-- 1995.-- № 12; Российская газета.-- 1995.-- 5 декабря. 3. Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров. Утв. постановлением правительства РФ от 15.04.96.г. № 468.// Бюллетень Минтруда РФ.-- 1996. -- № 5. 4. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией. Утв. постановлением Минтруда РФ от 12.03.97г. № 11.// Бюллетень Минтруда РФ.-- 1997.-- № 4. 5. Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - "Проспект", 2009 г. 6. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. 502 актуальных вопроса по Трудовому кодексу Российской Федерации: комментарии и разъяснения. Практич. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - "Издательство Юрайт", 2010 г. 7. Костян, И. Трудовые споры: участники гражданского процесса, представительство в суде, судебные расходы / И. Костян // Кадровик. – 2005. - № 11. – С. 35
[1] Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. 502 актуальных вопроса по Трудовому кодексу Российской Федерации: комментарии и разъяснения. Практич. пособие. С 232
[3] Костян, И. Трудовые споры: участники гражданского процесса, представительство в суде, судебные расходы / И. Костян // Кадровик. – 2005. - № 11. – С. 35 Похожие статьи:
|
|