ФЭУ / Экономика предприятий / Лекция 2. Предмет и метод бухгалтерского учета.
(автор - student, добавлено - 28-01-2013, 22:00)
Лекция 2.
Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета. 1. Предмет бухгалтерского учета. 2. Метод бухгалтерского учета. 1. Предметом бухгалтерского учета является вся финансово-хозяйственная деятельность предприятия, которая состоит из многочисленных объектов, их можно объединить в 2 группы: 1 группа – это объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность, к ним относятся имущества предприятий и их источники. 2 группа – это объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия, к ним относятся хозяйственные процессы и их результаты. (Табл.№1 и №2). Внеоборотные средства – это: основные средства –это средства труда, которые используются длительное время, не меняя своего внешнего вида, изнашивается постепенно и переносят свою стоимость на вновь изготовленный продукт по частям, по мере износа и сроком службы более 1 года. нематериальные активы – объекты длительного использования (свыше 1 года), имеющие оценку и приносящие доходы, но не являющиеся вещественными ценностями для организации. К ним относятся: права пользования патентами, лицензиями, программными продуктами, землей, водой, прочими природными ресурсами и т.д. финансовые вложения – это вложения (инвестиции) организации на приобретение государственных и иных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.д.). Оборотные средства – это: предметы труда (сырье, материалы, топливо и др.), которые теряют или видоизменяют свою натуральную форму, полностью потребляются в одном производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на продукцию. готовая продукция и товары для перепродажи – результат производственной или коммерческой деятельности не зависимо от стоимости и срока службы. денежные средства - сумма наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах в банке. средства в расчетах – дебиторская задолженность организации, юридических и физических лиц за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, суммы за подотчетными лицами и др. Все выше перечисленные имущества организации составляют актив баланса. Источники собственных средств. Уставной капитал – это совокупность в денежном выражении взносов учредителей (собственников) в имущество (ОС, НМА, материальные запасы) при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Эта сумма отражается в уставе организации и поэтому называется уставным капиталом, она может быть изменена по решению учредителей организации с внесением соответствующих изменений в учредительные документы. Добавочный капитал – состоит из прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки, а также возникающего в случае продажи акций по цене, превышающей их номинальную стоимость. Резервный капитал – создается путем отчислений от чистой прибыли в соответствии с действующим законодательством. Размер резервного капитала определяется уставом акционерного общества в пределах 15% УК, а размер ежегодных отчислений составляет не менее 5% годовой чистой прибыли. Он используется на выплату доходов учредителям при отсутствии или недостаточности прибыли, на покрытие непредвиденных потерь и убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций. Нераспределенная прибыль – сумма превышения доходов над расходами предприятий, полученная от всех видов деятельности за отчетный период. Может полностью или частично распределяться на выплату доходов учредителям, приобретения нового имущества, отчисление в резервные фонды и др. цели. Целевое финансирование – представляет собой средства, предназначенные для финансирования тех или иных мероприятий целевого назначения (средства, поступившие от других организаций и лиц, бюджетные средства и др.). Заемные источники формирования имущества поступают в распоряжение организации на определенный срок, по истечении которого должны быть возвращены их собственнику с процентом или без. Кредиты банка – суммы полученных краткосрочных и долгосрочных ссуд банка на различные цели (приобретение оборудования, материалов, выдачу заработной платы…) с обязательным возвратом за определенную плату. Расчеты и прочая кредиторская задолженность – суммы задолженности поставщикам за товары и услуги, по авансам, полученным по оплате труда, по расчетам с бюджетом и органами соц.страхования и др. Все выше указанные источники имущества организации составят пассив баланса. Хозяйственную деятельность составляют 3 хозяйственных процесса: 1 процесс заготовление – это приобретение товарно-материальных ценностей, необходимых для осуществления производства. 2 процесс производства – выполняется основная задача предприятия, изготавливается продукция, оказываются услуги, выполняются работы. 3 процесс реализация- в результате которой выручка от реализации поступает на расчетный счет предприятия и выявляется результат (прибыль или убыток). 2. Метод бухгалтерского учета – это комплекс способов и приемов, в результате применения которых достигается обоснованное взаимосвязанное отражение деятельности предприятия. Метод бух.учета обеспечивает взаимодействие элементов: 1. Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бух.учета. 2. Инвентаризация – проверка фактического наличия товарно-материальных ценностей, финансовых обязательств и денежных средств и сравнение полученных результатов с учетными данными. 3. Оценка – денежное выражение всех средств предприятия с помощью цен. 4. Калькуляция – способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости продукции, выполненных работ или оказанных услуг. 5. Бухгалтерские счета – специальные регистры для учета хозяйственных средств и хозяйственных процессов. 6. Метод двойной записи – способ взаимосвязанного отражения хозяйственной операции на двух различных счетах в одной и той же сумме. 7. Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников, информации о хозяйственных процессах. 8. Отчетность – способ получения сводных показателей деятельности предприятия за отчетный период. Классификация имущества организации по их функциональной роли в процессе производства. Классификация источников образования имущества организации |
|