О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФЭУ / Экономика предприятий / КУРСОВАЯ РАБОТА На тему «Проблемы формирования рынка труда в России»

(автор - student, добавлено - 25-04-2014, 20:26)

 СКАЧАТЬ:  ekonomika.zip [83,61 Kb] (cкачиваний: 127)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему «Проблемы формирования рынка труда в России»

 

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Сущность рынка труда. 5

1.1 Рынок труда и его особенности. 5

1.2 Роль рынка труда. 10

1.3 Регулирование рынка труда. 12

Глава 2.Проблемы функционирования рынка труда в России. 17

2.1Рынок труда в России. 17

2.2 Основные проблемы рынка труда в России. 22

2.3Анализ основных показателей рынка труда в России. 30

Заключение . 32

Список используемой литературы.. 33

Приложение. 34

 


ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования  рынка труда является одной из важных проблем существующих как в России, так и в других странах по всему миру. В недалеком прошлом в нашей стране  проблем занятости и безработицы не существовало, из - за  существовавшего политического режима, так как работать должны были все, существовала так называемая «всеобщая занятость», но все, же в стране присутствовала скрытая безработица. Граждан, которые  не работают, объявляли «тунеядцами»т.е человек, который живёт на чужой счёт, чужим трудом.

Рынок труда - это особая социально- экономическая форма использования трудовых ресурсов, при которой  рабочая сила работника продается как товар. Рынок труда представляет собой базовый элемент рыночной экономики. Именно он определяет эффективность использования труда наемных работников. Отношения в сфере труда являются основополагающими в экономической системе любой страны, что обусловлено огромной ролью труда в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.

Одной из самых  важных  проблем существования рынка труда является проблема безработицы. Безработица характеризует такое состояние общества, когда часть способных и желающих трудиться людей не могут найти себе работу по специальности или вообще трудоустроиться.

Так же одной из важных  проблем является проблема занятости, характеризующих общее состояние макроэкономики, дающих представление об ее эффективности. Каждая экономическая система стремится к увеличению общественного продукта с целью более полного удовлетворения растущих потребностей населения. Важнейшим фактором, способствующим достижению этого, является высокий уровень занятости. При недостаточно полном использовании ресурсов рабочей силы, с одной стороны, система может не достичь границ своих производственных возможностей, с другой безработица наносит серьезный урон людям, не имеющим возможности приложения своих способностей и умения в наиболее близких им сферах деятельности, лишает их источника доходов для поддержания жизнедеятельности.

Предметом  исследования является – теоретические аспекты  роли рынка труда, регулирования его деятельности, а так же практические аспекты- анализ основных показателей рынка труда в России, проблемы рынка труда..

Целью исследования данной работы является рассмотрение теоретических основ  сущности рынка труда, а так же анализ состояния российского рынка труда в современных условиях.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты сущности, особенности и роль рынка труда,

2. Выявить  основные проблемы рынка  труда;

3.Анализировать основные показатели рынка труда в России.

Актуальность темы определяется тем, что рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой экономики, на нем формируются трудовые ресурсы. В ближайшем будущем  мы тоже станем участниками  рынка труда, будем продавать свой труд, свои знания. Поэтому эта темя является для нас  весьма актуальной, так как мы узнаем о проблемах  рынка  труда существующих в России, о роли рынка труда и его особенностях.


ГЛАВА 1. Сущность рынка труда

1.1 Рынок труда и его особенности

Важнейшей составной частью современного рынка в системе институционального регулирования является рынок труда.

Рынок труда – это такая социально- экономическая форма использования трудовых ресурсов, при которой рабочая сила работника обращается  как товар, т. е  продается и покупается  в соответствии  с законами рынка, а сам носитель рабочей силы выступает как наемный работник.

С точки зрения объекта купли – продажи следует различать  форму и содержание рынка труда. На рынке труда продается  и покупается не сам работник .. Объектом  купли – продажи  выступает рабочая сила    наемного  работника , т.е его способность  к высокоинтенсивному труду, его высокий профессионализм , интеллект, психологическая и физическая выносливость . Совокупность   всех физических, интеллектуальных, психологических качеств , необходимых  в процессе труда ,  и составляет содержание рабочей силы.[1]

Из всех факторных рынков рынок труда   является самым специфичным  и самым труднорегулируемым ,  потому что  товаром на этом рынке является рабочая сила.

На рынке труда,  как на любом другом рынке  взаимодействуют спрос и предложение.

Спрос представлен со стороны работодателей потребностью в рабочей силе, нужной квалификацией, со стороны  работника  - потребностью в рабочих местах с заработной платой.

А предложение ,в свою очередь , представлено со стороны работодателя рабочими местами  с соответствующей заработной платой , со стороны наемных работников – рабочей силой.

Спрос и предложение  на рынке труда можно изобразить графически.

 

Рис.1.Зависимость спроса и предложения на рынке труда

Объединив оба графика — кривой спроса и кривой предложения, получим точку пересечения E, в которой спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесном состоянии .Это означает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату  W(P), находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены и все работники, желающие предложить свои услуги при заработной плате W(P) Поэтому точка E определяет положение полной занятости. При любой другой величине заработной платы, отличной от W0, равновесие на рынке труда нарушается. При совпадении спроса на труд и предложения труда заработная плата выступает как цена равновесия на рынке труда.[2]. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

Рынок труда имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование:

1. Неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы от своего носителя, в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения.

2. Большая продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем.

3. Наличие и действие не денежных аспектов сделки. Это прежде всего условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе и профессионального роста.

4. Наличие большого числа институциональных структур особого рода. К их числу относятся: система трудового законодательства; различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т.д.

5. Высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются огромным разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и предъявляет к претендентам свои специфические требования. [3]

Функционально-организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

Рынок труда стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

На рынке труда реализуется возможность:

- свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);

- найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

- независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

- свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (профессиональное, творческое), развитие общественных отношений (отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда. Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.[4]

Говоря о рынке труда и его особенностях,  мы можем сделать вывод, что  рынок труда является основной частью современного рынка, на котором    продаются и покупаются не человек, а его рабочая сила,(навыки , умения).

Так же как и на других факторном рынке , на рынке труда действует  закон спроса и предложения на рабочую силу ,которые отражают несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

Рынок труда имеет свои особенности .Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Как  товар,рабочая  сила стоит столько, сколько стоит ее воспроизводство во всех проявлениях – физиологическом, экономическом, духовном. Уже  отсюда следует , что рабочая сила должна оплачиваться  регулярно.

 

1.2 Роль рынка труда

Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда на лицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.

Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде «труд - земля – капитал» является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.

В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно - технологической революции, освоения сложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.

Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.

В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно - производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.

Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.

Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.

Делая вывод, мы видим,  что рынок туда становится неотъемлемой частью современной экономики, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг.

1.3 Регулирование рынка труда

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда,  на прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и посредническая роль государства на рынок труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.

Политика государства на рынке труда направлена на:

- обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

- переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

- достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

- предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

- создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;

- развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- рост мобильности трудовых ресурсов.

К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:

- преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

- экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

- оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;

- разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

- развитие гибких форм занятости;

- последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

- дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

- улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;

- сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;

- проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;

- развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.

Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли- продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX века. В России биржи труда возникли в начале ХХ века. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 года получили широкое распространение платные частные посреднические конторы. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, подчиненные министерством труда. В их задачи входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в- четвертых, профориентация молодежи. Деятельность бирж труда оказывает не очень большое влияние на рынок труда, направления выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями.

Подводя итог сказанному, мы сделали вывод ,что государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы. Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах. Применение такой меры в современных условиях России требует определенной осторожности. С одной стороны, она позволяет снизить уровень безработицы для еще работающих и уменьшить существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.


Глава 2.Проблемы функционирования рынка труда в России

2.1Рынок труда в России

В каждой стране рынок труда  имеет свою национальную специфику.

В СССР в условиях социализма была предпринята  попытка реализовать  всеобщую занятость всего трудоспособного населения. Гарантиями всеобщей занятости выступили непрерывный рост производства, неуклонное развитие нематериальной сферы, плановое распределение и перераспределение рабочей силы. В реальной жизни занятость в СССР была высокой и составляла примерно 95%, но она не была всеобщей: имела место скрытая безработица. Кроме того, высокий уровень занятости трудоспособного населения оказывал противоречивое  влияние на положение населения в социально- экономическом аспекте : с одной стороны, высокая занятость и потребность в новых рабочих местах создавала у народа уверенность в завтрашнем дне, создавала предпосылки для увеличения потребностей в приросте населения, с другой стороны, высокая занятость всего населения, и прежде всего женщин, порождала тенденцию к замедлению прироста населения, ибо работающие женщины имели детей в 2-2,5 раза меньше, чем не работающие. Этот же  фактор - высокая занятость и наличие свободных рабочих мест - замедлял рост  эффективности производства и прежде всего рост производительности труда, ибо советский человек не знал страха потерять и не найти работу.

В современной России безработица  как социально – экономическое явление  также имеет свою национально – историческую и социальную специфику. В России под трудовыми ресурсами понимается население в трудоспособном  возрасте  ( мужчины от 16 до 60 лет, женщины – от 16 до 55 лет).

Экономически активное  население – это та его  часть,  которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства  товаров и услуг. Экономически активное население включает всех занятых  и всех безработных.

Структура экономически активного населения.

 

1992

1993

1994

1996

1998

2000

2002

2003

Экономически активное население- всего, млн. человек

75,0

72,9

70,5

69,7

67,3

71,8

71,9

73,4

Занятые в экономике, млн.человек

71,1

68,6

64,8

63,0

58,4

64,3

65,75

67,2

В процентах к экономически активному населении.

94,8

94,1

91,9

90,3

86,8

89,5

91,4

91,7

Безработные , млн. человек

3,9

4,3

5,7

6,7

8,9

7,5

6,15

6,12

 В процентах к экономически активному населению

5,2

5,9

8,1

9,7

13,2

10,5

8,6

8,3

 

Таблица 1. Структура экономически активного населения.[5]

По данной таблице мы можем проследить  то, что   в 1998 году наблюдается наибольшее число безработных, но уже к 2003 году их число  уменьшилось почти в 1,5  раза.

  Занятыми в России считаются лица, которые:

  • В тот или иной  период выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях  полного или неполного рабочего времени
  • Выполняли работу не по найму, но приносящую доход
  • Выполняли работу на семейном предприятии без оплаты
  • Временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, забастовки , и т д.

 Безработными в России  считаются лица в возрасте 16 лет и старше , которые  в рассматриваемый период:

  • Не имели работы или доходного занятия
  • Занимались поиском работы
  • Были готовы приступить к работе

Уровень безработицы в России определяется как удельный вес общего количества к численности экономически активного населения. При этом  в составе безработных учитывается  как зарегистрированные  в органах  государственной службы занятости, так и  не зарегистрированные в этой службе.

Продолжительность безработицы в России определяется как промежуток  времени, в течение которого человек ищет работу, используя при этом любые способы, с момента начала поиска работы и до периода начала новой работы.

Экономически не активное население  - население, которое  не входит  в состав рабочей силы, включая лиц младшего  возраста, установленного для  измерения экономически активного населения. Величина экономически   неактивного населения включает следующие категории:

  • Учащиеся и студенты
  • Лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях
  • Лица, получающие пенсии по инвалидности
  • Лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками.
  • Отчаявшиеся найти работу , т.е лица, которые прекратили поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать
  • Другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника их дохода.[6]

Отличительной особенностью рынка труда было активное сокращение женщин и лиц с высшим образованием. Однако в настоящее время ситуация несколько изменилась: все чаще безработными становятся мужчины и те, кто не имеет специального профессионального образования, то есть все больше растет спрос на квалифицированную рабочую силу, имеющую специальную профессиональную подготовку.

В настоящее время в России распространена частичная занятость, когда работник трудится не 40, а 18 часов в неделю. Очагами незанятости в России становятся Кировская, Свердловская области, Челябинск и Пермь, Омск, Хабаровск, Иркутск. Безработица относительно выше среди молодежи и женщин.

Фактором, стимулирующим безработицу, является такой процесс, как миграция рабочей силы. В весенне-летний период в России работают около 500 тысяч иностранцев. Их доля особенно значительна в строительной индустрии и сфере услуг.

Становлению полноценного рынка труда в России препятствует ряд причин:

  • Рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, существует достаточно большое число вакантных рабочих мест, с другой стороны, значительное число безработных, чья профессиональная или квалификационная подготовка не соответствует требованиям работодателей.
  • По-прежнему существуют административные и правовые ограничения на миграцию рабочей силы («институт прописки», в настоящее время — регистрации по месту жительства).
  • Отсутствует реальный рынок доступного жилья, что также сдерживает территориальное перераспределение трудовых ресурсов.
  • Экономика все еще остается высоко монополизованной, что позволяет работодателям диктовать условия занятости, а работники вынуждены их принимать.

Низкий по отношению к развитым странам уровень производительности труда.[7]

Подводя итог сказанному,  мы можем сделать вывод, что формирование в России рынка труда диктует необходимость разработки политики занятости, учитывающей специфику переходной экономики, национальные особенности, менталитет населения. Это не исключает использование некоторых принципов и подходов, характерных для стратегий занятости в странах с рыночным хозяйством, что, однако, возможно лишь при условии их адаптации к российским реалиям.

 

2.2 Основные проблемы рынка труда в России

Безработица – сложное  социально- экономическое явление по своей внутренней структуре  и динамике. Наибольший  пик уровня безработицы в годы экономических реформ в России пришелся на периоды финансово – экономических  потрясений 1992,1995,1996гг., за которыми неизбежно  следовали разорение и закрытие предприятий всех форм собственности  и как, следствие,- рост армии безработных.

Общая причина безработицы – это  сама  рыночная экономика в условиях   господства частной собственности. Эти рыночные условия часть наемного труда делают излишней, при определенных условиях: экономическая нестабильность, диспропорции, вызываемые шоковым переходом к рыночной экономике, банкротство предприятий, стремительное падение  производства за короткий период времени, предприятие переходит на новые технологии.

Уровень безработицы, зарегистрированной в органах государственной  службы занятости, значительно ниже реальной ее численности.  Так с 30 января по 27 февраля 2013 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, выросла на 3,36% или 35 983 человека, что объясняется сезонным фактором, и по состоянию на 27 февраля 2013 года составила 1 105 645 человек. В России существует реальная « невидимая» безработица :это огромная армия рабочих , вынужденно неработающих из-за простоев предприятий , бомжей, подростков, мелкие торговцы,..

Многие из них не решаются  регистрировать свое положение как безработного. Так возникли в России  различные цифры учета безработных. Социологическое обследование   показало:  в  отдельных регионах реальный уровень безработицы на порядок выше официально объявленного.

Важнейшим аспектом проблемы безработицы является вопрос  о влиянии ее на социально- экономическую жизнь общества, вопрос о последствиях безработицы. Как и во всякой стране, в России действует закон Оукена, который выдвигает три постулата:

  1. Если фактические размеры валового национального продукта равны его потенциальным размерам , в стране существует нормальный, естественный уровень безработицы. В России фактические уровни ВНП и ВВП к  2004г. Не достигли уровня 1990г. Примерно на 25%. Следовательно, уровень безработицы в России нельзя признать нормальным, естественным.
  2. Уровень безработицы стабилизируется, если годовой темп роста ВВП и ВНП будет устойчивым. В России нет  устойчивого темпа роста ВВП и ВНП, имеет  место громадная зависимость этого роста от экспорта сырья, прежде всего нефти. Следовательно, нет реальных оснований утверждать, что в России уровень безработицы стабилизируется и войдет в нормальный естественный уровень.
  3. А.Оукен  установил, что повышение или понижение  темпа роста ВНП на 2 % неизбежно повышает или понижает уровень безработицы на 1 %. Это правило 2: 1 применительно к России означает, что реальный ВНП  в нашей стране  отстает от потенциального ВНП  и что падение ВНП  в годы реформ  и есть  выражение  этой разности между потенциальным и реальным ВВП. Одна из причин этой разности – безработица, превышающая естественный ее уровень.

Падение ВВП – не единственное последствие безработицы. Существует причинно – следственная связь между безработицей, с одной стороны, и заработной платой  и ценами на потребительские товары – с другой. Рост безработицы и даже сам факт безработицы означает, что растет предложение рабочей силы. В современных условиях России  спрос на рабочую силу отстает от ее предложения. В этих условиях возникает тенденция  заработной платы к падению , или падает стоимость рабочей силы с точки зрения закона спроса и предложения. Напротив , рост  спроса  на рабочую силу вызвал бы  уменьшение безработицы и соответственно  рост заработной платы. Однако  господство крупных корпораций  на российском рынке ведет к росту цен  при сокращении производства. Это и есть российский  парадокс с точки зрения закона спроса и предложения

Безработица и связанные с ней экономические и психологические явления порождают в обществе  социальную напряженность . формой выражения этой социальной напряженности  являются демонстрации, забастовки, голодовки и другие формы социального протеста,  доходящие  до убийства и самоубийства. 

Забастовки в России

 

1990

1995

1996

1999

2000

2002

2006

 

Число организаций, на которых проходили забастовки

260

8856

8278

7285

817

80

5933

 

Численность работников, участвовавших  в забастовках, тыс.человек

99,5

489,4

663,9

238,4

30,9

3,9

195,5

 

В среднем на одну организацию, человек

383

55

80

33

37

48

33

 

 Количество времени, не отработанного работниками в забастовках, тыс. человеко-дней

207,7

1367,0

4009,4

1827,2

236,4

29,1

210,9

 

В среднем на одну организацию, человеко-дней

799

154

484

251

289

364

36

                           

Таблица.2.Статистические  данные о забастовках в России 1900-2006[8]

Статистические данные показывают, сколь велики экономические потери  от забастовок

Проблема безработицы в России нашла отражение  в целом комплексе  законом, указов и постановлений высших законодательных и  исполнительных органов власти.

Говоря  о проблеме   безработицы, мы можем сделать вывод, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.

Так же ,что безработица породила в России тяжелейшие социальные последствия: бандитизм, рост числа самоубийств. Вызвало большое количество забастовок.

В настоящее время проблема безработицы в России нашла свое отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации. Предотвращение ускоренного роста безработицы и последующее сокращение  ее становится важнейшей задачей  социальной политики Правительства России.

 Так же в ближайшее время нас ждет колоссальный дефицит  рабочих кадров. большинству молодых  специалистов наличие дипломов  не гарантирует  получение работы по специальности.[9]

Пути и способы сокращения безработицы многообразны , однако основной и самый радикальный путь борьбы  с безработицей- это интенсивное развитие экономики, требующее притока дополнительной рабочей силы.

Проблема занятости в России

Занятость относится к важнейшим макроэкономическим показателям и условиям характеризующим уровень и качество жизни. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу.

Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы. То есть, безработными считаются трудоспособные граждане, не достигшие пенсионного возраста, по независящим от них причинам лишившиеся заработка. Причем, лишь те из них, кому служба занятости не предоставила работу.

Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу (по новой терминологии — экономически активное население). В рабочую силу включают всех, кто может трудиться и трудится, кто занимается домашним хозяйством, кто ведет самостоятельное дело, кто ищет работу. Сюда не входят, разумеется, те лица, которые не вошли в производство (или в трудовую деятельность) по возрасту — дети, или уже вышли из него по возрасту - пенсионеры, а также обучающаяся молодежь (школьники, студенты), инвалиды и военнослужащие. Одним словом, те, кто не мог и не должен был работать, а также те, кто не искал работу.

Отсюда следует вывод: добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на профессиональную консультацию и ориентацию, повышение квалификации, на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Оплата не может быть ниже установленного законом минимального размера. Принудительный труд запрещен. Добровольная незанятость не может служить основанием для привлечения к административной и иной ответственности.

При прежней системе государство было основным работодателем и спрос на рабочую силу удовлетворялся путем организованного планового набора. В рыночных условиях сфера приложения труда расширяется и используются различные формы занятости без участия государства (предпринимательство, индивидуальная трудовая деятельность, фермерство). Одновременно рабочая сила превращается в товар и продается и покупается с учетом законов стоимости, спроса и предложения и других факторов.

Функционирует рынок труда, где продавцами выступают собственники рабочей силы, а покупателями — работодатели. Экономические отношения между продавцами и покупателями рабочей силы характеризуются добровольностью выбора вида деятельности, свободой найма, цены рабочей силы.

В нашей стране государство сняло с себя обязанность каждому гарантировать рабочее место. В порядке компенсации определен статус безработного, открыта регистрация безработных, начата выплата пособий, организуется переобучение.[10]

Не лучшим образом выглядит ситуация с оплатой труда работающих граждан.

За годы реформирования реальная оплата труда снизилась более чем в 2 раза. Средняя заработная плата в несколько ниже пособия по безработице в развитых странах. Основная оплата перестала выполнять воспроизводственные функции и допополняется широким распространением вторичной занятости. В 1990 г. средняя оплата в 3 раза превышала прожиточный минимум, в 1999 г. — лишь в 1,5 раза.

Оплата труда в частном секторе фактически не регулируется государством. Хотя законом установлена минимальная оплата труда, она составляет не более 13% прожиточного минимума и служит лишь условной единицей при назначении штрафов, начислении пособий и т.д. Коллективные договоры заключают более 15% предприятий, на многих из них не действуют профсоюзные организации. В государственном секторе регулируется соотношение в оплате между категориями работников, отраслями, регионами с помощью тарифной системы, средств финансовой поддержки и других рычагов.

В России среди безработных более половины имеют высшее и среднее специальное образование. В общей численности безработных свыше 70% женщин, 30% молодежь в возрасте 16—29 лет. Около одного млн. человек не желают работать и добывают средства к существованию незарегистрированной коммерческой деятельностью или иными способами. При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на проблему занятости. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения свободного выбора формы и вида занятости, т.е. каждый человек вправе свободно избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решения об участии в ней.

Законодательством о занятости в РФ предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого не противоречащего законодательству вида общественно по­лезной деятельности, свободного выбора места и вида работы те провозглашается демократический принцип добровольности труда Запрещается административное принуждение людей к труду. В настоящее время легализованы как законные общественно признанные формы трудовой деятельности: работы на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми людьми и инвалидами и т.д.

Индивидуальный труд и предпринимательская деятельность приобретают статус столь же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве. Законом предусмотрена профессиональная деятельность российских граждан за рубежом.

На принципах равнодоступности должны иметь место работы по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику.

Принципиальное значение различных форм организации труда состоит в том, что их раскрепощенность, свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики.


2.3Анализ основных показателей рынка труда в России

Для того что бы провести анализ безработных в России, мы использовали  данные с января 2012 по январь 2013 года.(приложение 1)

       Полученные данные мы отразили в гистограмме  численности безработных.

 

Рис 2 .Гистограмма .Численность безработных граждан в период с  января 2012 по январь 2013г.

За 10 месяцев 2012 года численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, снизилась на 299 тысяч человек или 23,2% и составила на начало ноября 987 тысяч человек или 1,3% от численности экономически активного населения.

Отмечается стабилизация ситуации на рынке труда моногородов. В 189 монопрофильных населенных пунктах уровень регистрируемой безработицы не превышает среднероссийский показатель 1,3% от численности экономически активного населения.

Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, с начала 2012 года возросло на 323,3 тыс единиц (27,9%) и составило на начало ноября 1,5 млн единиц.

Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) в целом по Российской Федерации снизился с 1,2 в январе 2012 года до 0,8 на начало ноября.

В 2012 году Минтруд России проводил мониторинг высвобождения работников организаций в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата работников в разрезе субъектов Российской Федерации, включая мониторинг ситуации на рынке труда моногородов.

Численность работников, находящихся в режиме неполной занятости, сократилась с начала 2012 года по ноябрь 2012 год в 1,3 раза (с 186,2 тысяч человек на 1 января 2012 года до 141,4 тысяч человек на 28 ноября 2012 года), в том числе, отмечается снижение за указанный период численности работников, находившихся в простое по вине администрации, на 26,9% (или на 6,8 тысяч человек), снижение численности работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, на 195,7% (или на 9,2 тысяч человек), снижение численности работников, работавших неполное рабочее время по инициативе работодателя, на 25,6% (или на 28,2 тысяч человек).

Общее улучшение положения с занятостью работников организаций в экономике в целом обусловлено стабилизацией ситуации в приоритетных видах экономической деятельности, которые в наибольшей степени были затронуты финансово-экономическим кризисом, о чем свидетельствуют данные федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих мониторинг занятости работников соответствующих отраслей экономики

.

 


Заключение .   

         Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
     Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. у


Список используемой литературы

  1. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2003 г.
  2. Маслова И.,Бараненкова Т.,Кубишин Е. Рынок труда, занятость и заработная плата.// Экономист № 11, 2005
  3. «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 2004г.,;
  4. Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда.» «Вопросы экономики», №2, 2007г.,
  5. Козырев В.М. Основы современной экономики. 2009г
  6. Русакова И.Г. Рынок труда и проблемы трудоустройства// Высшее образование в России – 2007- №4-
  7. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. // Общество и экономика, № 1, 1994
  8. Гаузнер Н. Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости. // МЭИМО № 4, 1993
  9. Экономическая теория: Элементарный курс / Под ред. С.С. Носова.-М.:
  10. Национальная экономика : учебник Савченко, 2-е издание, 2007г
  11. . Комментарии к трудовому кодексу РФ, М.: ИНФРА-М, 2002
  12.  . Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000
  13. 13. Кузьмин С.А.  Рыночная экономика и труд – М.: Наука, 2002
  14. http://ru.wikipedia.org
  15. http://ru.wikipedia.org


Приложение 1

Анализ безработных в России:

С 12 по 31 января 2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, возросла на 1,0 % (или 12 576 человек) и по состоянию на 31 января 2012 года составила 1 299 724 человека.

За период с 29 февраля по 29 марта 2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на 1,54 % или 20 606 человек и на 29 марта 2012 года составила 1 320 291 человек.

За период с 29 марта по 25 апреля 2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на 3,35 % или 44 230 человек и по состоянию на 25 апреля 2012 года составила 1 276 061 человек.

За период с 25 апреля по 30 мая 2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на 6,5 % или 83 128 человек и по состоянию на 30 мая 2012 года составила 1 192 933  человека (по состоянию на 25 апреля 2012 года – 1 276 061 человек).

За период с 30 мая по 28 июня 2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на 4,4 % или 52 539 человек и по состоянию на 28 июня 2012 года составила 1 140 394   человека (по состоянию на 30 мая 2012 года – 1 192 933 человека).

C 28 июня по 26 июля 2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на 2,8% или 32 220 человек и по состоянию на 26 июля 2012 года составила 1 108 174 человека (по состоянию на 28 июня 2012 года – 1 140 394 человека).

С 26 июля по 29 августа 2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на 3,4 % или 37 603 человека и по состоянию на 29 августа 2012 года составила 1 070 571  человек.

За период с 29 августа по 25 сентября 2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на 3,5% или 37768 человек и по состоянию на 25 сентября 2012 года составила 1032803 человек.

С 26 сентября по 25 октября 2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на 3,9% или 40483 человека и по состоянию на 25 октября 2012 года составила 992320   человек.

С 25 октября по 28 ноября 2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, выросла на 1,56% или 15.489 человек, что объясняется сезонным фактором, и по состоянию на 28 ноября 2012 года составила 1007809   человек.

С 28 ноября по 26 декабря 2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, выросла на 4,17% или 41 989 человек, что объясняется сезонным фактором, и по состоянию на 26 декабря 2012 года составила  1 049 798 человек.

С 26 декабря 2012 года по 30 января 2013 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, выросла на 1,9% или 19 864 человека, что объясняется сезонным фактором, и по состоянию на 30 января 2013 года составила 1 069 662 человека.

С 30 января по 27 февраля 2013 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, выросла на 3,36% или 35 983 человека, что объясняется сезонным фактором, и по состоянию на 27 февраля 2013 года составила 1 105 645 человек.[11]

 



[1] Козырев В.М. Основы современной экономики. 2009г

[2] Козырев В.М. Основы современной экономики. 2009г.- 267-271с

2.Экономическая теория: Элементарный курс / Под ред. С.С. Носова.-М.: Дашков и К, 2004

[4] Русакова И.Г. Рынок труда и проблемы трудоустройства// Высшее образование в России – 2007- №4- С. 10-14.

[5] Козырев В.М. Основы современной экономики. 2009г.- 444с.

[6] Козырев В.М. Основы современной экономики. 2009г.- 439-450с

[7] http://ru.wikipedia.org

[8] Козырев В.М. Основы современной экономики. 2009г.- 448с.

[9] Козырев В.М. Основы современной экономики. 2009г.441-448с.

[10] Национальная экономика : учебник Савченко, 2-е издание, 2007г

[11] http://www.rosmintrud.ru/social


Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!