ФЭУ / Экономика предприятий / Объективные предпосылки и условия возникновения социального партнерства
(автор - student, добавлено - 29-12-2013, 21:14)
Объективные предпосылки и условия возникновения социального партнерства Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов. Систему социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство. Система социального партнерства как механизм регулирования социально-трудовых отношений сложилась лишь в 60—70-х гг. XX столетия, и существует не во всех странах, что позволяет сделать вывод о том, что формирование системы социального партнерства возможно только при определенных условиях: 1. Необходимость регулирования социально-трудовых отношений возникает одновременно с возникновением капиталистического товарного производства, когда в качестве основных субъектов трудовых отношений окончательно оформляются два основных класса — собственники средств производства и наемные работники, лишенные средств производства и потому вынужденные продавать свою рабочую силу, чтобы как-то обеспечить свое существование. 2. При взаимодействии двух классов достаточно четко проявился противоположный характер их интересов. Главный интерес работника состоял в том, чтобы собственник предоставлял ему работу и платил как можно больше. Собственник заинтересован в том, чтобы заданный объем работы выполнялся наименьшим числом рабочих и с наименьшей оплатой, т.к. для собственника зарплата рабочих – часть издержек, понижающий прибыль. Таким образом, наличие двух субъектов, интересы которых в социально-трудовой сфере не совпадают, формирует вопрос о создании механизма их согласования, разработки системы процедур урегулирования конфликтов, которые неизбежно возникают в случае столкновения разнонаправленных интересов. Чтобы защитить себя, рабочие были вынуждены объединяться. Само развитие капитализма провоцирует рабочих к объединению. Капитал боится сплочения рабочих и через государство пытался себя защищать. Поэтому на протяжении во многих странах существовали законы, запрещающие профсоюзы. Только в конце XIX в. профсоюзы наконец-то легализовались. В 1868 г. был образован Британский конгресс тред-юнионов, в 1898 г. Бельгийская рабочая партия образовала профсоюзные комиссии. В 1906 г. началось организованное профсоюзное движение в России. В конце XIX — начале XX в. в индустриальных странах постепенно формируется трудовое законодательство. В 1919 г. была образована Международная организация труда (МОТ). Однако социального партнерства еще не существовало. В результате мирового экономического кризиса 1929—1933 гг., и Второй мировой войны, позиции капитала в развитых странах были подорваны, что заставило его искать пути сотрудничества с профсоюзами. После Второй мировой войны в развитых капиталистических странах профсоюзное движение стало реальной силой и поэтому сложилось новое соотношение сил между наемными работниками, работодателями и соответственно менялась роль государства. В первой половине XX в. произошло усиление концентрации производства, усложнение экономических связей, обострение социальных проблем и усиление милитаризации экономики, произошло расширение экономических функций государства, появилось экономически активное государство, которое вмешивалось в регулирование не только экономических, но и социальных отношений. Государственная политика включала программы достижения высокого уровня жизни населения путем создания государственной системы образования, здравоохранения, жилищного строительства, программы социального обеспечения, регулирования минимального размера заработной платы. Именно создание Международной организации труда (МОТ) и ее целенаправленные усилия по содействию внедрению в практику регулирования социально-трудовых отношений коллективно-договорных форм также сыграли роль своеобразного катализатора развития системы социального партнерства. МОТ выработала около двух десятков конвенций и рекомендаций, реализация которых позволила многим странам выстроить свой механизм коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Становлению новой системы регулирования социально-трудовых отношений в развитых странах в немалой степени способствовало также развитие в послевоенный период институтов гражданского общества, формирование и развитие демократических процедур принятия решений как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельных предприятий. Таким образом, возникновение в 60—70-х гг. XX в. в развитых странах договорной формы регулирования социально-трудовых отношений явилось результатом длительного экономического и социально-политического развития, оно стало возможным благодаря целому ряду объективных и субъективных условий: усиление концентрации и централизации капитала и как следствие этого изменение форм организации труда и характера взаимоотношений наемных работников и работодателей в процессе производства; рост сплоченности рабочего и профсоюзного движения; активная социальная политика государства; развитие демократических процедур управления обществом и др. Все эти факторы в совокупности составляли основу возникновения новой формы регулирования СТО – социального партнерства. |
|